Глава 1. Взаимосвязь уровней развития речи и мелкой моторики рук — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Глава 1. Взаимосвязь уровней развития речи и мелкой моторики рук

2021-01-31 92
Глава 1. Взаимосвязь уровней развития речи и мелкой моторики рук 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 1. Взаимосвязь уровней развития связной речи и мелкой моторики рук.

Глава 2. Анализ практической деятельности.

Диагностика уровней развития речи и мелкой моторики детей.

 

 

Работу с детьми начинала с установления уровня развития речи, с диагностики. Главным принципом диагностики речи является ее изучение в естественных условиях, что предусматривает минимальное вмешательство взрослого в повседневные, привычные формы поведения речевого общения. Данные, полученные посредством прямого наблюдения за реагированием детей, дополнялись результатами исследований, а также информацией, сообщаемой родителями. В анализе диагностики, с одной стороны, сравнивала показатели развития речи детей на начало и конец года, что определяет эффективность проделанной работы. А с другой стороны – оценивала полученную информацию, сравнивая выявленный уровень показателей ребенка со средними данными детей этого возраста. Это позволяет увидеть, отстает ли ребенок в речевом развитии, находится ли на среднем уровне или же хорошо владеет связной речью для своего возраста. Промежуточные срезы – помогают корректировать планы работы.

Диагностирование речи детей второй младшей группы показали следующие проблемы. Женя Ф. и Костя Г. с удовольствием слушают других, но не хотят говорить сами, медленно наращивается активный и пассивный словарь у Вани В., Вани Д., Лены С. Ваня В., Артем С. употребляют односложные ответы вместо коротких фраз, страдает у них слоговой состав, звуконаполняемость. Наблюдения за детьми при проведении утренней гимнастики, физкультурной деятельности у детей даже с небольшими нарушениями наблюдаются выраженная в разной степени общая моторная недостаточность. Ваня В. И Лена С. не могут ловить и бросать мяч, Инна Д. и Юля Г. затрудняются прыгать на одной ноге и т.д. Обследования мелкой моторки выявили трудности в создании и удержании поз пальцев: гусь, коза, ножницы (Ваня В., Артем С., Кирилл П., Юля Г. и др.) Дети, которым удавалось повторить изолированные движения пальцами, как правило, хорошо говорят. Если же говорят слабо, то пальцы рук либо вялые, ватные, не делающие отдельных движений (Артем С.), либо, наоборот, напряжены, сгибаются и разгибаются вместе (Кирилл П.).

Тесты на распознавание пальцев (по М.А. Поваляевой), обследования тонких движений пальцев рук, обследования действий с предметами, общей произвольной моторки (тест мотометрической шкалы Озерецкого – Гельнитца) показали уровень сформированности общей и мелкой моторки. Сравнение с табличными показателями («Справочник логопеда» М.А. Поваляевой  см. приложение № 2) возрастных особенностей развития выявили проблемы: трудности в использовании попеременно той или иной ноги при спускании вниз по лестнице, использовании ножниц, удерживании карандаша, кисточки, сживания двух кулаков, поочередном загибании пальцев и т.д.

 

Организация развивающей среды.

 

Не менее важным для проведения работы, как уже отмечалось ранее, является создание условий, развивающей речевой среды.

В группе организован «Уголок правильной речи». В нем собраны дидактические игры и пособия, помогающие освоить звукопроизношение, пополнить лексический запас, закрепить грамматические нормы. В уголке для этого имеются: альбом «Сказка о веселом Язычке», дидактические пособия «Бабочки», «Перышки» - для развития речевого дыхания; «Полянка с цветами», «Осминожка» и «Петушок» - для развития мелкой моторики рук.

В «Уголке художника» традиционный набор (краски, пластилин, бумага, карандаши) дополнен цветными нитками и бархатной бумагой для ниткографии, различными видами тонированных бумаг, образцами оригами, всевозможным природным и бросовым материалом для плетения (проволока, нитки, бумага) и поделок.

Очень любят дети театральный уголок, где собраны различные виды театров (настольный, пальчиковый, теневой…).

