Практическое занятие №4: Итогово - диагностическое занятие — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Практическое занятие №4: Итогово - диагностическое занятие

2021-04-18 122
Практическое занятие №4: Итогово - диагностическое занятие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальность темы.

Данное итогово - диагностическое занятие необходимо для контроля усвоения обучающимися учебного теоретического материала по темам “Гистологическая техника. Цитология”, “Основы сравнительной эмбриологии”, “Эпителиальные ткани и железы” и овладения практическими навыками по диагностике микропрепаратов и электронограмм из данного раздела.

2. Цель занятия: проверить знания обучающихся современных гистологических методов исследований, общих принципов строения клеток, микро- и ультрамикроскопического строения и функций основных элементов клеток, способы репродукции клеток, знаний основных этапов эмбрионального развития у разных видов в сравнительном аспекте; знаний источников развития, классификации, микро- и ультрамикроскопического строения, функций и особенностей регенерации разновидностей эпителиальных тканей; проверить умения обучающихся диагностировать под микроскопом микропрепараты клеток, разновидностей однослойных, многослойных и железистых эпителиев; умений “прочитать” электронограммы клеток и их органоидов, электронограмм органоидов специального назначения в эпителиоцитах.

На данном итогово-диагностическом занятии необходимо оценить усвоение обучающихся практических навыков и умений:

1) умение микроскопировать гистологических и эмбриологических микропрепаратов;

2) уметь дифференцировать в микропрепаратах включения и органоиды клеток;

3) уметь дифференцировать в микропрепаратах разновидности однослойных, многослойных и железистых эпителиев;

4) уметь “прочитать” электронограммы клеток и их органоидов, электронограммы ресничек и микроворсинок эпителиоцитов;

5) уметь дифференцировать в микропрепаратах эмбрионов птиц, земневодных их составные элементы (зачатки осевых органов, зародышевые листки и их составные элементы, провизорные органы).

Проверить знания обучающихся, необходимые для формирования умений:

1) устройство и принцип работы светового микроскопа, правила работы световым микроскопом;

2) микро- и ультрамикроскопическое строение клеток и их структурных элементов;

3) общую морфо-функциональную характеристику, классификацию, особенности микро- и ультрамикроскопического строения разновидностей эпителиальных тканей;

4) особенности строения зародышей у разных видов на этапах эмбрионального развития. 

3. Вопросы для самоподготовки:

1. Этапы изготовления препаратов для световой микроскопии. Методы фиксации, уплотнения (залив­ки). Микротомия срезов и окраска микро­препаратов, заключения в бальзам, смолы, желатин.

2. Техника микроскопирования в световых микроскопах. Особенности микроскопии в ультрафиолетовых лучах, люминесцентная микроскопия, фазовоконтрастная микроскопия, интерференционная микроскопия. Электронная микроскопия (трансмиссионная и сканирующая), методы из­готовления микрообьектов для электронной микроскопии.

3. Специальные метод иследований — гистохимия (в том числе электронная гастохимия), радиоавтография, применение моноклональных антител, ультрацентрифу­гирование. Методы культуры тканей, клонирование, образование гетерокарионов и гиб­ридов клеток, прижизненная окраска.цитофотометрия, электронная микрофотометрия, спектрофлуорометрия, денситометрия.

4. Основные положения клеточной теории на совре­менном этапе развития науки. Общий план организации клеток эукариот: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро.

5. Биологическая мембрана — структурно-химическая характеристи­ка, основные свойства и функции.

6. Клеточная оболочка. Структурно-химические особенности, функции. Характеристика надмембранного слоя - гликокаликса и кортикального слоя.

7. Межклеточ­ные соединения (контакты): простые контакты, пальцевидные соедине­ния, плотные соединения, десмосомы, адгезивный (сцепляющий) поясок, щелевидные контакты (нексусы), синаптические соединения (синапсы).

8. Основные компоненты цитоплазмы — органеллы, включения, гиалоплазма. Органеллы (органоиды): определение, классификации. Органеллы общего и специального значения. Мембранные и немембранные органеллы. Микро- и ултрамикроскопическое строение, функции органоидов.

