Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2021-04-18 | 469 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Основы теории
Технической эксплуатации летательных аппаратов
Часть 2
Москва – 2003
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Московский государственный технический университет
Гражданской авиации
Кафедра технической эксплуатации
летательных аппаратов и авиадвигателей
Н.Н. Смирнов
Основы теории
Технической эксплуатации летательных аппаратов
Часть 2
Рекомендуется УМО для межвузовского использования в качестве учебного пособия для студентов спец. 130300
Москва – 2003
ББК 052-082
С 50
Печатается по решению редакционно-издательского совета Московского государственного технического университета ГА.
Рецензенты: д-р техн. наук, проф. Зубков Б.В. (МГТУ ГА);
Смирнов Н.Н.
С 50 Основы теории технической эксплуатации летательных аппаратов. Часть 2. Учебное пособие. – М.: МГТУ ГА, 2003.- с.
ISBN
В работе изложены стратегии использования и технического обслуживания ЛА и в частности вопросы технического обслуживания изделий по состоянию с контролем параметров и уровня надежности; рассмотрены вопросы формирования программ и режимов технического обслуживания и ремонта; приведены основные сведения о технической эффективности использования ЛА; изложены общие вопросы системы качества технического обслуживания ЛА.
Данное пособие рекомендуется для студентов специальности 130300 всех форм обучения.
Рассмотрено и одобрено на заседаниях кафедры …………………… и методического совета по спец. 130300
С ББК 052-082
|
Св. план 2003г.
поз ……
Смирнов Николай Николаевич
Основы теории технической эксплуатации
летательных аппаратов
Часть 2
Учебное пособие.
Редактор ………………
Введение.
Эффективная техническая эксплуатация летательных аппаратов (ЛА) невозможна без проведения научных исследований, без разработки основ ее теории, являющейся организующим началом любой науки.
Основным в теории является система взаимосвязанных утверждений и доказательств, при помощи которых можно объяснить сущность явления, предсказать пути и характер его развития.
Опираясь на теоретические положения, эксплуатационная наука призвана решать задачи за границами изученного и дозволенного, за границами летной годности ЛА с целью расширения этих границ в интересах повышения эффективности технической эксплуатации.
Научная, теоретическая и экономическая база технической эксплуатации авиационной техники (АТ) нуждается в совершенствовании и развитии. Для этого требуется, прежде всего, постоянное совершенствование теоретической и профессиональной подготовки специалистов в области технической эксплуатации.
В первой части учебного пособия “Основы теории технической эксплуатации ЛА” изложены: общие вопросы науки и теории технической эксплуатации ЛА; процессы технической эксплуатации и изменения технического состояния объектов при их использовании; основные эксплуатационно–технические характеристики (ЭТХ) ЛА; вопросы теории построения системы ТО и Р, отвечающей современным требованиям [1].
Основное назначение данного учебного пособия – продолжить рассмотрение теоретических аспектов таких вопросов технической эксплуатации, как: стратегии использования ЛА и их ТО и Р; технического обслуживания изделий по состоянию с контролем уровня надежности и с контролем параметров; формирования программ и режимов ТО и Р ЛА; обеспечение исправности и технической эффективности использования ЛА; системы качества технического обслуживания ЛА.
|
В учебном пособии в необходимых случаях сделаны ссылки на действующие государственные и отраслевые стандарты, а также на руководящие и нормативно – технические документы.
Стратегия сама по себе не является материальным продуктом. Она определяет идеологическую, концептуальную направленность действий для достижения единой цели.
Материальным продуктом является программа ТО и Р АТ. Она представляет собой документ, в котором на основе принятых стратегий излагаются режимы ТО и Р, приводятся необходимые методы диагностики и контроля, технические условия, правила корректировки, а также требования к программе обеспечения ТО и Р.
В качестве основного признака, характеризующего стратегии ТО и Р объектов, целесообразно принять характер информации о надежности и техническом состоянии, которая используется при назначении периодичности и объемов регламентных работ.
