Образ Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в живописи — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Образ Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в живописи

2021-03-17 279
Образ Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в живописи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сюжет


Лежала русская земля поруганная, поля стояли непахаными, города сожженными. Нижегородский купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский решили собрать народ на борьбу с захватчиками. И покатилась волна народного подъема по всей Руси. Отовсюду посылали Минину деньги и людей на подмогу, ковали оружие. Воеводой был избран Пожарский. И повел он свое войско на Москву. Много воинов полегло у кремлевских стен, но враг был разбит и в страхе бежал с земли русской.

 

В ролях


  • Александр ХановКузьма Минин

  • Борис Ливановкнязь Пожарский

  • Борис ЧирковРоман

  • Иван ЧувелевВаська

  • Анатолий Горюновгетман Ходкевич

  • Лев СвердлинГригорий Орлов

  • Нина НикитинаПалашка

  • Михаил Астанговкороль Сигизмунд III

  • Елизавета Кузюринажена Пожарского

  • Евгений Гуровде Малло

  • Владимир ДорофеевНелюб Овцын

  • Сергей Комаровкнязь Трубецкой

  • Пётр СоболевскийАноха

  • Владимир Уральскийдьяк

  • Лев Фенинлейтенант Смит, шведский наёмник

  • Евгений КалужскийИван Каруцкий

  • Владимир МосквинСтепан Хорошев

  • Михаил Глузскийополченец

Съёмочная группа


  • Режиссёры:

    • Пудовкин, Всеволод Илларионович

    • Доллер, Михаил Иванович

  • Автор сценария: Шкловский, Виктор Борисович

  • Главный оператор: Головня, Анатолий Дмитриевич

  • Главный художник: Уткин, Алексей Александрович

  • Композитор: Шапорин, Юрий Александрович

Технические данные


  • Производство: Мосфильм, съёмки начались 2 февраля 1939 года, перемонтирован в 1963 году, метраж — 2998 м.

  • Художественный фильм, черно-белый.


Заключение.

Анализ собранных исторических фактов показывает, что:

Занявшись этой исследовательской работой, я пересмотрела много информации в интернете, взяла и изучила много книг в библиотеке, поговорила с учителями истории и краеведения в нашей школе. Мои знания об этих событиях и людях той эпохи стали значительно глубже. Очень интересна и познавательна оказалась информация об образах Минина и Пожарского в культуре России. Анализ этой информации показал, что и в наши дни эти образы не меркнут, не забыты. Но необходимо больше знакомить с ними нас, соременных школьников на уроках литературы, краеведения, МХК, ИЗО… Это помогает сделать нас гражданами, патриотами своей страны, ведь нельзя же опозорить столь славные имена и подвиги. Я не согласна с тем, что в кинематографе снят фильм (Режиссёр В.Пудовкин, М.Доллер. В главных ролях А.Ханов, Б.Ливанов) только единственный в 1939 году. Я думаю, пора режиссёрам подумать о постановке этого красивого

исторического фильма с участием актеров XXI века, «облачить» фильм в

цветное изображение. Я была рада принять участие в этом конкурсе, ведь

будущее страны за нами, сегодняшними школьниками.

Список использованной литературы.


1.
И.Гофман. Иван Петрович Мартос. Народная библиотечка по искусству. «Художник РСФСР». Ленинград, 1970. – 45 с., с. 35

2.
А.О. Ишимова. История России для детей.-М: Монолог, 1994, с140.

3.
В.Ф. Карпенко. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. 1611-1612. Жизнь знаменитых нижегородцев. Н. Новгород: Университетская книга, 2004.- 72с., с.18.

4.
В.И. Костылев. Кузьма Минин: Роман.- Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1986. – 317 с.

5.
Юлия Николаева. С нижегородской высоты! Поэма. Шахунская типография, 2004.

6.
И.В. Сидорова, О.И. Наумова. Наш Нижний Новгород. Рассказы из истории города: Книга для семейного чтения. Н. Новгород: Кварц, 2008.-240 с.

7.
К.В. Скворцов. Смутное время. Пьесы. Роман-газета-12. №1306-1997.

