Ул. Белинского, 59 — Театр оперы и балета им. А. С. Пушкина — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Ул. Белинского, 59 — Театр оперы и балета им. А. С. Пушкина

2021-12-12 43
Ул. Белинского, 59 — Театр оперы и балета им. А. С. Пушкина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современное здание оперного театра сооружено в 1935 г. на основе находившегося ранее здесь здания Народного дома. Строительство Народного дома было начато в 1900-х гг. «Обществом распространения начального образования в Нижегородской губернии», активным членом которого состоял и А. М. Горький. Предполагалось, что Дом будет одним из крупных центров культурно-просветительной деятельности общества.

Строительство огромного здания со сценой и зрительным залом более чем на 1000 человек шло медленно из-за нехватки средств. Благодаря обширным связям Горький помог достать необходимые средства. Так, например, по его просьбе в Нижний Новгород несколько раз приезжал его друг Ф. И. Шаляпин. Он выступал в городе с концертами, сбор с которых пошел на нужды строительства.

Когда строительство Дома подходило к концу, Алексей Максимович выдвинул мысль об организации в Народном доме массового, народного театра. Идея А. М. Горького встретила сочувственное отношение в кругу его друзей, и он со свойственной ему энергией отдался делу организации общедоступного театра в родном городе. Было создано «Театральное товарищество», собраны необходимые средства, сформирована труппа. Возглавил труппу нового театра в качестве художественного руководителя артист МХТ И. А. Тихомиров.

14 (27) декабря 1903 г. Народный дом был открыт, а через 2 дня на сцене его шел первый спектакль нового «горьковского», как называли театр в кругу близких к писателю лиц — общедоступного театра — пьеса Л. Мея «Царская невеста». Спектакль прошел с успехом.

Однако этому культурному начинанию великого писателя скоро пришлось встретиться с серьезнейшими препятствиями в лице цензуры и властей. И, просуществовав один сезон, созданный Горьким театр прекратил свою деятельность. На сцене Нардома стали работать другие театральные труппы.

Ул. Семашко, 19

В начале сентября 1902 г. писатель возвращается с семьей из арзамасской ссылки в Нижний Новгород. Несколько дней он живет в гостинице «Россия», а 10 (23) сентября переезжает с семьей в дом Киршбаума на б. Мартыновской улице. Большая квартира писателя занимала весь второй этаж.

В доме Киршбаума А. М. Горький живет с сентября 1902 г. до начала 1904 г.

Широко развертывается в эти годы общественно-политическая, организаторская деятельность А. М. Горького. Он руководит делами крупного передового издательства «Знание», во главе которого встает с К. П. Пятницким с 1902 г. — это издательство стало центром демократических сил русской литературы начала XX столетия. В самом Нижнем Новгороде А. М. Горький проводит такие крупные общественные начинания, как строительство Народного дома и организация в нем театра, издание «Нижегородского сборника», проведение общественных елок и т. д.

Имя А. М. Горького становится всемирно известным. В декабре 1902 г. на сцене Московского Художественного театра с огромным успехом была поставлена его пьеса «На дне», законченная писателем летом того же года в Арзамасе.

Квартира Горького в доме Киршбаума в еще большей степени, чем в доме Лемке на Канатной, постоянно привлекала много посетителей, гостей. Здесь у Горького бывали Ф. И. Шаляпин, Л. Андреев, пианист А. Гольденвейзер, режиссер МХТ Л. А. Сулержицкий, члены Нижегородской социал-демократической организации А. Яровицкий, Д. Павлов, В. Десницкий и многие другие.

Здесь, в доме на Мартыновской улице, А. М. Горький продолжает работать над новой пьесой «Дачники», задуманной им еше в 1901 г.

Помимо работы над «Дачниками», А. М. Горький в доме Киршбаума работает над философской поэмой в прозе «Человек», которая была опубликована в 1904 г. в первом сборнике товарищества «Знание».

В доме на Мартыновской А. М. Горький начинает собирать материалы для повести о революционной борьбе рабочего класса России «Мать».

