Региональные экономико-географические особенности Республики Коми — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Региональные экономико-географические особенности Республики Коми

2021-10-05 74
Региональные экономико-географические особенности Республики Коми 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Республика Коми входит в северный экономический район. Развитие хозяйственного комплекса Северного экономического района опирается на использование его природно-ресурсного потенциала, выгодное экономико-географического положение по отношению к индустриально-развитым районам страны, районам нового освоения Азиатского Севера и зарубежным торговым партнерам.

По официальным данным государственного статистического наблюдения на 01 января 2020 года[1]:

Территория Республики Коми по площади составляет 416,8 тыс. кв.км. Наибольшая протяженность - с юго-запада на северо-восток - 1275 км, с севера на юг - 785 км, с запада на восток - 695 км.

Численность населения Республики Коми составляет 820473 тыс. человек (на 01.01.2020г.), 78 процента населения Республики Коми проживает в городах, 22 процента - жители села.

По состоянию на 1 января 2020 г. в республике насчитывалось 12 районов и 8 городов республиканского значения с подчиненными территориями, 29 поселков городского типа, 718 сельских населенных пунктов. Столица Республики Коми - г. Сыктывкар.

К городам с численностью населения более 100 тыс. человек относятся: г. Сыктывкар – 259 884 тыс. человек, Ухта – 113 703 тыс. человек. Информация по территории и административно-территориальное деление Республики Коми приведены в таблице 1.

 

Таблица 1. Территория и административно-территориальное деление Республики Коми (на 1 января 2020 г.).

Муниципальные образования

Площадь

тыс.км2

Численность

Населения, чел.

(на 01.01.2020)

Административно-территориальные единицы

Муниципальные образования

Центры

Районы Города Поселки город. типа Сельские нас. пункты
Республика Коми   416,8 820 473   12   10   29   718   194 г. Сыктывкар
Сыктывкар 0,7 259 884 - 1 3 3 1 г. Сыктывкар
Воркута 24,2 73 123 - 1 8 7 1 г. Воркута
Вуктыл 22,5 11 401 - 1 - 10 6 г. Вуктыл
Инта 30,1 26 779 - 1 2 20 1   г. Инта
Печора 28,9 48 863 - 1 3 28 8 г. Печора
Сосногорск 16,6 42 628 - 1 2 16 4 г. Сосногорск
Усинск 30,6 42 780 - 1 1 18 1   г. Усинск
Ухта 13,3 113 703 - 1 4 13 1 г. Ухта
Районы                
Ижемский 18,4 17 009 1 - - 34 11 с. Ижма
Княжпогостский 24,6 18 539 1 1 1 45 11 г. Емва
Койгородский 10,4 7 210 1 - - 21 11 с. Койгородок
Корткеросский 19,7 17 963 1 - - 53 19 с. Корткерос
Прилузский 13,2 16 657 1 - - 88 17 с. Объячево
Сыктывдинский 7,5 24 468 1 - - 49 14 с. Выльгорт
Сысольский 6,1 12 407 1 - - 79 12 с. Визинга
Троицко- Печорский 40,6 10 612 1 - 1 31 12 пгт. Троицко- Печорск
Удорский 35,8 16 900 1 - 3 52 16 с. Кослан
Усть-Вымский 4,8 24 998 1 1 1 51 13 с. Айкино
Усть-Куломский 26,4 23 493 1 - - 63 23 с. Усть-Кулом
Усть-Цилемский 42,5 11 056 1 - - 37 12 с. Усть-Цильма

 

Ведущими отраслями промышленности Республики Коми являются добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, строительство, транспорт и связь.

Заготовка древесины сосредоточена в бассейнах рек Вычегды, Печоры и Мезени. Основные центры деревообработки: г. Сыктывкар, Сыктывдинский район, Княжпогостский район, Усть-Вымский район.

Переработка нефти и газа производится в Ухте и Усинске.

Крупнейшие предприятия в Республике Коми: ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», ООО «РН-Северная нефть», ООО «Лукойл-Ухтанефтепереработка», ООО «Енисей», ООО «Газпром Трансгаз Ухта», ООО «Газпром переработка», АО «Воркутауголь», АО «Монди СЛПК», ООО «Сыктывкарский фанерный завод».

В Республике Коми умеренно (в силу природно-климатических условий Севера) развиты животноводство (67% в объеме продукции сельского хозяйства) и растениеводство (33%).

Транспортная инфраструктура развита умеренно и имеет свои особенности.

За пределы Республики Коми авиаперевозки осуществляются по направлениям: Москва, Санкт-Петербург, Нарьян-Мар, Самара, Котлас, Уфа, Архангельск, Екатеринбург, Пермь, Казань, Анапа, Сочи.

По территории Республики Коми межмуниципальные авиаперевозки организованы из г. Сыктывкар в направлениях: Воркута, Вуктыл, Печора, Ухта, Усинск, Усть-Цильма, Инта, Кослан и дополнительно по маршрутам в Ижемском и Вуктыльском районах.

Внутримуниципальные пассажирские перевозки в труднодоступные населенные пункты в период распутицы выполняются вертолетами Ми-8 в 5 районах республики: Интинском, Печорском, Ухтинском, Усинском и Усть-Цилемском.

Основной поток грузов идет железнодорожным (магистраль Котлас- Воркута-Салехард) и речным транспортом (по рекам Вычегда - приток Северной Двины и Печора).

Сеть автомобильных дорог общего пользования Республики Коми развита недостаточно и охватывает только южные и центральные районы Республики Коми. Перевозку пассажиров и грузов в основном обеспечивают предприятия муниципальной и частной форм собственности.

В соответствии со Схемой территориального планирования Республики Коми, утвержденной Постановлением Правительства Республики Коми от 24.12.2010г № 469 среди опасностей природного характера на территории Республики Коми особую угрозу населению и объектам промышленности представляют опасные метеорологические явления (ураганные ветры, снежные заносы и сильные морозы), опасные геологические явления (карст), опасные гидрологические явления на реках (русловая эрозия, наводнения) и природные пожары. Среди факторов техногенного характера наибольшую опасность представляют аварии на нефте- и газопроводах, на предприятиях, использующих химические отравляющие вещества. Потенциальную угрозу представляют площади радиационного загрязнения на территории Республики Коми.

При строительстве объектов на территориях с вечной мерзлотой необходимо выбирать конструктивные решения и методы осуществления строительства, обеспечивающие нормальные эксплуатационные качества зданий.

Экономический потенциал Республики Коми определяется богатым природно-ресурсным потенциалом, освоение которого осуществляется в экстремальных условиях на слабо заселенной территории с низким уровнем развития транспортной и социальной инфраструктуры.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.