Семейно-бытовые обрядовые песни. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семейно-бытовые обрядовые песни.

2021-03-17 505
Семейно-бытовые обрядовые песни. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Издавна пронизывая собою весь быт людей, песня неизбежно стала такой же неистощимо разнообразной, как и сама жизнь; каждая грань жизни порождала особый вид (жанр) песен, своеобразный, имеющий свое бытовое назначение, отличающийся от других и содержанием слов и напевами, а часто и манерой исполнения.

Песни, связанные с рождением человека. Родильные обряды являются самыми древними по своему происхождению. Самыми мобильными жанрами этой обрядовости, распространёнными и по сей день, являются колыбельные. Изо всех песенных жанров колыбельные самые неизменные, самые простые; это не мешает им быть достаточно своеобразными по своим жанровым признакам. Во все времена матери поют колыбельные с одной целью - убаюкать ребенка; слова песен неизменно просты, почти всегда насыщены лаской, часто тут же импровизируются. Впрочем, в текстах некоторых колыбельных песен сохранились также остатки обрядовых заклинаний, которыми матери пытались уберечь своих беспомощных детей от грозящих им со всех сторон бед - болезней смерти.

Часто колыбельные содержат пожелания счастливой доли и богатства («Будешь в золоте ходить»). Однако в некоторых встречаются реалистические зарисовки жизни.

Колыбельные поются спокойно, напевно, неторопливо. Обычно их звуковой объем: терция - секста; традиционная терцовая попевка часто сочетается с ниже расположенным квартовым ходом. Большинство колыбельных - типовые напевы или напевы-формулы, с ними поются разнообразные по содержанию стихотворные тексты. В среднерусской полосе широкое распространение получил светлый и ласковый напев мажорного наклонения с характерной для него приветливой интонацией в объеме сексты.

Мелодии колыбельных, их интонации широко использованы в русской классической музыке: в обработках Лядова, в его же симфонической картине «Кикимора», в «Русалке» Даргомыжского, в прологе оперы «Псковитянка», в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова, в финале «Мазепы» Чайковского.

Свадебные обряды. Свадьба - самое яркое и впечатляющее изо всех народных «игрищ»! Гигантский спектакль, несколько иной в каждой местности и все же единый в своей сути. Драматургия его многоактна; действие длится несколько дней. И все - как в подлинной пьесе: два основных героя - Он и Она, Жених и Невеста. Два лагеря - два Рода, заинтересованные в своем продолжении. Строго определены и роли других действующих лиц: Тестя, Тещи, Свекра, Свекрови, Дружка, Свата, Свахи. Есть и эпизодические персонажи. Есть и зрители - односельчане.

Свадебные обряды - самые значительные во всей народной обрядовости и по их разработанности, и по продолжительности. Например, в северных районах России, они занимают от двух до трех недель,

В свадебной обрядовости яркое отражение получили особенности крестьянского мировосприятия. Выбирая невесту, крестьянин руководствовался прежде всего тем, чтобы она была здоровой и умела хорошо работать. Поэтому во время сватанья сваты могли попросить невесту продемонстрировать свое умение прясть, шить, вышивать и т. п. Наглядным доказательством умения невесты служили вещи собственного изготовления (полотенца, рубашки и т, д.), которыми она обязана была одаривать жениха и его родных.

Некоторым действам свадебной обрядовости, а также отдельным фольклорным произведениям, сопровождающим эту обрядовость, придавалось магическое значение. Так, например, чтобы уберечь будущих супругов от «сглаза», «порчи» и всевозможных происков злых духов, исполнялись соответствующие заговоры, когда провожали жениха с поездом к невесте, при отъезде жениха и невесты к венцу и в другие моменты. Приехавших от венца жениха и невесту обязательно обсыпали хмелем или зернами, чтобы они были богатыми. «На дружбу» их угощали вином из одной рюмки. Невесте сажали на колени крепыша-мальчика, чтобы она родила здоровых детей и т.д. В фольклоре разных регионов сохранилось множество магических приговоров, сопровождающих свадебный обряд.