9.Включения: определение, классификация. Значение в жизнедея­тельности клеток и организма. Строение и химический состав различных видов включений.

10. Ядро. Характеристика ядра как генетического центра клетки: роль ядра в хранении и передаче генетической информации и в синтезе белка. Форма и количество ядер. Понятие о ядерно-цитоплазматическом отно­шении. Общий план строения неделящегося ядра: хроматин, ядрышко, ядерная оболочка, кариоплазма (нуклеоплазма), их химический состав и строение, функции.

11. Клеточный цикл. Определение понятия; этапы клеточного цикла для клеток, сохранивших способность к делению, н клеток, утративших способность к делению.

12. Митотический цикл. Биологическое значение, структурно-функциональная характеристика митотического цик­ла.

13. Эидорепродукция. Определение понятия. Основные формы, биологическое значение. Понятие о плоидности клеток. Полиплоидия; меха­низмы образования полиплоидных клеток (одноядерных, многоядерных); функциональное значение этого явления.

14. Мейоз. Его особенности и биологическое значение. Морфо-фушщиональная характеристика процессов роста и дифференцировки, периода активного функционирования, старения и гибели клеток.

15. Апоптоз; определение понятие и его биологическое значение.

16. Реакция клеток на внешние воздействия. Структурные и функ­циональные изменения клеток и отдельных клеточных компонентов в процессах реактивности и адаптации, репарации возникающих повреж­дений.

17. Понятие прогенеза и эмбриогенеза. Периоды и основ­ные стадии эмбриогенеза. Половые клетки, их структурно-генетическая характеристика.

18. Понятие оплодотворе­ния. Понятие зиготы.

19. Понятие дробления зародыша. Характеристика дробле­ния: типы дробления; строение бластулы у различных позвоночных.

20. Понятие о гаструляции. Типы гаструляции у разных видов в сравнительном аспекте. Представление о критических периодах разви­тия.

21. Понятие дифференцировки зародышевых листков. Дифференцировка зародышевых листков и образование зачатков тканей и органов у зародыша.

22. Понятие и значение внезародышевых органов – желточного мешка, амниона, хориона, аллантоиса, серозной оболочки.

23. Понятие о тканях. Определение, классификация тканей. Теории возникновения и эволюции тканей.

24. Общая морфо-функциональная характеристика. Источники разви­тия. Морфо-функциональная и генетическая классификация эпителиаль­ной ткани.

25. Однослойные эпителиальные ткани. Источники развития, особенности строения, функция и регенерация разновидностей однослойных эпителиев.

26. Многослойные эпителиальные ткани: источники развития, особенности строения, функция и регенрация разновидностей.

27. Железистый эпителий. Железы, их классификация. Характерис­тика концевых отделов и выводных протоков экзокринных желез. Осо­бенности строения секреторных эпителиоцитов. Цитологическая характеристика эпителиоцитов, выделяющих секрет по голокриновому, апокри­новому и мерокриновому типу. Особенности строения эндокринных же­лез (понятие о гормональной регуляции: общей, внутрисистемной и паракринной).

4.Вид занятия: итогово-диагностическое занятие

5.Продолжительность занятия: 3 академических часа.

6.Оснащение: таблицы, схема, гистологические препараты, набор микроскопов, микротом, набор для приготовления микропрепаратов, методические указания, тесты и билеты с теоретическими вопросами по темам «Гистологическая техника», «Цитология», «Основы сравнительной эмбриологии», «Эпителиальные ткани и железы».

