Апробация и внедрение результатов исследования. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Апробация и внедрение результатов исследования.

2022-05-12 31
Апробация и внедрение результатов исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследование проводилось поэтапно в период с 2007 по 2012 год и состояло из трех этапов:

На первом этапе (2007-2009 гг.) изучалась степень разработанности проблемы в науке и практике, содержание предметной подготовки будущих специалистов системы образования. Анализировался понятийный аппарат проблемы, формулировалась рабочая гипотеза, определялась цель и задачи исследования. Составлялась программа экспериментальной работы. Осуществлялся ее констатирующий этап.

На втором этапе (2009-2011 гг.) в ходе дальнейшего научного поиска была разработана и апробирована авторская модель подготовки студентов педагогических специальностей вуза к социальному партнерству в образовании. Проходило экспериментальное подтверждение гипотетического положения об ее эффективности, контрольная диагностика результатов, формулировались предварительные выводы.

На третьем этапе (2011-2012 гг.) осуществлялась обработка полученных данных заключительного этапа опытно-экспериментальной работы, оформлялись окончательные выводы результатов исследования, определялись перспективы его продолжения, завершалось оформление рукописи диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось автором в процессе преподавательской деятельности в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» на факультете психолого-педагогического и специального образования и факультете иностранных языков и лингводидактики. Основные результаты исследования обсуждались и получили одобрение на конференциях: на международной научной конференции «Современное образование: методология и методика реализации стандартов нового поколения» (Москва, 2011), международных научно-практических конференциях: «Социально-педагогические возможности и перспективы развития современного образования» (Уральск, 2009), «Социально-педагогическая деятельность: сферы сотрудничества» (Саратов, 2009), «Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы» (Самара, 2011), «Формирование картины мира ребенка и педагогическое сопровождение» (Москва, 2012), «Образование в современном мире» (Саратов, 2011). С докладами и сообщениями соискатель выступал на ежегодных вузовских конференциях, на заседаниях кафедры методологии образования и кафедры немецкого языка и методике его преподавания ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского».

Основное содержание диссертационного исследования отражено в 16 публикациях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, определены объект, предмет, сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования. Изложены его методологические основы, представлены методы изучения проблемы, охарактеризованы этапы работы, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы проблемы подготовки студентов педагогических специальностей вуза к социальному партнерству в образовании» анализируется сущность, базовые характеристики и специфика социального партнерства в образовании, рассматриваются различные подходы к подготовке студентов педагогических специальностей к данному взаимодействию, предлагается теоретическое видение возможностей ее осуществления в период обучения в вузе.

Социальное партнерство – феномен междисциплинарного исследования. Истоки его восходят к разработкам в области экономики (В.П. Киселев, В.Г. Смольков), нормативно-правовых отношений (Л.А. Гордон, Н.Г. Митрофанов, Э.В. Клопов, Ю.Г. Одегов, Р.Г. Руденко, И.Г. Шаблинский), доказавших, с одной стороны эффективность социального партнерства в достижении экономической и политической стабильности общества (В.А. Борисов, А.В. Ветров, К.Г. Кязимов), а с другой, его универсальность как эффективного способа разрешения его самых разнообразных проблем современного социума (В.В. Комаровский, И.М. Модель, Б.С. Модель).

Образование как одна из наиболее значимых сфер общества принимает условность существующих между различными его структурами границ (культурой, здравоохранением, службами занятости и социальной защиты населения, конфессиональными, национальными, общественными организациями и объединениями и др.). Сегодня оно превращается в открытую систему (Л.Н. Глебова, О.В. Еремеев, Е.В. Ткаченко, М.С. Чванова, М.В. Храмова), деятельность которой направлена на решение актуальных экономических, социальных, культурных проблем муниципалитета, региона, России в целом (Е.В. Богатырева, Н.А. Голиков, Н.З. Камалиев, О.Л. Назарова, Л.А. Отставнова), в том числе и за счет расширения социального партнерства как наиболее эффективной тактики взаимодействия (Р.М. Васильева, Т.Г. Деревягина, Е.Н. Деревцова, И.А. Сыромицкая, Н.В. Тюкалова). Последняя характеризуется не только возможностью выработки решений и договорному распределению ответственности при совпадении интересов (целей, задач и способов их достижения), но и сотрудничеством в ситуации их расхождения (в связи с разницей и спецификой непосредственных социальных партнеров) (С.Ю. Беляков, А.Г. Гладышев, В.А. Михеев).

