Вопрос «Основные этапы развития риторики-от древности до наших дней» — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Вопрос «Основные этапы развития риторики-от древности до наших дней»

2021-01-31 94
Вопрос «Основные этапы развития риторики-от древности до наших дней» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос «Предмет риторики.

 Риторика – это теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

Задачи:

- научиться выступать публично, так чтобы донести свои мысли

- убедить в своей правоте

- воздействовать на чувства слушателей и побудить их к каким-либо действиям.

Риторика – царица всех наук.

Во всем многообразии видов и родов произведений словесности риторика изучает определенный аспект словесного творчества — аргументацию.

Было бы неправильным ограничить предмет риторики какими-либо конкретными разрядами словесных произведений — только ораторской речью, проповедью, публицистикой, массовой информацией, хотя риторика изучает по преимуществу произведения именно такого рода. Аргументация содержится и в научных, и в философских, и даже в художественных произведениях. Риторика изучает любые произведения слова, в которых содержится аргументация. Особенность риторики состоит в том, что изучение произведений слова для нее не самодовлеющая цель, но средство.

Предмет риторики — произведение слова, которое еще не создано, но которое предстоит создать.

Риторика стремится ответить на вопрос: как создать высказывание в определенным образом заданных условиях? Поэтому она представляет собой скорее филологическую инженерию, чем фундаментальную науку. Но из этого не следует, что ее понятийная система и состав разделов зависят от произволения или вкуса автора того или иного руководства, — риторика обобщает опыт искусства аргументации и отражает реальные нормы культуры слова, сложившиеся исторически.

Риторика включает два основных раздела — общую риторику и частную риторику. Общая риторика изучает принципы и приемы создания замысла и его воплощения в завершенном высказывании. Частная риторика изучает особенности построения словесных произведений в различных родах и видах словесности.

Главная цель изучения риторики практическая — владение искусством целесообразного слова. Искусство слова — самое нужное, но и самое сложное из всех искусств, поэтому освоение его требует серьезного труда и основательной подготовки. Не существует легких путей к трудным целям.

Но у риторики есть и образовательная цель, быть может, не менее важная. Освоение искусства слова невозможно без свободного владения литературным языком, без систематического образования — знания богословия, истории, философии, права, художественной литературы. B противном случае искусство слова становится пустословием.

Изучение риторики предполагает совершенное знание русского литературного языка — инструмента аргументации.

 

Вопрос «Инвенция»

Инвенция- первый раздел классической риторики, осмысленная веками традиция развития мысли о каждом предмете. Это некая культура мысли.

Тема речи должна быть осмыслена, а это значит, что ее нужно разработать, т.е. подразделить на ряд подтем, которые в совокупности и составят тему.

Этапы инвенции:

- осмысленный выбор темы

При выборе темы задайте себе эти вопросы:

· интересна ли тема для меня (автора)?

· достаточно ли я знаю по этой теме?

· сумею ли я найти материал для подготовки?

· будет ли эта тема интересна адресату?

· какова цель стиля или жанра будущего текста?

· сумею ли уложиться в отведенное мне время и в необходимый объем текста?

· чего я хочу добиться своей работой?

 

- определение ее объема

- сбор и накопление материала

- отбор фактического материала, работа с источками.

 

Пример: предмет (что?) – компьютер; аудитория (для кого?) – для филологов; внутренняя архитектура компьютера (центральный процессор, постоянное запоминающее устройство и др.); периферийные устройства, сети компьютеров, глобальная сеть и т. д. Сравнение: компьютер и телевизор, компьютер и мобильный телефон (общие функции) и т. д.

2. Условия: Как? С помощью кого? При посредстве чего?

Топосы: методы, способ и образ действия, взаимосвязанные субъекты и объекты, инструменты и т. д.

Пример: принципы действия компьютера (передача электрических сигналов, полупроводниковые матрицы, цифровое кодирование сигнала), роль человека-оператора, программное обеспечение.

