Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2021-03-18 | 172 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1 Понятие и функции налоговых администраций.
2 Развитие налогового администрирования в условиях экономической интеграции.
3 Формы и методы налогового контроля внешнеэкономической деятельности.
4 Налоговое администрирование выполнения налоговых обязательств, налоговая дискриминация и уклонение от налогов.
5 Порядок рассмотрения налоговых споров. Налоговое судопроизводство.
6 Решение международных налоговых споров.
1 Понятие и функции налоговых администраций
Управление налоговым механизмом в национальных налоговых системах осуществляется путем организации налоговых администраций: налоговых органов, обеспечивающих контроль за исполнением налогового законодательства. В мировой практике в системе органов государственной власти выделяются специальные органы, в чьи функции входит создание эффективной системы налогообложения и обеспечение формирования доходов бюджета.
В систему внутригосударственных органов налоговых администраций входят:
- органы, формирующие и осуществляющие налоговую политику;
- органы, выполняющие функции по контролю, учету и взиманию налоговых платежей;
- прочие органы, обладающие определенными правами и полномочиями в области налогообложения.
Значимость контроля за государственными доходами привела к выделению в системе налогового администрирования самостоятельных налоговых органов, непосредственно осуществляющих взимание налогов и сборов и контроль за их поступлением в бюджет. Названия налоговых органов различаются в отдельных государствах.
|
В мировой практике существуют различные варианты организации налоговых органов и их подчинения: в одних государствах они обладают самостоятельным статусом, в других - подчинены финансовому органу. Структуры налоговых администраций включают подразделения, на которые возлагается учет налогоплательщиков, контроль за своевременностью и уплатой налогов, взыскание задолженности по налоговым платежам, информационное обеспечение и консультирование плательщиков и др.
Различают три основных типа организационной структуры налоговых органов:
- по виду налога. Одна из старейших и наиболее распространенных организационных структур - это налоговая модель, когда для управления тем или иным видом налога создаются отдельные департаменты. Главная особенность такого подхода состоит в том, что каждый налоговый департамент выполняет практически все функции, необходимые для управления налогом, находящимся в его ведении;
- по функции. В соответствии с этой структурой персонал распределяется вокруг основных функций или направлений деятельности организации. В отношении налоговых ведомств типичным применением данной модели является учреждение отдельного департамента для выполнения каждой из основных административных функций (обработки налоговых деклараций и платежей, аудиторской проверки налогоплательщиков и сбора задолженности) по полному комплексу налогов. Исходя из данной модели, каждый функциональный департамент возглавляет руководитель, который подчиняется непосредственно главе налогового ведомства;
- по типу налогоплательщиков. При этой структуре - модели, ориентированной на клиента, - служащих распределяют по отделам, которые занимаются определенными группами клиентов. Некоторые налоговые ведомства внедрили данную модель, распределив своих служащих по департаментам, оказывающим полный спектр административных услуг отдельным группам налогоплательщиков.
В Республике Беларусь система налоговых органов состоит из Министерства по налогам и сборам и инспекций по областям, районам, городам и районам в городах. В Республике Казахстан она включает Налоговый комитет при Министерстве финансов и его территориальные подразделения по областям, районам, городам и районам в городах. В Кыргызской Республике налоговые органы представлены Комитетом по доходам при Министерстве финансов, инспекциями по областям, районам, городам и районам в городах. В состав Комитета по доходам входят также и таможенные органы. Налоговыми органами Российской Федерации являются Министерство по налогам и сборам и его территориальные подразделения по областям, районам, городам и районам в городах. В Республике Таджикистан налоговые органы представлены Министерством по государственным доходам и сборам и соответствующими структурными подразделениями по областям, районам, городам и районам в городах, а также инспекциями по крупным налогоплательщикам. В составе министерства функционируют подразделения таможенной службы и налоговой полиции.
|
2 Развитие налогового администрирования в условиях экономической интеграции
Налоговое администрирование в условиях экономической интеграции предполагает создание органов контроля и согласования налоговой политики межнационального и наднационального уровня (в зависимости от степени интеграции). К его компетенции также относится управление налоговыми потоками в рамках регионального сообщества, анализ воздействия на объединенную экономику, планирование и прогнозирование общего уровня налогообложения, совершенствование налоговых отношений с третьими странами и др.
Межгосударственное налоговое администрирование проводит контроль за выполнением налоговых обязательств и организацию определенных государственных структур, занимающихся как выработкой правовых основ налогообложения на базе мирового и исторического опыта, современных достижений науки и практики, так и обеспечением условий функционирования налогового механизма, созданием учетно-аналитической, информационной, правовой базы и др.
