И признаки современной «реинкарнации» — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

И признаки современной «реинкарнации»

2021-10-05 27
И признаки современной «реинкарнации» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Германский фашизм гитлеровской формации стал самым выра- женным и трагическим воплощением этой человеконенавистнической теории и практики. Два десятка лет, не считая периода его латентного созревания, эта практика пронизывала все стороны жизни немецкого общества и государства. В предыдущей главе показано, что она была гораздо более обширной, чем только германский вариант. Но именно в Германии процессы шли системно, экстремально, и их изучение по- могает понять природу фашизма и механизмы его зарождения и ге- незиса. Только ли историческое значение имеют такие данные? Нет, явление носит фундаментальный характер, связано с сохраняющимся биологическим началом природы и развития человеческого сообще- ства, имманентно его эволюционному движению в истории. Отсюда вытекает, что фашизм похож на спящий вирус в организме. Полностью уничтожить такой вирус невозможно, можно только лишь подавить его активизацию и вновь загнать в спящий режим. Но новые рецидивы обязательно наступят. От того, насколько человечество научится рас- познавать первые признаки такого просыпания, зависит способность предотвратить очередное обострение «болезни». Поэтому детальное изучение именно германского «опыта» необходимо прежде всего для современных политических и государственно-строительных практик. В современном мире, в современной России (см. главу 6) признаки про- сыпания вируса фашизма слишком очевидны. Нужно распознавать их, нужно вырабатывать способы борьбы с ними.

Как случилось, что в Германии установился нацистский режим, приведший к самой кровавой трагедии в истории человечества? Почему немецкий народ не остановил трагедию? Существует представление, что это был культурный сбой. Иными словами, случайность. Но встав на такую позицию, естественно, ни объяснить причины возникновения фашизма, ни предотвратить новой фашизации в будущем невозможно. Возможен и иной подход, нацеленный на выявление системных при- чин, идеологических (массовых «ценностных») источников фашизма. Понимание закономерностей рождения и развития фашизма позволяет выявить потенциальные угрозы современной фашизации.

Какие идеологические предпосылки предшествовали германскому нацизму как составной части германского фашизма? Существовало несколько составляющих его генезиса (рис. 3.1).


 

Рис. 3.1. Идейные истоки фашизма в Германии

 

Расовая теория

Практика европейского колониализма еще с XVIII в. обосновыва- лась «превосходством» белого человека. Вступление Германии в конце XIX столетия в борьбу за колонии подтолкнуло рост популярности расистских концептов.

Принципиальное значение для формирования немецкой расовой школы сыграла фигура натурализовавшегося в Германии английского аристократа Хьюстона Чемберлена1. Его работа «Основания XIX сто- летия» будет названа императором Вильгельмом II книгой величайшей важности. Суть идей Чемберлена заключалась в том, что все великие достижения человечества — в политике, искусстве, литературе, филосо- фии, религии — были продуктом деятельности германцев. Культурные прорывы в истории неевропейских народов объяснялись наличием в них германской расовой компоненты. От Чемберлена пошло целое направление выявления присутствия белой расы как творца истории в культурах Востока и даже доколумбовой Америки. В мифологии и исторических преданиях всего мира искались предания о белокурых и голубоглазых предках. Велся подсчет сколько древнегреческих богов и героев имели светлые волосы. Получалось большинство, что служило

«доказательством» германскости эллинов. Утверждалось, что варновое деление в Древней Индии и у ариев в целом было делением в основе своей расовым. Даже распространенная практика отбеливания кожи в женском макияже, например в Китае, преподносилась как ритуал уподобления господствовавшей прежде высшей белой расе.

 

1 Чемберлен Х.С. Основания девятнадцатого столетия / пер. Е.Б. Колесниковой: в 2 т. СПб.: Русский миръ, 2012.


