Конспективное изложение курса — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Конспективное изложение курса

2021-04-18 133
Конспективное изложение курса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И.М.Курбанбаева

 

 

Курс лекций

по дисциплине

«теория и методика самоорганизации студентов»

для студентов

специальностей 080507.65 «Менеджмент организации»,

080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,

021700 «Филология»,

направления 031100 «Лингвистика»

 

Альметьевск 2010


УДК 378 (075.8)

ББК 74.58 я 73

  К 93

 

 

Рецензенты:

Л.А.Максутова, к.п.н., ст.преподаватель кафедры психологии и педагогики Альметьевского государственного института муниципальной службы

В.Д.Кобяков, кандидат психологических наук, ведущий психолог СМП «Нефтегаз»

 

Курбанбаева И.М.

 

К 93 ….. Курс лекций по дисциплине «Теория и методика самоорганизации студента» / И.М.Курбанбаева.– Альметьевск: ИИЦ АГИМС, 2010. – 99с.

 

 

В учебном пособии изложены основные вопросы курса «Теория и методика самоорганизации студента», ракрывающие специфику обучения в вузе, особенности учебно-исследовательской и научно – исследовательской работы студентов, технику публичного выступления и скоростного конспектирования.

Предлагаемое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Филология», направлению «Лингвистика», а также может быть использовано преподавателями и студентами других специальностей.

© И.М.Курбанбаева, 2010

© ИИЦ АГИМС, 2010


Программа курса

Тема 1. Вуз и специфика обучения.

Государственный образовательный стандарт. Многоуровневая (многоступенчатая) система высшего образования: бакалавриат, специалитет, магистратура.

Типы высших учебных заведений: государственные, муниципальные, негосударственные. Виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. Структуры вуза: ректорат - руководящий орган вуза (руководитель вуза – ректор, заместители – проректоры); факультеты, организующие образовательную и научную деятельность студентов (работой факультета руководит декан, который возглавляет службу деканата); кафедра - основное учебное и методическое подразделение вуза (возглавляет кафедру заведующий). Кафедры объединяют преподавателей, работающих на факультете: ассистентов (начинающие преподаватели), старших преподавателей, доцентов.

Основные формы обучения: лекция и семинар. Условия успешного конспектирования. Особенности семинара. Виды и формы контроля.

Главная задача студента - научиться учиться самостоятельно. Виды самостоятельной учебной работы (СРС) студента.

Тема 2. Учебно-исследовательская (УИРС) и научно – исследовательская работа студентов (НИРС).

Виды УИРС и НИРС. Оформление учебных научных работ. Доклад. Построение доклада. Студенческие конференции, их статус и уровни. Тезисы доклада как разновидность научной публикации. Реферат. Цель реферата, этапы работы над ним. Структура реферата. Требования к оформлению реферата. Критерии оценки реферата. Курсовая работа. Структура курсовой работы. Дипломная (выпускная, квалификационная) работа.

Тема 3. Техника публичного выступления.

Анализ аудитории. Техническая подготовка выступления. Основной тезис выступления. Требования к тезису. Сигналы внимания. Стратегия построения выступления. Технология работы над публичным выступлением: докоммуникативная фаза (подготовка), коммуникативная фаза (собственно выступление), посткоммуникативная фаза (анализ). Ориентировочные основы «Публичное выступление». Критерии для оценки публичного выступления. Недостатки в композиции публичного выступления.

Тема 4. Пользование библиотекой и читальным залом вуза.

Роль вузовской библиотеки в процессе профессионального самообразования. Структура библиотеки. Организация библиотечных фондов. Комплектование библиотеки. Книга – основа библиотечных фондов. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Алфавитный каталог. Систематический каталог. Библиотечные картотеки. Электронные библиотеки. Поиск информации по определенным темам и предметным рубрикам по АИБС «МАРК». Использование фонда электронных учебников и учебных пособий.

Тема 5. Скоростное конспектирование.

Система скоростной конспективной записи, позволяющая повысить скорость записи и получить конспект, удобный для чтения и способствующий запоминанию материала. Запись слов, словосочетаний, терминов. Конспектирование фраз. Использование цвета.

 

Тема 6. Картирование идей (ментальные карты).

Метод картирования мышления (Mind Mapping). Интеллект-карты (Mind Maps), или ментальные карты, позволяющие графически отображать информацию для того, чтобы генерировать идеи, готовить доклады, составлять планы. Ментальная карта как инструмент визуального представления и записи информации. Роль ментальных карт при подготовке к экзаменам.