Не менее важной, на наш взгляд, является работа с родителями. Для них периодически оформляются папки-передвижки, собрана библиотека педагогической литературы.

 

 

Содержание работы по развитию речи через совершенствование мелкой моторики рук в разных возрастных группах.

 

 

Исходя из результатов диагностики, а также рекомендаций логопеда и психолога были составлены планы работы с детьми по развитию мелкой моторки рук, как предпосылки к развитию правильной речи. Планы включали в себя развитие мелкой моторки через различные виды деятельности: совместной с педагогом и самостоятельно.

Для младшей группы разработан план по обучению детей пальчиковым играм. Его задачами являются обучение слушать и понимать, о чем говорится в потешке, воспроизводить соответствующие движения, развивать мелкую моторику рук, воспитывать речевую активность и общение. Эту работу можно проводить с детьми с самого раннего возраста, начиная со всем известных потешек «Ладушки», «Сорока», «Идет коза…». Пальчиковые игры не были продолжительными, пяти минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевое развитие ребенка.

План для средней группы включает в себя поэтапное усложнение формирования мелкой моторки в таких видах деятельности как: ниткография, оригами, теневой театр, обучение графическим навыкам и т.д.

Совместный план работы по развитию речи детей через мелкую моторику рук включает совместную деятельность воспитателя, логопеда, родителей.

В младшей группе целенаправленная работа по развитию мелкой моторки рук, как отмечалось ранее, начинается с обучения детей пальчиковым играм. На первых занятиях заучиваем с помощью потешек названия пальцев. Сначала учили упражнения («ладошка», «кулачок», «ребро»), а затем потешки, сопровождаемые движениями рук. Добивалась, чтобы дети выполняли упражнения одновременно двумя руками. Но у Кирилла П., Вани В., Лены С. это в начале не получалось. Дети выполняли движения одной рукой ведущей рукой (Ваня В. - левша), затем другой, а потом пытались соединять. Стихотворная форма помогала привлечь детей своей живостью, ритмичностью, настраивала детей на радостную, активную работу. Выученные игры включала в различные виды деятельности: организационные момент (пальчиковая гимнастика «Здравствуй», «Утречко»), в качестве физкультминутки («Дружба», «Цветок»), сочетала движения рук с общей моторкой («Мы играем на гармошке», «Рано утром на полянке»). Дети с удовольствием повторяли. Заинтересовались и родители. Мама Артема В. Приобрела книгу пальчиковых игр и по рекомендации воспитателя работала с ребенком дома.

При привычном наборе занятий по развитию мелкой моторики (лепка, рисование,

плетение) используются в основном движения трех пальцев, тех, что постоянно активны в быту и в общении. Работают большой, указательный и средний пальцы. Эти три пальца, смежную с ними часть ладони и соответствующее им двигательное поле обозначают как социальную зону руки (термин М.С. Рузиной). Два последних пальца – безымянный и мизинец – находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Но велико значение всех пальцев в отдельности. Оставляя безымянный и мизинец вне поля внимания, не используя их в упражнениях, мы более чем на треть снижали их эффективность. Этот перекос помогали сгладить пальчиковые игры, давая разностороннее, гармоничное развитие двигательных функций кисти.

В работе по развитию мелкой моторики рук использовала и другие виды деятельности. При одевании детей на прогулку отметила, что многие из них (Андрей Ж., Женя П., Ваня В., Яна Р.) не справляются с застегиванием пуговиц, молний. Для решения этой проблемы изготовила дидактическую игру «Одень медведицу», которая помогла детям освоить разнообразные действия с деталями одежды, обуви. За счет повторения названий предметов и названий действий с ними пополнялся активный словарь детей. Когда действия были усвоены, проводили соревнования: кто быстрее оденет медведицу.

Родителя поддержали идею и активно включились в изготовление аналогичных игр и пособий, ими были сделаны пособия: «Сапожок», «Полянка с цветами», «Осьминожка», «Петушок», «Солнышко».

