ИСКАН . Композиция № 318 Vertic 80x60 red arrow on greens — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

ИСКАН . Композиция № 318 Vertic 80x60 red arrow on greens

2022-01-17 39
ИСКАН . Композиция № 318 Vertic 80x60 red arrow on greens 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

НЕУМОЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ

             эссе

  фантазия на тему

               абстракционизма

 

          Николая Прокофьева

 

             (вступительное и заключительное

                             слово в сборнике)

 

 

 


                                 

                        Поэт и писатель

Н. Прокофьев


 

    

ПРОКОФЬЕВ Николай Сергеевич

Литературный работник, редактор.

Автор поэтических сборников, песенных текстов,

произведений прозы и драматургии.

Член Союза писателей России.

Сотрудник Издательства «ЭКСМО».

                  

                     

                                       ВСТУПИТЕЛЬНОЕ

СЛОВО

   Неумозаключительное

            Эссе (Часть 1)

 

 


Коллаж  «Детские СНЫ под ЗОНТОМ  Оле-Лукойе»  

                                                                         (по композициям ИСКАНА)

                        ИСКАНИЯ  ИСКАНА

 

Много ли нужно человеку для счастья? А художнику? Вопросы, на первый взгляд, риторические. Ответить на них либо невозможно, либо делать это нужно с очень глубоким знанием дела, то есть, при близком знакомстве с самим человеком, художником.

 

Однако, есть один очень верный способ познать глубину удовлетворения художника самим собой, что, на мой взгляд, и есть определение счастья, во всяком случае, счастья творца. Ведь чем ближе задумка и конечный результат, тем точнее и желаннее цель творческого поиска, а, значит, тем выше удовлетворение конечным произведением. И вот оно – счастье. Пусть даже временное, пусть только до следующего акта созидания.

 

Что же это значит? А то, что практически все о художнике могут сказать его картины. Без привлечения его самого, что называется, с полной чистотой эксперимента. Абстрагируясь от ученых трактатов высоколобых специалистов – критиков и искусствоведов, не взирая на прессу и пересуды в кулуарах. Без всяких pro и contra. Не верите? Что ж, предлагаю убедиться в правоте моих суждений, заглянув на самый настоящий вернисаж художника-абстракциониста Искандера Ильязова.

 

Широко известный в России и за рубежом, Искандер был и остается певцом чистого искусства. Даже несмотря на то, что избрал для себя не самый популярный его вид – цветовую абстракцию. Мы не знаем, как долго он шел к этому выбору, но то, что выбор этот был правильным, вполне очевидно, ибо то, что мы видим в его работах, не просто привлекает внимание, как нечто заманчивое и необычное, эти картины заставляют задумываться и даже сопереживать. А это значит, что искания Искана продвигались по верному пути.

 

Хотя почему «продвигались»? Почему в прошедшем времени? Настоящий художник не перестает искать себя всю жизнь. Просто изначально он четко определяет для себя возможные границы, берега, которые в одном случае дают ему возможность пристать и перевести дух, в другом – служат очевидным ориентиром в широком пространстве современного искусства.

 

Так что же такое «счастье» применительно к творчеству Искана? Только ли его бесконечные искания (не отсюда ли такой звучный псевдоним самого художника?), что можно сказать, глядя на его в хорошем смысле художества? Даже чисто интуитивное восприятие непосвященного зрителя говорит о том, что перед ним что-то весьма значительно. Но что? И как определить степень этой непостижимости? Точного ответа нет и не будет. Видимо, все дело здесь во внутреннем человеческом коде, некоем пароле, соединяющем мир Вселенной и внутренний мир самого человека. Зритель видит и понимает, а высшие силы, как могут, трактуют для него увиденное доступным смертному языком.

 

Абстрактное искусство – наивно-великое направление, поскольку заключает в себе практически весь диапазон изобразительного творчества. Наивное – потому что, на первый взгляд, выглядит нелепым и непонятным для «всезнающего» зрителя. Тому, постигшему, как ему кажется, все законы самовыражения, видятся эти квадраты и линии

не больше, чем хаосом. А, между тем, это огромный мир – внешний и внутренний, сокрытый в самой человеческой душе. Не случайно Господь в Евангелии неоднократно призывает каждого человека уподобиться ребенку. Будьте «как дети» (Мф. 18: 3), «ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10: 14). Художник-абстракционист просто следует этой заповеди, и оттого на фоне «всезнаек», пренебрегающих древними наставлениями, выглядит не как все. Но в этом-то и есть его величие. Неизвестно, сколько понадобится сил и времени простому «знатоку» от искусства достигнуть тех вершин понимания, которые уже подвластны абстракционисту.

