Этапы развития металлообработки — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Этапы развития металлообработки

2021-04-18 172
Этапы развития металлообработки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Номер этапа Вид об работки Форма обрабатываемой поверхности
1 Обработка металлов резанием Обработка по точке
2 Обработка протяжкой, прокатом Обработка по линии
3 Обработка штампом Обработка по поверхности
4 Обработка по объему Процесс кристаллизации

 

История техники вскрывает связь между техникой и наукой, показывает, как под влиянием практических потребностей форми­руются научные положения и как наука развивает технику. Техни­ку можно рассматривать как совокупность вещей и процессов, объе­диненных человеком в искусственно созданные системы, которые обладают элементами и структурой, необходимыми для того, чтобы эти искусственно созданные системы могли функционировать, быть использованы в качестве материальных средств целесообраз­ной деятельности людей (прежде всего трудовой и особенно про­изводственной).

Наряду с биологическим отношением, общим у человека со всей живой природой, у него возникает специфический вид материаль­ного взаимодействия с природой — процесс труда. Уровень разви­тия орудий и средств труда определяет характер этого отношения. Понятие «производство» отражает тот факт, что трудовая деятель­ность человека носит производительный характер — в процессе труда создаются вощи, способные удовлетворить ту или иную че­ловеческую потребность. Но люди, производя необходимые для жизни материальные блага, вместе с тем производят и воспроизво­дят свои общественные производственные отношения, в которые они вступают в процессе труда. Характер этих отношений опреде­ляется не волей и сознанием людей, а достигнутым уровнем и по­требностями развития их производительных материальных сил. Поэтому понятие «производство» выражает и то, что трудовая дея­тельность носит социальный характер, осуществляется в рамках материальных общественных отношений.

Таблица 2

Периоды развития техники

Номер периода Название периода и его содержание Хронологические рамки периодов
1 Возникновение, развитие и распространение простых орудий труда в условиях первобытнообщинного способа производства 700-600 тыс. лет до н.э. — IV — III тысячелетия до н.э.
2 Возникновение, развитие и распространение сложных орудий труда в условиях рабовладельческого способа производства, приводимых в действие человеком 4-3 тыс. лет до н.э. — IV-Vвв.н.э.
3 Развитие и распространение сложных орудий труда в условиях феодального способа производства, приводимых в действие силами природы IV — V вв. н.э. — XIV — XV вв.
4 Возникновение предпосылок для создания машинной техники в условиях мануфактурного производства XIV — XV вв. - конец XVIII в. — начало XIX в
5 Распространение рабочих машин на базе парового двигателя в условиях капиталистического способа производства Конец XVIII в. — начало XIX в. —70-е годы XIX в.
6 Распространение системы машин на базе электропривода в условиях монополистического способа производства 70-е годы XIX в. — начало XX в.
7 Возникновение, развитие и распространение автоматов и автоматизированных машинных систем Начало XX в. — 60-е годы XX вв.
8 Возникновение, развитие и распространение информационных технологий 60-е годы XX в. — начало XXI в.

 

Понятие «способ» производства характеризует исторически конкретное, качественное определение производства. В то же вре­мя следует отметить, что во все периоды развития техники шло на­копление и прибавление технических средств, многие из которых приняли застывшую форму (лук, весло, парус, ветряная мельница, молоток и т.д.). В этом смысле некоторые способы производства существуют и в наше время: ручная работа на гончарном круге, перевозка грузов на телеге и т.п.

Способ производства —это исторически определенный способ добывания материальных благ; единство производительных сил и производственных отношений. Способ производства является осно­вой любой общественно-экономической формации. Смена одного способа производства другим происходит революционным путем.

Способ производства — материальная основа общественно-эко­номической формации, определяющая ее особенности, а измене­ния в способе производства определяют развитие общественно-экономических формаций, переход отодной функции к другой. Развитие способа производства подчиняется всеобщему социоло­гическому закону соответствия производственных отношений ха­рактеру и уровню производительных сил.

Производительные силы — система субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих «обмен ве­ществ» между обществом и природой в процессе общественного производства. Производительные силы образуют ведущую сторо­ну способа производства. Каждой ступени производительных сил соответствуют определенные производственные отношения. В про­цессе своего развития производительные силы приходят в проти­воречие с существующими производственными отношениями. Из стимулирующих форм развития производительных сил эти отно­шения превращаются в их оковы.