3. Условия: Где? Когда?

Топосы: место – географически, социально (в каких слоях общества); расстояние (близко-далеко); время (утро-день-ночь), эпоха (современная, классическая) и т. д.

Пример: история возникновения компьютера, страны, где впервые появились компьютеры, социальные структуры. Время возникновения: ХХ в. и т. д.

4. Условия: Зачем? Почему?

Топосы: причины, цели, намерения, последствия и т. д.

Пример: почему возникли высокие технологии, к чему может привести глобальная компьютеризация, последствия информационных войн и т. д.

Составитель речи или текста может наполнять каждую группу мест сообразно собственным потребностям, исключая некоторые топосы либо добавляя новые. В своей работе составителю необходимо иметь в виду, что структура мест не тождественна структуре самой речи или текста. Это лишь вспомогательная основа, позволяющая подбирать содержательное наполнение.

Методика распространения и обогащения найденного с помощью техники риторических мест содержания получила название риторической амплификации.

 

Доказываем свою позицию

Доказательство = тезис + аргументы (доводы) + демонстрация

Тезис: “Я считаю …” + аргументы: “потому что…” (1-ый аргумент), “ а также …” (2-ой аргумент), “это же подтверждает и …” (3-ий аргумент)

“Я считаю …, потому что, во-первых,…., во-вторых, …, в третьих…”.

5. Приводим:

  • сильные аргументы:

- научные аксиомы;

- положения законов и официальных документов;

- законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;

- статистические данные;

- заключения экспертов;

- ссылки на признанные авторитеты;

- показания очевидцев;

(в зависимости от ситуации показания очевидцев и СМИ могут быть слабыми доводами);

  • оптимальное количество аргументов (3).

Один аргумент - это просто факт, на два аргумента проще возразить, чем на три; 4-й аргумент уже лишний, т.к. у аудитории создается впечатление, что оратор пытается давить.

"Кто много доказывает, тот ничего не доказывает";

  • аргументы, воздействующие не только на разум (чтобы доказать),но и на чувства (чтобы убедить).

 

Вопрос «Композиция речи. Заключение»

Заключение – важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности.

Суммирующее заключение подводит итоги речи, напоминая о том, «что вы уже рассказали», служит для напоминания слушателям основных моментов речи и главного тезиса. Такой вид заключения чаще всего используется на учебном занятии.

Типологизирующее заключение обрисовывает перспективы; такой вид заключения более характерен для научной работы: доклада, статьи, диссертации.

Апеллирующее заключение, содержащее эмоциональное высказывание (лозунг, призыв) с целью максимального усиления воздействия речи, в наибольшей степени свойственно вдохновляющей речи.

 

Задачи заключения:

суммировать сказанное;

повысить интерес к предмету речи;

подчеркнуть значение сказанного;

поставить задачи;

призвать к непосредственным действиям (в митинговой речи).

В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе.

Недопустимо в конце выступления:

извиняться перед слушателями за то, что не сообщил ничего нового и интересного;

обрывать речь без заключения и уходить;

заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления, так как такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи.

Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить и призвать их к активной деятельности.

Варианты допустимых концовок:

цитата;

призыв к действию;

крылатое выражение;

иллюстрация;

комплимент аудитории;

благодарность за внимание.

Вопрос «Элокуция. Прямые тактики речевого воздействия. Требования к прямой тактике речевого воздействия»

Элокуция (от лат. eloquor – высказывать, произносить речь, говорить), третий этап на пути движения от мысли к слову, представляет собой процесс превращения замысла речи, изобретенного и расположенного в определенном порядке ее содержания, в реальный текст.

Прямая тактика речевого воздействия – это тактика открытого типа, при которой говорящий сообщает слушателю просто и непосредственно то, что имеет в виду

.Требования:

1.Сообщение предполагает, что коммуникативная цель говорящего не является предосудительной и не наносит ущерба адресату. 2. Сообщение формулируется предельно четко и допускает лишь одно толкование.