8.
Н.Г. Смирнов, Т.П. Виноградова, Ю.Г. Галай и др. «Именитые земляки и гости» ООО «Типография «Поволжье». Нижний Новгород, 2005г. с. 24-27.

9.
А.Н. Соколов. Род Мининых и князь Дмитрий Пожарский. – Н.Новгород, 2007. – 320с.

10.
А. Соколов, протоиер. Князья Пожарские и нижегородское ополчение: род князей Пожарских от Рюрика до наших дней. – Изд. 2-е. доп. и испр. – Н.Новгород: Саранск, 2006. – 236 с.

11.
В. А. Шамшурин. Каленая соль: Историческое повествование. - Горький: Волго-Вятское кн. Изд-во, 1989. – 350с.

12.
В. А. Шамшурин. Набат над Волгой: Историческое повествование. -Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. Изд-во, 1991. – 367с.

13.
В. А. Шамшурин. Алтарь Отечества: Историческое повествование.-

 

 

Карпенко, В.Ф. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский / В.Ф. Карпенко. - Н.Новгород: Унив. кн., 2004. - 70 с. – (Жизнь знаменитых нижегородцев) (Б – ка для юношества; Вып. 3)

 


Серия биографических очерков нижегородского писателя В.Ф. Карпенко посвящена людям, прославившим Нижегородский край, оставившим о себе добрую и вечную память. XVII век - «смутное время». На борьбу с интервентами поднялся весь народ, и во главу народного ополчения стали истинные патриоты России — посадский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.

 

 

Поэтическое мастерство

Лирика Константина Скворцова посвящена трем его любимым темам:

Я не устану всюду повторять
И называть своими именами
То, что веками выстрадано нами:
Отечество, Любимая и Мать!

Во всех своих произведениях Константин Скворцов говорит о судьбах России, отдельных людей, судьбе мира. Ему присущи глубина исторической памяти, смелая, неожиданная трактовка исторических событий - все то, что было свойственно русской драматической поэзии. Но у К. Скворцова свой путь в искусстве, свой взгляд на мир; поэт продолжает традиции русской литературы, но он самобытен, ни на кого не похож.

Поэт тогда достигнет мастерства.
Когда забудет все слова и строки,
Учителей и ласковых и строгих,
Своею песней зазвенит с листа!
“Сонет 88”

Глубина и острота чувств, благородство, верность себе, преклонение перед женщиной, нравственная чистота, высота духа присущи его лирике. “Я наследую небо...” - это кредо поэта и человека Константина Скворцова.

Тема Родины - одна из основных в творчестве южноуральских авторов. Россия и наш край неразделимы:

Не может родина быть малой
с такой великою душой

Взаимоотношения человека и природы - проблема нравственная и в тоже время социальная. Вопрос об отношении к природе - это вопрос об отношении к Родине, вопрос о том, каков есть Человек и каким он должен быть:

Вопросы птицам задавать нелепо,
Но я взываю к птичьему уму:
Иль ты не знаешь человека,
Иль слишком знаешь человека,
Что так доверилась ему?
“Купальщица”

Наши писатели-земляки подобно А.Пушкину, М. Лермонтову, Н. Некрасову, И. Тургеневу, А. Блоку воспевают природу, восхищаются ею:

По заснеженному по лесу,
Где деревья ниже пояса,
В небо теплое, как мать,
Вылетает лебедь белая
Землю крыльями обнять
“Лебедь белая”

Идет в золе по всей земле Гражданская война… Никакое насилие над людьми, историческим процессом не может остаться в прошлом. Оно сделало нас, нашу жизнь иными. Поэтому мы обречены обращаться к прошлому вновь и вновь. Оно живет в названиях улиц и площадей, в песнях и стихах:

Господа офицеры,
Те, которых уж нет,
Вы погибли за веру
В белый снег, в белый цвет.
Вам, кто знает победы,
Даже смерть не беда.
Лишь бы белое белым
Оставалось всегда
“Белый вальс”

О чем пьесы К. Скворцова?

