ТЕМА 5 Международные налоговые соглашения — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

ТЕМА 5 Международные налоговые соглашения

2021-03-18 74
ТЕМА 5 Международные налоговые соглашения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1 Понятие и виды международных налоговых соглашений.

2 Международные соглашения и типовые конвенции об избежание двойного налогообложения                                                                                   

 

1 Понятие и виды международных налоговых соглашений.

 

Закрепление законодательно форм и методов устранения двойного налогообложения наиболее действенно осуществляет­ся в международных договорах и соглашениях в сфере налого­обложения. Первые международные договоры возникли еще в XIX в. и регулировали налогообложение в основном определен­ных видов доходов: от морских перевозок, наследства и недви­жимости.

Международный договор по вопросам налогообложения представляет собой соглашение между субъектами междуна­родного права, устанавливающее взаимные правоотношения в области организации международного налогообложения. В меж­дународных отношениях могут применяться различные формы договорных отношений: договоры, конвенции, соглашения, дек­ларации и др.

Налоговые соглашения классифицируются следующим образом:

1) собственно налоговые соглашения - включают соглашения о сотрудничестве и оказании взаимной помощи, ограниченные (специальные) налоговые соглашения, общие налоговые соглашения, соглашения о налогах на наследство или на страхование;

2) международные соглашения и договора, включающие наряду с другими налоговые вопросы – к ним относятся оглашения об основах взаимоотношений между странами, соглашения об установлении дипломати­ческих и консульских отношений, торговые договоры и соглашения, а также международные договоры, определяющие принципы взаимоотношений между международными организациями и стра­нами их базирования.

Соглашения о сотрудничестве и оказании взаимной помощи предполагают сотрудничество налоговых администраций дого­варивающихся государств по налоговым вопросам. В соответст­вии с этими международными соглашениями компетентные ор­ганы стран, подписавших соглашение, обязаны оказывать друг другу содействие в предотвращении и пресечении нарушений налогового законодательства, в предоставлении информации об изменениях в национальных налоговых системах, обучении на­циональных кадров и других вопросах в области налогообложе­ния.

Республикой Беларусь заключены и действуют следующие межправи­тельственные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи:

1. Соглашение между Правительством Республики Бела­русь и Правительством Республики Молдова о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового зако­нодательства от 29 июня 2000 г.

2. Соглашение между Правительством Республики Бела­русь и Правительством Кыргызской Республики о сотрудничест­ве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового за­конодательства от 20 января 2001 г.

3. Соглашение между Правительством Республики Бела­русь и Правительством Республики Армения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законо­дательства от 19 июля 2000 г.

4. Соглашение между Правительством Республики Бела­русь и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законода­тельства от 22 мая 2000 г.

5. Соглашение Правительством Республики Бела­русь и Правительством Финляндии о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 21.12.2009 г.

6. Соглашение между Правительством Республики Бела­русь и Сербией о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 01.02.2012 г.

7 Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Сингапур об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы от 22 марта 2013 г. и др.

Ограниченные (специальные) соглашения в основном регу­лируют налогообложение особых видов доходов. Применение специального режима налогообложения для этих доходов свя­зано со спецификой видов деятельности по этим формам дохо­дов.

Выделяются следующие виды доходов, по которым заклю­чаются специальные соглашения:

- доходы от международных перевозок;

- от движимого и недвижимого имущества;

- от инвестиционной деятельности и международных кре­дитов и займов;

- физических лиц от определенных (специфических) видов деятельности;

- от других специальных видов деятельности, не предусмот­ренные в договорах об избежании двойного налогообложения.

Чаще всего заключаются соглашения по налогообложению доходов в области международных перевозок. Это обусловлено спецификой деятельности международного транспорта. В этих соглашениях оговариваются вопросы прав налогообложения доходов, полученных в результате транспортных перевозок, причем такое соглашение может дополнять соглашение об избе­жании двойного налогообложения капитала и имущества, в от­дельных случаях рассматривающее вопросы обложения авто­мобильного и железнодорожного транспорта.

Республикой Беларусь заключены такие специальные соглашения как:

- Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности  от 24 декабря 1993 г.;

- Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Армения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество от 19 июля 2000г.;

-  Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 30 июня 2006 г. и др.

