Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2021-03-17 | 235 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Согласно историко-этимологическому словарю слово «формат» (от лат. formo – придаю форму) появилось в русском языке в XVIII веке и изначально использовалось в типографском деле в значении «размер печатного издания, размер листа»[27]. В Оксфордском этимологическом словаре мы находим схожее значение: «общепринятая, установленная структура книги, характеризующаяся, прежде всего, размером печатного листа»[28].
Исследователи медиа Альберт Моран и Джастин Мэльбон считают, что появление формата неразрывно связано со становлением системы механической репродукции печатных изданий. В книге «Понимание глобальных телеформатов» («Understanding the global TV formats»)[29] они пишут о том, что самый ранний пример успешного использования и адаптации формата – это Библия. Именно она стала первой печатной книгой в Европе, правда, изначально издавали ее только на латыни – языке, читать на котором мог ограниченный круг людей. Чтобы поднять продажи, издателям пришлось перевести Библию на национальные, понятные широким слоям населения языки. Результат этой адаптации не заставил долго ждать: продажи резко поползли вверх.
В полиграфии под форматом[30] подразумевают величину, характеризующую длину полной строки и высоту полосы набора; размер тетради, листа, карточки и т. п. Всем хорошо известно разделение печатной продукции по формату: форматы А2, А3, А4 и т. д. Эти форматы соответствуют международной системе стандартов ISO 216. В России широкое распространение они получили в связи с начавшимся массовым использованием импортной полиграфической техники. В стандарте ISO отношение длины листа к ширине во всех форматах равняется отношению квадратного корня из двух к единице (1,4142:1), то есть ширина и длина страницы относятся друг к другу так же, как сторона и диагональ квадрата. Помимо широко распространенных форматов А существуют форматы серии B, которые используются там, где неприменима серия А. Также есть серия C, которая чаще всего используется при обозначении форматов конвертов[31].
|
В случае с печатной продукцией мы можем говорить о формате как о термине, отражающем не просто внешние признаки, а определенные стандарты полиграфической промышленности.
В начале 1950-х слово «формат» начинают использовать применительно к радиостанциям[32]. Если до этого программы делались в основном по принципу «что-нибудь для каждого», то теперь с усилением конкуренции и с появлением новых музыкальных стилей начинается рост специализации станций. Вначале форматом называли набор музыкальных направлений, звучащих в эфире, но постепенно содержание понятия меняется. С 1970-х оно стало означать принципы программирования всей радиостанции. Сейчас существует более ста разновидностей формата, подробнее об основных мы поговорим в разделе «Типология форматов радиостанций: мировой опыт».
Вскоре телевидение перенимает у радио новое понятие. По отношению к телевизионному процессу «формат» изначально обозначал лишь количественные характеристики, а именно хронометраж передачи. Телевизионный продукт должен был «вписаться» в установленные временные рамки: «шаг» был равен 26 или 52 минутам[33]. При несоблюдении требований материал просто не шел в эфир.
В конце XX века слово «формат» обретает новый смысл, сфера его употребления расширяется. Связано это, прежде всего, с всеобщей цифровизацией, когда «формат» начинают понимать как набор определенных параметров и характеристик (формат DVD, MP3). С. А. Кузнецов определяет формат как «ограничения, накладываемые на способ расположения и представления данных в памяти компьютера»[34]. Из сферы технологий приходит и понятие «форматировать» в значении стереть старую информацию, установить новое программное обеспечение; придать тексту определенный, заранее заданный внешний вид.
|
Последнее определение, актуализирующее сему «стандарт», в контексте данной работы представляется нам наиболее значимым. По замечанию Г. Я. Солганик, именно благодаря этой семе понятие «формат» закрепилось в медиапространстве, в то время как привычные эталоны утратили свои позиции. «Слишком долго … размывались основные понятия, организующие СМИ как упорядоченное, функциональное целое: тип СМИ, жанр, стиль. Так что активизировавшееся в конце 1990х годов понятие формат зафиксировало устремленность профессионального сознания, прежде всего, к упорядоченности»[35].