В этот период А. М. Горький был близко связан с руководителями Нижегородской организации РСДРП.

Осенью 1902 г. писатель принимает участие в совещании с работниками Московского комитета РСДРП. Все его симпатии на стороне ленинцев.

Во время проходившего в ноябре 1902 г. судебного процесса над участниками городской и сормовской первомайских демонстраций — П. А. Заломовым, С. И. Моисеевым и другими А. М. Горький пишет прокламацию «К обществу», распространенную в те дни по городу, организует защиту обвиняемых, пригласив для этой цели из Москвы известных адвокатов — специалистов по политическим делам, организует материальную помощь заключенным в тюрьму.

Как и прежние места жительства писателя в Нижнем Новгороде, квартира в доме Киршбаума находилась под неустанным наблюдением агентов, так называемых «филеров».

Таковы лишь некоторые факты жизни и деятельности А. М. Горького в последние годы пребывания его в родном городе. Обстоятельства все настойчивее требовали, чтобы писатель был в центре общественно-политической, литературной жизни страны.

В январе 1904 г. Алексей Максимович покидает Нижний Новгород на долгие годы.

VI. 1928—1935 гг.

С 1904 до 1928 г. великий писатель не был в родном городе, но связи его с Нижним никогда не прерывались. Он переписывался со многими земляками. Постоянно интересовался жизнью и делами нижегородцев, а позднее — горьковчан.

В 1928 г. город снова принимает великого писателя у себя.

7 августа 1928 г. тысячи людей собрались на площади Маркина, чтобы встретить прибывшего пароходом из Казани великого писателя Советской страны А. М. Горького.

Радостна была встреча писателя с земляками и на площади Маркина, и в городском театре, где вечером 7 августа проходило торжественное заседание, и на заводе «Красное Сормово», и на других заводах города. Выступая перед сормовичами, Алексей Максимович говорил: «...Огромнейшее дело, которое творится сейчас в Союзе Советов,— ваше дело. Вы уже не пролетарии, вы хозяева страны и полные ее хозяева. Вы творцы нового государства, и это следовало бы вам крепко помнить». Сормовичи избрали тогда писателя почетным членом завкома.

В 1928 г. А. М. Горький в нашем городе пробыл с 7 по 10 августа (жил он в кремле, во флигеле Дворца свободы, где сейчас находится обком ВЛКСМ и другие организации). Вечером 10 августа нижегородцы провожали на вокзале писателя, отъезжающего в Москву.

Летом 1935 г. Алексей Максимович снова посетил родной город, носящий уже с 1932 года его славное имя. Снова писатель встречался с рабочими заводов Сормова, Канавина, побывал на новом, крупнейшем в Европе автомобильном заводе, в Соцгороде Автозавода, во Дворце культуры имени В. И. Ленина, внимательно осмотрел весь город, заметно изменивший уже тогда свой облик. Это была последняя встреча горьковчан с любимым писателем. В июне 1936 г. великого писателя не стало. Но свято, как вся наша страна, хранит память об А. М. Горьком город, который носит его имя, в котором писатель провел многие годы своей жизни. В 1952 г. на одной из красивейших площадей города — площади Горького—в честь великого писателя воздвигнут памятник Алексею Максимовичу Горькому работы выдающегося советского скульптора В. Мухиной.

 

Указатель далеко не исчерпывает всех мест в городе, связанных с именем А. М. Горького, и содержит краткое описание событий и фактов.

Интересующиеся более подробными сведениями о горьковских местах, о жизни и деятельности А. М. Горького в Н. Новгороде могут найти такие данные в следующих книгах:

А. Елисеев, Рассказы о родном городе, Горьковское книжное издательство, 1958 (глава «Его имя носит наш город», стр. 139—217);

А. Сигорский. По горьковским местам, Горьковское книжное издательство, 1953, стр. 381; По Горьковским местам (в серии «Наш город»), Горьковское книжное издательство, 1958, стр. 57;

Ф. Хитровский. Домик Каширина, Горьковское книжное издательство, 1948, 75 стр.; Страницы прошлого, Горьковское книжное издательство, 1960, 130 стр.;

Л. Фарбер. М. Горький в И. Новгороде, Горьковское книжное издательство, 1957, 184 стр.;

Сборник воспоминаний «Горький на родине», Сост. и ред. А. Елисеев, Горьковское областное книжное издательство, 1937, 450 стр.

