Полезные открытия и перспективные прорывы» — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Полезные открытия и перспективные прорывы»

2021-10-05 149
Полезные открытия и перспективные прорывы» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Российской Федерации

«Современная российская наука:

Полезные открытия и перспективные прорывы»

Цели урока:

1. Показать роль науки в жизни людей.

2. Показать необходимость бережного отношения к окружающей среде.

3. Представить достижения современной российской науки и технологий.

4. Показать важность достижений науки для практического применения в различных отраслях экономики.

Средства:

1. Компьютер с выходом в интернет.

2. Демонстрационный проектор и экран.

 

Карта урока

Мо-дуль Время Действие учителя Видео/Интерактив
1 От 6 до 9 мин. 1. Приветствие учащихся 10-11 классов. 2. Рассказ учителя о том, что такое «Год науки» и почему 2021 год стал «Годом науки». 3. Просмотр видеоролика. Логотип «Год науки»   Вводное видео для 10-11 классов – 8 минут
2 2 мин. Диалог с учениками по материалам просмотренного видеоролика и об их знаниях в области науки  

3

  Модули по выбору  
7-9 мин. Рассказ об истории становления науки. Вопрос: что такое наука сегодня? Интерактивная лента времени «Открытия российских ученых и исследователей» и/или Интерактивная лента времени «Изобретения российских ученых и исследователей» «Лента времени» (количество изобретений и открытий – по выбору учителя)
5-6 минут Рассказ об истории становления науки. Показ карточек, вопросы об ученых, представляющих каждую узнанную науку, рассказ об ученом с карточки. Карточка по химии – последняя Показ 12 карточек и 12 портретов ученых
4 мин. Показ интерактива о наследии Д.И. Менделеева, краткий рассказ о различных сторонах его деятельности   Карточка с предметом «химия» и портретом Д.И. Менделеева и интерактив «Наследие Д.И. Менделеева»
4 2 мин. Рассказ о разработках и достижениях современной науки в области химии, астрофизики и т. д.  
5 6 мин. Интерактивная схема «На стыке наук»   Диалог с учениками о том, как еще наука служит людям «На стыке наук»
6 2-3 мин. Обсуждение этической составляющей науки. (Подсказки: клонирование, создание ядерного оружия, генно-модифицированные объекты и генная инженерия, которую в некоторых странах пытаются использовать для получения «нового» человека, другие ответы учеников)  
7 4 минуты Интервью молодых ученых (на выбор учителя) В.К. Пичугина. «История образования» Л. Колупаева «Нейтрино» Ю. Малышкин. «Байкальский нейтринный телескоп» М. Лалковичова. «Влияние радиации на живой организм» Интервью молодых ученых

8

1 минута Подготовка к проведению интерактивных заданий. Деление класса на команды. В каждой команде выбирается капитан, он и дает ответ от всей команды. Таблица с командами для ведения счета игры
  Интерактив по выбору учителя  
5-7 минут Филворд «Научные приборы и инструменты» Филворд «Научные приборы и инструменты»
4-5 минут Интерактивная викторина «Электронный микроскоп» «Электронный микроскоп»
13-15 минут Интерактивная викторина «Своя игра: грани науки» (как «Своя игра») «Своя игра: грани науки»
9 1-2 минуты Определение команды-победительницы, подведение итогов урока  

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Описание урока

Урок строится по модульной технологии. В карте урока размещены модули, представляющие собой завершенные структурно-смысловые блоки, из которых может конструироваться урок учителем. Всего предлагается 9 блоков-модулей. Компоненты в модулях 3 и 8 предлагаются по выбору учителя в зависимости от подготовленности учеников.

Учителю рекомендовано заранее ознакомиться с представленной картой урока и методическими рекомендациями по его проведению, отобрать модули для проведения урока. При этом необходимо учитывать, что время, указанное для проведения интерактивов, является примерным и может варьироваться в зависимости от уровня подготовки класса, количества обучающихся, их интересов.

 

Проведение урока

Модуль 1

Учитель: Здравствуйте, ребята! Наш урок сегодня посвящен важному событию в жизни страны — Году науки и технологий. Почти на всех занятиях в школе так или иначе вы изучаете различные науки, и понятно, что для того, чтобы жить в современном мире, надо многое знать и многое уметь. Но почему такое внимание уделяется науке? Давайте посмотрим небольшой видеофильм и попытаемся найти ответ на этот вопрос.

