Методическая разработка урока по шахматам — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Методическая разработка урока по шахматам

2021-02-05 112
Методическая разработка урока по шахматам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ШАХМАТАМ

ТЕМА: «ШАХМАТНАЯ ФИГУРА – КОНЬ»

      

 

 

г.Горловка

 

Тема: «Шахматная фигура - конь»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Обучение шахматной игре должно быть

                                         воспитаниемспособности самостоятельно мыслить».

Эммануил Ласкер.

            Методическая разработка урока по шахматам ориентирована, прежде всего, на педагогов дошкольного и начального школьного образования. На основе данной разработки любой педагог, даже не имеющий опыта преподавания шахмат, сможет организовать проведение урока по теме «Шахматная фигура - конь». Яркое, доступное изложение материала, иллюстрации дают возможность использовать эту разработку не только в школе, но и в старших группах детского сада.

          Культурное значение шахмат – игры, история которой насчитывает более пятнадцати столетий, нисколько не уменьшилось в нашу компьютеризо-ванную эпоху с её чрезвычайно быстрым ритмом жизни и мгновений доступ-ностью практически любой информации в режиме реального времени – лишь только выбери нужный сайт в интернете. Наоборот, возможности шахмат для тренировки мышления и воспитания подрастающего поколения стали особенно цениться именно сейчас, когда часто возникает необходимость быстро принимать сложные, но в то же время взвешенные, продуманные решения.

Настоящая разработка поможет не только научить шахматной игре младших школьников, но главным образом, в процессе обучения использовать игру для развития познавательных способностей.

Увлекательный игровой формат обучения и его непременная соревновательная будет способствовать устойчивому интересу учащихся кшахматам как спорту, творчеству, источнику новых знаний как во время

теоретических занятий, так и в момент практической игры между собой.

Актуальность данной методической разработки связана с использованием нетрадиционных, разнообразных средств и методов, позволяющих насытить образовательный процесс положительными эмоциями, увеличить умственную активность детей, способствующую интеллектуальному и эмоциональному развитию ребёнка.

Основу занятия составляют простые шахматные задания, но вместе с тем разнообразные дидактические игры – упражнения, от простого к сложному.                 Обучение шахматной грамоте с использованием игровой методики является ведущей идеей всего процесса обучения шахматам учащихся начальной школы.

Все мы прекрасно знаем, как “ШАХМАТЫ” помогают развитию личности и его интеллекта! Привлечь интерес юного поколения к древнейшей игре - Наш долг! Я надеюсь, что дети и педагоги обязательно оценят "шахматную раскраску"! Раскраска предназначена для развития моторики, творческого восприятия, свободной реализации, изучения цветов и их сочетаний, а также знакомства с шахматными фигурами. В интересной и увлекательной форме, ребенок знакомится с чудесным шахматным миром и его героями. С помощью «Шахматной раскраски» ребенок быстрее научится различать шахматные фигуры по формам, названиям и цветам.

Рисование по точкам и раскраски для девочек и для мальчиков - это один из самых простых и доступных способов с пользой и интересом провести время. Картинки-раскраски как нельзя лучше подходят для этой цели – они быстро увлекают детей и задействуют его творческое мышление, помогают показывать свои способности, улучшают концентрацию и моторику, внимание к мелким деталям и тягу к полезному времяпрепровождению. Кроме того, сам процесс раскрашивания помогает развивать письмо и навыки рисования – что очень важно для детей 6-7 лет.

На уроках с детьми первого класса применяю физкультминутки, гимнастику для глаз,пальчиковую гимнастику.Инновационное направление - пальчиковая гимнастика – делает процесс обучения интересным и современным. Пальчиковая гимнастика включает в себя упражнения, превращающие учебный процесс в увлекательную игру, которая не только обогащает внутренний мир ребенка, но и оказывает положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает речь, координацию и фантазию малыша, побуждает творческую активность. Прелесть пальчиковых игр еще и в том, что они мгновенно переключают внимание детей с одного вида деятельности на другой и успокаивают.

Разгадывать загадки – очень увлекательное занятие. Я поощряю у детей интерес к загадкам! Ведь они учат думать и анализировать, расширяют знания о мире, пополняют словарный запас, прививают любовь к родному языку, к окружающему миру. Загадки прекрасно развивают мышление, логику, память. И делают это непринужденно, в игровой форме. Ведь искать разгадку так весело и интересно! Шахматные загадки — это своеобразный тест на усвоение знаний в игровой форме.

Когда ребенок еще не полностью усвоил принципы игры, шахматные загадки,  применяют для закрепления знаний в процессе обучения шахматам. Если ребенок не может отгадать шахматную загадку, значит, нужно еще раз повторить пройденный материал и загадать загадки снова. При правильном ответе обязательно хвалю и поощряю ребенка.

