Часть 1. Эволюция инженерной культуры — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Часть 1. Эволюция инженерной культуры

2021-04-18 76
Часть 1. Эволюция инженерной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Часть 1. Эволюция инженерной культуры

Возникновение технической культуры.

Слово культура происходит от латинского слова "cultura" – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. В современном понимании культура – это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность эти ценности производить и использовать. Развитие культуры, в том числе и технической, неотделимо от истории развития человечества

Если представить историю человечества в виде дороги, на которой один миллиметр пути соответствует году, то все время от возникновения техники до наших дней уложится примерно в три километра. на последних 10 метрах пути появляются земледелие и скотоводство, керамическая посуда и письменность, изделия из меди и бронзы. Лишь за несколько метров до окончания пути (то есть до настоящего времени) встретятся нам великие египетские гробницы фараонов, металлургия и железный топор. Возникновение книгопечатания (в Китае 11 в, в Европе 15 в) располагается на расстоянии около полуметра до конца дороги.

На расстоянии около 0,25 метра – патент Джеймса Уатта[1] (1736–1819) на изобретенный им универсальный паровой двигатель (1774 – 1784 г.).

На расстоянии в 15-20 см от конечной точки – массовое применение машин в промышленности.

на отрезке длиной в 5 сантиметров от нашего времени – появление электрических лампочек Лодыгина[2], Яблочкова[3] и Эдисона[4], автомобилей Даймлера и Бенца[5], самолета братьев Райт[6], радио Попова[7] и Маркони[8], вакуумных и полупроводниковых приборов. В том случае, если мы захотим изобразить штрихами на временной оси моменты создания видеокассет, компакт-дисков, персональных компьютеров, первый полет человека в космос, первую лунную экспедицию, появление процессоров Pentium, всемирной компьютерной сети Интернет, нам придется пользоваться линейкой с миллиметровыми делениями. Чем ближе к сегодняшнему дню, тем гуще располагаются отметки на шкале изобретений.

Создание техники всегда занимало важное, но не одинаковое место в жизни человека. Первые признаки технического развития появились в период перехода людей от случайного использования «готовых» природных объектов в качестве орудий труда к их целенаправленному использованию и их сознательной модификации. С тех пор прошли сотни тысяч лет.

 

 

Сегодня почти независимо друг от друга сосуществуют два важных раздела единой культуры, один из которых включает науки о природе и технику (для него характерен научный метод изучения и отражения природных явлений), а второй раздел относится к гуманитарной области, включающей искусство, литературу, науки об обществе и внутреннем мире человека. Именно отчужденность этих двух компонентов единой культуры неизбежно приводит к односторонности восприятия мира и, как следствие, к возникновению таких глобальных проблем, как общий экологический кризис, девальвация нравственных норм и духовных ценностей, нестабильность политической и экономической ситуации.

Создание единой культуры, владеющей как рациональным способом постижения мира, так и интуитивным, образным методом, позволяет надеяться на то, что она даст возможность с единой точки зрения посмотреть на мир, понять сложные многосторонние связи между различными явлениями и процессами.

Технические достижения древних цивилизаций

 

Древнейшие земледельческие цивилизации возникли несколько тысяч лет назад в долинах великих рек — Тигра и Евфрата, Нила, Инда, Хуанхэ. Здесь образовались первые на Земле государства. Археологические данные позволяют учёным говорить о том, что в истории развития этих государств, а также в технике, которая там применялась, было немало общего.

Представить себе мир без спутников и телевизора не так уж трудно. Однако очень трудно вообразить, как же существовало общество без колеса, без возникших в античности математики, механики и астрономии. Всё, чем располагает человечество сегодня, создано на заложенном в древности фундаменте.

Лучшие творения древности – это материальное воплощение идей веры, надежды, любви и красоты.

Висячие сады Семирамиды

Прекрасные сады были возведены около 600 г. до н.э. для жены Навуходоносора II – Амитис – в районе древнего города Вавилона, располагавшегося на берегу реки Евфрат к югу от Багдада – столицы современного Ирака. Сады представляли собой ряды террас высотой до 40 м и были снабжены системой полива.