Вводное видео

Текст за кадром: История существования человечества насчитывает много тысячелетий. На протяжении всего времени человек задаётся массой вопросов, для ответов на которые нужны новые знания. А каким образом получить эти знания?

Новые знания мы получаем, когда исследуем окружающий нас мир, ставим различные опыты и эксперименты, пытаемся постичь и узнать что-то новое.

Проанализировать и систематизировать полученные знания позволяет наука.

Наука не стоит на месте. Благодаря ей мы живём в современном высокотехнологичном мире — используем электрическую и ядерную энергию, пользуемся Интернетом, мобильной связью, различными электронными устройствами.

Мы летаем в космос, опускаемся в глуби́ны океана. Мы способны разгадать тайны забытых языков и создать новые формальные языки (языки программирования).

Все эти технологии, эти новые возможности человек получил благодаря тому, что занимался развитием науки, фундаментальными исследованиями.

История человечества свидетельствует о постоянном возрастании потребностей человека, всё возрастающем потреблении природных ресурсов.

Такие природные ресурсы, как вода, нефть, газ, лес, которые активно использует человечество, не бесконечны, они ограничены. Зачастую активная добыча полезных ископаемых, сжигание ископаемого топлива, производственные процессы негативно влияют на окружающую среду и здоровье человека.

Поэтому для того, чтобы сохранить животный и растительный мир, здоровье как нашей планеты, так и людей, живущих на ней, важно развивать науку.

2021 год в России объявлен Годом науки и технологий.

Одной из задач национального проекта является знакомство с передовыми исследованиями и достижениями российской науки в различных сферах: в области искусственного интеллекта, в медицине, космической отрасли, энергетике будущего, нанотехноло́гиях и фундаментальных научных исследованиях.

Советская и российская наука имеет многовековые традиции. Начиная с 1999 года, ежегодно в нашей стране 8 февраля празднуется день науки. Именно в этот день в 1724 году по указу Петра Первого была основана Российская академия наук.

Огромный вклад в мировую науку внесли такие учёные, как: Леонард Э́йлер, Михаил Васильевич Ломоно́сов, Дмитрий Иванович Менделе́ев, Константин Эдуардович Циолко́вский, Николай Иванович Лобаче́вский, Владимир Иванович Верна́дский и многие другие.

Среди наших соотечественников есть лауреаты Но́белевской премии по физике, химии, биологии: Лев Дави́дович Ланда́у, Пётр Леонидович Капи́ца, Жо́рес Иванович Алфёров, Николай Генна́диевич Ба́сов, Александр Михайлович Про́хоров, Иван Петрович Па́влов, Илья Ильич Ме́чников, Николай Николаевич Семёнов и другие талантливые учёные, которые стали известны на весь мир.

Благодаря советским учёным был создан искусственный спутник Земли, запуск которого в 1957 году именуется началом космической эры человечества. Ровно шестьдесят лет назад в апреле 1961 года состоялся первый полёт человека в космос, который совершил Юрий Гага́рин. Через два года после этого события на космическом корабле «Восток-6» полетела в космос первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешко́ва. Спустя ещё два года в 1965 году с космического корабля «Восход-2» космонавт Алексей Лео́нов осуществил первый в мире выход человека в открытый космос.

Россия — великая космическая держава. Многие годы на орбите Земли находится международная космическая станция, идёт подготовка космической экспедиции человека на Марс.

А в 2020 году появилась точная, достаточно подробная карта Вселенной в рентге́новском диапазоне, которую удалось составить благодаря проекту Федеральной космической программы России с участием Германии.

В течение года в космосе работали два рентге́новских телескопа, установленных на борту российской астрофизической обсервато́рии Спектр-Ренге́н-Гамма. Благодаря составленной карте можно будет путешествовать среди звёзд так же, как мы ездим по обычным дорогам, ориентируясь по спутниковой навигации.

Благодаря трудам Николая Геннадиевича Ба́сова и Александра Михайловича Про́хорова в России были созданы первые лазеры.

