V . Типичные трудности в процессе консультирования — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

V . Типичные трудности в процессе консультирования

2022-05-13 17
V . Типичные трудности в процессе консультирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Не вдаваясь в тонкости процесса консультирования, в нюансы контакта между консультантом и клиентом (они могут иметь определяющее значение, но не поддаются чисто словесному описанию, а познаются в ходе практической деятельности), следует выделить ряд тех трудностей, которые можно структурировать и описать более или менее определенно.

1. «Трудные» клиенты. Далеко не все посетители психологических консультаций действительно имеют конструктивную позицию. Конечно, многим присуща деловая направленность, заинтересованность в изменении своей ситуации, готовность сотрудничать, работа с такими клиентами протекает в основном продуктивно и осложняется лишь в тех случаях, когда клиент преувеличивает возможности консультанта, но такая позиция достаточно легко корректируется на первых этапах консультирования. Серьезные трудности возникают с другими типами клиентов. Наиболее часто встречаются следующие.

Клиент-«рантье», т.е. человек с рентными установками в отношении консультирования, стремится переложить ответственность на консультанта. Такие люди либо апеллируют к чувству жалости, описывая свои страдания, умоляя о помощи; либо почти прямо заявляют: «Теперь это ваша забота, вам за это деньги платят». Здесь важно не подыгрывать клиенту, не идти у него на поводу, а постараться скорректировать его позицию, четко описав цели и задачи консультирования, условия его эффективности, объяснить необходимость активности самого клиента; иногда работа по коррекции таких установок протекает довольно долго. В первом варианте она протекает несколько легче.

Если клиент в течение какого-то времени не изменяет своей ориентации, дальнейшая работа, скорее всего, будет бесполезна.

Клиент-«игрок» обращается к консультанту скорее с целью развлечься; проблем у него может и не быть, а если и есть, он не собирается их решать. Его лозунг «Посмотрим, какой Вы специалист». В этом случае о сотрудничестве с консультантом говорить не приходится.

Клиент-«психолог» появляется у консультанта с целью научиться психологически грамотно влиять на свое окружение, манипулировать своими ближними. Собственных проблем у него нет. Работать или не работать с таким клиентом – моральный выбор консультанта.

Клиент-«эстет» эстетизирует свои проблемы, его исповедь в ходе консультирования, описание проблем очень красивы, четки, логичны, закончены. Такая стройность рассказа всегда должна настораживать консультанта, это признак закрытости клиента, его неготовности к работе. В этом случае консультанту можно попробовать проговорить ситуацию, обозначить свое чувство неудовлетворенности рассказом. Можно  также попросить написать свой рассказ и затем работать с текстом.

Ошибки консультанта.

Первый вид ошибок – неверное понимание проблемы клиента. Это может произойти из-за дефицита информации, полученной в ходе консультирования.

Второй вид ошибок – неверные рекомендации. Причины их практически те же.

Третий вид ошибок – рекомендации в принципе верные, но нереальные. Такие рекомендации практически невыполнимы либо в силу внутренних причин (т.е. особенностей клиента), либо в силу внешних обстоятельств (нет денег, нет физической возможности). Пытаясь выполнить нереальные рекомендации, клиент теряет мотивацию к работе. Поэтому важно очень хорошо проанализировать особенности клиента и его социальной ситуации, прежде чем отважиться на конкретные практические рекомендации.

 

 

Список литературы:

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 1994.

2. Алешина Ю.Е. Консультативная беседа // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – 2-е изд. – М.: Смысл, 1996. – С. 230–247.

3. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебникдля вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 383 с.

4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999.

5. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. – М.: Смысл, 1998.

6. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М.: Смысл, 1999.

7. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебникдля студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 528 с.

8. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование. – СПб, 1995.

9. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М., 2006.102

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.