Предпосылки зарождения паломничества в Тибет — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Предпосылки зарождения паломничества в Тибет

2021-03-17 68
Предпосылки зарождения паломничества в Тибет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Тибет - местность древняя и малодоступная, развитие социальных условий было ограничено. Однако именно в тех местах начали возникать предпосылки к духовной, монастырской жизни. Благодаря пытливым умам появившихся царей, их стремлению к цивилизации, культура Тибета приобретала более совершенный вид.

Изучение санскрита, письменности, а затем книгопечатание помогало выжить монастырям в трудные времена. Раскрывая тему предпосылок зарождения паломничества в Тибет, можно поставить акцент на само расположение этой страны на географической карте мира. Будучи малодоступным (а в древние времена - недоступным), закрытым для иностранцев, овеянный мистицизмом - Тибет многие века подряд привлекал представителей западной цивилизации. В прошлом страна монастырей по количеству, превосходящему в мире (более 6 тысяч), страна высоко реализованных практиков Дхармы, гора Кайлаш - святыня не только буддизма плюс уникальная красота ландшафтов - всё это несколько главных составляющих предпосылок зарождения паломничества в Тибет.

Легенды о Шамбале, стране знания и справедливости, где живут просветлённые могущественные люди, рассказы о буддистских традициях, о богатейшей культуре до сих пор будоражат воображение очень и очень многих. Как известно, недоступное манит и воспламеняет чувства, а далекая, поднявшаяся к самому небу страна к тому же имела славу центра восточной духовности. О магических способностях тибетских лам слагались легенды.

Одна из причин паломничества в Тибет, связана с зарождением в этой стране одной из первых мировых религий - буддизма. Существует легенда, что первые семена буддизма попали в Тибет с Неба. Во времена правления царя Лхатхотхори (второй век нашей эры), когда он однажды прогуливался по крыше своего храма (так обычно называют последний, открытый этаж), ему прямо на голову упала драгоценная шкатулка со священными текстами и драгоценными реликвиями Будды. Свалилась на голову не причинив никакого вреда, но вместе с тем, не принеся и никакой пользы, поскольку в те времена никто в Тибете еще не умел читать.Уже как тысячу лет Тибет является цитаделью буддизма, который принес индийскую культуру и которому он дал письменность, литературный язык и основы цивилизации. Надо только помнить, что само слово «буддизм» создано европейцами в XIX веке. Сами буддисты называют свою религию просто Дхармой (Закон, Учение) или Буддхадхармой (Учением Будды).

Традиционно считается, что Тибет - страна Авалокитешвары, бодхисаттвы сострадания, а тибетский народ - его потомки. Тибетцы ведут свою родословную от союза Авалокитешвары, который некогда воплотился в форме огромной обезьяны и богини Тары, принявшей образ устрашающей демоницы. От них-то, по преданию, и произошли люди, населившие впоследствии долину Ярлунг. Согласно известной легенде, до 127 года до н.э. тибетский народ не имел единого правителя. Позже, один из индийских царей, по имени Рупати, после своего поражения в известной битве, перешел Гималаи и достиг долины Ярлунг. В Ярлунге его встретили двенадцать мудрейших бонских священников и, поверив в его небесное происхождение, провозгласили его царем и дали имя Ньятри Ценно. С этого момента начался относительно цивилизованный период развития Тибетской культуры. Основополагающей в тибетской культуре являлось представление о взаимозависимости человека и природы. То есть в этот период, который принято называть «до-буддийским» в основе религии и культуры Тибета лежало учение школы «бон» (основанное на шаманских верованиях, а также заимствованиях из древнеиранской религии, теоретически отработанная религиозная система), остатки которой, хотя и в весьма измененном под влиянием буддизма виде, можно еще встретить в тибетских общинах, находящихся в изгнании.

Буддизм, как государственная религия Тибета стал несколько позже. Впервые он появился на территории этой страны в правление царя Лха Тхотори Ньянцена. Чуть позже буддизм постепенно ассимилировался в культуру, пока, наконец, не пронизал собой всю культурную жизнь Тибета, благодаря усилиям нескольких поколений буддийских правителей. Царь Сонгцен Гампо, взойдя на трон в тринадцатилетнем возрасте, построил в Лхасе два храма. Позже он послал своего министра в Индию для обучения санскриту и письменности, в результате чего был составлен тибетский алфавит, по типу санскритсткого. Пригласив из Индии Ачарья Кумару и Брамина Шанкару, а также Ачаоья Шилманджу из Непала, начались перевод и распространение Учения Будды. Хотя в то время не было еще сколько-нибудь заметного и широкого изучения буддизма, царь лично дал многим людям учение, преимущественно касающееся Арья Авалокитешвары.

