Первые путешественники-паломники в Тибет — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Первые путешественники-паломники в Тибет

2021-03-17 124
Первые путешественники-паломники в Тибет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Долгое время европейцы называли Тибет «страной снегов и тайн», для многих он был не реальным местом на земле, а загадочным и таинственным мифом. Нашим знаниям о прошлом Тибета мы обязаны отважным путешественникам разных национальностей, которые, невзирая на опасности, бесстрашно отправлялись в эти труднодоступные районы Центральной Азии. Опасности были не мифическими, а самыми настоящими, ведь правительство Тибета под страхом суровых наказаний запрещало пересекать границу страны чужестранцам, особенно европейцам - «несшим на священную землю скверну». Кара ожидала и тех, кто оказывал помощь пришельцам. Многие путешественники, проделав трудный путь, вынуждены были поворачивать обратно, так и не достигнув заветного Тибета. В самом начале ХХ века мистическая для жителей Запада страна Тибет оставалась белым пятном на карте Азии. Она находилась под влиянием таких держав, как Китай, Великобритания и Россия, и ревностно ими охранялась. Но запреты действовали не всегда и не для всех, и в течение веков находились бесстрашные люди, приезжавшие в Тибет: миссионеры, исследователи, военные из Британской Индии, шпионы и авантюристы - все они, каждый на свой манер, вспоминали о диковинных далеких землях, о странных городах, об огромных просторах, о необычной природе этих мест, и казалось, что реальность и вымысел сливались в их рассказах воедино. Ни одно другое место на Земле во все времена и эпохи не могло столь сильно возбуждать фантазию человека.

В отличие от других мест земного шара здесь все казалось таинственным и неземным. В середине XIX века еще не были в ходу современные представления об инопланетной жизни. Тем не менее, в этот нехоженый высокогорный край, как будто бы действительно отмеченный печатью близости к Богу, люди, по их свидетельствам, попадали словно в иной мир.

Попасть в Тибет мечтали многие исследователи и путешественники, но удалось это лишь единицам. Долгое время Тибет был самой труднодоступной частью света. Причиной этого были не столько суровые климатические условия высокогорья и природная изолированность этого региона, сколько политика правителей Тибета, запрещавших доступ сюда иностранцам. Регион не стал доступнее и в ХХ веке. Затяжной и кровавый конфликт между сторонниками независимости Тибета и официальным Пекином делал невозможным путешествие по этому краю. Тибет долго был запретной зоной для туристов и открылся для посещения лишь в 1984 году.

Первая волна европейских путешественников в Азию приходится на середину 13 века. В 1241 Европа с трудом оправилась от страха, спровоцированного нашествием монголов, которые ушли только после смерти Угедей-хана. Римский папа и Людовик IX Святой решили отправить послов к великому монгольскому хану, чтобы узнать о его дальнейших намерениях. В 1246 году монах-францисканец Джованнни да Плано Карпини прибыл ко двору Гуюк-хана. Вернувшись из путешествия он написал «История монголов», в которых изложил все известные на тот момент сведения о Тибете.

В 1253 году посланник Людовика IX Виллем де Рубрук нанес визит Мангу-хану. В своих рассказах о путешествии он впервые упомянул о тибетском буддизме, процитировав четыре слова знаменитой молитвы: Ом Мани Падме Хум. Он также поделился своими воспоминаниями об участии в религиозных дебатах, о монахах, которые верят в переселение душ, и о странном народе «тебет», представители которого являются каннибалами и пьют из черепов своих предков.

Марко Поло, в свою очередь, также заинтересовался обычаями тибетцев. В 1275 году он прибыл ко двору Хубилай-хана и заметил присутствие здесь «колдунов» и священников. Во время своего путешествия он также посетил приграничные районы Тибета, населенные, по его словам, свирепыми разбойникам и грязными идолопоклонниками с дикими обычаями.