Но свадьба, взятая в целом, - это не только факт этнографии, но и замечательное явление народной поэзии и музыкального творчества. Она от начала и до конца была пронизана произведениями самых различных жанров фольклора. В нее входят присловия, пословицы, поговорки и загадки. Однако особенно полно в свадебных обрядах представлены такие жанры фольклора, как причитания, песни и приговоры.

Приведём в качестве примера, характерные и наиболее распространённые песенные жанры свадебного обряда.

Причитания невесты. Причитания (причесть, плач, голошение) - речитативно с плачем исполняемые песенные импровизации. Свадебные причитания - преимущественно жанр невесты. Если невеста не умела причитать, то это делала специально приглашенная плакальщица. Причитания исполнялись на сговоре, на девишнике, при ритуальном посещении невестой бани, перед отъездом ее вместе с женихом к венцу. После венчания причитания не было принято исполнять.

Главное содержание причитаний - тяжелые переживания, горестные размышления девушки в связи с предстоящим выходом замуж, прощанием с родной семьей, любимыми подругами, своим девичеством, молодостью. В основе причитаний лежит противопоставление жизни девушки в «родной семье», на «родимой сторонке», предполагаемой жизни в «чужой семье», на «чужой стороне». Если в родной сторонке - «луга зеленые», «березы кудрявые», «люди добрые», то в «чужой стороне» - «березы кужлявые», луга «кочковатые» и люди «лукавые». Если в родной семье к девушке относятся с любовью, ее ласково приглашают за столы «дубовые», скатерти «браные» и яства «сахарные», то в чужой семье ей предстояло встретиться с недоброжелательным отношением свекра, свекрови, а часто и мужа.

Причитания дают довольно полное представление о бытовой жизни крестьян. Однако главное их значение не в том. Причитания - один из ярчайших жанров народной лирики. Их основной смысл не в подробном описании тех или иных явлений и фактов жизни (в данном случае связанных с темой замужества), а в выражении к ним определенного эмоционального отношения; их главное назначение в том, чтобы выражать определенные чувства. В этом смысле они сродни лирической протяжной песни.

Причитания не имеют сюжета, повествовательность в них ослаблена до предела. Главная композиционная форма причитаний - монолог, что дает возможность непосредственно выражать различные мысли и чувства. Чаще всего такие монологи - плачи невесты начинаются с обращений к родителям, сестрам, братьям и подругам. Например: «Вы, родные мои родители!», «Сестрица моя родная!», «Люба милая подруженька!» и т. п.

В причитаниях широко используются синтаксические параллелизмы и повторы. Они в изобилии включают в себя всевозможные вопросы и восклицания. Это усиливает их драматизм и эмоциональную выразительность.

В данном песенном жанре, как и во многих других жанрах фольклора, широко используются эпитеты. Однако лирическая природа причитаний особенно ярко сказывается в том, что в них чаще всего употребляются эпитеты не изобразительные, а выразительные, например, такие, как «родная сторонка», «желанные родители», «милые подруги», «дорогие соседи», «чужая сторона», «чужой род-племя», «чужие отец-мать», «тоска великая», «горючие слезы» и т.д.

Отличительной чертой свадебных причитаний является необычайно широкое употребление в них слов с уменьшительными суффиксами. Особенно часто в них употребляются такие слова, как «матушка», «батюшка», «братцы», «сестрицы», «подруженьки», «соседушки», «головушка», «горюшко», «кручинушка» и др.

Нередко все отмеченные нами приемы и средства поэтического стиля (синтаксический параллелизм, слова с уменьшительными суффиксами, выразительные эпитеты, обращения и вопросы) в причитаниях применяются одновременно, и тогда достигается выразительность необычайной силы.