Приведем определение понятия «труд». Труд — это целесообраз­ная деятельность человека, в процессе которой он при помощи ору­дий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Процесс труда включает сам труд, предметы и средства труда. В про­цессе труда люди вступают в производственные отношения.

Производственные отношения — совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе обществен­ного производства и движения общественного продукта от произ­водства до потребителя. Производственно-экономические отноше­ния отличаются от производственно-технических тем, что они вы­ражают отношения людей через их отношения к средствам произ­водства, т.е. отношения собственности. Производственные отношения придают всем общественным явлениям и обществу в целом исторически определенное социальное качество.

Производственные отношения являются социальной формой производительных сил. Производительные силы и производствен­ные отношения вместе составляют две стороны каждого способа производства и связаны друг с другом по закону соответствия про­изводственных отношений характеру и уровню развития произво­дительных сил.

Развиваясь, производительные силы перерастают рамки суще­ствующих производственных отношений и начинают тормозить дальнейшее развитие производства. Нарастает противоречие меж­ду производительными силами и производственными отношения­ми, переходящее в конфликт. Он разрешается в социальной рево­люции, уничтожающей устаревшие и утверждающей новые про­изводственные отношения, соответствующие развивающимся про­изводительным силам. Возникает новый способ производства.

 

§ 4 Развитие инженерного дела в России

История развития инженерного дела в России в целом отчетливо разделяется на пять периодов, каждый из которых характеризуется своими, четко очерченными временными границами и особенностями решаемых задач.

Первый период — зарождение инженерного дела. Его начало мо-жет быть отнесено к концу XVIII в., когда в Петербурге было открыто Горное училище. Примечательно, что среди изучаемых в этом учили-ще предметов, таких, как алгебра, механика, химия, гидравлика и т.д., встречается и «маркшейдерское искусство». Если учесть, что для дан-ного учебного заведения курс «Горное дело» является основным, на который ориентирована вся система предыдущего обучения, то стано-вится ясно, что профессиональная подготовка специалистов в XVIII — XIX вв. оценивалась как своего рода техническое искусство. В 1809 г. в Петербурге было открыто высшее техническое учебное заведение, в названии которого впервые появляется слово инженер, — Институт инженеров путей сообщения. Соб­ственно же развитие высших техни-ческих учебных заведений как образовательной системы можно отнес-ти лишь ко второй половине XIX в. В 60-с годы в Риге открывается политехнический институт, а Московское ремесленное учебное заве-дение и Петербургский практический технологический институт полу-чают статус высших учебных заведений. Таким образом, первым приз-наком зарождения инженерной деятельности в России можно считать появление высших технических учебных заведений.

Вторым и наиболее важным признаком зарождения инженерной деятельности в России является то, что именно в эти годы к процессу технического обучения привлекаются широкие слои общественности страны. Создается Вольное экономическое общество с Техническим отделением, а затем, в 1866 г., в Петербурге Русское техническое об-щество. С 1867 г. в этом обществе начала работу постоянная Комис-сия по техническому образованию. Тогда же стали регулярно изда-ваться журналы «Техническое образование» и «Труды Комиссии по техническому образованию».

К этому времени сформировался пока еще немногочисленный, но уже прочно вставший на самостоятельный путь развития инженерный корпус России, выделяющийся своей интеллектуальной спецификой, эрудицией, фантазией и вместе с тем математической логикой мыш-ления. Эта социальная группа составила особую, как бы сословную часть российского социума.

Для нас важным является то обстоятельство, что в первой четвер-ти XIX в. слово «инженер» широко употреблялось в обыденной речи жителей Петербурга, что свидетельствует о начале процесса форми-рования в XIX в. на территории России нового и особого социального слоя — инженеры (период зарождения).

Второй период, который можно назвать становлением инженерной деятельности, приходится на начало 90-х годов прошлого — конец 20-х годов нашего столетия.

Какие признаки характеризуют период становления инженерной де-ятельности? Прежде всего бурное развитие самой техники, связанное с изобретением и внедрением в производство принципиально новых технологических процессов. Источником этого развития явились раз-работки отечественных и зарубежных ученых. Следствием же было интенсивное развитие системы высшего технического образования в России.

Самым важным признаком действительного становления инже-нерной деятельности было проведение съездов русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. Их первый съезд состоялся в декабре 1889 — январе 1890 г.г. Характерно, что на съездах обсуждались те узловые вопросы подготовки специалистов, которые связаны с обучением инженерной деятельности. Фактически впервые в мире, а не только в России, возникла тенденция к. научно-му подходу в формировании инженерных дисциплин, пришло осозна-ние специфики и особой роли высшей технической школы в развитии общества.