В 1325-1326 годах священный город посетил францисканский монах Одорик де Порденон. Уроженца из Италии пропустили в тибетскую столицу, приняв за миссионера из Китая. Составив весьма туманное описание Лхасы, он отметил, что «стены города белые с черным, а пролитие крови абсолютно запрещено». Записки итальянца вызвали недоумение у позднейших ученых, выразивших сомнение по поводу его пребывания в Лхасе и вообще в Тибете. На самом деле Ордорико не вошел в Лхасу, а только достиг Хотана в Центральной Азии.

После Одорика прошло почти три столетия, прежде чем третьему европейцу удалось проникнуть внутрь Тибета. На этот раз исходным пунктом служил город Агра на реке Жумна в Западной Индии, а смелым путешественником явился иезуит-португалец Антонио д'Андрада. Он поднялся по опасным и почти непроходимым перевалам к истокам Ганга и после утомительного многодневного путешествия, все ужасы и лишения которого описаны в его дневнике, достиг священного озера Маносаровар и государства Гуге и попал в город Цзапажан - это в крайнем юго-западе области Хундес на реке Сетледж (относительно недалеко от горы Кайлаш).

В то время это было независимое царство, имеющее не меньшее значение, чем Центральный Тибет. Здесь он был дружески принят королем и затем через высокий перевал Рудок достиг Ладака и Кашмира. В своих воспоминаниях Антонио д'Андрада отмечал, что был чрезвычайно тепло принят царем, который заинтересовался новой религией, позволил основать миссию и построить церковь в его царстве. Он нашел, что между двумя религиями есть неоспоримое сходство и с сожалением констатировал, что будиийские священнослужители настроены крайне враждебно по отношению к новой религии. Его странствия продолжались почти два года (1624-1626 гг.).

Следом за Антонио д'Андрада в королевство Гуге прибыл целый ряд других миссионеров, встреченных не менее радушно королем Цзапажан; эта милость к противникам истинной веры навлекла на короля гнев Далай-ламы и поход на королевство знаменитого ревнителя буддийской веры кукунорского князя Гушихана, умертвившего короля. Вызванный этим обстоятельством внутренний переворот и гонения на миссионеров заставили последних покинуть в 1652 году Тибет, не преуспев в начатом деле христианского просвещения.

Более важным с географической точки зрения представляется путешествие иезуита австрийца Иоханна Грюбера и бельгийца Альберта д'Орвиля. Первый явился главным действующим лицом и инициатором всего предприятия, второй лишь его спутником. Грюбер предпринял путешествие в Тибет и Лхасу отнюдь не ради миссионерской деятельности подобно своему предшественнику и ближайшим преемника. Задача его была чисто географическая: отыскать новый путь сушей в Европу, по его предположению, еще никем не затронутый. Иоханн Грюбер и Альберт д'Орвиль достигли Лхасы 8 октября 1661 года и оставались в этом городе более десяти месяцев.

Источники, по которым можно проследить историю путешествия Грюбера и Альберта д'Орвиля, немного: в 1677 году иезуит Афанасий Кирхер напечатал их заметки и иллюстрирующие их гравюры. В этих записях впервые упоминаются пятый Далай-лама, Лхаса и дворец Потала. Грюбер первый дал сколько-нибудь подробное и достоверное описание Тибета - страны и ее обитателей, так как являлся очевидцем всего описанного.

