Степень влияния общей моторики и тонких движений рук на речевое развитие. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Степень влияния общей моторики и тонких движений рук на речевое развитие.

2021-01-31 91
Степень влияния общей моторики и тонких движений рук на речевое развитие. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросом взаимосвязи мелкой моторики рук и уровнем сформированности речи занимались многие ученые. В трудах основоположников отечественной педагогики, психологии, дефектологии, таких как И.П. Павлов, А.Р.Лурия, А.А.Леонтьев, можно встретить научные обоснования этой взаимосвязи. На них ссылается в своей книге доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (ныне Российской академии образования) М.М.Кольцова.

В ее работе «Ребенок учится говорить» приводятся высказывания ученых, изучавших деятельность детского мозга, психику детей. Психиатр и невропатолог В.М.Бехтерев писал, что «движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию».[4]

Английский психолог Д.Селли «придавал большое значение созидательной работе рук для развития мышления у детей»[5]

М.М.Кольцова рассматривает совершенствование из поколения в поколение движений пальцев рук у людей, т.к. приходилось выполнять всё более тонкую и сложную работу, увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге. Эти изменения шли параллельно.

 Развитие речи в онтогенезе ребенка идет примерно так же. За развитием тонких движений пальцев рук следует появление артикуляции слогов, а все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

По нашему мнению, очень важными в рассмотрении этой проблемы являются данные исследований лаборатории высшей нервной деятельности ребенка, проведенные Т.Р. Хризман и М.И.Звонаревой. Они обнаружили, что когда ребенок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованность лобных и височных отделов мозга.

Интересны данные наблюдений Л.А.Панашенко в Доме ребенка детей первых недель жизни. Наблюдения показали, что после тренировок (пассивных сгибаний и разгибаний пальчиков взрослым и массажа) шестинедельных младенцев были зафиксированы через 1 месяц высокочастотные ритмы в области двигательных проекций. А через 2 месяца – в будущей речевой зоне, в полушарии противоположном тренируемой руке!

Это позволяет автору сделать выводы, что «речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук»[6]

 Рассматривая взаимосвязь развития речи и движений, автор обращается к снимку коры головного мозга, гомункулусу (человечку) Пенфилда. Величина проекции кисти и её близость к моторной зоне навели автора на мысль, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большее влияние на развитии активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики.

Подтверждения этой мысли прослеживаются в работе, проведенной Л.В. Фоминой в Доме ребенка с группой детей от 10 месяцев до 1 года 3 месяцев. Дети были разбиты на 3 группы, каждая из которых работала по своему плану. Кроме одинаковых занятий по развитию речи, в 1-ой группе не проводилось никаких занятий, во 2-ой – давались 20 минут свободного передвижения по полу, а в 3-ей – проводились ежедневные 20-минутные тренировки пальцев в играх (нанизывание пуговиц на проволоку, складывание пирамид и т.д.).

Результаты, полученные в 3-ей группе, были неожиданными даже для исследователей. Голосовые реакции, звукоподражание при целенаправленной тренировке тонких движений пальцев рук. Удалось получить в 7 раз быстрее, чем в 1-ой группе, где не было никаких дополнительных занятий.

 

Невозможно не заметить, результаты обследования более 500 детей в различных детских учреждениях подтвердили прямую зависимость движений рук и развития речи. (С уровнем развития общей моторики уровень речи совпадал не всегда.)

Хочется привести результаты этих соотношений.

 

Степень развития движений пальцев Степень развития речи Степень развития общей моторики
Норма Норма Норма
Норма Норма  Ниже нормы
Ниже нормы Ниже нормы Норма
Выше нормы Выше нормы Норма
Ниже нормы Ниже нормы Выше нормы

      

Автор делает вывод, что «если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше».[7] С этим трудно не согласиться, тем более что проверка сделана с участием большого количества детей. Следовательно, сделанные выводы закономерны, а неслучайны.

Для определения уровня развития речи у детей первых лет жизни современные исследователи предлагают проводить такой опыт. Ребенка просят показать один пальчик, два, три: «Сделай вот так». Не услышав от ребенка ни слова, оценивая только движения рук, можно достаточно точно оценить развитие речи. Ведь дети, которым удаются изолированные движения пальцев – «говорящие» дети. Если же пальцы двигаются с трудом, напряженные или вялые, то это – не говорящие дети. Этот вывод, на наш взгляд, очень важен для ранней диагностики речи детей.

Также М.М.Кольцовой приводятся наблюдения, сделанные в невропатологии, дефектологии, сурдопедагогике (при обучении звуковой речи неговорящих детей). Она предлагает отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область руки считать еще одной речевой областью мозга.

