Управленческий потенциал руководителя — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Управленческий потенциал руководителя

2021-02-05 865
Управленческий потенциал руководителя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РУКОВОДИТЕЛЯ

И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Понятие об управленческом потенциале

Можете ли вы управлять людьми, быть руководителем коллектива, вести за собой своих единомышленников?

Какие же деловые и личностные качества необходимы для этого? Иными словами, каков ваш управленческий потенциал? Настоящее пособие поможет вам разобраться в этом.

Управленческий потенциал — это базирующаяся на знании основ психологии способность видеть причины и следствия происходящих событий, умение влиять на их развитие и разрабатывать стратегию и тактику взаимодействия с сотрудниками, партнерами и соперниками в условиях рынка и постоянно возникающих проблемных ситуаций.

Приведем данные опроса японских менеджеров "Что самое важное и главное для хорошего руководителя?". Вот ответы:

1)  врожденный талант руководителя, лидерство — 41%;

2)  высокий интеллект и креативность — 36%;

3)  образование —12%;

4) жизненный опыт— 10%;

5)  внешние данные — 1%.

На этот же вопрос менеджеры Германии ответили следующим образом:

1)  образование и профессиональная компетентность — 51%;

2)  высокий интеллект и креативность — 30%;

3)  жизненный опыт, практика— 11%;

4) врожденные качества руководителя — 7%;

5)  внешние данные — 1%.

Как видим, разброс ответов широк и даже противоречив, но все, не сговариваясь, отмечают роль пяти важнейших факторов.

В пособиях по основам менеджмента на Западе и в Америке у претендентов на руководящую должность рекомендуют оценивать следующие качества (даем обобщенный ряд):

· векторы направленности;

· уровень интеллекта;

· способность к творчеству (креативность);

· уровень агрессивности;

· уровень субъективного контроля ("локус контроля");

· коммуникабельность;

· способность к ассертивности;

· самооценку и уровень притязаний;

· экстравертированность — интровертированность;

· тревожность и уверенность в себе;

· психологический статус;

· стиль общения и руководства;

· организаторские способности.

На основании психодиагностики указанных качеств обычно и делается окончательный вывод о перспективности сотрудника на предмет использования его на руководящей должности.

Для самопроверки наличия у себя управленческого потенциала проанализируйте ряд утверждений. Чем с большим количеством утверждений вы согласитесь, тем в меньшей степени вы готовы сегодня к успешной работе менеджером. О благоприятном прогнозе можно говорить, если вы признали "своими" не более трех—четырех суждений. Вот эти утверждения:

1)  я весьма часто сталкиваюсь с непредвиденными и неожиданными трудностями;

2)  будучи компетентнее многих сотрудников, я часто делаю за них работу;

3)  мне постоянно не хватает времени на решение ежедневных текущих проблем;

4)  мне часто приходится делать несколько дел одновременно;

5)  мой рабочий стол постоянно завален бумагами без приоритета важности;

6)  мне часто приходится дома заниматься доработкой производственных проблем;

7)  мне часто приходится идти на компромиссы и уступки;

8)  я часто чувствую себя объектом манипуляций других людей;

9)  считаю, что стаж работы и опыт дают преимущество перед любым образованием;

10) я часто откладываю решение вопроса, чтобы со временем к нему вернуться и решить самостоятельно.

 

2.2. Факторы, ограничивающие управленческий потенциал

Руководителя

 

В специальной литературе приводится оценка факторов, сдерживающих управленческий потенциал руководителя. Перечисляются следующие факторы, которые отрицательно влияют на способность руководителя оптимально справляться со своими обязанностями (М. Вуд-кок, Д. Френсис).

1. Неумение управлять собой. Слабо развитые навыки произвольной саморегуляции своего поведения. Неумение бороться со стрессами и противостоять им, неумение расслабиться. Неумение рационально планировать свое время и поддерживать состояние здоровья и работоспособности.

2. Размытость личных ценностей - Отсутствие четкой иерархии ценностей, имеющих мотивационное значение. Противоречивость суждений, недооценка альтернативных вариантов, когда главное приносится в жертву второстепенному.

