Урок 5. Древнеегипетский конспект — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Урок 5. Древнеегипетский конспект

2021-04-18 169
Урок 5. Древнеегипетский конспект 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На рис. 3 перед вами отрывок из "конспекта" по астрономии одного из древнеегипет­ских жрецов. Здесь написано "Сотис великая блистает на небе и Нил выходит из источников его" (т.е. разлив Нила начинается, когда на небе появляется звезда Сотис - так древние египтяне называли Сириус). Посмотрите, как записан этот текст: основная его часть - это не иероглифы-закорючки, а пиктограммы, т.е. упрощенные стилизованные рисунки. Даже непосвященный может понять, что речь идет о звезде и воде. Пиктограммы мы встречаем везде: выйдите на улицу, посмотрите на дорожные знаки (рис. 4.а) - сразу ясно без слов, что можно и чего нельзя делать в этом месте улицы. Откройте "Комсомольскую правду" с репортажами с Олимпиады - увидите значки типа показанных на рис. 4,6 — и сразу ясно, о каком виде спорта идет речь. Теперь загляните в ваш конспект, и если в нем нет пиктограмм, то очень жаль: пик­тограммы - это мощнейший прием сокращенной записи и отличное средство для запоминания, ведь самая сильная память у человека - зрительная.

Ниже приведены простейшие пиктограммы, широко используемые студентами-математиками: f (x) ↑ -- функция f (x) возрастает, f (x)Ĭ - функция f (x) возрастает и ограничена сверху. А вот и более сложные примеры: =—> -- самолет с треугольным крылом и двумя реактивными двигателями, расположенными в хвостовой части фюзеляжа.

Сравните время, необходимое для рисования пиктограммы и для записи соответст­вующей фразы. Результат сравнения очевиден. График зависимости одних показателей от других для этих двух типов самолетов можно сделать, как это показано на рис. 5 а, б. У чело­века сильно развита зрительная память. Если рис. 5 а выглядит нейтрально, то от рис. 5 б ос­тается образ: самолетик с треугольным крылом "летит" выше, т.е. имеет более высокие ха­рактеристики по тому параметру, который отражен на графике. Рисунки 5 б, в, г показывают, как можно использовать пиктограммы в конспекте: ясно, что на рис. 5 б показан график ско­рости самолетов этих типов (в зависимости от какого-то параметра), на рис. 5 в приведен график скороподъемности (скорости набора высоты), а на рис. 5 г - график потолка (макси­мальной высоты) самолетов этих типов.

Т.о., пиктограммы не только ускоряют запись, но и значительно ускоряют и улуч­шают восприятие конспекта, способствуют запоминанию материала, так как заставляют работать зрительную память и дают возможность воспринимать не слова, а образы.

 

 

Но придумать хорошие пиктограммы не так-то просто. Оглянитесь вокруг. Вот панель домашнего телевизора, а на ней прекрасные пиктограммы для конспектирования лекций по охране труда (рис. 6). На рис. 7 приведен фрагмент электронной схемы, который можно "разобрать" на пиктограммы. Обозначения на схемах любого типа почти всегда можно исполь­зовать в качестве пиктограмм. Воспользуемся пиктограммами, приведенными на рис 7, и за­пишем следующий текст: "Если на потенциальный вход подать положительный потенциал, то схема вырабатывает импульс, который..." Получим:

 

Если нет традиционно применяемых в вашей области науки схем, то в качестве пиктограммы можно использовать просто рисунок предмета, если его проще нарисовать, чем напи­сать его название. Например, химикам можно предложить пиктограммы, показанные на рис. 8.

Сразу отметим, что в сфере гуманитарных наук этот прием образования сокращений применим мало: абстрактные гуманитарные понятия трудно изобразить в виде рисунка. Хотя применение пиктограммам можно найти и здесь. На рис. 9 а показаны возможные варианты пиктограмм, на рис.9 б,в приведен пример записи распределения времени урока в конспекте будущего учителя.

