Беседа - занятие «Что такое оригами» — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Беседа - занятие «Что такое оригами»

2021-02-05 112
Беседа - занятие «Что такое оригами» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Из какого материала делают поделки?

В какой стране изобрели бумагу?

Какой формы лист в классическом оригами?

Родина оригами?

Как переводится с японского оригами?


История возникновения оригами

Истоки техники оригами можно наблюдать не в Японии, а в Китае. В этой стране начали изготавливать такой простой для современного человека материал – бумагу. Секрет изготовления материала держали в крайне строгом секрете. Существует легенда, что уже в 7 веке нашей эры китайский буддийский монах по имени Дан Хо отправился с визитом в Японию, где рассекретил способ производства бумаги. Согласно официальной хроники Японии, события эти развивались в 610 году нашей эры. Спустя столетия жители Японии разработали и собственную технику производства бумаги, которая существенно превосходит Китайскую.

В Японии по сей день, несмотря на автоматизацию и современные технологии, существует ручное производство бумаги, которая имеет непревзойденное качество, при этом стоит она больших денег. Материал настолько прочный, что вполне выдерживает более 100 сгибов.

Первую книгу по технике оригами выпустили в Японии, она имеет название «Семба-цуру-ориката». Дословно в переводе – «Как сложить тысячу журавлей». Вся книга, действительно, посвящена складыванию всего одной фигурки – журавля. Автором издания стал настоятель храма Рокан.

Уже в 1845 году появилась еще одна книга «Кан-но мало», что в переводе звучит как «Окно середины зимы». Содержание книги пестрит десятками схем, моделей и рисунков по изготовлению самых популярных фигурок оригами. Именно в этой книге впервые показана схема складывания фигуры лягушки. В 1885 году вышло новое издание от Окамоту Консеки под названием «Ориката». Эта книга впоследствии была переведена на английский язык.

Параллельно в других странах мира также развивалась техника искусства оригами, хотя таких высот, как в Японии, никому добиться не удалось. Складывания фигурок из бумаги старались документировать, но книг от авторов других стран крайне мало. Бытует мнение, что до арабских стран оригами дошло только в 8 веке нашей эры. В Испанию только бумага пришла в 11 веке, не говоря уже о возникновении технологий складывания из нее фигурок. Примерно в 11 веке оригами начало свое развитие в Германии. Ближе к 17 веку в Европе уже создавались базовые для этой территории модели оригами – шляпы, дома, лодки. В начале 19 века знаменитый Фридрих Фребель предложил ввести оригами в обязательный процесс образования детей детских садов, так как оно развивает мелкую моторику рук.

После Второй мировой войны выдающимся человеком, связанным с оригами, стал Акиро Есидзава. Он предложил обозначить технику складывания фигурок из бумаги в виде схем, которыми пользуются по сей день. Даже самые сложные фигуры с помощью условных знаков стало складывать гораздо проще. Есидзава продемонстрировал миру всю красоту искусства перевоплощения плоского листа бумаги в привлекательную объемную фигуру. Когда в 20 веке Япония стала принимать иностранцев, европейцам стали известны классические фигурки оригами – журавль, рыба, лягушка и ирис.

Виды и техники оригами

Виды оригами в современном мире имеют свои отличия. Основные техники:

· Под классическим видом оригами принято представлять складывание квадратного листа бумаги в фигурку, не используя при этом ножницы и клей.

· Модульное оригами предполагает собирание сложных конструкций из отдельных деталей.

· Кусудама – разновидность модульного оригами. Сутью техники является собирание фигурок шарообразной формы из конусовидных бумажных деталей. Чтобы собрать конечную фигурку, детали обычно просто сшиваются. С помощью такой техники можно создавать потрясающие цветочные композиции, которые нередко украшают интерьер жилища.

        Классика                                 Модульное                          Кусудама

 

Различия существуют и в методах складывания фигурок:

· Простой способ – использование складок «долиной» и «горой». Так можно облегчить создание оригами для детей дошкольного возраста и людей, которые имеют ограниченные двигательные способности.

· Складывание по Паттерну применяется с использованием чертежа, который создается заранее. На схеме отмечаются все складки. При создании новых моделей используют именно Паттерны.

· Влажное складывание было придумано Есидзавой. Благодаря смачиванию бумаги при ее складывании линии получаются достаточно плавные. Этот вариант предпочтителен для создания цветов, животных. Полученные фигурки выглядят максимально естественными и похожими на оригинал.