С развитием технологий слово «формат» стали использовать для определения технических характеристик телевизионного процесса: способа вещания (аналоговый или цифровой), способа доставки контента (кабельное или спутниковое телевидение). Как и в случае с хронометражем программы, формат здесь рассматривается лишь как внешняя форма. В связи с планируемым переходом к цифровому вещанию в 2015 году мы часто слышим о вещании «в формате DVB-T, DVB-T2». Остановимся на этих форматах чуть подробнее[36]. DTV – это цифровая технология, позволяющая передавать программы с кинематографическим качеством изображения и звука, она может быть использована для передачи большого объема данных. Выделяют три уровня качества цифрового вещания: SDTV – базовый уровень с расширением, аналогичным аналоговому; EDTV – телевидение повышенного разрешения, характеризующееся более высоким качеством изображения. Телевидение высокого разрешения HDTV обеспечивает наибольшее из всех форматов качество.
Однако постепенно слово «формат» начинает обрастать новыми значениями. В связи с усиливающимся процессом дифференциации и специализации вещания в это понятие начинают вкладывать не только внешние, технические параметры, но и концептуальные, смысловые свойства. В такой расширенной трактовке это понятие было впервые осмыслено Дэвидом Элтейдом в работе «Логика медиа» в 1979 году.
Элтейд определяет «формат» как рамку или перспективу, которая используется для того, чтобы подать и истолковать те или иные феномены[37]. Он утверждает, что формат первичен по отношению к событию: именно событие конструируется в соответствии с форматом, а не наоборот. Здесь встает вопрос об объективности и достоверности такой информации, но в рамках данной работы мы не ставим цели оценить этическую составляющую «форматного» телевидения, для нас важнее разобраться: что такое «формат». Элтейд пишет: это «то, посредством чего мы осознаем реальность, видим то, что видим. И это всегда не “сырое” событие, а определенным образом поданное и истолкованное, “отформатированное”»[38]. Таким образом, по Элтейду, получается, что формат задает четкую направленность интерпретации события, тем самым снижая риск его двойственного восприятия.
|
В России слово «формат» применительно к электронным СМИ стали применять только в 1990-е годы. Почему же в нашей стране данное понятие начинает активно использоваться именно в это время, ведь в мировой медиаиндустрии термин появился гораздо раньше?
Эпоха 1990-х стала важнейшим этапом развития системы отечественных СМИ. На этот период приходятся ключевые факторы трансформации отечественной медиасистемы: отмена цензуры, законодательное признание принципа свободы слова, становление рыночных отношений. На смену диктату партии и верховенству воспитательной функции советского телевидения, когда «идеологическая доминанта определяла и содержательный, и формальный момент эфирной продукции»[39], приходит невиданная ранее свобода творческого выражения.
Переход от командно-административной к рыночной экономической системе привел к появлению нового типа СМИ (частных и коммерчески ориентированных) и к формированию новых бизнес-моделей, основанных, прежде всего, на рекламе. Также важнейшим признаком становления рыночной системы стало активное проникновение в медиаиндустрию новых коммуникационных технологий. Именно развитие рыночных отношений в СМИ привело к активному использованию современных информационных технологий как на уровне медиасистемы в целом, так и на уровне отдельно взятых работников этой системы.
Как и за рубежом, в России форматизация начинается в радиосфере, и уже потом, в конце 1990-х, «формат» приходит на телевизионный рынок. К этому времени телевидение становится доминирующим общенациональным видом СМИ – это стало одним из важнейших последствий перестройки медиарынка. Свой вклад в этот процесс внес и начавшийся в 2000 году экономический подъем. Как отмечают исследователи, жизненные ориентиры и ценности россиян были определенным образом скорректированы. Ведь, как известно, экономический рост стимулирует потребительскую свободу выбора людей.
|
Неудивительно поэтому, что отечественные СМИ стали уходить от откровенной политизации, предпочитая направление коммерциализации контента. Развлекательные жанры и форматы стали более разнообразными. Ведь если «старый» медиапорядок предполагал подчиненность СМИ партийному контролю; центральное место печати в системе идеологической работы; то теперь все стало крутиться вокруг рекламы. Закономерным последствием этих трансформаций стала нацеленность медиапредприятий на коммерческий успех.