 

Картины Искана в этом смысле – наглядный тому пример. Удивительно, как может взрослый, прошедший серьезную жизненную школу человек мыслить и видеть так чисто и по-детски ясно. Вот уж где действительно скрывается настоящий ребенок! Если выстроить самые известные его картины в один ряд, то получится длинный, очень интересный, наполненный волшебством и приключениями, радостный детский сон.

Словно добрый сказочник Оле-Лукойе открывает над нами свой разноцветный зонтик, и мир моментально преображается, а сон на какое-то время становится явью, так по-хорошему наивный художник Искан раскрывает перед нами свои видения. И начинается увлекательное путешествие.

 

Наверное, это счастье, что невозможно одному человеку с присущим только ему восприятием окружающего мира передать, а точнее, пересказать увиденное во сне. Нужно иметь особую лексику, свой специальный язык, чтобы собеседник понял и проникся теми же чувствами и переживаниями, которые испытываешь ты. У каждого свой сон.

Что самое интересное и увлекательное для ребенка в раннюю и чистую пору его жизни? Впечатление. Явление. Волшебство. Иными словами – цирк! Пусть не спорят со мной сторонники раннего развития и приверженцы разного рода цифровых технологий, все это будет для малыша потом. А сейчас – только радость и беззаботность с яркими красками и веселыми друзьями.

 

 

 

 


ИСКАН. Композиция № 140 MGU Clinic 100x70 belt compr

 

 


ИСКАН. Композиция №116 ty 50x50 blue Center yellow

 

 


ИСКАН. Композиция № 186 100x100 past 1turk 2orange 2brown greens

Возможно, именно так рассуждал художник, выводя на свет свои шедевры. Я думаю, что не ошибаюсь, видя в картинах (186, 116, 140) воплощение сказочного неповторимого циркового аттракциона. Разве не купол – картина (148)?

А (318) – не острый луч, выхватывающий из закулисья динамичный фрагмент выступления?

Эти два самобытных мира – мир ребенка и мир художника – объединяет одно великое свойство души – фантазия.

 

 

 


Николай Прокофьев,

Литературный редактор,

ПЁСТРЫЙ ЗОНТ ОЛЕ-ЛУКОЙЕ

              (ВОЛШЕБСТВО – рис. 1, рис. 2)

 

 

 


  (по композициям ИСКАНА)

 

 

 


     ИСКАН. Композиция № 161 50 x 70 greens lylacs lyr abstr


ИСКАН. Композиция № 260 GONE 60x70 ty 4blue 4violet 4mic turq 1yellow

   СКАЗОЧНЫЕ КАРТИНКИ

  (ВЕТЕР  СНОВ  ОЛЕ-ЛУКОЙЕ – рис. 1, рис. 2)

              по композициям ИСКАНА

 

 

 

«Никто на свете не знает столько историй, сколько Оле-Лукойе. Вот мастер рассказывать-то! Под мышками у него по зонтику: один с картинками – его он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся волшебные сказки...»

                                          Ганс Христиан Андерсен

 

 

 


               Режиссёр и актриса

            С. Волошина-Андрийчук


 

    

СКАЗКИ

 

К  СОВРЕМЕННОЙ 

ДРАМАТУРГИИ

 

 

(на странице композиции ИСКАНА: № 34 50x60 ETNA red ribbon black white peach l-blue; № 77 in FR ty 12 1 black 60 x 60; № 116 ty 50 x 50 blue Center yellow – коллаж «АЛМАЗНАЯ ГРАНЬ»)

«БЕШЕНАЯ СОБАКА

     ИСКУССТВА»

           пьеса:

зарисовки на тему абстракционизма             

 

    арт-инсценировка в соавторстве

СветланыВолошиной-Андрийчук

    и Искандера Ильязова

      (автобиография художника и история

                    творческого метода)


 

          Художник-абстракционист

                      Искан Ильязов

 

    

    ИЛЬЯЗОВ  Искандер Сабитович

  (Искан Ильязов) – художник-абстракционист.

      Профессор, действительный член ПАНИ

       и Академии народного искусства России.

                                Член Творческого союза

                    профессиональных художников (ТСПХ)

  и Союза абстракционистов России (САБРОС).