Налоговые соглашения призваны устранить все возможные случаи двойного налогообложения, которые могут возникать между странами-партнерами. С этой целью в соглашениях пре­дусматривается последовательное применение ряда строго оп­ределенных правил и процедур.

 

2 Международные соглашения и типовые конвенции об избежание двойного налогообложения                                                                                   

 

Существуют две основные типовые модели общих налого­вых соглашений, в большей или меньшей степени, охватываю­щие все стадии процесса устранения двойного налогообложе­ния: модель ОЭСР и модель ООН, служащие основой для заклю­чения конкретных межправительственных соглашений.

 

Историческая справка по моделям конвенций

1921 г. — Лига Наций предпринимает шаги по изучению экономичен
них аспектов двойного налогообложения.                            

1928 г. — Лига Наций принимает ряд конвенций. 

1933 г. — Лигой Наций принята многосторонняя Конвенция по рас­пределению дохода.

1935 г. — Лигой Наций принята двусторонняя Конвенция по распреде­лению дохода.

1943 г. — Модель конвенции Мехико.

1946 г. — лондонская Модель конвенции.

1958 г. — фискальный комитет Организации европейского экономи­ческого сотрудничества начинает работу по налоговым договорам.

1963 г.— проект Конвенции ОЭСР по двойному налогообложению до­хода и капитала.

1977 г. — Модель конвенции ОЭСР по двойному налогообложению до­хода и капитала.

1980 г. — Модель конвенции ООН по двойному налогообложению дохо­да и капитала.

1981 г. — Типовая модель конвенции об оказании взаимной помощи в налоговых вопросах.

1983 г. — Типовая модель конвенции по недвижимому имуществу, наследству и дарениям.

1992 г. — актуализированная модель ОЭСР.

 

Типовая модель конвенции представляет собой проект дву­стороннего налогового соглашения, состоящего из 30 статей, который в большинстве случаев используется как базовый до­кумент для подготовки и начала переговоров между заинтере­сованными государствами. Типовая модель конвенции опреде­ляет основные принципы устранения двойного налогообложе­ния, позволяет унифицировать основные термины международного налогообложения. Типовая модель ОЭСР в основу налогообложения ставит принцип резидентства, согласно которому страна - источник дохода значительно ограничивает свою налоговую юрисдикцию в отно­шении доходов нерезидентов. Для возращения прибыли в фор­ме процентов, дивидендов и роялти предусматривается в основ­ном либо полное освобождение, либо незначительные ставки налога. Типовая модель ОЭСР разрабатывалась применительно к отношениям, сложившимся в этой группе стран, и учитывала их высокий уровень экономического развития и высокую сте­пень интеграционных процессов.

Модель ООН, рекомендуемая в отношениях между развитыми и развивающимися странами, шире использует принцип территориальности, включая в юрис­дикцию национального обложения все виды доходов нерези­дентов: активные и пассивные. Практически при заключении договоров об устранении двойного налогообложения Республика Беларусь, использует модель ООН.

 

ТЕМА 6 Международное налоговое планирование                                                                                                                                    

1 Налоговое планирование: основные виды и методы.

2 Инструменты и механизмы международного налогового планирования.

 

1 Налоговое планирование: основные виды и методы

 

Налоговое планирование представляет собой процесс обос­нования на перспективу величины налоговых обязательств с целью определения реальных доходов субъектов хозяйствова­ния и населения, а также управления ими.

Классифицировать виды налогового планирования можно как по длительности (периодичности) налоговых прогнозов, так и по сфере их применения. По длительности осуществления налоговых прог­нозов планирование можно подразделить на текущее (действу­ющее в рамках текущих налоговых обязательств, определяемых налоговым периодом: месяц, квартал, год) и перспектив­ное налоговое планирование инвестиционных проектов, хозяй­ственной деятельности вновь открываемых предприятий, до­черних структур, филиалов и др.

По сфере применения процедуру обоснования величины на­логовых обязательств можно подразделить:

- на личное (семейное налоговое планирование);

- внутрифирменное налоговое планирование;

- междуфирменное налоговое планирование, действующее в пределах консолидированного налогоплательщика (концерн, объединение, холдинг и др.);

- международное налоговое планирование.