1990-е годы – это время формирования новых ориентиров, требующих смены концептуального отношения к СМИ. С изменением экономических условий изменились и цели телевидения: функции просвещения, информирования, развития личности, социальной интеграции отошли на второй план, уступив место функции развлекательной. Теперь телевидение ориентируется на производство эмоций и впечатлений, соответственно, меняются и потребительские свойства программ. В действие вступает так называемый механизм «понижающей селекции». Эта модель в содержательном плане предполагает обращение к «древнейшим конструкциям нашей ориентации в реальности – сексуальным влечениям, переживаниям возможного насилия, ожиданию смерти, чувствам неизвестности, опасности, неизбежности, подавленности»[40].
Как отмечает Д. Б. Дондурей, механизм «понижающей селекции» лучше всего работает в условиях «форматного ТВ». В России переход к такому телевидению наметился в конце 1990-х. И здесь трудно однозначно оценить значение «форматов». Как отмечает А. Г. Качкаева, «умение просчитать потребителя, выбрать заказчика и продать идею – одно из ключевых умений для сегодняшнего телевизионного профессионала»[41]. Когда та или иная программа выходит в определенном формате, она понятна потребителю и понятна рекламодателю. «Когда общество резко расслоилось, а каждый его слой резко обособился, все вдруг поняли, что диалог с аудиторией должен быть предметным, что его надо выстраивать. Так вот, формат — это свод правил, регулирующих этот диалог: его интонацию, тип его участников и т. д. … Если ты хочешь добиться внимания определенного собеседника, ты должен вести себя определенным способом»[42], — А. Е. Роднянский.
Не последнюю роль в становлении форматного телевидения в России сыграл процесс глобализации. На сегодняшний день это одна из важнейших тенденций развития телевидения. Н. А. Голядкин под глобализацией понимает возрастание роли внешних факторов в экономическом, социальном и культурном развитии страны[43]. Отечественное телевидение преодолело изоляционизм и влилось в общемировое русло развития еще в годы перестройки. Впоследствии это привело не только к увеличению количества иностранных передач, но и к тому, что модели медиаиндустрий в России и за рубежом становятся все более похожими. Новые глобальные явления начинают проникать и на российский медиарынок. Вслед за форматизацией радиовещания начинается форматизация телевидения. По мере роста количества каналов, зрители становятся все более разборчивыми. Вещатели начинают ориентироваться на более узкую, сегментированную аудиторию.
|
Здесь возникает вопрос: как привлечь и затем сохранить аудиторию? И именно формат становится тем инструментом, который так необходим в условиях современного медиарынка; инструментом, особенно удобным, когда нужно объяснить коллективу, что и как делать. Чтобы подстроиться под уникального автора, нужно время, ресурсы и, в первую очередь, способность рискнуть. «Форматных» же сотрудников найти проще, да и работают они обычно оперативнее, а это огромное преимущество для потокового телевидения. «Но ведь от этого страдает качество!» – восклицают многие. Действительно, в какой-то степени формат становится новым проявлением цензуры, он ограничивает творческую свободу, навязывая свои правила игры. Однако не все медиапрактики столь категоричны: «Ты, конечно, можешь гордиться тем, что снимаешь фильм «вне формата», но если он окажется еще и «вне зрителя», то станет, скорее всего, твоим последним фильмом. Да и зачем мне что-то делать, если это не будут смотреть или читать? На фиг, не надо.... Другое дело, что надо рисковать, надо не бояться выйти на один шаг в «неформат» — потому что, если ты рискнул правильно, именно на этот шаг ты окажешься впереди всего рынка, переполненного форматным продуктом. Это тоже законы бизнеса»[44], — Л. Г. Парфенов.
Как бы то ни было, формат уже стал явлением современной медиадействительности, и от этого никуда не уйти.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!