“Ущелье крылатых коней” (драматическая легенда). Из уральской легенды привел поэт в свою пьесу Ивана Бушуева (1800-1834) - непревзойденного мастера узора на холодном оружии - и приковал наше внимание к его художественным поискам Тайны вечного Узора. Это прекрасное произведение о неизбежности победы Добра над Злом, Высокого Искусства над ремесленничеством, бескорыстного служения Родине над корыстью заезжих наемников. В драме органично соединены легенды и факты.

“Отечество мы не меняем” (драма). Пьеса посвящена Павлу Аносову, знаменитому русскому металлургу, раскрывшему утерянный секрет изготовления булатной стали. Главный герой — человек-творец, имеющий сильный характер и высокие побуждения, который, несмотря на все трудности, козни недоброжелателей, несмотря на соблазны и искушения, “отечество свое не меняет”. Исторические факты подняты автором до романтически-героических высот.

“Пока есть музыка и память...” (драма). Пьеса о Курчатове посвящена сильным людям, обладающим высоким чувством ответственности перед будущим. Курчатов, понимающий, что он создал оружие насилия, предстает перед нами как трагический герой.

“Бестужев-Марлинский” (“О чем они молчат?”). Романтическая драма. Пьеса посвящена событиям 1825 года и раскрывает механизм взаимоотношения власти с личностью и историей, что делает пьесу актуальной и интересной для нас.

“Гришка Распутин” (игра в шашки шахматными фигурами в 2 сценах). Драматург показывает нам Григория Распутина как незаурядного талантливого самородка, волею судеб втянутого в политические игры верховной власти. Судьба его трагична: он приходит к осознанию своей роли марионетки в руках политиков, рвущихся к власти.

“Легенда о белом дереве”. Это ритуально-философская притча о зарождении в человеке высокого чувства любви, тяги к творчеству, а также о его стремлении к власти и самоуничтожению.

“Ментуш” (притча). Имея человеческий разум, люди совершают звериные поступки. Не это ли признак того, что в каждом из нас одновременно живет и человек, и зверь? Ментуш - человек-лось, познавший любовь к Дочери Человеческой. Он пытался осчастливить Мир Людей, научив их жить по законам предков, и это приводит к трагедии, очищающей наши души, все еще надеющиеся на то, что Любовь и Красота спасут Мир.

“Дар Божий” (“Драма любви Ф.М. Достоевского”). В драме мы видим непривычного для нас Достоевского - мягкого, нежного, озаренного земной любовью. Автор показывает, что Достоевского спасают три вековечных ценности - Любовь, Вера, Надежда, обретенные им через тернистый путь страдания, душевную боль, мучения и потери. "Утраченные Россией, эти ценности вернут нам Достоевский, Пушкин, Толстой...

“Иоанн Златоуст” (драма в двух книгах). “Если бы я прочитал Иоанна Златоуста в детстве, я был бы другим человеком”, - говорит автор. Крестный путь святителя Иоанна Златоуста (347-407) - основа сюжета пьесы. Святой Учитель высоко пронес факел вселенской любви к людям, свет от которой, не гаснущий по сей день, освещает нам дорогу к высшим духовным ценностям.

“Георгий Победоносец” (“Обретение веры”). Пьеса посвящена высокому духовному подвигу великомученика Георгия в эпоху правления Диоклетиана (конец II - начало III века нашей эры). Давние события становятся удивительно актуальными в наши дни, подтверждая мысль Скворцова: “Жить надо на всю глубину памяти”.

“Царские игры” (сцены Смутного времени). Поэта интересует сложный период в жизни России - время от смерти Годунова до становления дома Романовых, которое характеризуется духовной экспансией Ватикана, “царскими играми”, княжескими распрями и христианскими подвигами пастырей народных. Все это сплетается в один узел, разрубить который суждено было великому гражданину Минину и князю Пожарскому, имена которых становятся символами возрождения России.

Во всех своих произведениях Константин Скворцов говорит о судьбах России, отдельных людей, судьбе мира. Ему присущи глубина исторической памяти, смелая, неожиданная трактовка исторических событий - все то, что было свойственно русской драматической поэзии. Но у К. Скворцова свой путь в искусстве, свой взгляд на мир; поэт продолжает традиции русской литературы, но он самобытен, ни на кого не похож:

Поэт тогда достигнет мастерства.
Когда забудет все слова и строки,
Учителей и ласковых и строгих,
Своею песней зазвенит с листа!