Урок 6. Приставки, суффиксы, окончания

Приставки и суффиксы в русском языке служат для образования слов, окончания необходимы для связи слов в предложении. Без приставок обойтись невозможно: они меняют смысл слова. Пропущенный же суффикс или окончание часто можно восстановить по контек­сту, поэтому при конспектировании именно эти части слов и опускают в первую очередь, но иногда после этого текст превращается в головоломку. В предыдущих уроках были показаны приемы образования сокращений, а как поступить, если к сокращению надо добавить пристав­ку или суффикс? Что можно сделать с суффиксами и окончаниями, чтобы не тратить на них время, но и не превращать текст в головоломку?

Во-первых, приставку, суффикс или окончание можно дописать к любому сокращению, даже к пиктограмме, обычным способом'.

  - система; под - подсистемы.

Теперь рассмотрим, как поступать с суффиксами и окончаниями в целом. Чтобы не тратить на запись суффиксов много времени, можно воспользоваться приемом, применяемым в стенографии: для типовых концовок слова применяются простые обозначения. Например, — "-ение"или "ание", 1 - "-ический". Применять эти "хвостики" можно как в смеси с обычным текстом, так и с сокращениями всех видов:

 

Часто нам достаточно для конспектирования использовать не конкретное окончание, а просто какой-то признак части речи: существительного, глагола, прилагательного. Для этого признака можно использовать те же стенографические "хвостики", расширив их функции: пусть — не только окончание "-ение", а признак существительного вообще; придуманный нами "хвостик" — признак причастия (т.е. суффикс "-ущий", "-ющий" или "-ающий"). Тогда:

Опыт показывает, что достаточно иметь четыре типовые концовки слов: признак существительного, прилагательного, активного причастия, пассивного причастия (т.е. окончания вида "-ованный" или "-еванный").

Урок 7. Смесь французского с нижегородским

Известно, что двуязычные люди (одинаково хорошо владеющие двумя языками) при разговоре на одном из них часто вставляют слова из другого языка.

Все мы в школе и в вузе изучаем какой-либо иностранный язык и знаем иностранные слова. Если оказывается, что слово из другого языка короче соответствующего русского слова, то его вполне можно использовать в конспекте. Прием этот не нов и довольно широко применяется студентами. Например, "англоязычные" студенты очень часто пишут if вместо "если" и use вместо "использовать". Интересно, что даже в математических книгах используют довольно удачное английское слово-сокращение iff, означающее "тогда и только тогда, когда".

Кроме непосредственного использования иностранных слов можно добавить в конспект немножко "арабской грамоты" точнее, способа записи, который используется в арабских языках. Известно, что согласные буквы несут больше информации, чем гласные, и в арабских язы­ках записывают только согласные буквы — это очень удобный прием сокращения. Сравните, что более понятно: записать слово "самолет" как "само" или как "смлт ", записать "творчество" как "тво" или как "тер"? Еще лучше выбрасывать не все гласные, а через одну, тогда вы­брошенные буквы становятся вообще почти незаметными: например, совершенно легко чита­ется сокращение "Новсибирск" — ясно, что имелся в виду город "Новосибирск".

Как этим пользоваться?

Мы рассмотрели несколько приемов сокращения записи. Все эти приемы чисто технические, они не требуют большой мыслительной работы, понимания текста и после небольшой тренировки выполняются автоматически. Полное освоение этих приемов дает примерно дву-, а то и трехкратное ускорение записи, не ухудшая или даже улучшая качество восприятия.

Понятно, что конкретную систему сокращений каждый должен придумать сам, исходя из своих собственных потребностей и вкусов. Разумеется, при введении сокращений надо выработать какую-то систему. Например, "кванторизацией" (переворотом буквы) мы пользова­лись для сокращения вспомогательных слов типа "каждый", "рассмотрим" и т.д., а буквами "в обертке" — для сокращения терминов, характерных для данного раздела науки.

Применять пиктограммы надо для изображения каких-либо зрительно воспринимаемых характеристик объекта или самих объектов, в особенности, если это требует для своего описания нескольких слов. Буквенные аббревиатуры надо использовать там, где это не вызывает двусмысленности при чтении конспекта.

