Вводная лекция. Основная проблематика эстетического знания. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Вводная лекция. Основная проблематика эстетического знания.

2021-04-18 78
Вводная лекция. Основная проблематика эстетического знания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вводная лекция. Основная проблематика эстетического знания.

Формальная дата рождения – 1750г. – Александр Баумгартон – выпускает достаточно объемный труд – трактат – Эстетика. Идея создания новой дисциплины.

Эстетикос – Антич. – чувственный. Чувственное постижение (переживание) истины или совершенства.

Морфология Эстетических знаний.

1. Интуитивно-эмоциональная форма знания

2. Художественно-практическая форма знания

3. Теоритическая форма знания

Эстетика (рабочее определение) – проблема предмета эстетического знания –> нет единственного ответа и единственных постулатов.

Эстетика – это форма о невербальных интеллектуальных познаниях.фффффф

Учение о способах о формах воплощения художественного образа

[эст.][учение][формы][Воплощение][красота][природа]

                                                |

                                     [худож. образ]

                                                |

         [физическая] ->[реальность]  (Анна Каренина реальна, не менее, чем все мы)

Эстетика Античности (VII в. до н.э.- V в. н.э.) Эстетическое сознание древней Греции. Основные характеристики.

Неантологический характер

Органичность

Прич.(причинность) словесной связи

Пространственно.-временные отношения

Агония – борьба со смертью.

Агонизм – состязательный характер (агонический) – стремление к идеалу. Важно не то, кто сильнее, а то кто совершеннее.

Органичность мышления - мышление за счет тотальности. («Целое больше, чем сумма частей» И.Кант). Мир ни есть сумма частностей. Это органическое целое, внутри которого все мыслится иначе. Причина следственной связи, абсолютно не состоятельна для греков. Доминанта – причина случая. Почему? Зачем? За что? Греки были очень пытливыми. Время извечное разрешение. У меня нет ни начала ни конца. Все вершится вокруг меня, наподобие колеса фортуны, вечно. Эллипсис или окружность: мы не можем сказать, что это бесконечный образ, и в тоже время это законченная и замкнутая фигура.

19.09.12. Принцип устройства мира: (см.тетрадь)Космос движется: из хаоса появляется новое – космос. Релятивность – относительность. Для греков мир относителен, бессмертный, но не вечный. Релятив – относительный образ.

Эстетизм - это мера некого совершенства. Совершенство для греков это нечто одно. А мера этого совершенства – это другое. Мера совершенства для греков – это красота. Если я хочу встроиться гармонично в мир, я должен подражать. «Живите красиво, говорите красиво»! Что такое красивый человек, мы спросим у грека? Он будет указывать на конкретного человека, будет подражание. Для греческого сознания был характерен следующий момент: миролюбивость – не воевать, жить дружно. Истина – важнее всего, дороже друзей. Мудрость – некое совершенство знаний.

Эстетические идеи пифагорейской школы

Учение о числах

Учение о гармонии

Учение о музыке – новаторство. А первые два – традиционные.

1. Учение о числах. Термин число означает качество. Качественные состояния бытия или человека. Идея – описать все состояния бытия, природы, человека в виде чисел.

2. Учение о гармонии – возникает вопрос: Для чего все это делается? Гармония – это пропорция. Человек должен войти в гармонический мир. Соизмерение бытия человека и бытия природы. Гармония – это путь.

3. Музыка – это искусство ритма души человека. Музыка славится умением и преобразованием

 

Эстетические идеи Платона

(427 – 347) Он учился у Сократа 20 лет. Участвовал в олимпийских играх, немного в кулачных боях. Его школа – Академия. Идепя -> Эйдосы. У Платона нет двух одинаковых миров, у него фьюсис, который находится то в одном, то в другом состоянии (космос - хаос). «Эйдос» переводится как «сущность, вид, форма». Мир эйдосов не нуждается в наличии вещей, но любая вещь нуждается в эйдосе. Красота – особый эйдос, она воплощает «прекрасные вещи». Платон – автор известного учения о Бытие.

Эйдос дан нам в 4 аспектах (каждый эйдос для каждой вещи):

1. Понятие

2. Причина

3. Цель

4. Образец

Причина прекрасных вещей – творчество. Эйдос эйдосов – благо.

Главные идеи Платона

1. Красота – это эйдос.

2. Источник творчества – красота

3. Учение о мимесисе.

Мимесис – до Платона – подражание (внеразумное). Копия копий.

Художник не творит, он лишь создает материю красоты.

Экстазис – состояние человека, вне контроля разума.

4. Природа творчества

Творить – созидание

Натворить – разрушение.

 

5. Статус и назначение художника в обществе. Художник – существо асоциальное. Он живет вне закона. Художники опасны своей провокацией. Разум – враг творчества. Он отвращает от истины. Художник – ремесленник и мудрец.

Красота – это способ бытия. Для каждой вещи, которую мы именуем прекрасным выступает причиной, целью и т.д.

Технэ и современное понимание термина Техника.

В Древней Греции слово Технэ означало (искусство, искусный).

Ноль – бытие есть, а небытия нет (Парменид)

Единица – единение.

Двойка – две личности. Сравнение с близнецами: у них свой мир. Это некое состояние хаоса, которое стремится к гармонии.

Хаос – нарушение логической цепочки, порядка, но стремление к гармонии остается.