Первым международным форумом, поставившим на обсуждение вопросы международного налогообложения и борьбы против уклонения от налогов, явилась Международная финансовая конференция (Брюссель, 1920 г.), на которой была создана рабочая группа из представителей 13 государств для разработки административных и практических аспектов проблемы международного двойного налогообложения и уклонения от налогов. Позитивные результаты деятельности рабочей группы (был разработан ряд типовых налоговых конвенций) привели к необходимости создания постоянно действующего органа. Им явился постоянный Налоговый комитет Лиги Наций (1929 г.), который продолжил разработку типовых двусторонних конвенций, а также уделял значительное внимание разработке принципов распределения прибылей (в налоговых целях) компаний и предприятий, действующих в двух и более странах.
|
Изменяющиеся экономические отношения, активное вовлечение в процессы международной экономики стран с различным экономическим развитием привело к созданию новых структур, исследующих налоговые проблемы. Так, в связи с разработкой принципов нового экономического порядка в международных отношениях интенсивное изучение налоговых вопросов ведется в Комиссии по транснациональным корпорациям и в других подразделениях ООН.
Региональные организации разрабатывают согласованную налоговую политику и закрепляют ее в многосторонних (двусторонних) договорах о международном сотрудничестве, а также путем организации соответствующих законодательных и исполнительных органов. Например, механизм функционирования Европейского союза (ЕС) основывается на политико-правовой системе управления, которая состоит как из общих межгосударственных органов, так и из элементов национального государственного регулирования.
Значимость налоговых проблем определяет необходимость создания негосударственных структур, занятых вопросами налогообложения. К таким структурам относится Международная ассоциация (ИФА) - международная неправительственная организация, проводящая научные сравнительные исследования в области налогового права, государственных финансов, финансово-экономических последствий налогообложения, как на национальном, так и на международном уровне.
|
Наиболее эффективными можно признать действия межнациональных органов Таможенного союза, сформированного Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Высшим органом таможенного союза являются Межгосударственные Советы на уровне глав государств и глав правительств. Сфера их деятельности распространяется на работу над гармонизацией и сближением налоговых законодательств, проведение анализа уровня налогообложения (налоговой нагрузки), подготовку методических основ по его определению.
Формирование таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В его рамках применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.
Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов Единого экономического пространства, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.
3 Формы и методы налогового контроля внешнеэкономической деятельности
Органы налогового администрирования наделяются большими правами и полномочиями по осуществлению налогового контроля. Под налоговым контролем обычно понимается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета и опроса плательщиков (иных обязанных лиц), налоговых проверок, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством. Можно выделить наиболее характерные и применяемые в мировой практике методы налогового контроля:
- учет плательщиков (иных обязанных лиц). При постановке на учет в налоговом органе каждому плательщику (иному обязанному лицу) присваивается единый по всем налогам, сборам (пошлинам), в том числе по таможенным платежам, учетный (идентификационный) номер плательщика. На основании данных учета плательщиков (иных обязанных лиц) ведется реестр плательщиков;
- отбор плательщика для целей налогового контроля. Эта процедура является чрезвычайно важной в системе налогового контроля, так как обеспечивает рентабельность деятельности налоговых органов. К числу налогоплательщиков, проверки которых являются приоритетными, относятся крупные налогоплательщики, плательщики, имеющие нарушения действующего законодательства в различных сферах, осуществляющие крупные инвестиционные сделки, вывоз и ввоз капитала и др. В практической деятельности налоговые органы используют как методы целенаправленного отбора, так и случайной выборки;
|
- налоговая проверка. Проведение налоговых проверок практически во всех странах регламентируется налоговым законодательством, предусматривающим как виды проверок, так и процедуру их осуществления (ответственных лиц, их права, обязанности, сроки и др.). Налоговые проверки могут быть плановыми и внеплановыми, проводиться непосредственно по месту хозяйственной деятельности (выездная налоговая проверка) либо на основании анализа представленных документов об уплате и начислении налогов: налоговых деклараций, расчетов (камеральная налоговая проверка);
- экспертиза. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Экспертиза обеспечивается привлечением эксперта либо специалиста для оказания содействия при проведении налоговых проверок;
- косвенный метод определения налоговой обязанности плательщика. Применяется в спорных случаях либо если прочие методы налогового контроля оказываются малоэффективными. Например, в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, налоговые органы вправе при отсутствии у плательщика (иного обязанного лица) документов бухгалтерского учета и других документов, связанных с налогообложением, определять размер причитающихся к уплате в бюджет налогов на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и сведений, полученных об указанных лицах от других органов, организаций и физических лиц, либо в расчетном порядке в соответствии с законодательством на основании сведений о плательщиках (иных обязанных лицах), занимающихся аналогичными видами деятельности;
- методы принудительного взыскания задолженностей по налогам. В налоговом законодательстве в мировой практике применяется два основных этапа взыскания: применение налоговыми органами мер по обеспечению принудительного взыскания задолженности и непосредственное обращение взыскания на имущество плательщика налогов.
Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов и способов, а также использования специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур налогового контроля образует его методы, к которым относятся следующие:
- общенаучные методические приемы исследования объектов контроля, к числу которых относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование и абстрагирование;
- собственные эмпирические методические приемы, включая такие, как инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметические проверки, встречная проверка, способ обратного счета, сопоставление однородных фактов, логическая проверка, сканирование, письменный и устный опросы;
- специфические приемы смежных экономических наук, такие, например, как экономический анализ, экономико-математический метод, метод теории вероятностей и математической статистики.
4 Налоговое администрирование выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками, налоговая дискриминация и уклонение от налогов
Развивающиеся страны, государства с переходной экономикой и промышленно развитые страны по-разному подходят к вопросам контроля за деятельностью налогоплательщиков. Разнообразие механизмов налогового администрирования также отражает различия в организационной структуре налоговых ведомств разных стран. Многие налоговые ведомства ввели специальные системы контроля за налогоплательщиками. В последнее время, особенно в развивающихся странах и странах с развивающейся экономикой, наблюдается тенденция к созданию полномасштабных подразделений, исполняющих большую часть функций налогового управления, включая обслуживание налогоплательщиков, сбор налогов, принудительное взыскание задолженности по уплате налогов и аудит.
Одним из важнейших вопросов налогового администрирования плательщиков является методика их отбора. Зачастую налоговые ведомства испытывают искушение организовать отбор исходя из размера, фактически уплачиваемого ими налога: тех, кто регулярно выплачивает самый большой налог, автоматически причисляют к крупным налогоплательщикам. Тем не менее, во многих развивающихся странах, где ограниченное число крупных налогоплательщиков можно с достаточной легкостью назвать крупными, при использовании размера налога в качестве единственного критерия отбора крупных налогоплательщиков могут возникнуть проблемы.
Международный валютный фонд рекомендует странам использовать несколько различных критериев отбора, которые лучше отражают платежный потенциал налогоплательщиков, в том числе: объем ежегодных продаж (годового оборота); сумма дохода за год; стоимость активов; уровень импорта (экспорта) и вид хозяйственной деятельности. Из этих критериев в качестве основного обычно рекомендуется объем ежегодных продаж (годового оборота).
Проблемы налогового уклонения и дискриминации налогоплательщика ярко проявляются в условиях глобализаций мировой экономики. Специфика организации национальных налоговых систем и действия режимов, допускающих разные подходы в налогообложении отечественного и зарубежного товаропроизводителя, зачастую приводит к налоговой дискриминации - ухудшению хозяйственной и финансовой деятельности нерезидента за счет установления более высоких налогов или отсутствия в национальном законодательстве страны механизмов устранения двойного налогообложения. В широком смысле к налоговой дискриминации можно также отнести применение более сложных условий осуществления бизнеса иностранными компаниями и физическими лицами-нерезидентами, чем к отечественным предприятиям, приводящим к дополнительной уплате налогов. Возможность свободного перемещения товара и размещения капиталов в свою очередь может создавать прецеденты нарушения налоговых законодательств, отсутствие же общих подходов в применении налоговой ответственности - усугублять эти негативные проявления, что приводит к уклонению от налогов.
Базовыми принципами организации и осуществления международного налогового администрирования становятся две взаимодополняющие позиции: избежание налогового уклонения и устранение налоговой дискриминации.
Проблемы устранения налоговой дискриминации решаются как путем установления соответствующих норм в национальном налоговом законодательстве, так и могут дополнительно оговариваться в заключаемых двусторонних и многосторонних международных налоговых соглашениях.
