Методика устранения нарушений письма — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Методика устранения нарушений письма

2022-01-17 26
Методика устранения нарушений письма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коррекционное обучение школьников с расщеплением губы и нёба прежде всего направлено на устранение причин нарушения письма. Поскольку к нарушению письма приводит вторичное недоразвитие фонематического слуха, обусловленное, в свою очередь, расстройством артикуляции, коррекция состоит в преодолении недостатков произношения у детей и, наряду с этим, развитии у них способности осуществлять наблюдения, сравнения, обобщения в области речевой деятельности. Следует прежде всего своевременно устранить недостатки звукопроизношения и голоса, научить правильно и четко произносить звуки отдельно, в слогах, словах и связной речи, чтобы таким образом восстановить кинестетический анализ. С уточнением кинестетической (артикуляционной) характеристики звука создаются объективные условия для формирования фонематического слуха, остается лишь активизировать процесс фонемообразования через систему упражнений по доразвитию фонематического слуха и восприятия. Детей учат опознавать и выделять звуки на слух из речи окружающих и своей собственной, соотносить звуковой вариант с фонемой. Специально организованные наблюдения над разно-; образными фактами в сфере языка направлены на формирование умений анализировать, сопоставлять и обобщать различные явления, чтобы преодолеть фонематическое недоразвитие.

Таким образом, коррекционное обучение учащихся по предупреждению и преодолению нарушений письма должно включать в себя следующие разделы:

— развитие артикуляционного праксиса;

— постановка физиологического и речевого дыхания;

— коррекция фонетической стороны речи (артикуляции и голоса);

— развитие фонематического слуха и восприятия.

Так как у учащихся с врожденным расщеплением губы и нёба нарушение письма обусловлено расстройством артикуляции и голоса, а отклонения фонематического слуха оказались производными (т. е. носят характер вторичных отклонений, возникших в результате неправильных условий развития первично сохранной слуховой функции), центральная задача обучения — развитие произносительной стороны речи и ликвидация назального тембра голоса. В процессе постановки звуков ребенок овладевает артикуляцией, однако письмо еще не исправляется, так как таким способом не восполняются пробелы в фонематическом развитии. Овладение письмом тесно связано с развитием умения расчленять звуковой поток речи на отдельные фонемы. Поэтому коррекционное обучение на данном этапе предусматривает тесную взаимосвязь между формированием произношения и развитием звукового анализа. При этом коррекции произношения и голоса отводится больше времени, нежели звуковому анализу. Анализ и синтез звукового состава слова становятся доступными ребенку лишь с помощью упражнений по уточнению акустико-артикуляционных признаков звука и исправлению его произношения. Все перечисленные задачи коррекционного обучения объединяет то, что они подготавливают необходимые условия не только для продуцирования звука, но и для его познания, которое лежит в основе овладения процессом письма.

Развитие артикуляционного праксиса

Начальный этап коррекции произношения — создание условий для упорядочения фонетической стороны речи. Поскольку основной причиной дефектов произношения является неправильное развитие и функционирование органов речи, вызванное нарушением анатомической целостности нёба, коррекционное обучение начинается с нормализации артикуляционного праксиса. Артикуляционные упражнения, широко применяемые на данном этапе, улучшают кинестетический анализ, играющий важную роль в формировании фонематических представлений.

Логопедическая работа по развитию артикуляционного праксиса предусматривает систему упражнений для стимуляции движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба и глотки.

 

Гимнастика нижней челюсти

У детей с расщеплением губы и нёба значительно страдает голосовая функция, поэтому особое внимание уделяется гимнастике нижней челюсти. Известно, что в процессе звукопроизношения полость рта и полость глотки находятся в обратной зависимости друг от друга: чем шире ротовая полость при произнесении звука, тем уже глотка, что создает благоприятные условия, для нёбно-глоточного замыкания. Кроме того, существует тесная связь между движениями нижней челюсти, мягкого нёба, глотки и гортани: чем ниже опущена челюсть, тем выше поднято мягкое нёбо и тем более оказывается открытой глотка, что способствует работе голосовых складок.