Необходимо также отметить, что данная классификация достаточно условна и элементы разных видов налогового пла­нирования присутствуют друг в друге. Так, личное налоговое планирование, представленное в основном регулированием по­доходного налогообложения и налогообложения дивидендов, широко применяется как вариант внутрифирменного прогно­зирования с целью перераспределения доходов и использова­ния льгот, предоставляемых физическим лицам.

Внутрифирменное планирование в свою очередь обращает­ся к преимуществам деления доходов между структурными подразделениями или предприятиями-контрагентами, представ­ляющими друг другу наибольшую выгоду в виде скидок и транс­фертных цен.

Международное налоговое планирование позволяет исполь­зовать различные механизмы и инструменты налогового регу­лирования, недоступные для налогового планирования в рам­ках отечественного налогового законодательства.

 

2 Инструменты и механизмы международного налогового планирования      

 

Международное налоговое планирование обладает обшир­ным диапазоном разнообразных налоговых инструментов, как например:

- размещение хозяйственной деятельности или управление ею в странах или регионах с льготным налоговым режимом (свободных экономических зонах, налоговых гаванях и др.);

- инвестирование капитала в страны, имеющие низкие на­логовые ставки или освобождение от налогообложения у «ис­точника выплаты» пассивных доходов: дивидендов, процентов, роялти и др.;

- использование налоговых преимуществ, предоставляе­мых странами, выплачивающими доходы по определенным ви­дам активных операций: финансовые и страховые сделки, стро­ительство, судоходство, инвестиции, малый бизнес и др.;

- применение трансфертного ценообразования и распреде­ления прибылей в зоны с наиболее благоприятным налоговым климатом;

- использование преимуществ двусторонних и многосторон­них налоговых соглашений;

- применение выгод интеграционных объединений (беспош­линная торговля, гармонизация налогообложения).

Специальные налоговые режимы представляют собой организацию исчисления и упла­ты налогов и сборов на определенной территории. Среди специ­альных налоговых режимов выделяют в первую очередь свобод­ные экономические зоны (СЭЗ).

Свободные экономические зоны можно определить как обо­собленные территории государств с льготным по сравнению с общим режимом хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями. Ос­новными целями создания СЭЗ наряду с привлечением иност­ранного капитала являются: развитие экспортного отечествен­ного потенциала, использование передовой зарубежной техни­ки, технологий и управленческого опыта.

Свободные экономические зоны созданы в Республике Бела­русь на основании Закона Республики Беларусь "О свободных экономических зонах" от 07.12.1998 г. №213-З, Указа Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 "О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь", Указа Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 г. № 262 "О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь". В настоящее время действует шесть свободных экономических зон: СЭЗ «Брест», СЭЗ «Минск», СЭЗ «Витебск», СЭЗ «Гомель-Ратон», СЭЗ «Гродноинвест» и СЭЗ «Могилев» со специ­альным налоговым механизмом, действующим в пределах этих зон. Его отличие от общереспубликанского налогообложения состоит, прежде всего, в пониженных ставках основных видов налогов: налога на добавленную стоимость и налога на прибыль (доходы). Применяется также механизм налоговых освобожде­ний от уплаты налога на прибыль (доходы) по продукции собст­венного производства (налоговые каникулы представляются сроком на пять лет), ограничивается введение на территории свободных экономических зон местных налогов и сборов.

Среди наиболее распространенных форм привлечения иностранного капитала можно также отметить организацию свободных таможенных и таможенно - складских зон (СТЗ).        

Свободная таможенная зона - это таможенный режим, при
котором иностранные товары размещаются и используются в
соответствующих территориальных границах без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер экономической политики.                          

Для названных зон характерно: создание их для обслуживания мирового рынка; неприменение в них многих налоговых норм и таможенных ограничений, действующих на остальной территории страны; распространение государственного регулирования внешнеэкономических связей.

В настоящее время практически ни одна схема международного налогового планирования не обходится без специфическо­го налогового механизма, обслуживающего оффшорный биз­нес. Под оффшорными зонами традиционно понимают страны с благоприятным налоговым законодательством. На сегодняшний день в мире насчитывается более 60 стран, предусматрива­ющих налоговые льготы для оффшорных компаний.