Активному развитию мелкой моторики рук способствовали занятия продуктивными видами деятельности: лепкой, рисованием, аппликацией, ручным трудом.

Занятия по лепке начиналось с легкого массажа, с поглаживания кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястьям («погладить кошечку»). Затем массаж каждого пальца – боковые края пальцев перебирали большим и указательным пальцами. Это снимало мышечное напряжение пальцев рук, способствовало повышению подвижности кисти в целом, позволяло детям успешнее проводить необходимые манипуляции с пластилином.

Движения рук были еще не совершенны: одни движения получались, другие вызывали затруднения. Скатывания шариков получалось не у всех, так как это требовало сложных согласованных движений двух ладошек. Почти все дети столкнулись с трудностями, связанными с необходимостью предварительного разминания пластилина. Некоторым приходилось помогать (Яне Р., Андрею Ж., Жене П.). Но помощь была дозированной, самой минимальной. Выказывание «колбасок» и шариков, разминания пластилина очень полезны для развития движений, и одно другого не заменяет. Разминания развивает силу пальцев, выкатывание – точность и координацию движений, умение управлять ими.

Развитие силы пальцев и навыков управления мелкими движениями рук проводили с помощью специальных упражнений. Одно из них – разрывание бумаги на мелкие кусочки. Лист разрывали пополам, обрывки накладывали один на другой, и процедуру повторяли. (Обрывки использовали в поделках из папье-маше).

Многие ученые отмечали, что рисунки оказывают сильное стимулирующее влияние на развитие речевой и мыслительной деятельности детей. А если к этому добавить активное развитие моторики, то получится мощное орудие в развитии речи. Для развития точности движения рук применяла специальные упражнения. Например, рисовала дорожку, у одной стороны стояла машина, а у другой – дом. Предлагала ребенку «проехать» по дорожке, не заходя за ее пределы. Ширина дорожек подбиралась индивидуально, так, чтобы задача была достаточно трудна, но доступна ребенку. У детей с повышенной активностью, сниженной работоспособностью (Женя П., Вика П.) были «выходы» за пределы дорожки при приближении к домику, так как дети начинали торопиться к цели, забывая о других условиях задачи. Поэтому такое упражнение наряду с развитием движений помогало формированию внимательного отношения условиям задачи, контролю за собственными действиями.

Другие упражнения, развивающие точность движений – «охотник и волк», «туча и зонтик». На одном конце листа рисовала тучу, а на другом – зонтик. Ребенок должен был провести линии, соединяющие тучу и зонтик.

 Для развития зрительно – моторных координаций и зрительно – пространственного восприятия в рисунках предлагала детям выполнить следующие задания:

1. Штриховка и обведение по контуру.

2. Повторение изображения горизонтальных, вертикальных и округлых линий.

3. Дорисовывание недостающих деталей в картине.

4. Печатание букв, цифр.

 

Эти задания, по мере освоения, использовала в средней и старшей группах.

Занятия обогащала таким видом деятельности, как ниткография (выкладывание нитками рисунков на бархатной бумаге). Этот прием помог неуверенным в своих силах детям (Яне Р., Лене С.) создавать рисунки, которые можно было легко исправить в случае ошибки.

Оригами, игры с бумагой помогли узнать детям, как обычная бумага превращалась в забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогали плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и др. фигурок. Важным элементом этой деятельности был последовательный, неторопливый показ взрослого. Некоторым детям (Инне Д., Ване В.) требовался многократный показ последовательности действий сопровождаемый объяснениями. Освоив элементарные действия, дети мастерили игрушки сами. Бумага стала основой многих интересных и полезных дел. Дети увлеклись дизайном.

Детский дизайн – одна из форм художественной деятельности с самыми различными материалами по созданию разнообразных предметов на занятиях и в часы досуга, в детском саду и в кругу семьи.