              Классика                                     Паттерн                       Мокрое

 


 

Приложение 2

Белые журавлики

В японском городе Хиросима жила маленькая девочка. Звали её Сасаки, а фамилия её была Садако. Много лет тому назад, когда ещё Сасаки не было на свете, случилось большое несчастье. На её родной город сбросили атомную бомбу. Взрыв был похож на гриб. Как огромная поганка, вырос он над главной площадью и накрыл своей огненной ядовитой шляпкой весь город. Рушились дома, замертво падали люди, почернели белые цветы. Ядовитый атомный гриб превратил Хиросиму в мёртвый город.

Когда Сасаки Садако появилась на свет, атомного гриба уже не было. Но его ядовитая частица уцелела. Она попала в кровь маленькой девочки, и Сасаки заболела тяжёлой лучевой болезнью. Сасаки поместили в городскую больницу. Девочке было очень тяжело бороться с болезнью: она была маленькой и слабой, а болезнь была большой и сильной. Сасаки страдала.

И однажды ей приснился сон. Девочке снилось, что она обязательно переборет болезнь и останется жить, если ей удастся сделать тысячу белых бумажных журавликов. Она спросила доктора: «Правда это?» Доктор ответил: «Правда, девочка».

Сасаки принялась за дело. Её пальцы ловко складывали листок бумаги пополам, потом вчетверо. Потом наискосок. Вот из сложенной бумаги уже выглядывает острый клюв. Вот получились короткие крылья. Журавлик! Да он совсем как настоящий. Кажется, взмахнёт крыльями и полетит. Сделав одного журавлика, Сасаки принялась за второго. Потом смастерила третьего. И вот уже маленькая белоснежная стайка уселась на её одеяле.

Сасаки работала каждый день, покуда у неё хватило сил. Её белые бумажные журавлики сидели на подоконнике, на полу, на столике. А до тысячи было далеко. Сасаки опечалилась.

Тогда доктор рассказал детям города Хиросимы о журавликах Сасаки, и они решили помочь своей маленькой подруге, попавшей в беду. Дети стали делать белых журавликов и приносить их в больницу. Вскоре Сасаки оказалась обладательницей огромной стаи. В этой стае было больше тысячи журавликов. Но Сасаки становилось всё хуже.

Но не только японские дети захотели помочь маленькой Сасаки Садако. Весть о её болезни долетела и до Москвы. И тогда московские школьники решили послать в далёкий город Хиросиму своего бумажного журавлика.

Но, к сожалению, белые журавлики не в силах победить страшную болезнь. Своими слабыми бумажными крыльями они не смогли заслонить Сусаки от смерти и спасти ей жизнь.

Узнав о смерти подруги, японские дети опечалились. Они решили собрать деньги и построить памятник Сасаки Садако и всем японским ребятам, погибшим от атомной бомбы.

И вот на одной из площадей города Хиросимы появился новый памятник. Проходя мимо памятника, люди останавливались, снимали шляпы и несколько секунд проводили в молчании. А дети приносили к подножию памятника белых журавликов…

Юрий Яковлев


 

Приложение 3

Ход занятия

1. Воспитатель предлагает отгадать загадку:

Я белая, как снег, дружу с карандашом.

Где он пройдет, там заметку кладет. (Бумага.)

2. Беседа о бумаге

— Для чего нужна бумага?

— Как вы думаете, бумага была всегда?

— На чем писали древние люди? (На камнях.) Воспитатель показывает бересту.

Удобен ли был такой способ письма? Люди придумали лист из тонкой кожи животных и назвали его «пергамент». Это очень прочный материал, но тяжеловат при оформлении на нем тек­ста, труден для переплета. Появился новый материал, который тоньше пергамента и более удобный, — бумага. Из чего делают бумагу? (Из дерева.) Где ее изготавливают? (На бумажной фаб­рике, целлюлозно-бумажном комбинате.)

– Вспомните, пожалуйста, где применяется бумага?

Привычная нам бумага появилась в Китае во II веке.

Ребята, почему нужно экономить бумагу?

Дети. Чтобы меньше пришлось рубить деревьев. А давайте вспомним виды бумаги. (дети перечисляют)

Дети рассматривают различные виды бумаги, лежащие у них на столах, и определяют.

3. Экспериментальная деятельность

Воспитатель предлагает детям пройти в «волшебную лаборато­рию», где у каждого ребенка на подносе находятся кусочки разных видов бумаги. Дети рассматривают их. Воспитатель спрашивает, как можно определить, какая бумага — гладкая или шершавая, тонкая или толстая, мягкая или жесткая? Дети определяют, про­водя обследовательские действия и опыты с бумагой рвут на мелкие части, мнут, разрезают ножницами, опускают в воду.