3. Остановка в саморазвитии. Успокоенность на достигнутом. Склонность избегать напряжения ума и воли. Привычка не рисковать.

4.  Неразвитость креативного подхода к решению проблем. Неумение принимать нестандартные решения, неспособность почувствовать и увидеть новые, нетривиальные подходы к решению повседневных проблем. Неспособность самому выдвигать новые идеи и достойно оценивать и стимулировать тех, кто их предлагает.

5.  Неумение влиять на людей. Отсутствие дара воодушевляющего руководства. Слабое владение коммуникативными навыками, неумение грамотно говорить, внимательно слушать и участвовать в диалоге.

6.  Неумение обучать. Неумение или нежелание помогать сотрудникам в их личном и служебном росте - Отсутствие качеств наставника, педагога.

 

2.3. Диагностика сильных и слабых сторон в работе руководителя

 

М. Вудкок и Д. Френсис предложили тест[1], который может помочь каждому разобраться в том, какие качества есть или отсутствуют у него как у руководителя. Необходимо внимательно прочитать каждое утверждение и в таблице ответов (табл. 3) отметить те номера, которые справедливы по отношению к вам[2].

1.Я легко справляюсь с трудностями, свойственными моей работе.

2.Я знаю, чего хочу добиться в жизни.

3.Я стараюсь не стоять на месте и всегда открыт новой информации.

4.Я всегда охотно воспринимаю новые идеи.

5.К моим взглядам окружающие прислушиваются.

6.Я в состоянии быть наставником для окружающих.

7.Я внимателен к своему здоровью.

8.Я всегда четко могу описать, что я хочу изменить в своей жизни и чего добиться.

9.Я способен заниматься самообразованием.

10.Я нахожу удовольствие в переменах.

11.Я умею увлечь людей за собой-

12.Я вкладываю много сил в "натаскивание" своих подчиненных.

13.Я умею рационально планировать свое рабочее и личное время.

14.Мои личные цели во многом связаны с работой.

15.Я всегда внимателен к опыту других.

16.В находчивости и изобретательности мне не откажешь.

17.Обычно я всегда произвожу впечатление на окружающих.

18.Я всегда нахожу время для общения с подчиненными.

19.У меня всегда хватает времени на все необходимое.

20.Я тверд в достижении намеченного.

21.С удовольствием продолжу свое образование в системе повышения квалификации.

22.Согласен на риск ради испытания новой идеи.

23.Я достаточно уверен в себе.

24.Общаясь с сотрудниками, я чувствую, что обладаю педагогическими способностями.

25.Работа не мешает мне жить полнокровной жизнью.

26.Моя работа придает осмысленность моей жизни.

27.Моя жизнь без элементов соперничества была бы неинтересной.

28.Я не теряюсь, если решение не приходит сразу.

29.Я легко устанавливаю взаимоотношения с окружающими.

30.Я не упускаю возможности обучить чему-нибудь новому окружающих.

31.Я не из тех, кто приходит после работы домой как выжатый лимон.

32.Я редко выхожу из себя.

33.Раздвоенность и недовольство собой для меня не характерны.

34.Ценю людей, имеющих высокий уровень инновационных способностей.

35.Мне почти всегда удается повернуть собрание или дискуссию в нужное русло.

36.Окружающие охотно советуются со мной.

37.В интересах сохранения своего здоровья я обычно контролирую то, что пью и ем.

38.У меня всегда есть четкий план действий на ближайшее время.

39.Я не сдаюсь, когда дела идут плохо.

40.Иногда меня называют генератором новых идей.

41.Окружающие знают, что у меня слова редко расходятся с делом.

42.Мне приятно, когда мои сотрудники стараются быть похожими на меня.

В таблице ответов (табл. 3) 42 номера утверждений теста. Двигаясь справа налево, берите в кружочек номер того утверждения, которое справедливо по отношению к вам. Заполните строку "Итого" (по сумме кружочков).