Храм Артемиды в Эфесе

Решение о постройке храма в честь богини Луны принял Крез, последний царь древнего государства Лидии. Местом постройки был выбран город Эфес (в настоящее время территория Турции). Храм был сооружен в 560 г. до н.э. и представлял собой около 120 мраморных колонн высотой до 20 м, установленных на платформе-фундаменте длиной 131 м и шириной 79 м.

Статуя Зевса в Олимпии

Граждане города Олимпии, располагавшегося на юго-западе Греции, приняли решение о сооружении в храме Зевса, построенного в 466-456 г.г. до н.э., статуи Зевса. Статуя высотой 13 м была установлена в 435 г. до н.э. Пластинки из слоновой кости имитировали кожу, золотые листы – одеяние бога. Трон был инкрустирован черным деревом и драгоценными камнями. Перед статуей располагался небольшое озеро с оливковым маслом. Каждый входящий в храм видел, как ярко освещено лицо бога, как горят его глаза. Это освещение было следствием отражения света, попадавшего в помещение через дверь, расположенную напротив статуи, от поверхности оливкового масла. Впоследствии статуя была перевезена в Константинополь и в 462 г. сгорела.

Мавзолей в Галакарнасе

Гробницу, построенную для царя Мавсола и его жены Артемизии ориентировочно в 350 г. до н.э. в городе Галакарнасе (в настоящее время – Бодрум) в Турции, позже по имени царя стали называть мавзолеем. Его внешний вид стали затем копировать для сооружений подобного типа. Мавзолей в Галакарнасе возвышался над землей приблизительно на 43 м. Сверху была установлена колесница.

Колосс Родосский

Решение о сооружении статуи в честь победы в сражении принял народ острова Родос, находившегося в Эгейском море. Строился Колосс около 11 лет и был закончен приблизительно в 280 г. до н.э. Материалом служила бронза, наружная поверхность была покрыта пластинами из бронзы. Статуя была разрушена через 50 лет в результате землетрясения.

Александрийский маяк.

Это был практически первый в мире профессиональный маяк. Он был возведен на острове Фарос в Средиземном море, недалеко от Александрии. Строили маяк около 20 лет, его строительство было завершено приблизительно в 280 г. до н.э. Общая высота маяка составляла 117 м, внутри был сооружен спиральный пандус для телег с топливом. В хорошую погоду маяк был виден на расстоянии до 50 км. Архитектор Сострат решил увековечить свое имя. Оно было выбито на камне под цементом с именем царя Птолемея Филадельфа. В 14-м веке маяк был уничтожен землетрясением.

Чудеса света средних веков

По аналогии с семью чудесами древнего мира можно назвать и семь чудес, созданных в средние века. Выбранные для описания сооружения были построены в период с 500 г. до 1500 г.

Пещера Десяти тысяч Будд (Ванфоданг)

     Культовое сооружение, связанное с китайским буддизмом. Находится на берегу реки Хуанхэ в Восточном Китае. Представляет собой целую серию пещер, в которых и расположены изображения Будд. Общее количество изображений во всех пещерах приближается к ста тысячам. В одной из самых больших, квадратной по форме пещере находится скульптура сидячего Будды высотой около 17 м. В этой же пещере находится 10000 фигурок Будд в виде барельефов. Время сооружения – 680 г. Сохранилась до настоящего времени.

Большое Зимбабве

Этим именем названа крепость, построенная в виде эллипса со стеной, длина которой равна 250 м, а высота – 10 м. Внутри находится коническая башня высотой 9 м, возведенная без применения раствора. Материалом служила смесь глины и щебня (даги). Эта крепость была построена в Зимбабве (Африка) приблизительно в 7-м веке и существовала до 17-го века. Ее развалины были открыты европейцами в 1867 г.

Ангкор Ват

Ангкор Ват – храм бога Вишни – был сооружен в начале 12-го века в городе Ангкор Том, столице кхмеров, на северо-западе Камбоджи. Представлял собой трехэтажное здание с башнями высотой до 60 м. Храм строили около 5000 ремесленников и 50000 рабочих. Город был разрушен в 1431 г., а его остатки были обнаружены французским миссионером в 1850 г.

