I . Понятие психологического консультирования — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

I . Понятие психологического консультирования

2022-05-13 25
I . Понятие психологического консультирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЛЕКЦИЯ №10

Тема: КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

План лекции:

I. понятие психологического консультирования

II. виды и сферы консультативной работы

III. методы консультирования

IV. принципы консультирования

V. типичные трудности в процессе консультирования.

 

I. Понятие психологического консультирования

Психологическое консультирование – работа непосредственно с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа (Ю.Е.Алешина). Суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых тот переживает свои новые возможности в решении собственных психологических задач (Г.С.Абрамова).

Психологическое консультирование как одно из направлений практической психологии возникло сравнительно недавно, в 50-е гг. ХХ в., т.е. много позже появления других отраслей практической психологии– психологической диагностики, психологической коррекции, психотерапии. Четкую грань между понятиями «психологическое консультирование», «психотерапия», «психологическая коррекция» провести невозможно: их цели, задачи, методы тесно переплетены.

Цель психологического консультирования – создание клиентам новых осознанных способов действия в проблемной ситуации. При этом подразумевается, что клиент психолога-консультанта – психически и психологически здоровый человек, способный отвечать за свои поступки и анализировать ситуацию.

Основная задача психолога-консультанта, по мнению Ю.Е.Алешиной(1994), – помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источником трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Обычно они осознаются и не контролируются самим человеком. В ходе консультационной беседы клиент получает возможность осознать и оценить установку на других людей и наэтой основе изменить свое отношение к происходящему и свое поведение. Основой такой формы воздействия является изменение установок клиента на других людей и формы взаимодействия с ними.

Ошибки консультанта.

Первый вид ошибок – неверное понимание проблемы клиента. Это может произойти из-за дефицита информации, полученной в ходе консультирования.

Второй вид ошибок – неверные рекомендации. Причины их практически те же.

Третий вид ошибок – рекомендации в принципе верные, но нереальные. Такие рекомендации практически невыполнимы либо в силу внутренних причин (т.е. особенностей клиента), либо в силу внешних обстоятельств (нет денег, нет физической возможности). Пытаясь выполнить нереальные рекомендации, клиент теряет мотивацию к работе. Поэтому важно очень хорошо проанализировать особенности клиента и его социальной ситуации, прежде чем отважиться на конкретные практические рекомендации.

 

 

Список литературы:

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 1994.

2. Алешина Ю.Е. Консультативная беседа // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – 2-е изд. – М.: Смысл, 1996. – С. 230–247.

3. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебникдля вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 383 с.

4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999.

5. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. – М.: Смысл, 1998.

6. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М.: Смысл, 1999.

7. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебникдля студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 528 с.

8. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование. – СПб, 1995.

9. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М., 2006.102

 

ЛЕКЦИЯ №10

Тема: КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

План лекции:

I. понятие психологического консультирования

II. виды и сферы консультативной работы

III. методы консультирования

IV. принципы консультирования

V. типичные трудности в процессе консультирования.

 

I. Понятие психологического консультирования

Психологическое консультирование – работа непосредственно с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа (Ю.Е.Алешина). Суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых тот переживает свои новые возможности в решении собственных психологических задач (Г.С.Абрамова).

Психологическое консультирование как одно из направлений практической психологии возникло сравнительно недавно, в 50-е гг. ХХ в., т.е. много позже появления других отраслей практической психологии– психологической диагностики, психологической коррекции, психотерапии. Четкую грань между понятиями «психологическое консультирование», «психотерапия», «психологическая коррекция» провести невозможно: их цели, задачи, методы тесно переплетены.

Цель психологического консультирования – создание клиентам новых осознанных способов действия в проблемной ситуации. При этом подразумевается, что клиент психолога-консультанта – психически и психологически здоровый человек, способный отвечать за свои поступки и анализировать ситуацию.

Основная задача психолога-консультанта, по мнению Ю.Е.Алешиной(1994), – помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источником трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Обычно они осознаются и не контролируются самим человеком. В ходе консультационной беседы клиент получает возможность осознать и оценить установку на других людей и наэтой основе изменить свое отношение к происходящему и свое поведение. Основой такой формы воздействия является изменение установок клиента на других людей и формы взаимодействия с ними.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.