Лазерная техника начала стремительно развиваться, и сейчас она применяется в биологии, медицине, технике, промышленности — везде.

Открытия Жо́реса Ивановича Алфёрова в области физики полупроводнико́в стали основой для создания современных электронных устройств, без которых уже немыслим современный мир: мобильных телефонов, проигрывателей компакт-дисков, оптоволоко́нной связи и многих других. Работы Алфёрова открыли людям дорогу в эру электроники и цифровых технологий.

Благодаря созданию лазеров и ускорителей заряженных частиц стало возможно проводить сверхточные операции по удалению больных клеток в организме человека, не повреждая окружающие здоровые ткани.

Ещё одним важным открытием в области медицины является разработка и внедрение вакцин для борьбы с распространением коронавирусной инфекции.

За последние годы российскими учёными были открыты новые химические элементы, в Антарктиде обнаружено озеро Восток, предложен новый способ получения графе́на, обнаружен новый подвид древних людей, названный Дени́совским человеком.

Учёные из России работают в международных экспериментальных проектах.

Россия внесла весомый вклад в создание в Европе Большого Адро́нного Колла́йдера, на котором в 2013 году была открыта фундаментальная частица материи — бозо́н Хи́ггса.

В настоящее время в Подмосковной Дубне́ реализуется крупный международный проект — сверхпроводя́щий колла́йдер НИ́КА, на котором можно будет исследовать те состояния вещества, которые существовали в первые мгновения рождения нашей Вселенной, а сейчас существуют в нейтро́нных зве́здах.

В 2010 году началось строительство уникальной установки — термоядерного реактора ИТЭ́Р, как прообраза термоядерной электрической станции будущего. Россия играет лидирующую роль в этом крупнейшем международном проекте. В основе проекта лежат идеи и методы, разработанные российскими учёными в Курча́товском институте.

Кто же занимается наукой, что за люди делают большие и маленькие открытия?

Современный учёный, как и во все времена, — это человек, который пытается понять, как образовался и устроен мир, из чего мы состоим, и что нас окружает, что там — за линией горизонта, и где границы Вселенной. Ответы на все эти вопросы даёт наука.

Фундаментальная наука играет важнейшую роль для формирования образованного высокоразвитого общества. Поэтому в Год науки и технологий особое внимание уделяется самой науке и людям науки. Это поможет нам сделать ещё один шаг в познание природы, общества и человека.

 

Можно использовать более короткий вариант вводного видео для учащихся 7-9 классов – 5 мин.

 

Модуль 2

Учитель: Мы увидели, что наука прежде всего нужна людям. Наука призвана защитить планету. А что еще вы увидели в фильме?

(Задает вопросы, обсуждение видеофильма, ответы свободные).

Модуль 3

Вариант 1

Учитель: Получается, что сегодня вопрос, нужна ли нам наука, устарел, и ответ на него всем известен — да, нужна. Но что такое наука? Это «система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления». Почему мы не относим к науке технологии? Здесь тоже ответ понятен: технологии не формируют новое знание, человек использует уже имеющиеся знания при разработке новых технологий. Однако наука и технологии всегда существовали вместе. Ведь чтобы получить новое знание, нужно было изобрести и построить новые инструменты, сохранить результаты и передать их потомкам. В первых книгах по астрономии, географии и оптике Клавдий Птолемей дал обобщенный свод знаний своего времени. Александрийская научная школа, ярким представителем которой и был Птолемей, перестала существовать после 640 года, когда во время завоевания Александрии арабами сгорела знаменитая Александрийская библиотека. В 1428 году великий внук Тимура, правитель Самарканда и глава династии Тимуридов - Мирзо Улугбек, построил лучшую по тому времени обсерваторию. Просуществовала она несколько десятилетий, и после убийства Улугбека религиозными фанатиками была разрушена ими до основания.

Через сто лет король Фредерик II по ходатайству датского астронома Тихо Браге построит первую в Европе обсерваторию «Ураниборг». На строительство обсерватории король израсходует «больше бочки золота» (это около полутора миллионов долларов в пересчете на современный курс). Но и эта обсерватория просуществует недолго.

