Об арт-инсценировке Светланы Волошиной-Андрийчук и Искандера Ильязова — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Об арт-инсценировке Светланы Волошиной-Андрийчук и Искандера Ильязова

2022-01-17 37
Об арт-инсценировке Светланы Волошиной-Андрийчук и Искандера Ильязова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(по мотивам книги В.В. Кандинского «Точка и линия на плоскости»)

«БЕШЕНАЯ СОБАКА ИСКУССТВА»

Каким бы мудрым ни был наш фольклор, он все же оставляет нам, простым людям, отдушину, не на все вопросы дает точные и емкие ответы. Дескать, попробуйте догадаться или домыслить самостоятельно. Вот так и появляются в нашем обиходе присказки типа: «Знал бы прикуп, жил бы в Сочи» или «Знать бы, где упасть – соломки бы подложил» и так далее и тому подобное.

 

Вы спросите: «К чему это я?» А все к тому, что именно такие мысли появились у меня, внимательного, вроде бы, читателя, когда я с большим интересом прочел новый сценарий моего доброго друга и соратника, театрального режиссера и актрисы Светланы Волошиной-Андрийчук. Ее новая арт-инсценировка с первой же страницы задала мне прямой и беспощадный вопрос: «Что есть первоэлемент искусства?» Иными словами, знать бы с чего начать, стал бы гением.

А, действительно, в чем скрывается та великая тайна, тот первоисточник, заставляющий любого художника в один прекрасный миг шагнуть в бездну (или в высь – кого куда) творчества? Набраться сил, взять да и макнуть перо в чернила, развести на палитре краски? Прямого ответа нет.

Тем сильнее и неожиданнее впечатление от темы, взятой на этот раз автором вышеупомянутой инсценировки. Мне посчастливилось знать Светлану в разных творческих ипостасях: как тонкую актрису, живо и точно чувствующую любой художественный материал, как глубокого и мудрого театрального режиссера, умеющего досконально и безошибочно препарировать великую и не очень драматургию, как неумолимого в каждой важной для дела мелочи сценографа, как непредсказуемого интерпретатора костюмов и декораций. За всем этим стоит очень грамотный, компетентный и ответственный художник, каких сегодня очень мало. Я видел ее в застольный период работы над текстом и на репетициях, мне довелось быть даже ее партнером по сцене…

Все это я к тому, что до недавнего времени мне казалось, что я неплохо знаю этого человека. Но, как оказалось, я ошибался. Неисчислима глубина колодца, хранящего мириады звезд! Тому пример – сегодняшняя работа режиссера с новым материалом – картинами и личностью художника Искандера Ильязова.

Так где же тот первоэлемент, та первопричина, заставившая так точно и гармонично в очередной раз слиться изобразительное искусство с театром? Где тот божественный импульс, обративший внимание одного художника на творчество другого? Или это частный случай, и причина в творческом поиске и широте воображения режиссера? Словом – где эта точка отсчета, этот первоэлемент?

Пожалуй, хватит истязать себя вопросами. Тем более, что исчерпывающего ответа на них можно так и не дождаться потому лишь, что слишком прозрачна и неуловима невидимая ткань вдохновения. Алгеброй гармонию постичь дано только избранным.

На сцене оригинальная конструкция, в духе декораций конструктивизма, олицетворяющая материальную суть геометрических построений в пространстве. В ней видны параллельные и пересекающиеся в точках прямые, прямоугольные фигуры и углы. Над сценой незримо витает дух основоположника направления абстракционизма – В.В. Кандинского. На подмостках два человека – Он и Она: Художник (самый настоящий) и неуловимая Точка, первоэлемент. Все действие спектакля – это их взаимоотношения, постепенное погружение в атмосферу непонятного, на первый взгляд, жанра. Время – начало века: имажинизм, новые формы, «корабль истории»… Из узнаваемых «декораций» – только одна «бродячая собака», та самая, которая вскормила и вывела в свет многих из тех, кто сегодня олицетворяет эпоху революции в искусстве.

Как же сложно говорить об этом простым, не соответствующим духу, языком. Наверное, так же сложно, как с первого раза понять художника (того же Кандинского). Да, это глыба, это явление, хотя и небесспорное. И тем ответственнее миссия режиссера и исполнителя, взявшихся за эту расшифровку. Одно дело любоваться звездами в отражении на дне того же колодца, и совсем другое – взлететь этим звездам навстречу, приблизиться к ним. Тут нужна особая решительность и полное отсутствие страха за провал подобной экспедиции.

Именно поэтому такое пристальное внимание к личности Художника. В ход идут все средства – его письма и дневники, размышления и, конечно же, – самые настоящие полотна. Что стоит за их созданием? Как принимало нового собрата творческое сообщество? Эти и другие вопросы раскрываются прямо на глазах зрителей, оглашаются, что называется, из первых уст.

И как же важно во всем этом сценическом исследовании не погрузиться в запредельные дебри культурологии, не упиться нектаром собственного всезнания и причастности к чему-то непонятному, но бесконечно великому, не взмыть над серой рутиной жизни. Соблазн велик. Но велико и крепко чувство меры режиссера. К ее чести, спектакль, казалось бы, по своей сути направленный в заоблачную высь элитарного искусства, предстает не набором громких эпохальных цитат и отсылок, а вполне живым и понятным действием. Не случайно реплики героя то и дело перемежаются знакомыми простому обывателю поговорками и анекдотами. Воистину, не боги горшки обжигают. И тем ценнее суть сценического исследования, если видишь перед собой не забронзовевшего последователя мэтров далекой эпохи, а живого человека с его страстями и заблуждениями. И снова, в очередной уже раз, дивишься таланту постановщика, сумевшего соблюсти такой точный и определяющий баланс между реальностью и великой химерой искусства.

А может дело в незримой помощи великих? Того же Кандинского, основы учения которого легли в основу сценарной канвы? Или Брехта, выведшего в свое время тайну театра на городскую площадь и сделавшего ее (эту тайну) доступной и узнаваемой? Так или иначе, но есть в этом спектакле что-то непостижимое, что-то влекущее, разжигающее любопытство, после чего уже не сможешь вот так запросто спросить режиссера: «Какая собака тебя укусила?», ибо понимаешь, из какого животворящего сосуда посчастливилось ему пригубить. Но и предостеречь нелишне – не стоит пить больше, чем нужно, ибо эта тема не просто «вино Гертруды», а нечто большее – вода великой реки познания!

Хочется поздравить Светлану Волошину-Андрийчук с успехом! Удивительно, но она сумела не только в очередной раз приблизиться к Великой тайне бытия, но и, что немаловажно, обратить в свою театральную веру еще одного талантливого человека, на этот раз – художника. Его точка, по крайней мере, на этой сцене благополучно может превратиться в линию судьбы.

«Нас мало избранных»…

 

 

Николай Прокофьев,

Литературный редактор,


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.