Понятие «арийская раса» постепенно вытесняется понятием «нор- дическая раса». Сторонниками пересмотра указывалось, что слово

«арийский», используемое прежде для противопоставления «семитско- му», не вполне точно, т. к. суть происходящей в мире борьбы состоит не в языковых, а в антропологических различиях. Арийский язык, заявляли новые немецкие расологи, могли принять и расово низшие народы, равно как семитскими языками могли овладеть группы со- вершенно разных рас. Классиком нордической теории стал герман- ский антрополог и евгенист, по базовому образованию филолог, Ганс Гюнтер. В 1935 г. он стал лауреатом первой премии НСДАП в области науки. Гюнтер не просто выделял белую европейскую расу, но, диф- ференцировав расовые типы самих европейцев, распределил их по ступенькам умственного развития. На высшую позицию по степени умственной одаренности был поставлен нордический расовый тип, на вторую — динарский и фальский, на третью — восточно-балтийский, на четвертую — альпийский, на пятую — средиземноморский. Главным историческим злом, приводящим к деградации высоких культур, вы- двигалось расовое смешение2. Гюнтер определил его применительно к индоевропейцам как «денордизацию». «Вопрос не в том, — писал он в книге «Расовые элементы европейской истории», — в какой мере нордическими являемся мы, ныне живущие люди, а в том, хватит ли у нас храбрости, чтобы подготовить мир для будущих поколений, очистив себя в расовом и евгеническом отношении. Денордизация ин- доевропейских народов длится столетиями; воля людей с нордическим мышлением должна перекинуть мост через столетия»3.

Так, казалось бы, наука закладывала основания массового полити- ческого и общественного сознания. Признать эти позиции научными никак нельзя.

Отношение к славянам увязывалось с той мерой, в которой каж- дый из славянских народов подвергся расовому смешению. Русские оценивались как наиболее расово смешанные из всех славян. Отсюда и различия политики нацистской Германии: от полной поддержки хорватских усташей до фактического этноцида в России.

Расовой теории в Третьем рейхе придавалось значение абсолютной научности, считалось, что посредством нее можно было получить ответ на любые вопросы общественной жизни. Она обретала черты полити- ческой догматики. О характерной немецкой системности в формирова- нии нового универсального учения свидетельствуют названия работ,

 

2 Гюнтер Г. Избранные работы по расологии. М.: Белые альвы, 2005.

3 Авдеев В.Б. Расология. М.: Белые альвы, 2005. С. 86.


изданных при национал-социалистах по расологической проблематике: Густава Гюнтера — «Нордическая раса среди индогерманцев Азии»,

«Религиозность нордического типа», «Урбанизация, ее опасность для народа и государства с точки зрения биологии и социологии», «Созда- ние правящей знати путем родового воспитания», «Выбор супружеской пары для счастья в браке и улучшения наследственности»; Фрица Ленца

«Раса как ценностный принцип»; Людвига Клаусса «Нордическая душа»,

«Арабская душа»; Пауля Шульце-Намбурга «Нордическая красота»; Ри- харда Даррэ «Свинья как критерий у нордических народов и семитов»; Отто Рехе «Раса и прародина индогерманцев»; Франца Шатенфро «Воля и раса»; Рихарда Эйхенауэра «Раса и музыка»; Зигфрида Каднера «Раса и юмор»; Вильгельма Эрбта «Всемирная история на расовой основе»; Фридриха Кайтера «Раса и культура»; Вильгельма Зиглина «Светлые волосы нордических народов в древности»; Эгона фон Эйкштедта

«Расология и расовая история человечества» и другие. Человеконена- вистническая теория антропологического превосходства одних над другими получала «научную» базу.

 

Евгеника

Из теории расового превосходства Гюнтера следовало, что необ- ходима практическая программа восстановления нордического типа. Получило распространение понятие «расовая гигиена». Гюнтер пояснял, что речь идет о науке, которая «исследует процессы отбора, процессы, которые происходят внутри каждого народа и могут вести к биологи- ческому прогрессу или вырождению».

В книге с характерным названием «Эсэсовец и вопрос крови» (1940 г.) необходимость «расовой гигиены» обосновывалась на осно- вании «аксиомы», что люди, худшие по своей природе, с более низким уровнем умственного развития, размножаются быстрее лучших пред- ставителей человечества. В итоге при отсутствии расовой политики, в условиях либерального равноправия и социалистического равенства, лучшие расы рухнут под возрастающим напором численно возоб- ладающих низших рас. При этом делалась ссылка на опыт США с их политикой законодательно закрепленной расовой сегрегации. Нацисты брали пример с Соединенных Штатов.