 

Архитектура города

Нижегородский кремль

Самый старый из сохранившихся памятников архитектуры г. Горького — это кремль, построенный в первые годы XVI в. Нижегородский кремль стоит па холме, господствующем над слиянием Оки и Волги. Его стены и башни, уступами сбегающие по зеленым откосам высокого берега, придают центральной части города особую живописность, выделяющую Горький как один из красивейших городов Поволжья.

Постройку первых городских дерево-земляных укреплений летописи датируют 1221 г. Тогда же владимирским князем Юрием Всеволодовичем, основателем города, был заложен в кремле каменный Спасский собор (1225), а в 1227 г.—Михайло-Архангельский. Это были — как можно судить по аналогичным памятникам других древних городов Владимиро-Суздальской Руси, дошедшим до нас от того времени, — строгие и величественные храмы, сооруженные из точно пригнанных друг к другу блоков белого известняка. Древние нижегородские соборы давно разрушены и почти бесследно исчезли с лица земли. Лишь сравнительно недавно были найдены незначительные остатки украшавшей их прежде богатой белокаменной резьбы. В 1929 г. были откопаны капитель аркатуры и угол резного пояса Спасского собора, хранящиеся ныне в Горьковском историко-архитектурном музее, а в 1960 г. к ним прибавился обломок головы каменного льва со стены Архангельского собора XIII в.

К середине XIV в. в Нижний Новгород была перенесена столица феодального Суздальско-Нижегородского княжества. В кремле и на Нижнем посаде сооружаются новые белокаменные церкви. Так, в 1352 г. заново возводится здание Спасского собора. Летопись отмечает, что главные двери его, утраченные после захвата города татарами в 1377 г., были сделаны из золоченой меди и украшены высокохудожественным рисунком. Стены собора расписывал знаменитый живописец Феофан Грек.

Войны, годы разрухи, многочисленные пожары привели к разрушению великолепные постройки Нижегородского великого княжества. Через 250 лет кремлевские соборы стояли в развалинах. В 1631 г. здание старого Спасского собора было заменено новым. В 1834 г. новое кубическое сооружение казарменной архитектуры пришло ему на смену. Этот собор простоял до 1929 г., когда на его месте было воздвигнуто здание Дома Советов.

Нижегородские князья приступили и к постройке каменного кремля, который, как и деревянный кремль, занимал, по-видимому, лишь верхушку кремлевского холма. Основным звеном явилась башня Дмитровских ворот, возведенная в 1372 г. князем Дмитрием Константиновичем — тестем московского князя Дмитрия Донского.

От кремля XIV в., так же как и от других построек того времени, ничего не дошло до наших дней. До сих пор неизвестны ни его размеры, ни первоначальное расположение древних стен и башен. Дмитровская, или Дмитриевская, башня, стоящая на площади Минина и Пожарского, по традиции сохранила имя первого строителя каменного кремля, но в ее каменной кладке, даже в местах, углубленных далеко в землю, пока не найдено никаких частей, которые можно было бы отнести к периоду Нижегородского великого княжества.

Постройка кремля, мощные стены которого украшают сейчас центральную часть г. Горького, была начата в 1500 г., в период становления молодого Московского государства. Все огромное сооружение, по размерам лишь немного уступающее Московскому Кремлю, построено по единому замыслу, по единой оборонительной системе. Этой системе подчинено как общее распределение больших квадратных и меньших круглых башен, так и их сравнительно небольшая высота; расположение огневых точек в надежно защищенных казематах; детали боевых печур с бойницами и расположенными над ними вентиляционными каналами для отвода дыма и пороховых газов и многое другое.

Исследования последних лет показали, что кремль представляет собой комплекс оборонительных сооружений, исключительно цельный по своей архитектурной композиции и единству фортификационных приемов. Очевидным становится, что план, принятый в начале строительства в 1500 г., осуществлялся в дальнейшем без больших изменений.