После этого проанализируйте результаты, заполнив табл. 4. Строчку "Итого" (табл. 3) впишите в столбец "Ваш результат". Далее заполните столбец "Ранг", придавая наивысшему результату ранг 1, второму — ранг 2 и т.д. Наименьший результат получит ранг 6. В случае совпадения результатов они получают одинаковый ранг. Заполните столбец "Обратный ранг", придавая наименьшему результату ранг 1 и т.д. Наивысший результат получит ранг 6.

 

Таблица 3

ОТВЕТЫ

 

Ограничения 1 2 3 4 5 6
Суждения 1 2 3 4 5 6
  7 8 9 10 11 12
  13 14 15 16 17 18
  19 20 21 22 23 24
  25 26 27 28 29 30
  31 32 33 34 35 36
  37 38 39 40 41 42
Итого            

 

Таблица 4

РЕЗУЛЬТАТЫ ОТВЕТОВ

 

Ограничения Ваш результат Сильные стороны Ранг Обратный ранг Слабые стороны
1   Умение управлять собой     Неумение управлять собой
2   Наличие четких личностных ценностей     Размытость личных ценностей
3   Способность к саморазвитию     Остановка в саморазвитии
4   Способность творчески решать проблемы     Неразвитость творческого подхода
5   Умение влиять на людей     Неумение влиять на людей
6   Умение обучать     Отсутствие качеств наставника

 

Наконец, заполните табл. 5 на основе табл. 4.

В столбец "Ваши сильные стороны" впишите те области, в которых не испытываете трудностей. В столбец "Ваши слабые стороны" впишите те области, которые требуют первоочередного развития.

Для этого выпишите номера 1, 2, 3 из столбца "Ранг" и номера 1, 2, 3 из столбца "Обратный ранг" (или номера 1, 2).

 

Таблица 5

ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ ИТОГОВ

 

Ваши сильные стороны Ваши слабые стороны
1 Умение управлять собой 1 Неразвитость творческого подхода
2 Наличие четких личностных ценностей 2 Остановка в саморазвитии
3 Умение влиять на людей 3 Отсутствие качеств наставника

Таблица 8

КРИТЕРИИ ДЛЯ ВЫВОДОВ

 

Уровень умствен ного развития Баллы
1 Низкий Менее 60
2 Средний 61—110
3 Высокий Свыше 1 10

 

2.4.3. Тест для определения характеристик мышления

 

Приведем экспресс-тест для определения характеристик мышления[8]. В каждом вопросе отметьте вариант ответа, который считаете правильным.

1. Лопата так относится к копать, как нож к... (а — острый, б — резать, в —точить).

2. Усталый так относится к работа, как гордый к... (а — улыбка, б —успех, в — счастливый).

3. Какое из данных слов не подходит к двум остальным (а —свеча, б — луна, в — лампа)?

4. Удивление так относится к необыкновенный, как страх к... (а —опас­ный, б — беспокойный, в — ужасный).

5. Какая из дробей не подходит к двум остальным (а — 3/7, б — 3/9, в — 3/11)?

6. Размер так относится к длине, как нечестный к... (а — тюрьма, б — грешный, в — укравший).

7. АБ так относится к ГВ, как PC к... (а — ПО, б — УТ, в — ТУ).

8. Лучше так относится к наихудший, как медленно к... (а — скорый, б — наилучший, в — быстрейший).

9. Какое из следующих сочетаний знаков должно продолжить ряд ХООООХХОООХХХ (а — ОХХХ, б — 00, в — ХОО)?

10. Какое слово не подходит к двум остальным (а — какой-либо, б — несколько, в — большая часть)?

11. Пламя так относится к жара, как роза к... (а — шип, б — красные лепестки, в — запах).

12. Какое слово не подходит к двум остальным (а — широкий, б — зигзагообразный, в — прямой)?

13. Скоро относится к никогда, как близко к... (а — нигде, б — далеко, в — прочь).

Ответы. 1— б. 2 — б. 3 — б. 4 — в 5 — б. 6 — в. 7 — б 8 — в 9 — 6 10 —а. 11—в. 12 —а. 13 —а.

