Процесс управления в организации — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Процесс управления в организации

2021-03-17 54
Процесс управления в организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современные отечественные предприятия ориентированы на внедрение управленческих структур в свою деятельность. Формирование системы менеджмента (управления) на предприятии необходимо для обеспечения конкурентных позиций организации как на отечественном, так и на зарубежном рынках.

Для России интересен опыт высокоразвитых стран в аспекте организации деятельности и регулирования субъектов рынка в целях повышения конкурентных преимуществ. Современные организации, предприятия и фирмы для целей повышения прибыльности своей деятельности стараются сформировать и обеспечить эффективное управление по всем возможными направлениями своей деятельности.

Для целей обеспечения конкурентных позиций компании на рынке необходимо сформировать систему управления, адекватную для каждой конкретной организации.

Применительно к экономической сфере под конкурентоспособностью понимают определенные свойства, которыми обладает конкретный субъект и которые дают ему возможность для получения привилегий и преимуществ [1].

Носителями этих свойств - конкурентных преимуществ- могут быть различные субъекты конкурентоспособности:

-   определенные виды продукции или товара;

-   предприятия, фирмы или компании (хозяйствующие субъекты);

    группы предприятий;

    отрасли национальных хозяйств;

    отдельные государства или группы стран;

    международные организации.

Итак, конкурентоспособность представляет собой понятие, отражающее необходимые требования современного высокоразвитого трансформационного рынка, ориентирующее субъекты конкурентной борьбы на постоянное совершенствование организации своей деятельности в целях занятия более прочных позиций.

Наиболее важную роль в трансформационной рыночной экономике играет конкуренция между производителями. Поэтому, рассматривая конкуренцию, многие авторы чаще всего описывают именно ее. Совершенная и несовершенная, ценовая и неценовая, добросовестная и недобросовестная конкуренция, свободная конкуренция, конкуренция качества, международная конкуренция и другие виды относятся, прежде всего, к конкуренции производителей [1].

Значительный вклад в характеристику особенностей конкурентоспособности внес Портер.

Портер отметил, что конкурентоспособности организации определяется преимущественно конкурентоспособностью ее окружения. Портер разработал методику анализа конкурентоспособности и выявил основные стадии, которые должна пройти фирма в направлении роста конкурентных преимуществ.

По мнению Портера, конкурентоспособность компании на внутреннем рынке определяет ее перспективы на внешнем [2,3].

Важно также отметить, что понятие конкурентоспособности связано с формированием и использованием потенциала субъекта рыночной экономики, то есть его формирование и реализация эффективно могут быть осуществлены только по определенной программе, плану или в соответствии с заранее разработанной стратегией, ориентированной на определенные стратегические цели.

В общем виде цели могут быть определены как определенные итоги, которых необходимо добиться для достижения конечного результата в установленные сроки.

Цели - это конкретные конечные состояния или желаемые результаты, которых хотят достичь члены организации, работая вместе.

Выделяют следующие требования к целям субъекта рынка:

-   достижимость и реалистичность;

-   понятность для исполнителей;

    измеримость;

    наличие сроков исполнения;

    мотивация действий исполнителя в правильном направлении;

    цель должна быть формулируемая и формализуемая;

    совместимость целей индивидов, групп и организации;

    возможность проверки и корректировки;

    наличие системы обратной связи.

Цели формируются во всех сферах деятельности субъекта рынка, где важен результат. А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд выделяют в качестве основных две такие области - финансовую и стратегическую [1].

Так, для обеспечения конкурентных преимуществ современных элементов (субъектов) рыночной экономики необходимо проведение активной политики в области повышения эффективности организации деятельности и обеспечение эффективного управления.

Управление на предприятии - это направление деятельности предприятия, ориентированное на формирование эффективного управления ее деятельности [2].

Категория «модель управления» является одной из ключевых в науке и практике управления. Модель управления можно определить как совокупность теоретических и практических действий, правил, принципов в рамках обеспечения финансово-хозяйственной деятельности на должном уровне.

Интерес представляет изучение моделей управления по территориальному признаку на примере модели, предложенной Гертом Хофстеде, который выделил четыре важнейших параметра деловой культуры:

-  соотношение индивидуализма и коллективизма;

-  дистанция власти;

-  соотношение мужественности и женственности;

-  отношение к неопределенности.

Важно отметить, что параметры деловой культуры Хофстеде (как и параметры деловой культуры, выделенные другими исследователями) всегда относительны, а не абсолютны. В любой культуре будут, например, проявления как индивидуализма, так и коллективизма [2].

Восточные общества обычно тяготеют к коллективной культуре. В Европе к коллективным культурам относят Испанию, Португалию, Грецию и, как это ни странно, Австрию. К индивидуалистическим культурам - северные страны. Характерно, что степень индивидуализма населения, как правило, растет по мере роста средних доходов на душу населения.

Исследования зарубежных ученых показывают, что Россия и страны СНГ тяготеют к коллективным ценностям.

Эволюция теории и практики менеджмента нашла свое отражение в многообразных направлениях. То, что происходит сегодня в теории и практике управления, называют «тихой управленческой революцией». Ее начало совпало со вступлением общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему свое отражение в так называемой американской модели менеджмента, и относительно новому, поведенческому, нашедшему отражение в японской модели, приходит новое (неформальное), которое принято характеризовать как обновленческое, инновационное или маркетинговое, «информационное» (Таблица 1.1) [3].

 


Таблица 1.1

Организация типа «А» (американская модель) Организация типа «j» (японская модель) Организация типа «Z» (маркетинговая модель)
Работники нанимаются на короткий промежуток времени Работники нанимаются пожизненно Работники нанимаются на длительный промежуток времени
Принятие решений индивидуально Принятие решений коллективно Принятие решений коллективно
Ответственность индивидуальна Ответственность коллективная Ответственность индивидуальна
Быстрое развитие и продвижение Медленное развитие и продвижение Медленное развитие и продвижение
Механизмы явного, точного контроля Механизмы косвенного контроля Косвенный неформальный контроль с точными, формализированными критериями
Способствование развитию специализированной карьеры работников (по вертикали) Способствование неспециализированной карьеры работника (диверсифицированный подход) Умеренно специализированная карьера работников
Избирательное (дифференцированное) отношение к работнику как к таковому Холистический (целостный) подход к работнику как личности Холистический подход, включая семью

 

Управление на предприятии на протяжении всей истории его развития ищет ответ на вопрос: какая система управления наиболее эффективна? В число передовых методов построения систем эффективного управления входит так называемый системный подход. В современных теориях выделяются три самостоятельных, развивающихся подхода к управлению: как к процессу; системный; ситуационный [1].


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.