В начале ХVIII века иезуиты и капуцины пытались основать миссии в Тибете и отстоять первостепенность своего вероисповедания. С 1708 года в Тибете и соседнем Непале открывается деятельная проповедь христианства, возложенная Священной Конгрегацией Рима на монахов капуцинского ордена. Эта деятельность, малоплодотворная в смысле достигнутых ею результатов по насаждению христианства в Тибете, приобретает особый интерес в истории путешествий и исследований в стране, захватывая период времени почти в сорок лет и дав несколько известных имен. Труды этих миссионеров, как и иезуитов, до самого последнего времени оставались почти неизвестными, а потому и не находили себе справедливой оценки в глазах тибетологов, пока не были опубликованы работы «Magnaghi o Belligatti», «Puini o Desideri». В 1716 году капуцин Орацио делла Пенна одним путем и иезуиты эммануэль Фрере и Ипполито Дезидери другим прибыли в Лхасу. Несмотря на некоторые разногласия между иезуитами и капуцинами, миссионеры обоих орденов испытывали друг к другу уважение и даже начали вместе изучать тибетский язык. Их задача была общей - обращение тибетцев в христианство. Тибетцы весьма снисходительно отнеслись к миссионерам и даже допустили их в большой монастырь Сера, находящийся недалеко от Лхасы. Итальянский иезуит Ипполито Дезидери пробыл в Тибете почти 5 лет. Встретив невероятные трудностив дороге, он неплохо устроился в священном городе, и с неохотой покинул его в 1721 году, уступив место колллегам из братства капуцинов. Его воспоминания о путешествии были опубликованы только в 1904 году из-за напряженных отношений между иезуитами и капуцинами. К сожалению, работа Дезидери была оценена по достоинству слишком поздно. Этот труд незаурядного эрудита, географа, исследователя, впервые знакомил западного читателя с Тибетом и Лхасой. Дезидери, проживший в Тибете несколько лет, был свидетелем политических изменений, произошедших в Тибете после свержения шестого Далай-ламы, и вторжения монголов племени дзунгар. Дезидери был последним иезуитом, посетившим Тибет в ХVIII веке.

Что касается делла Пены, то он прожил в Тибете шестнадцать лет. В течение этого времени маньчжуры способствовали тому, что монахи перестали доверять европейцам и западные религиозные миссии закрылись одна за другой. Орацио делла Пена оставил потомкам «Краткое описание Тибетского царства». Опубликованный через столетие после создания, этот документ представлял научный интерес, став руководством для последующих экспедиций. Сменившие миссионеров послы преследовали в основном только одну цель - налаживание торговых связей с Тибетом. С 1774 по 1783 года Британская торговая компания дважды пыталась наладить торговые связи с Тибетом. С коммерческой точки зрения эти поездки были не очень удачны, однако позже опубликованные воспоминания содержали интересные факты о жизни Тибета в тот исторический период.

К тому времени можно отнести формирование двух групп путешественников, имевших разные интересы, но единую цель - проникнуть в Лхасу. Первую группу составляли паломники. Благочестивый люд в большинстве своем не отличался грамотностью, а интересовался главным образом предметами культа. Второй тип исследователей сформировался благодаря английской секретной службе. Одни надеялись завладеть мифическими богатствами этой страны, чью столицу, Лхасу, называли «Запретным городом». Другие хотели стяжать славу великих путешественников. Мало кто преуспел в подобных предприятиях. Однако те, кто искренне искали духовного просветления, добились большего. Одним из первых таких путешественников в Тибет был Эварист Хак, католический миссионер из Франции, который в 1864 году рассказал Западному миру о своем пребывании в монастыре Коунбоум. Европейцы с изумлением читали его очерки о невероятных явлениях, например о том, как тибетские ламы могли без малейших усилий преодолевать огромные расстояния, находясь в теле, которое, казалось, состоит из тумана и снов.

Слухи о таких чудесах приблизительно в 1857 году привели в Тибет россиянку Елену Петровну Блаватскую (1831-1891). Там она прожила в общей сложности семь лет, обучаясь у великих духовных мастеров. Она называла их Махатмами (Великими), «совершенными, или достигшими», и полагала, что они обладают некоторыми самыми древними и, возможно, самыми истинными духовными учениями в мире. Подробностей самого путешествия Е.П. Блаватской по Тибету очень мало; в своих работах она обращала основное внимание на собранную ею духовную мудрость. Уже в 60-х годах XIX века Е.П. Блаватская показала Западу, что в Тибете можно встретить духовные чудеса и найти необычайные учения.