Национал-социалисты, Гитлер и компания не были изобретателями

«расовой гигиены». Они ссылались на данные «науки». Научное про- странство, в действительности, содержит много противоречащих друг другу выкладок и данных. Научный дискурс постоянен. Различные


научные теории и школы находятся между собой иногда в жестком оппонировании. Поэтому о научности расизма говорить не прихо- дится. Более того, с научной позиции человека истинного, человека категориального, антропологическое превосходство антинаучно и ан- тигуманистично. Ценностная или критериальная направленность на- учного анализа и проектирования управления является обязательным компонентом. Ценностной платформой нацистской идеологии было представление о расовом превосходстве, что с современных позиций являет собой абсолютно контрнаучную и контрчеловеческую позицию. И не случаен был таким образом в 1945 г. драматический конец целой страны и ее народа.

Первая научная конференция по расовой гигиене состоялась в 1911 г. в Дрездене. В 1921 г., еще до «пивного путча», было создано

«Международное общество по расовой гигиене». В университетах от- крывались профильные кафедры. Военный преступник из Освенцима Йозеф Менгеле получил докторскую степень за защиту диссертации

«Расовые различия структуры нижней челюсти». Диссертация была с успехом защищена, т. е. поддержана германским научным сообще- ством. Немецкая «наука» легитимизировала расизм.

Доктрина «расовой гигиены» развивалась далее в контексте гене- тики — учения о целевой селекции в применении к человеку. Идея состояла в том, что если люди неравны по самой своей природе, то для улучшения качества людского материала следует ограничить участие в воспроизводстве представителей низших антропологических типов. Для этого возможно либо установление жестких барьеров брачно- сти, либо стерилизация неполноценных индивидуумов. В 1927 г., еще в период Веймарской республики, при власти либералов, учреждается Институт антропологии, генетики человека и евгеники имени кайзера Вильгельма.

Теоретические основы евгеники были разработаны в XIX в. пионе- ром математической статистики Френсисом Гальтоном, двоюродным братом Чарльза Дарвина. Значительный вклад в становление евгеники внесло направление французской психиатрической медицины, акцен- тировавшей внимание на наследственности душевных болезней. Одним из лидеров этой школы — психиатром Б. Морелем был сформулирован

«закон прогрессивного вырождения». Под влиянием распространения этих идей Эмиль Золя пишет эпопею «Ругон-Маккары», посвященную истории фатальной наследственной дегенерации одной семьи. К началу XX в. евгеническое движение приобрело мировой характер. В Лондоне (1912 г.) и Нью-Йорке (1921 и 1932 гг.) созывались мировые конгрес-


сы евгенистов. Евгеническими идеями были увлечены Бернард Шоу и Герберт Уэллс4.

Нацисты принялись за реализацию евгенической платформы сразу по приходу к власти. Нюрнбергский закон 1933 г. запретил, как извест- но, браки арийцев с «расово неполноценными народами». Затем был принят закон о насильственной стерилизации душевнобольных.

Но это в 1930-е гг. для западного мира было вполне контекстно. Нацистская Германия была далеко не единственной страной, увлек- шейся евгеническими опытами. И если сегодня евгеническая идея рассматривается как иллюстрация порочности фашизма, то обвинение в фашизации можно адресовать всему Западу. Например, в Соединен- ных Штатах Америки к 1935 г. законы о принудительной стерилизации приняли 26 штатов, а еще 10 ожидали его принятия. В Калифорнии по соответствующему законодательству были стерилизованы 12 тысяч человек. В Индиане под действие закона попадали не только душевно- больные, но и эпилептики. Под влиянием евгенической пропаганды Конгресс США ввел в 1924 г. селективные ограничения на иммигра- цию, дифференцируя иммигрантов по цвету кожи. Среди европейских стран законы о принудительной стерилизации в конце 1920–1930-х гг. были приняты Данией, Норвегией, Швецией, Финляндией, Исландией, Эстонией, одним из швейцарских кантонов. Проект закона о «добро- вольной» стерилизации обсуждался парламентом Великобритании5.

Победа над нацизмом подорвала основания евгенических проектов. Однако законодательство о стерилизации с некоторыми модифика- циями продолжало применяться в ряде стран Запада. В США законы о стерилизации, распространявшиеся на 32 штата, были отменены только в 1973 г. За период с 1907 по 1960 г. по решению суда подверглось стерилизации 60 тысяч «нежелательных» лиц. При отмене евгенических законов ни в одном из штатов им не было дано оценки, по аналогии оценок соответствующей практики в фашистской Германии, как пре- ступления против людей. Прошло два десятилетия и в США вновь стали разрабатываться законопроекты, по которым преступникам предлагается стерилизация в обмен на сокращение срока заключения, а бедным в обмен на предоставление финансовой помощи6.