Арабскую систему записи (пропуск гласных) можно рекомендовать: пропущенные гласные при чтении почти незаметны.

Сокращения вводите постепенно: 1-3 в неделю, чтобы успеть без труда привыкнуть к ним. Опыт показывает, что на все изучаемые в вузе предметы достаточно порядка 50 сокращений. Освоить их можно за год.

А как мы пишем?

Что такое конспект? Каковы его назначение и особенности? И каковы наилучшие формы записи его?

Во-первых, все конспекты одного человека относятся к одному - двум разделам наук (предметным областям), поэтому в них можно ввести элементы записи, специфичные для этих наук.

Во-вторых, конспект пишется от руки, поэтому в нем можно использовать такие приемы записи, которые нельзя выполнить ни на одной наборной полиграфической машине.

В-третьих, конспект надо писать быстро: на лекции пишущий ограничен по времени, поэтому способ записи должен обеспечивать скорость конспектирования.

В-четвертых, конспект необходимо легко читать, поэтому нужны формы записи, ориентированные на быстрое чтение.

В-пятых, конспект должен облегчать и запоминание текста, т.е. приемы записи должны быть мнемоничны (способствовать запоминанию).

В-шестых, конспект это записка себе, а не произвольному читателю, поэтому в нем можно использовать формы записи, понятные только автору конспекта.

В-седьмых, по конспекту не требуется однозначно восстанавливать исходный текст, т.е. конспект — это запись смысла, а не запись текста.

Итак, подберите для себя нужную дли ваших конкретных целей систему приемов и пользуйтесь ею.

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ФРАЗ

 

Приемы конспектирования фраз более сложные, так как требуют полного осмысления и творческой переработки текста. Но они дают гораздо больший эффект как в скорости записи, так и последующем восприятии и запоминании текста. Конспектирование фраз — творческая работа, но, как и всякое творчество, оно включает определенные технические приемы.

Урок 8. Вдоль, поперек, по диагонали

Если размещать элементы записи не последовательно, а используя и длину и ширину листа бумаги, то оказывается, что можно значительно сократить число слов, которые надо записать. При этом улучшается восприятие записи.

Рассмотрим рис. 5. В книгах из-за удобства типографского набора на подобных графиках у линий ставят буквы, а в подрисуночной подписи поясняют, чему соответствует график, помеченный данной буквой. Вынос подписи непосредственно к линии графика экономит всего четыре буквы, но зато при изучении графиков нам не надо делать лишнюю операцию — поиск соответствующей буквы в подрисуночной подписи.

Пространственная запись - это прием, позволяющий полностью использовать пространство листа бумаги.

Рассмотрим несколько типичных примеров использования пространственной записи. Сравните, сколько слов было в исходном тексте и сколько осталось в конспекте, а также сколько времени необходимо затратить на чтение и осознание исходного текста и конспекта

 

Как видим, пространственная запись - это один из простейших и мощнейших спосо­бов скоростного конспектирования, который основан на особенностях именно рукописной за­писи. Варианты пространственной записи достаточно разнообразны, но можно рекомендовать запомнить '"вилку" (см. пример 1, 3 в таблице), соответствующую словосочетанию "бывает следующих типов" или "подразделяется на...", и скобку (см. пример 2), соответствующую сло­восочетанию "состоит из...".

Примеры 4 и 5 наглядно иллюстрируют основной принцип пространственной записи: порядок записи не обязательно должен совпадать с порядком восприятия. Так, в примере 4 была сначала записана часть первой строки, затем часть второй, после чего дописали первую строку, а затем — вторую.

Удобен этот способ и для чтения конспекта. Обратите внимание на пример 4. В исходном тексте обозначения с и р занимали разные позиции в строках, поэтому их трудно было найти. Выяснить формулу, по которой их надо считать, это также отдельная мыслительная ра­бота. В конспективной записи обозначения и их расшифровки выстроились в некое подобие таблицы и потому нужное обозначение легко найти. Аналогичный эффект еще в большей сте­пени имеется и в последнем примере. Предположим, что где-то дальше нам при чтении встре­тилось обозначение атпа и, забыв, что какой индекс обозначает, мы обращаемся к описанию а*.