В период правления царя Трисонг Децена (Трисонга Децена тибетцы почитают как Манджушри - воплощение Бодхисаттвы мудрости) буддизм в Тибете получил значительно большее распространение, после того, как он пригласил в страну двух великих учителей: Шантаракшиту и Падмасамбхаву. Одновременно с этим значительно ускорился процесс перевода канонических текстов буддизма на тибетский язык. С этой целью в Тибет прибыло одновременно 108 индийских ученых. Они же приняли участие и в построении буддийских монастырей.

В древнем Тибете буддизм развивался как за стенами монастырей так и внутри их. Несомненно, их существование было одной из причин зарождения паломничества. Монастыри Тибета выполняли не только религиозные, но и административные, государственные и другие функции, они были материальным и духовным оплотом государства.

Планировочный принцип тибетских монастырей основывался на представлении ламаистов о возвышенности духовного над земным. Может быть, по идейным соображениям, а возможно, и опасаясь за свое имущество, ламы скрывались в труднодоступных местах, устраивая кельи на вершинах. Именно так расположены знаменитые лхасские обители Сера, Дрепанг, Галдан. Культовые и жилые сооружения монастырей, устроенных в скалах, издалека выглядели прижатыми к друг другу. Сгруппированные на разных уровнях, они чаще располагались в верхней части склона. Таким образом, самое высокое святилище являлось центром архитектурного ансамбля и сразу привлекало взгляды паломников. В большинстве случаев этому способствовал ландшафт: на фоне отвесных скал храм с золотыми навершиями выглядел особенно эффектно.

Самый первый монастырь Самье, названный Школой магии строится примерно в 8-м веке. Точная дата основания Самье не известна и с давних пор является предметом диcкуссий. Большинство ученых склоняется к мнению, что это событие произошло в 760-780 годах. Именно в этом монастыре более тысячи лет назад на собрании завершился спор о путях развития буддизма в Тибете. Пожалуй, ни один из районов Тибета не прославлен таким количеством легенд и загадок, как окрестности бывшей Школы Магии. На одной из ближайших гор до сих пор находятся пещеры, в которых скрывался от мира великий Падмасамбхава (индийский мастер, основавший Тибетский буддизм и тантрическую школу буддизма в VIII веке. В Бутане и на Тибете он также известен как Гуру Ринпоче (Драгоценный Мастер). Буддийская школа Ньингма почитает его как второго Будду).

Если верить легенде, то Самье возник чудесным образом недалеко от поселения, где родился царь и где знаменитый маг одержал победу над колдунами. Обустраивая свою обитель, монахи отчаянно боролись с демонами, которые каждую ночь разрушали то, что было построено днем. Падмасамбхава не только положил конец зловредным козням, но и заставил духов работать. Смирившись, они всего за несколько дней завершили возведение Самье. Возможно, эта история и не была выдумкой, ведь в качестве демонов могли выступать жрецы бон, как известно не проявлявшие благосклонности к новой вере. Так или иначе, в период правления Трисонг Децена в песках уже стоял город. Доступный лишь избранным, красивый и призрачный, он был именно таким, каким полагалось быть творению волшебника. Архитектурный ансамбль Самье устраивался в согласии с буддийской космологией. Повторяя формы индийского храма Одантапури, в плане монастырь походил на мандалу, символизирующую строение мира. Все монастыри Тибета заслуживают почтенного внимания, три из них, устроенные недалеко от Лхасы составили группу с общим названием «Три престола» построенных у истоков буддизма и ставшими колыбелью буддизма: Галдан (с 1409 года), Дрепанг (с 1416 года) и Сера (с 1419года).Первым известным в традиции гелугпа монастырем считается Галдан. Построенный в 1409 году, он стал образцом архитектурного облика для других буддистских монастырей. Монастырь Галдан связан именем великого духовного практика Цзонхавы, полное название которого - Брог-ри-галдан-намбарчжял-бий-лин («Уединенное горное, вполне радостное обиталище полного победоносца»). Монастырь был выстроен на южном склоне горы Брог-ри, и место для этой обители выбирал сам Цзонхава. Он убедился, что в этом месте присутствуют все благоприятные признаки как земли, так и неба, и основал монастырь Галдан.