Дети приходят к выводу о качествах и свойствах бумаги: мнет­ся, рвется, можно резать, непрочная, намокает.

Физминутка.

Мы бумагу рвали, рвали

Мы бумагу мяли, мяли

Так, что пальчики устали

Мы немножко отдохнём

И опять её порвём.

4. Практическая часть.

Предлагаю сделать стаканчик из бумаги и понаблюдать, как скоро вода просочится через бумагу.

Подводим итоги, что плотная бумага дольше держит воду.

5. Подводим итоги занятия. Что узнали нового? Что вам запомнилось?


 

Приложение 5

ВИДЫ ТЕАТРОВ В ДОУ

 

«Театр – это волшебный мир,

О.П. Радынова

Куклы-варежки

Кукол для этого театра можно сделать из сшитых или связанных варежек, но особый интерес у детей вызывают куклы-варежки, выполнены из бумаги. Дети накладывают выкройку на бумагу, обводят ее, аккуратно вырезают и склеивают. Затем оформляют кукол-варежки красками, фломастерами, аппликацией и т. д. На таких варежках можно даже сделать часть декораций, например, деревья, кустарники и многое другое.

Теневой театр

 

Теневой театр является радостным и желанным развлечением. Дети очень любят смотреть, как движутся фигурки людей, животных и птиц на ярко освещённом экране.

Сказку, рассказ, стихотворение, песню можно сопровождать показом теней. Выразительное исполнение музыкальных и литературных произведений при умелом показе вызывает у детей самые разнообразные эмоции.

Сценой теневого театра является экран. Раму-ширму теневого театра делают из дерева или толстого картона и украшают орнаментом. Экран обтягивают тонким белым материалом. При показе фигурки теневого театра плотно прижимают к материалу с обратной стороны экрана. Сзади экрана помещают источник света. Силуэты фигурок делают из тонкого картона и окрашивают в чёрный цвет с одной стороны. Некоторые части силуэтов (рука, нога, голова и т.д.) можно сделать подвижными (прикрепить нитками или проволокой). Подёргивание за ниточку приводит в движение фигурку: опускается или поднимается рука, голова и т.д.

При показе силуэтов рука кукловода не должна быть видна. Поэтому каждая фигурка должна иметь дополнительную часть, за которую держат эту фигурку.
Много интересных, любимых детьми сказок и других литературных произведений можно показать в теневом театре.

Театр на фланелеграфе

 

Иллюстративное показывание с фланелеграфом дети слушают и смотрят с большим интересом. Их поражает необычность зрелища: картинки не падают, держаться на доске, как волшебные. Старшие дети сразу начинают интересоваться техникой изготовления картинок и самого фланелеграфа. Дети ещё больше удивляются, когда педагог им говорит, что такой театр картинок они сами могут показать малышам. Дети с увлечением начинают готовиться к предстоящему спектаклю.
Для иллюстративного показывания с фланелеграфом детьми старшего возраста можно рекомендовать следующие литературные произведения: «Игрушки» А. Барто, «Игрушки» А. Ахундовой, «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковского, «Весёлый счёт» С. Маршака, «Ничего тебе не дали» Н. Найдёновой, «Таня потерялась» З. Александровой, «Жил на свете слонёнок»
Г. Цыферова, «Лесенка» Е. Шабал.

Дети должны знать эти произведения наизусть. Каждое произведение могут рассказать и показать сразу несколько детей.

Для этого вида театра вам понадобится кусок фанеры, обшитый мягкой фланелью (лучше в два слоя) – это экран. Картинки для показа можно рисовать самим (это сюжеты или герои из сказок, рассказов), а можно вырезать из старых книг, которые уже не подлежат реставрации. Их наклеивают на тонкий картон, а с обратной стороны также наклеивают фланель.

Эти картинки можно раскладывать и двигать на столе, а если к фигурке прикрепить палочку (гапит), то можно играть спектакль, используя как ширму край стола. Возможен и другой вариант: к верхней части картинки крепится нитка (картинка в этом случае рисуется с двух сторон) и двигают картинку у поверхности пола, стола….

 

Ролевой театр

 

Это театр, где дети берут на себя роль выбранного персонажа. Дети с помощью взрослого или самостоятельно разыгрывают стихотворения, загадки, небольшие сказки, инсценируют песни.