В обучении детей шахматам загадка, задачи, дидактические игры являются первой ступенью в развитии комбинационного зрения и анализа, которые крайне необходимы для поиска ошибок соперника и определения решений в типичных позициях.

Методическая разработка предназначена для учащихся 1класса и позволяет выработать надежные и устойчивые умения решать базовые шахматные задачи и краткого повторения в игровой форме теоретического материала. В зависимости от уровня усвоения изученного материала, я даю ученикам дидактические задания и игры практической части урока по уровню сложности, используя как самостоятельную работу, так и работу в парах игровую практику: защитник, выигрыш фигуры, быстрая дорога,один в поле воин, кратчайший путь, лабиринт, захват контрольного поля, ограничение подвижности и другие.

Для болееподготовленных учащихся предусмотрены задания(мозговой штурм) в виде самостоятельной игровой практики по уровню сложности от кроссворда до знакомства с  головоломкой, задачи на мат в 1-2 хода, в остальных случаях разбор заданий, происходит при моей помощи (наводящих вопросов и подсказок для создания ситуаций успеха и радости от самостоятельного преодоления трудностей).

Игровая форма разбора заданий, разговаривать в процессе обсуждения заданий, соревновательный азарт и значительная доля самостоятельности на уроке, ответственность за правильность представления материала - все это вызывает развитие высокой мотивации учащихся, интерес и желание заниматься шахматами.

 Презентация сопровождает работу учителя и позволяет в игровой форме систематизировать знания учащихся, помогает провести урок в увлекательной форме и доброжелательной атмосфере. Тем самым сделать серьезное занятие для ребенка занимательным. Предложенный материал позволит в полном объеме отработать действия шахматной фигуры «Конь» и сформировать базу для серьезной игры в шахматы.

Вывод: Таким образом, через игровую деятельность учащиеся овладевают знаниями по теме: «Ход конём», получают основы шахматной игры, формируются навыки, приемы, умения, вызванные заинтересованностью детей не только и не столько в конечном результате, сколько в самом процессе обучения-творения. Используемое педагогом органическое единство как стандартных, традиционных, так и новаторских, креативных элементов в работе формирует творческий потенциал ребенка, обучает, воспитывает и побуждает его к умственной деятельности.

Тип урока: урок усвоения новых знаний. Участники: учащиеся 1 класса МБОУСОШ-30 г.Хабаровска Возраст обучающихся: 6-7 лет

ЦЕЛЬ: обучение детей выполнению хода шахматной фигурой – конем,

совершенствование навыков игры в шахматы. 

ЗАДАЧИ:

Предметные– осваивать хода шахматного коня, применение этого хода во время шахматной партии. Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций.

Метапредметные - развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, умение осмысливать свои действия.

Личностные - воспитывать у учащихся усидчивость, самостоятельность, уверенность в своих силах, умение работать в парах и в коллективе.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: уметь анализировать шахматные термины, знать название шахматных фигур, правила хода и взятие конем, уметь проводить элементарные комбинации конем, умение планировать нападение конем на фигуры противника, организовать защиту, умение ориентироваться на шахматной доске.

Регулятивные: уметь определять и формулироватьцель деятельности; уметь высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных ситуаций;находить ответы, на вопросы, используя информацию, полученную от учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать решение шахматных задач с помощью простейших моделей (рисунков презентации).

Коммуникативные: уметь ориентироваться на позицию собеседника в общении и при игре в шахматы; уметь планировать учебное сотрудничество, разрешать конфликтные ситуации; уметь с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.        МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: показ, демонстрация, беседа, объяснение сиспользованием компьютерной технологий, самостоятельная работа, работа в

парах, игровая практика.

НАГЛЯДНОСТЬ И ОБОРУДОВАНИЕ: демонстрационные шахматные фигуры; большие шахматные фигуры; призы за правильные ответы; экран, проектор, компьютер, шахматы, карточки-диаграммы, игрушка собачка Филя, презентация.