 


ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

В период обучения в вузе студенты выполняют различные виды самостоятельной работы:

I. Самостоятельные работы репродуктивного типа, в которых студенты оперируют уже имеющимися знаниями. К этому типу относятся следующие виды самостоятельной работы:

а) воспроизводящие – задания на актуализацию ранее усвоенных знаний (выборочное чтение, повторение, комментирование и т.д.). Этот вид самостоятельной работы выполняет важную функцию «предупреждение забывания» (К.Д. Ушинский), подготавливает студентов к усвоению нового материала и способствует включению его в систему ранее усвоенных знаний;

б) тренировочные, в которых предусматривается не столько простое воспроизведение изученного, сколько применение усвоенных правил, понятий в новых ситуациях, а также новое комбинирование материалов, придумывание самостоятельных примеров и др.;

в) проверочные, отличающиеся широкой вариативностью, органически включаемых в процесс овладение новыми знаниями их использования. В этих целях используются разнообразные технические средства.

II. Самостоятельные работы познавательно – поискового (эвристического) типа, в ходе которых студенты путем самостоятельных действий приобретают новые знания по темам, которые лекционно не изучаются.

Самостоятельные работы этого типа включают целый ряд видов:

а) подготовительные, работая над которыми, студент в ходе оперирования уже имеющимися знаниями становиться перед неизвестными явлениями, задачами, этот вид работы к постановке новой познавательной задачи, содействует созданию проблемной ситуации;

б) констатирующие. К ним относятся работы, включающие познания и описание новых факторов и явлений действительности (т.е. конспектирование указанной по теме литературы);

в) экспериментально – поисковые. К ним относится обширный круг самостоятельных работ, посредством которых студенты самостоятельно приобретают знания на основе наблюдений, опытов, экспериментов;

г) логически – поисковые. Это разнообразные самостоятельные работы по совершенствованию и углублению новых знаний, их переработке. Выполняя работы этого типа, студенты в зависимости от особенностей материала выбирают различные методы организации своей познавательной деятельности.

III. Самостоятельные работы учебно – исследовательского и научно – исследовательского характера.

На протяжении первого курса студенты получают знания о научных исследованиях и их элементах, приобретают навыки самостоятельной работы по углубленному изучению научных проблем.

В лекционных курсах студентам первого курса впервые освещаются вопросы:

 - объект и предмет науки,

 - методы исследований,

 - проведение эксперимента,

- использование современной научной аппаратуры,

- методы математический обработки результатов эксперимента, использование электрон­но - вычислительной техники,

- методы определения эффективности научной работы,

- система внедрения результатов научных исследований в практику.

- информационная патентно - лицензионная работа и т.д.

Все это служит фундаментом для организации и развертывания учебно- исследовательской и научно- исследовательской самостоятельной работы студентов.

Основными видами учебно- исследовательской работы первокурсников являются.

 - реферирование отдельных тем изучаемых курсов,

- перевод с английского - языка мировой науки - научных статей по проблемам изу­чаемых дисциплин,

 - составление библиографии по отдельным темам,

- изготовление по заданиям преподавателей схем, плакатов, диаграмм,

- разработка дидактических материалов для кабинетов,

- участие в подготовке лекционного демонстрирования,

- конструирование приборов,     

- разработка проектов оборудования,

- выполнение заданий с элементами творческого поиска,

- составление программ для ЭВМ и другие.

Также студенты привлекаются к научно- исследовательской творческой работе (НИРС), ее виды:

 - индивидуальная работа на кафедрах,

- работа в студенческих научных кружках,

- участие в выполнении договоров о творческом содружестве с предприятиями и учреждениями,

- подготовка научных докладов,

- участие в конкурсе научных работ студентов,

- выступление с научным сообщением на студенческой научной конференции и другие.

В ходе выполнения исследовательских, творческих работ проявляется самый высокий уро­вень самостоятельности и познавательной активности первокурсника. Через творческую работу он глубоко проникает в сущность изучаемого явления, находит новые идеи при решении проблем. Способному к выполнению творческого задания присущи такие проявления, как видение проблемы в знакомой ситуации и новой функции объекта, способность на основе нескольких известных найти новый способ решения задачи, наличие альтернативного, дивергентного мышления и др.

В творческой работе проявляются:

1)понимание цели работы,

2) выдвижение и обоснование гипотезы,

3) определение методов исследования,

4) проведение работы по проверке гипотезы,

5) внесение корректив.