 

ВСТУПЛЕНИЕ

к арт-инсценировке Светланы Волошиной-Андрийчук и Искандера Ильязова

(по мотивам книги В.В. Кандинского «Точка и линия на плоскости»)

«БЕШЕНАЯ СОБАКА ИСКУССТВА»

Дорогие авторы, ваша работа из тех редких случаев, когда надо оценивать предложенный сценарий воплощённ ым в спектакле. В первом прочтении возникают несколько мыслей-определений: неожиданно, смело, текст сделан и по форме, и по слову – талантливо! Для художников – это, на мой взгляд, новая форма качественной подачи, заслуживающая внимания художника-Мастера.

С другой стороны, есть опасность, что у хваткого плагиатора благодаря вашему спектаклю может возникнуть идея слямзить и прославиться по Вашей концепции:"Её укус таит искус".

Словом, вы оба молодцы! Когда я читал сценарий, то ловил себя на мысли, что прочитанный материал сделал меня весьма сведущим и образованным человеком не только в живописи, но и по части драматургической формы.

Когда-нибудь эта форма станет популярна, – какое счастье, что я знаю тех первопроходцев, которые были у истоков такого театра.

С уважением,
Валерий Александрович Иванов-Таганский,

Эта геометрическая тема нашла выражение в картинах, скульптурах, тканях и других формах искусства: геометрическую абстракцию можно увидеть в таких направлениях в искусстве авангарда начала двадцатого века, как супрематизм, конструктивизм, де Стиль и кубизм, а также в прикладных искусствах, таких, как мебель и архитектура Баухауса.

Геометризм в изобразительном искусстве родился в России и Западной Европе и расцвёл в США, а с 2010-ых годов большинство геометристов творят в основном в таких странах, как Испания, Франция, Нидерланды, Бельгия, Италия и Германия, где проходят их профильные выставки.

БЕШЕНАЯ СОБАКА ИСКУССТВА

(Лит-муз-жив-драм-культ-секс-феерия)

Анонс Искандера Ильязова

Сценарий драматической биографическо-философской пьесы об искусстве абстракции. Герой пьесы – художник Странник, под этим именем выведен реальный персонаж, геометрический абстракционист Искан (Искандер Ильязов), а его оппонентом выступает Точка, олицетворяющая книгу Василия Кандинского "Точка и линия на плоскости". Авторы сценария Светлана Волошина-Андрийчук и Искан Ильязов, 2020 год. (Аннотация сценария "Бешеная собака искусства")

 

Слово режиссёра

Андрийчук)

 

В этом есть свой символический смысл. Художник неразлучен с холстом, как и странник со своей простой холщёвой одеждой. А творческий процесс подобен духовным странствованиям.

На полотне у Искана осмыслен каждый мазок кистью, он его чувствует; ощущает внутреннюю энергетику движения.

Своё творчество Искан охарактеризовал как «ископаемый абстрактный геометризм в нынешнем торжестве постконцептуализма» и сказал: «Я как автор отношусь не к contemporary art, а к классическому модернизму вековой давности».

Тексты же Кандинского дали образ другого главного героя пьесы, моего персонажа. Им стал первоэлемент живописи – Точка. С одной стороны, этот персонаж – плод мысли и воображения художника, с другой – его оппонент, выражающий духовное и материальное начало в искусстве.

Сложнейшую конструкцию пьесы выделила и заслуженная артистка России, актриса театра и кино Татьяна Евгеньевна Лебедькова: «И, – добавила она, – при эпатажной, шокирующей форме. Начало пьесы, там, где излагается теория Кандинского, требует серьёзной сосредоточенности ума. Но за эту работу зритель вознаграждается интересными, метафоричными текстами мэтра абстракционизма. Философский уклон Василия Кандинского пробуждает мысль, как функционирует вместе система: жизнь, смерть, человек, растение.

Аксиомы

В теории Кандинского оживает математика. Геометрические построения отражают не только логику и разум, они проецируют мир эмоций. По теории Кандинского при помощи линий и точек, через их ритмический рисунок, расположение и форму можно выразить всю необъятную гамму человеческих чувств.

Невольно вспоминается пушкинский Сальери и его безуспешный эксперимент «поверить алгеброй гармонию». Кажется, что Кандинский продолжил опыты Сальери, и в его творческой лаборатории искусственность превратилась в искусство. А чувства и эмоции, освобождённые от внешней материальной формы, приобрели силу и энергию, неисчерпаемую, как атом.