Если у нас имеется исходный текст, то там мы обнаруживаем, что в верхнем индексе в описании стоит к, а у нас т. "Спрятав" наше т в глубину памяти, мы берем к и просматриваем описание дальше, выполняя ассоциативный поиск части описания, начинающейся с к. Затем сопоставляем описание "номер шага" нашей переменной т. Все это немалая мыслительная работа, но абсолютно лишняя. Если у нас есть конспективная запись, то, обратившись к описанию, мы смотрим на верхний индекс и, не обращая внимания на стоящую там букву, прослеживаем взглядом вдоль идущей от нее линии - и тут же получаем расшифровку.

Не следует забывать о простейших всем известных приемах пространственной записи: абзацы, выделение формул на отдельную строку, отступы разной величины от начала строки. Кстати, программисты применяют специальную систему отступов, называемую "запись лесенкой". Ее можно применять не только в программировании.

Урок 9. Слово пишем, два - в уме

Русский язык, как и большинство естественных языков, обладает избыточностью по­рядка 80%. Это означает, что если из текста убрать случайным образом 80% символов, то еще можно будет понять, о чем шла речь. Именно эта избыточность позволяет нам легко понимать друг друга, несмотря на особенности произношения каждого человека (акцент, нечеткое произношение окончаний, одинаковое произношение, например, букв "о" и "а" в ряде случаев и т.д.) и естественные помехи (шум, например, не позволяющий четко расслышать все звуки). Правда, после удаления 80% символов текст надо уже не читать, а расшифровывать, что для чтения конспекта абсолютно неприемлемо. Если же из текста убрать не 80%, а меньше, и не случайным образом, а по некоторым правилам, то текст можно существенно сократить, но не потерять его информативность, и читать его будет несложно. Прием, которым можно сокращать запись за счет простого выбрасывания слов, можно назвать использование контекста.

Основное правило сокращения весьма простое: выбрасываются те слова, которые можно без труда восстановить по контексту.Лектор не может пропускать такие слова, иначе его речь станет сухой, потеряет живость, будет хуже восприниматься. Поэтому сокращение должен выполнять сам слушатель. Рассмотрим основные формы исполнения этого приема.

Как это ни странно, но одним из первых кандидатов на удаление из фразы является группа подлежащего. Например, если темой лекции является болтовое соединение, то из фраз "Болтовое соединение применяется для...", "Достоинствами болтового соединения являются..." можно оставить: "Применяется для...", "Достоинства:...". К чему относятся эти обрывки фраз? Что применяется и о чьих достоинствах идет речь? Это легко восстанавливается по контексту, вся лекция о болтовом соединении, значит, и эти фразы относятся к нему же.

Другим кандидатом на удаление из фразы является часть словосочетания, которая дублирует другую его часть. Например, если на лекции сравниваются по своим характеристикам крыло самолета и ротор (винт) вертолета. Если лектор и произносит полностью словосочетания "крыло самолета" и "ротор вертолета", то при записи их можно сократить до "крыло" и "ротор" соответственно, ибо и так понятно, что к какому виду летательного аппарата относится.

Разновидностью использования контекста является сокращение текста за счет исполь­зования макроконтекста. Этим термином лингвисты обозначают всю совокупность знаний данного человека. Макроконтекст человека сугубо индивидуален: он зависит от страны, где живет человек (знание фактов истории данной страны), его образования и специальности, его социального происхождения (например, знание спецтерминов, которыми пользовались его ро­дители) и т.д., в частности от тех книг, которые он прочел, И то, что вы знаете благодаря вашему макроконтексту, при конспектировании можно не записывать вообще. Например, на лекции по истории, посвященной началу Великой Отечественной войны, лектор обычно произносит какую-то фразу с датой начала войны. Однако любой человек эту дату, безусловно, знает, поэтому соответствующую фразу можно вообще не записывать.