Крак де Шевалье

Замок построен около 1142 г. для рыцарей-крестоносцев в Сирии на берегу Средиземного моря на высоте 650 м над уровнем моря. Замок имел две стены с 13 башнями и вмещал гарнизон численностью до 2000 человек с лошадьми и запасом пищи на 5 лет. Замок сохранился до настоящего времени.

Солсберийский собор

Расположен в городе Солсбери в южной Англии. Время постройки: 1225-1258 г.г. Построен из камня на фундаменте толщиной всего лишь один метр. Ниже расположен природный пласт гравия. Длина собора составляет 144 м, а высота в середине достигает 25 м. Высота башни со шпилями равняется 123 м (построена в 1285-1315 г.г.) В 1386 г. на башне были установлены часы с боем, правда, без циферблата. Собор сохранился до наших дней.

Альгамбра

Крепость-цитадель построена маврами-мусульманами для обороны в 8-9 в.в. Находится около города Гранада в Андалусии на юге Испании. В 1492 г. испанские христиане изгнали мусульман из Альгамбры. В 13-14 в.в. крепость была превращена в прекрасный дворец, имеющий 23 башни и четверо ворот. Длина дворца составляет примерно 1 км, ширина равна 300 м.

Теночтитлан

Город Теночтитлан – центр империи ацтеков – находился в южной части современного города Мехико в Мексике. Был построен в 1415 г. и представлял собой самый большой город того времени с каменными домами, храмами и дворцами. Количество жителей составляло от ста до пятисот тысяч человек. В центре города находилась пирамида высотой 30 м. Теночтитлан был разрушен испанцами в 1521 г.

Чудеса света нашего времени

В настоящее время существует столько грандиозных сооружений на суше и на воде, что даже коротко описать их невозможно в рамках настоящего пособия. Поэтому из всего многообразия искусственных сооружений выбрано семь (по аналогии с предыдущим) наиболее характерных для различных направлений инженерной деятельности сооружений.

Оперный театр в Сиднее

В 1950 году был объявлен конкурс на проект театра. Строительство в Сиднее (Австралия) длилось с 1959 по 1973 г.г. Театр построен на берегу залива и его отличительной особенностью является крыша в форме гигантских парусов.

Туннель под Ла-Маншем

Этот туннель соединяет материк (Франция) с островом (Англия) и является самым длинным подводным туннелем. Первое предложение о постройке относится к 1802 г., а реальное сооружение произошло в 1987-1994 г.г. Длина туннеля составляет более 50 км на глубине 45 м ниже уровня дна моря. Туннель разделен на три секции, причем для железнодорожного и автомобильного транспорта сооружены отдельные секции. Переезд по туннелю занимает примерно 35 мин с максимально допустимой скоростью 160 км/ч.

Аэропорт Кансаи

Первый аэропорт, построенный не на суше. Место постройки – бухта Осака в 5 км от японского острова Хонсю. Искусственный остров под аэропорт строился 5 лет и был завершен в 1994 году. Остров сооружен на том месте, где до засыпки глубина моря достигала 20 метров. Для засыпки острова использовали песок, землю, щебень, укрепленные стальными рамами. Размеры острова: длина – 4 км, ширина – 1,25 км. Здание аэропорта имеет длину 1700 м и поддерживается 900 колоннами. Аэропорт соединен с сушей мостом, на котором построены автомобильная и железная дороги.

Самолет "Конкорд"

Скоростной сверхзвуковой транспортный самолет "Конкорд" строился в Британии (Филтон) и Франции (Тулуза). Первый самолет был построен в 1969 г. Всего построено 16 самолетов. В 2003 г. состоялся последний перелет "Конкорда" из Нью-Йорка в Париж. Технические характеристики самолета: длина – 62,1 м, размах крыльев 25,5 м, максимальная высота подъема – 18300 км, максимальная скорость в 2 раза больше скорости звука (1225 км/ч), посадочных мест – 100.