В Швеции евгенические законы продолжают действовать и в со- временности. «В Швеции, — свидетельствует журналист М. Заремба,

 

4 Бабков В.А. Заря генетики человека. Русское евгеническое движение и начало гене- тики человека. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 12, 19.

5 Там же. С. 24–25.

6 Там же. С. 25.


сравнение законодательства в вопросе о стерилизации с законодатель- ством фашистской Германии показывает, что они «отличаются только в деталях»7.

 

Консервативная революция

Нацизм в Германии как идеологическое течение вышел из немецкого национал-консерватизма. Это надо помнить современным российским сторонникам консервативной идеологии. Консерватизм возникает как стремление консервировать, сохранять в неизменности существующие принципы общежительства. Но в природе и обществе нет ничего неиз- менного. Расконсервация в этом отношении исторически неизбежна. И вот уже консерваторы, неспособные предотвратить изменения, ра- дикализуются, переходят на позиции реваншизма. Но это революция, обращенная назад. Национал-консерватизм, соответственно, эволю- ционировал к нацизму.

После поражения в Первой мировой войне немецкий народ оказался в состоянии фрустрации. Утрачиваются традиционные жизненные ори- ентиры, обрушиваются смыслы, размываются представления о добре и зле. Лишившись прежней идеологии, не выполняют своей функции институты воспитания. Повсеместно пропагандируются модели по- ведения, считавшиеся ранее пороком. По той же схеме все это будет впоследствии воспроизведено в начале 1990-х гг. в России, потерпевшей поражение в «холодной войне». «Было и еще одно средство спасения от действительности, — описывается атмосфера Веймарской республики в учебнике по истории Германии XX века, — погоня за удовольствия- ми. Если кайзеровский Берлин бряцал оружием, выставляя напоказ агрессивность молодого и мощного государства, то Берлин первых послевоенных лет точно так же отражал падение нравов побежден- ной, но по-прежнему великой нации. Германская столица с отчаянием показывала всему миру, что она превратилась в новый Вавилон, что раньше у кайзеровской Германии была первоклассная армия, а теперь у республики — первоклассные развлечения на все вкусы. Ужасающих размеров достигли наркомания и проституция8. Радикальной реакцией на происходящее разложение стал фашизм. Национал-консерватизм подготовил идейную почву жесткого неприятия буржуазного гедони- стического разложения.

 

7 Бабков В.А. Заря генетики человека. Русское евгеническое движение и начало гене- тики человека. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 25.

Патрушев А.И. Германия в XX веке: учебное пособие. М.: Дрофа, 2004. С. 163–164.


Понятие «консервативная революция» вообще-то оксюморон. Консерватизм антиреволюционен. Но невозможность оставаться на позиции консервации толкала консерваторов к принятию доктрины революции-реванша. Разрешением внутреннего противоречия теории

«консервативной революции» стал переход от консерватизма к фашиз- му. Понятие «консервативная революция» обязано своим распростра- нением в литературе Томасу Манну. Но еще в 1875 г. его апробировал в русской общественно-политической мысли Юрий Самарин. К данной дефиниции, как альтернативе прогрессивной революционности «бесов», апеллировал на страницах «Дневника писателя» Ф.М. Достоевский9.

На национал-консервативных позициях находился наиболее извест- ный европейский философ того времени Освальд Шпенглер. Писатель Эрнст Юнгер видел его заслугу в том, что им было выковано после разоружения Германии оружие новой идеологии. Ее основу составляло представление о том, что новые общественные порядки являются не проявлением прогресса, как утверждают либералы и социалисты, а при- знаком разложения, предвестником грядущей гибели. К своей гибели, полагал Шпенглер, фактически подошла Европа. Речь шла о Европе, доминировавшей тогда в мире, казалось, безальтернативно10.