Многих паломников привлекает в монастырь Галдан реликвия, связанная с именем Цзонхавы. Это часть черепа его матери, оправленная в золото наподобие чаши-габалы. Подобные сосуды не были редкостью в средневековом Тибете, но данная чаша, по преданию, обладала чудесными свойствами. Зерна риса, находившиеся в ней, никогда не кончались, хотя их во множестве раздавали паломникам как средство, исцеляющее от многих болезней. Издавна, относясь к самым крупным монастырям Тибета, сегодня Дрепанг («Куча риса») признается таковым в отношении всего мира. Дрепанг - первый монастырь вырастивший от первого до пятого далай лам. В период расцвета в нем проживало 10 тыс. монахов, в настоящее время - 500.

Сера («Шиповник») примечательна тем, что в ней когда-то существовала крупнейшая в Тибете книгопечатная мастерская. Такая полезная традиция, как печатание буддийских книг, помогла монастырям Тибета выжить в трудные времена китайской экспансии. Сера стала одной из тысячи общин, сумевших приспособиться к новым условиям. В отсутствии крепостных и бескрайних поместий ламы, подобно своим коллегам из Дрепанга, распахнули двери своего монастыря для туристов.Тем не менее, сборы от экскурсий и выдача платных разрешений на съемку лишь дополняют основные источники дохода, одним из которых, как прежде, служит книгопечатание. В период расцвета в нем жило свыше 5 тыс. монахов, сейчас около 300. Монастырь является духовным центром ламаизма и культовым местом.

Древняя крепость Ташилунпо в городе Шигатзе признается одним из выдающихся памятников тибетской архитектуры. В переводе с местного языка его название означает «многославный». Благодаря многолюдным беседам первого далай-ламы Гендендрупа, обитель снискала славу философского центра.

По грандиозности художественного замысла Ташилунпо можно сравнить только Поталу-главное культовое сооружение Тибета, символ страны и предмет гордости каждого ее жителя. Этот 13-ти этажный дворец, построенный в 1648 году в Лхасе стал последующей резиденцией далай-лам, начиная с пятого. Несомненно, также одной из причин, предпосылок зарождения паломничества в Тибет стали монастыри, в которых веками складывались фундаментальные основы тибетской медицины. Cамые лучшие тибетские врачи вышли из стен Шакпори - эта обитель ученых монахов в старину иначе называлась Храмом и школой медицины. Cо времени основания Шакпори имел весьма строгую репутацию. Попасть в него, остаться и тем более начать обучение мог далеко не каждый желающий. На обучение в Шакпори принимались только дети аристократов. Однако, порядки здесь были гораздо суровее, чем в других монастырях Тибета. Крайне высокие требования объяснялись тем, что в Храме медицины готовили не только врачей, но и будущих руководителей страны. Основные принципы тибетской медицины лежат в буддистской философии, в понимании того, что все явления, в том числе и болезни, связаны с умом (разумом). Таким образом, духовное, магическое и физическое здоровье человека определяется его гармонией c духовной, магической и физической сферами жизни. Все эти сферы являются тесно взаимосвязанными, и в тибетской традиции, человек рассматривается как целостная система.

Тибетские врачи не воюют с недугами, а исцеляют человека, устраняя причину болезни, стараясь не допустить ее появления в будущем.В старину особое значение отводилось практике, в частности собиранию трав, для чего юные медики поднимались к гималайским вершинам. Сухой воздух Тибета сохранял целебные растения в течение многих лет.

С давних времен практикующие ламы-врачи руководствовались четырехтомной рукописью Жудши, которая уже более 1000 лет является главным источником местной врачебной науки. Легенды связывают появление устного варианта книги с откровениями Будды. В каноническом трактате Жудши обобщены знания, накопившиеся за все время существования тибетской врачебной науки. Русским специалистам древний труд знаком по переводу бурятского доктора П.А. Бадмаева (1903 год), имевшего частную практику в Санкт-Петербурге. Прочитав Жудши, он убедился сам и сумел доказать своим коллегам то, что «тибетская медицина достигла поразительного развития и в некотором отношении опередила надолго европейскую». Популяризация врачебной науки Тибета способствовала открытию в русской столице аптеки, которой заведовал сам Бадмаев и где продавалось около 300 тысяч наименований лекарственных средств. Постепенно слава о тибетской медицине распространилась по всему миру, что послужило толчком для развития паломнического туризма в Тибет наряду с другими факторами, описанными выше.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.