Избежание налогового уклонения является обратной стороной в действиях налоговых администраций по контролю за функционированием международного капитала. Одной из целей заключения международных налоговых соглашений является предотвращение уклонения от налогов, в связи, с чем как национальное, так и международное налоговое законодательство содержит специальные положения, препятствующие злоупотреблению в сфере налогообложения. Это касается как процедур обмена информацией между налоговыми органами договаривающихся государств, обеспечивающих взаимный контроль за действиями налогоплательщиков, так и отдельных ограничений, входящих в статьи налоговых конвенций и внутреннего налогового законодательства. Это следующие ограничения:
- контроль за добросовестностью ведения коммерческой деятельности;
- недопустимость создания «проводящих» компаний - резидентов государств, не участвующих в международном соглашении;
- ограничение участия в международных сделках оффшорных компаний путем установления дополнительного налогообложения их деятельности;
- анализ структуры капитала компании на предмет ее отношения к резиденту государства, с которым имеется соответствующее международное соглашение;
- ограничение применения трансфертных цен международными компаниями и корпорациями.
5 Порядок рассмотрения налоговых споров. Налоговое судопроизводство.
В мировой практике достаточно распространен правовой механизм внесудебного рассмотрения налоговых споров. Процедура урегулирования спорных вопросов в области налогообложения возложена непосредственно на органы налогового администрирования и осуществляется в административном порядке. Такой порядок позволяет упростить процедуру решения спорных вопросов и сократить издержки на рассмотрение налоговых споров. Порядок досудебного решения предусмотрен в налоговых законодательствах практически всех государств. Например, в Налоговом кодексе Республики Беларусь предусмотрен следующий механизм решения налоговых проблем.
Каждый плательщик (иное обязанное лицо) имеет право обжаловать решения налоговых органов, в том числе требования об устранении нарушений, действия (бездействие) их должностных лиц, если он полагает, что такие решения или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением норм, установленных налоговым или иным законодательством, либо нарушают его права.
Решения налоговых органов могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, которому должностные лица налоговых органов, действия (бездействие) которых обжалуются, непосредственно подчинены, и (или) в общий либо хозяйственный суд.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд. Обжалование решения налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством. При этом жалоба на решение налогового органа может быть подана в хозяйственный суд в течение года со дня его вынесения.
Жалоба на решение налогового органа адресуется в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу может быть подана в письменной форме в течение тридцати календарных дней со дня его вынесения (совершения). К жалобе должны быть приложены обосновывающие ее документы. Пропуск срока подачи такой жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа, которому должностные лица, решение или действия (бездействие) которых обжалуются, непосредственно подчинены. Лицо, подавшее жалобу до принятия решения по ней может ее отозвать на основании письменного заявления.
Жалоба плательщика (иного обязанного лица) рассматривается в месячный срок со дня ее получения. По итогам рассмотрения на решение налогового органа вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо (при отсутствии вышестоящего налогового органа), которому должностные лица, принявшие решение, непосредственно подчинены, вправе:
- оставить решение без изменения, а жалобу – без удовлетворения;
- отменить решение полностью или частично;
- отменить решение и назначить дополнительную проверку;
- внести изменения в решение.
По итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) должностного лица налогового органа вышестоящее должностное лицо вправе: удовлетворить жалобу или оставить ее без удовлетворения.
Решение по жалобе в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется плательщику (иному обязанному лицу) заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись. Копия решения в такой же срок направляется в налоговый орган, решение или действия (бездействие) должностных лиц которого были обжалованы.
Отдельно необходимо рассмотреть судебный порядок решения налоговых споров. Процессуальный порядок судебного рассмотрения таких споров и составляет налоговое судопроизводство. В отдельных государствах решение налоговых споров находится в юрисдикции специализированных налоговых судов. В большинстве стран рассмотрение споров в области налогообложения отнесено к компетенции экономических или хозяйственных судов.
6 Решения международных налоговых споров
Развитие интеграционных процессов приводит к созданию судебных инстанций, рассматривающих и регулирующих налоговые отношения между отдельными государствами или их субъектами хозяйствования и гражданами.
Активным участником процесса создания налогового права является Европейский Суд. Юрисдикция Европейского Суда, определяемая договором о ЕС, предполагает рассмотрение прямых исков, с которыми обращаются институты сообществ, государства-члены, их физические и юридические лица, и исков, с которыми обращаются национальные судебные органы. Национальные суды могут обращаться в ЕС с просьбой о разъяснении норм европейского права: статей договора, регламента, постановлений и директив. В суде могут рассматриваться следующие иски:
- заявления институтов ЕС, государств-членов и в отдельных случаях граждан об аннулировании обязательных к исполнению актов, принятых институтами сообщества;
- иски, подаваемые Комиссией или государством-членом против другого государства-члена о невыполнении обязательств, возникающих из национальных договоров и вторичного законодательства, одобренного европейскими институтами или из заключаемых ЕС договоров;
- иски, подаваемые институтами ЕС или государствами-членами против Совета или Комиссии о несоответствии их действий законам сообщества;
- споры между ЕС и его структурами.