Для сокращения записи за счет контекста надо понимать смысл лекции, этот прием не­применим при бездумной записи. Так как макроконтексты у всех людей разные, то "конспект под копирку", которым иногда злоупотребляют студенты, нельзя признать полноценным конспектом.

Урок 10. Фраза наизнанку

Как-то один лектор, демонстрируя аудитории некоторые особенности человеческой памяти, попросил в начале лекции запомнить фразу: "Третьего дня здесь приземлился аэроплан", а в конце лекции попросил воспроизвести ее. Слушатели написали: "Позавчера здесь сел самолет". От исходной фразы у слушателей в памяти остались не слова, а образ, который и был затем описан наиболее естественными для современного человека словами.

А существенно ли то, какими словами описано явление? В художественной литературе - безусловно, да. В научных текстах подбор слов не играет существенной роли. Тем более он не важен в конспекте, который преследует своей целью запись смысла, а не запись текста. Вот на этом факте и строится один из наиболее мощных приемов скоростного конспектирования - преобразование фразы.

Применение этого приема требует безусловного и полного понимания конспектируемого текста, творческой его переработки и довольно высокой скорости мышления. Однако по ускорению записи этот прием наиболее эффективный. Суть его заключается в следующем: найти фразу, эквивалентную данной, но более короткую. Поиски такой фразы можно вести в трех направлениях.

1.Подобрать более короткие синонимы для составляющих фразу слов. Например, в приведенной выше фразе слово "приземлился" и слово "сел" - синонимы применительно к самолету (их разная стилистическая окраска для наших целей несущественна). В частности, можно поискать соответствующие иностранные слова из того языка, который вы знаете.

2. Сформулировать то же самое другими словами. Рассмотрим, например, математи­ческое утверждение "Класс целых чисел замкнут относительно операции сложения", запись которого содержит 56 символов (считая пробелы). Фраза "Класс А замкнут относительно операции В" означает, что выполнение операции В над элементами класса А дает результат, который также принадлежит классу А Применительно к целым числам наше утверждение означает, что результат сложения целых чисел также является целым числом. Вот это и надо записать: "Целое число + целое число - целое число" (35 символов), далее можно опустить слова "число" (прием "использование контекста"): "целое + целое = целое" (17 символов). В итоге фраза сократилась в 3 раза. Еще раз применив тот же прием - переформулирование, - можно получить "сумма целых = целое", и после замены слова "сумма" математическим знаком остается 12 символов — фраза сократилась в 4,5 раза.

Переформулирование фразы эффективно использовать в гуманитарных текстах, где нередко используется много избыточных слов, которые нужны для эмоциональной окраски. Рассмотрим, например, фразу "Любая, деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели", запись которой содержит 285 символов. Яркая стилистическая окраска этой фразы, использование различных слов, фактически дублирующих друг друга, безусловно, способствует созданию соответствующего настроя и лучшему восприятию, но эмоциональ­ность уже сыграла свою роль на лекции, и в конспекте можно оставить только самую суть фразы, которую можно записать в 6 раз короче: "Положительные мотивы улучшают резуль­таты деятельности".

3.Последний вариант фактически является гибридом первых двух. Можно попытаться сформулировать фразу другими словами, не стараясь получить более короткий текст, но так, чтобы эти другие слова лучше "ложились" на имеющуюся у вас систему сокращений, чем ис­ходные. Например, во многих математических курсах встречаются фразы типа "Каждый объ­ект приводим к каноническому виду". Исходя из рассмотренных выше приемов и сокращений, подобную фразу можно записать только с заменой слова "каждый" квантором и с сокращением окончаний: у объект приводим к каноничному виду.

Теперь переформулируем ее: "Для каждого объекта А существует канонический объ­ект А ', такой что А ' эквивалентен А ". На первый взгляд, фраза удлинилась в два раза, но теперь она почти вся состоит из слов, для которых у нас имеются введенные в предыдущих уроках сокращения. В результате ее можно записать:

(Математический знак "эквивалентно" считаем общеизвестным.)

Как этим пользоваться?