Эту бесконечную природу человеческих чувств нам хотелось выразить в пьесе и в спектакле: лирика и романтика, грусть и радость, страх и сарказм, ненависть и счастье. Каждое подобное чувство – эмоциональный рубеж, который преодолевает главный герой – художник, чтобы приблизиться к пониманию истоков своего творчества в совокупности со своим Эго.

Владимир Николаевич Фёдоров, заслуженный работник культуры, главный редактор, писатель, публицист, журналист, драматург, поэт поделился своим творческим взглядом на инсценировку, включающим научный и художественный опыт:

«Должен сказать, что я не знаток абстракционизма. Но во времена молодости, когда учился на инженера-геолога, я довольно основательно прошёл через геометрическую «абстракцию и неабстракцию» – семестрами изучал начертательную геометрию, кристаллографию, картографию и т.п. Как нас учили, «развивал пространственное воображение». К слову сказать, многие геологические карты по своему виду могли бы вполне поспорить с работами художников-абстракционистов, только геолог видит на них не воображаемые образы в виде цветных фигур, а реальное строение недр на километры в глубину. В качестве дополнительного аргумента прилагаю пример геологической карты.

Нипочём их не сочтёшь.

У Мэкито нож, как бритва,

Только где он, этот нож?

Возле моста через Темзу

Вдруг свалился человек.

Не чума прохожих косит –

На охоту вышел Мэк».

 

(Песня-зонг в переводе А. Эппеля

Точка

 и Линия

На Плоскости

Коллаж «ТЕОРИЯ КАНДИНСКОГО» по композиции ИСКАНА № 312 (80x60 yellow square on greengrey rhythm)

           

      

             БЕШЕНАЯ СОБАКА   

                 ИСКУССТВА

 

              Арт-инсценировка

   Светланы Волошиной-Андрийчук,    

             Искандера Ильязова

 

             (по мотивам книги

               В.В. Кандинского

    «Точка и линия на плоскости»)

 

 

       Действующие лица:

Он (Странник - художник)

Она (Первоэлемент - точка)

Композиция Искана № 45 (4 black grey yellow orange _ strip 50 x 60 CoCard)

           

Странник-художник

 

 

   ОН

ОНА

                            Первоэлемент-точка

(На фото художник Искан)

ПРОЛОГ

                         Кто же не знает  

            Старика

                                                                         Брехта

АФИША СПЕКТАКЛЯ по композиции Искана № 25 (70x90 whirlpool)

 

                                                             ПРОЛОГ

(в центре на сцене некая конструкция, на ней афиша спектакля, он и она подходят к ней с разных сторон)

Он. (подправляет афишу) Линия, линия, отличная линия... и точка! Афиша готова!

Она. Можно начинать. Поёт несравненная Элла Фицджеральд! Или Фицджéральд, если угодно.

Музыка «Мэкки-Нож»

(он и она в образах брехтовских персонажей из «Трёхгрошовой оперы» Мэкки-Ножа и Джеини-Малины обыгрывают конструкцию-декорацию)

Музыка стоп

Она. Находятся люди, которые утверждают: «Время абстрактного искусства осталось в XX веке». Тем не менее абстракция существует полноправно и в нынешнем, XXI веке, избегнув забвения.

Продолжает подчинять своей власти и своим законам, как всё великое и вечное! Искусство ненасытно и требует себе новых ценителей, новых жертв и жрецов. Его цепкой хватке, его алчущей пасти мы посвящаем лит-муз-жив-драм-культ-секс феерию! (Обращаясь к нему) Эй, приятель, переведи им всем… но не деньги!

Он. (переводит на английский) Дамы и господа, мы посвящаем лит-муз-жив-драм-культ-секс феерию!

Она. О вековой живописи и современном художнике (кивает на него) – шоу-спектакль «Бешеная собака искусства» в пяти искушениях с прологом и эпилогом!

Бешеная собака искусства – она белая и чёрная, она добро и зло, друг и циник, охотник и страж, она священная и демоническая, пугающая и защищающая, её восхваляют и проклинают, убивают и почитают! Её укус таит искус…

И эта бешеная собака всё время кусается!

Он. (переводит на английский) Бешеная собака всё время кусается!

Она. Ах, ах, ах! (достаёт нож, он перехватывает)

Он. Картина сама диктует, какой ей быть.