3. Сообщение аргументировано или подлежит аргументации в случае необходимости

Аргументы не содержат логических ошибок

. 4. Языковые единицы, отбираемые для сообщения, точно отражают речевую ситуацию.

 5. Языковые средства в сообщении однозначны, и выражаемые ими понятия сформулированы определенно и точно.

 

Эмоциональный тип

Впечатлительные натуры вкладывают в свою речь не только свои мысли, но и чувства. Оратором такого типа нужно родиться. Выступающий, который не способен искренно воодушевлять людей, но в тоже время пытающийся это сделать – обманывает аудиторию. Он начинает то и дело кричать, махать руками, чем забавляет слушателей.

 

Такой оратор склонен к преувеличению. А объективное изложение вопроса – довольно редкое явление в практике этого выступающего.

Рациональный тип

Подразделяется на несколько подтипов:

 

Мыслящий вслух»

Он не сообщает аудитории готовых истин и не призывает ее следовать за кем-либо. А он просто, как бы вместе со слушателями, размышляет верное решение того или иного вопроса.

 

Немногие ораторы способны мыслить вслух. Однако, эта способность скорее недостаток, чем достоинство. К примеру, оратор, о чем еще он хотел сказать, вдруг останавливается, схватившись за голову, и начинает думать. Ораторский тип «мыслящий вслух» с виду особенно не блистателен и медлителен. Но при всем этом он привлекателен для публики.

 

Излагающий истины»

Эрудит

Лучшим агитатором является эмоциональный тип. А лучшим пропагандистом, распространяющий новые идеи — спокойный и бесстрастный оратор-эрудит. Он обладает не только здравым смыслом и даром речи, но и обширными, разносторонними научными сведениями.

 

Здравомыслящий

Если вы рассудительный человек, умеете убеждать как без блеска красноречия, так и без ссылок на факты, то вы принадлежите к этому типу. Здравомыслие и ссылки на очевидное – ваше главное оружие. Оратор такого типа частенько прибегает к свежим анекдотам, веселым историям, забавным шуткам. Поскольку его юмор понятен каждому.

Смешанный тип

Здесь все понятно. Этот тип соединяет два ранее перечисленных – рациональный и эмоциональный.


Индивидуально-речевые типы

Эта классификация тесно связана с гиппократовскими характерологическими типами – холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

 

Интуитивно-эмоциональный

Ораторы этого типа обладают страстной, увлеченной речью, насыщенной остротами и каламбурами. Но не всегда следят за логической последовательностью сказанного. Писать план предстоящего выступления они считают ненужным занятием, поскольку он сковывает. Этот тип схож с холерическим темпераментом.

Рационально-логический

Они чаще всего анализируют явления, обсуждают события и аргументируют свои или чужие поступки. «Логики» тщательно готовятся к выступлению: обдумывают и составляют подробнейший план с мельчайшими деталями, находят нужный материал, строго структурируя его. Выношенный план словно «сидит у них внутри» и ораторы не пользуются им в ходе своего выступления. «Логика» заботит другое – как сделать свою речь выразительнее, эмоциональнее, какие подобрать примеры, чтобы аудитория не потеряла интерес. Этот тип схож с сангвиником.

Философский

Они в какой-то степени эмоциональны, склонны к анализу, порой бывают организованы в работе, а иногда без всякой организации раскрывают какой-нибудь вопрос.

 

У них есть общая характерная черта – стремление к глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у аудитории. «Философы» вовлекают слушателя в этот процесс. В основном, в данную группу входят флегматики

Лирический

Лирики глубоко эмоциональны, впечатлительны и проникновенны. Чаще всего, в основе данного типа лежит утонченный, меланхолический характер.

Риторическая классификация

Основной критерий: желание и умение оратора держать тезис. Можно вспомнить известную мысль Аристотеля: «Речь складывается из трех составных элементов. Это сам оратор, предмет его разговора, и лицо, к которому он обращается».

