Понятие об управленческом потенциале — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Понятие об управленческом потенциале

2021-02-05 104
Понятие об управленческом потенциале 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Можете ли вы управлять людьми, быть руководителем коллектива, вести за собой своих единомышленников?

Какие же деловые и личностные качества необходимы для этого? Иными словами, каков ваш управленческий потенциал? Настоящее пособие поможет вам разобраться в этом.

Управленческий потенциал — это базирующаяся на знании основ психологии способность видеть причины и следствия происходящих событий, умение влиять на их развитие и разрабатывать стратегию и тактику взаимодействия с сотрудниками, партнерами и соперниками в условиях рынка и постоянно возникающих проблемных ситуаций.

Приведем данные опроса японских менеджеров "Что самое важное и главное для хорошего руководителя?". Вот ответы:

1)  врожденный талант руководителя, лидерство — 41%;

2)  высокий интеллект и креативность — 36%;

3)  образование —12%;

4) жизненный опыт— 10%;

5)  внешние данные — 1%.

На этот же вопрос менеджеры Германии ответили следующим образом:

1)  образование и профессиональная компетентность — 51%;

2)  высокий интеллект и креативность — 30%;

3)  жизненный опыт, практика— 11%;

4) врожденные качества руководителя — 7%;

5)  внешние данные — 1%.

Как видим, разброс ответов широк и даже противоречив, но все, не сговариваясь, отмечают роль пяти важнейших факторов.

В пособиях по основам менеджмента на Западе и в Америке у претендентов на руководящую должность рекомендуют оценивать следующие качества (даем обобщенный ряд):

· векторы направленности;

· уровень интеллекта;

· способность к творчеству (креативность);

· уровень агрессивности;

· уровень субъективного контроля ("локус контроля");

· коммуникабельность;

· способность к ассертивности;

· самооценку и уровень притязаний;

· экстравертированность — интровертированность;

· тревожность и уверенность в себе;

· психологический статус;

· стиль общения и руководства;

· организаторские способности.

На основании психодиагностики указанных качеств обычно и делается окончательный вывод о перспективности сотрудника на предмет использования его на руководящей должности.

Для самопроверки наличия у себя управленческого потенциала проанализируйте ряд утверждений. Чем с большим количеством утверждений вы согласитесь, тем в меньшей степени вы готовы сегодня к успешной работе менеджером. О благоприятном прогнозе можно говорить, если вы признали "своими" не более трех—четырех суждений. Вот эти утверждения:

1)  я весьма часто сталкиваюсь с непредвиденными и неожиданными трудностями;

2)  будучи компетентнее многих сотрудников, я часто делаю за них работу;

3)  мне постоянно не хватает времени на решение ежедневных текущих проблем;

4)  мне часто приходится делать несколько дел одновременно;

5)  мой рабочий стол постоянно завален бумагами без приоритета важности;

6)  мне часто приходится дома заниматься доработкой производственных проблем;

7)  мне часто приходится идти на компромиссы и уступки;

8)  я часто чувствую себя объектом манипуляций других людей;

9)  считаю, что стаж работы и опыт дают преимущество перед любым образованием;

10) я часто откладываю решение вопроса, чтобы со временем к нему вернуться и решить самостоятельно.

 

2.2. Факторы, ограничивающие управленческий потенциал

Руководителя

 

В специальной литературе приводится оценка факторов, сдерживающих управленческий потенциал руководителя. Перечисляются следующие факторы, которые отрицательно влияют на способность руководителя оптимально справляться со своими обязанностями (М. Вуд-кок, Д. Френсис).

1. Неумение управлять собой. Слабо развитые навыки произвольной саморегуляции своего поведения. Неумение бороться со стрессами и противостоять им, неумение расслабиться. Неумение рационально планировать свое время и поддерживать состояние здоровья и работоспособности.

2. Размытость личных ценностей - Отсутствие четкой иерархии ценностей, имеющих мотивационное значение. Противоречивость суждений, недооценка альтернативных вариантов, когда главное приносится в жертву второстепенному.

3. Остановка в саморазвитии. Успокоенность на достигнутом. Склонность избегать напряжения ума и воли. Привычка не рисковать.

4.  Неразвитость креативного подхода к решению проблем. Неумение принимать нестандартные решения, неспособность почувствовать и увидеть новые, нетривиальные подходы к решению повседневных проблем. Неспособность самому выдвигать новые идеи и достойно оценивать и стимулировать тех, кто их предлагает.

5.  Неумение влиять на людей. Отсутствие дара воодушевляющего руководства. Слабое владение коммуникативными навыками, неумение грамотно говорить, внимательно слушать и участвовать в диалоге.

6.  Неумение обучать. Неумение или нежелание помогать сотрудникам в их личном и служебном росте - Отсутствие качеств наставника, педагога.

 

2.3. Диагностика сильных и слабых сторон в работе руководителя

 

М. Вудкок и Д. Френсис предложили тест[1], который может помочь каждому разобраться в том, какие качества есть или отсутствуют у него как у руководителя. Необходимо внимательно прочитать каждое утверждение и в таблице ответов (табл. 3) отметить те номера, которые справедливы по отношению к вам[2].

