Характеристика этапов технологии развития ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Характеристика этапов технологии развития ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности

2021-03-18 69
Характеристика этапов технологии развития ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 модель «Делаем вместе»

                    Этапы Характеристика I репродуктивный II смешанный III Продуктивный
Основное содержание Мотив: «Повтори, помоги» Мотив: «Сделай сам!», «Постарайся, ты сможешь!» Мотив: «Научи маму, мишку, Машу», «Придумай сам»
Способы организации детей Коллективный Коллективно-индивидуальный Индивидуальный
Позиция ребенка «Обезьянка, повтори!», «Как спортсмен, за тренером» «Физкультурник» «Настойчивый спортсмен»
Характеристика позиции   Ребенок зависит от получаемой «занимательной информации», повторяет движения за взрослым, нацелен на результат. Ребенок зависит от осознания процесса выполнения движения, получает возможность сам добиваться результата, «тренироваться». Ребенок осознает себя субъектом деятельность, самостоятельным «тренером» родителей, игрушек, «использующим мир движений по собственному желанию»
Позиция взрослого «Активный веселый тренер» «Настойчивый физкультурник» «Внимательный тренер»
Характеристика позиции Взрослый нацеливает ребенка на результат, привлекает внимание на культурно-одобряемых способах. Вместе с ребенком анализируют процесс выполнения движений, поднимаются по «волшебным ступенькам». Взрослый помогает овладеть способами оценок и самооценок, сравнивать с «эталонами техники движений».

Анализ результатов реализации технологии после первого этапа свидетельствовал о том, что уровень проявления всех показателей субъектности возрастает во всех группах, но наиболее благополучно чувствует себя ребенок в группе (модель "Делаем вместе"). Здесь ребенок чаще выполняет свою позицию "озорной обезьянки", радуется красивым упражнениям воспитателя – "тренера".

Авторитарная позиция "делай как я" в группе с авторитарным педагогом не позволяет ребенку полностью себя реализовать, сковывает проявления субъектности.

В то же время результаты, обнаруженные в группе, где воспитатель стоял на позиции «вседозволенности», где взаимодействие осуществлялось по типу "делай сам как хочешь", подтверждают ее несостоятельность, так как в процессе обучения двигательным умениям и навыкам ребенок нуждался в совете и поддержке воспитателя.

Анализируя трудности, которые возникали у детей в ходе первого этапа применения технологии, мы выделили совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих ребенку независимость при выполнении физических упражнений и гуманистическую направленность форм обучения физкультурно-оздоровительной деятельности:

- совместная деятельность воспитателя с детьми в момент выполнения физических упражнений в позиции "вместе";

- диалоговый характер общения ребенка и воспитателя, общение посредством "спортивного героя" (Спортика), рефлексивность и эмоциональный доверительный отклик;

- "занимательная физкультура", которая раскрывает смысл и культурно-значимые цели выполнения движений;

- единая тактика и единомыслие воспитателей и родителей в вопросах воспитания самостоятельности детей 4-5 лет, которая корректируется и уточняется на занятиях "Парной гимнастикой» совместно с родителями.

С учетом обнаруженных условий в группах с авторитарным и попустительским стилем взаимодействия с детьми, были внесены коррективы в стиль взаимодействия взрослого и ребенка и в качестве общей была выбрана модель «Делаем вместе».

 Вместе с тем, мы понимали, что наиболее благоприятные условия для развития ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности складываются при осуществлении преемственности на всех этапах онтогенеза.

Представленная в пособии технология направлена на создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка 4-5 лет, призвана обеспечить личностно-развивающий характер взаимодействия детей и взрослых через многообразие форм решения образовательных задач и мобильное проектирование образовательного пространства физкультурно-оздоровительной деятельности.

Разрабатывая технологию, нам было важно зафиксировать внимание педагогов на следующих позициях: не дрессировать, а развивать ребёнка, создавая ему возможность апробировать различные социальные роли, быть активным деятелем-исследователем жизненных практик на основе решения проблемных ситуаций; на занятиях в игровой форме решение задач в реальных («здесь и сейчас») и специально моделируемых (т.е. деятельностях и играх, организуемых педагогом) ситуациях. Обязательное создание условий для выбора предпочитаемых видов двигательной деятельности.