Асуанская плотина

Эта плотина построена на самой длинной реке в мире – Ниле, вблизи города Асуан (Египет). Проект принадлежит Германии, строительство осуществлено с помощью Советского Союза в период с 1960 по 1971 г.г. Длина плотины – 3,6 км, высота – 111 м, ширина вверху – 40 м, внизу – 925 м. После образования плотины образовалось озеро, названное Насер, длиной около 50 км.

Небоскреб Сирс-тауэр

Одно из самых высоких зданий в мире (долгое время было самым высоким). Построено в Чикаго (США) в 1973 г. Стройка длилась 3 года, работало 2400 рабочих. Общая высота – 540 м. В здании имеется 104 скоростных лифта, разделенных по трем зонам подъема. Шесть автоматических машин постоянно моют около 16000 окон здания. На высоте 412 м расположена смотровая площадка, с которой открывается вид с обзором до 80 км.

Космический центр Кеннеди

Космический центр построен на мысе Канаверал (штат Флорида, США). Отсюда был осуществлен запуск ракеты с экипажем, достигшим Луны. Сборка космических аппаратов происходит в здании высотой 160 м. Пусковая площадка расположена в 5 км от этого здания. Перевозка ракет к месту запуска производится при помощи специального тягача с экипажем из 25 человек. 

Выбор чудес, и древнего мира, и средних веков, и, уж тем более, современных нельзя считать полным или окончательным.

На наш взгляд, по праву можно назвать одним из чудес света Московский Кремль, являющийся шедевром технического и художественного творчества. Замечательный ансамбль Московского Кремля производит неизгладимое и мощное впечатление не только за счет совершенства архитектурной композиции, но, главным образом, благодаря мощной энергетике одного из лучших образов российской культуры.

 Каждый из вас может предложить для обсуждения и другие технические достижения человечества.

 

История техники

 

Существует несколько определений понятия «техника». Их содер­жание варьируется в зависимости от направления деятельности, ко­торое они определяют, и от области знаний, применительно к кото­рой дается определение. Один из самых старых и наиболее общих подходов может быть дан в следующей трактовке. Техника — это со­вокупность приемов, направленных на достижение какой-либо цели; или в другом варианте: техника — это совокупность приемов, направ­ленных на борьбу с силами природы и взаимоизменение материи.

Более современный вариант определения звучит так. Техника — это совокупность навыков, умений, приемов и знаний, позволяю­щих человечеству использовать запасы сырья и энергии, имеющей­ся в природе. Одно из наиболее емких и, на наш взгляд, верных оп­ределений следующее. Техника — это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека, которая ведет к пере­менам в материальном мире.

К вариантам «производственных» определений можно отнести следующие. Техника — это все материальные условия, необходи­мые для того, чтобы процесс производства мог совершиться. Или же: техника — это средства труда, развивающиеся в системе обще­ственного производства.

Существует также несколько вариантов «социальных» подходов к определению данного понятия. Техника — это совокупность средств, позволяющих, исходя из данной ситуации наиболее удов­летворительным образом, достичь намеченной цели; техника — это совокупность действий знающего человека, направленных на гос­подство над природой; техника — это умение, методы которого яв­ляются внешними по отношению к цели.

По-латыни technikus  чаще всего обозначало учителя искусств, а наравне с этим и практического дельца. Вообще же это слово всегда обозначало умение и средства, необходимые для достижения какой-либо цели.

Как видно из анализа приведенных определений, в корневой основе понятия «техника» лежат такие категории, как искусство и мастерство.

Рассмотрим основы и цели развития техники. Если при самом общем подходе можно сказать, что и основе техники лежит исполь­зование законов природы, то при более внимательном рассмотре­нии можно выделить две стороны техники:

1) использование достижений естествознания;

2)социальная основа техники.