Детям старшего дошкольного возраста вполне доступны многие виды работ с разными материалами. Это работы детей с тканями, нитками; декоративные аппликации и панно из лоскутков, тряпичные и вязаные куклы, одежда для них; детали костюмов для игр, развлечений; предметы сервировки стола, сувениры, плетения, декоративные аппликации и букеты из сухих растений; плетение из прутиков, соломки, трав; поделки и игрушки из шишек, веток, камешков; скульптуры из корней, коры, сучьев для украшения уголка природы и т.д.

В.А. Сухомлинский считал, что в кончиках детских пальцев заложены истоки их творческих способностей и дарований, что ребенок тем умнее, чем больше мастерства в детской руке.

Как мы видим, для совершенствования тонких дифференцированных движений рук не требуется сложное дорогостоящее оборудование. Самый главный атрибут – детские руки.

Уже со средней группы я ввела специальные упражнения для развития ручного праксиса, предлагаемые М.А. Поваляевой (Праксис – способность к выполнению целенаправленных двигательных актов).

· Перебирание пальцами, кручение карандаша, гладкого бруска, катушки ниток, игры с шариком Су-Чжок. Упражнения выполняются сначала всеми пальцами, затем тремя, двумя, меняя их.

· Отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации.

· Рисование и штриховка карандашами. Дети выполняли упражнения в определенном темпе под счет. Темп и инструкции они задавали себе сами.

 

В работе по активизации речи через развитие моторики старалась использовать различные виды театра. Вживание в роль помогало детям точнее передавать голосом характер героя сказки, его переживания. Действия персонажей требовали четких движений пальцев. Куклы – бибабо, пальчиковый театр с одной стороны активизировали речь детей, а с другой стороны – заставляли пальцы двигаться точнее, целенаправленно.

Особенно хочется отметить роль теневого театра в развитии речи детей. В группе организовали теневой театр, где персонажи выполнили из черного картона. Детей заинтересовали тени, полученные на экране. Больше всего понравились детям персонажи, получающиеся из теней рук. Они были не статичные, а подвижные, легко превращались один в другого. Для изображения героев пригодились известные упражнения: зайчишка, лиса, улитка, волк. Обогатили театр новыми персонажами: бабка, дед, репка, колобок. Поставили с детьми сказки в теневом театре, используя только свои руки.

В старшей группе стала давать детям задания по формированию графических навыков письма. На первых занятиях учила детей ориентироваться на рабочем месте – столе. Дети должны были показать правый верхний или нижний углы, середину стола и края. Тоже – в тетради в крупную клетку. На первых занятиях применяли фломастеры, а затем ручку. Образец давался в тетрадях и на доске. Старалась давать детям детальные объяснения. Для детей с низкими навыками применяла «мокрый карандаш» (по Е.Е. Шулешко) – концом мокрой тряпки дети должны были обвести написанное мелом на доске. Также использовали разлинованный лист большого размера, покрытый самоклеющейся пленкой. На нем можно было писать фломастером, стирая сухой тряпкой.

Приступая к формированию графических навыков, столкнулась с проблемой «зажатости рук», быстрой утомляемостью, чрезмерным напряжением рук. У детей с эмоциональной не устойчивостью, мнительностью, повышенной возбудимостью (Женя П., Яна Р., Вика П.) наблюдались, при повышенном напряжении пишущей руки, усиления нажима, «убегание» строки, даже иногда, дрожание написанных элементов. В педагогической литературе описывается такое понятие, как «писчий спазм». Писчий спазм – это изменение моторики руки, приводящее к нарушению акта письма при сохранении возможности выполнять рукой другие действия. Для того чтобы убрать зажатость руки снять с нее напряжение, проводила точечный массаж для профилактики писчего спазма (см. Приложение № 3). Воздействовали на точки успокаивающим методом – приемом легкого касательного вращения по часовой стрелке в замедленном ритме. Формирование у детей графических навыков с одной стороны готовит ребенка к школе, к освоению сложного процесса письма, с другой стороны – является еще одним, наиболее сложным приемом для развития моторики руки. Занятия по формированию графических навыков состояли не только из изображения фигур, но и зрительных и слуховых диктантов.

диктантов.

