Народные музыкальные инструменты. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Народные музыкальные инструменты.

2021-03-17 152
Народные музыкальные инструменты. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Народные музыкальные инструменты - наименее исследованная область музыкальной науки по сравнению с изучением песенного творчества. Обзор исследовательских работ, посвящённых народному инструментарию. Работы К.А. Верткова, С.Л. Гинзбурга, Б.Ф. Струве в области изучения русских народных инструментов. Работы Камаева, М.А. Якубова, К.А. Верткова, Г. Благодатова, Э. Язовицкой в области изучения музыкального инструментария других народов СНГ.

Классификация музыкальных народных инструментов:

· Духовые инструменты.

· Струнные инструменты.

· Мембранные инструменты.

· Самозвучащие инструменты.

Характеристика каждой группы инструментов и её подвидов. Описание инструментов, тембровая характеристика на основе анатиза прослушиваемых произведений, область распространения, исторический обзор жизни инструментов. Выразительное и художественное значение звукоизобразительного подражания народному инструментарию и исполнительству в сочинениях отечественных композиторов.

Духовые инструменты:

· флейтовые (кувиклы, сопель или дудка, свирель, посвистель);

· язычковые (зурна, жалейка или брёлка, гармоника и её локальные разновидности);

· мундштучные (труба пастушеская, труба ратная, цилиндрические трубы, рога).

Струнные инструменты:

· щипковые (гусли и их разновидности, домра, балалайка, бандурка);

· смычковые (гудок);

· фрикционные (лира).

Мембранные инструменты: бубны, тулумбас, набат, бубен, барабан.

Самозвучащие инструменты: било, бряцало, колокол, ложки, трещётка, варган.

Инструменты и ансамбли в народном быту. Исполнительская практика в России, на Украине, Кавказе, макомное искусство в регионах Средней Азии. Оркестр народных инструментов Андреева.

 


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: Наличие инструмента, доски с нотным станом

Технические средства обучения: аудиоаппаратура

Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:                                    

1. Гошовский В.М. У истоков народной музыки славян.– М., 1971.

2. Елатов В.И. Песни восточнославянской общности. – Минск, 1977.

3. Земцовский И.И. Русская протяжная песня. Опыт исследования. – Л., 1967.

4. Кулаковский Л.В. О русском народном многоголосии.– М.-Л., 1951.

5. Лаговский Ф. Н. Народные песни Костромской, Вологодской, Нижегородской и Ярославской губерний. Вып.2.– Кострома, 1923.

6. Рубцов Ф.А. Статьи по музыкальному фольклору. – М.-Л., 1973.

7. Христиансен Л.Л. Ладовая интонационность русской народной песни.– М., 1976.

8. Щуров В М. Стилевые основы русской народной музыки.– М., 1998.

Дополнительные источники.

1. Колпакова Н.П. Песни и люди. – Л., 1977.

2. Лазутин С.Г. Русская частушка: вопросы происхождения и формирования жанра – Воронеж, 1960.

3. Русские частушки /Сост. А.П. Аверкин. – М., 1990.

4. Ананичева Л.М., Суханова Л.Ф. Песенные традиции Поволжья.– М., 1991.

5. Бачинская Н.К. Русские хороводы и хороводные песни. – М.-Л., 1951.

6. Земцовский И.И. Русская народная песня. – М., 1964.

7. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня.– М.Л., 1962.

8. Костромские песни и наигрыши. Вып.2. /Предисл. Т.В. Кирюшиной.– Кострома, 2001.

9. Мехнецов А.М. Хороводные песни, записанные в Томской области. – Л.-М., 19073.

10. Пархоменко Н.К. Русские народные песни Томской области. – М., 1985.

11. Руднева А.В. Курские танки и карагоды. – М., 1975.

12. Хороводные и игровые песни Сибири /Сост. Ф.Ф. Болонев, М.Н. Мельников.– Новосибирск, 1985.

13. Вирши. Силлабическая поэзия. 17-18 веков / Ред. П.Н. Берков, вступ. ст. И.Н. Розанова. – Л., 1935.

14. Гилярова Н.Н. Народный романс. Собрание старинных народных романсов в сопоставлении с литературными прототипами и вариантами распевов – М., 1998.

15. Гусев В.Е. Песни и романсы русских поэтов.– М.-Л., 1965.

16. Келдыш Ю.В. Очерки и следования по истории русской музыки. – М., 1978.

17. Ливанова Т.Н. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры.– М., 1938.

18. Ливанова Т.Н. русская музыкальная культура XVIII века. Т.1. – М., 1952.