Все приемы конспектирования фраз основаны на каком-то преобразовании текста, и после их применения восстановить текст невозможно. Это приемы записи смысла, а не текста. Как правило, в конспекте именно смысл нас и интересует, но иногда нужен и текст (например, при выписывании цитат). Таким образом, этими приемами нельзя пользоваться там, где нужна 100 %-ная точность текста, и там, где желательно сохранить некоторые особенности стиля исходного текста (подобная задача может возникнуть у филологов). С большой осторожностью надо использовать их при формулировках теорем в математике, философских законов, юридических правил и пр., где может оказаться существенным каждое слово. В этих случаях не следует изменять фразы.

Пространственная запись — это прием, наиболее концентрированно выражающий суть конспективной записи. Он удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к конспективной записи. Этот прием ускоряет запись, улучшает восприятие и запоминание. При активном ис­пользовании такой записи текст в конспекте теряет внешнее однообразие, каждая страница приобретает свое индивидуальное "лицо", что значительно облегчает запоминание. Те, кому приходилось сдавать экзамены, вспомнят немало случаев, когда они могли сказать: "Я помню, что это написано на развороте конспекта справа в верхней половине листа, но только что же там написано?". Пространственная запись как раз и облегчает зрительное воссоздание об­раза страницы конспекта.

Остальные два приема предназначены в основном для ускорения собственно записи, восприятие конспекта они не улучшают, хотя и не ухудшают. Точнее можно сказать, что эти приемы ускоряют чтение конспекта только за счет того, что приходится читать более короткую запись.

Преобразование фразы - это наиболее сложный прием, использование которого дли­тельное время может вызывать затруднение. В этом случае его можно временно не применять и вернуться к нему после освоения других приемов. Для его освоения нужна некоторая трени­ровка.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА

Конспект с использованием нескольких цветов читается легче и быстрее и запоминается лучше.

Урок 11. С красной строки

Первый прием использования цвета в тексте известен еще со времен переписчиков книг: этот прием - рубрикация. В рукописных книгах новую главу начинали с красной (красивой) строки, художественно вырисовывая первую букву строки, часто цветными чернилами.

В конспекте также можно выделять начала разделов, пунктов, подпунктов красной (в буквальном смысле этого слова) строкой, выделяя цветами заголовки разных уровней или от­черкивая концы пунктов и подпунктов. Конспект часто используется как справочник (когда в нем надо что-то найти), и цветные заголовки существенно облегчают поиск, а также способст­вуют запоминанию.

Для рубрикации неплохо иметь какую-то систему: размеры, цвет, расположение заго­ловков разных уровней. Хорошо, когда заголовки выступают из текста в какую-либо сторо­ну, чтобы их легче было найти.

Урок 12. Светофор в конспекте

Яркий сигнал светофора привлекает внимание водителя и несет ему информацию, так же и цветной элемент в записи можно заставить работать вместо описательных слов. Этот при­ем — концентрация внимания дает некоторое (иногда значительное) ускорение записи, а также существенно облегчает запоминание. Посмотрим, как его можно применять.

Например, в курсах программирования для ЭВМ дастся определение понятия имени пе­ременной: "последовательность букв и цифр, начинающаяся с буквы" и приводится несколько примеров правильных и неправильных имен:

Неправильные имена перечеркнуты цветными линиями (к сожалению, используемые в этой книге полиграфические возможности не позволили сделать линии цветными), а ошибоч­ные символы подчеркнуты также цветными линиями. Эти четыре цветные черточки заменяют текст "не имя, так как имеется ошибочный символ — точка" или "не имя, так как начинается с цифры". (Перечеркнуть не цветной линией плохо, ибо можно принять за простое зачеркивание ошибочной записи, а не за акцентирование типичной ошибки). Второй пример также из про­граммирования: надо обратить внимание, что индексы в некоторых машинных языках пишутся в квадратных скобках:

aij=> a {i, j]

Для этого достаточно эти скобки написать цветной ручкой, а все поясняющие слова можно опустить. Подобные моменты часто встречаются практически во всех областях. Например, при изложении правил русского языка о написании приставки "пол" написание несколь­ких примеров:

пол-яблока               пол-литра

с выделением цветом букв "я" и "л" может заменить запись формулировки правила "пишется через дефис, если существительное начинается с гласной или с буквы "л"...".