6) выводы по проблеме,

7) постановки предмета в новые связи (при не оправдавшей себя гипотезе),

8) изменение способа решения

 

Основной тезис выступления

Основной тезис выступления – это основная мысль вашей речи, заключенная в одно предложение.

Требования к тезису:

- Должен быть обозначенным в тексте выступления («моя основная задача…, основной упор моего выступления…, моя главная мысль…»)

- Должен содержать глагол, точно определяющий цель вашего выступления («проинформировать вас…, рассказать вам о…, показать вам…, убедить вас…., призвать вас…, заверить вас…, продемонстрировать вам, что…»

- Должен определять конкретное действие, к которому вы призываете аудиторию, если целью вашего выступления является «призыв к действию»

- Должен быть кратким и выразительным – каждое слово должно быть весомым

Примеры основных тезисов

- Если цель вашего выступления – описание, используйте такие слова, как СООБЩИТЬ, ПРОИНФОРМИРОВАТЬ, ПОКАЗАТЬ.

- Главное, что я хотел бы сегодня сделать, - это сообщить вам о состоянии проекта «Х».

- Если ваша задача заключается в убеждении, используйте такие слова, как: ПРИЗЫВАТЬ, УБЕДИТЬ.

- Цель моего сегодняшнего выступления – убедить вас в том, что для достижения целей проекта «Х» необходимо немедленное увеличение его финансирования.

Сигналы внимания

1. Задать вопрос аудитории

2. Сослаться на хорошо известное событие

3. Использовать личный опыт

4. Привести цитату

5. Сослаться на предыдущего выступающего

Переходы - связки

В КОНЦЕ ВСТУПЛЕНИЯ:

«… а теперь перейдем к первой стоящей перед нами проблеме: я расскажу вам о том, почему…»

МЕЖДУ РАЗДЕЛАМИ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ:

«… а теперь обратимся ко второму вопросу, на который мы хотели бы получить ответ, вопросу о том, каким образом…»

«… и наконец, последняя, третья задача, стоящая перед нами…»

ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ВЫСТУПЛЕНИЯ:

«… остановившись на трех основных проблемах, стоящих перед нами, я хотел бы теперь перейти к заключению…»

Докоммуникативная фаза

Подготовка к выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т. д.

1. Тема выступления. Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы выступления. Здесь возможны различные ситуации. Иногда предлагают выступить на определенную тему, то есть тема речи является заданной. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить. Однако нередко тему выступления приходится выбирать самостоятельно. При этом следует исходить из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес и для выступающего, и для слушателей. Тема не должна быть перегружена проблемами, не должна быть слишком широкой: достаточно рассмотреть два-три вопроса, объединенных одной идеей.

2. Название выступления. Выбрав тему, необходимо продумать ее формулировку. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Следует избегать длинных формулировок, названий, включающих незнакомые слова. Общие названия также требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий оратор.

3. Цель выступления. Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.

Надо иметь в виду, что цель речи формулируется не только для себя, но и для слушателей. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей.

Цели могут быть разными: информирование, научение, предоставление определенных сведений; формирование убеждений, представлений, которые могут стать мотивами поведения; оказание эмоционального воздействия на слушателей для создания у них определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Чаще всего цели перекрещиваются, то есть, например, выступление может быть направлено на информирование слушателей и на воздействие на них. Отсюда вытекают и задачи оратора: привлечь внимание слушателей, удержать его на протяжении всего выступления, захватить своей речью, зажечь их, дать информацию, знания, призвать слушателей к действию, а в итоге — сформировать модель поведения.

4. Подбор материалов. Следующий этап подготовки публичного выступления — подбор материалов для ораторской речи. При подготовке к выступлению можно пользоваться следующей литературой:

- официальные документы;

- научная, научно-популярная литература;

- справочная литература: энциклопедии, энциклопедические словари, словари

по различным отраслям знаний, лингвистические словари, статистические

сборники;

- художественная литература;

- статьи из газет и журналов.

Возможно использование информации из передач радио и телевидения, результатов социологических опросов. Собственные знания и опыт, личные контакты и беседы, размышления и наблюдения также могут стать материалом для ораторской речи. Для того чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать несколько источников.

5. Изучение и анализ информации. Важнейший этап подготовки публичного выступления — изучение отобранной литературы. Из книг, журналов, газет выбирается то, что можно использовать в речи. Необходимо выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или
иному вопросу, проанализировать собственные идеи с позиции будущей аудито­рии.