Подсчитываем количество правильных ответов. Если их 8—13, то перед нами личность с преобладающим логическим мышлением, способная быстро схватывать новые идеи. Такой человек умеет выделять главное, обобщать факты, находить закономерности и переносить их на новый материал. Работник с таким мышлением — находка для учреждения. Он также легко осилит персональный компьютер и овладеет навыками работы с вычислительной техникой. Количество баллов 7 и меньше говорит в пользу интуитивного мышления, склонности к эмоциональным, а не логическим решениям. Человек с таким мышлением склонен решать проблемы путем проб и ошибок.

 

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

 

Субтест №1.1. Материя. 2. Скат. 3. Ворот. 4. Ласка. 5. Повод. 6. Лама. 7. Брань. 8. Вал. 9. Побег. 10. Фаланга. 11. Кисть.

Субтест №2.1. Бес. 2. Кот. 3. Рог. 4. Ряд. 5. Лук. 6. Сок. 7. Рай, пог. 8. Тол. 9. Пир. 10. Гол. 11. Д.

 

Коэффициент

Интеллекта

   2 4 6 8 10 12141618 20 22 24 26

Количество

Правильно

Решенных задач

 

Р и с. 8. График для оценки вербального теста Г. Айзенка

 

Субтест № 3. 1. Живот (остальные правильные слова обозначают спортивные игры: хоккей, теннис, футбол). 2. Белград (остальные слова содержат букву "о": Осло, Токио, Торонто). 3. Пушкин (остальные слова — фамилии певцов: Карузо, Шаляпин, Собинов). 4. Дельфин (остальные слова — птицы: орел, воробей, жаворонок). 5. Цветник (остальные слова обозначают средства связи: почта, радио, телеграф). 6. Эйнштейн (остальные слова — фамилии писателей: Диккенс, Чехов, Бальзак, Толстой). 7. Вишня (остальные слова содержат букву "а": апельсин, капуста, кабачок, груша). 8. Телевизор (остальные слова — насекомые:

москит, термит, комар). 9. Стул (остальные слова обозначают цветы: лютик, тюльпан, фиалка, роза). 10. Семафор (остальные слова — животные: коза, бобер, лошадь). 11. Орех (остальные слова — породы собак: овчарка, бульдог, пудель). 12. Париж (остальные слова — названия рек: Темза, Волга, Нигер).

С у б т е с т № 4. 1. ол. 2. ом. 3. есть. 4. айка. 5. ина. 6. от. 7. ена. 8. очка. 9. ень. 10. оль.

 

При подведении итогов, кроме критериев, приведенных в начале теста, можно воспользоваться также графиком (рис. 8).

По горизонтали откладывается количество правильно решенных задач. Затем проводится вертикаль до пересечения с диагональю. От точки пересечения проводится горизонтальная линия влево. Точка на вертикальной оси и будет соответствовать коэффициенту интеллекта.

Обратимся к приведенной выше таблице Д. Векслера. Коэффициент интеллекта в диапазоне 90—109 означает норму, 110—119 — отличную норму, 120—129 — высокий интеллект, свыше 130 — очень высокий интеллект.

Показателя руководителя

 

Кто из нас в жизни не сталкивался с агрессивным продавцом, контролером, рассерженным учителем, деканом, работником ЖЭК? И дело здесь не в прямой, а скорее всего в косвенной агрессии: "нет", "не разрешаю", "я занят", "придите завтра", "закройте дверь" и т.д. (рис. 10).


Социологическая служба "Дня": Приходилось ли вам в этом году терпеть унижения, издевательства на своей работе от начальства?

 

                                         да 11 %

 

Затрудняюсь ответить - 18%

 

Рис 10. Фрагмент из газеты "День" от 9.09.1997

 

Управление по гибкому алгоритму, ставящее в центре взаимодействия личность, ее потребности, несовместимо с агрессивностью участников делового или социального взаимодействия. Новая парадигма управления исключает агрессивность как личное или ситуативное качество руководителя и персонала. При подборе кадров и работе с ними уровень агрессивности является одним из показателей профессиональной пригодности.

