Макроэкономическое равновесие в модели — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Макроэкономическое равновесие в модели

2021-03-17 91
Макроэкономическое равновесие в модели 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«СОВОКУПНЫЙ СПРОС — СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Современный макроэкономический инструментарий основан на анализе агрегированных или совокупных величин, суммирующих характеристики многих тысяч рынков, составляющих национальную экономику и позволяющих анализировать хозяйственную систему как единый рынок страны.

Ранее уже описывались такие макроэкономи­ческие агрегаты, как объем валового внутреннего продукта — сумми­рующий объемы товаров и услуг, или уровень цен — объединяющим цены всей совокупности товаров и услуг.

МОДЕЛЬ AD — AS

Среди аналогичных агрегированных величин — совокупный, спрос (AD — от англ, aggregate demand) и совокупное предложение (AS - от англ, aggregate supply). Взаимодействие между нпу определяется с помощью модели AD — AS, которая является  базовой моделью для анализа макроэкономического равновесия.

С её помощью можно не только изучать проблемы общего объема производства, инфляции, экономического рост, но и выявить влияние экономической политики на ситуацию в национальной экономике.

 

 

Рис. 18.1 Равновесный объем производства и равновесный уровень цен

 

 Как и на уровне отдель­ных рынков, на макроуровне пересечение AD и AS показыва­ет равновесный объем произ­водства и равновесный уровень цен (рис. 18.1). Иначе говоря, экономика находится в равно­весии при таких значениях ре­ального национального продук­та и таком уровне цен, при которых объем совокупного спроса равен объему совокуп­ного предложения.

Обратите внимание на то, что если рынки отдельных товаров анализируются в таких параметрах, как цена и количе­ство, то модель AD — AS строится в иных координатах. Количество — это объем выпуска, т.е. реальный валовой внутренний продукт, или со­вокупный доход. Вместо цен на отдельные товары используется единая совокупная цена или, точнее, показатель среднего уровня цен всей совокупности товаров и услуг, выраженный в форме ценового индекса.

НЕРАВНОВЕСИЕ В МОДЕЛИ ADAS

Спрос и предложение на макроэкономическом уровне подвер­жены колебаниям и могут находиться в равновесном или нерав­новесном состоянии.

Рассмотрим два типа неравновесия — де­ фицит и перепроизводство. Причем один тип неравновесия — дефицит, т.е. избыточный спрос при недостатке предложения, больше характерен для централизованно управляемой экономи­ки; другой — перепроизводство, избыточное предложение при недостаточном спросе — для рыночной.

Так, дефицит или неравновесие при избыточном спросе был характерен для России периода плановой экономики и первых перестроечных лет до либерализации цен (1917—1992 гг.). Типичная ситуация для такого вида неравновесия — покупатели не могут найти необходимый товар. Для ситуации после либерализации, которую мы имеем возможность наблюдать и в настоящее время, характерен избыток предложения, а это означает трудности со сбытом. Очевидно, что первая ситуация предпочтительнее для продавцов, вторая — для покупателей.

При всей важности исследования локальных рынков существу­ют вопросы, на которые подобный подход не проясняет суть дела, но способна ответить совокупная модель. Среди таких вопросов — что определяет общий уровень цен в стране, под влиянием каких факторов происходят колебания национального дохода и чем определяется его общий объем.

Прежде чем мы перейдем к анализу данных проблем, дадим характеристику понятий «совокупный спрос» и «совокупное предло­жение» с учетом определяющих их факторов.

СОВОКУПНЫЙ СПРОС

 

Совокупный спрос — реальный объем валового внутреннего про­ дукта, который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен, или общая сумма расходов на конечные това­ ры и услуги, произведенные в стране (рис. 18.2).

Рис. 18.2. Схема совокупного спроса

 

AD складывается из расходов на потребление, инвестиционных расходов, государ­ственных расходов и чистого экспорта (экспорт минус импорт).