В Европе наука начала оформляться в XVII–XVIII вв., когда возникли первые научные общества и академии. В это время появляются новые типы сообществ ученых. Например, естествоиспытатели общаются не только в академиях, но и в рамках так называемой «Республики ученых», основанной на частной переписке на латыни между исследователями. Переписка, в которой излагались результаты экспериментов и объясняющие их гипотезы, стала средством совместного обсуждения полученных результатов исследования. Наряду с фолианто́м (древней книгой), в котором излагается система взглядов на природу, письма ученых друг другу становятся средством закрепления и передачи научного знания. (Не напоминает ли эта ситуация нынешнюю: вместо латыни английский язык, а «Республику …» заменил Интернет? Для ученых всегда важно общаться и обмениваться информацией для развития науки.)

Позже возникают научные журналы. Научная статья (так же, как и монография) становится основным продуктом научной деятельности. Латынь уступает место национальным языкам. «Республика ученых» заменяется множеством сообществ, возникших в XVII — начале XVIII в. (Лондонское Королевское общество – 1660; Парижская академия наук – 1666; Берлинская академия наук — 1700; Петербургская академия наук — 1724), «Французская консерватория (хранилище технических искусств и ремесел» (1790), «Собрание немецких естествоиспытателей» (1822), «Британская ассоциация содействия прогрессу» (1831) и др. Меняется система образования. В университетах возникает новая сеть учебных предметов, включающих, кроме традиционно гуманитарных, естественнонаучные и технические дисциплины.

И в нашей стране наука и технологии развивались несколько сотен лет. В первую очередь, это было все, что связано с металлургией. Наша страна стала родиной первого парового двигателя и подводной лодки, паровоза и велосипеда, ледокола и нефтепровода.

Из интерактивных лент времени «Изобретения российских учёных и исследователей» и «Открытия российских учёных и исследователей» учитель выбирает необходимое количество изобретений и открытий, иллюстрирующих достижения российской науки, ее историю и современность. Необходимые пояснения находятся на карточках.

Показ «Лент времени»

 


Пример

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Инфо

 