Еще одним признаком периода становления инженерной дея-тельности можно считать переход от привилегированного, во многом уникального, положения инженера в обществе к инженерной дея-тельности как массовому явлению. К 30-м годам в СССР насчиты-валось уже около ста высших технических учебных заведений. Инженерная деятельность, сохраняя свою престижность, становится доступной широким слоям населения.

Таким образом, развитие промышленности, в первую очередь тяжелой индустрии, участие передовых ученых страны в становлении высшей школы и организация широкой системы высших технических учебных заведений определили отчетливо выраженные особенности периода становления инженерной деятельности в России как периода неуклонного подъема престижа инженера и инженерного труда.

Переходя к анализу третьего периода истории развития инженер-ного дела в России — периода социализации, следует сразу же ого-вориться, что период этот чрезвычайно сложный и противоречивый для осознания. Поэтому он будет рассмотрен не столько для выявле-ния его общих характерных признаков, сколько для ответа на вопрос: когда и как началось падение престижа инженерной профессии в России?

Подлинное понимание процессов, произошедших в этот период, невозможно только лишь на основе информационно-статистических отчетов. Началась новая, небывалая в истории человечества эпоха уничтожения, и не в переносном, а в прямом смысле этого слова, всего культурного слоя страны.

Сталинская же эпоха уничтожения инженеров достаточно четко может быть разделена на три этапа. Первый этап — саботаж— нача-ло Советской власти (1917— 1926 гг.); второй этап — вредительство, начиная с Шахтинского дела (1927 г.), и, наконец, третий этап—«раскрытие» организаций типа Промпартии.

Зарождаются и развиваются два параллельных процесса: 1) насаж-дение недоверия к научно-технической интеллигенции с целью ее полной ликвидации или подчинения властям; 2) переход к тех но-кратизму (придание особой значимости производственным практикам, фактически полная ликвидация гуманитарного начала в системе подготовки инженеров).

Основное социальное противоречие данного периода с полным основанием может быть обозначено как исторический нонсенс. Ликвидация высококультурных, действительно интеллигентных «ста-рых» инженерных кадров с одновременной подготовкой «новых» ин-женеров из среды рабочих и крестьян, т.е. инженеров первого поко-ления, которые в силу объективных обстоятельств не могли иметь ни высокого уровня общей культуры (обстоятельства жизни), ни условий для ее приобретения (советская система обучения), ни возможностей для саморазвития (преследование властей за любое инакомыслие), — этот процесс является основным признаком периода социализации.

Четвертый период — это период своего рода экстенсификации инженерной деятельности. Он относится к концу 50-х — началу б0-х годов. Основной признак данного периода — увеличение количества выпускаемых втузами инженеров. Во всех втузах вводятся вечерние формы обучения, расширяется сеть заочных факультетов. Второй признак — развитие узких инженерных специальностей.

Возвращаясь к третьему периоду развития инженерного дела, обратим внимание на одну присущую этому периоду особенность. Характерный для современного инженерного дела признак развития появляется к концу 30-х годов, начинает свой рост в 40-е годы и получает достаточно бурное развитие к концу экстенсификационного периода, т.е. в 70-е годы. Специально для раскры­тия этого признака дадим следующее определение.

Под социализацией инженерной деятельности следовало бы пони-мать не политизацию и не идеологизацию ее в духе устава КПСС, но своеобразный дискретный переход, скачок, от преимущественно чисто технократической ее детерминации к общесоциальной ее обуслов-ленности; т.е. переход от инженерной деятельности, формирующейся под влиянием в основном изобретений новых образцов техники, к ин-женерной деятельности, обусловленной общеэкономическими, обще-культурными и другими социальными факторами. И здесь мы неиз-бежно выходим на проблему количества и качества подготовки.

К концу 30-х годов потребность в отечественных инженерных кад-рах была в основном удовлетворена. Вопрос количества был решен. Однако «машина воспроизводства инженеров» продолжа­ла работать с прежней интенсивностью. В 1985 г. в народном хозяй­стве СССР работало в 3,2 раза больше инженеров, чем в США. При этом выпуск инженеров не снижался. Наоборот, в том же 1985 г. втузы страны выпустили инженеров в 2 раза больше, чем США, Япония, ФРГ и Франция вместе взятые. Производительность труда в СССР, по официальным источникам, составляла около 60% от производи-тельности труда в США. В действительности же эта цифра завышена, и особенно в части интеллектуального труда. По некоторым данным, производительность труда инженерно-технических работников (ИТР) была ниже в 20 — 30 раз. И этому ость косвенное подтверждение. В то время в отечественной промышленности работало инженеров в 5 раз больше, чем техников.