Шпенглеровская теория была для немцев своеобразной компенса- цией за поражение, открытием того, что сами их победители, англичане и французы, исторически приговорены. Особое неприятие немецкого

 

9 Алленов С.Г. «Консервативная революция» в Германии 1920-х — начала 1930-х годов (Проблемы интерпретации). // Журнал «Полис» № 4. 2003; Дугин А.Г. Консервативная революция. М.: Арктогея, 1994; Пленков О.Ю. Мифы нации против мифов демократии: немецкая политическая традиция и нацизм. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997; Портнов А.Н., Портнов А.А. «Консервативная революция»: сущность, дискурс, некоторые фигуры // Вестник гуманитарного факультета ИГХТУ. 2008. Вып. 3. С. 107–114; Семеняка Е. Человек особого типа в консервативной революции (На примере анарха Юнгера и правого анархиста Эволы) // Intertraditionale. Международный альманах Традиции и Революции. 2010. № 1. С. 351–362; Семеняка Е. Эрнст Юнгер как лицо Консервативной Революции // Intertraditionale. Международный альманах Традиции и Революции. 2011.

№ 2. С. 359–367; Умланд А. «Консервативная революция»: имя собственное или родовое понятие? // Вопросы философии. 2006. № 2. С. 116–126; Фрайер Х. Революция справа. М.: Праксис, 2008; Mohler A. Die konservative Revolution in Deutschland 1918–1932. Ein Handbuch. Leopold Stocker Verlag, Graz 2005; Travers M. Critics of Modernity: The Literature of the Conservative Revolution in Germany, 1890–1933. Peter Lang Publishing, 2001; Herf J. Reactionary Modernism: Technology, Culture, and Politics in Weimar and the Third Reich, reprint edition. Cambridge University Press, 2002; Stern F. The Politics of Cultural Despair: A Study in the Rise of the Germanic Ideology. University of California Press, 1974; Woods R. The Conservative Revolution in the Weimar Republic. St. Martin’s Press, 1996.

10  Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993. Т.1; Т. 2. М., 1998.


философа вызывали французы. Французская революция рассматрива- лась им как выражение «садистского духа этой расы». Шпенглер крайне негативно относился и к породившей Французскую революцию идео- логии Просвещения. Именно в Просвещении он и другие сторонники теории «консервативной революции» видели начало разрушающего европейскую культуру тренда упрощения11.

Говоря о закате Европы, Шпенглер верил в возможность возрож- дения германского духа. Конечно, рассуждал он, немцы уже не смогут достигнуть уровня духовности Гете, но в условиях наступающего цезаризма они способны приблизиться к активности Цезаря, прояв- ляемой во внешней экспансии, борьбе за создание мировой империи. Англичане породили капитализм, установив господство денег и права. Но «меч победит деньги», немецкий героический воинский дух побе- дит торгашескую капиталистическую мораль. Будущее возрождение германского духа Шпенглер связывал с моделью государственного

«прусского социализма». От марксистского социализма он отличался тем, что связывался с немецкой идеей. Социализм для одной нации, достигаемый за счет военной экспансии, по сути идеологема фашизма во всех его компонентах была сформулирована12.

Многие идеологемы, вошедшие в идеологический арсенал национал- социалистов, обязаны своим происхождением умершему в 1925 году одному из лидеров немецких младоконсерваторов Артуру Меллеру ван ден Бруку. Именно он воскресил из средневековых хилиастиче- ских учений концепт Третьего рейха. Третий рейх должен, по логике тезис — антитезис — синтез, прийти на смену двум предыдущим рей- хам — Священной Римской империи и Германской империи Гогенцол- лернов, — став воплощением гармонии и торжеством духа.

Позиция Меллера ван ден Брука отличалась по ряду принципиаль- ных вопросов от позиции Гитлера, с которым он отказался сотрудничать и называл его «плебеем». Раса трактовалась им не в биологическом, как у нацистов, а в духовном смысле. Меллер ван ден Брук призывал к союзу Германии с Советской Россией против либерального Запада и видел в большевизме, в противоположность навязанному извне марксизму, культурно-исторический продукт русского народа. Но в данном случае важны не сами идеи, а то, как они были использованы практически в усилении фашизации общественного дискурса13.

 

11 Шпенглер О. Годы решения // http://www.samomudr.ru/d2/Shpengler%20Osvald%20

%20_GODY%20REShENIJ.pdf

12 Шпенглер О. Пруссачество и социализм. М.: Праксис, 2002.

13 Меллер ван ден Брук А. Миф о вечной империи и Третий рейх. М.: Вече, 2009.