В общей психологии и психологии личности агрессивность определяется как повышенная активность, не мотивируемая ситуацией, стремление доминировать, подавлять и решать конфликты силовыми методами. Кризисное общество тоже неизбежно провоцирует у людей вспыльчивость, раздражительность и агрессивность и способствует тому, что у некоторых из нас агрессивность вместо того, чтобы быть кратковременным ситуативным состоянием, становится устойчивой характеристикой личности, чертой характера. Вполне вероятно, что деструктивный компонент нашей активности является одним из созидательных факторов деятельности (вспомним вечный закон единства и борьбы противоположностей, открытый задолго до К. Маркса). Нормальное развитие личности приводит к тому, что формирует у человека способность к преодолению препятствий и стремление справиться с фрустрационными состояниями. Для выживания в социуме каждая личность должна, по мнению психологов, иметь определенный уровень агрессивности. Закомплексованность, связанная с авторитарной направленностью воспитательной системы, приводит к пассивности, неспособности к волевому акту, конформности.

Распад привычных связей, отказ от прежних догм и идеалов, которыми люди жили десятилетия, отсутствие социальной защищенности и непредсказуемость будущего не могли не наложить отпечаток на людей, не отразиться на их характере и взаимоотношениях. В некоторых случаях даже возникает повод говорить о деформации личности в кризисном обществе.

Разгул преступности, жестокости, наркомании, алкоголизма, противоправного и аморального поведения — неизбежные спутники кризисного общества. Психологами, философами, социологами уже давно замечено, что общества, переживающие кризис в своем развитии, характеризуются ростом преступности, проституции, наркомании, а также нервно-психических заболеваний. Агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных ситуациях, вызывающих психическую напряженность. В основном агрессия — это мотивированное разрушительное поведение, противоречащее нормам морали и этики и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее им физический ущерб либо вызывающее у них психический дискомфорт. Агрессивные действия чаще всего выступают в качестве средства достижения какой-нибудь цели, как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности, как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении. При этом агрессивные действия далеко не всегда адекватны ситуации.

А. Басе и А. Дарки предложили рассматривать агрессию как ком плексный феномен и разработали в 1957 г. опросник из восьми субшкал для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Эти субшкалы являются важными показателями агрессии[12].

Шкалы опросника Басса—Дарки (Buss-Durkey Inventory):

1)   физическая агрессия — использование физической силы против другого лица;

2) косвенная агрессия — агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (сплетни, шутки), и агрессия без направленности (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу);

3)   раздражительность — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости;

4)   негативизм — оппозиционная форма поведения, направленная против авторитета или руководства. Это поведение в границах от пассивного сопротивления до активной борьбы против устоявшихся традиций или законов;

5)  обида — зависть или ненависть к окружающим, обусловленнаячувством гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;

6)  подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что окружающие намерены причинить вред;

7)  вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через звуковую форму (визг, крик), так и через содержание словесных фраз (проклятия, ругань, брань);

8)  чувство вины — убеждение индивида в том, что он является плохим человеком, наличие у него угрызений совести (так называемая агрессия вовнутрь).

Опросник Басса—Дарки широко распространен в зарубежных исследованиях в ситуациях экспертизы, профотбора и работы с персоналом. Используется он и у нас.

 

Диагностика агрессивности. Оцените каждое из утверждений при помощи ответов "да" или "нет".

1.  Временами мне трудно справиться с желанием причинить вред другим.

2. Иногда я могу посплетничать о тех, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но и быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Когда я не одобряю поведение моих друзей, я им всегда даю это почувствовать.

8. Когда мне случается обмануть кого-то, я обычно испытываю угрызения совести.

9.Я не способен ударить человека.

 

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы бросаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится какое-то правило, я стараюсь его нарушить.

13. Другие всегда умеют воспользоваться ситуацией, а я нет.

14. Я держусь настороженно с теми, кто неожиданно относится ко мне хорошо.

15. Я часто бываю не согласен с окружающими.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я скорее всего ему не отвечу.

18. В раздражении я могу хлопнуть дверью.

19. Я более раздражителен, чем это может показаться тем, кто не знает меня.

20. Если кто-то корчит из себя начальника, я стараюсь поступить ему наперекор.

21. Иногда меня огорчает, как складывается моя жизнь.

22. Думаю, что многие из окружающих не особенно меня любят.