Сделав выводы о необходимости тренировок движений пальцев рук параллельно с развитием артикуляционного аппарата, Кольцова М.М. предлагает начинать эту работу с детьми 6-7 месячного возраста. В этот период полезно делать массаж кистей рук. Взрослый поглаживает, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем сгибает и разгибает каждый пальчик. Продолжительность занятия – 2-3 минуты ежедневно. С 10-месячного возраста предлагается тренировку сделать активной.

Автор подчеркивает, что «приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение как можно больше пальцев, и чтобы эти движения были достаточно энергичными».

Невозможно не отметить ряд интересных предлагаемых приемов: катание шариков из пластилина, разрывание на мелкие куски газеты, перебирание крупных деревянных бус, складывание пирамидок, вкладышей (полых кубиков), застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка, игры с пальчиками.

Ссылаясь на учение Павлова И.П., автор предлагает равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а выполнение различных действий распределять в повседневной жизни между правой и левой руками.

Органичным продолжением работы М.М.Кольцовой «Ребенок учится говорить», стала книга известного петербургского психофизиолога М.С.Рузиной «Пальчиковый игротренинг». Автор не просто приводит подборку пальчиковых игр, а, что на наш взгляд важно, рассматривает причины малой эффективности тренировок тонкой моторики.

М.С.Рузина, рассматривает привычный набор занятий по развитию мелкой моторики (лепка, плетение, нанизывание, вырезание), обращает внимание на движение пальцев. При выполнении этих видов деятельности используются, как правило, первые три пальца. Эти же пальцы постоянно активны и в быту, и в общении. Автор предлагает обозначить эти три пальца, смежную с ними часть ладони и соответствующее им двигательное поле, как «социальную зону руки»[8]. Безымянный палец и мизинец не входят социальную зону и обычно пассивны в повседневной деятельности. Автор предлагает обратиться к гомункулусу Пенфилда и обратить внимание, что велика проекция «каждого из пальцев в отдельности».[9] И если мы оставляем безымянный и мизинец без активных движений, то почти на треть снижаем результативность работы.

Второй причиной низкой эффективности М.С.Рузина называет то, что в «основном используются движения сжатия, лишь изредка – растяжения и почти никогда – расслабления»[10]. Это приводит к повышенному тонусу пальцев рук ребенка. А для разностороннего развития функций руки необходима тренировка всех трех типов движения «сжатия, растяжения, расслабления». Поэтому, для достижения максимального эффекта автор предлагает построить упражнения так, чтобы:

1) сочетались три типа движения: сжатия, растяжения, расслабления;

2) использовались изолированные движения каждого пальца.

 

Очень тщательно, с соблюдением этих принципов, на наш взгляд, построена программа «Пальчиковый игротренинг», предложенная М.С. Рузиной. Ее основой стали пальчиковые игры различных времен и народов. Автор обращает внимание на то, что, как правило, рабочий арсенал игр невелик (10-12 игр). Переводные стихи часто неинтересны, движения пальцев не соответствуют тексту. Спасением она считает обращение к родному фольклору. Его стихи и потешки не только развивают мелкую моторику, но дают ребенку ощущение радости тесного контакта, возможность почувствовать свои пальцы, ладонь, «сформировать схему тела».

Пальчиковые игры известны давно. Признание их значения принадлежит немецким специалистам. Еще в 1873 году Фридрих Фребель включил их в учебный план созданных им детских садов. В то время не было теоретического обоснования важности пальчиковых игр, но Фребель делал заключения на основании наблюдений и интуиции.

В работе М.С. Рузиной приводится интересная, на наш взгляд, классификация игр, совмещающих движения пальцев с короткими ритмичными стишками. Первый тип игр – собственно пальчиковые игры, «сидячие» (fingerplay). Второй (action rhyme) – игры, в которых кроме движений мелкой моторики выполняются движения всего тела. Но, к какому бы типу не принадлежали игры, главное, что они нравятся детям. Автор, в подтверждение эффективности занятий народными пальчиковыми играми, приводит данные обследования детей 6-летнего возраста. В двух группах дважды обследовали детей – до и после двухмесячных занятий. Им предложили комплекс тестов, оценивающих моторные показатели и показатели готовности к школе. В первой группе проводились занятия по программе «Пальчиковый игротренинг», во второй – общеразвивающие занятия. Через два месяца занятий группы, практически не отличающиеся на начальном этапе, различались между собой по четырем из десяти тестовых показателей в пользу экспериментальной группы.

Практическая часть книги М.С. Рузиной включает в себя народные игры, которые составляют основной блок программы «Пальчиковый игротренинг», а так же, что на наш взгляд необходимо, адаптированную профессиональную гимнастику музыкантов, актеров кукольного театра, машинисток.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.