Первое системное исследование по идеологии «Консервативной революции» в Германии, проведенное историком и политиком Армином Мелером, увидело свет в 1950 г.14 В нем был перечислен синонимический понятийный ряд, связанный с понятием «консервативная революция», позволяющий идентифицировать значительную часть идеологем, взя- тых на вооружение германским фашизмом. Выявленные идеологемы дифференцировались на три группы — общего употребления среди национал-консерваторов, используемых в правом и в левом направ- лении движения15.

 

Неоязычество и эзотерика

Неудовлетворенность современными общественными порядками мотивировала уход в глубь истории. Там в великом прошлом немцы брали духовный реванш за национальное унижение в настоящем. Чем глубже было это погружение в прошлое, тем больше возникал простор для мифотворчества, исторических мистификаций. Итогом ретроспек- ций стало формирование мифа о древних германцах, о героической дохристианской национальной истории. Политологической проекцией этого дискурса стал концепт языческого империализма. Конфликт с христианством здесь был предрешен. И действительно, Католическая церковь препятствовала членству своей паствы в НСДАП. С другой стороны, Гитлер в 1937 г. объявит о необходимости выхода членов партии из Церкви, превратившейся, по словам фюрера, во «врага не- мецкого народа»16.

Первоначально неоязычество выглядело достаточно безобидно, как изучение национальной культуры. Культурная вывеска камуфлировала радикальную политическую программу. Одной из организационных форм приобщения к языческому прошлому стало изучение творчества Рихарда Вагнера. Образы германских мифических героев в музыке Вагнера в совокупности с вагнеровским антисемитизмом позволили нацистам взять имя композитора на флаг своего движения. Членом одного из вагнеровских обществ был Адольф Гитлер. Нелишне указать, что статья Вагнера «Еврейство в музыке» в настоящее время внесена в Российской Федерации в Федеральный список экстремистских ма-

 

14  Mohler A. Die konservative Revolution in Deutschland 1918–1932. Ein Handbuch. Leopold Stocker Verlag, Graz 2005.

15 Синонимический ряд Консервативной революции по текстам Армина Мелера // http://elements.lenin.ru/8riad.htm

16  Патрушев А.И. Германия в XX веке: учебное пособие. М.: Дрофа, 2004. С. 222.


териалов и ее распространение преследуется по закону17. Таков был

«музыкальный фон» нацизма.

Другим форматом популяризации языческой культуры стало дви- жение Фелькиш (народное движение). Членами движения реконструи- ровались (чаще всего, в действительности, изобретались) народные ритуалы и символы. Устраивались этнические фестивали, соревнования по этническим видам спорта. Но с самого начала фелькиш обозначил свое противостояние и иудаизму, и католицизму. От культурологии он со временем все более эволюционировал в направлении политики18.

Неоязычество, не имея под собой достаточной исторической осно- вы, опиралось на эзотерику. Существует будто бы не утраченное еще полностью тайное знание, которым обладали древние посвященные. Восстановить это тайное знание — задача новой арийской науки. Уже через два года после прихода нацистов к власти в 1935 г. было созда- но «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков». Сокращенно «Аненербе» (наследие предков), возглавленное Генрихом Гиммлером. Тематикой «Аненербе» стало руническое письмо, эзотерика, символизм, сакральная география, геополитика, мифология, ариософия, архитектурные стили, песни и танцы, паранормальные явления. Устраивались специальные поис- ковые экспедиции в поисках наследия древних культур: в Скандинавию (1935 и 1936 гг.), в Карелию (1937 г.), на Ближний Восток (1938 г.), на Тибет (1938–1939 гг.), в Исландию (1938–1939 гг.), в Прибалтику (1939– 1940 гг.). Планировались экспедиции на Канарские острова, в Боливию, в Парагвай. Был всерьез предпринят розыск священной атрибутики мировой власти — чаши Грааля, меча короля Артура, копья Лонгина. Широкого размаха достигли археологические изыскания: проведены раскопки укреплений викингов ΙΧ в., цивилизаций Ближнего Востока и доколумбовой Америки, скифских курганов на территории оккупиро- ванной Украины. Доказывалось существование допотопного человека и культур, превосходящих своим интеллектуальным и духовным по- тенциалом современную цивилизацию19.