Список изобретений

Год Название Автор Рисунок Описание
1. 1763 Пароатмосферный двигатель Иван Иванович Ползунов   Первая в России паровая машина была спроектирована изобретателем Иваном Ивановичем Ползуновым в 1763 г. Паровая машина Ползунова имела огромные размеры: её высота достигала 11 м, диаметр парового котла составлял порядка 3,5 м, а паровые цилиндры имели высоту 2,8 м. Она приводила в действие заводские механизмы, подача воды и пара в цилиндры была полностью автоматизирована.
2. 1791 Трёхколёсная самокатка с рулевым приводом и коробкой передач Иван Петрович Кулибин Русский изобретатель и механик-самоучка Иван Петрович Кулибин создал большое количество всевозможных приспособлений. Среди его изобретений золотые механические часы, в которых кроме уникального часового механизма помещались крошечный театр-автомат с подвижными фигурками и музыкальный аппарат; конструкция протеза — механической руки и ноги для ампутированных частей тела; первый в мире лифт, который представлял собой кресло-подъёмник для передвижения по этажам Зимнего дворца, сконструированный специально для Екатерины II и другие. В 1791 г. он представил трёхколёсную самокатку с рулевым приводом, подшипниками скольжения, тормозным устройством и коробкой на 3 передачи. Она развивала скорость до 15 км/ч.
3. 1802 Гальваническая батарея и электрическая дуга Василий Владимирович Петров   В 1802 г. электротехник-самоучка Василий Владимирович Петров сконструировал огромную батарею, состоящую из 2100 пар медных и цинковых кружков, которые были разделены бумажными прокладками, смоченными нашатырём. В то время это была самая большая и мощная гальваническая батарея в мире, а её суммарная длина составляла 12 м. Соединив полюсы батареи угольными электродами, Петров впервые наблюдал образование между ними электрического разряда (электрической дуги). Петров указал на возможности практического применения получаемого электрического разряда в искусственном освещении.
4. 1823 Установка для перегонки нефти Братья Дубинины Первую в мире перегонку нефти на заводской установке осуществили в России крепостные крестьяне братья Василий, Герасим и Макар Дубинины в 1823 г. Построенный ими вблизи Моздока нефтеперегонный завод явился родоначальником предприятий, появившихся в США лишь 40 годами позже.
5. 1832 Телеграф Павел Львович Шиллинг     Первый электромагнитный телеграф создал в 1832 г. русский учёный Павел Львович Шиллинг. Телеграфный аппарат включал в себя передатчик и приёмник, соединённые между собой проводами. Шиллинг также разработал свой код для каждой буквы или цифры, который являлся первым в мире двоичным кодом. Таким образом, Шиллинг заложил основы кодирования информации, на основе которых сегодня работает всё компьютерное оборудование.
6. 1833 Паровоз Братья Черепановы Первый в России паровоз был построен механиками отцом и сыном Ефимом Алексеевичем и Мироном Ефимовичем Черепановыми в 1833—1834 гг. (через 4 года после знаменитого английского локомотива «Ракета»). Паровоз Черепановых возил вагоны с рудой массой более 3 т со скоростью 13—14 км/ч.  
7. 1834 Электродвигатель Борис Семёнович Якоби Один из первых электродвигателей построил русский учёный, академик Борис Семёнович Якоби в 1834 г. Электродвигатель мог поднимать груз массой 4—5 кг на высоту примерно 30 см в секунду, что составляло мощность около 15 Вт. Двигатель Якоби был самым совершенным электротехническим устройством того времени. С тех пор электродвигатели получили самое широкое распространение в технике, быту и на транспорте.
8. 1847 Анестезия Николай Иванович Пирогов Основоположник русской военно-полевой хирургии Николай Иванович Пирогов совершил ряд революционных открытий в медицине. Он первым применил для обезболивания эфирный наркоз, получивший широкое распространение в мире. Благодаря этой технологии в условиях военного времени были спасены тысячи жизней.
9. 1874 Электрическая лампочка Александр Николаевич Лодыгин В 1874 г. русский инженер Александр Николаевич Лодыгин получил патент на изобретение лампы накаливания. Основным её элементом был тонкий угольный стержень, который помещался в сосуд с выкачанным воздухом. Срок службы первых ламп был небольшим — всего 30—40 мин. Позднее Лодыгин предложил заменить угольную нить вольфрамовой, которая и сейчас используется в современных лампах накаливания.
10. 1876 Дуговая лампа Павел Николаевич Яблочков   В 1876 г. русский электротехник Павел Николаевич Яблочков изобрёл дуговую лампу. Она представляла собой два угольных стержня, которые разделялись изолирующей вставкой. При подключении к источнику света между стержнями образовывалась электрическая дуга, которая давала яркий свет. «Свеча Яблочкова», как её стали называть, стала прообразом современной дуговой лампы.
11. 1876 Подводная лодка Степан Карлович Джевецкий Конструктор подводных судов XIX в. Степан Карлович Джевецкий в 1876 г. разработал проект одноместной подводной лодки. В 1878 г. с её помощью он успешно прикрепил мину к стоящему на якоре судну. Вторая субмарина на 4 места была выпущена в 1879 г. На испытаниях Джевецкий прошёл на ней под царской шлюпкой и преподнёс букет орхидей императрице Мирии Фёдоровне.
12. 1883 Самолёт Александр Фёдорович Можайский Александр Фёдорович Можайский — родоначальник авиации, в 1883 г. построил и испытал первый в мире самолёт. Это произшло на 20 лет раньше американцев братьев Райт, которых долгое время считали изобретателями аэроплана. Расчёты и эксперименты Можайского легли в основу отечественного авиастроения.
13. 1888 Фотоэлемент Александр Григорьевич Столетов   Русский физик Александр Григорьевич Столетов в 1888 г. осуществил опыт, наглядно продемонстрировавший внешний фотоэффект — вырывание электронов из вещества падающим светом. Для постановки своих опытов Столетов создал экспериментальный прибор, ставший прообразом современных фотоэлементов. Сегодня фотоэлементы широко применяются в различных областях нашей жизни.
14. 1895 Радио Александр Степанович Попов Русский физик Александр Степанович Попов в 1895 г. создал первый в мире радиоприёмник, но не оформил патент на это изобретение (поэтому официально во многих странах изобретателем радио считают итальянца Гульельмо Маркони, который создал свою телеграфную установку почти одновременно с Поповым). В 1898 г. в Париже началось производство корабельных радиостанций системы Попова, а в 1901 г в Кронштадте — выпуск радиоаппаратуры для военно-морского флота.