Упражнения на стимуляцию движений челюсти:

1) откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку;

2) откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке;

3) откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и шепотным произнесением звуков а или э на твердой атаке;

4) откидывание челюсти с преодолением сопротивления (логопед держит руку под челюстью ребенка);

5) открывание рта с преодолением сопротивления и произнесением звуков а или э на мягкой атаке; произнесением звуков а или э шепотом на мягкой атаке;

7) открывание челюсти с откидыванием головы назад;

8) открывание челюсти с запрокидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки логопеда, лежащей на затылке;

9) открывание челюсти с поворотами головы вправо-влево;

10) мысленное или шепотное произнесение ряда гласных, требующих различной ширины раскрытия рта:

а — и, а — э, а — о, а — у, а — и — а, а — э — а, а — о — а, а — у — а и т. д.

Упражнения для нижней челюсти с сопротивлением, с движением головы и произнесением звуков а или э на твердой атаке включают в движение язычно-нёбно-глоточные мышцы, повышают их активность, делают их упругими и эластичными и таким образом подготавливают к предстоящей уранопластике, а в послеоперационный период способствуют нормализации артикуляции и голосообразования. В послеоперационный период для активизации движений нижней челюсти широко применяется механотерапия: в ротовую полость вводится аппарат, регулирующий пускание и подъем нижней челюсти (рис. 7).

Рис. 7. Аппарат для активизации движений нижней челюсти

Для предупреждения образования массивных рубцов в области нёбных дужек после уранопластических операций назначают жевательную гимнастику.

У детей, перенесших хейлопластику, значительно затруднена функция верхней губы, поэтому выработка активных произвольных движений начинается с массажа и развития движения губ.

 

Гимнастика и массаж губ

При массаже верхней губы шов растирают, разминают сначала с внешней стороны, затем, обхватывая с двух сторон,— большой палец правой руки заводят под верхнюю губу в области шва, указательный палец кладут на нее,— производят разминающие, растирающие движения по линии послеоперационного шва. Для повышения тонуса мышц производят винтообразные, постукивающие движения по верхней и нижней губе. Продолжительность массажа — от 3 до 5 минут. Наряду с логопедическим массажем проводят лечебный массаж и физиотерапию (аппликация парафина или озокерита). За массажем следует гимнастика губ.

Формируя активные движения губ, логопед должен воспитывать у ребенка потребность зрительно контролировать каждое движение, ощущать его, оценивать.

Упражнения на стимуляцию движения губ:

1) удержание губами различного рода пластмассовых и деревянных трубочек;

2) смыкание губ (обычное, плотное, очень плотное);

3) смыкание и размыкание губ при закрытом и открытом рте;

4) медленное вытягивание губ хоботком и такое же медленное возвращение в состояние покоя;

5) вращательные движения губ хоботком;

6) движения губ хоботком влево и вправо;

7) мгновенное смыкание губ с разрывом типа «поцелуй»;

8) оскал при закрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов;

9) оскал при раскрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов;

10) оскал с последующим движением губ в хоботок при сжатых челюстях;

11) оскал с последующим движением губ в хоботок при разжатых челюстях;

12) оскал с раскрыванием и закрыванием рта с последующим плотным смыканием губ;

13) поднимание верхней губы с обнажением зубов;

14) поднимание верхней губы с последующим опусканием ее;

15) рисунки губ на все гласные звуки.

 

Гимнастика щечных мышц

При проведении артикуляционной гимнастики важная роль отводится упражнениям для щечных мышц, так как в процессе речи круглые мышцы губ приходят в движение одновременно с напряжением щечных мышц. От качества и скорости включения в движение щечных мышц во многом зависит внятность речи.

Упражнения на стимуляцию щечных мышц:

1) надувание обеих щек одновременно (губами удерживается воздух в ротовой полости);

2) вялый губной выдох (щеки надуваются ненапряженно);

3) надувание обеих щек и имитация полоскания зубов;

4) надувание щек попеременно;

5) набирание воздуха поочередно то под одну губу, то под другую;

6) выдувание воздуха поочередно каждым углом рта.

Гимнастика языка

Как мы уже указывали, у детей с расщеплением губы и нёба отмечается тенденция к смещению массы языка назад, в полость рта. В результате вся артикуляция происходит в основном в области горла и корня языка. Кончик языка не принимает участия в образовании звуков. Корень языка развивается в своей мощности, объеме, но не может осуществлять тонкие, дифференцированные движения, необходимые для образования звуков речи. Поэтому при проведении гимнастики языка особое внимание уделяется:

— стимуляции движений кончика языка, передне- средней и задней части спинки языка;

— переключению в передние отделы ротового резонатора;

— развитию дифференцированного кинестетического восприятия;

— укреплению всего мышечного фона для предстоящей уранопластики (пластики нёба).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.