Поэтому уже в середине 70-х годов в печати все активнее стали звучать высказывания представителей научно-технической общест-венности о необходимости изменения системы подготовки инженеров.

Однако истоки «качественно-количественной» проблемы подготов-ки специалистов с высшим техническим образованием следует искать в более раннем периоде. Промышленное производство передовых в техническом отношении стран к 40-м годам XX в. достигло такого уровня мощностей, который фактически исчерпывал возможности используемых в то время технологий. От экстенсивного развития необходимо было переходить к интенсивному. А такой путь уже невозможен за счет «лобового» увеличения технических параметров.

На первое место выдвинулась инновационная деятельность принципиально нового типа. Возникла острая необходимость в таких новшествах, которые отвечают требованию разработки прин-ципиально новых способов производства, новых конструкций машин и механизмов. На первый план вышло изобретательство как массовый общественный феномен. Именно к этому периоду относится повсеместное развитие патентных ведомств, вплоть до создания в каждой фирме (предприятии, институте) своих собственных патентных подразделений. Вторая мировая война явилась мощным катали-затором этого процесса. Причем начал активно расти промышленный шпионаж (неизбежный спутник научно-технического прогресса), направленный в первую очередь на заимствование наиболее значимых изобретений, вернее их ноу-хау. Соединенные Штаты Америки оказались в этом смысле дальновиднее всех своих и союзников и врагов. Они превратили в «импортный товар» самих разработчиков новой технологии и техники.

В краткой форме указанные процессы могут быть определены с помощью следующего тезиса. Социальный заказ определил требо-вания к промышленному производству. В свою очередь промыш-ленность, вынужденная перестраиваться, предъявила новые требова-ния к уровню инженерных разработок, что потребовало изменений характера инженерной деятельности. Именно этот процесс мы связываем с «социализацией инженерной деятельности».

С учетом сказанного и для четкой фиксации рассмотренных поня-тий введем соответствующее определение. Инженерная деятель-ностьэто иеятельность по интеллектуальному обеспечению процессов создания искусственных систем в соответствии с со циотехническими потребностями общества.

Следующим признаком четвертого периода является возникнове-ние новых и интенсивное развитие уже известных методов научно-технического творчества (НТТ). Несмотря на достаточно длительную историю возникновения самих методов, до этого периода они никогда не были «рабочим инструментом» собственно инже­нера. В 40-х же и 50-х годах методы НТТ не только получаютвсебольшее распро-странение, но и оформляются в действенную методологию научной и технической деятельности. Соединение понятий «научный» и «техни-ческий» также имеет свое основание. И ключом к пониманию этого ос-нования является раскрытие содер­жания одного из этапов социа-лизации инженерной деятельности-

Социотехнические запросы общества, придавшие особую значи-мость инновационной, творческой, в конечном итоге изобретательской деятельности инженера, потребовали от инженерного корпуса не столько самих научных знаний, важность которых для инженера никто не отрицал, но и умения использовать эти знания. Воспитание такого умения, в свою очередь, потребовало систематизации и клас-сификации многовекового опыта человечества в области научно-технических исследований. Простых исторических примеров гени-альных деятелей, таких, как Архимед и Микеланджело, сочетавших в своей работе выполнение функций ученого, художника, инженера, исполнителя, и все на уровне высокого искусства, было уже недо-статочно, нужен был четкий и хорош о разработанный аппарат для оперативного решения многочисленных производственно-технических задач. Это было реальное и весьма сильное социально-историческое требование того времени. И такой аппарат был создан. В современ-ном варианте его принято обозначать как методологию научно-технического творчества.

Методы НТТ начали проявляться одновременно в самых различ-ных странах и отраслях науки и техники. Однако воспользоваться этими методами оказалось не так-то просто. Выяснилось, что практи-чески все они требуют знаний и умений, носящих междисциплинарный характер, а как раз такого типа знаний и умений высшая школа не давала. Естественным образом возникло особое направление обу-чения, имевшее в различных странах разные формы, смысл которых можно раскрыть с помощью понятия «школы изобретательства». Все они относились к постдипломному варианту образования, т.е. фак-тически занимались тем, что пытались уже сложившийся во втузе тип мышления узкого специалиста, «инженера по специализации», пере-делать в подлинно инженерное мышление, с характерным для него универсально-прагматическим подходом к решению задач.