Итак, цветной элемент в записи может быть применен для выделения того нового, что имеется в рассматриваемом на лекции объекте по сравнению с предыдущими объектами, или для фиксации типичной ошибки. Кстати, при рассмотрении типичных ошибок (что приходится нередко делать) ошибочную конструкцию обязательно надо перечеркнуть, чтобы она зрительно запомнилась зачеркнутой. Для выделения нового и зачеркивания ошибок можно ис­пользовать разные цвета.

Хотя этот прием и дает ускорение записи, но основное его назначение — это облегчить чтение и запоминание важных деталей.

Урок 13. Красной нитью

«Сквозь все произведение красной нитью проходит...» говорим мы, когда хотим подчеркнуть, что какая-то мысль явно выделяется в произведении, чтобы она была хорошо осознана читателем, слушателем или зрителем. Давайте воспримем это выражение буквально и выделим красной (в самом прямом смысле этого слова) нитью то, что нам представляется наиболее важным. Развивая эту идею и введя в конспекты не только красную, но и зеленую, фиоле­товую и прочие нити, мы придем к приему, который можно назвать работа цветом по важности: различным цветом выделяются части записи, которые имеют разную значимость.

Очень удобно и эффективно пользоваться этим приемом при конспектировании математических текстов. Записывая, например, формулировки теорем красным цветом, определения - зеленым, а прочий текст - синим или черным, мы получим более удобный для изучения, запоминания конспект. Этот прием можно применять и в других областях, пусть и не в таком объеме, как в математических текстах.

Если прочесть конспект только по выделенному красным и зеленым, мы получим то, что можно назвать скелет курса: введенные определения и соответствующие им теоремы (если речь идет о математике) или просто краткую сводку основных результатов по любой дисциплине. Такое чтение не распыляет внимания и позволяет легче увидеть цели, стоявшие перед разделами курса, связь между разделами и между отдельными понятиями и теоремами. Такое чтение - очень важный и полезный прием изучения, в частности, при подготовке к экзаменам. К сожалению, студенты очень часто используют только один метод чтения конспекта: насквозь - от начала к концу, все подряд. Возможно, это происходит потому, что в конспекте нет цветовых различий в записях разной важности и сразу неясно, что надо пропустить при первом чтении. Поэтому на экзамене или позже, когда эти знания надо применить на практике или в другом курсе, студент, безукоризненно знающий доказательство теоремы или технологию ка­кого-то процесса, иногда совершенно теряется перед вопросами: "А зачем нужна эта теорема? Где мы ею впоследствии пользуемся?", "Что хорошего в том, что объект обладает такими-то доказанными (или разработанными) свойствами?", "В чем преимущества этой технологии пе­ред другой?" Разумеется, сама по себе цветная запись не может ответить на эти вопросы, но она может помочь правильно прочитать конспект и лучше его запомнить.

Урок 14. Эффект Доплера

Всем хорошо известно, как меняется тон гудка приближающегося поезда. Известно также, что видимый цвет звезд зависит от того, приближается звезда к Земле или удаляется от нее и с какой скоростью. Это явление называется эффектом Доплера. В физике эффект Доплера необратим: от того, что поезд будет менять тон гудка, он быстрее не поедет. Но если во­время менять цвет авторучки на лекции, то "поехать" быстрее можно. Этот прием можно на­звать работа цветом по соответствию, и его идея столь же проста, как и у остальных прие­мов: одинаковым цветом записываются как-то связанные между собой части записи. Наи­более применим этот прием в следующих случаях:

-описание сложных конструкций, состоящих из нескольких частей;

-запись динамики (последовательных изменений) чего-либо;

-описание вариантов какого-либо объект или решения.

