III . Методы консультирования — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

III . Методы консультирования

2022-05-13 59
III . Методы консультирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основной метод консультирования – беседа, построенная определенным образом. В терминологическом отношении полезно различать консультирование как вид и процесс деятельности и консультацию как непосредственно консультационную беседу. Во время консультации психолог применяет специальные приемы и методы работы, направленные на лучшее понимание проблем клиента, его личностных особенностей. В процессе консультации оказываются воздействия на мысли, чувства и поведение; беседа рассчитана на то, чтобы за сравнительно короткий срок найти и сформулировать способ решения проблемы клиента. Причем это должно быть сделано в форме понятной и доступной для реализации им самим.

Консультанту или его помощнику рекомендуется встречать клиента у входа в кабинет и, если необходимо, проводить на место, где он должен сидеть. Оптимальные условия для проведения консультации: отдельный, изолированный кабинет, отсутствие предметов, отвлекающих внимание клиента. Лучше, если обстановка будет успокаивать и создать комфортное настроение.

Пространственное размещение: консультант и клиент сидят рядом или напротив под небольшим углом; расстояние между ними от 60–70 см до100–110 см. При этом ничего, кроме небольшого письменного столика, не должно находиться между консультантом и клиентом. Клиент во время беседы должен иметь возможность отвести взор, повернуться вполоборота или боком по отношению к психологу-консультанту.

Консультация организуется и проводится в такое время, когда клиент никуда не спешит и не находится в плохом физическом состоянии. Желательно, чтобы время начала и окончания консультантом заранее было четко обозначено. В помещении, где проводится консультация, могут находиться часы. Лучше, если они будут висеть на стене напротив консультанта за клиентом или сбоку от него, не попадая на глаза клиенту во время консультации.

Встречающий должен первым представиться клиенту и начать беседу со знакомства. Затем консультант предлагает клиенту рассказать о том, что его волнует, и внимательно, терпеливо и доброжелательно выслушивает его. Время от времени психолог-консультант может задавать клиенту вопросы, уточняя кое-что для себя, не мешая его исповеди. Необходимо следить за тем, чтобы вопросы психолога не сбивали клиента с мысли, не вызывали у него раздражения, напряжения, сопротивления.

Консультант во время слушания клиента должен запоминать имена, даты, факты, события, которые важны для понимания ситуации и личности клиента, для оптимального решения его проблемы. Лучше всего запоминать информацию без письменной ее фиксации. Однако при необходимости можно попросить разрешения делать краткие записи.

После первоначального знакомства с проблемой в виде рассказа-исповеди клиента консультация продолжается как диалог. В результате у психолога складывается определенное представление о сути проблемы, а также предположение о возможных причинах и способах разрешения.

Однако психолог-консультант не должен давать прямых советов и рекомендаций клиенту, как ему поступить. Для развития личности консультируемого важно, чтобы тот осознавал и проявлял личную ответственность и сам принимал решения.

Позиции консультанта в ходе консультирования могут быть различны. Обычно выделяют три основные позиции.

1. Консультант как советчик. Он снабжает клиента информацией по интересующим его вопросам, дает конкретные практические советы (к каким еще специалистам можно обратиться, как вести себя в той или иной ситуации, каковы особенности того или иного возрастного кризиса и т.п.).

2. Консультант как помощник. Его задача – не давать практических советов, а помочь клиенту мобилизовать свои внутренние ресурсы, дать ему почувствовать ответственность за происходящее с ним и принять адекватное решение.

3. Консультант как эксперт. Он показывает варианты решения проблемной ситуации, оценивает вместе с клиентом их эффективность, помогает выбрать лучший. Наиболее распространена вторая модель, но фактически чаще всего консультант периодически занимает разные позиции.

Есть и другая классификация позиций консультанта.

1. Позиция «сверху». Консультант выступает в роли «гуру» –учителя жизни. Считая, что его квалификация ставит его выше клиента, он воздействует на последнего, заставляя принять свою точку зрения на проблему: он оценивает действия клиента как «правильные» и «неправильные», «хорошие» и «плохие». Клиент в данном случае пассивен, он начинает зависеть от психолога, слепо выполнять его рекомендации. В результате консультирование просто теряет всякий смысл, превращается в инструктаж, причем указания психолога отнюдь не всегда бывают конструктивными – ведь его авторитарность не позволяет ему вжиться в ситуацию клиента, а она всегда уникальна, как уникален каждый человек.

2. Позиция «снизу». В этом случае консультант идет за клиентом, куда тот пожелает. Клиент манипулирует им, подводит его к «выгодным» для себя советам и оценкам, чтобы самому избавиться от ответственности за ситуацию. По существу, клиент за счет консультанта удовлетворяет свои сугубо «корыстные» цели (например, самооправдание), а вовсе не стремится разрешить проблему. Такая позиция консультанта также разрушает сам процесс консультирования.

3. Позиция «на равных». Эта позиция считается единственно правильной. В этом случае консультант и клиент находятся в диалогическом общении, сотрудничают для решения той или иной проблемы. При этом каждый несет свою долю ответственности за происходящее.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.