1.Я легко справляюсь с трудностями, свойственными моей работе.

2.Я знаю, чего хочу добиться в жизни.

3.Я стараюсь не стоять на месте и всегда открыт новой информации.

4.Я всегда охотно воспринимаю новые идеи.

5.К моим взглядам окружающие прислушиваются.

6.Я в состоянии быть наставником для окружающих.

7.Я внимателен к своему здоровью.

8.Я всегда четко могу описать, что я хочу изменить в своей жизни и чего добиться.

9.Я способен заниматься самообразованием.

10.Я нахожу удовольствие в переменах.

11.Я умею увлечь людей за собой-

12.Я вкладываю много сил в "натаскивание" своих подчиненных.

13.Я умею рационально планировать свое рабочее и личное время.

14.Мои личные цели во многом связаны с работой.

15.Я всегда внимателен к опыту других.

16.В находчивости и изобретательности мне не откажешь.

17.Обычно я всегда произвожу впечатление на окружающих.

18.Я всегда нахожу время для общения с подчиненными.

19.У меня всегда хватает времени на все необходимое.

20.Я тверд в достижении намеченного.

21.С удовольствием продолжу свое образование в системе повышения квалификации.

22.Согласен на риск ради испытания новой идеи.

23.Я достаточно уверен в себе.

24.Общаясь с сотрудниками, я чувствую, что обладаю педагогическими способностями.

25.Работа не мешает мне жить полнокровной жизнью.

26.Моя работа придает осмысленность моей жизни.

27.Моя жизнь без элементов соперничества была бы неинтересной.

28.Я не теряюсь, если решение не приходит сразу.

29.Я легко устанавливаю взаимоотношения с окружающими.

30.Я не упускаю возможности обучить чему-нибудь новому окружающих.

31.Я не из тех, кто приходит после работы домой как выжатый лимон.

32.Я редко выхожу из себя.

33.Раздвоенность и недовольство собой для меня не характерны.

34.Ценю людей, имеющих высокий уровень инновационных способностей.

35.Мне почти всегда удается повернуть собрание или дискуссию в нужное русло.

36.Окружающие охотно советуются со мной.

37.В интересах сохранения своего здоровья я обычно контролирую то, что пью и ем.

38.У меня всегда есть четкий план действий на ближайшее время.

39.Я не сдаюсь, когда дела идут плохо.

40.Иногда меня называют генератором новых идей.

41.Окружающие знают, что у меня слова редко расходятся с делом.

42.Мне приятно, когда мои сотрудники стараются быть похожими на меня.

В таблице ответов (табл. 3) 42 номера утверждений теста. Двигаясь справа налево, берите в кружочек номер того утверждения, которое справедливо по отношению к вам. Заполните строку "Итого" (по сумме кружочков).

После этого проанализируйте результаты, заполнив табл. 4. Строчку "Итого" (табл. 3) впишите в столбец "Ваш результат". Далее заполните столбец "Ранг", придавая наивысшему результату ранг 1, второму — ранг 2 и т.д. Наименьший результат получит ранг 6. В случае совпадения результатов они получают одинаковый ранг. Заполните столбец "Обратный ранг", придавая наименьшему результату ранг 1 и т.д. Наивысший результат получит ранг 6.

 

Таблица 3

ОТВЕТЫ

 

Ограничения 1 2 3 4 5 6
Суждения 1 2 3 4 5 6
  7 8 9 10 11 12
  13 14 15 16 17 18
  19 20 21 22 23 24
  25 26 27 28 29 30
  31 32 33 34 35 36
  37 38 39 40 41 42
Итого            

 

Таблица 4

РЕЗУЛЬТАТЫ ОТВЕТОВ

 

Ограничения Ваш результат Сильные стороны Ранг Обратный ранг Слабые стороны
1   Умение управлять собой     Неумение управлять собой
2   Наличие четких личностных ценностей     Размытость личных ценностей
3   Способность к саморазвитию     Остановка в саморазвитии
4   Способность творчески решать проблемы     Неразвитость творческого подхода
5   Умение влиять на людей     Неумение влиять на людей
6   Умение обучать     Отсутствие качеств наставника

 

Наконец, заполните табл. 5 на основе табл. 4.

В столбец "Ваши сильные стороны" впишите те области, в которых не испытываете трудностей. В столбец "Ваши слабые стороны" впишите те области, которые требуют первоочередного развития.

Для этого выпишите номера 1, 2, 3 из столбца "Ранг" и номера 1, 2, 3 из столбца "Обратный ранг" (или номера 1, 2).

 

Таблица 5

ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ ИТОГОВ

 

Ваши сильные стороны Ваши слабые стороны
1 Умение управлять собой 1 Неразвитость творческого подхода
2 Наличие четких личностных ценностей 2 Остановка в саморазвитии
3 Умение влиять на людей 3 Отсутствие качеств наставника

Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.