 

Предводитель

Ориентирован на себя, как на оратора. Его основная цель – показать себя публике. Речь предводителя не несет полезной информации. Как правило, она неконкретна и расплывчата: нужно повысить зарплату, необходимо построить школу, следует улучшить условия работы. Он выражает критику и недовольство к какому-либо явлению или событию.

 

Для такого оратора характерна следующая ориентация на определение риторики: «Риторика – это наука, помогающая нам хорошо говорить». И выступающего: «Почтенный мужчина, который готов выступать». Предводители практически всегда готовы к речи, независимо от размера аудитории и предмета разговора. Поскольку для них важно самовыражение.

 

Популист

Такой типаж направлен, прежде всего, на аудиторию. Он говорит то, что она хочет услышать от него именно в этот момент. Таким образом, он завоевывает симпатию слушателей. Чаще всего, оратор-популист привлекает внимание к своей личности. Для этого он хитроумно предлагает аудитории или заманчивую идею, за которую призывает бороться вместе с ним, или настраивает ее против осуждаемого врага. Особенно ярко это проявляется во время избирательных кампаний.

Разумный оратор

Нацелен на речь. Во время выступления его задача – показать пути решения проблемы. Поэтому разумный оратор максимально точно старается привести убедительные аргументы и высказывает конкретные предложения. Именно такой типаж ориентируется на определение риторики, данное Аристотелем: «Наука «Риторика» — умение находить возможные методы убеждения касательно каждого данного предмета».

Классификация по стилям

Оратор простого стиля

Как правило, он скромен и прост и его речь вполне понятна. Когда его слушаешь, создается такое впечатление, что сам бы так сказал, если бы знал суть дела. Но, бывает, кажется. Возможно вы, выходя на сцену, пытались рассказать даже про ваши ежедневные дела – но получалось нечто несвязное. Сердце начинает биться чаще, пот льется ручьем — аудитория вас не слушает.

 

Оратор этого типажа обладает свободной, даже несколько несвязной речью. Но при этом не беспорядочной. Они стараются нигде ни разу не споткнуться. Речь у них образцовая, не вызывающая затруднений. Однако, утомляет слушателей, которые изредка стараются делать протирать глаза.

 

Оратору простого стиля позволительно пользоваться такими приемами как риторический вопрос и метафора. Но здесь следует соблюдать меру.

Средний стиль

Проявляется на званых вечерах и торжественных приемах. В основном, предназначен для услаждения слуха.

 

Оратор высокого стиля

Он спокоен, прост, строен, ясен и отчетлив. Оратор такого типажа умеет использовать все три стиля, чем производит впечатление человека простого, но в тоже время решительного, проницательного и мудрого.

 

Цель выступления

Ответы на вопросы.

 

 

Вопрос «Акцио. Виды речей»

1) Развлекательные- развлечь слушателя, вызвать положительные эмоции.

Развлекательная речь (в частности, юмористическая) обычно строится с опорой на смешные случаи из жизни. Она подкупает новизной, необычностью подхода, может быть построена даже на контрасте. В основе такой речи могут лежать привычки, характер, образ мысли людей, взаимоотношения полов и т.д. Выступающий должен обладать чувством юмора, которое обращено не только на других, но и на самого себя. Тогда это подкупает слушателей.

 

 

             2)Информационные- пробудить интерес к какой-либо проблеме.

Информационная речь построена на жесткой логике, она должна иметь тщательно подобранные доказательства. Подчеркнутая логика изложения вызывает уважение и внимание аудитории. Особо ценится такая речь тогда, когда слушатели заинтересованы в новой информации и с благодарностью видят, что выступающий дает именно то, что слушателям необходимо, например, для учебы или работы.

 

3) Агитационные- поднять настроение, вызвать эмоциональный отклик.

Воодушевляющая речь практически не содержит новых для слушателей данных, но, внося ясность в уже знакомую аудитории проблему, оратор вызывает эмоциональный отклик, поднимает настроение людей.