Пьесы К. Скворцова на сцене

У пьес Константина Скворцова счастливая сценическая жизнь. Их ставят в Москве и Челябинске, Санкт-Петербурге и Озерске, они постоянно переиздаются. Театральные премьеры пьес драматурга становятся значительным событием в культурной жизни России.

Вот как отзывается о спектакле Озерского театра драмы и комедии (гастроли в Москве, 2000 год) председатель Союза писателей России, сопредседатель Всемирного русского собора, академик Валерий Ганичев: “Вклад Челябинской области и города Озерска в историю России огромен. Они спасли Россию и мир от третьей мировой войны, а сегодня они спасают наше Отечество от бездуховности, расставляя перед нами нравственные ориентиры и идеалы…”

Премьера первого спектакля “Ущелье крылатых коней” состоялась 23 марта 1972 года в Челябинском ТЮЗе, режиссер Т. Махарадзе. Все образы ясны и убедительны, а ритмическая, стихотворная ткань многоцветна.

Ксения- артистка М. Пермякова,

Иван Бушуев – артист П. Маштаков.

Премьера трагедии “Алена Арзамасская” состоялась в 1974 году в Челябинском Академическом театре им. Цвиллинга, режиссер Наум ОРЛОВ. Жизнь и смерть /1670г./ Алены Арзамасской — монахини из крестьян, названной впоследствии русской Жанной Д’Арк, легли в основу одной из трагедий, так часто сотрясающих Россию во времена крестьянских войн. Отстаивая своё право на жизнь, свою Любовь и свою веру, каждый из героев трагедии делает свой выбор: и атаман Алена, и царевна Софья, и патриарх, и царь Алексей Михайлович /“Тишайший” 1629-1676 гг./ во время царствования которого и разворачиваются все события.

Алёна - Заслуженный артист России О. Климова, Убогий — народный артист России В. Милосердов, Патриарх — народный артист России Е. Агеев.

Премьера “Ванька Каин” состоялась в 1990 году в Санкт-Петербургском драматическом театре “Патриот”, режиссер Геннадий ЕГОРОВ. “Подвиги” известного московского вора времен царствования императрицы Елизаветы Петровны /1741-1762 гг./ Ивана Осипова, прозванного в народе Ванькой Каином, сумевшего достичь высокого положения при дворе, легли в основу комедии, решенной в райково-балаганном стиле, что дает возможность актерам “повеселиться на лобном месте” русской истории, являя зрителям широту и трагизм русского характера.

Премьера “Гришка Распутин” состоялась в 1991 году в Санкт-петербургском театре “Патриот”, режиссер Геннадий ЕГОРОВ

Григорий Распутин — арт. Б. Маслов. Тема, заявленная в “Ваньке Каине”, с особой острой и философской глубиной развивается в этой пьесе.

Премьера “Легенды о белом дереве” состоялась в 1986 году в Челябинском ТЮЗе, режиссер Тенгиз МАХАРАДЗЕ. В основе пьесы лежит легенда об угро-финском племени, жившем, по преданию, в Сибири. Испугавшись внезапно появившегося у них белого дерева — признака власти белого царя, воины племени насыпали над собой земляной курган, подрубили стойки и погибли. Извечный конфликт Художника и Власти, Любви и Долга, Народа и Вождя, — находит в легенде своё трагическое разрешение.

Премьера “Григория Победоносца” состоялась в 1999 году в театре драмы и комедии “НАШ ДОМ” г. Озерска, режиссер Николай ВОЛОЖАНИН. В трагическом конфликте Георгия с его современником императором Диоклетианом /284-305 гг./, в его неизбывной любви к жизни автор поднимает читателей и зрителей на высоту духовного подвига великомученика, являющегося небесным покровителем многих народов мира. Георгий — нар. арт. России А. Исаченко, Александра — арт. Светлана Елистратова.

