Связная речь как результат обучения языку дошкольника. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Связная речь как результат обучения языку дошкольника.

2021-01-31 102
Связная речь как результат обучения языку дошкольника. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Конечным результатом обучения языку, «вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь»[1]

Овладение связной речью предполагает усвоение словарного запаса языка, языковых норм и законов, т.е. не просто знание грамматического стоя, а умение применять на практике. Полно, понятно и последовательно передавать содержание текста или самостоятельно его составлять.

В современной лингвистической, педагогической и дефектологической литературе можно встретить разные определения связной речи. Так в работе В.П.Глухова дано определение по А.В. Текучеву: «…под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляет собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи».[2] В работе подчеркивается, что понятие «связная речь» одинаково относится как к монологической, так и к диалогической речи.

 В.В.Коноваленко приводит такое определение: «Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из логически связанных предложений».[3]

 Пока ребенок находится в детском саду, к его речи предъявляются не такие высокие требования. Как только он поступает в школу, речь становится залогом успешности его обучения. В этот период высвечиваются все недостатки речевого развития: в звукопроизношении, лексике, грамматическом строе…Для того, чтобы ребенок умел давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагал свои суждения, адекватно воспринимал и воспроизводил тексты учебных материалов, необходим достаточный уровень развития связной речи.

В работе В.В.Коноваленко подчеркивается, что только при хорошо развитой связной речи учащийся может давать развернутые ответы, аргументировано, полно, последовательно и логично излагать свои суждения. Наконец, без высокого уровня развития связной речи школьника, невозможно написание программных изложений и сочинений.

Формирование связной речи – это сложный процесс. Обязательным условием развития являются планомерные, систематические занятия по развитию речи. На наш взгляд в пособии Коноваленко В.В. с особой тщательностью разработаны все этапы работы. Но особенно хочется остановиться на подготовительном. На нем ведется параллельная работа по двум направлениям: развитию речи и развитию мышления. Особое место на данном этапе автор отводит развитию и совершенствованию тонкой моторики кисти и пальцев рук. Обращает внимание, что эта работа оказывает благотворное влияние, как на речевое развитие, так и способствует психическому развитию, в том числе укреплению нервной системы.

На наш взгляд, точно отмечены пути развития и совершенствования тонкой моторики:

1. народные игры с пальчиками;

2. теневой театр;

3. упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, по клеткам, закрашивание, штриховка;

4. работа с ножницами;

5. рисование несложных геометрических фигур и предметов в воздухе;

6. то же на столе;

7. пальчиковая гимнастика.

Авторы рассматривают с детьми с общим недоразвитием речи. Они советуют не брать на начальном этапе пальчиковые упражнения с ритмизированным проговариванием потешек и стихов. Мы полагаем, с детьми с небольшими речевыми проблемами все же необходимо «живое слово». Стихи и скороговорки помогают привлечь внимание, активизировать работу детей на занятии.

Говоря об условиях, невозможно не остановиться на вопросе организации развивающей речевой среды в группе. Программе «Радуга», по которой мы работаем, рекомендует, прежде всего, обращать внимание на речь воспитателя, и наглядный дидактический материал. Основным назначением их является:

- привлечение внимания ребёнка и побуждение к самостоятельному исследованию;

- способствование, помощь детям во вступление в беседу

- побуждение к самостоятельному поиску информации по обсуждаемой теме.

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.