Естествознание действительно дает варианты решения техни­ческих вопросов, но само по себе не определяет ни направление, ни объем, ни темпы их разрешения. Понять направление развития техники можно только исходя из общественных условий, в рамках которых осуществляется развитие техники. Техника, в отличие от науки, не развивается вне способа производства. Экономические законы данного общественного строя, определяемые способом про­изводства, дают ответы на вопросы об истоках и темпах развития техники, о направлении ее развития. Отэкономических условий зависит также и реализация изобретений. Изобретения могут ос­таться нереализованными из-за неблагоприятных социально-экономических условий. Например, русский изобретатель И.И.Ползу­нов создал паровую машину, но внедрить ее не смог. А английский изобретатель Джемс Уатт сумел с помощью своей паровой маши­ны осуществить настоящий промышленный переворот. Отметим, что изобрести — это значит, творчески работая, создать что-то но­вое, неизвестное прежде. Или в более академичном и близком для техники варианте определения: изобретение — это новое, облада­ющее существенными отличиями техническое решение задачи, да­ющее положительный эффект.

Можно выделить три особенности развития техники:

1) развитие техники не прекращается при смене одного об­щественного строя другим;

2)революционные преобразования в технике происходят
путем накопления элементов нового качества;

3)техника непосредственно связана с законами естествознания, а экономические явления связаны с законами естество­
знания посредством техники.

Цели развития техники можно разделить па дне группы:

1) совершенствование техники и производства (научный ас­пект развития);

2)совершенствование самого производства (производствен­ный аспект развития).

Первая группа целей определяется социальной жизнью, вторая группа—техническими потребностями производства.

Если к целям развития можно отнести социальные, экономичес­кие, эстетические, психологические, политические и другие, то в мотивы развития техники можно включить страсть к изобретательству, честолюбие, облегчение труда, улучшение материального по­ложения, господство над другими и т.д.

Особо можно отметить роль личности и народа в развитии тех­ники. Значение крупных ученых, изобретателей и инженеров зак­лючается в том, что они раньше других замечают противоречия, возникающие в производстве, и, опираясь на достижения совре­менной науки и техники, разрабатывают решения, которые наибо­лее полно и правильно отвечают потребностям производства и от­крывают перспективы дальнейшего развития науки и техники. Каж­дый народ в зависимости от конкретно-исторических условий вно­сит свой вклад в развитие мировой техники.

Так, авторами пионерных изобретений в теплотехнике были русский изобретатель Иван Иванович Ползунов (1728— 1766), анг­лийский изобретатель Джемс Уатт (1736— 1819), французский уче­ный Сади Карно (1796— 1832). Родоначальниками многих достиже­ний в области авиации были немецкий инженер Отто Лилиенталь (1848 - 1896), русский изобретатель Александр Федорович Можай­ский (1825 — 1890), американские авиаконструкторы и летчики бра­тья Уилбер Райт (1867-1912) и Орвилл Райт (1871 - 1948).

Несколько слов собственно об истории техники. История тех­ники — наука, занимающаяся изучением общих законов развития производительных сил в разные периоды развития человеческого общества. Или, более конкретно, история техники —это наука, изу­чающая развитие средств труда в системе общественного произ­водства как в связи с формами и приемами труда, так и особенно в связи с объектом (предметом) труда. С точки зрения естественных наук история техники показывает, как человек все глубже овладе­вает законами природы, обеспечивая более глубокое и разносто­роннее использование вещества и энергии природы. С точки зре­ния социальной история техники раскрывает общественные дви­жущие силы, общественные условия развития техники и роль от­дельных творцов техники.

Мир, окружающий человека, состоит из природы, общества и техники. Применительно к явлениям природы, к явлениям обще­ственной жизни и к техническим явлениям действуют законы диалектики. Диалектика (от греч. dialektike — искусство вести беседу, спор) —теория и метод познания действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития при­роды, общества и мышления. Важнейшими категориями диалекти­ки являются: противоречие, качество и количество, случайность и необходимость, возможность и действительность. Эти категории, а также основные законы диалектики — единство и борьба проти­воположностей, переход количественных изменений в качествен­ные, отрицание отрицания — имеют самое непосредственное от­ношение к процессам, связанным с развитием изобретательства. При этом в развитии техники можно выделить два вида противопо­ложностей:

1) техника и общественные условия ее применения;

2) борьба противоположностей в самой технике.