А вот что сказал о премьере сам автор Константин Скворцов: “Спектакль состоялся. Мне не стыдно пригласить на него своих друзей. То, что театр решился поставить эту пьесу, это уже подвиг: ведь стихотворная драматургия - по Аристотелю и Гегелю - самый трудный, самый высший вид искусства. Озерский театр очень достойно вышел из этой сложной ситуации. Успех спектакля был определен не столько моим текстом, сколько очень удачным распределением ролей, оформлением художника Сергея Александрова, который задал точную, жесткую форму, музыкой композитора Владимира Брусса. По опыту знаю, как редко бывает, когда художник помогает автору, чаще он иллюстрирует произведение, делает акварельные отмывочки и все размазывается, а здесь - иконостас и Колизей одновременно. Актеры работают с большой отдачей, они соскучились по стихотворной строке и, мне кажется, получают удовольствие в работе над текстом. Я искренне благодарен им за это”.

Премьера драмы “Пока есть музыка и память” состоялась в 1987 году в Челябинском Академическом театре им. Цвиллинга режиссер Владимир ГУБАНОВ. Это не иллюстрация жизни знаменитого атомщика И. В. Курчатова /1902-1960гг./, а гимн сильным людям, одолеваемым и сомнениями, и предчувствием неудач, а позже, после творческой победы, проникнувшимся безмерной ответственностью перед будущим. И поэтому герой пьесы рыцарь без страха и сомнения, но он — и это главное — герой трагический. В числе действующих лиц значится и Мефистофель. Автор отвергает модную ныне амбивалентность понятий добра и зла. Мефистофель — зло абсолютное, категоричное, что придает пьесе отблеск высокой трагедии...

Курчатов — народный артист России Л. Варфоломеев, Курчатова — заслуженный артист России А. Готовцева.

В 70-е и 80-е годы были осуществлены постановки его пьес в Челябинском академическом театре драмы им. Цвиллинга - "Алена Арзамасская", "Отечество мы не меняем", "Пока есть музыка и память", в Магнитогорском драмтеатре им. Пушкина - "Отечество мы не меняем", в Златоустовском драмтеатре - "Ущелье крылатых коней", "Отечество мы не меняем", на областном телевидении - "Кибальчич", две удивительные поэтические легенды-притчи "Ментуш" и "Легенда о белом дереве" в ТЮЗе...

Общественное признание.

Творческий вклад К.В, Скворцова, продолжающего лучшие традиции русской классической литературы, сумевшего показать читателю и зрителю высокие образцы служения Отечеству, по достоинству оценен.

* К. Скворцов - член Союза писателей СССР (с 1969 года),

* ответственный секретарь Челябинской областной организации Союза писателей России (1975-1986),

* секретарь правления Союза писателей СССР (с 1986 года),

* в настоящее время он секретарь правления Союза писателей России. Кембриджский университет в 1992 году назвал его Человеком года.

* Признанием заслуг поэта перед Россией можно считать то, что на установленном в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе Щите и Мече высечены его строки:

Россияне! Не уроним чести
И плечом к плечу сомкнёмся впредь.
Выстоять дано нам только вместе,
Порознь — только умереть...

 

Образ Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в живописи

Минина и Пожарского вообще пишут очень часто, что не удивительно. Мне удалось найти немало портретов и групповых картин, но осветить я решила самые, как мне кажется, яркие и запоминающиеся. Хотелось бы обратить внимание на этот портрет Козьмы. На нем Козьма предстаёт открытым человеком со светлым лицом, со спокойно устремлёнными вдаль глазами. Он уверен в победе русских сил.

Если на первом портрете видно, что Минин из простонародья – купец, лавочник, то на втором перед нами появляется образ воина – сильного, неустрашимого, решительного. На это указывают и латы, в которые он облачен, и посуровевший взгляд.

 

На этом портрете работы Афанасьева Козьма представлен уже в более позднюю пору, после свершившейся победы. Взгляд его становится спокойным за судьбу Отечества. Он наполнен тихой гордости. С достоинством Козьма несёт своё звание Думного Дворянина.


