Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2022-05-09 | 98 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В современной исторической литературе отмечено, что «весьма интересный вопрос о том, как повлияло свержение самодержавия на религиозные настроения трудящихся, остается пока мало изученным» [76, 228].
С падением самодержавия зашаталась и казенная церковь, которая была, по словам В. Г. Белинского, опорой кнута и угодницей деспотизма. Революционный ветер расшатал устои церкви, служившей помещикам и капиталистам, но крестьяне не сразу освободились от ее влияния, от веры в бога.
В марте — апреле в Воронежской, Орловской, Тамбовской и других губерниях в селах проходили молебствия по случаю победы Февральской революции, на которых крестьяне приходили с красными знаменами. Крестьяне собирались на площадях возле церквей и требовали чтобы духовенство провозглашало многолетие Временному правительству. Газета тульских меньшевиков «Голос народа» с восторгом сообщала, что 29 июля в деревне Шилово Лаптевской волости Тульской губернии меньшевик организовали митинг, после которого священник отслужил панихиду в честь погибших за народ.
Когда под натиском революционных масс было свергнуто самодержавие, сдвиги в религиозном сознании произошли прежде всего среди крестьян, одетых в серые шинели. Эти солдаты, с известным пиететом выслушивавших церковные молитвы, в которых Христос именовался царем, а богородица — царицей небесной, после свержения ca-
64
модержавия стали протестовать против такого обращения, оскорбительного для Христа и его матери. Альберт Рис Вильямс, бывший бостонский священник, вспоминал о своем путешествии по России после Февральской революции: «С нами ехал длиннобородый громадного роста русский священник... Священник без конца рассказывал о солдатах: — „В старых текстах молитв, — говорил он, — бог назывался царем небесным, богородица — царицей. Нам пришлось это выкинуть, так как народ не хочет осквернять бога. Священники молятся за мир для всех народов, а солдаты в это время кричат: «Прибавь — без аннексий и контрибуций». Затем мы молились за странствующих, больных и страждущих, а солдаты требуют: «Молитесь еще и за дезертиров!»... Революция пошатнула веру в бога, но все же солдатские массы религиозны"» [23, 127-128].
|
После свержения самодержавия солдаты протестовали против того, чтобы в церкви молились за царя. Один солдат отправил письмо в Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов с требованием «убрать священника, поминавшего за обедней Николая и его семью после свержения Романовых с престола». Другой солдат писал, что если среди крестьянства, которое в большинстве верит в бога, «будут раздаваться молитвы о здравии царствующего дома, то это поселит двойственность в мыслях преобладающего класса и будет тормозить широкий рост революции и успех провозглашения республики» [77, 40].
В начале 1917 г. солдаты заставляли священников служить благодарственные молебны «за свободу». Например, крестьянин О. А. Слободонюк из местечка Тывров Винницкого округа Подольской губернии вспоминал: «В 1917 году, в начале весны разнеслась молва: „Свобода! Свобода!"... Как раз в это время в нашей церкви совершалась служба. Вдруг приходят волостной писарь и народный учитель и требуют, чтобы священник служил благодарственный молебен за дарованную свободу. Священник отказался... Через несколько дней прибыли в волость какие-то солдаты и силою заставили наших священников выйти с крестным ходом на площадь возле волости и служить молебен с провозглашением многолетня всем защитникам свободы и вечной памяти борцам, павшим за свободу... К крестному ходу присоединились манифестанты с красными флагами и с пением револю-
65
ционных песен, которые пелись вперемежку с церковными песнопениями» [66, 12].
|
Но очень быстро значительная масса солдат перестала молиться, сняла с шеи крестики и выбросила их. Английский журналист и политический деятель М. Ф. Прайс посетивший в 1917 — 1919 гг. русскую деревню, был свидетелем такого разговора. Солдаты увидели молящегося крестьянина. Один из них пожалел, что тот не молится за них. «„Разве это нам чем-нибудь поможет, Коля?"» -возразил второй. „Кабы я знал, что молитва спасет этой зимой от голода, я бы целый день простоял на коленях", — добавил первый» [62, 136].
В армии усилилось влияние большевиков, которые проникали в армейские крестьянские организации, разоблачали там на собраниях священников.