Понимание необходимости формирования нового научно-техни-ческого мышления привело к активному развитию системного подхода и системного анализа, о чем свидетельствуют многочисленные пуб-ликации и создание специальных научных подразделений, занимав-шихся системными исследованиями. Процесс этот приходится на 50 б0-е годы и характеризует второй этап периода экстенсификации инженерной деятельности. К 70-м годам наступает третий этап, свя-занный с практическими попытками изменения системы подготовки инженеров.

Таким образом, потребность оперативного решения большого количества научно-технических задач, необходимость качественного изменения системы подготовки инженеров, развитие методо­логии НТТ также определяют признаки периода, обозначенного в соответствии с общегосударственной политикой СССР как период экстенсификации и иже мерного дела.

Процесс преобразования инженерной деятельности продолжается и в настоящее время. С середины 80-х годов 20 века мы стали свидетелями начала нового периода в истории инженерного дела в России — периода все возрастающей гуманизации инженерной деятельности. Под гуманизации инженерной деятельности следует понимать выход на первый план среди всех социальных факторов человеческого фактора, в том числе и главным образом — экологи-ческого фактора в самом широком смысле этого слова. При всей важности таких общесоциальных факторов, как экономические, юридические, политические и т.д., они не только не устраняют господ-ства технократии в жизни индустриально развитого общества, но даже создают эйфорию техники. Выход же на первый планчеловеческого фактора в принципе должен устранить всего, чтопрепятствуетчело-веку стать полным хозяином в своем общественномдоме, в своем «эко».

В заключение дадим четкое разделение периодов развития инже-нерной деятельности с помощью их классификационных признаков. Приведенная ниже краткая характеристика каждого периода включает основные и дополнительные признаки периодов, а также временной диапазон их действия.

Для первого периода «Зарождение инженерного дела» (1820— 1860-е гг.) в качестве основного признака выделяются появление и развитие на территории России промышленного производства. Допол-нительными признаками этого периода служат появление первых выс-ших технических учебных заведений, привлечение к учебному процес-су в качестве преподавателей ведущих отечественныхученых, начало формирования нового социального слоя — инженеры.

Второй период «Становление инженерного дела» (1880— 1920-е гг.) характеризуется прежде всего организацией системы высших технических учебных заведений. Особенность данного периода — изобретение и внедрение в промышленность принци­пиально новых технологических процессов, что обусловило бурный рост промыш-ленного производства на территории России. В аграрной стране складываются предпосылки для интенсивного ро­ста производства. К разряду наиболее существенных признаков этого периода можно отнести также широкое общественное дви­жение ученых по объединению научно-технических сил России.

Третий период «Социализация инженерной деятельности» (1925 — 1950-е гг.) связан прежде всего с трансформацией инженер­ного дела из класса привилегированных профессий в профессию если не мас-совую, то широко распространенную, обычную и доступную. Уникаль-ной особенностью этого времени становится ликвидация или отстра-нение от работы старых «буржуазных» инженерных кадров и замена их на новые — пролетарские (инициатива сверху) с одновременной «идеологизацией» инженерного дела. Еще более уникальной особенностью периода является зарождение отечествен­ных методов научно-технического творчества (инициатива снизу).

Четвертый период «Экстенсификация инженерной деятельности» (1960 — 1980-е гг.), или иначе— погоня за количеством в ущерб качеству, связан прежде всего с резким увеличением числа высших технических учебных заведений и количества как сам их студентов, так и специальностей, по которым их готовят. Продолжается процесс технократизации обучения, его дегуманизации. В обществе начина-ется и к концу периода принимает широкие масштабы явление падения престижа инженерной профессии. Положительными призна-ками периода можно считать организацию на территории-СССР системы патентных служб и ведомств (государственная политика) и разработку методологии научно-технического творчестве; (силами энтузиастов — ученых и изобретателей).

Пятый период «Гуманизация инженерной деятельности» (ориентиро-вочно с 1990 г.) в качестве основного признака имеет новые условия инженерной деятельности, а именно выдвижение на первый план технологических, экологических и социальных задач. Особенностями периода являются: процесс гуманитаризации высшего технического образования, введение в обучение методологии научно-технического творчества, появление и развитие «социальных технологий.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.