Важно поощрять инициативность, самостоятельность детей, их способность ориентироваться в условиях изменений, предлагая различные способы решения проблемных ситуаций, показывая их. Если ребёнку 4-5 лет не показать варианты выполнения обобщенных способов человеческой деятельности, он не будет это уметь, так как мышление в среднем дошкольном возрасте – наглядно-действенное. Деятельностное взаимодействие взрослых с ребёнком, в процессе которого у ребёнка есть возможность увидеть и попробовать действовать, - самый эффективный способ освоения нового.

При организации детей педагог должен ориентироваться не на формальный режим, а на ребёнка (детей). Деятельность эффективна тогда, когда дети проявляют к ней интерес (мотивация – основа возникновения деятельности), поэтому вовлекать ребёнка в деятельность, к которой он равнодушен, неэффективно. Умение «считывать» внешние сигналы, поступающие от ребёнка, грамотно их интерпретировать и соответствующим образом реагировать – необходимые компетенции современного педагога. Никакие нормы СанПиН эти умения не компенсируют.

Программа «Будь здоров дошкольник!» и технология «Будь здоров средний дошкольник!» ориентирована на удовлетворение физиологической потребности ребёнка в движении, связанную с активным познанием окружающей действительности и активным ростом (сегодняшняя гиперактивность детей – их ответ на постоянное ограничение в движениях). Для того чтобы стать организованным и дисциплинированным, ребёнку совсем не обязательно ходить строем и парами, по команде вставать и садиться. Все эти качества намного эффективнее формируются в подвижных играх с правилами, в соревнованиях со сверстниками, во время выполнения поручений и других, более интересных, делах (см. циклограммы).

Гибкий режим, представленный в программе и технологии в виде обозначения нижних временных границ, позволяет ребёнку включаться в образовательный процесс в удобное для него и его семьи время. В случае, если те или иные режимные моменты вызывают у ребёнка ярко выраженные негативные реакции и неприятие, педагог должен предложить ребёнку наиболее комфортные варианты (пример с дневным сном).

Поддержка разнообразия детства (центральный посыл ФГОС ДО) возможна только в разнообразной образовательной среде! Для успешности в будущей жизни уже на этапе дошкольного детства ребёнку 4-5 лет необходимо научиться ориентироваться в ситуации разнообразия, потому что это требует разного поведения, владения многообразными способами физкультурно-оздоровительной деятельности и в итоге у ребёнка формируются такие важные личностные качества как гибкость, мобильность, инициативность, самостоятельность.

 

На основе принципа природосообразности каждый месяц имеет свою тему, в течении месяца темы каждой недели также меняются, им соответствуют темы досугов с детьми и их родителями.

Месяц Тема месяца Тема по физическому воспитанию Неделя Тема недели общая Примерные темы досуговых мероприятий  

Сентябрь

Какой я

Какой я (диагностика)

1 неделя Детский сад

Развлечение «Собираем урожай»

2 неделя Безопасность
3 неделя Осень золотая
4 неделя Урожай

Октябрь

Осенние изменения

Сила

1 неделя Моя семья

Физкультурный праздник «Папа, мама, я- спортивная семья»

2 неделя Животные
3 неделя Птицы
4 неделя Профессии

Ноябрь

Я и подготовка к зиме

Выносливость

1 неделя Моя родина

Физкультурное развлечение «Звери готовятся к зиме»

2 неделя Предметы, которые нас окружают (предметный мир)
3 неделя Подготовка к зиме
4 неделя Путешествие в прошлое

Декабрь

Я встречаю Новый год

Гибкость

1 неделя Здравствуй, зимушка- зима

Новогоднее развлечение «В гостях у Деда Мороза»

2 неделя Безопасность, валеология
3 неделя

Новый год спешит к нам в дом

4 неделя

Январь

Я и природа зимой

Осанка

1 неделя

Рождество, святки, прощание с елочкой

 Прощание с елочкой «По лесным тропинкам»

2 неделя
3 неделя Животные и птицы зимой
4 неделя  

Февраль

Я и наши традиции

Равновесие

1 неделя Труд взрослых

Совместное развлечение с папами «Солдаты»

2 неделя Обувь, одежда
3 неделя Наши защитники
4 неделя Масленица

Март

Я и весенние превращения

Быстрота

1 неделя Наши любимые мамы

Совместное развлечение с мамами «Мамины помощники»

2 неделя Книжкина неделя
3 неделя Комнатные растения, рассада
4 неделя Встреча весны

Апрель

Я и мир вокруг

Ловкость

1 неделя Птицы

Развлечение совместно с родителями «В Весеннем лесу»

2 неделя Путешествия
3 неделя Труд взрослых, Пасха
4 неделя Животные

Май

Каким я стал

Какой я стал (диагностика)

1 неделя День победы

Развлечение на улице «Про жучков»

2 неделя Растения
3 неделя Безопасность
4 неделя Насекомые

Примерное календарное планирование развития ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности в средней группе детского сада.