Тройка – три единства. Единство космоса, Единства и Фьюсиса. Это Гармони на следующем уровне. Операция наложения. Наложение качество на качество.

Телис – мастерство

Поэзис – украшение

Мимесис – искусство

Художник творит в состоянии экстазиса – это состояние человека вне сознательного разума.

 

Платон: Эйдос  –  вещи (см.ниже)    –  прекрасное

                           Сущность - материя

«Все прекрасное трудное» - античная поговорка

Школа Платона – Академия.

«Мы должны очистить разум, несовершенное воплощение красоты в вещь» или так: «это несовершенное…» Пример: негатив фотографии – это потенция для позитива. Это то, из чего получается в дальнейшем позитив.

 

Аристотель.

«Во всяком элементе есть искусство, но не в каждом искусстве есть творчество».

Всякое искусство есть творчество, но не каждое творчество есть искусство.

(381 - -322 гг.до н.э.) Ученик Платона. Метек.

Красота у Платона как общее и частное.

Красота по Аристотелю – чем больше мера и совершенство в воплощении, тем вещь прекраснее.

По Платону – это категория, которая определяется как общее и частное.

По Аристотелю – все вещи которые нас окружают – красивые и совершенные. Lada Granta и Ferrari – совершенные автомобили, высшая мера красоты.

 

Эстетические идеи, трактаты «О возвышенном».

Дано: а) восторг, восхищение, удовлетворение, б) преклонение, почитание, дистанция, давление.

1. Сила 2. Красота 3. Возвыш. 4. Единство

5.Творчество 6. Пафос и Экстазис 7. Логос, разум. 8.Катарсис.

 

Схема.                             Красота

                                                  |

                                          СО Бытие

Автор трактата? Автор неизвестен. Это псевдо-лонгин.

Красота и возвышенность - одно и тоже, как сила.

И творчество есть возвышенное. Творчество распадается на желание и энергию. Важно чтобы был логос и разум.  Человек стремится к событиям, чтобы достичь очищения, Катарсис. Это Свобода – отдушина – Катарсис.

 

1. Появление категории «Возвышенное» то есть подняться над нашей бытовой жизнью.

2. Синтез идей Платона и Аристотеля.

 

Псевдо-лонгин: Сила – источник давления – Красота – это то, что переживается уже внутренне – Возвышенное, то есть то, к чему мы хотим вырваться. Единство – состояние возвышает нас перед всем и все приводит к единству, единению мира вытекает в Творчество. Творчество распадается на желание и энергию. Важно чтобы был логос и разум. Человек стремится к событиям, чтобы достичь очищения, Катарсис. Это Свобода – отдушина – Катарсис.

 

Эстетические идеи неоплатонизма. Плотин. (205 – 270) Ликополь Италия. Исключительно устный мыслитель. И только к закату творчества – ученики уговорили фиксировать черновые записи своих лекций.

Эннеаты – (девятки) – это трактат, который написал Порфирий – от имени Плотина. Но Порфирий написал еще один небольшой труд – «Жизнь Плотина».

Аммоний по прозвищу Саккас – основывает философскую школу. Возродил традицию преподавания философии в устной форме. Эта личность предельно загадочна и в тоже время известная в свое время. В школе Аммония Саккаса Плотин провел 11 лет. Была у него идея построить город философов. Почему неоплатонизм? Провокация была дана самим Плотином. Я не изобретаю ничего нового, а продолжаю дело Платона - Неоплатонизм. В мире нет ничего внешнего. Внешние обстоятельства для человека не имели никакого значения. Красота – это наиболее совершенное и полное воплощение в материи формы или (эйдоса) вещи. Красота – является или есть показатель бытейности вещи. (У Аристотеля Красота – это мера совершенства в эйдосе или материи). Выражение внутренней формы вещи. В основе бытия вещи лежит красота. Все что существует – красиво – это вывод из схемы. Платон разделил понятие красота и прекрасное. Плотин впервые вводит термин «Безобразное». Все существующие вещи хранят в себе красоту. Безобразная вещь у Плотина – без – образная. Прекрасное – точно также красиво, как безобразное, но оно от этого не становится прекрасным. Но и то и другое – красивое. Все вещи красивы. Но могут быть прекрасными и безобразными.  Он не приравнивает безобразное прекрасному. Прекрасное не требует от нас никакой работы по восприятию. В искусстве безобразные вещи оправданы. А в жизни с ними надо бороться. Взгляд на мир, а не с мира. Почему безобразная вещь? Потому-что вещь теряет свой вид, скажем разобранный телевизор, или же телевизор в рабочем состоянии – уже прекрасная вещь. Безобразное есть знак красоты.

 

ВОПРОСЫ:

Вводная лекция. Основная проблематика эстетического знания.

Формальная дата рождения – 1750г. – Александр Баумгартон – выпускает достаточно объемный труд – трактат – Эстетика. Идея создания новой дисциплины.

Эстетикос – Антич. – чувственный. Чувственное постижение (переживание) истины или совершенства.

Морфология Эстетических знаний.

1. Интуитивно-эмоциональная форма знания

2. Художественно-практическая форма знания

3. Теоритическая форма знания

Эстетика (рабочее определение) – проблема предмета эстетического знания –> нет единственного ответа и единственных постулатов.

Эстетика – это форма о невербальных интеллектуальных познаниях.фффффф


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.