В первые годы руководили строительством неизвестные нам по имени русские зодчие. Прибытие в Нижний Новгород для руководства работами в 1508 г. итальянского мастера-строителя Петра Фрязина, по-видимому, не оказало заметного изменения на ведущиеся уже работы.

Нижегородский кремль был одной из первых в Европе крепостей, где система фланкирования была применена в полном соответствии с требованиями развития «огненного боя», только входившего тогда в широкое употребление. Кремль ни разу не был захвачен неприятелем, хотя были случаи, когда враги прорывали первую линию нижегородских укреплений — стоявший на валу деревянный острог, сжигали окружавшие кремль посады, но останавливались «ничтоже сотвориша», как пишут летописи, перед каменными стенами кремля.

Архитектура кремля находится в полном единстве с требованиями военно-оборонительной техники того времени и строится на чередовании больших квадратных башен, где были ворота, и малых круглых башен, размещенных на менее ответственных местах.

Композиционными центрами верхнего и нижнего участков кремля служили основные узлы его обороны: Дмитровская башня вверху и Ивановская в нижней части кремля. От других башен они отличались тем, что имели ярусные надстройки и ряд дополнительных сооружений у своего подножия. Особую живописность Нижегородскому кремлю придавали уступы стен, сбегающие с двух сторон по откосам горы к Ивановским и Зачатским (ныне несуществующим) воротам.

В настоящее время единство прежней композиции в значительной степени нарушено. Особенно изменился вид кремля со стороны реки. Еще в конце XVIII в. превратился в руины прибрежный участок стены длиной 250 м. с двумя башнями. Таким образом, из 13 кремлевских башен осталось только 11.

 

Кремлевские стены на всем их протяжении имеют одинаковые размеры. Ширина их основания равна 5 м. Верхняя боевая площадка сужается на 70—80 см благодаря тому, что наружная сторона стены представляет собой наклонную плоскость. С внутренней стороны стена облегчена рядом глубоких арочных ниш, придающих архитектуре кремля особую монументальность.

Над боевым ходом стены возвышается парапет (88 см) с зубцами над ним (230 см), защищавшими бойцов со стороны поля. В каждом пятом зубце прорезалась узкая щель малого боевого окна для стрельбы из ручных пишалей.

Таким образом, высота стены с зубцами первоначально равнялась 12 м. повсюду, кроме участков, расположенных по склонам горы.

В башнях боевые печуры казематов располагались в четырех ярусах-боях: подошвенный, два средних и верхний — с зубцов. Все артиллерийское вооружение кремля, в основном состоявшее из малокалиберных (вес ядра около 400 г) пищалей, размещалось в башнях.

За долгие годы своей истории кремлевские сооружения подверглись значительным переделкам. В 1785— 1790 гг. башни были приспособлены под казармы и склады: две из них, наиболее развалившиеся, разобраны совсем; верхушки зубцов сняты, и все стены побелены. Прежние деревянные тесовые кровли, защищавшие стены от непогоды, были уничтожены, как несоответствующие духу благоустроенного города, каким его представлял губернатор Ребиндер и другие екатерининские вельможи. Непокрытая кирпичная кладка стен не могла долго выдержать действие сурового континентального климата, и разрушение кремля прогрессировало с каждым годом. Работа по научной реставрации кремля началась только при Советской власти. В настоящее время над восстановлением кремля работает Горьковская научно-реставрационная мастерская. Уже в течение ряда лет архитекторы-реставраторы заняты укреплением аварийных участков и в то же время на основе тщательного изучения сохранившихся частей кремля стремятся придать древнему сооружению утраченный им первоначальный облик.