6. Оценка аудитории. Очень важно сделать предварительную оценку со става слушателей и обстановки. Неожиданная, непривычная обстановка может вызвать дискомфортное ощущение у оратора, если он психологически к ней не готов. В связи с этим следует по возможности выяснить, где будет происходить выступление, вплоть до таких, казалось бы, мелочей, как количество слушателей; наличие микрофона; трибуны; стола; размер и интерьер зала, а также время вы­ ступления (утро, вечер); отношение выступления к другим выступлениям, если их несколько.

Эффективность речи возрастает, если она предназначена не аудитории во­обще, а определенным группам людей, имеющих свои интересы и цели. Поэтому прежде всего следует учитывать мотивы, которые могут быть у слушателей в аудитории; и интеллектуальные, моральные, эстетические интересы; степень их знакомства с данным вопросом. Готовя выступление, необходимо предста­вить себе, как воспримут его слушатели, и что им будет непонятно.

7. Работа над содержанием выступления. Работа над содержанием вы­ступления включает составление плана, отбор теоретического, фактического материала, работу с материалом, над языком, стилем речи, композиционно-логическим расположением частей выступления.

Рекомендуются следующие основные формы работы над выступлением:

1. Полный текст (не для чтения, а для пересказа своими словами).

2. Подробный конспект с основными формулировками, концовкой, цитатами, числами, именами собственными.

3. Тезисы: краткий конспект с обозначением переходов от блока к блоку, цитатами и т. п.

4. Развернутый план с цитатами.

5. Краткий план.

6. Речь без обращения к письменному тексту.

Импровизированное выступление, как правило, хорошо воспринимается аудиторией, в его ходе устанавливается живой, непосредственный контакт со слушателями. Однако оратор из-за неотработанности речи не всегда успевает уложиться в отведенное ему время, меньше успевает рассказать, некоторые вопросы остаются неосвещенными. Неизбежны какие-то отступления, вызванные новыми ассоциациями, не всегда точными бывают формулировки, возможны речевые ошибки. Поэтому не случайно французы говорят, что лучший экспромт тот, который заранее подготовлен. Работа над речью невозможна без тщательного отбора и осмысления разнообразной информации. Ученые выделяют несколько типов информации, в том числе содержателъно-фактуальную и содержательно- концептуальную. Содержательно-фактуальная информация представляет собой сообщение о фактах, событиях, процессах, явлениях, которые имели, имеют или будут иметь место в действительном или воображаемом мире, отношение к ним со стороны других людей. Содержательно- концептуальная информация — это выражение индивидуального понимания отношений между фактами, явлениями, событиями, понимание их причинно-следственных связей, значимости в нашей жизни, их взаимодействия, то есть концептуальный подход к фактам.

Факты должны быть яркими, но не случайными, а типичными, отражающими суть явлений. К ним предъявляется требование актуальности, практической направленности и значимости, достоверности и абсолютной точности, системности и связи с общей идеей выступления, направленности на учет интересов потребностей аудитории.

При подготовке к публичному выступлению необходимо работать с разными источниками: трудами философов, социологов, историков, экономистов, документами, архивными материалами, различной специальной литературой, журналами и газетами, энциклопедиями и справочниками. Умелый отбор, систематизация и организация фактического и теоретического материала, выражение личного отношения к нему, а также оригинальность интерпретации дают хорошие результаты: ораторская речь становится действенной, она активизирует внимание слушателей, влияет на их чувства, вызывает эмоциональное отношение к материалу, способствует эффективному его заполнению, будит их творческую мысль.

8. Репетиция перед выступлением. Закончив подготовку материала, полезно прочитать его, уточнить время его звучания, ориентируясь на соответствующий нормам публичного выступления темп. Это промежуточная (предкоммуникативная) фаза, которую иногда называют «речь для себя», то есть произнесение текста либо мысленно (внутренний монолог), либо вслух (внешний монолог). На этом этапе следует обратить внимание на технику произношения, и в первую очередь на образцовое литературное произношение, соответствующее произносительным нормам, а также на правильное ударение в словах. Важно уметь слышать звучание своей речи, чтобы иметь возможность корректировать и совершенствовать ее. Следует обратить внимание на дикцию – ясное, четкое, «чистое» произношение звуков.