Техника развивается на стыке естествознания и общественной жизни. Законы естествознания (физики, химии, биологии) дают представление о потенциальных возможностях техники. Законы же общественного развития определяют само развитие техники. Для правильного и глубокого понимания процессов развития техники необходимо знать законы развития не только технических (как правило, прикладных) наук, но и фундаментальные законы естествен­ных и общественных (гуманитарных) наук.

В качестве примера приведем этапы развития металлообработ­ки (табл. 1.).

 

Таблица 1

Таблица 2

Периоды развития техники

Номер периода Название периода и его содержание Хронологические рамки периодов
1 Возникновение, развитие и распространение простых орудий труда в условиях первобытнообщинного способа производства 700-600 тыс. лет до н.э. — IV — III тысячелетия до н.э.
2 Возникновение, развитие и распространение сложных орудий труда в условиях рабовладельческого способа производства, приводимых в действие человеком 4-3 тыс. лет до н.э. — IV-Vвв.н.э.
3 Развитие и распространение сложных орудий труда в условиях феодального способа производства, приводимых в действие силами природы IV — V вв. н.э. — XIV — XV вв.
4 Возникновение предпосылок для создания машинной техники в условиях мануфактурного производства XIV — XV вв. - конец XVIII в. — начало XIX в
5 Распространение рабочих машин на базе парового двигателя в условиях капиталистического способа производства Конец XVIII в. — начало XIX в. —70-е годы XIX в.
6 Распространение системы машин на базе электропривода в условиях монополистического способа производства 70-е годы XIX в. — начало XX в.
7 Возникновение, развитие и распространение автоматов и автоматизированных машинных систем Начало XX в. — 60-е годы XX вв.
8 Возникновение, развитие и распространение информационных технологий 60-е годы XX в. — начало XXI в.

 

Понятие «способ» производства характеризует исторически конкретное, качественное определение производства. В то же вре­мя следует отметить, что во все периоды развития техники шло на­копление и прибавление технических средств, многие из которых приняли застывшую форму (лук, весло, парус, ветряная мельница, молоток и т.д.). В этом смысле некоторые способы производства существуют и в наше время: ручная работа на гончарном круге, перевозка грузов на телеге и т.п.

Способ производства —это исторически определенный способ добывания материальных благ; единство производительных сил и производственных отношений. Способ производства является осно­вой любой общественно-экономической формации. Смена одного способа производства другим происходит революционным путем.

Способ производства — материальная основа общественно-эко­номической формации, определяющая ее особенности, а измене­ния в способе производства определяют развитие общественно-экономических формаций, переход отодной функции к другой. Развитие способа производства подчиняется всеобщему социоло­гическому закону соответствия производственных отношений ха­рактеру и уровню производительных сил.

Производительные силы — система субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих «обмен ве­ществ» между обществом и природой в процессе общественного производства. Производительные силы образуют ведущую сторо­ну способа производства. Каждой ступени производительных сил соответствуют определенные производственные отношения. В про­цессе своего развития производительные силы приходят в проти­воречие с существующими производственными отношениями. Из стимулирующих форм развития производительных сил эти отно­шения превращаются в их оковы.

Приведем определение понятия «труд». Труд — это целесообраз­ная деятельность человека, в процессе которой он при помощи ору­дий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Процесс труда включает сам труд, предметы и средства труда. В про­цессе труда люди вступают в производственные отношения.

Производственные отношения — совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе обществен­ного производства и движения общественного продукта от произ­водства до потребителя. Производственно-экономические отноше­ния отличаются от производственно-технических тем, что они вы­ражают отношения людей через их отношения к средствам произ­водства, т.е. отношения собственности. Производственные отношения придают всем общественным явлениям и обществу в целом исторически определенное социальное качество.

Производственные отношения являются социальной формой производительных сил. Производительные силы и производствен­ные отношения вместе составляют две стороны каждого способа производства и связаны друг с другом по закону соответствия про­изводственных отношений характеру и уровню развития произво­дительных сил.