Вот на доске появилась какая-то конструкция, состоящая, скажем, из трех частей. Перенесем ее в конспект, рисуя каждую часть своим цветом (из-за невозможности напечатать рисунок в цвете используется разное начертание линий: жирное, тонкое, штриховое). Когда лектор начнет объяснять назначение и функционирование разных частей, то вместо слов, поясняю­щих, к чему относится последующий текст, достаточно взять авторучку нужного цвета.

Теперь представим себе, что три треугольничка (рис. 10) изображают последовательные фазы движения или деформации исходного треугольника. Разумеется, столь "сложную" конструкцию, как треугольник, можно без больших потерь нарисовать и без цветных линий, но если в рисунке не 3, а 33 линии, а смещение линий при движении мало или же одна из сдвинутых линий совпадает с другой, цвет поможет быстро и легко выделить из общего рисунка каждую фазу. Кроме того, рядом с рисунком можно соответствующими же цветами записать какие-то характеристики этих фаз, как это сделано на рис. 10.

И, наконец, описание вариантов. Пусть решение какой-то задачи допускает два (или более) варианта, ни один из которых не имеет явных преимуществ. Мы хотим упомянуть оба, причем различия у них небольшие. Простейший путь - другим цветом показать изменения второго варианта по сравнению с первым (рис. 11). Конечно, можно просто перерисовать все с нужными изменениями, но это большая и непроизводительная трата времени, а в итоге получаем головоломку типа "найти отличия", решение которой впоследствии займет изрядное количество времени, причем нет гарантии, что вы сумеете найти все различия.

 

Обратите внимание, что рисунки без цветовых отличий, но с разным начертанием линий не дают нужного эффекта. В этом легко убедиться, перерисовав их в цвете и сравнив с оригиналом.

Как этим пользоваться?

 

Все приемы работы цветом можно рекомендовать к безусловному и максимально воз­можному употреблению. Не следует употреблять много цветов, вполне хватит трех, максимумчетырех. Применение цвета дает некоторое ускорение записи, в целом - не слишком большое, хотя сменить авторучку можно быстрее, чем рисовать более жирную или штриховую линию. Но основное, назначение цвета в другом: улучшить восприятие и запоминание кон­спекта.

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Хотя преподавателю, читающему лекцию, и не приходится конспектировать самому, но наличие навыков конспектирования у его слушателей ему далеко не безразлично. Достаточно часто на лекции излагается материал, который просто еще не успел войти в учебники, и его необходимо записать. Если же аудитория конспектировать не умеет, то лекция превращается практически в диктант, а это расход времени и преподавателя, и слушателей.

Навыки скоростного конспектирования у студентов (и слушателей других лекций) позволили бы без ущерба для качества конспектов и понимания материала существенно повысить темп лекции, увеличить объем изучаемого материала, усилить глубину его проработки.

Техника конспектирования — это один из основных рабочих навыков и студента, и научного работника. Мало кто самостоятельно изобретает достаточное количество хороших приемов.

Итак, конспектированию надо учить, и делать это должен преподаватель. Так как специальных часов для такого обучения нет, то обучать этому надо параллельно с изложением материала. Основным инструментом такого обучения является сочетание двух приемов. Суть первого приема состоит в том, что на первых лекциях лектор сам превращает свои слова в конспект и периодически обращает внимание студентов на приемы, которыми он это делает. Второй прием заключается в том, что лекция должна вестись в достаточно высоком темпе, чтобы у слушателей (студентов) возникла потребность в освоении какой-то техники конспектирования, так как без нее им тяжело писать. Опыт показывает, что реально нужно по­тратить на первых двух-трех лекциях всего по 10 мин для освоения студентами примерно по­ловины приемов. Эго уже позволяет повысить темп конспектирования раза в два для того курса, который читает лектор, и что ему нужно в первую очередь. Например, на первой лекции можно показать рубрикацию, концентрацию внимания, пространственную запись. На доске можно вести конспект и в цвете: для этого достаточно взять цветной мел.

Лектору целесообразно вводить сокращения типа кванторов, букв в обертке, пиктограмм. Он может предусмотреть, какие термины будут наиболее употреби


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.