4)Убеждающие- убедить в своей правоте.

Убеждающая речь основана на фактах и эмоциях. Такая речь возможна, если действительно есть проблема, которую автор решает, на его взгляд, правильно и хотел бы, чтобы его точку зрения разделили другие люди.

При этом следует знать, что автор может и должен использовать не только логические доказательства, но и эмоциональные доказательства, которые, воздействуя на чувства людей, приведут к определенным выводам и результатам. Предметом таких эмоциональных доказательств могут быть всевозможные чувства людей, отношение к детям, патриотизм.

В убеждающей речи не могут быть только негативные факты, но и позитивные — речь должна давать надежду. Необходимо помнить еще одно правило — оратора не должны захлестывать собственные эмоции, они должны быть искренними и естественными – ведь слушатели должны верить оратору и в его эмоциях. Чересчур эмоциональный оратор может вызвать недоверие аудитории.

5)Призывающие- побудить начать или прекратить действие.

Призывающая речь основана на эмоциях и фактах. Если вы хотите побудить человека к действию, вы должны очень хорошо знать его. Знание аудитории – залог успеха призывающей речи в эффективности воздействия на слушателей. Надо сказать, что оратору легче выступать перед небезразличной аудиторией, пусть даже и настроенной по отношению у выступающему негативно. Самое сложное – «разбудить» людей, безразличных к теме выступления. Если вы призываете аудиторию пожертвовать чем-либо (например, вниманием, свободным временем), то постарайтесь компенсировать их чувства чем-либо положительным (но не материальной выгодой): чувством выполненного долга, благородства, сознанием правоты, справедливости. Можно, а иногда и нужно изложить и положительные, и отрицательные стороны того, к чему вы хотите подвигнуть аудиторию.

 

Вопрос «Спор и его виды»

Спор – это словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту. Борьба мнений по различным вопросам.

Виды:

Дискуссия – такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения конкретного вопроса.

Диспут первоначально обозначал публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня значение этого слова немного изменилось. Им теперь называют публичный спор на научную или общественно важную тему.

Полемика – это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Таким образом, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Полемика – это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами.

 

Вопрос «Логические уловки»

Логические уловки- это намеренные ошибки в доказательстве.

1) Увод разговора в сторону

Чтобы уйти от поражения, сделать его не столь заметным, они всячески уводят разговор в сторону, отвлекают внимание оппонентов второстепенными вопросами, рассказами на отвлеченные темы

2) Перевод спора на противоречие между словом и делом

Уйти от предмета обсуждения, оставить в стороне выдвинутый тезис можно и с помощью такой уловки – перевести спор на противоречия между словом и делом, взглядами противника и его поступками, образом жизни. Показав несоответствие выдвинутого тезиса действиям оппонента, ставят противника в неловкое положение, сводят фактически спор на нет.

3) Перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда

Здесь вместо доказательства истины того или иного положения выясняется, имеет ли оно пользу для оппонента или нет

4) Смещение времени действия

спорщики в процессе рассуждения смещают время действия, подменяют то, что справедливо для прошлого и настоящего, тем, что произойдет в будущем.

 

Вопрос «Структура беседы»

Вопрос «Предмет риторики.

 Риторика – это теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

Задачи:

- научиться выступать публично, так чтобы донести свои мысли

- убедить в своей правоте

- воздействовать на чувства слушателей и побудить их к каким-либо действиям.

Риторика – царица всех наук.

Во всем многообразии видов и родов произведений словесности риторика изучает определенный аспект словесного творчества — аргументацию.

Было бы неправильным ограничить предмет риторики какими-либо конкретными разрядами словесных произведений — только ораторской речью, проповедью, публицистикой, массовой информацией, хотя риторика изучает по преимуществу произведения именно такого рода. Аргументация содержится и в научных, и в философских, и даже в художественных произведениях. Риторика изучает любые произведения слова, в которых содержится аргументация. Особенность риторики состоит в том, что изучение произведений слова для нее не самодовлеющая цель, но средство.