Эту информацию можно разделить: по времени получения и использования – на априорную (полученную до опыта) и апостериорную (полученную при проведении опыта), по источникам получения – на информацию о совокупности объектов и об отдельном объекте. При этом под опытом понимается серийная эксплуатация объекта.
Сочетания этих видов информации образуют четыре стратегии ТОиР (табл. 1.1).
Таблица 1.1.
Стратегии ТО и Р (классификация).
Характер информации | По времени получения | ||
априорная | апостериорная | ||
По источнику получения | О совокупности объектов | По наработке | По состоянию с контролем уровня надежности. |
Об отдельном объекте | По наработке, установленной для отдельного объекта | По состоянию с контролем параметров |
Стратегии ТО и Р по состоянию (стратегии по состоянию) существенно отличаются от стратегий обслуживания и ремонта по наработке (стратегий по наработке). Она заключаются не только в самом характере технологических процессов ТО и Р, но и в распределении ресурсов, потребных на развитие производственно – технической базы, соответствующей требованиям той или иной стратегии.
Стратегия по состоянию предполагает обеспечение высокого уровня эксплуатационно – ремонтной технологичности конструкций, создание в достаточных объемах эффективных средств диагностирования и неразрушающего контроля, развитие производственно – технической и экспериментальной базы эксплуатационных и ремонтных предприятий гражданской авиации.
|
Стратегия же по наработке предполагает развитие экспериментальной базы предприятий промышленности и обеспечение на этой основе обоснованных ресурсов до ремонта для каждой совокупности однотипных объектов. От своевременного выбора соответствующей стратегии в решающей мере зависят своевременность и правильность выбора требуемой технической политики развития инженерно–авиационной службы отрасли на многие годы.
В зависимости от имеющихся возможностей определения технического состояния изделий в процессе эксплуатации и от принятого критерия для установления сроков их замен на ЛА различают следующие стратегии эксплуатации (использования): до выработки ресурса (срока службы), до отказа, до предотказного состояния. Выбор нужных стратегий использования для каждого из изделий осуществляет конструктор на этапах создания ЛА [3 ].
Стратегии обслуживания и ремонта связаны со стратегиями эксплуатации (использования) изделий авиационной техники (табл.1.2). Для каждой из стратегий эксплуатации можно выбрать вполне определенные, отличающиеся наибольшей эффективностью, стратегии технического обслуживания и ремонта (обозначены знаком “+”).
Таблица 1.2.
Взаимосвязь стратегий использования и ТО и Р изделий АТ.
Стратегии ТО и Р | Стратегии эксплуатации (использования) изделий | ||
До выработки ресурса (срока службы) | До предотказного состояния | До отказа | |
Техническое обслуживание: - по наработке - по состоянию с контролем параметров (КП) - по состоянию с контролем уровня надежности (КУН) Ремонт: - по наработке - по техническому состоянию | + – – + + | – + – – + | – – + + + |
Выбор наиболее эффективной стратегии ТО и Р для того или иного конкретного изделия функциональной системы ЛА осуществляется на этапах его создания одновременно с обеспечением характеристик безотказности и эксплуатационной технологичности. При окончательном выборе стратегий ТО и Р учитываются возможные последствия отказа изделия, степень его приспособленности к проведению контроля технического состояния при эксплуатации и замене в заданное время при необходимости. Большое влияние на выбор стратегий оказывает также фактор, определяющий расходы на проведение ТО и Р при разных конкурирующих стратегиях.
|
Для разных стратегий ТО и Р изделий АТ в технических условиях (ТУ) на поставку задаются разные показатели долговечности (табл. 1.3).
Таблица 1.3.
Показатели долговечности, задаваемые в ТУ на поставку изделий АТ.