19. Новикова А.М. Русская поэзия XVIII- перой половины XIX века и народная песня.– М., 1982.

20. Смоленский С.В. Значение XVII века и его кантов в области современного церковного пения так наз. «простого напева» //Музыкальная старина. Вып.5.– СПб., 1911.

21. Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века. В.2-х т.– М.-Л., 1929.


Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
анализировать музыкальную и поэтическую стороны народного музыкального творчества, определять связь творчества профессиональных композиторов с народными музыкальными истоками, использовать лучшие образцы народного творчества для создания современных композиций на основе народно-песенного материала, исполнять произведения народного музыкального творчества на уроках по специальности. Знать: основные жанры НМТ, условия возникновения и бытования различных жанров, специфику средств выразительности музыкального фольклора, особенности национальной народной музыки и ее влияние на специфические черты композиторских школ, историческую периодизацию и жанровую систему ОНМК, методологию исследования народного фольклора, основные черты фольклора разных стран, музыкальные особенности и условия бытования. Исполнение произведений НМК, их анализ, контрольная работа, устный опрос по теоретическому материалу, проверка практических заданий, ана­лиз музыкальных произведений на слух и по нотному тексту.

5.Методические рекомендации

  Народное музыкальное творчество как учебная дисциплина имеет существенное значение для будущего педагога-музыканта и исполнителя, поскольку народная песня является нашей культурой и нашей историей, в ней содержится богатый духовный опыт наших предков, через нее раскрывается характер народа, его мысли и чувства, менталитет. Творчество композиторов, опиравшихся на интонационный склад народной песни, без знания самих песен понять также трудно. Наконец, изучение фольклора для воспитания в студентах чувства гордости за отечественную национально-самобытную культуру, чувства патриотизма и толерантности, в котором современное общество особенно нуждается, просто необходимо.

В настоящее время отношение к этномузыкознанию - как самостоятельной науке - значительно изменилось. В вузах столичных и крупных городов (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород,- Казань и т.д.) открылись самостоятельные кафедры и специализации, посвященные углублённому изучению фольклора в аспекте актуализации национального самосознания и самоопределения в процессе становления и развития художественной культуры современности. В среднем звене образования ситуация комплексного и современного научного подхода к этому предмету неодназначна. Как правило, научно-методическое и дидактическое обеспечение предмета (программы, учебные пособия, аудио- и нотный материал) явно устарело и не по всем параметрам отвечает современным задачам музыкальной педагогики. В свете сказанного подчеркнём, что данная работа - первый шаг в направлении изменения описанной ситуации. Вследствие чего возникла идея обобщить трёхлетний опыт преподавания предмета в вузе (Костромской государственный университет) и Ярославском музыкальном училище (колледже) им. Л.В. Собинова и применить на практике в педагогическом аспекте полученные знания в период обучения в аспирантуре Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки (кафедра этномузыкознания).

Эта работа - пример авторского видения предмета «народное музыкальное творчество» в среднем звене музыкального образования. Отметим, что программа была апробирована в 2008-2009 учебном году на базе Ярославского музыкального училища.

Актуальность материалов программы и возможности её дальнейшего использования (с возможными корректировками в зависимости от специализаций и часов учебного плана) педагогами, а также студентами учебных заведений искусств и культуры (аудиоприложение), на наш взгляд, не вызывают сомнения. Вследствие чего материал программы несколько превышает нормы типичной учебной программы, в чём автор отдаёт себе отчёт.

Цель предмета - развитие у студентов интереса к народной музыкальной культуре, понимание её роли в становлении и проявлении национального самосознания, в преемственности поколений и связи времён, воспитания у студентов отношения к народному творчеству как неотъемлемой части бытия в диахроническом срезе.

Задачами предмета являются:

- освоение основных закономерностей музыкального языка в искусстве устной традиции,

- развитие навыков анализа поэтического и музыкального языка народных песен,

- изучение традиционных жанров музыкального фольклора,

- раскрытие взаимосвязей народной и профессиональной музыки, знакомство с типами и формами работы композитора с фольклором.

- формирование начальных навыков расшифровки фонограмм.

В результате изучения предмет в комплексе специальных дисциплин студенты должны знать основные понятия, а также уметь:

1. Ориентироваться в системе жанров музыкального фольклора, в их стилистике, и локальных разновидностях.

2. Уметь исполнять определённое количество одноголосных и многоголосных песен, анализировать их.

Автор:

ГПОУ ЯО «Ярославское музыкальное училище (колледж) им. Л.В. Собинова, Снежкова Е.А., преподаватель теоретических дисциплин.

Эксперты:

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.