Предмет риторики — произведение слова, которое еще не создано, но которое предстоит создать.

Риторика стремится ответить на вопрос: как создать высказывание в определенным образом заданных условиях? Поэтому она представляет собой скорее филологическую инженерию, чем фундаментальную науку. Но из этого не следует, что ее понятийная система и состав разделов зависят от произволения или вкуса автора того или иного руководства, — риторика обобщает опыт искусства аргументации и отражает реальные нормы культуры слова, сложившиеся исторически.

Риторика включает два основных раздела — общую риторику и частную риторику. Общая риторика изучает принципы и приемы создания замысла и его воплощения в завершенном высказывании. Частная риторика изучает особенности построения словесных произведений в различных родах и видах словесности.

Главная цель изучения риторики практическая — владение искусством целесообразного слова. Искусство слова — самое нужное, но и самое сложное из всех искусств, поэтому освоение его требует серьезного труда и основательной подготовки. Не существует легких путей к трудным целям.

Но у риторики есть и образовательная цель, быть может, не менее важная. Освоение искусства слова невозможно без свободного владения литературным языком, без систематического образования — знания богословия, истории, философии, права, художественной литературы. B противном случае искусство слова становится пустословием.

Изучение риторики предполагает совершенное знание русского литературного языка — инструмента аргументации.

 

вопрос «Основные этапы развития риторики-от древности до наших дней»

Еще в античные времена люди видели убеждающую силу живого слова, использовали речь как эффективный способ подчинения сограждан своей воле. Считалось необходимым овладеть искусством красноречия, научиться словом достигать своей цели. Этому учила риторика, которая появилась более 25 веков назад. Риторика является наукой (свод законов и правил, которые следует знать и соблюдать любому оратору) и искусством (индивидуальный стиль оратора, его мастерство). Понятия риторика, ораторское искусство, красноречие используются как синонимы. Основные положения, которые выработали ораторы еще в древние времена, актуальны и в наши дни.

1. Античная (классическая) риторика

Античная риторика - это риторика, которая формировалась и развивалась в Древней Греции, а затем в Древнем Риме.

Древняя Греция. Древнегреческая демократия предполагала активное участие всех граждан в социально-политической жизни страны: выступление в народном собрании, совете пятисот, народном суде. Человек мог живым словом убедить в своей правоте и разгромить оппонента, защитить себя и доказать вину другого, раскрыть суть дела и способствовать его успешному решению, выиграть дело, повести полки за собой. В V в. до н.э. был составлен учебник по риторике.

       Первыми учителями-профессионалами в Древней Греции были софисты, которых называли учителями мудрости и красноречия (V в до н.э.). Они готовили молодежь к общественной жизни, к проведению дискуссий, развивали у учеников умение использовать приемы доказательства и опровержения, отстаивать свое мнение, используя софизмы. Для доказательства истинности ложного высказывания софисты использовали рассуждение, построенное на логических уловках, т.е. умышленно ошибочных рассуждениях. Софизм строится на внешнем сходстве явлений, преднамеренно неправильном подборе исходных положений, на двусмысленности слов и подмене понятий.

Сократ (470 – 399 гг. до н.э.) и его ученик Платон (427 -347 гг. до н.э.) критиковали софистов, считали, что риторика должна быть связана с поиском объективных истин, проверенных человеческим опытом: «Кто не знает истины, а только гоняется за мнимыми представлениями о ней, у того и само искусство красноречия будет, естественно, нелепым и грубым». Они положили начало риторике как искусству открытия и доказательства объективной истины.

