Информирование и обсуждение правил поведения в конфликтной ситуации. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Информирование и обсуждение правил поведения в конфликтной ситуации.

2021-02-01 57
Информирование и обсуждение правил поведения в конфликтной ситуации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: обучать участников выражению негативных чувств социально приемлемыми способами.

Участники: родители и их дети от 13 лет

Ведущий предлагает участникам правила; затем дети и родители стараются прокомментировать каждое из них.

Правила заключаются в следующем:

  1. Дай партнеру «выпустить пар»;
  2. Не давай партнеру по конфликту отрицательных оценок;
  3. Делай Я – сообщение, а не Ты – сообщение;
  4. Не расширяй зону конфликта;
  5. В конфликте третий лишний;
  6. Извинись, если чувствуешь, что не прав.

Особый акцент необходимо сделать на использование Я – сообщение.

Психолог рассказывает о двух формах обращения к другому человеку: «ты – сообщениях» и «я – сообщениях».

Ты – сообщение часто нарушают коммуникацию, так как вызывают у другого чувство обиды и горечи, желание защитить свое «Я».

Я – сообщение – более эффективный способ изменения поведения другого человека в желаемую сторону. В то же время сохраняются отношения между людьми.

Ведущий знакомит родителей с моделью Я – сообщение, которая состоит из трех основных частей:

  1. событие (когда…, если…);
  2. личная реакция (я чувствую…);
  3. предпочитаемый исход (мне хотелось бы, чтобы…; я предпочел…;   я был бы рад…).

В обращении может использоваться не полная форма Я – сообщения, а укороченная (Мне хотелось бы, чтобы мы договорились о том, кто выносит мусор» и т.п.).

Первоочередная цель Я – высказываний – не заставлять кого-то что-то сделать, а передать свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймет их гораздо быстрее.

 

Упражнение № 7  «Строим мосты вместо стен…»

 

Цель:

· обучать участников выражению негативных чувств социально приемлемыми способами.

Участники: родители и их дети от 13 лет

Процедура проведения:

Ведущий предлагает родителям и детям потренироваться в применении Я – сообщения таким образом:

Дети описывают какой-то факт неприемлемого поведения со своей стороны, а родители формулируют Я – сообщение, затем озвучивают их в круг. Отмечаются наиболее удачные варианты.

Аналогичную работу выполняют и подростки, им могут предлагать ситуации, как родители, так и сверстники. (Например, излишняя эмоциональность и несправедливость со стороны родителей или ситуации, когда родители, в силу определенных обстоятельств, не выполнили своего обещания, недовольство поступком друга и т.д.).

По окончании упражнения участники делятся своими впечатлениями и мыслями.

 

 

Упражнение 8  «Причины конфликта»

Цель:

· обучать участников навыкам разрешения и избегания конфликтов конструктивными методами.

Участники: родители и их дети от 10 лет

Процедура проведения:

Сейчас предлагаю разобрать ваши конфликтные ситуации в семье. Каждый на своем листочке пишет те конфликтные ситуации, которые произошли в семье. Начиная фразу со слов «ПРИЧИНОЙ КОНФЛИКТА БЫЛО ТО, ЧТО…»

Пример: Я не отпустила ее на дискотеку.

Выслушиваем участников.

Итог: Как видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок. Самый эффективный способ избежать конфликта это применение техники «ДА…,НО…»

Пример: Да я понимаю, что тебе охота на дискотеку и там весело, но твой возраст не позволяет туда ходить, ведь на дискотеки впускают только с 18 лет. И если тебя поймают, то ответственность понесу я и штраф платить тоже мне.

Вторая техника – «МЯГКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ»

Пример: Извини меня, но я не могу отпустить тебя – а то потом меня вызовут на комиссию. Либо Не хочу с тобой ссорится, но мне очень неприятно, когда педагоги на тебя жалуются.

Тетья техника – «ИЩЕМ КОМПРОМИСС» - то решение проблемы, которое удовлетворило бы обоих.

Пример: Я не смогла тебя отпустить на дискотеку, но зато могу позволить пригласить тебе друзей к нам в гости.

ВЫВОД: В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличатся взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликта. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье нужно научится предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся нужно уметь из него выйти. 

 

Литература

 

1. Друг другу навстречу: Методическая разработка психокоррекционной программы детско-родительских отношений./ Автор-составитель Ройтман Н.И.. г. Рыбинск, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник»: 2006. – 73 с.