Чем определяется спрос? Самый простой ответ — количеством денег у субъектов экономических отношений. Иначе говоря, совокупный спрос может быть представлен как агрегированный денежный спрос на реальный валовой внутренний продукт при соответствую­щем уровне цен. Зависимость спроса от динамики цен можно показать с помощью уравнения количественной теории денег:

MV = PY,

Отсюда

или

где Y — реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос;

  М — количество денег в экономике;

 V — скорость обращения денег;

  Р — уровень цен в экономике.

 

Из приведенных формул следует, что связь между объемом про­изведенной продукции (Y) и уровнем цен в экономике (Р) отрицательна при определенном постоянном предложении денег.

 

КРИВАЯ СОВОКУПНОГО СПРОСА

Совокупный спрос иллюстрируется графической моделью в виде кривой совокупного спроса (AD). Она показывает количество товаров и услуг, которые готовы приобрести потребители, бизнес и правительство при каждом данном уровне цен.

Кривая AD отражает ту же зависимость, что и приведенная формула, — по мере  роста цен (Р) уменьшается величина реального объема выпуска, на который предъявляется спрос (Y), т.е. действует закон убывания спроса.

Иначе говоря, рост уровня цен приводит к сокраще­нию во всех компонентах, образующих реальный совокупный спрос, — в потреблении, инвестициях, правительственных рас­ходах и чистом экспорте.

Кривая совокупного спроса внешне похожа на кривую рыночного спроса, однако между ними есть немаловажные различия. Так, если рыночную кривую спроса на продукт мы строим исходя из того, что неизменны цены на другие продукты и услуги и неизменен потребительский доход, то кривая совокупного спроса отражает возможные изменения общего уровня цен, которое в свою очередь может вести изменению реального выпуска (Y).

ЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ AD

При объяснении убывающего характера кривой AD указывают на три важнейшие причины.

Во-первых, действие эффекта процен­тной ставки (эффект Кейнса). Чем выше процентная ставка, тем ниже, при прочих равных условиях, величина совокупного спроса, предъявляемого на реальный объем выпуска, в том числе и в силу того, что растет цена кредита и сокращается реальный доход.

Так, при фиксированном объеме денежной массы рост спроса на деньги повышает их цену — процентную ставку. Более высокая процент­ная ставка сокращает объем покупок на денежные суммы, взятые в кредит, т.е. сокращается реальный доход и совокупный спрос.

Повышение уровня цен (P ↑) => увеличивает спрос на деньги (Md ↑)=> растет процентная ставка (r↑) => уменьшается совокупный спрос (AD ↓).

Соответственно более низкая процентная ставка поощряет к за­имствованиям как население, так и фирмы, что ведет к увеличению расходов на потребительские и инвестиционные товары.

Данный эф­фект иногда называют именем Дж.М. Кейнса, поскольку он анализи­ровал последствия изменений процентной ставки.

 

Вторая причинаэффект богатства (эффект Пигу). Рост цен приводит к уменьшению (обесценению) реальной стоимости финансо­вых активов. Это касается как самих денег, так и накопленных финансо­вых активов с фиксированной ценой, например счета в банках или облигации.

Повышение уровня цен (Р↑) = ведет к уменьшению реальной стоимости финансовых активов (M/P↓) => уменьшению потребления (С↓) => уменьшению совокупного спроса (AD ↓).

Падение же уровня цен ведет к увеличению реальной стоимости денег, т.е. потребители могут за те же суммы приобрести большее коли­чество товаров и услуг. Рост покупательной способности создает ощу­щение увеличения богатства. Этой закономерности придавал особое зна­чение Артур Пигу (1877—1959), отсюда и название — «эффект Пигу».

Третья причинаэффект импортных закупок, или эффект обменного курса. В результате снижения курса национальной валюты; товары, произведенные в данной стране, становятся относительно более дешевыми. Подобное изменение относительных цен ведет к уменьшению импорта и увеличению экспорта, т.е. увеличивается чистый экспорт (разность между экспортом и импортом), а следовательно, растет совокупный спрос.