 

17 Вагнер Р. Еврейство в музыке // http://royallib.com/book/vagner_rihard/evreystvo_v_ muzike.html

18 Пушнер У. История мировоззрения и движения «фелькиш» // http://masters.donntu. org/2014/fknt/kolesnikova/library/article7.htm

19 Баринов И.И. Табу и мифы Третьего рейха. М., 2013; Васильченко А.В. Аненербе.

«Наследие предков» без мифов и тайн. М.: Рипол-классик, 2005; Васильченко А.В. Оккультный миф III рейха. М.: Яуза-пресс, 2008; Телицын В.Л. Проект «Аненербе». Наследие предков и Третий рейх. М.: АСТ, 2001.


Ганс Гербигер, отталкиваясь от древних мифов и календарных изысканий (в частности, календаря майя), создал космогоническую концепцию, объяснявшую возникновение рас, развитие и катастро- фическую гибель цивилизаций спиралевидным движением Луны к Земле. Современному спутнику предшествовали, по его теории, три других, столкнувшихся в конечном итоге с Землей. Эти столкновения вызвали катастрофы, описанные в мифах различных народов — от легенды о Всемирном потопе до гибели Атлантиды. Психофизическое строение рас, согласно Гербигеру, обусловливалось их происхождени- ем в периоды различной степени удаленности Луны или, как в случае с низшими расами, в периоды безлунья20.

Ключевую роль в формировании нацистской эзотерики сыграл Герман Вирт. Зарождение проекта «Ананербе» началось после посеще- ния Гиммлером организованной Виртом, профессором Мюнхенского университета, выставки под названием «Наследие немецких предков». В изданной еще в 1928 г. книге «Происхождение человечества» им была представлена так называемая «гиперборейская теория». Суть ее со- стояла в существовании в праистории двух противоборствующих друг с другом проторас. Собственно человек происходил с северного, по- гибшего впоследствии, материка Гиперборея, тогда как человеко-звери произошли с другого, погибшего материка Гондваны. Человеко-звери являются носителями материализма, вещественности, культивируют гедонизм. Вся человеческая история есть латентное противоборство этих сверхрас, что реконструируется через символы, мифы, прото- лингвистику. В соответствии с теорией Вирта давались практические рекомендации, построенные на выведении оптимальных соответствий этнического фенотипа и национальной культуры, начиная от символи- ки, заканчивая бытовыми предписаниями21.

Оккультист, один из руководящих сотрудников «Аненербе» Ф. Гай- льшер выдвинул программную задачу — восстановить утраченные магические отношения человека с природой и космосом. Устанавли- валась календарная корреляция обрядовых действий и политических предприятий со священными днями языческого года. Песни, танцы, шествия, жестикуляция рассматривались в качестве ритуальной прак- тики. Детально воспроизводились обрядовые церемонии крестоносцев и тибетских лам.

 

20  Бержье Ж., Повель Л. Утро магов М.: Русский раритет, 1992; Ледяной пророк Ганс Гербигер // http://www.bibliotekar.ru/encKat/3-20.htm

21 Вирт Г. Хроника Ура Линда. Древнейшая история Европы. М.: Вече, 2007; Дугин А.Г.

Гиперборейская теория. М., 1993; http://www.arctogaia.com/public/wirth/wirth3.htm


Другой германский эзотерик Вильгельм Тейдт стремился опреде- лить сакральные линии энергетической сети Земли, для чего была задействована группа лозоискателей. Древние, согласно его представ- лениям, обладали знанием о структуре геоэнергетической карты, при- меняя его и при выборе поля сражения, и при строительстве храмовых сооружений, и эти знания должны быть реконструированы арийской наукой22.

О том, что весь этот оккультизм не был маргинальным течением, которое существует едва ли не в каждом обществе, указывает размах деятельности «Аненербе». О нем можно получить представления из перечня структурных подразделений организации. Судя по нему, под новую фашистскую идеологию предполагалась тотальная революция в науках, причем не только в гуманитарных, но и в естественных.

Перечень отделов Немецкого общества по изучению древней германской истории и наследия предков:

- Исследовательский отдел астрономии.

- Исследовательский отдел биологии.

- Исследовательский отдел ботаники.

- Исследовательский отдел геологии и минералогии.

- Исследовательский отдел раскопок.

- Исследовательский отдел германского искусства.

- Исследовательский отдел геральдики и родовых эмблем.