Один из уголков кремля, где лучше всего сохранился колорит древности,— это Коромыслова башня с примыкающими к ней участками стены с древней белокаменной кладкой. С названием Коромысловой башни связана легенда, дошедшая до нас в двух вариантах. В одной из легенд рассказывается, что при закладке башни в ее основание была замурована женщина с коромыслом. По другому варианту, приуроченному к кратковременной осаде кремля татарами в 1520 г., на одну нижегородку, вышедшую утром за водой к протекавшей в овраге речке Почайне (впоследствии заключенной в трубу), неожиданно напали татарские воины. Безвестная героиня так успешно оборонялась от них коромыслом, что повергла в страх татарских военачальников, которые после этого не пожелали встретиться с мужчинами — защитниками крепости.

При всем различии вариантов этой легенды в них в обоих нашла поэтическое выражение появившаяся у нижегородцев уверенность в надежности каменных стен и неприступности их нового кремля.

Стены кремля спускаются почти к самому берегу, где Ивановская башня защищала пристани и выросший около них Нижний посад — древнюю торговую часть города.

Ивановская башня отличается от других своей величиной, высотой, необходимой для лучшего обстрела соседних склонов холма, наличием развитых внутренних помещений, где могли размещаться многочисленные защитники этого важного узла обороны.

На защиту крепостных ворот в старину обращалось большое внимание. Перед башней был ров, исчезнувший с годами вследствие оползания грунта. Как память о нем остались ворота, высоко поднятые над мостовой современного города. Через ров был перекинут подъемный мост, настил его при подъеме плотно закрывал проем ворот, дальше навешивались обитые железом створные ворота.

В случае пролома этих ворот сверху опускалась тяжелая обитая железными полосами решетка. В Ивановских воротах, кроме того, была установлена еще вторая опускная решетка и вторая пара створных ворот. Все эти подвижные части древних оборонительных устройств сейчас восстанавливаются по сохранившимся остаткам их.

Дальше каменные стены громоздятся уступами к Часовой башне. Над башней возвышается срубленная из бревен «часовая изба», где в старину находились городские башенные часы, для многих жителей города — единственная возможность узнать точное время.

По древнерусскому счислению времени счет часов велся от восхода до заката солнца. Поэтому и циферблат на них был разбит на 17 частей, по числу часов наиболее продолжительного летнего дня. Через определенные промежутки времени, примерно каждые 2 недели, часы переставлялись по солнцу. Набор колоколов наверху башни отбивал часы.

Чтобы выйти из кремля на центральную площадь нагорной части города, нужно пройти через ворота, проходящие сквозь Дмитровскую башню. Башня заметно отличается от других, так как верх ее был разобран и вновь надстроен, а нижняя часть стен засыпана землей при уничтожении рвов и выравнивании мостовой на площади. Слой насыпного грунта достиг здесь 6-метровой толщины и закрыл стену кремля на половину ее первоначальной высоты (от подошвы стены до верха зубцов высота повсюду была не менее 12 м). Когда-то на месте ровной сейчас площади находился ров, через который был перекинут каменный мост длиной 26 м, у наружного конца его стояла каменная же башня предмостного укрепления, сломанная в XVIII в.

Еще большей перестройке подверглась башня в 1895 г., когда ее приспосабливали под городской художественно-исторический музей. С площади было пристроено крыльцо, а с внутреннего фасада — остекленная галерея с деталями в ложнорусском стиле. Верх башни был устроен нависающим, что нигде не наблюдалось в старых частях кремля. Но в наибольшее противоречие с суровой крепостной архитектурой древнего кремля вступает стеклянный фонарь, устроенный под железным шатром башни. Он был сделан для освещения музейного зала.

Сейчас над башней установлена древняя эмблема города — шагающий олень, известная еще по документам времен Ивана Грозного.

Здесь, в кремле, все напоминает о героических делах наших предков-нижегородцев. Под защитой стоящих и сейчас стен собралось в 1611 г. народное ополчение, освободившее страну от нависшей над ней угрозы иноземного порабощения. Внизу, на торговой площади у Ивановской башни, Кузьма Минин произносил зажигательные речи и собирал пожертвования. Известная картина К. Е. Маковского, находящаяся сейчас в зале заседаний областного совета профсоюзов (в 1972 году передана в художественный музей), прекрасно передает общенародный характер этого патриотического движения. Картина была написана к Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.