15. 1898 Ледокол «Ермак» Степан Осипович Макаров Степан Осипович Макаров, вице-адмирал русского флота, океанограф, руководил разработкой первого русского ледокола «Ермак». Ледокол был спущен на воду в 1898 г. и вскоре выполнил первое задание, выведя из ледяного плена 11 пароходов в Северном Ледовитом океане. Во время I и II  Мировых войн «Ермак» спасал боевые корабли.
16. 1899 Электромобиль Ипполит Владимирович Романов     Русский инженер и изобретатель Ипполит Владимирович Романов в 1899 г. в Санкт-Петербурге представил первый в России электрический четырёхколесный экипаж, рассчитанный на перевозку двух пассажиров. Скорость движения машины составляла около 39 км/ч, но очень сложная система подзарядки позволяла пройти на этой скорости только 60 км. Этот электромобиль стал праотцом известного нам троллейбуса.
17. 1905 Метод измерения артериального давления   Николай Сергеевич Коротков   В современной медицине для определения кровяного давления используется метод, предложенный в 1905 г. российским врачом Николаем Сергеевичем Коротковым. Он заключается в прослушивании с помощью стетоскопа звуков, которые появляются при прохождении крови через суженную артерию. Для измерения артериального давления методом Короткова используются механические и электронные тонометры.
18. 1911 Парашют Глеб Евгеньевич Котельников Русский изобретатель Глеб Евгеньевич Котельников в 1911 г. изобрёл первый ранцевый парашют, сменивший ненадёжные «зонты», которые до этого использовали лётчики. Во время Первой мировой войны его куполами экипировали авиаторов. Конструкция спасательного парашюта Котельникова применяется до сих пор.
19. 1913 Четырёхмоторный самолёт Игорь Иванович Сикорский Авиаконструктор и учёный Игорь Иванович Сикорский в 1912–1913 гг. разработал первый в мире четырёхмоторный самолёт «Русский витязь» и установил рекорд продолжительности полёта — 1 час 54 минуты. В 1913 г. Сикорский представил ещё более мощный самолёт «Илья Муромец», ставший гордостью императорских военно-воздушных сил.
20. 1913 Гидросамолёт Дмитрий Павлович Григорович Российский инженер Дмитрий Павлович Григорович в 1913 г. изобрёл первый в мире гидросамолёт М-1. Год спустя он разработал деревянный биплан, принятый на вооружение императорскими военно-воздушными силами. Биплан использовался на фронтах Первой мировой войны в качестве разведывательного самолёта и корректировщика артиллерийского огня.
21. 1915 Противогаз Николай Дмитриевич Зелинский Русский и советский химик-органик Николай Дмитриевич Зелинский в 1915 г. создал первый эффективный противогаз с угольным фильтром и защитным резиновым шлемом, благодаря которому удалось защитить солдат во время химических атак Первой мировой войны. Учёный отказался патентовать своё изобретение, считая неблагородным делом наживаться на человеческих страданиях.
22. 1923 Телевидение Владимир Козьмич Зворыкин   Русский инженер и изобретатель Владимир Козьмич Зворыкин в 1923 г. подал патентную заявку на иконоскоп — передающую телевизионную трубку, а в 1924 г. на кинескоп — приёмную телевизионную трубку. Эти два изобретения составили первую полностью электронную телевизионную систему. В.К. Зворыгина называют «отцом» современного телевидения.
23. 1934 Излучение Вавилова—Черенкова Павел Алексеевич Черенков   Советский физик Павел Алексеевич Черенков в 1934 г. обнаружил специфическое голубое свечение жидкостей при воздействии на них гамма-излучения. Позже было установлено, что это свечение вызывается электронами, движущимися со скоростями, превышающими скорость света в данной среде. Теоретическое объяснение этого явления разработали в 1937 г. Игорь Евгеньевич Тамм и Илья Михайлович Франк. В 1958 г. Черенков, Тамм и Франк были награждены Нобелевской премией по физике. Черенковское излучение лежит в основе работы детекторов быстрых заряженных частиц.
24. 1946 1954 Атомный реактор Игорь Васильевич Курчатов Стрела времени… Под руководством советского физика Игоря Васильевича Курчатова (Институт атомной энергии) в 1954 г. построена и запущена в эксплуатацию первая в мире атомная электростанция — Обнинская АЭС. Ему же принадлежит серия глобальных открытий в области ядерной физики. В их числе — создание первого в Европе атомного реактора (1946), первой в СССР атомной бомбы (1949), первой в мире термоядерной бомбы (1953).
25. 1960 Лазер Александр Михайлович Прохоров   Николай Геннадиевич Басов   Лазеры стали неотъемлемой частью нашей жизни   Советский и российский физик Александр Михайлович Прохоров, один из основателей квантовой электроники и создатель лазерных технологий, совместно с Николаем Геннадиевичем Басовым в 1964 г. стал обладателем Нобелевской премии по физике «за фундаментальные работы в области квантовой электроники, которые привели к созданию генераторов и усилителей на лазерно-мазерном принципе». Благодаря работам советских учёных стала активно развиваться лазерная техника во всём мире. Сегодня она применяется в биологии, медицине, технике и промышленности.
26. 1963 Полупроводниковый лазер Жорес Иванович Алфёров   В конце 1960-х гг. советский и российский физик Жорес Алфёров сконструировал первый в мире полупроводниковый лазер на выращенных им гетероструктурах. Открытия Алфёрова заложили основу современной информационной техники. Это лазеры, передающие информационные потоки посредством оптоволоконных сетей Интернета; технологии, лежащие в основе мобильных телефонов;  устройства, декорирующие товарные ярлыки;  запись и воспроизведение информации CD-дисков и многое другое. В 2000 г. академик Жорес Алфёров удостоился Нобелевской премии по физике.
27. 2004 Получение графена Андрей Константинович Гейм Константин Сергеевич Новосёлов   Один из первых методов получения графена был предложен в 2004 г. российскими учёными Андреем Константиновичем Геймом и Константином Сергеевичем Новосёловым, которые за свои открытия в 2010 г. получили Нобелевскую премию по физике. Графен — это самое тонкое соединение, известное человеку, оно имеет толщину, соответствующую размеру одного атома. Графен — самый лёгкий из известных материалов, и одновременно он обладает прочностью, в 100–300 раз превышающей прочность стали.

