Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2022-05-12 | 32 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Для России идея социального партнерства вообще (А.В. Ветров, Л.А. Гордон, Э.В. Клопов, К.Г. Кязимов, В.И. Митрохин, В.А. Михеев, Ю.Г. Одегов, С.П. Перегудов, Г.Ю. Семигин и др.) и в особенности социального партнерства в образовании достаточно нова, хотя во многих зарубежных странах (Р. Арнольд, Ван Зантворт Джерри, Енеке Бианка, Морель Ханс, И. Мюнх, и др.) она прочно закрепилась не только в теории, но и в практике, доказав свою безусловную экономическую, юридическую и общественную эффективность.
Некоторый аналог социальному партнерству в российской педагогике прослеживается в существовавшей ранее практике шефского взаимодействия (помощи). Но современные социокультурные, образовательные реалии, не отвергая данную идею, переносят вектор значимости на субъект-субъектное пролонгированное взаимодействие участников социально-образовательного сотрудничества через тактики сотрудничества, кооперации, командного, корпоративного взаимодействия, договорной практики, консенсуса, паритетной ответственности и др. (Б.В. Авво, Н.А. Голикова, Н.З. Камалиев, О.Л. Назарова, Л.А. Отставнова, С.Г. Марфин, В.М. Сохабеев и др.).
Социальное партнерство заявляет о себе не только на уровне теории, но и на уровне практики, представляя особый интерес в плане профессиональной подготовки к нему будущих специалистов сферы образования (Е.В. Богатырева, Р.М. Васильева, Е.Н. Деревцова, Л.А. Отставнова и др.). Отмечается, что подготовка педагога, ориентированного на социальное партнерство в образовании и обладающего необходимыми в этом плане компетенциями, послужит способом устранения дисфункциональных зон взаимодействия между образованием и разнообразными учреждениями социума (А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, М.В. Оборин, А.М. Осипов, В.И. Патрушев и др.), а также согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сделает возможным «…существенно повысить государственный и социальный статус педагога…». Доказывается конкурентное преимущество такого выпускника, обладающего относительно выстроенным балансом между личными, профессиональными и социальными потребностями (Н.В. Бордовская, Г.Л. Гаврилова, С.А. Смирнов, Г.М. Курдюмов и др.). Выдвигается мысль, что современный педагог должен выполнять функции социального модератора, имеющего опыт решения разнообразных проблем социума (А.М. Абрамов, М.А. Зиганов, Т.Н. Черняева, Е.А. Ямбург и др.), в том числе и путем организации многовекторного сетевого (форумы, сетевые сообщества, веб-сайты, чаты, e-mail, дистанционные оболочки и др.) взаимодействия (А.И. Адамский, Ю.А. Конаржевский, О.А. Одинцов, Л.В. Нестерова, Н.В. Томилина, М.С. Чванова, М.В. Храмова и др.).
|
Вместе с тем, в реальной практике присутствует феномен «социального и профессионального инфантилизма» будущих педагогов, проявляющийся в отсутствии у выпускника вуза способности осознанного взаимодействия с конкретной образовательно-социальной средой (В.И. Герчиков, А.А. Зотов, А.В. Юпитов и др.), что ведет к профессиональной уязвимости начинающих учителей, отрицательно сказывается на социальном микроклимате, способствует появлению социальной напряженности.
В последнее время появились исследования, в определенной мере затрагивающие проблему подготовки будущих педагогов к социальному взаимодействию, однако теоретические и практические основания ее решения в реальной практике вузовской подготовки остаются открытыми для изучения.
Следовательно, можно констатировать наличие следующих противоречий:
– социально-педагогического характера, выражающихся в расхождении между государственным и социальным заказом на специалиста системы образования, готового к разнообразному социальному партнерству и недостаточной подготовкой студентов педагогических специальностей вуза к данному взаимодействию;
|
– научно-теоретического характера, отражающих необходимость научного обоснования процесса подготовки студентов педагогических специальностей вуза к социальному партнерству в образовании и неразработанностью данного процесса в теоретическом плане;
– научно-методического характера, связанных с наличием нормативных требований к подготовке выпускников педагогических специальностей к социальному партнерству и отсутствием методической обеспеченности данного процесса в условиях вуза.
Необходимость решения выявленных противоречий определила проблему исследования, которая состоит в недостаточной разработанности теоретических и практических оснований подготовки студентов педагогических специальностей вуза к социальному партнерству в образовании с учетом требований к выпускникам по направлениям «Педагогическое образование» (050100) и «Психолого-педагогическое образование» (050400).