Для лучшей наглядности детям нужны костюмы. Их можно купить в магазине или сшить самим. В детском саду в каждой группе или в домашних условиях желательно иметь костюмерную, где костюмы сшиты руками родителей и детей. Если не умеете шить, то вместе с детьми сделайте маски различных персонажей, декорации и бутафорию.

Театр масок

 

Изготавливаются маски – шапочки по размерам головы исполнителя. Это могут быть вязаные шапочки или нарисованные на картоне персонажи, которые крепятся резинкой вокруг головы.

 

Театр оригами

 

Это сложенные из бумаги фигурки сказочных персонажей.

 

Театр топотушек

 

Персонажей для театра топотушек довольно просто изготовить из старых перчаток, обрезав все ненужное и оставив только два пальца. Можно сделать выкройку персонажей и сшить их из трикотажа. Голову лучше нарисовать на картоне, затем пришить ее к фигурке или приклеить, после этого пришиваются остальные детали персонажа.

 

Театр на палочках

 

Для изготовления этого театра понадобятся палочки и силуэты персонажей, изготовленные из картона. Секрет игрушек в том, что каждый силуэт прикрепляется к палочке и персонаж приводится в действие благодаря ее повороту.
Театр на палочке интересен для детей не только тем, что он очень легок в изготовлении, но и тем, что действия можно изображать и за ширмой, и свободно передвигаясь по комнате.


Приложение 6

Ход мероприятия

Звучит музыка в японском стиле, презентация «Добро пожаловать в мир оригами». Дети входят в зал с педагогом дополнительного образования.

Музыкальный руководитель. Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас. Скажите мне, пожалуйста, вы умеете хранить секреты? Тогда я поделюсь с вами своим секретом. Я уже совсем взрослая, но до сих пор очень люблю и верю в сказки. Хотите отправиться вместе со мной в гости к принцессе Оригами?

(Музыкальный руководитель надевает головной убор, стилизирующий ветку сакуры).

Я познакомиться сегодня рада с вами,
Зовут меня принцесса Оригами.
А вот журавлик на моей ладони,
И кажется, сейчас он улетит.
Со мною прилетел он из Японии,
Из той страны, где солнышко встает.
Зову себя я Оригами, потому что,
Давно смотрю влюбленными глазами,
На древнее японское искусство,
Которое зовется оригами.
Здесь не нужны волшебники и маги,
Здесь нечего особенно мудрить,
А нужно просто взять листок бумаги
И постараться что-нибудь сложить.

Звучит ритмодекламация (модель Р.Пернакий на музыку П.И. Чайковского)

Простой листок бумаги,
Но в опытных руках
Он может обернуться
Жар-птицей в облаках.
Он может стать зверушкой,
Причудливым цветком,
Забавною игрушкой,
Усатым мотыльком…
Волшебное занятие
Для рук и для ума,
И мира восприятие –
Чудесная страна!
Фантазии подвластны
Бумажные листы –
Для дома и в подарок,
И просто для игры.
Но главное богатство,
Что красоту творя,
Простой листок поможет
Создать тебе себя!

Во время исполнения музыкальным руководителем ритмодекламации дети выполняют поделки в технике оригами (ворона, бабочка, тюльпан, лягушка).

Музыкальный руководитель: Что такое оригами?

Ребенок: Мы сейчас вам объясним.

Дети исполняют песню «Что такое оригами?» музыка Р.Пернакий

Ребенок 1:

Что такое оригами,
Мы сейчас вам объясним:
Это значит, из бумаги
Делаем мы, что хотим.

Ребенок 2:

Прямоугольники, квадраты,
Мы сгибаем много раз.
Получаются игрушки
Для прогулок и проказ.

Ребенок 3:

Нам сказали: оригами
Родилось в Японии.
Очень рады, что и нас
С ним вы познакомили.

Во время исполнения песни дети, по очереди демонстрируют поделки.
Дети читают стихи.

Ребенок 1:

Если вам скучно и нечем заняться,
Не над чем от души посмеяться,
Если грустите, смотря в потолок,
Вспомните: есть ведь волшебный листок!

Ребенок 2:

Сразу весь мир посветлеет вокруг,
Ведь из листка может выпрыгнуть вдруг
Кошка, улитка, собака, гепард,
Фокусник, клоун, с гитарою бард.
Сложим жирафа, дрофу, бегемота,

Ребенок 3:

Мы очень любим такую работу!
Будет у нас зоопарк на столе.
Звери там будут гулять по земле.
Сложим журавлика, галку, гуся
Лишь бы бумага не кончилась вся!