Стратегии ТО и Р | Показатели долговечности |
По наработке | Гамма – процентный ресурс до ремонта, ТР, g% |
По состоянию с КП | Гамма – процентная средняя наработка на замену, |
По состоянию с КУН | Гамма – процентная средняя наработка на отказ, |
Стратегии ТО и Р изделий по состоянию базируются на следующих принципах:
1. строгая плановость при проведении форм ТО и Р;
2. своевременное предупреждение появления отказов функциональных систем (ФС) и их изделий путем четкой организации контроля уровня надежности и технического состояния изделий;
3. обеспечение экономичности ТО и Р за счет наиболее полного использования индивидуальных ресурсных возможностей изделий, которые при данных стратегиях работают либо до отказа, либо до предотказного состояния.
Для успешной реализации стратегий ТО и Р по состоянию необходимы определенные условия, которые должны обеспечиваться как на этапах проектирования и изготовления ЛА, так и на этапах их ТО и Р в процессе эксплуатации.
К числу условий, создаваемых на этапах проектирования и производства относятся:
· конструирование планера по принципу “безопасного повреждения”;
· обеспечение избыточной живучести функциональных систем за счет резервирования изделий;
· обеспечение встроенных систем контроля и бортовых систем диагностирования;
· обеспечение высокого уровня надежности, эксплуатационной технологичности и контролепригодности конструкций.
На этапах ТО и Р в эксплуатационных предприятиях должны быть созданы следующие условия:
· организованы хорошо развитые лаборатории диагностики и неразрушающего контроля;
· применены современные информационно – управляющие системы (ИУС) на базе ЭВМ;
· налажена работа системы сбора и обработки информации о надежности изделий АТ;
· разработаны новые технологии и формы организации ТО и Р, отвечающие требованиям стратегий по состоянию.
Последовательность действий при выборе рациональных стратегий использования изделий представлена на рис. 1.1.
|
Рис. 1.1. Последовательность действий при выборе стратегий использования изделий ФС.
Распределение изделий ФС по стратегиям использования и выбор рациональных стратегий ТО и Р осуществляется в соответствии с логической схемой, приведенной на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Логическая схема выбора рациональных стратегий использования и ТО и Р для изделий ФС.
Требования к системе качества и ее структура.
В соответствии с ГОСТ РИСО 9002 требования к системе качества в общем случае излагаются для 20-ти элементов (табл. 4.1).
Таблица 4.1.
Элементы системы качества.
№ п/п | Наименование элемента | № п/п | Наименование элемента |
1 | Общие положения | 11 | Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием. |
2 | Общее руководство качеством | 12 | Статус контроля и испытаний |
3 | Система качества | 13 | Управление несоответствующей продукцией |
4 | Анилиз контракта | 14 | Корректирующие и предупреждающие действия |
5 | Управление документацией и данными | 15 | Хранение, упаковка, консервация |
6 | Закупки | 16 | Управление регистрацией данных о качестве |
7 | Управление продукцией, поставляемой потребителям | 17 | Внутренние проверки качества |
8 | Идентификация и прослеживаемость продукции | 18 | Подготовка кадров |
9 | Управление процессами | 19 | Обслуживание |
10 | Контроль и испытания | 20 | Статистические методы |
Каждая Организация может ввести дополнительно или изъять определенные элементы, учитывая специфику своей деятельности.
Общими требованиями к каждому элементу системы качества является обеспечение трех условий:
а) все процедуры системы качества должны быть документально оформлены;
б) каждый элемент системы качества должен быть обеспечен необходимыми ресурсами: финансовыми, материальными и персоналом;
в) на всех этапах деятельности организации осуществляется контроль и принятие соответствующих корректирующих мероприятий, способствующих выявлению, устранению отклонений и недостатков, а также их предупреждению.
Применительно к ТО и Р АТ система качества должна обеспечивать соответствие и адекватность выполняемых операций и мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту АТ действующим требованиям и стандартам. Система качества включает в себя подсистемы по видам деятельности и структурно может быть представлена в следующем виде (рис. 4.4).
Рис. 4.4. Укрупненная структура системы качества.
Каждый из видов деятельности преследует определенные цели (табл. 4.2).
Таблица 4.2.