Развиваясь, производительные силы перерастают рамки суще­ствующих производственных отношений и начинают тормозить дальнейшее развитие производства. Нарастает противоречие меж­ду производительными силами и производственными отношения­ми, переходящее в конфликт. Он разрешается в социальной рево­люции, уничтожающей устаревшие и утверждающей новые про­изводственные отношения, соответствующие развивающимся про­изводительным силам. Возникает новый способ производства.

 

§ 4 Развитие инженерного дела в России

История развития инженерного дела в России в целом отчетливо разделяется на пять периодов, каждый из которых характеризуется своими, четко очерченными временными границами и особенностями решаемых задач.

Первый период — зарождение инженерного дела. Его начало мо-жет быть отнесено к концу XVIII в., когда в Петербурге было открыто Горное училище. Примечательно, что среди изучаемых в этом учили-ще предметов, таких, как алгебра, механика, химия, гидравлика и т.д., встречается и «маркшейдерское искусство». Если учесть, что для дан-ного учебного заведения курс «Горное дело» является основным, на который ориентирована вся система предыдущего обучения, то стано-вится ясно, что профессиональная подготовка специалистов в XVIII — XIX вв. оценивалась как своего рода техническое искусство. В 1809 г. в Петербурге было открыто высшее техническое учебное заведение, в названии которого впервые появляется слово инженер, — Институт инженеров путей сообщения. Соб­ственно же развитие высших техни-ческих учебных заведений как образовательной системы можно отнес-ти лишь ко второй половине XIX в. В 60-с годы в Риге открывается политехнический институт, а Московское ремесленное учебное заве-дение и Петербургский практический технологический институт полу-чают статус высших учебных заведений. Таким образом, первым приз-наком зарождения инженерной деятельности в России можно считать появление высших технических учебных заведений.

Вторым и наиболее важным признаком зарождения инженерной деятельности в России является то, что именно в эти годы к процессу технического обучения привлекаются широкие слои общественности страны. Создается Вольное экономическое общество с Техническим отделением, а затем, в 1866 г., в Петербурге Русское техническое об-щество. С 1867 г. в этом обществе начала работу постоянная Комис-сия по техническому образованию. Тогда же стали регулярно изда-ваться журналы «Техническое образование» и «Труды Комиссии по техническому образованию».

К этому времени сформировался пока еще немногочисленный, но уже прочно вставший на самостоятельный путь развития инженерный корпус России, выделяющийся своей интеллектуальной спецификой, эрудицией, фантазией и вместе с тем математической логикой мыш-ления. Эта социальная группа составила особую, как бы сословную часть российского социума.

Для нас важным является то обстоятельство, что в первой четвер-ти XIX в. слово «инженер» широко употреблялось в обыденной речи жителей Петербурга, что свидетельствует о начале процесса форми-рования в XIX в. на территории России нового и особого социального слоя — инженеры (период зарождения).

Второй период, который можно назвать становлением инженерной деятельности, приходится на начало 90-х годов прошлого — конец 20-х годов нашего столетия.

Какие признаки характеризуют период становления инженерной де-ятельности? Прежде всего бурное развитие самой техники, связанное с изобретением и внедрением в производство принципиально новых технологических процессов. Источником этого развития явились раз-работки отечественных и зарубежных ученых. Следствием же было интенсивное развитие системы высшего технического образования в России.

Самым важным признаком действительного становления инже-нерной деятельности было проведение съездов русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. Их первый съезд состоялся в декабре 1889 — январе 1890 г.г. Характерно, что на съездах обсуждались те узловые вопросы подготовки специалистов, которые связаны с обучением инженерной деятельности. Фактически впервые в мире, а не только в России, возникла тенденция к. научно-му подходу в формировании инженерных дисциплин, пришло осозна-ние специфики и особой роли высшей технической школы в развитии общества.

Еще одним признаком периода становления инженерной дея-тельности можно считать переход от привилегированного, во многом уникального, положения инженера в обществе к инженерной дея-тельности как массовому явлению. К 30-м годам в СССР насчиты-валось уже около ста высших технических учебных заведений. Инженерная деятельность, сохраняя свою престижность, становится доступной широким слоям населения.