Музыкальный руководитель:

Краски очень с бумагой дружны,
Сделать мир ярче помогут они.

Группа детей исполняет «Песенку красок».

Во время пения дети «красят» свои поделки в цветных ведерках, которые держат в руках исполнители песни. В ведерках лежат поделки, изготовленные из цветной бумаги (в черном – ворон, в желтом – бабочка, в красном – тюльпан, в зеленом – лягушка). Дети обменивают белую поделку на цветную.

Музыкальный руководитель:

Как много может этот вот листок.
Вот слон, вот рыбка, вот салфетка.
Фонарик, бабочка, цветок…
Вот сакуры цветущей ветка.

Музыкальный руководитель надевает девочкам головные уборы, стилизирующие ветку сакуры.
Исполняется танец цветов.
Дети читают стихи.

Ребенок 1:

Оригами – наше счастье
Будем мы с тобой играть.
А поделки из бумаги
Переделывать опять

Ребенок 2:

А еще бумага может
Чудо звуки издавать
Вы послушайте сегодня
Будем мы на ней играть.

Дети исполняют «Шуточку» В.Селиванова (шумовой оркестр)

Музыкальный руководитель:

Японская мудрость издревле гласит:
«Великий квадрат не имеет пределов».
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечёт интересное дело.
И в сказочном мире фигурок бумажных
Научишься добрым, внимательным быть,
И множество разных подарков приятных
Ты сможешь родным и друзьям подарить.

Дети дарят поделки родителям.

Музыкальный руководитель: Вот и завершилось наше путешествие в чудесный мир оригами, я надеюсь, что это не последняя наше встреча. Жду вас в гости.

 

Беседа - занятие «Что такое оригами»

Цель:

Познакомить детей с японским искусством оригами.

Задачи:

1. Образовательные:

· Познакомить ребят с историей оригами

2. Развивающие:

· Расширять активный и пассивный словарный запас детей

· Развивать память

· Развивать творческое мышление

3. Воспитательная:

· Расширить интерес детей к моделированию из бумаги

Ход занятия:

-Ребята, кто знает, что такое оригами?

Оригами - это искусство бумажной пластики. Оно появилось в Японии, хотя история его появления уходит в глубокую древность и связна с изготовлением самой бумаги. В то время бумагу делали ручным способом, и она была очень ценным материалом. Родина происхождения бумаги Китай, но первыми научились складывать из неё различные фигурки в Японии.

Основной смысл этого искусства лежит в самом названии ОРИГАМИОри» - означает «складываю»; «Ками» - «бумага»). Получается – «складываю бумагу». А смысл состоит в том, чтобы при складывании не использовать ножницы и клей.

Японцы в искусстве складывания бумаги многое переняли из китайского народного творчества, но преобразовали его на свой лад.

Из обыкновенной бумаги японцы могут сотворить чудеса. Фигурки, сделанные ими, украшают дома и храмы. В жизни японцев оригами играет большую роль. Так как бумага была редким и дорогим материалом, складыванием могли заниматься только избранные. Умение складывать фигурку из квадратного листка считалось признаком изысканных манер, хорошего образования и утончённого вкуса. Бумажные шары-кусудамы и журавлики (символ счастья и благополучия) в Японии считаются талисманами. Эти фигурки дарят друг другу и развешивают в качестве украшений во время праздников.

Путешествуя, японские маги познакомили европейские страны с этим искусством. Со временем оригами превратилось международное искусство.

Классическое оригами складывается из квадратного листа. Квадрат для складывания фигурок выбран не случайно. На востоке квадрат не просто геометрическая фигура, а в важный символ, который является воплощением вселенной с бесконечными возможностями созидания.

Основные приемы в оригами это сгибание и складывание.

Сгибание - это соединение двух сторон относительно сгиба.

Складывание - придает фигуркам трёхмерность.

Оригами делится также на виды:

Это простое оригами, когда из одного листа выполняется та или иная фигурка и модульное оригами это когда целая фигурка складывается из множества отдельных частей (модулей). Например, шар-кусудамы. Такие детали своего рода конструктор.

Посмотрите, какие фигурки я для вас приготовила (Показ различных фигур).

Одну фигурку разворачиваю и показываю, что она сделана из квадратного листа.

Предлагаю детям самим по схеме сложить фигурку стаканчик:

В конце занятия небольшая викторина.

Ребята, ответьте на вопросы:


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.