Вид деятельности | Цель деятельности |
Обеспечение качества | Создание условий и уверенности в том, что качество удовлетворяет заданным требованиям. |
Управление качеством | Устранение несоответствий, возникающих в процессе обеспечения качества |
Улучшение качества | Получение результатов в области качества, лучших по сравнению с достигнутыми |
Наличие действующей системы качества рассматривается на авиатранспортном рынке как определенная гарантия того, что данная Организация способна обеспечить стабильное качество продукции или услуг.
Принятая в Организации система качества излагается в форме Руководства по качеству, которое представляет собой документ, содержащий политику в области качества и материалы подробно раскрывающие основные положения системы качества Организации по каждому из приведенных в табл. 4.1 элементов.
В Руководстве описываются все процедуры, гарантирующие правильное и качественное проведение операций в процессе обслуживания и ремонта АТ. Подробно излагаются процедуры управления документацией. В частности отражаются следующие положения:
а) документы и данные по качеству могут быть на любом бумажном или электронном носителе;
б) требования должны распространяться на содержание документов и данных в рабочем состоянии как на внутреннюю документацию, так и на внешнюю (потребители, субподрядчики);
в) должен быть установлен порядок разработки, утверждения, регистрации, издания, применения, проверки, учета, внесения изменений, пересмотра, продления действия и отмены документов;
г) должно быть установлено кем анализируются, согласовываются утверждаются документы и информационные данные;
д) должны быть установлены сроки данных, чтобы предотвратить использование недействующих или устаревших документов и данных;
е) документы и информационные данные должны быть доступны на всех участках, где проводятся работы;
ж) должны быть установлены требования по изъятию недействующих и (или) устаревших информационных данных из всех пунктов рассылки и применения.
Управление регистрацией данных о качестве включает в себя разработку процедур, регламентирующих процессы:
а) идентификации документов и данных о качестве (присвоении обозначения, определяющего принадлежность их к системе качества);
б) сбора, обработки (например, составления картотеки), ведения, хранения, обеспечения доступа к данным о качестве, изъятия зарегистрированных данных.
В Руководстве по качеству определяются:
ü лица, ответственные за ведение и регистрацию данных о качестве;
ü условия содержания и хранения данных о качестве, предупреждающие порчу и предотвращающие их утерю;
ü сроки хранения данных о качестве (как правило пять лет).
В Руководстве по качеству приводятся области осуществления контроля качества, виды, методы контроля и испытаний, применяемые в производственных процессах; нормативные документы, в которых подробно изложены требования к ним, а также устанавливаются службы и персонал, имеющие право осуществлять контроль.
Меры воздействия могут быть оперативными и перспективными.
Оперативные меры должны приниматься немедленно. Перспективные меры требуют изучения всех причин, вплоть до первопричины, которые привели, в конечном счете, к данным отклонениям и направлены на предупреждение их повторения.
Процедуры по принятию мер корректирующего воздействия включают в себя:
а) оперативное рассмотрение жалоб и сообщений потребителей о несоответствиях продукции, работ и услуг;
б) анализ и установление характера выявленных несоответствий;
в) разработка предложений по устранению несоответствий, мер обеспечения для их неповторения в дальнейшем.
Источниками информации для анализа несоответствий и принятия мер предупреждающего воздействия могут быть:
а) результаты внутренних проверок и данные службы (подразделения, отдела) контроля качества;
б) результаты инспекционных проверок государственных, региональных и отраслевых контролирующих органов;
в) претензии, рекламации, жалобы и предложения потребителей (заказчиков).
Важным источником информации является персонал, имеющий прямые контакты с потребителями авиационной продукции.
Руководство по качеству предназначено для внутреннего пользования в Организации и распространяется на все функциональные отделы и службы, основные и вспомогательные цеха (участки), обслуживающие производственные процессы, деятельность которых отражается на безопасности полетов и качестве технического обслуживания и текущего ремонта АТ.
Руководство является одновременно, как обязательным документом по качеству, так и информационным источником для персонала Организации на каждом уровне руководства.
Руководство используется также для оценки функционирования системы качества при внутренних проверках качества выполняемых работ, а также при сертификации Организации.
Литература.