Элла поёт об алых потоках крови в ночной воде, но ночью алый не алый и все цвета такие, как я изобразил, по крайней мере, я так их вижу.

Но не надо сваливать на картину, скорее диктует моя оптика, мой вкус, но я его не могу переломить, иначе придётся изрезать весь холст, который "не тот" получится если.

Она. Если?..

Он. Если… Кухонный советский нож с длиннющим наведённым лезвием у меня всегда наготове, есть и восточный кинжал из рессорной стали 2010 года, есть и самурайский булат на кухне. Я малюю за интерес, а не за деньги или принудиловку, поэтому если мне чуть что не понравится, то уничтожу без сожаления, как бешеную собаку!

Она. Искушение первое – «Странник и Первоэлемент»: искушение Точкой.

Музыка «Собаки»

(Он прислушивается к музыке вселенной)

…Итак, необходимо начать с первоэлемента живописи – с точки.

(подходит к модели, накрытой лёгким покрывалом)

Геометрическая точка – это невидимый объект. В материальном отношении точка равна нулю.

Она. (шепчет) Покой.

Он. (читает по книге) В этом нуле скрыты, однако, различные «человеческие» свойства. Точка говорит нам о сдержанности, самоограничении, её знак обозначает молчание.

Она. (шепчет) Покой.

Она. В живой речи точка является символом разрыва, небытия… смертью…

Он. (читает по книге) И в то же время она становится мостом между одним бытием и другим. Это определяет ее внутренний смысл.

Она. (продолжает сопротивляться чужой воле) Звук молчания столь громок, что он полностью заглушает все прочие ее свойства. Мы не слышим их голосов, мы окружены молчанием... молчанием….

Он. (читает по книге) Открытый глаз и открытое ухо превращают ничтожные волнения в огромные события. Со всех сторон несутся голоса, и мир звучит. Мертвые знаки превращаются в живые символы и безжизненное оживает. Мёртвая точка становится живым существом. Это мир живописи.

(он сдёргивает с неё покрывало)

Она. (оглядывается, пробуждаясь) Её молчавшие внутренние свойства – их энергия – всплывают одно за другим из ее глубин и излучают свои силы вовне. Их действие и влияние на человека все легче преодолевает скованность.

Царство точки беспредельно. Все «мироздание» складывается из точек. Они в разнообразных формах парят в геометрической бесконечности. Так выглядят холодные серо-голубые точки семян, несущие дремлющие силы плодородия; так, в песчаной пустыне приводит в ужас неукротимо-буйная подвижность её «мертвых» точек. Солнечная система представляет собой лишь точку в космическом целом.

Размеры и формы абстрактной точки изменяются. Она разрастается из себя самой, из собственного центра, а на месте ее возникает новая сущность – линия. Она – след перемещающейся точки. Она возникла из движения, из «напряжения». Линеарный мир многообразен: ломаные, кривые прямые, спиралеобразные. Они включают в себя все оттенки выразительности – от холодного лиризма до жаркого драматизма и глубинное желание создать плоскость: претвориться в более компактную, замкнутую в себе сущность: треугольник, квадрат, круг.

Он. (читает по книге) Точка – это результат первого столкновения [художественного] орудия с материальной плоскостью, с грунтом.

Музыка стоп

Точка, линия, плоскость. Примерно так распределяется интерес художников к элементам. Их скрещения, соединения образуют собственный «язык», невыразимый словами.

(Произносит машинально) …Замесы на палитре стоят “сами пришли и просятся” сбалансированные по тону, насыщенности, температуре, очень мне нравятся...

Она. Звучание этого языка, сообщает живописному выражению высочайшую краткость и высочайшую отчетливость. И чистая форма отдает себя в распоряжение живому содержанию.

Он. Полвторого ночи. Сон как пришёл, так и ушёл. Состояние начала горячки. Если сейчас же не избыть его на холст, попаду в Соловьёвку. В голове крутится карусель форм, не могу её остановить, чтобы выхватить одну. Спустился, надел прозодежду, хлебнул из горлА французского коньячка, успокаиваю себя, концентрируюсь. Поймал в голове и вроде бы даже зафиксировал в памяти композицию. Холстов много, выбираю под идею, ставлю на мольберт. Беру основной цвет, начинаю класть на холст. Не ложится. Беру второй. Всё не то! Начинаю беситься. Почему не встаёт? Значит, кисти дрянь! Не пишут, суки! А образ из памяти уходит, в песок уходит, каждая минута на счету.  

