Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2021-04-18 | 122 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Актуальность темы.
Данное итогово - диагностическое занятие необходимо для контроля усвоения обучающимися учебного теоретического материала по темам “Гистологическая техника. Цитология”, “Основы сравнительной эмбриологии”, “Эпителиальные ткани и железы” и овладения практическими навыками по диагностике микропрепаратов и электронограмм из данного раздела.
2. Цель занятия: проверить знания обучающихся современных гистологических методов исследований, общих принципов строения клеток, микро- и ультрамикроскопического строения и функций основных элементов клеток, способы репродукции клеток, знаний основных этапов эмбрионального развития у разных видов в сравнительном аспекте; знаний источников развития, классификации, микро- и ультрамикроскопического строения, функций и особенностей регенерации разновидностей эпителиальных тканей; проверить умения обучающихся диагностировать под микроскопом микропрепараты клеток, разновидностей однослойных, многослойных и железистых эпителиев; умений “прочитать” электронограммы клеток и их органоидов, электронограмм органоидов специального назначения в эпителиоцитах.
На данном итогово-диагностическом занятии необходимо оценить усвоение обучающихся практических навыков и умений:
1) умение микроскопировать гистологических и эмбриологических микропрепаратов;
2) уметь дифференцировать в микропрепаратах включения и органоиды клеток;
3) уметь дифференцировать в микропрепаратах разновидности однослойных, многослойных и железистых эпителиев;
4) уметь “прочитать” электронограммы клеток и их органоидов, электронограммы ресничек и микроворсинок эпителиоцитов;
|
5) уметь дифференцировать в микропрепаратах эмбрионов птиц, земневодных их составные элементы (зачатки осевых органов, зародышевые листки и их составные элементы, провизорные органы).
Проверить знания обучающихся, необходимые для формирования умений:
1) устройство и принцип работы светового микроскопа, правила работы световым микроскопом;
2) микро- и ультрамикроскопическое строение клеток и их структурных элементов;
3) общую морфо-функциональную характеристику, классификацию, особенности микро- и ультрамикроскопического строения разновидностей эпителиальных тканей;
4) особенности строения зародышей у разных видов на этапах эмбрионального развития.
3. Вопросы для самоподготовки:
1. Этапы изготовления препаратов для световой микроскопии. Методы фиксации, уплотнения (заливки). Микротомия срезов и окраска микропрепаратов, заключения в бальзам, смолы, желатин.
2. Техника микроскопирования в световых микроскопах. Особенности микроскопии в ультрафиолетовых лучах, люминесцентная микроскопия, фазовоконтрастная микроскопия, интерференционная микроскопия. Электронная микроскопия (трансмиссионная и сканирующая), методы изготовления микрообьектов для электронной микроскопии.
3. Специальные метод иследований — гистохимия (в том числе электронная гастохимия), радиоавтография, применение моноклональных антител, ультрацентрифугирование. Методы культуры тканей, клонирование, образование гетерокарионов и гибридов клеток, прижизненная окраска.цитофотометрия, электронная микрофотометрия, спектрофлуорометрия, денситометрия.
4. Основные положения клеточной теории на современном этапе развития науки. Общий план организации клеток эукариот: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро.
5. Биологическая мембрана — структурно-химическая характеристика, основные свойства и функции.
6. Клеточная оболочка. Структурно-химические особенности, функции. Характеристика надмембранного слоя - гликокаликса и кортикального слоя.
|
7. Межклеточные соединения (контакты): простые контакты, пальцевидные соединения, плотные соединения, десмосомы, адгезивный (сцепляющий) поясок, щелевидные контакты (нексусы), синаптические соединения (синапсы).
8. Основные компоненты цитоплазмы — органеллы, включения, гиалоплазма. Органеллы (органоиды): определение, классификации. Органеллы общего и специального значения. Мембранные и немембранные органеллы. Микро- и ултрамикроскопическое строение, функции органоидов.
9.Включения: определение, классификация. Значение в жизнедеятельности клеток и организма. Строение и химический состав различных видов включений.
10. Ядро. Характеристика ядра как генетического центра клетки: роль ядра в хранении и передаче генетической информации и в синтезе белка. Форма и количество ядер. Понятие о ядерно-цитоплазматическом отношении. Общий план строения неделящегося ядра: хроматин, ядрышко, ядерная оболочка, кариоплазма (нуклеоплазма), их химический состав и строение, функции.
11. Клеточный цикл. Определение понятия; этапы клеточного цикла для клеток, сохранивших способность к делению, н клеток, утративших способность к делению.
12. Митотический цикл. Биологическое значение, структурно-функциональная характеристика митотического цикла.
13. Эидорепродукция. Определение понятия. Основные формы, биологическое значение. Понятие о плоидности клеток. Полиплоидия; механизмы образования полиплоидных клеток (одноядерных, многоядерных); функциональное значение этого явления.
14. Мейоз. Его особенности и биологическое значение. Морфо-фушщиональная характеристика процессов роста и дифференцировки, периода активного функционирования, старения и гибели клеток.
15. Апоптоз; определение понятие и его биологическое значение.
16. Реакция клеток на внешние воздействия. Структурные и функциональные изменения клеток и отдельных клеточных компонентов в процессах реактивности и адаптации, репарации возникающих повреждений.
17. Понятие прогенеза и эмбриогенеза. Периоды и основные стадии эмбриогенеза. Половые клетки, их структурно-генетическая характеристика.
18. Понятие оплодотворения. Понятие зиготы.
