Часть Первая – Неуслышанные пророчества. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Часть Первая – Неуслышанные пророчества.

2021-10-05 31
Часть Первая – Неуслышанные пророчества. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.Трагедия Церкви, «задавленной государственность»                                                      

«В Церковь Божию нелестно прибегати со всеми своими домочадцами, тако же в недели и в праздники…пришедшим же стояти с благоговением и сокрушением сердца…к тому же имейте присно во уме известную оборону, да избавитеся от речённых врагов и прочих, убивающих душу и тело…Стойте твердо и держите еже апостоли заповедоша, и святые отцы определили и научили…» - эту заповедь оставил нам десятый Патриарх Московский и Всея Руси Адриан. Может быть, имя его не столь известно, как, например, Св. Гермогена или Св.Тихона. Но для нас важно то, что Адриан – последний патриарх перед почти двухсотлетним синодальным периодом.                                                          

Не по разумению мирянам обсуждать дела Церкви – и речь пойдёт о душе народа, вынужденного жить без Первоиерарха, без Предстоятеля пред Богом за всю Россию.       И, конечно, об отражении этого духовного состояния в классической русской литературе. Думаю, что одним из ярчайших тому примеров является забытое во времена разгула безбожия произведение Н.С. Лескова «Соборяне», изначально названное писателем библейской строкой «Чающие движения воды». К тому же, для нашего великого соотечественника, творившего, естественно, во времена синодального периода, это произведение, названное им хроникой, было главным и любимым.

«Люди, житьё-бытьё которых составит предмет этого рассказа, суть жители старгородской соборной поповки. Это — протоиерей Савелий Туберозов, священник Захария Бенефактов и дьякон Ахилла Десницын. Годы ранней молодости этих людей, так же как и пора их детства, нас не касаются. А чтобы видеть перед собою эти лица в той поре, в которой читателю приходится представлять их своему воображению, он должен рисовать себе главу старогородского духовенства, протоиерея Савелия Туберозова, мужем уже пережившим за шестой десяток жизни».

В самом начале хроники перед нами предстают главные герои – праведники, которыми составляют суть произведений Н.С, Лескова – и основой хроники бесспорно является Дневник праведника – протопопа Савелия Туберозова. Именно он воплощает горькие размышления писателя, а по сути – боль русской души.

«Великая утрата благе родины и, как последний пример, небрежение о молитве               в день народных торжеств, сведённой в великую формальность…и отсель заключаю, что все эти молитвенники – слуги лукавые и ленивые, а молитва их - не молитва, а наипаче есть торговля во храме, видя которую Господь наш – Иисус Христос не только возмутился Божественным духом своим, но и вземь вервие и изгна их из храма».

Эти слова Отца Савелия – убеждённого ревнителя истинного благочестия старгородская интеллигенция называет революцией – и неслучайно. Несложно увидеть, что всё происходящее в «Соборянах» прямо противоположно тому, что заповедал Патриарх Адриан. Потому и звучит гневное, преисполненное боли обличение, крик души праведника – Савелия Туберозова, а по сути, самого писателя, по его же словам, «истинного друга Церкви» и желающего ей «прогресса от коснения, в которое она впала, задавленная государственностью». И до боли душевной ясно, даже без этих слов писателя, что всё происходящее не художественный вымысел Н.С.Лескова, а трагедия, происходящая в России. Именно происходящая – и сейчас тоже, хотя с 1943г. Патриаршество не прерывалось, даже в годы официального атеизма; хотя последние двадцать с лишним лет возрождается Церковь. Речь о том пойдёт далее.

Хорошо известно, что писатель происходит из рода духовенства – потому и знает так хорошо, изнутри, жизнь Церкви. Праведник Отец Савелий имеет черты Отца Дмитрия – деда Н.С.Лескова по отцовской линии. Но «Соборяне» - отражают духовное состояние, к сожалению, многих русских людей второй половины 19 века - и предрешит оно трагедию века двадцатого! И уж совсем несложно увидеть, даже из приведённых выше записей Дневника, что главная беда, бич, трагедия, прежде всего, в формальном отношении к Церкви, в отсутствии истинной веры!

  Наверное, надо попытаться сопоставить происходящее в годы правления Петра Первого и то, что отразил Н.С.Лесков в своём главном произведении, созданном                 в 70-е годы 19-го столетия – т.е. почти через 150 лет после упразднения Патриаршества.

  Конечно, было бы странным отрицать заслуги Петра Первого в развитии России как государства, тянуться, по словам того же Н.С.Лескова в «допетровскую дурость». Речь пойдёт, как уже говорилось, именно о духовной жизни, о душе народа.

          2.Низвержение Патриаршества и «обожествлённый» Синод.