А теперь посмотрим на картины, где Козьма изображен в окружении народа. Илья Ефимович Репин, как исторический художник не мог пройти мимо этого сюжета: Минин изображен на фоне православного храма, что очень символично, так как он совершает не только государственное, но и богоугодное дело. Его колоритная фигура в центре картины даже в зрителя вселяет уверенность в победу и в правоту того дела, к которому призывает Минин.

Репин И.Е. Кузьма Минин
И вот еще один Козьма Минин.

М.Песков. "Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году".

Ужасно трогательна девочка, вытаскивающая из ушей сережки. Чувствуется единый патриотический порыв народа, который готов отдать последнее, лишь бы захватчики были изгнаны с земли русской.

М.Песков. "Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году".

 

Но самой знаменитой является картина Маковского К. Е. Воззвание Минина к народу 20 августа. Ополчение Пожарского входит в Москву и располагается у стен Белого города. Эту картину мы можем видеть и в газетах, выходящих ко Дню народного единства, и в книгах по краеведению, и в учебниках по истории. Та масса людей, которая прорисована в картине, могла быть руководима только такими сильными и авторитетными личностями, как Минин и Пожарский.


К. Е. Маковский «Воззвание

Минина к народу 20 августа»

 


Эта картина сродни палехской росписи, похожа на иллюстрацию к былине. Краски яркие, сочные, порождающие радость от свершаемого благого дела. Глядя на неё мне даже хочется заговорить языком былин о Илье Муромце, Добрыне Никитиче.

В.Ходов. "Призыв Минина к нижегородцам».

А теперь Пожарский.

Пойдём - ко мы сражатися

За матушку, за родну землю,

За родну землю, за славный город

Москву.

Из народной песни о Минине и Пожарском.

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский - один из выдающихся вождей освободительного движения начала ХVII века. По отзывам современников и согласно историческим документам, его отличали справедливость и великодушие, скромность и порядочность, храбрость и способность к самопожертвованию. Главным в его жизни была деятельность по защите Родины от вражеских нашествий. Это – воинский долг, и он выполнял его добросовестно и честно. Портрет схож с портретами А.Невского и Д. Донского – тоже великих воинов-защитников Руси. Меня удивило, что в учебнике 7 класса «История Отечества» А.А.Данилова портрет Пожарского никак не напоминает портрет воина.

 


В.А.Котарбинский. "Больной князь Дмитрий Пожарский принимает московских послов".
Много картин посвящено истории о том, как Минин пришел к Пожарскому – больному, раненому – и упросил его возглавить народ, понимая, что для руководства нужен титулованный и опытный воин.

 

Г.Угрюмов. "Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества"
Я, глядя на картину, ощущаю и немощь израненного князя, и силу убеждения слов Минина о необходимости спасти Отечество. Творение Угрюмова произвело на меня сильное впечатление.


Савинский В.Е. Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского»
Глядя на эту картину, я чувствую и нежелание Пожарского учавствовать в походе, и одновременно, понимая необходимости этого дела.

Пожарский понимает – кто, если не я?
Н ачальники народного ополчения (Д.М.Пожарский, К.М.Минин)

Минина и Пожарского вообще пишут очень часто, что не удивительно.

И вот Минин и Пожарский, рука об руку, при полном согласии и взаимопонимании поднимают народ на «великое очищение».

Эта картина сродни средневековым книжным миниатюрам с довольно символическим изображением персонажей, но общая идея: преодоления личных немощей ради общего дела, я чувствую и здесь.

Пожарский Дмитрий.

"Призыв Минина к Пожарскому " (И. А. Фомичев, 1953).


И вот я вижу у Скотти Минина и Пожарского у стен Кремля. В руках Пожарского знамя, он будто просит благословения Божьего, а Минин указывает на столицу-матушку.

Картина Михаила Скотти

 

 

 


Продолжением сюжета Скотти становиться картина Лисснера – поляки изгнаны! Независимость отвоёвана! Москва и Россия снова свободны!

 

Э.Лисснер. "Изгнание поляков из Кремля".

 


Рука об руку, плечом к плечу, под стягами Родины, с Богородицей в руках – против врагов – при взгляде на эту картину невольно я ощущаю прилив гордости за этих героев, радость от одержанной ими победы.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.