19. Понятие дробления зародыша. Характеристика дробления: типы дробления; строение бластулы у различных позвоночных.
|
20. Понятие о гаструляции. Типы гаструляции у разных видов в сравнительном аспекте. Представление о критических периодах развития.
21. Понятие дифференцировки зародышевых листков. Дифференцировка зародышевых листков и образование зачатков тканей и органов у зародыша.
22. Понятие и значение внезародышевых органов – желточного мешка, амниона, хориона, аллантоиса, серозной оболочки.
23. Понятие о тканях. Определение, классификация тканей. Теории возникновения и эволюции тканей.
24. Общая морфо-функциональная характеристика. Источники развития. Морфо-функциональная и генетическая классификация эпителиальной ткани.
25. Однослойные эпителиальные ткани. Источники развития, особенности строения, функция и регенерация разновидностей однослойных эпителиев.
26. Многослойные эпителиальные ткани: источники развития, особенности строения, функция и регенрация разновидностей.
27. Железистый эпителий. Железы, их классификация. Характеристика концевых отделов и выводных протоков экзокринных желез. Особенности строения секреторных эпителиоцитов. Цитологическая характеристика эпителиоцитов, выделяющих секрет по голокриновому, апокриновому и мерокриновому типу. Особенности строения эндокринных желез (понятие о гормональной регуляции: общей, внутрисистемной и паракринной).
4.Вид занятия: итогово-диагностическое занятие
5.Продолжительность занятия: 3 академических часа.
6.Оснащение: таблицы, схема, гистологические препараты, набор микроскопов, микротом, набор для приготовления микропрепаратов, методические указания, тесты и билеты с теоретическими вопросами по темам «Гистологическая техника», «Цитология», «Основы сравнительной эмбриологии», «Эпителиальные ткани и железы».
7.Структура занятий (технологическая карта)
№№ пп | Этапы и содержание занятия | Время в мин | Используемые пособия | Место проведения | Цель и характер деятельности | |
Обучающегося | Преподавателя | |||||
1 | Организационный | 3 | ||||
2 | Экспресс-диагностика обязательных учебных микропрепаратов и электронограмм по данным темам | 5 | Комплект слайдов (10 шт), диапроектор | Учебная комната | Дифференцировать обязатель-ные учебные микропрепара ты и электро-нограммы по данным темам | Контроль и оценка умений дифференцировать микропре-параты и электроно-граммы |
3 | Тестовый контроль | 10 | Тесты I и II типа | Знание учебного материала, необходимого для формирования умений | Контроль и оценка знаний по данным темам | |
4 | Письменная работа по билету | 45 | Билеты | Знание учебного материала, необходимого для формирования умений | Контроль и оценка знаний по данным темам | |
5 | Диагностика обязательных учебных микропрепаратов и электронограмм по данным темам | 65 | Микроскопы, обязательные учебные микропрепараты и электроно-граммы по данным темам | Уметь диагностировать обязательные учебные микропре-параты и электроно-граммы по данным темам | Контроль и оценка умений дифференцировать микропре-параты и электроно-граммы по данным темам | |
6 | Подведение ито-гов, объявление оценок | 7 |
|
Перечень слайдов микропрепаратов и электронограмм дляэкспресс - диагностики:
1. Комплекс Гольджи в нейроцитах. Окр.: импрегнация осьмиевой кислотой.
2. Включения гликогена в гепатоцитах. Окр.: кармин по Бесту.
3. Жировые включения в гепатоцитах. Окр.: осмиевая кислота-сафранин.
4. Полное неравномерное асинхронное дробление яйцеклетки лягушки. Окр.: пикриновая кислота.
5. Гаструляция у зародыша птицы (первичная полоска). Окр.: железный гематоксилин.
6. Туловищная и амниотическая складка у зародыша птицы. Окр.: железный гематоксилин.
7. Комплекс осевых органов зародыша птицы. Окр.: железный гематоксилин.
8. Однослойный плоский эпителий (мезотелий). Окр.: импрегнация серебром-гематоксилин.
9. Однослойный призматический каемчатый эпителий. Окр.: гематоксилин-эозин.
10. Многослойный плоский неороговевающий эпителий роговицы. Окр.:гематоксилин-эозин.
11. Многослойный плоский ороговевающий эпителий. Окр.: гематоксилин-эозин.
12. Электронограмма – микроворсинки.
Перечень обязательных учебных гистологических и эмбриологических микропрепаратов для диагностики:
N п/п | Название раздела |
По цитологии: | |
1 | Всасывающая каемка клеток (однослойный призматический каемчатый эпителий тонкой кишки). Окр.: гематоксилин-эозин. |
2 | Реснички клеток (однослойный многорядный мерцательный эпителий трахеи). Окр.: гематоксилин-эозин. |
3 | Жиров ые включения в клетках печени. Окр.: импрегнация осмием |
4 | Включения гликогена в клетках печени. Окр.: кармин по Бесту |
5 | Пигментные включения в меланоцитах кожи. Нативный препарат. |
По эмбриологии: | |
6 | Полное неравномерное асинхронное дробление зародыша лягушки. Окр.: пикриновая кислота. |
7 | Гаструляция (срез зародыша курицы через первичную полоску, 18 часов инкубации). Окр.: гематоксилин |
8 | Закладка осевого комплекса зачатков органов (срез зародыша курицы, 24 часа инкубации). Окр.: гематоксилин |
9 | Образование туловищной и амниотической складок (срез зародыша курицы, 3 суток инкубации). Окр.: железный гематоксилин |
По общей гистологии
|
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!