Свадебные песни, как и причитания, неотъемлемы от данного обряда. Однако причитания исполнялись только до венчания жениха и невесты, а песни пелись и после венчания. Особенно много песен исполнялось во время «красного сгола» - свадебного пира. В отличие от причитаний, которые представляли собой песенную импровизацию и исполнялись в одиночку, сольно, свадебные песни имели относительно устойчивый текст и звучали преимущественно в хоровом исполнении. По своему эмоциональному содержанию свадебные песни значительно разнообразнее причитаний: в них можно найти и мотивы грусти, и мотивы веселья. Общий эмоциональный тон их более светлый, чем эмоциональный тон причитаний. Если в причитаниях передавались лишь мысли и чувства выходящей замуж девушки, то в большинстве песен выражалось отношение к этому факту общества, определенного круга людей: подруг девушки, всех, принимающих участие в свадьбе. Свадебные песни рассказывают о свадьбе, в том числе с переживаниях невесты, как бы со стороны, поэтому они всегда в той или иной мере сюжетны, включают в себя элементы повествовательное™.

По своему конкретному содержанию, поэтике и назначению свадебные песни очень разнообразны. Но все их можно классифицировать на две группы. Первую группу составляют песни, самым тесным образом связанные со свадебной обрядностью, конкретным моментом в ее развитии. Каждая из этих песен в пространстве, времени и по характеру образов замкнута тем эпизодом обряда, который она сопровождает, комментирует, дополняет, поэтически углубляет.

В свадебных песнях дается описание обряда сговора; говорится о подарках невесты жениху и его родным, о девичнике; описывается обряд расплетения косы девушке; рисуется отъезд жениха к невесте со свадебным поездом; рассказывается о том, как жених и невеста уезжают к венцу и приезжают от венца. В них сообщается о начале «красного стола» - свадебного пира; они, наконец, дают определенное представление об этнографически- поэтическом содержании свадебного веселья.

Однако эти песни не только описывают тот или иной обряд, но и дают яркую поэтическую характеристику его участников, необычайно четко выражая при этом определенное эмоциональное настроение.

Мотивы идеализации пронизывают большинство свадебных песен о женихе и невесте, которые в них называются «князем» и «княгиней», рисуются людьми, роскошно наряженными, необычайно красивыми и т. д. В этом следует видеть определенное проявление магического назначения свадебных песен: желаемое в них рисуется как реально существующее.

Тенденция идеализации особенно ярко проявилась в такой жанровой разновидности свадебных песен, как величания. Величания - это, как правило, небольшие по размерам песни описательного характера, в которых в идеализированном плане рисуется портрет величаемого, говорится о его красоте, уме или богатстве.

Корильные песни - это своеобразные пародии на величания, ими смешили и веселили гостей. Корильные песни имели нередко плясовой ритм, рифму.

Наряду с этими песнями, параллельно и одновременно с ними, во время свадебного обряда исполнялись также песни и другого типа. Эти песни, как и песни первой группы, разрабатывали свадебную тематику, их основными образами также были образы жениха и невесты. Но в отличие от песен первой группы они не были закреплены за каким-нибудь определенным эпизодом свадебного обряда, а могли исполняться в любой момент свадьбы. В них свадьба рассматривалась как бы в целом, говорилось о бракосочетании вообще. Художественное время и пространство этих песен далеко выходили за рамки конкретно совершаемой обрядности. Отличительной особенностью песен этой группы является широкое использование символики. Так, символом молодца, жениха в них чаще всего выступает голубь, сокол, орел, селезень и гусь; символом девушки - лебедушка, утушка, пава и ласточка.

Среди свадебных песен каждой местности, деревни видное место занимают типовые напевы, с которыми поется большое количество различных текстов.

Наиболее старинные свадебные песни довольно лаконичны, они основаны всего лишь на одной-двух полевках в объеме терции-кварты. Основу мелодического развития таких напевов составляет варьирование одной и той же попевки. Это указывает на связь их с более давними песенными пластами (например, «Не были ветры»).

Примечательно, что в некоторых певческих традициях (например, Кировской области) в свадебных песнях стойко сохраняется бесполутоновый склад, мало типичный для русских песенных жанров.

1. Отображая ту или иную трактовку свадебного обряда, напевы-формулы весьма различны по своему эмоциональному строю. Основываясь на имеющемся материале, можно выделить три вида свадебных формул: Праздничные. Их напевы чаще всего отличаются четкой, уверенной поступью нисходящей квинтовой попевки в виде мажорного пентахорда. Она наблюдается в свадебных формулах Украины, Белоруссии и Смоленщины, отчасти в напевах Великолукской и Костромской областей.