7.Структура занятий (технологическая карта)

№№

пп

Этапы и содержание занятия

Время в

мин

Используемые пособия

Место

проведения

Цель и характер деятельности

Обучающегося Преподавателя
1 Организационный 3        
2 Экспресс-диагностика обязательных учебных микропрепаратов и электронограмм по данным темам 5 Комплект слайдов (10 шт), диапроектор Учебная комната Дифференцировать обязатель-ные учебные микропрепара ты и электро-нограммы по данным темам Контроль и оценка умений дифференцировать микропре-параты и электроно-граммы
3 Тестовый контроль 10 Тесты I и II типа   Знание учебного материала, необходимого для формирования умений Контроль и оценка знаний по данным темам
4 Письменная работа по билету 45 Билеты   Знание учебного материала, необходимого для формирования умений Контроль и оценка знаний по данным темам
5 Диагностика обязательных учебных микропрепаратов и электронограмм по данным темам 65 Микроскопы, обязательные учебные микропрепараты и электроно-граммы по данным темам   Уметь диагностировать обязательные учебные микропре-параты и электроно-граммы по данным темам Контроль и оценка умений дифференцировать микропре-параты и электроно-граммы по данным темам
6 Подведение ито-гов, объявление оценок 7        

 

Перечень слайдов микропрепаратов и электронограмм дляэкспресс - диагностики:

1. Комплекс Гольджи в нейроцитах. Окр.: импрегнация осьмиевой кислотой.

2. Включения гликогена в гепатоцитах. Окр.: кармин по Бесту.

3. Жировые включения в гепатоцитах. Окр.: осмиевая кислота-сафранин.

4. Полное неравномерное асинхронное дробление яйцеклетки лягушки. Окр.: пикриновая кислота.

5. Гаструляция у зародыша птицы (первичная полоска). Окр.: железный гематоксилин.

6. Туловищная и амниотическая складка у зародыша птицы. Окр.: железный гематоксилин.

7. Комплекс осевых органов зародыша птицы. Окр.: железный гематоксилин.

8. Однослойный плоский эпителий (мезотелий). Окр.: импрегнация серебром-гематоксилин.

9. Однослойный призматический каемчатый эпителий. Окр.: гематоксилин-эозин.

10. Многослойный плоский неороговевающий эпителий роговицы. Окр.:гематоксилин-эозин.

11. Многослойный плоский ороговевающий эпителий. Окр.: гематоксилин-эозин.

12. Электронограмма – микроворсинки.

 

 

Перечень обязательных учебных гистологических и эмбриологических микропрепаратов для диагностики:

 

N п/п Название раздела
  По цитологии:
1 Всасывающая каемка клеток (однослойный призматический каемчатый эпителий тонкой кишки). Окр.: гематоксилин-эозин.
2 Реснички клеток (однослойный многорядный мерцательный эпителий трахеи). Окр.: гематоксилин-эозин.
3 Жиров ые включения в клетках печени. Окр.: импрегнация осмием
4 Включения гликогена в клетках печени. Окр.: кармин по Бесту
5 Пигментные включения в меланоцитах кожи. Нативный препарат.
  По эмбриологии:
6 Полное неравномерное асинхронное дробление зародыша лягушки. Окр.: пикриновая кислота.
7 Гаструляция (срез зародыша курицы через первичную полоску, 18 часов инкубации). Окр.: гематоксилин
8 Закладка осевого комплекса зачатков органов (срез зародыша курицы, 24 часа инкубации). Окр.: гематоксилин
9 Образование туловищной и амниотической складок (срез зародыша курицы, 3 суток инкубации). Окр.: железный гематоксилин

По общей гистологии

10 Однослойный плоский эпителий (мезотелий брюшины). Окр.: импрегнация серебром – гематоксилин 11 Однослойный призматический каемчатый эпителий тонкой кишки. Окр.: гематоксилин – эозин. 12 Однослойный кубический эпителий (срез мозгового вещества почек). Окр.: гематоксилин – эозин. 13 Однослойный многорядный реснитчатый эпителий трахеи. Окр.: гематоксилин-эозин. 14 Переходный эпителий мочевого пузыря. Окр.: гематоксилин-эозин. 16 Многослойный плоский неороговевающий эпителий роговицы. Окр.: гема-токсилин-эозин. 17 Многослойный плоский ороговевающий эпителий кожи пальца. Окр.: гематоксилин-эозин.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.