9. Внешний вид оратора. Необходимо отметить, что успешность выступления в значительной степени зависит от того, как выглядит оратор, от его внешнего вида. Чистый новый, отглаженный костюм, выражающий (но не слишком категорично) индивидуальность оратора, играет огромную роль в создании позитивного настроя аудитории относительно предстоящего выступления.

Техника речи

Эффективность публичной речи и ее воздействие на аудиторию зависят в первую очередь от того, насколько она аргументирована и убедительна. Однако культура звучания речи, ее звуковая выразительность, умение оратора говорить правильно и четко также представляют собой важное средство воздействия. Сочетание сильного, звучного голоса, четкой дикции, правильной и выразительной интонации — все это называется техникой речи. Для оратора владеть техникой речи — значит осмысленно управлять своим речевым аппаратом, умело и полно использовать голос, дикцию, интонации, паузы.

1. Восприятию речи в большой степени способствует голос оратора. Сильный, гибкий, выразительный голос точно передает все смысловые и эмоциональные оттенки мысли. Голос отражает способность убеждать, доносить до каждого слушателя свои мысли и чувства. Для этого голос должен изменяться по высоте, обладать широким диапазоном звучания и разнообразной тембральной окраской. Диапазон голоса — это его звуковой объем. Плавные переходы из одной тональности в другую придают речи выразительность, передают мысли во всей их полноте и разнообразии оттенков. Бедность голосового диапазона приводит к монотонности, которая притупляет восприятие речи.

Все содержание речи передается посредством звуков. Одна и та же мысль может быть выражена с разнообразными звуковыми оттенками. Довольно трудно воспринимать невнятную речь, в которой отдельные звуки произносятся нечетко, искажают смысл слов. Впечатление небрежной речи также производят смазанные окончания слов и нечеткая скороговорка.

2. Дикционно чистая речь — большое достоинство оратора. Дикция — это отчетливое, ясное, четкое произношение звуков, слогов и слов, соответствующее фонетическим нормам литературного языка. В четкости дикции проявляется культура оратора, его уважение к языку и аудитории.

3. Выразительность звучания речи в значительной степени создается интонационным богатством. Интонацией называется тональная окраска слов, последовательность тонов, различающихся по высоте, тембру, темпу, то есть ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических отношений во фразе и эмоционально-экспрессивной окраски. Составными частями интонации являются мелодика, осуществляемая повышением и понижением голоса, например при произнесении вопросительного, восклицательного предложения; ритм — чередование ударных и безударных, долгих и кратких слогов; интенсивность — сила или слабость произнесения, связанные с усилением или ослаблением выдыхания, например, речь будет отличаться различной интенсивностью в комнатной обстановке и в большой аудитории. К интонации относится и темп (скорость протекания речи во времени), и паузы между речевыми отрезками. Тон — это высота звука, определяемая частотой звуковых колебаний; это высота звучания человеческого голоса. С помощью изменения тона создается мелодический рисунок речи. Тембр — природная звуковая окрашенность голоса, которая у каждого человека своя. Тембр придает речи те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки например интимный, веселый, иронический.

Оратору очень важно соблюдать темп речи, то есть скорость произнесения речевых элементов. Темп речи зависит от содержания высказывания, от индивидуальных особенностей говорящего и его эмоционального настроя. Слишком быстрая речь не позволяет слушателям вникнуть в содержание высказывания, слишком медленная — вызывает раздражение.

Большую роль играют паузы: они облегчают дыхание, позволяют обдумать мысль, подчеркнуть и выделить ее, поскольку они являются средством смыслового и эмоционального выделения слова или словосочетания. Пауза — это временная остановка звучания, разрывающая поток речи, вызываемая разными причинами и выполняющая различные функции. В потоке устной речи нередко возникают паузы обдумывания, в течение которых говорящий формулирует мысль, находит наиболее нужную форму выражения, подбирает языковые средства. Пауза дает возможность подумать, к какой мысли следует перейти дальше. Она позволяет запечатлеться важным мыслям в сознании слушателей.

В зависимости от функции выделяются логические и психологические паузы. Логические паузы, отделяющие один речевой акт от другого, формируют высказывание, помогают уяснить его смысл. Психологические паузы подчеркивают эмоциональные моменты, создают определенный эмоциональный настрой, усиливают психологическое воздействие речи.

Приведем несколько секретов хорошего выступления от Дейла Карнеги:

- Акцентируйте важные слова и подчиняйте им неважные.