В практике Европейского Суда были сформулированы запреты в форме принципов для применения в области налогообложения на территории ЕС. Так были установлены запреты тарифных и нетарифных барьеров на границах внутри ЕС, а также запрет дискриминации по признаку национальности или происхождения. Влияние Европейского Суда на развитие налогового права ЕС более значительно, чем воздействие национальных судов на развитие налогового законодательства государств-членов. Европейский Суд не только устанавливает запреты, удерживающие развитие национального налогового законодательства в рамках принципов права ЕС, но и активно влияет на судебную практику, усиливая ее роль в развитии национального налогового права.
Таким образом, единство способов правового регулирования налоговых отношений в сочетании с особенностями выбора форм национального и интеграционного права создает необходимый правовой механизм сближения налоговых систем государств - членов ЕС.
Экономический Суд СНГ -один из основных органов Содружества Независимых Государств. Статус Экономического Суда СНГ определен Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 г., подписанном Российской Федерацией, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Таджикистаном, Узбекистаном. Каждое из указанных государств избирает в Экономический Суд по одному судье. Его местонахождением определен г. Минск.
Основной целью Экономического Суда СНГ является обеспечение единообразного применения соглашений государств-участников СНГ и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений. Процедура разрешения споров устанавливается регламентом, утверждаемым Пленумом Экономического Суда СНГ. К его ведению относится разрешение межгосударственных экономических споров.
Споры рассматриваются по заявлению заинтересованных государств в лице их полномочных органов, институтов СНГ. Экономический Суд не может отказаться от разрешения спора за отсутствием или неясностью подлежащей применению нормы права. По результатам рассмотрения спора Экономический Суд принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения государством-участником соглашений, других актов СНГ и его институтов (либо отсутствие нарушения) и определяются меры, которые рекомендуется принять соответствующему государству с целью устранения нарушения и его последствий. Государство, в отношении которого принято решение Экономического Суда, обеспечивает его исполнение. Решение Экономического Суда должно соответствовать положениям соглашений и иным актам СНГ, а также применимым нормативным актам. Экономический Суд дает также толкования применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов.
ТЕМА8 Налогообложение в условиях региональной экономической интеграции
1 Налоговая гармонизация и унификация.
2 Согласованная налоговая политика и механизм ее реализации в различных интеграционных объединениях
3 Проблемы гармонизации налогообложения на территории СНГ.
4 Правовые основы организации налогообложения в региональных экономических союзах. Модельный налоговый кодекс.
5 Формирование единых налоговых пространств в условиях региональной экономической интеграции
1 Налоговая гармонизация и унификация
Процессу взаимопроникновения национальных экономик и созданию общего экономического базиса - единого экономического пространства - соответствует и процесс формирования единого налогового пространства, который проходит те же этапы становления и развития. Основным условием достижения этой цели является гармонизация национальных налоговых систем.
Налоговую гармонизацию можно определить как стратегию согласованной налоговой политики интегрирующихся государств по координации и сближению уровней налогообложения.
Гармонизация представляет собой разработку общего курса государств в данной сфере правоотношений на определенном этапе интеграционного взаимодействия. Она предполагает сближение позиций, согласование общих подходов и концепций, совместную разработку правовых принципов и отдельных решений, обеспечение их взаимного соответствия, а также унификацию - введение общеобязательных единообразных юридических норм и правил.
Налоговая унификация представляет собой метод реализации согласованной налоговой политики в сфере гармонизации налоговых отношений путем установления одинаковых условий и форм налогообложения для всех субъектов хозяйствования и граждан на территории единого экономического пространства с целью создания равной налоговой нагрузки в пределах экономического сообщества. Гармонизация налоговых систем государств, объединяющихся в различного рода экономические союзы, проходит ряд этапов в зависимости от степени интеграционных процессов, задач, поставленных перед таким объединением, уровня развития национальных экономик. Начальный этап характеризуется заключением налоговых соглашений на двусторонней основе и унификацией национальной налоговой системы в соответствии с международными нормами и стандартами. Последующий этап, кроме односторонних мер по совершенствованию внутреннего налогового законодательства, включает проведение согласованной налоговой политики, а также разработку основ налогового законодательства, действующего в рамках объединенных экономик.