(он очень сосредоточен на работе)

Она. Как её зовут?

Он. Композиция № 17.

Она. Она горячая брюнетка?

Он. Фригидная блондинка.

Она. О! Я на неё похожа?

Он. Нет.

Она. (усмехаясь) Конечно, нет! Я всего лишь точка. Основа мироздания (бросает ему кисть).

Он. Беру самую длинную кисть, до сих пор в тяжёлых случаях выручала, она особо пружинит и даёт отход от холста: чтобы выйти из тупика, надо подняться над ситуацией. Делаю заход на мольберт сбоку, как тореадор на быка - палитра мулетой, кисть шпагой. Без толку. Меняю угол атаки так и сяк, переставляю мольберт по кабинету, три раза переворачиваю холст. Результат ноль. В голове лихорадка, от идеи ничего не осталось, испарилась. В отчаянии ломаю поперёк колена RAPHAEL Kjaerell с удлинённым черенком, таких длинных кистей в отечестве в продаже не бывало.

Она. Бедный Странник (смеётся).

Он. Беру основной мастихин, делаю мазки – нет, не то! Стираю, беру другим мастихином – ещё хуже, третьим – тоже мимо. Коллапс. Брожулунатиком по первому этажу.

Она. Смотри! (делает знак ножом)

Он. На кухне выхватываю из стойки нож самурайского дамаска, наношу замес – ВСТАЛО! Оказывается, должен был лечь в руку тяжёлый отбалансированный инструмент. Помалевал ножом, пошло. Времени четыре двадцать утра. Мыкаюсь, ничем не могу заняться, тороплю ночь. (Подходит к ней, объясняет) При лампах нет шанса попасть в колер при жонглировании более чем тремя цветами, а всего лишь начинают синеть глубокие сумерки (отходит от неё). Жду. Слоняюсь без дела. (Берёт коньяк, вновь подходит к ней, предлагает выпить).

Она. Я не пью.

Он. Я тоже (отхлёбывает глоток из бутылки, садится рядом).

Он. За одну неделю похудел на два килограмма. Фишка пошла! Пишу! Счастлив! Хожу, как под лёгким кайфом (смотрит в окно). Как ты догадалась, что я Странник?

Она. Все художники – странники в высших сферах.

Он. I have a dream. Мои картины будут так заряжены из астрала, что будут держаться не на гвозде, а на левитации (оба смеются).

Маслом на холсте могут выразить лишь избранные, и моя мечта стать глубоко интеллектуальным абстракционистом. Внук обещал меня научить рисовать, а мне не надо рисовать, мне надо анти-рисовать: маслом, на больших холстах, беспредметно, нефигуративно, символично, неконвенционально и обобщённо.

Раскислый московский рассвет тянется бесконечно, (хвастливо) то ли дело в Каннах солнце встаёт из-за горы за десять минут и сразу вовсю светло.

Она. Ты желаешь преодолеть время и поймать солнечный свет?! А, может, ты просто ловишь миг, когда вдохновение преодолеет инерцию…

Он. (отворачивается и вновь смотрит в окно) Наконец брезжит, вот вроде и рассвело (вскакивает с места). В голубоватом воздухе даю поправку глазу на смещённый спектр, замешиваю, через двадцать минут нахожу колерА, делаю несколько мазков каждым…

(оба замирают и смотрят) – оказывается, что к кухне у меня теперь не гастрономический, а «абстракцистский» и не абстрактный интерес! Интерес украсть нож и пустить в дело. Иншаалла.

Она. Иншаалла? Что это значит?

Он. Воля Всевышнего (вытирает нож). Сентябрь 2015-го. Вот уже три месяца, как я пишу картины.

Она. Можно мне посмотреть на женщину № 17?

Он. Композицию № 17. Это образ собирательный (кладёт нож).

Она. Это "Женщина в стиле осень". Фиолетовый задаёт её стиль, её притягательную женскую силу, плавные округлые линии делают её загадочной, как Джоконда. Жёлтый и оранжевый цвет зрительно приближают её к тебе, а синий и фиолетовый неизменно отдаляют. Она, то идёт к тебе навстречу, то бежит от тебя. Она ускользает. Она, как неуловимый образ вечной женственности, который ищут художники (напевает): «В напрасных поисках за ней я исследил земные тропы…» Это она.