Хотелось бы остановиться еще на одном интересном, но пока мало разработанном аспекте работы – использовании ТРИЗ – технологии в обучении детей связной речи через развитие моторики рук. ТРИЗ – наука, которая включает сегодня в себя гораздо больше, чем решение изобретательских задач. ТРИЗ – это система воспитания и развития мышления человека. А поскольку развитие мышления тесно связано с развитием речи, я пришла к выводу о необходимости использования ТРИЗ – технологии в работе по развитию речи детей. Уже с младшего дошкольного возраста дети делают первые шаги к овладению связной речью, знакомясь со звуками, окружающими их. Манипулируя специально изготовленными мною шум елками, звенелками, шуршалками, стучалками, дети погружались в мир звуков, учились их сравнивать, различать, воспроизводить, ассоциировать с другими звуками. Дети, имеющие недостатки в речевом развитии, действуя с предметами, мысли образами. Учитывая, что наглядно – образный вид мышления остается ведущим до старшего дошкольного возраста, давала детям возможность действовать со слогом, словом самым прямым образом: разрезать, складывать, клеить, лепить, рисовать, писать пальчиком на спине, воде, снегу. Такие игры как «Паучок плетет паутинку», «Путешествие в сказочную страну Противоположностей», проводимые в средней группе, учили детей, манипулируя с черными, красными «паутинками», с игрушками и картинками рассказывать ситуации, решать проблемные ситуации, проводить аналогию, использовать приемы разрешения противоречий. Использование игровых, сказочных ситуаций помогли Ване В., Жене П., Лене Л. активизировать речь. Эти дети еще не заговорили предложениями, но делали попытки выразить свои мысли в словосочетаниях.

Блок работы по теме «Расскажи стихи руками» по мотивам русского и английского фольклоров научил ребят жестами «читать» стихи. В книжках – самоделках рядом с каждой строчкой стихотворения рисовала маленькие картиночки, изображающие движения пальцев рук. Это позволяло детям жестами передавать содержание стихотворения, быстрее запоминать его, развивать мелкую моторику рук, пространственную ориентацию.

Важнейшей составляющей работы в старшей группе являлось самостоятельное придумывание детьми научно - фантастических идей, сюжетом, рассказов. Использование морфологических таблиц, метода фокальных объектов в ходе работы развивало у детей системное мышление. В результате этой работы у детей (Кости Г., Жени П.) с плохо развитым логическим мышлением, не умевшим устанавливать логику повествования, наметились положительные сдвиги. Целенаправленная работа с детьми по ТРИЗ – технологии с младшего возраста позволила научить их представлять события в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями, за счет использования приемов фантазирования создавать новые образы, планировать его действия, словесно выражать состояние героя, сверстника, взрослого.

Работа с родителями включала в себя такие формы работы, как родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, анкетирование, беседы. Основными темами их были информирование о работе, проводимые в группе по развитию речи и мелкой моторики рук детей. Родителям были даны рекомендации по активизации этой работы.

Игры по развитию мелкой моторики рук очень эмоциональны, можно их проводить не только в д\с, но и в семье. Для игр можно использовать семена, орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки. Предлагала заниматься с детьми с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь делать вращательные движения. Обращала внимание родителей на то, что, гуляя с детьми во дворе, парке, лесу, можно увидеть множество деталей для будущих поделок: желудей, опавших листьев, веток, древесной коры.

Аккуратно шить, вязать, плести из ниток, проволоки дети могут научиться в более старшем возрасте. Но элементарную ловкость в обращении с иголкой, спицами и нитками можно было развивать, уже начиная, со средней группы.

Советовала привлекать детей к работе на дачном участке, огороде. Предлагала родителям рассказать, какими ловкими станут ручки детей, если они будут помогать маме и папе в прополке грядок, сборе ягод, уборке территории.

Папам советовала обучать мальчиков элементам строгания детским рубанком, выпиливания, забивания гвоздей, конструирования с использованием отвертки, гаечного ключа.

Все эти разнообразные виды деятельности необходимо было сопровождать беседой с ребенком, обсуждением проделанной работы.

 

Заключение. Выводы.