23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Когда я увиливаю от работы, то часто испытываю чувство вины.

25. Тому, кто рискнет оскорбить меня или моих близких, не поздоровится.

26. Я не способен на хамские шутки.

27. Я впадаю в ярость, когда надо мной смеются.

28. Тех, кто много мнит о себе, я всегда стараюсь поставить на место.

29. В любой компании найдутся неприятные мне люди.

30. Многие завидуют мне.

31. Мне важно, чтобы меня уважали.

32. Мне часто бывает стыдно, что я мало делал или делаю для родителей.

33. Тех, кто изводит нас, можно и щелкнуть "по носу".

34. Мрачным я бываю в основном, когда злюсь.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я ожидаю, я не расстраиваюсь.

36. Когда меня стараются вывести из себя, я не обращаю на это внимания.

37. Меня иногда, хоть я этого и не показываю, гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Когда я злюсь, к "сильным" выражениям не прибегаю.

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Я редко даю сдачи.

42. Я обижаюсь, когда по-моему не выходит.

43. Есть люди, которые раздражают меня одним своим присутствием.

44. Нет таких, кого бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: чужакам не доверять.

46. Я готов сказать каждому, что я о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем потом жалею.

48. Если я разозлюсь, то могу и ударить кого-нибудь.

49. С детства у меня не бывает вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую на самом деле, — меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

52. Я всегда ищу тайные причины хорошего отношения ко мне.

53. Когда на меня кричат, я кричу в ответ.

54. Неудачи всегда огорчают меня.

55. Я дерусь не реже, чем другие.

56. Могу вспомнить такие случаи, когда со злости ломал вещи или предметы.

57. Я способен первым начать драку.

58. Со мной часто жизнь поступает несправедливо.

59. Я не верю в искренность отношений между людьми.

60. Я ругаюсь, когда меня выводят из себя или злят.

61. Когда я кого-нибудь обижаю, то потом испытываю угрызения совести.

62. Защищая себя, я не останавливаюсь перед применением физической силы.

63. Мой гнев я могу выражать тем, что стучу кулаком или топаю ногами.

64. Я бываю грубоват с теми, кто мне не нравится.

65. У меня нет врагов.

66. Я умею поставить человека на место.

67. Я часто задумываюсь, что живу неправильно.

68. Я знаю тех, кто способен довести меня до драки.

69. Я не огорчаюсь по пустякам.

70. Мне редко приходят в голову мысли, что кто-то хочет сделать мне плохо.

71. Бывает, я угрожаю людям, но при этом не собираюсь приводить угрозу в действие.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре я часто повышаю голос.

74. Я стараюсь скрывать свое плохое отношение к людям.

75. Я предпочитаю соглашаться, чем спорить.

Обработка результатов. По числу совпадений ответов с ключом (табл. 11) подсчитывается сумма баллов по каждой субшкале. Результат выше 55% от возможной суммы говорит в пользу данного типа агрессии. Индекс общей агрессивности определяется как сумма показателей по субшкалам 1, 2, 7 (субшкала 9 на профиле, рис. 11). Индекс враждебности по отношению к окружающим определяется как сумма показателей по субшкалам 5, 6(субшкала 10 на профиле, рис. 11).

При монографическом изучении личности обычно строится профиль агрессивности, где линия, проходящая через интервал 55%, соответствует средним показателям. Отклонение вверх по отдельным субшкалам свидетельствует о достаточной выраженности данного типа агрессии.

Для повышения надежности исследования можно использовать результаты экспертных оценок лиц, хорошо знающих исследуемого по разным сферам жизни (семья, совместная учеба, работа). Например: мать, супруг (супруга), классный руководитель, куратор, декан, непосредственный руководитель, тренер, командир, друг.