Актуальность проблемы обусловила выбор темы диссертационного исследования: «Подготовка студентов к социальному партнерству в образовании (на примере подготовки студентов педагогических специальностей вуза)».
Объект исследования: профессиональная подготовка будущих специалистов системы образования.
Предмет исследования: подготовка будущих педагогов в период вузовского обучения к социальному партнерству в образовании.
Решение заявленной проблемы составляет цель исследования: разработка теоретических оснований и педагогического обеспечения подготовки студентов педагогических специальностей вуза к социальному партнерству.
Гипотеза исследования: подготовка студентов педагогических специальностей вуза к социальному партнерству в образовании будет более эффективной, если:
– в процессе вузовской подготовки акцентировать внимание на формировании социально-педагогических компетенций, отражающих подготовку выпускников вуза по направлению «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» к сотрудничеству с различными социальными институтами не только при совпадении интересов, но и в ситуациях имеющихся разногласий с целью оптимизации решения разнообразных задач образования и социума в целом;
|
– моделировать данный процесс, актуализируя формирование социально-педагогических компетенций в единстве теоретической и практической аудиторной, внеаудиторной и особенно внеучебной подготовки студентов педагогических специальностей вуза;
– отслеживать уровень подготовки к социальному партнерству по мотивационно-потребностному, когнитивному, практико-действенному, волевому и рефлексивно-оценочному критериям, отражающих подготовку будущих педагогов к социальному партнерству в образовании.
В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой определены задачи исследования:
– уточнить научное представление о сущности процесса подготовки студентов педагогических специальностей вуза к данному взаимодействию в педагогической теории и практике;
– разработать и экспериментально проверить модель подготовки к социальному партнерству в образовании в единстве теории и практики аудиторной, внеаудиторной и внеучебной деятельности студентов педагогических специальностей вуза;
– разработать диагностический инструментарий, позволяющий в соответствии с критериями и показателями уровня подготовки к социальному партнерству проследить их динамику у выпускников вуза по направлениям «Педагогическое образование» (050100), «Психолого-педагогическое образование» (050400).
Научная новизна результатов исследования.
Научное представление о сущности подготовки студентов педагогических специальностей к социальному партнерству в образовании конкретизировано необходимостью формирования социально-педагогических компетенций, способствующих организации данного взаимодействия как в условиях пересечения взглядов и задач его участников, так и при возникновении точек несовпадения, при обязательном взаимном распределении ответственности за результаты предполагаемых контактов. Особенностью подготовки будущего педагога к социальному партнерству в образовании является учет его ярко выраженного гуманистического характера в сложных условиях разновозрастного, разностатусного взаимодействия всех его субъектов.
|
Предложена модель подготовки выпускников вуза по направлениям «Педагогическое образование» (050100) и «Психолого-педагогическое образование» (050400) к взаимодействию с разнообразными социальными партнерами в единстве аудиторной, внеаудиторной и внеучебной видов деятельности (в рамках целевого, содержательного, организационно-деятельностного и результативно оценочного блоков), позволяющая не только на уровне теории, но и уже реальной практики осуществлять будущим педагогам социальное партнерство в образовании.
Выделенные критерии, показатели и уровни подготовки к социальному партнерству в условиях вуза позволяют диагностировать эффективность данного процесса и определять сформированность социально-педагогических компетенций будущих педагогов к взаимодействию с социумом.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточненное понятие «подготовка студентов педагогических специальностей к социальному партнерству в образовании» и выявленные компоненты данной подготовки расширяют теоретические представления о сущности данного процесса в высшей школе; разработанная модель обогащает концептуальные идеи о возможностях подготовки к социальному партнерству в образовании через усиление единства аудиторной, внеаудиторной и особенно внеучебной деятельности студентов.
Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование профессиональной подготовки будущих педагогов по направлению «Педагогическое образование» (050100) и «Психолого-педагогическое образование (050400). Модель подготовки студентов педагогических специальностей к социальному партнерству в образовании, включающая целевой, содержательный, организационно-деятельностный и результативно оценочный блоки, наполненные спецификой подготовки к данному взаимодействию, и прикладной материал диссертации (факультативы «Социальное партнерство в работе современного педагога», «Социально-педагогическое проектирование», кружок «Социальное партнерство будущих педагогов: возможности межведомственного взаимодействия», обучающий семинар для преподавателей и методистов «Подготовка студентов педагогических специальностей к разновекторному социальному партнерству», содержательные и методические основы разработки индивидуальных программ подготовки студентов к данному взаимодействию, авторские анкеты и тесты) могут быть реализованы в образовательных учреждениях среднего, высшего, дополнительного профессионального образования, ориентированных на расширение подготовки специалистов системы образования к возможному социальному партнерству.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!