Итак, царь счёл себя в праве не назначать выборы нового патриарха, хотя патриархов до того было уже было десять и Патриаршество на Руси было установлено в конце 16 века(1589г.). Как все хорошо знают из истории, создаётся Святейший Правительственный Синод, который становится «оком государственным и стряпчим в делах государственных». Монарх же при этом провозглашается «крайним судиёй сей духовной коллегии», из которой и «вырос» Синод. Дальнейшие события, можно сказать, наступления на Православную Церковь, связанные с сокращением монашества, с отъятием монастырских земель, с переплавкой колоколов, также всем хорошо известны. Рискну выразить мысль о том, что хоть Царь – и Помазанник Божий, однако, всё происходившее напоминало языческое обожествление правящего императора. А это не просто разница, это-пропасть между различными образами мышления! Хотелось бы на том остановиться несколько подробнее. Патриаршество-Дело Божие – а потому не может быть права у светской власти его упразднять. А говоря светским языком, разрушается существовавшая полтора века духовно-нравственная система жизни Церкви и народа. Неужели разрушение её было жизненно необходимо для того, чтобы создавать Российский Флот, возводить Петербург, «прорубать» знаменитое «окно в Европу»?

Вопрос риторический… Но создаётся впечатление, что совершалось всё затем, чтобы утвердиться, поставить собственную персону выше того, чем жили веками Церковь и народ! И вот - одно из исследований, напечатанное в журнале, не допускающем лжи и дешёвых сенсаций - «Православной беседе». Вот некоторые выдержки: «Светская культура в России, со времён Петра Первого созидалась вне национальной почвы … Начиная с петровских времён культура образованных слоёв была отчуждена от органичной русской православной культуры, дух которой сохранялся в церковной жизни и в народе… Беспочвенностью образованные люди могли гордиться». Вот уж было бы чем – засохшими корнями, слепотой, не позволяющей взглянуть хоть на несколько лет вперёд! Гордость, не позволяющая взглянуть на что-либо трезво! А далее автор (Геннадий Смирнов) говорит о болезненном восприятии действительности и обречённости, о желании «отвернуться от кровоточащей раны». Только само слово «образование» имеет корень «образ» - т.е. Образ Божий в человеке, а не сумма каких-то знаний при отсутствии духовного стержня. (Кстати, очень актуально для нашего окаянного времени). И, конечно, это не может не быть связанным с наступлением на «права Церкви», как сказал один из патриархов. (Подробнее об этом несколько позже). Вот и видим мы последствия того сначала в тургеневском Базарове, а потом в тех, кто не хочет, чтобы народ «святые книги читал», называет презрительно русских людей «красными петухами» и строчит бессмысленные жалобы в произведениях Н.С.Лескова. (Кстати, отрыв образованных людей от народа – одна из причин падения Византии, о чём ещё будет сказано).

И ещё один жизненно важный вопрос - святость брака. Думаю, нет необходимости напоминать про Евдокию Лопухину и рождённого ею сына. Недаром А.А.Ахматова                   в «Поэме без героя» говорит, что Петербург «царицей Авдотьей проклятый…»          Всё это – тоже результат небрежного отношения к вековым православным устоям…

  (Невольно вспоминаются злодеяния Иоанна Грозного – низложение, а потом убийство Митрополита Филиппа, причисленного к Лику Святых, по крайней мере, так говорится в официальном историческом изложении; о нарушение отцом царя святости христианского брака ради рождения наследника. Однако, создаётся впечатление, что при Петре Первом это «нравственное беззаконие власти» переходит на какой-то новый «виток»).                                                                

А теперь просто необходимо вспомнить вот ещё о чём. Восхождение на трон Династии Романовых неразрывно связано с Восхождением на Патриарший престол Филарета - третьего Патриарха Московского и Всея Руси. Патриарх Филарет, преданный сторонниками Бориса Годунова, а потом находившийся девять лет в польском плену и чудом избежавший смерти, происходил из рода бояр Романовых - в миру он Фёдор Никитич Романов. ( Не хотелось бы здесь углубляться в сложность родственных отношений, которые тем более многим известны, и уходить от главной темы). Советы Патриарха были жизненно необходимы молодому царю Михаилу Фёдоровичу – родоначальнику династии, а значит – и всей Руси.                                                                  

 Да и вообще восхождение царствующей династии после Смутного времени было бы невозможным без предыдущего Патриарха Московского и Всея Руси – Гермогена, принявшего мученическую смерть от рук предателей и причисленного впоследствии к Лику Святых.

Незадолго до этого претерпел гонения за предания анафеме самозванца Отрепьева и родоначальник Патриаршества Руси – Иов – тоже впоследствии причисленный к Лику Святых.                                     

Подвиги мученичества свершаются во имя Царской власти как основы миропорядка!                            А царь уничтожает Патриаршество, забывая, что он Помазанник Божий и что власть от Бога. А теперь, очевидно, снова следует вспомнить о предназначении Синода - и мысль о языческом обожествлении правящего императора снова приходит на ум. Очень сие печально.

                                            3. «Властители и судии», забывшие Бога.