 

 

Таблица 11

КЛЮЧ К ДИАГНОСТИКЕ АГРЕССИВНОСТИ

 

№ п /п Субшкала аг рессии "Да" "Нет" Воз можная сумма в баллах Сумма баллов по субшкале % от воз можной суммы
1 Физическая агрессия 1, 25, 33, 48, 55, 62,68 9, 17,41 10    
2 Косвенная агрессия 2, 10, 18, 34, 42, 56,63 26,49 9    
3 Раздражи- тельность 3, 19, 27, 35, 43, 50, 57, 64, 72  11,69 11    
4 Негативизм 4,12,20,28 36 5    
5 Обида 5, 13, 21, 29, 37, 44,51,58  8    
б Подозритель- ность 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59  65,70 10    
7 Вербальная агрессия 7, 15, 23, 31, 46, 53,60,71,73 39, 66, 74, 75 13    
8 Чувство вины 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67 9    
9 Индекс общей агрессивности Сумма показателей по субшкалам 1,2,7   32    
10 Индекс враждебности Сумма показателей по субшкалам 5, 6   18    

Потенциала руководителя

 

Определение ассертивности

Ассертивность (assertive — англ. — уверенность в себе, своих притязаниях) — это способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Это умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику и решительно говорить себе и окружающим "нет", когда этого требуют обстоятельства. Не овладев азами ассертивности, трудно добиваться решения задачи при наличии препятствий, менять, когда это нужно, тактику своего поведения.

Не случайно ассертивность стала "хитом" американской психологии последних лет. Работы и пособия в этой области используются при подготовке менеджеров и в работе с персоналом и управленческими кадрами.

В жизни каждого из нас, а особенно в управленческой деятельности, часто встречаются ситуации, когда окружающие требуют от нас того, чего мы сами не желаем, или действуют в разрез с нашими интересами. Такие ситуации неприятны, и нам приходится искать выход из создавшегося положения.

Рассмотрим тест, который дает каждому из нас возможность проверить себя на ассертивность, т.е. определить, в какой степени мы решительны и не позволяем вить из себя веревки, а в какой слишком деликатны и податливы и нам не хватает решительности, чтобы отстоять себя и настоять на своем.

 

Ассертивным на работе

 

Рассмотрим типичную ситуацию в системе "руководитель — подчиненный". Ассертивный подчиненный (т.е. привыкший жить в системе гибкого алгоритма управления) обычно добросовестно исполняет свои служебные обязанности без всяких намеков, что "на мне все держится" и "без меня все рухнуло бы". Совершив ошибку или допустив халатность, он не "юлит", а признается в своих огрехах. Им осознается тот факт, что ассертивной частью его поведения является адекватность поведения в каждой конкретной ситуации. Если события принимают неблагоприятный для него оборот, он не торопится говорить: "Вы еще об этом пожалеете". Ассертивному подчиненному не свойственны ни агрессия, ни самоуничижение. Не понимая чего-то, он не делает вида, что ему все ясно, а переспросит. Он как бы всем своим поведением дает понять: "Я знаю себе цену и не боюсь признаться в своих ошибках или незнании чего-то. Я многое знаю и умею". Ему всегда свойственно чувство меры. Он никогда не пытается выдать себя за супермена. Он реально оценивает свои возможности и не злоупотребляет ситуацией, чтобы при случае занять место, которого не достоин.

Ассертивный руководитель, уважая других, откровенно обсуждает с ними проблемы организации, не прибегая к языку загадок или намеков.

Здесь стоит привести один старый пример. В период кризиса 30-х гг. (США) один из руководителей работал в процветающем банке. Служащие там получали регулярно солидную оплату и неудивительно, что отдел кадров банка был завален просьбами о приеме на работу. Хотя шансов быть принятым у любого претендента не было, шеф запретил сообщать им об этом — "оставьте им надежду". Делая акцент на последнем слове, он как бы давал понять тем самым, что надежда эта большая. Кадровики же претендентам отвечали: "Мест пока нет. Но мы зачислим вас в более узкий круг ожидающих. Зайдите к нам через месяц". Безработные тешили себя надеждой, а добрый начальник наслаждался собственной гуманностью. В банке же его слова "оставьте ему надежду" стали надолго остроумной присказкой, когда речь заходила о невыполнимых или неисполненных обязательствах.

Настоящая ассертивность не имеет ничего общего с этим случаем, который свидетельствует скорее всего о полной профессиональной некомпетентности руководителя.