1. Смирнов Н.Н. Основы теории технической эксплуатации летательных аппаратов. Часть 1. Учебное пособие. – М.: МГТУ ГА, 2001.
2. ГСТ – 24212 – 80. Система ТО и Р. Термины и определения.
3. Смирнов Н.Н., Чинючин Ю.М. Эксплуатационная технологичность летательных аппаратов. Учебное пособие. – М.: Транспорт, 1994.
4. Смирнов Н.Н., Ицкович А.А. Обслуживание и ремонт авиационной техники по состоянию. – М.: Транспорт, 1987.
5. Поддержание летной годности – основа безопасной эксплуатации воздушных судов. – М.: Гос НИИГА, 2002.
6. Далецкий С.В. Проектирование системы технического обслуживания и ремонта воздушных судов гражданской авиации. – М.: Издательство МАИ, 2001.
7. MSG-3. Revision 2. Maintenance program development document, ATA, 1993.
8. Руководство для конструкторов и эксплуатантов по разработке и сертификации программы ТО и Р функциональных систем воздушных судов (РДК - Э). ЛИИ, Гос НИИГА, 1993.
9. Арепьев А.Н., Громов М.С., Шапкин В.С. Вопросы эксплуатационной живучести авиаконструкций. – М.: “Воздушный транспорт”, 2002.
10. Смирнов Н.Н., Герасимова Е.Д., Полякова И.Ф. Эксплуатационная надежность и режимы ТО ЛА и АД. – М.: МГТУ ГА, 2002.
11. Барзилович Е.Ю., Савенков М.В. Статистические методы оценки состояния авиационной техники. – М.: Транспорт, 1987.
12. ГОСТ 28056 – 89. Построение, изложение, оформление и содержание программ ТО и Р.
13. МС ИСО – 8402: 1994. Управление качеством и обеспечение качества. Словарь.
14. ГОСТ Р ИСО 9002-96. Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании.
15. МС ИСО 10013:1995. Руководящие указания по разработке руководств по качеству.
16. Деминг Э. Качество, продуктивность, контролепригодность. Тверь, 1982.
17. ОСТ 54-3-2826.71-99 Система стандартизации ГА. Общие требования к системам качества авиационных организаций.
Содержание
Введение. 4
1. Стратегии технического обслуживания и ремонта. 5
1.1. Понятие стратегии технического обслуживания и ремонта. Основные термины и определения. 5
1.2. Классификация стратегий технического обслуживания и ремонта и их связь со стратегиями использования изделий. 6
1.3. Стратегия технического обслуживания изделий по состоянию с контролем уровня надежности. 11
1.4 Стратегия технического обслуживания и ремонта изделий и функциональных систем по состоянию с контролем параметров. 19
2. Программы и режимы технического обслуживания и ремонта. 25
2.1. Общие вопросы формирования программы технического обслуживания и ремонта. 25
2.2. Формирование программы технического обслуживания и ремонта планера. 32
2.3. Формирование режимов технического обслуживания и ремонта. 37
2.4. Определение периодичности технического обслуживания изделий функциональных систем. 42
2.5. Группировка работ по техническому обслуживанию изделий в формы регламента. 48
3. Исправность и техническая эффективность использования летательных аппаратов. 52
3.1. Структура парка ЛА и их годового фонда времени. 52
3.2. Потребная исправность парка ЛА. 54
3.3. Техническая эффективность использования ЛА. 58
3.4. Техническая регулярность отправлений ЛА по расписанию. 64
4. Система качества технического обслуживания и ремонта. 68
4.1. Основные понятия, определения, иерархия документов системы качества. 68
4.2. Основные положения системы качества. 72
4.3. Требования к системе качества и ее структура. 76
4.4. Факторы и условия обеспечения качества. 79
4.5. Управление качеством и его оценка. 82
Литература. 87
Основы теории
технической эксплуатации летательных аппаратов
Часть 2
Москва – 2003
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Московский государственный технический университет
Гражданской авиации
Кафедра технической эксплуатации
летательных аппаратов и авиадвигателей
Н.Н. Смирнов
Основы теории
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!