И снова обратимся к любимому детищу Н.С.Лескова. Кажется, что городничий тоже возомнил себя царём и богом, если позволяет себе творить такое. Перед нами снова преисполненный боли и праведного гнева Дневник Отца Савелия:

«Житие моё провожу в сне и в ядении. Расколу не могу оказывать противодействий ни малым чем, ибо всеми связан, и причтом своим полуголодным и исправником дуже сытым. Негодую, зачем я как бы в посмешище с миссионерскою целию послан: проповедовать — да некому; учить — да не слушают! Проповедует исправник меня гораздо лучше, ибо у него к сему есть такая миссионерская снасть о нескольких концах, а от меня доносов требуют. Владыко мой! к чему сии доносы? Что в них завёртывать? А мне, по моему рассуждению, и сан мой не позволяет писать их. Я лучше чистой бумаги пожертвую… Представлял рапортом о дозволении иметь на Пасхе словопрение с раскольниками, в чем и отказано. Вдобавок к форменной бумаге секретарь, смеючись, отписал приватно, что если скука одолевает, то чтобы к ним проехался. Нет уж, покорнейше спасибо, а не прогневайтесь на здоровье».

А далее говорится о чудовищном, позорном событии – разорении старообрядческой часовни. Сорвавшийся крест проломил голову пожарному солдату! Понятно, что это– Божья кара. Когда не в художественной литературе, а в реальной жизни Матерь Божия повелела на храме в честь Тихвинской иконы Её поставить деревянный крест, а люди из гордости стали ставить металлический, крест упал на землю вместе с трудником. Но упавший остался жив и здоров, потому что в людях при их непослушании не было злого умысла. А Н.С.Лесков в своём произведении показал, как борьба с расколом оборачивается, страшно выговорить… богохульством!!! Об этом разговор ещё впереди и по другому поводу.

А пока очевидно, что оправдания тому, что люди баграми срывают крест, нет и быть не может. Это страшно даже представить. Но для чего и почему совершается этот, по сути, акт вандализма?! Очевидно, для того, чтобы показать власть, силу, возможность распоряжаться жизнью, человеческим достоинством не только раскольников, но и наших священников. А потому, что не нужны им «словопрения», которые хотел устроить Отец Савелий – истинный пастырь, ощущающий огромную ответственность за души людей. Облечённых властью души людей вовсе не интересуют. Наверное, им даже страшно оттого, что Отец Савелий мог бы, пусть и не сразу, но вразумить пастырским словом раскольников, а облечённые властью могут только применить силу, а власть слова им не дана. А значит, духовное бессилие, которое, конечно, нельзя показать, «компенсируется» властью, данной не Богом, но людьми.

    «9-го мая на день св. Николая Угодника, происходило разрушение Деевской староверческой часовни. Зрелище было страшное, непристойное и поистине возмутительное; а к сему же ещё, как назло, железный крест с купольного фонаря сорвался и повис на цепях, а будучи остервененно понуждаем баграми разорителей к падению, упал внезапно и проломил пожарному солдату из жидов голову, отчего тот здесь же и помер. Ох, как мне было тяжко все это видеть: Господи! да, право, хотя бы жидов-то не посылали, что ли, кресты рвать! Вечером над разорённою молельной собирался народ, и их, и наш церковный, и все вместе много и горестно плакали и, на конец того, начали даже искать объятий и унии».

  Неужели можно такое попускать, неужели можно спокойно это видеть?! Неужели непонятно, что всё происходящее «топчет» душу народа?! Но ослеплённые властью этого или не понимают, или не хотят понимать, или, как уже говорилось их это нисколько не волнует. А также и то, что проломленная голова пожарного солдата на их совести. Жутко становится и при одной мысли обо всём об этом!

А потому, можно сделать вывод, что руководит ими та же ослепляющая гордость – самый страшный грех, не дающий возможности что-либо осмыслить и покаяться в своих грехах.

Забыли они истинную веру, хотя и в храм по праздникам ходят, и посты, наверное, соблюдают. Только сердца глухи, и нет ни знания, ни понимания того, чему учил распятый за грехи наши Спаситель. А потому легче «спрятаться» за инструкцию, за циркуляр, покалечив чужие жизни. И Отцу Савелию запрещают служение! Конечно, всё это – художественный вымысел, но не на пустом же месте! И не столь важны в данном случае подробные исторические реалии, а важно именно то духовное состояние,                      в котором пребывают многие русские люди второй половины 19-го века, о чём уже говорилось. И, думаю, никого из читающих не покидает ощущение страшной реальности происходящего – особенно реальности духовной.

Кто же тогда и с какой целью должен служить в храме?! Только такой горький, риторический вопрос возникает у любого здравомыслящего человека. Ответ будет слишком страшным… А ещё невольно хочется спросить тех, кто приказал разорить часовню, а потом запретил Отцу Савелию служение: неужели вы не боитесь Бога - Его Нелицеприятного Суда, на котором надо будет дать ответ - и за инструкцию, за циркуляр спрятаться не получится?! Неужели так понимаете вы предназначение власти, неужели не делаете выводов из произошедших страшных событий, и, наконец, разве этому учил Распятый Христос, к которому мы обращаемся в своих молитвах?!

Ещё за много веков до описанных событий Святой Варлаам Хутынский учил князя, что он не лучше тех, над кем властвует, но в ответе за них.

И невольно хочется обратиться к властям города словами великого Г.Р.Державина, продолжающими эту мысль Святого:


И вы подобно так падёте


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.