 

 

Проанализировав данную работу, хочется отметить, что проблема актуальности развития связной речи у детей стоит очень остро, особенно в период их поступления в школу.

Современные педагоги, физиологи, дефектологи не просто высветили эту проблему в нашем обществе, а провели экспериментальные опыты с большим количеством детей и нашли пути активизации речи через включение моторики рук в различные виды деятельности.

Работа, проведенная в нашем детском саду по развитию речи через мелкую моторику рук, дала свои результаты. Чтобы их оценить, обратимся к диагностике.

Диагностические данные детей старшей группы показали, что детей, не справившихся с заданием нет. Низкий уровень в описании предмета показал Ваня В., он затруднялся выделить отдельные детали предмета, слабо владел словарем признаков. Это связано с тем, что ребенок редко посещал детский сад из-за болезни, и не было возможности организовать регулярную индивидуальную работу. В дальнейшем планируем установить тесный контакт с родителями для организации совместной работы по развитию памяти, внимания и мышления у ребенка. Низкий уровень в рассказывании с элементами творчества показал Женя П., который пришел в нашу группу в конце прошлого года. И за короткий срок не смог овладеть навыками связной речи, предусмотренными программой. В план работы включены совместные мероприятия с логопедом по коррекции речи ребенка. Высокий уровень в разделах: пересказывание показали 9 человек, пересказ по серии картинок – 7 человек. Преобладает средний уровень в расказывании на основании опыта (12 человек).

Анализируя, проделанную работу можно сказать, что результаты диагностики, показавшие в основном высокий и средний уровни развития связной речи детей и мелкой моторики рук, подтвердили целесообразность проделанной работы. Существенный вклад в повышение ее эффективности внесла интеграция различных видов деятельности. Методы и приемы ТРИЗ – технологии способствовали развитию творческого мышления при формировании связной речи.

В старшей и подготовительной группах планируем продолжить работу по формированию связной речи через развитие мелкой моторики в уже известных видах деятельности, совершенствуя описанные выше методы и приемы.

 

Приложение № 1

 

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ

Упр. 1 «Мы бумагу не просто рвем»

 

Цель: развитие тонкой моторики, образного мышления, воображения, речи.

Материал: листы белой и цветной бумаги, клей, тряпочка для рук.

 

· Дать ребенку маленький клочок бумаги и предложить ему порвать его на возможно большее число кусочков. Стремитесь к тому, чтобы размер всех кусочков уменьшался.

· Создать какой-либо образ, приклеивая маленькие кусочки бумаги на цветной лист бумаги.

· Обрывная аппликация. Дети при помощи рук создают заданные образы из листа бумаги методом обрывной аппликации. Бумага отрывается по воображаемому контуру; затем все это приклеивается и составляется рассказ.

 

 

Упр.2 «Конфетти»

Цель: развитие творческого воображения, мелкой моторики.

Материал: конфетти, клей, кисточка, лист бумаги, тряпочка для клея.

 

· Перед ребенком на листе бумаги нанесен контур будущего изображения. Это могут быть: рыбка, попугай, яблоко и т. д. Дети берут по одному кружочку конфетти и наклеивают по контуру. Следует использовать конфетти разных цветов, тогда работы получаются очень красочными.

· С приобретенными детьми навыками работы можно переходить к созданию различных композиций. Кружочки конфетти можно наклеивать и способом наложения – тогда изображение получается выпуклым.

 

Упр. 3 «Послушные пуговицы»

Цель: развитие мелкой моторки рук, умения прочитывать схему и воспроизводить ее, обучение счету, развитие логического мышления, развитие точных движений рук и координации движений.

Материал: пуговицы различной величины с различным количеством дырочек, схемы для пришивания, шерстяная нитка с покрытыми лаком кончиками.

 

· Дети учатся «пришивать» ниткой пуговицы с двумя дурочками, затем – пуговицу на ножке.

· Дети «пришивают» ниткой пуговицу по схеме.

· Дети самостоятельно «пришивают» пуговицу и рисуют схему. При этом нужно придумать как можно больше различных способов выполнения заданий.