Военное духовенство в своих донесениях с тревогой сообщало о безразличном отношении солдат к религии церкви, об усилении атеистических настроений среди них. Гарнизонный благочинный города Костромы заявил: «У нас явилась такая мысль, что мы уже стали излишними» [15, 68]. Гарнизонный благочинный города Барнаула писал: «Не так много из воинских чинов посещали церковные службы и беседы, так как за малыми исключениям они были заняты организацией собраний, митингов и прочего, а потому и на пастырские напоминания — не забывать бога и церкви — нередко отвечали: „Теперь нет свободного времени"» (ЦГИА СССР, ф. 806, oп. 5, 1917, № 10462, л. 7). «Ко всенощной в бараках солдаты совсем перестали ходить, — сообщал священник 184-го пехотного полка. — Прихожу я в роту служить, а солдаты все разбрелись по городу» (там же, л. 68). Священник 113-й бригады государственного ополчения yвeдoмлял: «В марте... вход священнику с беседами в роты стал невозможен, оставалось только молиться в храме. Богомольцев вместо 200 — 400 человек стало 3 — 10 человек... не редкость при случайной встрече были насмешки хулы по адресу священника и офицера» (тамже№ 10530, л. 2). Священник 86-го пехотного запасного полка писал: «Совершился переворот... В церкви это прежде всего отразилось в уменьшении числа говеющих на последних неделях поста... Воскресные и праздничные богослужения почти не посещались» (там же, № 10462, л. 70 об.).
66
Священник VI армии Румынского фронта В. Бощановский доносил 13 сентября: «Утренние и вечерние молитвы почти оставлены, храм посещается немногими; отношение к священнослужителям церкви не только неуважительное, но и просто враждебное» (там же, № 10312, л. 237 — 238). «„Один толк, хоть молись, хоть нет: шрапнель никого не разбирает!" — обратясь ко мне, проговорил солдат. Я был окружен большей толпой. Разговор обостряется. Не надо молитв, не надо икон, не надо церковных украшений. „А храмы для демократического народа, — разъясняет один, — потому как нужно место для собраний"», — такую запись сделал в сентябре священник 3-го стрелкового полка гвардии (там же, № 10327, л. 7).
|
Священник 1-го туркестанского стрелкового полка Д. Полянский писал 19 сентября: «В 170-м пехотном Молодечненском полку мне было выражено недоверие за мою деятельность как священника... Причина солдатского недоверия — моя упорная борьба с брошенными в солдатскую массу лозунгами большевизма: „Долой войну", „Братанье с австрогерманцами", „Недоверие к офицерам", „Выборное начальство" и др... 21-го мая на солдатском митинге мне было выражено недоверие, как преданному старому режиму... Мне заявили, что лучше для меня уехать в другое место, чтобы не случилось какого-либо насилия надо мной... Недоверие „к попам" переходит не только во враждебное отношение лично к нам, как священникам, но и к богослужению, и к молящимся солдатам, которые и ныне готовы слушать.,поповские басни", почему на богослужении бывает очень мало людей, 10 — 50 человек... Все социалистические партии дело религии считают пережитком, суеверием, а чисто церковное дело священников анахронизмом» (там же,.№ 10115, л. 71-72).
24 сентября священник 88-го пехотного запасного полка тоже записал: «Религиозное состояние воинов Костромского гарнизона в отчетном году весьма понизилось. На церковные службы они стали ходить не так усердно, как прежде, нередко были праздники, когда за богослужением бывали десятка полтора или два солдат. В разговорах о том, почему они ленятся ходить на церковные службы, некоторые из них говорили, что им некогда, другие говорили, что они давали присягу не ходить в церковь. Где и кто им давал такую присягу, так и не
67
пришлось мне узнать... Заметное ослабление веры и любви к храму божию — все это проявилось и развилось после государственного переворота» (там же, № 11 085, л. 108 — 109). Священник И. Голубев признавал, что солдаты стали «подозрительными, недоверчивыми, желчными, озлобленными, а иногда и грубо дерзкими с нами, священниками, а поэтому и наша проповедь... уже не производит в настоящее время должного впечатления... Пастырский авторитет наш значительно умалился и наш... голос стал слаб и малодейственен» (там же, № 10319, л. 173).