Ход урока

Этап урока Содержание урока
Ι.Организационный этап. Мотивация  учебной деятельности учащихся  Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, настроить детей на активнуюработу на уроке. II. Актуализация знаний. Погружение в тему урока. Выяснение целей, ожиданий. Цель: способность определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, игрушки прогнозировать тему урока.     ΙΙΙ. Включение в учебную деятельность. Формулирование темы урока и постановка целей.  Цель: создание проблемной ситуации.   Здравствуйте, дети. Долгожданный дан звонок, Шахматный нас ждет урок! Так что время не теряем.  И работать начинаем. Сегодня будем мы играть, Узнавать и рассуждать. Тренировка слуховой памяти. У Вас на столах цветные прямоугольные полоски. Внимательно слушайте задание. Задание:Возьмите цветные полоски и расположитебольшие полоски так, чтобы маленькая полоска была между желтой и синей, а синяя была рядом с красной.   Проверьте работу своего соседа по парте. -А теперь сверьте ваши работы с ответом на экране. Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. Шахматы – игра для тех, Кто жаждет чуда и утех Для тех, кто юн, для тех, кто сед. Игра полезная для всех. - О какой игре идет речь в стихотворении? (шахматы) Я знаю, что когда вы начинали учиться играть в шахматы, все поддерживали вас в семье и говорили. Что вы молодцы! Шахматы развивают логику, ум, память. - Давайте вспомним, откуда произошло название этой игры? (От сочетания персидского «шах» (король) и арабского «мат» (умер). Дословный перевод звучит как «смерть королю противника») - В какой стране возникла эта игра? (В Индии, в пятом веке). Когда индусский царь Шерам познакомился с игрой, он был восхищён её остроумием и разнообразием возможных в ней положений. Звенит колокольчик. Появляется игрушка «Собачка Филя». Здравствуйте, ребята! Я был в шахматном королевстве, рассказал о вас, что вы учитесь играть в шахматы и король попросил проверить вас, как вы запомнили названия и ходы шахматных фигур.- Я загадаю вам загадки, а вы угадайте о какой шахматной фигуре идёт речь. За правильный ответ – поощрительный приз Отгадайте загадки. 1.Маленькая, удаленькая, все Поля прошла и фигуру нашла. (Пешка) показываю большую фигуру.  - Расскажите, что вы знаете о пешке? 2.Гладкий люблю я, расчищенный путь; На шаг в любую сторону  Могу я шагнуть! (Король) показываю большую фигуру. Рассказ детей о короле. 3.Не живет в зверинце,  Не берёт гостинцы, По косой он ходит, Хоботом не водит. (Слон) показываю большую фигуру.  (Рассказ детей о слоне) 4.Стою на самом краю, Путь откроют – пойду, Только прямо хожу, Как зовут, не скажу. (Ладья) показываю большую фигуру. (Рассказ детей о ладье) 5.Знайте, взрослые и дети, Я самый сильный на шахматной доске!  Во мне такая тайна есть:  И королева я, и (ферзь!) (Рассказ детей о ферзе) Филя хвалит детей. - Спасибо, Филя. Ты загадал очень интересные загадки. Оставайся у нас на занятии. -Хорошо я остаюсь. А, что вы на уроке будете изучать? -Сейчас мы это узнаем. Возьмите карандаши и карточку с рисунком. Соедините точки на рисунке и появится изображение. Дети работают самостоятельно. Что у вас изображено на рисунке? На рисунке изображён конь. Скажите конь это птица? Нет, это животное. Кто знает, что полезного для людей сделало это животное? Дети отвечают. Молодцы! Вы очень много знаете о коне, как о животном. Коня никогда ни с кем не перепутаешь. Какое-то время конь таскал своего наездника на себе. Теперь же об этом говорит лишь название шахматного коня в западных странах Европы. Там эту фигуру кличут и кавалером, и наездником, и рыцарем, и всадником. Прежде всего, гордый конь решил скинуть с себя своего седока – решил, что сам прекрасно справится. Да ещё за долгое время конь потерял длинные ноги и хвост. Осталась лишь лошадиная голова. Но очень лихая – прыгает! В славянских странах за свои прыжки его прозвали прыгуном и скакуном. -Кто может назвать тему нашего урока. - Так чему мы будем сегодня учиться на уроке?Сегодня будем учиться ходу коня, как рубить конём, передвигать коня по шахматной доске. -Какие целистоят перед нами? Узнать, как ходит конь, как рубит конь, научиться приемам нападения конём,защиты коня.

V. Физкульт-минутка

VI. Решение дидактических задач и заданий. (Ход коня. Взятие фигур конём. Лабиринт, вилка Защитник, выигрыш фигуры, быстрая дорога)

VII. Динамическая пауза

VIII. Закрепление

Приложение 1

Тренировка слуховой памяти.

Полоски цветные 4штуки:

длинные– красная, синяя, жёлтая; короткая - зелёная

 


Приложение 2

Приложение 3

Карточка для учеников

 

ОТВЕТ

 

Приложение 4

НАГРАДЫ ЗА ОТВЕТЫ

Приложение 5

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

ЗАЩИТНИК

Защити свою фигуру

 

ВИЛКА

 

ЦЕПОЧКА 1

ПОБЕЙТЕ ВСЕ ФИГУРЫ ПО ЦЕПОЧКЕ

 

ЗАБЕРИ ФИГУРУ 1

ПОБЕЙТЕ НЕЗАЩИЩЁННУЮ ФИГУРУ ПРОТИВНИКА

 

ЛАБИРИНТ

ПРОЙДИ ЛАБИРИНТ И ПОЛУЧИ ЗВЕЗДУ

 

БЫСТРАЯ ДОРОГА 1 ЭФ3

       

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ШАХМАТАМ


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.