Пример

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Инфо

 

Список открытий

Год Название Автор Рисунок Описание
1. 1761 Открытия в области химии, физики и астрономии Михаил Васильевич Ломоносов     Русский учёный Михаил Иванович Ломоносов (1711—1765) сделал ряд открытий в области химии, физики и астрономии, которые на десятилетия опередили работы западноевропейских учёных. Он развил атомно‑молекулярные представления о строении вещества, высказал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Ломоносов создал теорию света и ряд оптических приборов, открыл атмосферу на планете Венера, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Также известны его труды в области истории.
2. 1820 Открытие Антарктиды Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен Михаил Петрович Лазарев   Антарктида (вид из космоса)   16 (28) января 1820 года экспедиция под командованием Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена (1778—1852) и Михаила Петровича Лазарева (1788—1851) открыла Антарктиду. Помимо географических открытий (материк Антарктида и 29 островов), экспедицией было проведено много астрономических, океанографических, синоптических и этнографических наблюдений.
3. 1823 Неевклидова геометрия Николай Иванович Лобачевский   В геометрии Лобачевского сумма углов любого треугольника меньше 180°! Русский математик Николай Иванович Лобачевский (1792—1856) известен как создатель неевклидовой геометрии. В 1826 году учёный заявил, что пространство не плоское (как у Евклида), а имеет некую отрицательную кривизну. Сегодня с этим утверждением согласна физическая космология — наука, изучающая Вселенную.
4. 1869 Периодическая система химических элементов Дмитрий Иванович Менделеев   Рукопись Менделеева 1869 года, на которой приведен один из первых вариантов периодической таблицы в вертикальной форме В ходе работы над трудом «Основы химии», русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев (1834—1907) в феврале 1869 года открыл один из фундаментальных законов природы — периодический закон химических элементов, позволяющий не только с точностью определить многие свойства уже известных элементов, но и прогнозировать свойств

Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.