Для поиска истины Сократ использовал диалоги, основой которых была ирония. Философ называл свой метод познания истины через умело поставленные вопросы и полученные на них ответы майевтикой («рождение истины»). Согражданам он задавал вопросы, ответы на которые обнаруживали их невежество, показывали, что они не имеют истинных знаний, хотя претендуют на это: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Истинная цель диалогов - не унизить или оскорбить человека, а помочь ему узнать себя, стать свободным, проявить свой творческий потенциал. Многим, с кем Сократ вступал в диалог, не нравилось чувствовать себя невеждой. Жизнь его закончилась трагически - приговорили к смерти через принятие яда.

Демосфен (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий оратор, который собственным примером показал, что ораторами не рождаются – ими становятся, т.е. оратором может стать каждый, кто не пожалеет времени и труда. Первые выступления были неудачны и привели к полному разорению, поскольку он не мог доказать свое право на имущество, принадлежащее его умершим родителям. Он не владел техникой и культурой речи, не учел аргументы оппонентов, не готовил выступление. Кроме того, у него была нарушена дикция, из-за физической слабости тихо говорил. Демосфен сделал из себя оратора: ежедневно упражнялся в технике речи, заучивал наизусть выступления известных ораторов, использовал их приемы, постоянно работал над совершенствованием формы и содержания своих текстов. Вскоре он был признан одним из главных риторов (ораторов) в Древней Греции. Благодаря его речам против царя Македонии Филиппа во всех языках мира известно слово «филиппика»  – гневная, обличительная речь.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.), ученик Платона, сформулировал всеохватывающий характер риторики: она необходима как в делах, касающихся обыденных потребностей жизни человека, так и в делах государственного значения; в профессиональных делах; определил искусство красноречия "как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета."

 В своем труде «Риторика» он рассматривал три основные ее составляющие, которые актуальны и сейчас:

1. Оратор. Определенные личные качества и особенности оратора вызывают доверие слушателей, что помогает ему вернее достичь своей цели.

2. Речь. Технические стороны риторики: способы выражения мысли, а также построение речи (предисловие, рассказ, доказательство, заключение). Аристотель справедливо утверждал: «Ясность – главное достоинство речи».

3. Аудитория. Выявил принципы, на основе которых оратор может принудить к чему-либо своих слушателей.

период формируются социально-политическое и судебное направления в красноречии.

 Древний Рим. С III в до н. э. под влиянием греческой начинает развиваться римская риторика. Владение живым словом в республиканском Риме было важным условием для активной политической и социальной жизни свободного гражданина: все дела решались дебатами в народном собрании, сенате, суде, где каждый мог выступать. Выдающийся древнеримский ритор, чье имя еще в древности стало нарицательным для оратора, Марк Туллий

Цицерон (106-43 гг. до н.э.)

Основные положения важны и для современного оратора:

1. Речь оратора должна быть «способна убеждать, услаждать, увлекать. Первое вытекает из необходимости, второе служит удовольствию, третье ведет к победе – ибо в нем больше всего средств к тому, чтобы выиграть дело».

2.«Поэтами рождаются, ораторами делаются (становятся. – Т.Б.)» (лат. Poetae nascuntur, oratores fiunt). Оратор должен иметь широкое образование, эрудицию, знать теорию ораторского искусства; постоянно практиковаться в речи, выполнять разнообразные упражнения.

3.Для действенности речи необходимо сочетать рациональное и эмоциональное; учитывать интересы и особенности аудитории.

Древнеримский оратор Марк Фабий Квинтилиан (36-96 гг. н.э.) в трактате «Образование оратора», основываясь на опыте предшественников и своей риторической практике, изложил систему обучения ораторскому мастерству ребенка с самого раннего возраста. Его советы и наставления используются в большинстве современных учебников по риторике:

1. Развивать природное дарование оратора теоретическим обучением, упражнением и подражанием.

2. Начинать и кончать речь сильными аргументами; «говорить только о тех вещах, которые знаешь».

3. Успех оратора обеспечивают жесты, мимика, осанка, телодвижения, дыхание, голос.

4. Каждый оратор должен исходить из особенностей своего характера и темперамента, а не слепо подражать ораторам, манера которых чужда его личности.