Оффшорная территория – это государство или территория, проводящая политику привлечения ссудных капиталов из-за рубежа путем предоставления налоговых и прочих льгот. Льготы предоставляются не только иностранным, но и местным организациям.

К качестве оффшорных юрисдикций наиболее часто выступают небольшие независимые государства или обособленные территории, облада­ющие особым государственно-правовым статусом. Власти этих юрисдикции стимулируют развитие сектора оффшорных услуг с целью привлечения иност­ранного капитала, увеличения занятости населения и повыше­ния деловой активности.

При международном налоговом планировании необходимо учитывать не только их юридический статус, но и историчес­кий, политический, социально-экономический, географичес­кий контекст оффшорной схемы. Одни территории пользуются репутацией «респектабельных» — Гернси, Каймановы острова, Бермуды; другие — «максимально либеральных»: Панама, Ба­гамы, Либерия, Сейшельские острова. Определенное значение и налоговом планировании имеет фактор географической близости к промышленно развитым государствам, финансовым центрам и торговым путям.

Оффшорные зоны довольно разнообразны по администра­тивным условиям работы компаний, требованиям к отчетнос­ти, налоговым ставкам и др. Поэтому страна регистрации выби­рается под конкретный род деятельности, а иногда даже под конкретную сделку. Традиционно основными критериями при выборе юрисдикции считаются, с одной сторо­ны, дешевизна и простота регистрации и поддержания компании, а с другой - имидж страны регистрации.

К оффшорным зонам, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25.05.2006 №353) в редакции от 21.01.2011 №31 относятся следующие: Княжество Андорра, Антигуа и Барбуда, Содружество Багамских Островов, Барбадос, Белиз, Бруней-Даруссалам, Республика Вануату, Ангилья, Бермудские Острова, Британские Виргинские Острова, Монтсеррат, Гибралтар, Британская территория в Индийском океане (Острова Чагос), Южная Георгия и Южные Сандвичевы Острова, Теркс и Кайкос, Острова Кайман, Гренада, Республика Джибути, Доминиканская Республика, Макао, Республика Коста-Рика, Острова Кука и Ниуэ (Новая Зеландия), Республика Либерия, Княжество Лихтенштейн Республика Маврикий и др.

Одним из мощнейших инструментов налогового планирова­ния является применение трастов и структур, так или иначе ис­пользующих трасты. Под международным трастом понима­ется траст, созданный в одной стране для управления имущест­вом, расположенным в другой стране. Следует отметить, что когда речь заходит о международном трасте, чаще всего подра­зумевается траст, учрежденный в соответствии с нормами об­щего права. Такой траст может быть учрежден только в стра­нах, применяющих нормы англосаксонского права (Великобритания). Классическими трастовыми странами и территориями являются Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Кипр, Британские Виргинские острова, Багамские и Бермудские ост­рова, Гибралтар и др. К другой категории стран, где принято трастовое законода­тельство, но фактически эти страны не принадлежат к системе об­щего права, относятся Швейцария, Лихтенштейн, Панама, Мона­ко. Это наиболее интересные страны с точки зрения их использо­вания в налоговом планировании, потому что, они изменили свое законодательство с целью применения преимуществ трастовых структур.

Одним из важнейших составляющих международного нало­гового планирования является трансфертное ценообразова­ние, которое опосредствует движение товаров и услуг в пределах транснациональной группы. Трансфертные цены представляют собой разновидность цен, применяемых во внутрифирменных расчетах. Движение капиталов, выражающее стоимость товаров и услуг (трансферты), позволяет варьировать полученные дохо­ды, перераспределяя их большую часть компаниям, находя­щимся в зонах с благоприятным налогообложением. В то же время манипуляции с трансфертными ценами орга­нами налоговых администраций многих зарубежных государств рассматриваются как уклонение от налогов и законодательно наказуемы. Для устранения нелегальных налоговых операций трансфертными ценами в двусторонних международных дого­ворах и налоговых соглашениях, а также во внутреннем нало­говом законодательстве многих стран предусмотрен порядок определения (оценки) совершаемой сделки транснациональны­ми компаниями.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.