План-циклограмма предварительной работы на 1 неделю сентября

Задачи:

·  Способствовать формированию полного выдоха при выполнении дыхательного упражнения.

· Способствовать повышению сопротивляемости организма на занятиях на воздухе.

· Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд и на месте с поворотом вокруг себя. Добиваться от детей энергичного отталкивания двумя ногами.

· Уточнить умение прокатывать мяч в воротца двумя руками, добиваясь прицеливания

· Продолжать упражнять в равновесии в ходьбе по извилистой дорожке, сохраняя интервалы.

· Развивать слуховое и зрительное восприятие в играх и игровых упражнениях

· вызвать интерес к спортивным пособиям, закрепить знания о них и умение пользоваться ими

· Уметь назвать предмет, определить с ним действие и выполнить его (предметы изображены на карточках).

· Воспитывать направленность в достижении цели в подвижных и дидактических играх

День недели Пособие Центр физкультуры и здоровья, мотивация, новизна Совместная деятельность в режимных моментах до НОД НОД (ИОС) Совместная деятельность в режимных моментах после НОД Прогулка Подвижные игры
Понедельник

1. Извилистая дорожка.

2. Мячи.

3. Ворота.

4. Витрина.

5. Спортивные принадлежности.

6. Д/игра «Выполни сам».

7. Листья разные.

8. Грибы в корзине.

9. Кубики – 6 штук.

10. пенёчки.

11. Круги цветные

1. Знакомство с новым «Центром здоровья» (обратить внимание на оснащение центра). 2. Беседа «Зачем нужен «Центр здоровья?». 3. Герой «выкладывает» карточки п/игр, не знает, как они называются и как в них играть. Цель проблемной ситуации: закрепить знание п/игр.  

1. Здравствуй, мой любимый зал! № 1

2. Путешествие в осенний лес № 2

3. Листопад, листопад, листья разные летят! № 3

Д/ игра «Магазин спортивных принадлежностей». Цель: вызвать интерес к спортивным пособиям, закрепить знания о них и умение пользоваться ими (Пр, Р, С/К) 1. Упражнять в равновесии при ходьбе по извилистой дорожке с перешагиванием через предметы со свободным балансированием рук. 1. «По ровненькой дорожке» (В). 2. «Найди свой домик по цвету» (П).
Вторник 1. Упражнять в прокатывании мяча друг другу между предметами с расстояния 2 метра, между предметами 40-50 см (и.п.: сидя).   Чтение произведений и стихотворений об осени. (Р) 1. Д/ игра «Выполни сам». Цель: назвать предмет, определить с ним действие и выполнить его (предметы изображены на карточках). (Пр, Р, Ф) 1. Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд, добиваясь энергичного отталкивания двумя ногами. 1. «По ровненькой дорожке» (В). 2. «Прокати в ворота» (З).
Среда 1. Упражнять в равновесии при ходьбе по извилистой дорожке. Обращать внимание на осанку. 2. Герой приносит карточки с основными движениями и не знает. Как эти движения называются и как выполняются.

Д/игра «Магазин спортивных принадлежностей» (предметы на витрине). (Пр, Р)

1. Д/игра «Выполни сам». (Пр, Р, Ф) 1. Упражнять в прыжках на двух ногах на месте с поворотом вокруг себя. Добиваться «мягких» и лёгких прыжков. 1. «Прокати в ворота» (З). 2. «Котята и щенята» (Р).
Четверг   1. Упражнять в прыжках на двух ногах на месте с поворотом вокруг себя. Добиваться лёгкости прыжков.   1. Закрепить умение прокатывать мяч в воротца двумя руками, добиваясь прицеливания (и.п.: присев) с расстояния 1.5 метра и ширина ворот 40-50 см. 1. «Пройди, не упади» (В). 2. «Найди свой домик по цвету» (П).
пятница     Д/игра «С какой ветки детки?». (Пр, Р) 1. Закрепить умение прокатывать мяч в воротца двумя руками, добиваясь прицеливания и сохранения направления (и.п.: присев). 1. «Прокати в ворота!» (З). 2. «Пройди. не упади» (В).

Работа с родителями: 1. Совместное рисование с детьми «Как я провёл лето» к выставке рисунков



Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.