Таким образом, развитие промышленности, в первую очередь тяжелой индустрии, участие передовых ученых страны в становлении высшей школы и организация широкой системы высших технических учебных заведений определили отчетливо выраженные особенности периода становления инженерной деятельности в России как периода неуклонного подъема престижа инженера и инженерного труда.

Переходя к анализу третьего периода истории развития инженер-ного дела в России — периода социализации, следует сразу же ого-вориться, что период этот чрезвычайно сложный и противоречивый для осознания. Поэтому он будет рассмотрен не столько для выявле-ния его общих характерных признаков, сколько для ответа на вопрос: когда и как началось падение престижа инженерной профессии в России?

Подлинное понимание процессов, произошедших в этот период, невозможно только лишь на основе информационно-статистических отчетов. Началась новая, небывалая в истории человечества эпоха уничтожения, и не в переносном, а в прямом смысле этого слова, всего культурного слоя страны.

Сталинская же эпоха уничтожения инженеров достаточно четко может быть разделена на три этапа. Первый этап — саботаж— нача-ло Советской власти (1917— 1926 гг.); второй этап — вредительство, начиная с Шахтинского дела (1927 г.), и, наконец, третий этап—«раскрытие» организаций типа Промпартии.

Зарождаются и развиваются два параллельных процесса: 1) насаж-дение недоверия к научно-технической интеллигенции с целью ее полной ликвидации или подчинения властям; 2) переход к тех но-кратизму (придание особой значимости производственным практикам, фактически полная ликвидация гуманитарного начала в системе подготовки инженеров).

Основное социальное противоречие данного периода с полным основанием может быть обозначено как исторический нонсенс. Ликвидация высококультурных, действительно интеллигентных «ста-рых» инженерных кадров с одновременной подготовкой «новых» ин-женеров из среды рабочих и крестьян, т.е. инженеров первого поко-ления, которые в силу объективных обстоятельств не могли иметь ни высокого уровня общей культуры (обстоятельства жизни), ни условий для ее приобретения (советская система обучения), ни возможностей для саморазвития (преследование властей за любое инакомыслие), — этот процесс является основным признаком периода социализации.

Четвертый период — это период своего рода экстенсификации инженерной деятельности. Он относится к концу 50-х — началу б0-х годов. Основной признак данного периода — увеличение количества выпускаемых втузами инженеров. Во всех втузах вводятся вечерние формы обучения, расширяется сеть заочных факультетов. Второй признак — развитие узких инженерных специальностей.

Возвращаясь к третьему периоду развития инженерного дела, обратим внимание на одну присущую этому периоду особенность. Характерный для современного инженерного дела признак развития появляется к концу 30-х годов, начинает свой рост в 40-е годы и получает достаточно бурное развитие к концу экстенсификационного периода, т.е. в 70-е годы. Специально для раскры­тия этого признака дадим следующее определение.

Под социализацией инженерной деятельности следовало бы пони-мать не политизацию и не идеологизацию ее в духе устава КПСС, но своеобразный дискретный переход, скачок, от преимущественно чисто технократической ее детерминации к общесоциальной ее обуслов-ленности; т.е. переход от инженерной деятельности, формирующейся под влиянием в основном изобретений новых образцов техники, к ин-женерной деятельности, обусловленной общеэкономическими, обще-культурными и другими социальными факторами. И здесь мы неиз-бежно выходим на проблему количества и качества подготовки.

К концу 30-х годов потребность в отечественных инженерных кад-рах была в основном удовлетворена. Вопрос количества был решен. Однако «машина воспроизводства инженеров» продолжа­ла работать с прежней интенсивностью. В 1985 г. в народном хозяй­стве СССР работало в 3,2 раза больше инженеров, чем в США. При этом выпуск инженеров не снижался. Наоборот, в том же 1985 г. втузы страны выпустили инженеров в 2 раза больше, чем США, Япония, ФРГ и Франция вместе взятые. Производительность труда в СССР, по официальным источникам, составляла около 60% от производи-тельности труда в США. В действительности же эта цифра завышена, и особенно в части интелл


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.