- Меняйте тон голоса. Внезапно понизив или повысив голос, вы можете добиться того, что любая фраза или слово, выбранные вами, будут выделяться на общем фоне.

- Меняйте темп речи. Замедляйте темп, когда подходите к слову или фразе, которые нужно подчеркнуть.

- Делайте паузу до и после важных мыслей. Молчание, как и внезапный звук, привлекает внимание.

4. Литературное произношение, отражающее бережное отношение к слову, — один из важных показателей речевой культуры оратора, необходимое условие ясности и доходчивости речи. Несмотря на то что полной унификации литературного произношения нет и существуют произносительные варианты, связанные с территориальными признаками или имеющие стилистическую окраску, в целом современные орфоэпические нормы представляют собой последовательную совершенствующуюся систему.

Большое значение для восприятия речи имеет ее благозвучие, которое связано с эстетической оценкой звуков русского языка и предполагает сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Благозвучие — одно из необходимых качеств хорошей речи, обязательное требование культуры речи, так как затрудненная артикуляция, неоправданное повторение одинаковых сочетаний звуков мешают восприятию материала.

Важным элементом звуковой организации речи является соблюдение акцентологических норм, связанных с постановкой ударения в слове. Основная функция словесного ударения — фонетическое объединение слова, выделение слова в речи. Кроме того, ударение играет роль смыслоразличительного средства.

Форма подачи материалов

Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Необходимо продумать, в какой последовательности излагать собранный материал.

Построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому называется композицией речи. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употребляются также близкие по смыслу слова форма, построение, структура.

Организация материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием его выступления. Эффективность речи снижается, а иногда и сводится к нулю, если соотношение частей выступления нарушается.

Наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение. Особенности каждой части речи обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Например, ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или в конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого «закона края». Поэтому начало и конец речи, то есть вступление и заключение, должны быть в центре внимания.

Рассмотрим эти составные элементы композиции.

1. Вступление. Успех выступления в большей степени зависит от того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось привлечь внимание аудитории, заинтересовать слушателей. Неудачное вступление снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы. Начинать выступление рекомендуется с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения или юмористического замечания. Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение, пробуждает интерес к выступлению, а также помогает внимательно слушать и рассказ о каких-либо значительных событиях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме выступления. Эффективное средство завоевания внимания слушателей — вопросы к аудитории. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность. При этом необходимо учитывать состав аудитории и степень ее подготовленности.

2. Главная часть. Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают успеха выступления. Перед выступающим стоит очень важная задача не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Материал необходимо расположить таким образом, чтобы он работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Причем выполнить свою задачу оратор должен наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей.

Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы, сформировавшиеся на базе многовековой ораторской практики, активно используются и в настоящее время. Рассмотрим основные из них.

Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает те или иные положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах и фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.

Метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод —последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор больше к ней не возвращается.

Исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Какими бы методами в выступлении оратор ни пользовался, его речь должна быть доказательной, а суждения и положения убедительными. Оратору необходимо не только в чем-то убедить аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию. Располагая определенным образом доводы в своей речи, оратор не должен забывать о таком важном принципе композиции, как принцип усиления. Его суть заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, а самые сильные доводы используются в конце рассуждения.

3. Заключение. Заключение — важная композиционная часть любого выступления. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. В заключении рекомендуется повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления. Особое внимание необходимо уделить последним словам выступления. Если первые слова оратора должны привлечь Внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления.

Библиотечные картотеки

Библиографические картотеки составляют самостоятельную часть справочно-библиографического аппарата библиотеки. Картотеки служат дополнением к каталогам, раскрывая фонд библиотеки в таких аспектах, которые в каталогах не представлены.

Систематическая картотека статей дополняет систематический каталог, т.к. включает карточки на статьи материалы из периодических изданий и сборников по актуальным вопросам.

Систематическая картотека статей организуется на основе ББК. Статьи располагаются в обратной хронологии. Картотека регулярно редактируется, вводят новые разделы, очищают от устаревших материалов. Эта картотека отражает статьи за последние 2-3 года.

Картотека периодических изданий - организуется на основе ББК; карточки располагаются в алфавитном порядке, внутри - в обратной хронологии.

Тематические картотеки включают произведения печати по наиболее актуальным темам. Они включают только самую важную литературу и из периодических изданий, и книги. Карточки располагаются в алфавитном порядке тем.

Картотека заглавий художественных


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.132 с.