|
Священник 184-го пехотного полка в своем рапорте рассказал о том, что солдаты порывают с религией. После молебна перед отправлением па фронт и напутственного слова священника выступил солдат Воропаев, который, обращаясь к солдатам, заявил: «„Товарищи, теперь, посылая вас на бойню, вам служат молебны... Не молебны помогли добыть свободу, а мы сами добыли ее. Нечего и вам надеяться на молебны"... Кричал Воропаев очень долго, и впечатление от моей пастырской беседы пошло насмарку» (там же, № 10462, л. 68). Летом 1917 г., узнал о том, что среди солдат распространяется антирелигиозная брошюра проф. М. А. Рейснера «Церковь и государство», священник явился в полковой комитет и потребовал ее изъятия, но там его предложение было отвергнуто (там же, № 10140, л. 9).
Рост антиклерикальных настроений среди солдат нашел отражение в «Декларации прав солдата», признавшей посещение богослужения в храме и в казарме необязательным, в изгнании священников из многих частей и т. д. Солдаты 698-й пермской дружины государственного ополчения возбудили ходатайство «о замене духовных бесед с ними дружинного священника лекциями по гигиене и по вопросам текущей политической жизни».
Благочинный Ардатовского уезда Нижегородской губернии священник Бессонов писал в отчете за 1917 г.: «Война со всеми бедствиями и лишениями должна была сделать солдат более привычными к богу и церкви, сделать их смиренными, но увы, этого-то нет. Все они, за немногими исключениями, к церкви холодны, к духовенству не почтительны... Все это объясняется революционным движением, за которое они ухватились всеми фибрами души» [34, 24]. Священник Смирнов из Семе-
08
нонского уезда Нижегородской губернии, в отчете за тот же год сообщал: «Религия среди солдат падает. Возвратившиеся из армии не признают ничего церковного, в церковь не ходят, постов не соблюдают, иконы не почитают, открыто глумятся над духовенством» [34, 24].
Чем ближе к Великой Октябрьской социалистической революции, тем больше среди солдат распространялись антирелигиозные и антиклерикальные настроения. 25 апреля 1917 г. в «Известиях Гельсингфорсского Совета депутатов армии, флота и рабочих Свеаборгского порта в г. Гельсингфорсе» (.№ 33) было опубликовано письмо солдата Павлинова, выразившего отношение солдат к церкви: «Наш русский народ многие годы был связан по рукам и ногам и оплеван царизмом, а духовенство проходило мимо и еще больше ослепляло народ, чтобы он не видел своих палачей, сидящих на золотой горе, окруженной фараонами. Но пришло время, многострадальный русский народ порвал вековые цепи, стряхнул деспотическую грязь».
|
24 августа 1917 г. поместный собор русской православной церкви вынужден был признать, что «вера русского воина ослабла» [70а, 99]. Священник В. И. Востоков на соборе заявил: «Солдаты в армии перестают посещать храм божий» [72, 306]. Священник Д. И. Боголюбов говорил на заседании собора: «Широкие народные массы живут другими, прямо безбожными настроениями... большевизм захватывает массы» [73, 13]. «На праздниках я встретил трех возвратившихся солдат, которые были распропагандированы относительно веры и церкви — вспоминал на соборе протоиерей А. В. Суворов, — Христос, по их мнению, просто человек, ничем от нас не отличается, сказания об Адаме — вздор, святые мощи — что выдумка попов, чтобы получать доходы... Солдаты отрицали веру, молитву» [73, 16].
Архиепископ волынский Евлогий рассказывал на заседании собора, что солдаты I гвардейской кавалерийской дивизии «посетили Успенский собор Почаевской лавры... Увидев на стенах и колоннах иконы святых равноапостольных Владимира, Константина и святителей Стефана Владимир-Волынского и Нифонта Новгородского, начали бесчинно кричать:,,Зачем их понаписывали?", называли их "буржуями" и проч., требовали уничтожить иконы и говорили, что они сами их уничтожат... продолжали ру-
69
гать святых... Предъявляли также строгие претензии, зачем похоронен в соборе архиепископ Палладий, кричали, что он такой же, как и все люди, грозили, что его оттуда выбросят» [73а, 132]. Духовенство заявляло на соборе: «Гидра неверия ползет па нашу церковь» [72, 345], «опустеют наши храмы, не будет священников» [72, 313];
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!