Упр. 4 «Веселые волчки»

 

Цель: развитие точных движений рук и координации движений.

 

· Дети запускают волчки. Нужно постараться, чтобы он прокрутился как можно дольше. Волчки запускаются правой и левой рукой, меняя пальцы. Например, только большим и безымянным, большим и мизинцем, всеми пальцами.

 

Упр. 5 «Послушные спички»

Цель: развитие точных движений рук и координации движений, развитие внимания, памяти, речи.

Материал: коробок спичек, карточки с изображением заданий.

 

· Перед каждым играющим в беспорядке находятся 15 спичек. Нужно как можно быстрее перенести спичку одну за другой на расстояние 30 см и сложить так, чтобы головки были обращены в одну сторону. При переносе спички не должны скользить по столу. При выполнении этого задания следует выполнять следующие правила:

1. пользоваться пальцами обеих рук

2. пользоваться любыми пальцами левой руки

3. пользоваться только двумя пальцами – большим и мизинцем;

4. только указательным и средним;

5.  только средним и безымянным;

6. двумя мизинцами обеих рук выложить прямую из 10 спичек;

7. средним и мизинцем построить три четырехугольника;

8. указательным и безымянным построить «колодец» из 16 спичек.

 

· Рассыпать на столе спички и попытаться собрать как можно больше спичек, удерживая спички на пальцах. Работает правая и левая рука.

· Произнести скороговорку: «Около кола колокола» и одновременно правой и левой рукой выложить три квадрата.

· Произнести скороговорку второй раз и точно так же убрать по одной спичке, удерживая спички в каждой руке.

 

Приложение №  2

 

НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

 

Возрастные особенности развития тонкой моторики рук

     2-3 года. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы.

    3-4 года. Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков.

4-5 лет. Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки.

Возрастные особенности развития общей моторики

 

2-3 года. Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки.

3-4 года. Бросает мяч из-за головы. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 с. Сохраняет равновесие при качании на качелях.

4-5 лет. Прыгает на одной ноге, ходит по бревну. Прыгает попеременно то на одной ноге, затем на другой ноге. Поднимается вверх по лестнице.

5-6 лет. Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге; бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, учится кататься на коньках, играть в хоккей.

Тест на распознавание пальцев

 

           Он поможет оценить функционирование теменно-затылочных отделов коры головного мозга ребенка.

               Сядьте за стол напротив ребенка, попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. Попросите вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете.

3-летний ребенок – правильно определяет большой палец, мизинец и указательный.

5-летний ребенок – различает большой палец и мизинец.

6-летний ребенок – свободно различает большой палец, мизинец и указательный.

               Различение среднего и безымянного пальца представляет большую проблему для шестилетнего ребенка. Необходимо иметь в виду, что пальцы на правой руке ребенок-правша, как правило, различает несколько лучше, чем на левой. По данным зарубежных авторов, неумение ребенком распознавать пальцы – прогностический признак будущих трудностей с чтением, письмом.                       

Тестовые задания

 

                Локти опираются на стол, ладони – свободно в воздухе, одна рука вверх ладонью, а другая – тыльной стороной. Попросите ребенка одновременно переворачивать ладони одну вверх тыльной стороной, другую вниз, причем делать это как можно быстрее. Положить перед собой кисть ведущей руки. Задание заключается в непрерывном постукивании указательным пальцем в максимально возможном темпе.

                 Задание состоит в отстукивании ритма «раз-два-три», «раз-два-три» попеременно указательным пальцем правой руки; «раз-два» и левой «три» с плавным переходом от одной руки к другой.          

                                                                                          Приложение № 3

Массаж при писчем спазме

 

     Писчий спазм – это изменение моторики руки, приводящее к нарушению акта письма при сохранении возможности выполнять рукой другие действия.  

Массаж необходимо проводить длительно, повторными курсами. Воздействовать на точки следует успокаивающим методом – приемом касательного вращения по часовой стрелке в замедленном ритме в течение 3-5 минут на каждую точку.