В первые десятилетия XX века несколько отважных путешественников, подобно полковнику Брэдфорду, попытались преодолеть горы, которые охраняли Тибет, чтобы воочию увидеть спрятанные за ними чудеса. Большинство из них потерпели неудачу или погибли. Но те немногие, кому это удалось, вернулись во внешний мир с историями о волшебной и загадочной земле. Они рассказывали о ламах, обладающих сверхъестественными способностями, о летающих мистиках, живых Мафусаилах и мудрецах, не подверженных смерти и творящих чудеса.

Среди первооткрывателей Тибета из Русского Географического общества оказался бурятский ученый Гомбожап Цыбиков. Цыбиков был первым российским ученым, который сумел проникнуть вглубь Тибета и благополучно вернуться. Результаты его путешествия изложены в книге «Буддист-паломник у святынь Тибета», изданной в Петрограде 1919 г. Путешествие Цыбикова началось 25 ноября 1899г из Урги и завершилось 4 апреля 1902 г. Он посетил крупнейшие города и религиозные центры Тибета: Гумбум, Лабран в Амдо, Лхасу и три главных монастыря - Галдан, Брайбун и Сэра, резиденцию панчен-ламы - монастырь Даший-Лхунбо, древнейшую столицу Тибета Цзэтан и монастырь Самьяй. Цыбиков путешествовал с фотоаппаратом, сделал потрясающий фотоотчет, он имел самый полный доступ к ценностям Тибета. Во время своего странствования Цыбиков провел поистине титанический труд по подбору и напечатанию в одной из монастырских типографий собрания тибетской ксилографической литературы в количестве 333 томов по религии, философии, истории, медицине и грамматике. Вся эта коллекция тибетской литературы была привезена путешественником на родину и передана в Русское географическое общество. Затем коллекция была передана в Азиатский музей Академии наук. Работы Цыбикова стали всемирно известными.

Из числа наиболее известных русских исследователей-паломников Тибетского плато нельзя обойти вниманием легендарную семью Рерихов. Семья художников, под влиянием духовных учений и культуры Центральной Азии, кардинально сменившая культурный срез и вероисповедание, посвятила свою жизнь и все силы изучению Тибета и поискам мистической Шамбалы.

Научным итогом тибетского путешествия Рериха стали гербарии и карты Центральной Азии, литературным - книга «Шамбала», а художественным - полотна, созданные по путевым зарисовкам. Первой женщиной из Европы, попавшей в Тибет и Лхасу в 1924 году после многочисленных неудачных попыток, была 56-летняя французская исследовательница Тибета и духовная практикующая Александра Давид-Неэль. Она также попала под обаяние этой мистической страны. В 1927 году француженка опубликовала свои воспоминания о путешествии в Тибет, назвав их «Путешествие парижанки в Лхасу». Произведение имело огромный успех в Европе и в отличие от научных заметок востоковедов и дипломатов в популярной форме рассказывало об этой удивительной стране.

B 50-е годы XX века Лоуэлл Томас-младший, известный американский путешественник, описывая свое путешествие в «закрытую и безмолвную землю» Тибета, говорил: «Таинственная горная страна, лежащая за пиками Гималаев на самой крыше мира, долго была страной Эльдорадо номер один для исследователей и путешественников, жаждущих неизведанного».Путешественники, которые преодолели все географические препятствия и попали в Тибет, обнаружили там культуру с сильным духовным началом.

Официально Тибет открылся для иностранцев только в 1988 году. Однако доступность не сделала путешествия по стране легкими и приятными. Горные дороги и сегодня сулят немало трудностей даже бывалым странникам, которых не пугает ни высота, ни холод, ни пронизывающий ветер.

Сервис в Китае не достиг международного уровня, что, впрочем, не отталкивает истинных любителей приключений. В настоящее время «затерянный мир» ежегодно посещают тысячи туристов. Большинство из них составляют паломники, ведь Тибет даже без Далай-ламы остался центром ламаистского буддизма.

 


 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.