 

ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: особенности проявления ценовых эффектов в российской экономике

Все три названных эффекта достаточно наглядно проявляются в экономике России. Так, высокие процентные ставки — одна из причин уменьшения инвестиционного, а следовательно, и совокупного спроса. Причем величина, препятствуя росту инвестиций, способствовала переходу экономики к «квазиденьгам», взаимозачетам, бартеру, что негативно отражается на состоянии производства в современной России.

Что касается эффекта Пигу, то в послереформенной России накопи­лось немало как позитивных, так и негативных примеров. Так, негативные последствия для материального положения населения и совокупного спро­са имела либерализация цен в 1992 г. Ее следствием стало обеднение на­селения и сокращение совокупного спроса. Противоположная тенденция проявлялась в 2000—2001 гг., когда при относительной стабильности цен и росте доходов отмечено увеличение совокупного спроса.

Еще одна причина — рост импортных закупок. Граждане России отда­вали предпочтение импортным товарам в ущерб национальным именно тог­да, когда цены на национальные товары росли, а на импортные оставались относительно стабильными. Импорт уменьшал российский чистый экспорт, а следовательно, и национальный доход, и совокупный спрос. Ситуация из­менилась на противоположную после дефолта 1998 г. и девальвации рубля, когда увеличение цен на ряд импортных товаров привело к сокращению ввоза товаров, к росту совокупного спроса и национального дохода. Приведенные выше причины объясняют конфигурацию кривой АД отражающую обратную зависимость между уровнем цен и сово­купным спросом.

 

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ AD

Смещение кривой AD 0, показанное на рис. 18.3, может быть вы­звано разнообразными причинами, влияющими на изменения расходов домашних хозяйств, бизнеса и правительства. Так, рост налогов, при прочих равных условиях, отразится левосторонним сдвигом (кривая AD1,), что будет характеризовать сокращение и инвестиционного, и потребительского спроса. Рост государственных расходов, напротив, может привести к правостороннему сдвигу (кривая AD2 ).

 

 

Рис. 18.3. Изменение совокупного спроса

 

Среди факторов, влияю­щих на сдвиг кривой AD 0   следу­ет отметить:

• уровень благосостояния, адаптивные ожидания, налоги и трансфертные платежи;

• процентные ставки, суб­сидии и льготные кредиты, нало­ги, новые технологии, инновации;

• изменения государствен­ных расходов;

• колебания валютных курсов, важнейшие события в мировой политике.

Факторы сгруппированы в соответствии с их воздействием на со­ставные части совокупного спроса — потребительские, инвестицион­ные и государственные расходы, а также чистый экспорт.

СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Под совокупным предложением понимают все конечные това­ры и услуги, которые производятся в стране, или реальный объем производства при каждом данном уровне цен.

Графическая мо­дель совокупного предложения — кривая совокупного предло­ жения (AS), которая отражает прямую или положительную за­висимость, т.е. такую зависимость, когда более высокому уровню цен соответствует и больший объем производства.

Неценовые факторы, влияющие на предложение и вызывающие сдвиг кри­вой AS в сторону увеличения или сокращения, могут быть связаны с изменениями технологий, колебаниями цен на ресурсы, изменениями в налоговой политике, в структуре рынка производи­тельности труда, правовых нормах и пр. (рис. 18.4а). Как и все процессы в экономике, изменения в совокупном предложении отражают индивидуальную ситуацию в той или иной стране, в том числе состояние ее производственного потенциала, а также научно технического и культурно-образовательного уровня нации.

Ситуации в современной России с резким сокращением по сравнению с доперестроечным периодом объема потенциального выпуска, как известно, явилась следствием комплекса причин. В частности это разрыв производственных связей после распада СССР, неудачи в попытках преодолеть структурные диспропорции, стагфляция, политическая нестабильность и пр.

 

Рис. 18.4а. Изменение совокупного предложения


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.