     Точка 1 – несимметричная, находится на голове, на серединной линии на 5 цуней выше передней границы волосистой части головы. Массировать в положении сидя, наклонив голову вперед.

      Абсолютный цунь, как единица измерения, равен 2,5 сантиметра.

     Точка 2 – симметричная. Массировать в положении сидя поочередно справа и слева, руки лежат на столе.

        Точка 3 – «точка лечения ста болезней» - симметричная, находится на голени на три цуня ниже нижнего края надколенника и на один цунь кнаружи от переднего края большой берцовой кости. Массировать одновременно в положении сидя с вытянутыми ногами.

        Точка 4 – симметричная, находится на кисти, на границе тыльной и ладонной поверхности кожи. Массируется поочередно в положении сидя, рука лежит на столе.

     Точка 5 – симметричная, находится на передней поверхности запястья, между сухожилиями. Массировать поочередно в положении сидя, рука на столе ладонью вверх.

      Точка 6 – симметричная, находится на тыле стопы между головками 1 и 2 плюсневых костей. Массировать одновременно, сидя, согнув ноги в коленях.

       Точка 7 – симметричная, находится в области локтевого сустава в конце складки, образующейся при сгибании руки в локте на стороне большого пальца. Массировать в положении сидя справа и слева, полусогнутая в локте рука лежит на столе ладонью вниз.

       Точка 8 – симметричная, находится на задней поверхности плеча, на 1 цунь выше локтевой складки, образующейся при опущенной вниз руке. Массировать поочередно, в положении сидя, рука вытянута и опущена вниз.

       Точка 9 – симметричная, находится на передней поверхности предплечья на 2 цуня ниже конца складки, образующейся при согнутой в локте руке. Массировать поочередно, полусогнутая в локте рука – на столе ладонью вниз.

         

 


[1]Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» М., «Гном и Д», 2001г., с. 3

 

[2] Глухов В.П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» М., «Аркти»,2002г., с.3

 

[3] Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» М., «Гном и Д», 2001г., с.5

[4] Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить» С-Пб, «М и М», 1998 г., с.74

 

[5] Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить» С-Пб, «М и М», 1998 г., с. 75

 

[6] Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить» С-Пб, «М и М», 1998 г., с.77

[7] Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить» С-Пб, «М и М», 1998 г., с.77

[8] Рузина М.С. «Пальчиковый игротренинг» С-Пб, «М и М», 1998г., с.118

 

[9] Рузина М.С. «Пальчиковый игротренинг» С-Пб, «М и М», 1998г., с.118

 

[10] Рузина М.С. «Пальчиковый игротренинг» С-Пб, «М и М», 1998г., с.119

 

 

[11] Ген Г.Я. «Развитие руки» ж-л «Психолог в детском саду» №4 2002г., с.65

 

[12] Антонова А.В. «Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи» г. Москва, изд-во Юго-восточного управления образования,1997 г., с.5

 

Глава 1. Взаимосвязь уровней развития речи и мелкой моторики рук

  

§1. Связная речь как результат обучения языку дошкольника.

§2. Степень влияния общей моторики и тонких движений рук на речевое развитие

§3. Методы и приемы, используемые для работы по развитию мелкой моторики рук

 

Глава 2. Анализ практической деятельности.                                                 

 

§1.Диагностика уровней развития речи и мелкой моторики рук   детей.                                                                                             

§2. Организация развивающей среды.                                        

§3. Содержание работы по развитию речи через совершенствование мелкой моторики в разных возрастных группах.     

Заключение. Выводы

 

 Список литературы.                                                                                          

 

    

 

Введение. Актуальность темы. Цели и задачи реферата.

 

 

Развитие речи приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка. Но в наше время наметился снижающийся уровень бытовой культуры: Широкое распространение получили низкопробная литература «бедная речь с экранов телевизоров». Все это не способствует, а, конечно же, препятствует развитию правильной речи у детей. Речь ребенка, как известно не может формироваться изолировано, ее развитие идет в комплексе с общим развитием, физическим и психическим. Так к чему же м


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.225 с.