Безусловно сегодня это принципиально меняет позицию педагога, который не ограничивается выполнением только образовательной функции, но и выступает в роли социального тьютора (Е.А. Александрова, Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова), берет на себя согласование многих вопросов, решение которых выходит далеко за рамки образовательного учреждения (ДОУ, СОШ, УДО, ССУЗ, НПО, ВВУЗ). Важность данной проблемы подчеркивается на государственном уровне в таких документах как «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г.», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Закон об образовании» и др.

Однако востребованность социального партнерства как типа взаимодействия субъектов современного образования и социума (М.В. Авдеенко, Б.В. Авво, Т.М. Алешина, Е.В. Богатырева, Н.А. Голиков, В.Н. Понкратова) сталкивается с проблемой отсутствия целенаправленной подготовки педагогов, не только понимающих и принимающих данную идею, но и готовых ее реализовать в реальной практике.

Анализ исследований, затрагивающих важность подготовки будущих педагогов к продуктивным тактикам взаимодействия (А.А. Вербицкий, Р.Х. Шакуров, Я. Яноушек и др.) показал, что в основном они рассматривают вопросы в рамках функционирования учреждения образования; изучают возможности решения отдельных учебных и/или воспитательных задач (М.В. Оборин), проблем, связанных с социализацией детства (Р.М. Васильева), включая и уровень межведомственного сотрудничества (В.М. Сохабеев); прослеживают мысль о выпуске специалиста, умеющего оценивать и анализировать социальные последствия своих действий (В.П. Алексеев, Г. Зиммель, И.А. Идинов, С.Э. Крапивенский, И.Г. Чевтаева, В.И. Чирнов).

Значимость целенаправленной подготовки студентов педагогических специальностей вуза к социальному партнерству в образовании заявляется в ФБГОС ВПО по направлениям подготовки 050100 «Педагогическое образование» и 050400 «Психолого-педагогическое образование» в разделе V «Требования к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата». В характеристике общекультурных и профессиональных компетенций будущих бакалавров педагогики подчеркивается важность способности определять круг потенциальных партнеров образовательного учреждения, способности взаимодействия с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса.

Вместе с тем, в исследованиях И.А. Зимней, Г.П. Мосягиной, А.В. Хуторского и др. особо подчеркивается место социальной компетенции и социально-педагогических компетенций (Е.Н. Деревцова, О.Л. Назарова, Л.А. Отставнова, Н.В. Тюкалова и др.) в системе профессиональной подготовки будущих педагогов, в том числе и к социальному партнерству (О.В. Еремеев, С.Г. Марфин, И.А. Сыромицкая и др.). Считается, что социально-педагогические компетенции отражают спектр таких составляющих как эмпатия, социальная чуткость, высокий уровень адаптации, умение держать ролевую дистанцию, нести личную ответственность за социальное взаимодействие, терпимость к чужому мнению, способность к коммуникации, творчеству, успешное выполнение социальных ролей и др. (С.Г. Марфин, И.А. Сыромицкая, Н.В. Тюкалова и др.) Но чаще всего они трактуются с позиции готовности к деятельности, критериями которой выступает мотивация, личная ответственность и владение продуктивными тактиками социального партнерства (Н.А. Голиков, Г.Ф. Биктагирова, А.Н. Гамаюнова, С.С. Кукулин, Е.И. Фастова и др.).

Проведенный науковедческий анализ проблемы убедил нас в том, что подготовка студентов педагогических специальностей к социальному партнерству в образовании должна, безусловно, строиться на формировании не только общекультурных, профессиональных, но и социально-педагогических компетенций, отражающих готовность студентов педагогических специальностей к взаимодействию с разнообразными социальными партнерами для конструктивного решения педагогически и социально значимых задач. В реестр данных компетенций входит: стойкая позитивная мотивация к взаимодействию с различными представителями социума; владение основными тактиками социального партнерства (сотрудничество, кооперация, консенсус, договор, командное взаимодействие), готовность нести личную ответственность за взаимодействие с социальными партнерами в образовании.