2 Согласованная налоговая политика и механизм ее реализации в различных интеграционных объединениях
Обеспечить в полной мере функционирование общего рынка, а затем и организацию единого экономического пространства невозможно без проведения согласованной налоговой политики, направленной на создание единого налогового пространства.
Согласованная налоговая политика формируется на базе имеющегося экономического пространства государств, наделенного различными видами ресурсов. К ним относятся не только природные ресурсы, но и другие виды рыночных ресурсов: квалифицированный труд, капиталы, свободно обращающиеся на единой территории, передовые технологии и предпринимательская способность.
Выработка специального международного механизма налогообложения интеграционного объединения, создание равного для всех участников налогового пространства является первостепенной задачей, определяемой согласованной налоговой политикой. Комплексный подход в реализации согласованной налоговой политики осуществляется через все инструменты налогового механизма. Основными целями согласованной налоговой политики в рамках экономических союзов являются:
- создание гармонизированного налогового пространства;
- согласованное реформирование налоговых систем; создание равных условий для хозяйствующих субъектов при налогообложении их деятельности;
- устранение налоговых барьеров, влияющих на развитие экономических связей между странами-партнерами;
- эффективное раскрытие и предотвращение экономических правонарушений;
- решение проблемы межгосударственных неплатежей.
В этой связи оказывается необходимым решение целого комплекса задач:
1) создание координирующего органа;
2) гармонизация принципов налогового законодательства;
3) гармонизация методов налогового администрирования;
4) согласованное реформирование налоговых органов и оптимизация их структуры;
5) формирование интегрированной базы данных о налогоплательщиках;
6) согласование методов и форм налогового учета и отчетности и переход на их международные принципы и др.
Наиболее полное и поэтапное согласование внутренних налоговых законодательств и выработки основ общей налоговой политики можно рассмотреть на примере Европейского сообщества, которое прошло все стадии экономической интеграции и представляет собой практически единственный образец последовательной интеграционной политики.
3 Проблемы гармонизации налогообложения на территории СНГ
Экономическая интеграция на территории новых независимых государств в настоящее время проходит этапы становления и развития. Поэтому реальная оценка происходящих экономических процессов, выбор форм и методов межгосударственного регулирования общего рынка объединяющихся государств, последовательность осуществления гармонизации национальных законодательств имеют большое значение для создания единого экономического пространства.
Состояние хозяйственных комплексов и уровень экономических реформ в странах бывшего Советского Союза побуждают к решению внутригосударственных проблем во внешнеэкономическом сотрудничестве. Интеграционные процессы в этом регионе существенно определяются взаимодополняемостью экономик, географической близостью, ориентацией на совместный рынок, что вполне объективно формирует экономическую базу для создания различного рода региональных экономических образований.
В рамках наиболее жизнеспособных объединений (Таможенный союз, Евразийское экономическое сообщество) проводится совместная экономическая политика, предусматривающая ряд мер по гармонизации национальных законодательств.
В перечень основных мероприятий по гармонизации национальных законодательств попали налоговые законодательства стран-участниц. Такая первоочередность в разработке мер по гармонизации и проведению согласованной налоговой политики вызвана, прежде всего, тем, что при отсутствии таможенных барьеров и таможенных процедур национальные налоговые системы становятся основным существенным препятствием свободному движению товаров, трудовых ресурсов и капиталов.
Несмотря на различия в национальных налоговых системах, на межгосударственном уровне был предпринят ряд шагов, предусматривающих определенные мероприятия по гармонизации налогового законодательства. Однако при этом возник ряд проблем, к которым можно отнести объективные и субъективные факторы, прямо и косвенно усложняющие процессы сближения экономик стран-участниц и их национальных законодательств:
- разный уровень развития экономического пространства;
- неразвитость рыночных преобразований и кризис общественного производства;
- нерыночное ценообразование (цены определяются не спросом и предложением, а регулируются в административном порядке; в отдельных случаях экспорт дотируется из бюджета в виде прямых субсидий, налоговых льгот, нереального валютного курса);
- широкий спектр ограничений неналогового и нетарифного характера: квотирование, лицензирование, прочие административные ограничения;
- неконвертируемость национальных валют;
- фискализация налоговой системы, вызванная в первую очередь бюджетным дефицитом и ростом общегосудар
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!