После гибели республиканского Рима, где была актуальной, как и в Древней Греции, социально-политическая и судебная риторика, на первый план начинает выдвигаться эпидейктическое (парадное, торжественное) красноречие. Внимание уделяется не столько содержанию, сколько пышности формы.

В Древней Греции риторика - это «искусство убеждения», в Древнем Риме предпочтение отдавалось хорошей красивой речи «искусству говорить хорошо» (убедительно и красиво), а позже – искусству говорить красиво.

В античности красноречие рассматривалось и как наука, и как искусство. Античная риторика является классической риторикой, поскольку ею были выработаны основные понятия, правила и законы, которые использовались и развивались во все последующие времена, включая современную риторику: правила построения речи, риторический канон (этапы речи – от замысла до произнесения), учение о 3-х составляющих красноречия (оратор, речь, аудитория), учение об этосе, логосе и пафосе.

Этос. Оратор и слушатели должны руководствоваться общими этическими нормами (правовыми: «справедливо-несправедливо»; моральными: «достойно-недостойно»; нравственными: «хорошо-плохо»). Это создает благоприятные условия общения.

Логос. Необходимо использовать логические средства убеждения. Речь должна быть логична. Издревле была дилемма: воздействовать на слушателей аргументами, которые им близки и они их разделяют, или выдвигать доводы, которые правильны для оратора, но неприемлемы для аудитории. Некоторые древние ораторы пострадали за открытое высказывание своих убеждений, которые шли вразрез с убеждениями правящих: Платон был продан в рабство, Сократ был приговорен к смерти и отравлен, Аристотель отравлен в изгнании, Цицерон казнен.

Пафос в отличие от этоса и логоса должен влиять не на разум, а на чувства слушателей, чтобы настроить их на принятие нужного решения и совершение конкретного действия.

2. Риторика в эпоху Средневековья

Античная риторика была усвоена европейской культурой, входила в число избранных наук. Красноречие в это время развивается в двух социальных областях – религии и образовании.

Особенностью религиозной риторики (начинает формироваться в период появления первых христиан), которая культивируется в церквях и монастырях, является особая аргументация: о чем бы ни говорил проповедник, все свои суждения и выводы основывал и доказывал одним непререкаемым источником – Библией. Риторика продолжает развиваться особенно в период еретических движений (выступления против догматов церкви).

Начало формирования церковно-богословского красноречия связано с именем византийского проповедника Иоанна Златоуста (ок.347 – 407 гг.н.э.), в прозвище которого выражено не только уважение и почитание людей, умеющих воздействовать на слушателей живым словом, но и признание Иоанна великим оратором.

Гомилетику – теорию церковного красноречия – разрабатывал Фома Аквинский (1224-1274 гг.).Каковы же особенности гомилетики?

1. Внимание форме – напыщенность, внешняя красивость.

2. Главное – не убеждать, а внушать.

Церковное красноречие внесло в риторику приемы овладения чувствами и сознанием слушателей, влияния на психику и воображение.

Академическое красноречие формировалось на основе университетской лекции. В первое время лекции читались (лат. lectio – чтение, lector – чтец) по книге. Важным было обращение к научным знаниям, где отражались реальные явления и факты в отличие от богословского красноречия. С развитием книгопечатания читаемая лекция начинает вытесняться устной, в которой использовались приемы риторики.

3.   Риторика в эпоху Нового времени

 В эпоху Возрождения, а позже и Просвещения светское мировоззрение постепенно вытесняет богословское. В красноречие проникают светские мотивы, оно развивается в гуманистическом и демократическом направлении. В основе – античная риторика: гармония содержания и формы, внимание к технике речи, манере оратора, жестикуляции, мимике. Риторику активно используют, разрабатывают ее теоретические аспекты европейские писатели, ученые, мыслители (Б. Паскаль, Ж. Лабрюйер, Ф. Бэ


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.