Он. Это она…

Она. Искушение второе – «Странник и Первоэлемент»: искушение Яблоком.

Музыка «Собаки» – лай

 

 


 

.


                                             

                                                  КОНЕЦ I АКТА


АКТ II

                         Мастерская.

            Муляж

                                                                        

Композиции Искана № 172 (30x40 golden apple); № 180 (cellulite 70x60)

 


 

                                       Сцена 2. МАСТЕСКАЯ. МУЛЯЖ

Он.   (хмуро стоит у мольберта, замечает её) Пошёл спать в одиннадцать вечера, не начав писать, потому что формы не явились перед глазами “весомо, грубо, зримо”, то есть потому что писать было просто нечего. Художника ВСЁ бесит, а когда его ничего не бесит, то его бесит то, что его ничего не бесит.

Она. (теперь ткань на ней перекинута на манер античной драпировки) Странник, угадай, что я тебе принесла?

Он. Неужели неприятности?

Она. Ты почти угадал. Я принесла тебе яблоко!

Он. То самое?

Она. Как посмотреть! (гладит и нюхает яблоко) Как оно прекрасно, какая живописная форма! Какие цвета! Не желаешь ли?

Он. Съесть?

Она. (позирует с яблоком) Не желаешь ли превратить геометрическую точку в реалистическое, академическое яблочко?

Он. Это не моя цель. При всём уважении к академизму, я не сужу арт с его точки зрения.

Музыка «Собаки»

(она протягивает ему яблоко, он тянется к нему; композиция их рук, как на фреске Микеланджело «Сотворение Адама»)

Она. Разве ты не можешь попробовать хоть раз? Поменять свою точку зрения?

(он убирает руку)

Музыка стоп

Он. Могу... что, если сделать натюрморт с разноцветными червями, выглядывающими из яблока, со смайликами- аппликациями на их мордочках!

Она. Издеваешься над классикой? Здесь нет червей. Это вообще муляж.

Он. Я как абстрактник самого отчаянного, геометрического, толка с принципиальной несбалансированностью и несимметричностью моих композиций, опираюсь в вёрстке своей картины на первобытное искусство – вот истинная классика.

Она. Это интересно!

Он. Моя антикварная техника даёт не право такую позицию. Я строго масляный по льну цеховик, вырождающийся класс. Моя живописная девственность даже акрилом не испорчена! Гуашью! Акварелью! Карандашом не испорчена, где ещё такого уникума поискать? С моим живописанием – по анекдоту:

– Изя, вы умеете играть на скрипке?

– Не знаю, не пробовал.

Музыка «Собаки»

(она протягивает ему яблоко, он тянется к нему; композиция их рук, как на фреске Микеланджело «Сотворение Адама»)

Она. Прекрасно, считай, что это первобытное яблоко… Пещерное, девственное, с древа познания!

(он убирает руку)

Музыка стоп

Он. С древа – тем более не хочу.

Мои картины – продукт дремучей художественной некомпетентности, принципиально возведённой в абсолют, усугубленной категорическим отказом от обучения в любых формах, отказом от бесплатных мастер-классов, даже от дружеской технической помощи профессиональных художников. Я не сподобился до начала живописания хоть один учебник посмотреть. Да и зачем? У меня и так всё получается. Мне интересно самому изобретать «технику живописи». К тому же у меня поэтический способ мышления: я мыслю образами и метафорами. У меня некошерный, нестандартный, неконформный стиль, не комильфо в сопровождении татарского упрямства. Я самоучка чистейшей воды. Я учусь. У Винни-Пуха и все-всех-всех. Как НЕ надо писать.

БАЙКА на тему. Поспорили хохол и татарин, кто дольше просидит под водой. Чем дело закончилось? – Утонули оба.

Она. Странник, я не спорю, что лучше: абстракция или реализм.

Музыка «Собаки»

Да – образ, символ, знак! Конечно, в форме абстрактной сливается множество звучаний и смыслов. Она изолирована от окружения реального, материального.

Но ведь и в «предметном» искусстве внешняя оболочка подчинена внутреннему назначению, хотя и невозможно полностью воплотить внутреннюю сущность одного мира во внешности другого. Внутреннее замуровано во внешнем. Только отвердевшая как пустая ореховая скорлупа душа, утратила способность к погружению и не может проникнуть в глубину вещей, где под внешней оболочкой слышно биение пульса.

Речь идёт не о том, что художник должен внешне подражать природе – он должен соп


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.183 с.