2. Коррекция детско-родительских отношений: Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей. – г.о. Новокуйбышевск, 2009 г. – 103 стр.

3. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Личко А. Е.Психопатии и акцентуации характера у подростков.... 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983.

4. Методические рекомендации для родителей, педагогов и специалистов образовательных учреждений,. – г. о. Новокуйбышевск, 2007 - 91 стр. Автор неизвестен.

5. Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации. Учебное пособие/ под ред. Н.М. Платоновой и Ю.П.Платонова – Спб.: Речь, 2004.-154с.

6. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.

7. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.

8. Рогов Е.И. «Психология группы» - М.:Гуманитар.изд.центр Владос, 2005. – 430с.

9. Шапарь В.Б.: "Тренинг ведущих видов деятельности личности"- Ростов н/Дану: Феникс, 2007.-365с.

 

 

Приложение 1

 

Анкета

«Атмосфера в семье»

 

Цель: Определение психологического климата в семье

Описание: Анкета разработана на основе двух методик:

- Оценка психологического климата в группе с помощью методики А.Ф.Фидлера

- Определение психологического климата в классе (по А.Н. Лутошкину)

Используется для оценки психологической атмосферы в семье. В основе лежит метод семантического дифференциала.

 

Бланк ответов

Ф.И.О._________________________________________________год рождения_____________
Соц. статус: мама____папа____сын____дочь____другое_______________________________

 

Инструкция: В таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в Вашей семье. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поставите знак +, тем более выражен этот признак в Вашей семье.

 

Утверждение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Утверждение
1. Доброта                     Частые конфликты
2. Дружелюбие                     Враждебность
3. Теплота                     Холодность
4. У нас есть семейные традиции.                     У нас нет семейных традиций
5. Мы часто проводим время вместе, участвуем в совместных делах                     Мы очень редко проводим время вместе
6. Мне легко и комфортно дома                     Я чувствую часто напряжение и тревогу дома
7. Мы редко ругаемся                     Мы часто ругаемся
8. Я всегда делюсь своими переживаниями с членами семьи                     Я ни когда не делюсь своими переживаниями с членами семьи
9. Члены семьи с уважением относятся к мнению друг друга                     Каждый остается при своем мнении, не уважают мнение другого
10. Достижения и неудачи одного члена семьи переживаются всеми как свои собственные                     Достижения и неудачи одного члена семьи не интересуют других членов семьи
11. Я всегда могу обратиться за помощью к членам моей семьи и они мне не откажут                     Я не стану обращаться за помощью к членам моей семьи, в этом нет смысла.
12. В семье существует справедливое отношение ко всем членам семьи, нет «любимчиков» и «отвергнутых»                     Семья разделяется на  «любимчиков» и «отвергнутых»
13. Я горжусь своей семьей                     Мне не чем гордится в своей семье.

 

Итого:_____________

 

Обработка и анализ данных:


1. Высчитывается средний балл у каждого члена семьи. Делается вывод об эмоциональной привлекательности семьи для конкретного его члена.

2.На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в семье.

Интерпретация:

От 1 до 3 баллов – благоприятный психологический климат в семье. Для благопрятного П. к. с. характерны коллективистская сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, высокая внутренняя дисциплинированность, принципиальность, ответственность.
В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь. Здесь законом жизни является желание и умение понимать другого человека, каждый свободно выражает свое собственное мнение по любому вопросу и все относятся к нему серьезно. При этом хорошо развиты самокритика, доброжелательная критика в отношении любого другого члена семьи, взаимная терпеливость н корректность в случаях несовпадения мнений. Такая семья способна переносить житейские трудности, преодолевать узкособственнические интересы во имя передовых идеалов.
Важный показатель благоприятного П. к. с.— стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные сюрпризы, вместе путешествовать. И еще один признак благоприятного психологического климата - открытость семьи, добрые отношения с родственниками, соседями, друзьями и знакомыми.

От 4 до 7 баллов – средний уровень удовлетворенности членами семьи атмосферой сложившийся в их доме. Члены семьи проводят время вместе, но не достаточно часто. Бывают моменты, когда семья испытывает дискомфорт в общении (ссоры, ругань, критика, не желание помочь). Члены семьи не полностью открыты для взаимодействия т.е. есть проблемы и переживания с которыми отдельный член семьи желает делится, а есть такие которые он держит при себе или делится не со всеми членами семьи. 

От 8 до 10 баллов - Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Неблагоприятный П. к. с. ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.