Изучение теории высшего профессионального образования (Б.С. Гершунский, М.И. Дьяченко, В.С. Леднев, А.М. Новиков, Н.Н. Никитина, Г.Н. Сериков и др.), исследований, посвященных проблемам подготовки педагогических кадров (О.А. Аблуллина, К.М. Дурай-Новакова, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и др.) позволило обратить внимание на то, что аудиторная, внеаудиторная и внеучебные виды деятельности студентов педагогических специальностей вуза обладают ресурсами в плане интеграции теоретической и практической подготовки к социальному партнерству в образовании. Поэтому, используя традиционный механизм профессиональной подготовки, необходимо скорректировать его цели, задачи в плане четкой ориентации на подготовку будущих педагогов к социальному партнерству, наполнить ее соответствующим содержанием, отобрать наиболее адекватные формы, методы подготовки к данному взаимодействию и разработать критериальный аппарат диагностики ее эффективности. Это нашло отражение в авторской модели (рис. 1) как совокупности целевого, содержательного, организационно-деятельностного и результативно-оценочного блоков, взаимосвязь и предметное наполнение каждого из которых создает реальную возможность подготовки студентов педагогических специальностей вуза к социальному партнерству в образовании и формирование у них социально-педагогических компетенций.

Обращение к теории педагогического моделирования (В.Н. Введенский, В.И. Дровяников, Г.П. Щедровицкий и др.), опора на системный (В.И. Андреев, А.А. Вербицкий, Г.П. Щедровицкий и др.), личностно ориентированный (Н.М. Борытко, Е.В. Бондаревская, И.Б. Котова, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.) и деятельностный (Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.) подходы, а также понимание социального партнерства как уникального типа взаимодействия, востребованного в практике работы современного педагога (В.Г. Зарубин, А.М. Кондаков, Э.В. Клопов, К.Г. Кязимов, С.Г. Марфин, В.А. Михеев, М.С. Чванова и др.) позволило разработать модель подготовки студентов педагогических специальностей вузов к социальному партнерству в образовании.

Модель представляет собой теоретическое видение возможности организации данного процесса (целевой, содержательный, организационно-деятельностный и результативно-оценочный блоки) через единство аудиторной, внеаудиторной и особенно внеучебной видов деятельности, позволяющее овладеть не только теорией социального партнерства, но и реально взаимодействовать с социумом в период педагогических практик, через сетевой контакт, научно-исследовательскую, проектную, волонтерскую деятельность, сотрудничество с различными общественными организациями и учреждениями.

 

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК – подготовкастудентов педагогических специальностей к социальному партнерству в образовании через формирование социально-педагогических компетенций. Задачи:

Аудиторная деятельность

 

Внеаудиторная деятельность

 

Внеучебная деятельность

Расширение знаний о СП в рамках формирования профессиональных психолого-педагогических, социально-педагогических, общекультурных, предметных и специальных знаний (знакомство со спецификой, опытом СП в РФ, зарубежных странах.

Использование принципов, тактик социального партнерства для профессионально-личностного самоопределения и самореализации – «Профессиональный лифт»

Активизация общественной, социально-педагогической, волонтерской /шефской деятельности студентов. «Социальный лифт»

                                 ↕                                                           ↕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК                              ↕

Аудиторная деятельность

Внеаудиторная деятельность

Внеучебная деятельность

Формирование базовых знаний о СП в контексте учебных дисциплин: «Педагогика», «Социальная политика», «Социальная психология», «Основы социальной работы», «Управление социальными системами», «Психолого-педагогическая диагностика» и др.

Расширение знаний о СП в рамках факультативов: «СП в работе современного педагога», «Социально-педагогическое проектирование» и через  составление информационной карты «Образовательное учреждение +»  

Знакомство с историей, традициями, спецификой и направлениями деятельности различных потенциальных СП ОУ (учреждения культуры, спорта, здравоохранения, социальной защиты, общественные организации)

                          ↕                                                             ↕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК        ↕

Аудиторная деятельность

 

Внеаудиторная деятельность

Внеучебная деятельность

Обсуждение значимых педагогических и социальных проблем со специалистами различных областей социума: «Открытая лекция», «Бинарная лекция/семинар», Коллоквиум «Межведомственное взаимодействие – диалог специалистов по проблемам образования и социума», тематические круглые столы, использование метода анализа ситуаций, имитационные тренинги, «Открытое образование».

Отработка умений взаимодействия и тактик СП в кружке «СП будущих педагогов: возможности межведомственного взаимодействия»; через научно-исследовательскую и самостоятельную работу на уровне межведомственного взаимодействия.

Формирование опыта СП в образовании через участие в конкурсе «Шаг в профессию»; работу в «Школе молодого педагога», Студсовете; сотрудничество с

«Молодежь+»; реализацию соц.-ориентированных проектов; волонтерскую деят-ть; сетевое взаимодействие («Открытое образование», форумы, сетевые сообщества, веб-сайты, чаты, email, «Соцобраз»).


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.