- Исследовательский отдел германской архитектуры.

- Исследовательский отдел германской филологии и местного фольклора.

- Исследовательский отдел естествознания доисторического пе- риода.

- Исследовательский отдел индогерманских и финских культурных связей.

- Исследовательский отдел карстов и пещер (для военных целей).

- Исследовательский отдел метеорологии и геофизических иссле- дований.

- Учебно-исследовательский отдел энтомологии и борьбы с пара- зитами.

- Учебно-исследовательский отдел генетики растений.

- Учебно-исследовательский отдел индогерманской арийской куль- туры и языков.

 

22 Багдасарян В.Э. Эзотерическая доктрина и историческая наука в Третьем Рейх // Журнал. Армагеддон: актуальные проблемы истории, философии, культурологии. М., 1999. Книга 1.


- Учебно-исследовательский отдел истории индоевропейской ре- лигии.

- Учебно-исследовательский отдел народных легенд, сказок и саг.

- Учебно-исследовательский отдел германской культуры и местного фольклора.

- Учебно-исследовательский отдел народной медицины.

- Исследовательский отдел насыпных обитаемых холмов.

- Исследовательский отдел препарирования растений.

- Исследовательский отдел прикладной геологии.

- Исследовательский отдел прикладной социологии языка.

- Исследовательский отдел средних веков и новейшей истории.

- Учебно-исследовательский отдел Ближнего Востока.

- Отделение исследований индо-германской немецкой музыки.

- Учебно-исследовательский отдел германистики.

- Учебно-исследовательский отдел германской фольклористики.

- Учебно-исследовательское отделение германской традиции и эт- нографии.

- Учебно-исследовательский отдел топографии и ландшафтного символизма.

- Учебно-исследовательский отдел древней истории.

- Учебно-исследовательский отдел изобразительного и приклад- ного естествознания.

- Учебно-исследовательский отдел кельтских народов.

- Учебно-исследовательский отдел средневекового латинского языка.

- Учебно-исследовательский отдел истории индогерманского не- мецкого права.

- Учебно-исследовательский отдел истории первобытного общества.

- Учебно-исследовательский отдел первобытной истории.

- Учебно-исследовательский отдел коневодства.

- Исследовательский отдел классической филологии и Древнего мира.

- Учебно-исследовательский отдел культуры Северной Африки.

- Учебно-исследовательский отдел по письменам и символам.

- Учебно-исследовательский отдел рунологии.

- Учебно-исследовательский отдел философии.

- Отдел «Германский научный потенциал в действии».

- Отделение исследований оккультных наук.

- Учебно-исследовательский отдел Центральной Азии и экспеди- ций.


- Исследовательский отдел зоогеографии и зооистории.

- Исследовательский отдел общего естествознания.

- Исследовательский отдел остеологии.

 

Пангерманизм

К началу XIX столетия на политической карте Европы существовало около четырех десятков немецких государств. Наполеоновские войны, приведшие к гибели Священной Римской империи германской нации, катализировали их политическое объединение. Одним из первых с при- зывом к немецкой нации как целостной общности выступил в период французской оккупации философ Иоганн Фихте.

Основной вопрос для пангерманизма XIX в. состоял в том, кто выступит объединяющей силой немецкого народа. Реальных полити- ческих сил было две — Пруссия и Австрия. При «железном канцлере» Отто Бисмарке стало ясно, что германская консолидация будет осу- ществляться по прусскому сценарию23. «Аншлюс» Австрии, требование присоединения к Германии заселенных немцами Судетской области Чехословакии и обладающего статусом вольного города Данцига стали, как известно, прелюдией Второй мировой войны. Пангерманизм стал идеологическим фактором внешней военной экспансии.

Обнаружилось, что панэтнизм не имеет ограничителей. Реализовав доктрину национального политического объединения, на следующем этапе пангерманисты уже артикулировали задачу завоевания для объеди- ненного немецкого народа «жизненного пространства». «Жизненное про- странство» могло быть, в силу переселенности Европы, найдено только на Востоке. Пангерманизм идеологически пролонгировал, таким образом, принятие стратегии «Дранг нах остен» и столкновение с Россией24.

Другая особенность состояла в переходе от узкого панэтнизма к широкому. Начав с объединения немцев, пангерманисты перешли далее к выдвижен


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.119 с.