2. Драматические. В их ниспадающих, стремящихся к тонике попевках слышится что-то близкое интонациям плача. Такое впечатление создают свадебные формулы Гдова (Псковская область), Пинежья, Вологодской и Архангельской областей, отчасти - Пермской и Ленинградской.

3. Промежуточные.    Это формулы таких свадебных традиций, в которых нет единого эмоционального характера напевов. Здесь нередко соседствуют светлые и печальные напевы, открыто праздничные и глубоко драматичные. Мелодика свадебных формул данной группы в большинстве случаев отличается смешанностью песенных слоев, обобщением интонаций разных типов. Последнее характерно для главных напевов свадьбы Костромской, Пермской, Ленинградской и некоторых других областей.

Другой жанр свадебного фольклора - приговоры дружек. Без их анализа, невозможно сложить полное представление о свадьбе. Приговоры - это своеобразные прозаические импровизации, которые имеют определенную ритмическую организацию. Нередко приговоры имеют рифмы - и тогда перед нами типичный раешный стих:

Богатые люди пиво да вино пьют,

А меня, бедного, только по шее бьют;

- Полно тебе

Стоять у чужих ворот,

Разиня рот!

Все свадебные обряды были тесно связаны, шли друг за другом в строго определенной последовательности, представляя собой как бы единую, растянувшуюся на несколько дней пьесу. Центральным актом этой пьесы был день свадьбы, а распорядителем этого дня и главным режиссером всего свадебного «представления» был дружка. Он просил благословения у родителей жениха и отправлялся со «свадебным поездом» в дом невесты. Просил благословения у родителей невесты и уводил жениха и невесту к венцу. После венца он привозил их в дом жениха, где начинался свадебный пир. Во время пира дружка следил за соблюдением обрядности, руководил застольем, веселил гостей. На другой день после свадьбы дружка будил молодых и нередко приглашал к себе в гости. Во время свадебной обрядности дружка много шутил, стремился говорить складно, только приговорами.

Особенность приговоров хорошего дружки состояла в том, что они были высокопоэтичными, по своему содержанию вполне отвечали тому или иному эпизоду в свадебной обрядности, а по стилю и образности органически сливались с другими жанрами фольклора, исполняемыми в тот или иной момент обряда. Так, учитывая специфику свадебных песен, дружка жениха и невесту называет только «князем» и «княгиней».

Талантливые, поэтически одаренные дружки в своих приговорах используют мотивы, образы и поэтику не только свадебной поэзии, но и других жанров фольклора. Так, в одном приговоре дружка в былинной манере просит разрешения у отца жениха «на широкий двор сойти», к своему «храброму коню» подойти, богатырски заседлать его, взять «во левую рученьку сафьяновые вожжи», «во правую рученьку шелковую плеть» и выехать со своей дружиной в «чистое поле».

Использованные в приговорах жанры несвадебного фольклора выполняют ту же роль, что и жанры свадебной поэзии. Они не только не ослабляют функционального значения собственно свадебной поэзии, но, наоборот, усиливают ее, помогают еще глубже выразить основные идеи, связанные с тем или иным обрядовым моментом, значительно повышают общее поэтическое звучание всего свадебного обряда.

Таким образом, свадебная поэзия, все входящие в нее фольклорные жанры тесно связаны между собой по образному содержанию и назначению. Отличаясь по своей поэтике, эти жанры вместе с тем имеют и объединяющие их черты, представляют собой, в известном смысле, единую художественную систему.

Свадебная поэзия находилась в самой неразрывной связи с ее обрядовостью, которая имела не только большое этнографическое, но и определенное эстетическое значение. Несмотря на то, что к самому факту бракосочетания в значительной степени подходили с практической стороны, думали прежде всего о том, чтобы в семью жениха вошла хорошая хозяйка, в целом свадьба воспринималась не как практическая сделка между родителями жениха и невесты, а как большой и яркий праздник.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.