Настоящий руководитель должен постоянно учитывать иронический смысл 10 заповедей, вытекающих из закона Мэрфи. Ассертивный руководитель должен действовать вопреки всем заповедям. Он не ведет с подчиненными нечестную игру и своей деятельностью доказывает, что Мэрфи ошибался, когда формулировал свой "закон": "Кто умеет, тот делает", "Кто не умеет, тот учится", "Кто не умеет учиться, тот руководит".

Вот заповеди, которые служат доказательством того, что ирония и сарказм придают сообщаемому обратный смысл.

1.  Следи за тем, чтобы всегда выглядеть солидным человеком.

2.  Стремись как можно чаще показываться в обществе влиятельных и солидных людей.

3.  Пусть твоя речь изобилует авторитетными высказываниями, но сам реагируй только на проверенные факты.

4. Если не можешь уклониться от дискуссии, то задай вопрос, не имеющий ничего общего с темой, и ехидно наблюдай, как оппонент перестает понимать, о чем идет речь. В этот момент перемени тему.

5.  Внимательно следи за дебатами других. Ухватись за любую мелочь и прекрати прения.

6.  Если подчиненный задал тебе сложный вопрос, посмотри на него, будто считаешь его сумасшедшим. Когда он опустит взгляд, задай ему тот же вопрос, но другими словами.

7.  Избегай внимания людей и света прожекторов.

8. Покинув свой кабинет, прибавь шагу, чтобы тебя не подловили нижестоящие.

9. Всегда закрывай дверь своего кабинета. Тем самым ты наведешь страх на посетителей и создашь впечатление, будто решаешь неотложные дела.

10. Распоряжения отдавай только в устной форме. Письменно не оформляй ничего такого, что могло бы послужить собиранием на тебя досье.

В этом случае речь идет о шутке. Как может и должен вести себя ассертивный работник, проиллюстрируем на гипотетическом диалоге руководителя с подчиненным (это могло произойти в любой стране).

Пусть речь идет о работнике крупной организации, имеющей свой Центр вычислительной техники, который разделен на два отдела. В Центре два шефа — руководитель ВЦ и начальник отдела. Начальник отдела — прекрасный специалист, однако не умеет ладить с подчиненными. Сотрудник ВЦ, находившийся в его подчинении, увольняется с предприятия. Руководитель ВЦ вызывает к себе программиста и предлагает ему место у вышеупомянутого начальника отдела. Оба участника диалога 15 лет работали бок о бок.

Вариант I. Проследим, как могла бы протекать их беседа, если бы они не имели понятия об ассертивности.

Руководитель. Андрей, нам нужно поговорить.

Андрей. О чем?

Р. Ты не хотел бы перейти в отдел к Волкову?

А. Нет, конечно.

Р. Но почему?

А. С ним трудно работать. Это всем известно.

Р. Не обращай внимания на слухи. Он прекрасный специалист. К тому же твой оклад будет увеличен на 25%.

А. Меня не купишь.

Р. А я и не собираюсь тебя покупать. Перед тобой откроются новые возможности.

А. Язи этим не стою.

Р. Ну что ж. Тогда оформлю твой перевод приказом.

А. Не понимаю, почему бы тебе не сказать прямо, что ты собираешь­ся мною заткнуть дыру, потому что к Волкову даже сегодня никто идти не хочет. Поищи себе другую лошадку.

Р. Никакой дыры я тобой не затыкаю. Для тебя это шанс.

А. Если это хороший шанс, то почему ты не предложишь это место своему племяннику?

Р. Я просто о тебе подумал.

А. А теперь возьми и забудь.

Р. Не понимаю, почему ты на меня нападаешь. Я всегда желал тебе хорошего и помогал как мог.

А. Мы достаточно хорошо знакомы, и я не позволю вить из себя веревки. С меня довольно.

Р. С меня тоже, я оформляю на тебя приказ.

А. Не выйдет. Когда тебе что-нибудь нужно, я всегда для тебя хоро­ший. А когда речь идет о поощрениях, ты обо мне забываешь.

Р. Как это? За прошлый квартал я дал тебе целых пять сотен.

А. Да, а своему племян


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.