Тема: «Психологические особенности дошкольников разного возраста» — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема: «Психологические особенности дошкольников разного возраста»

2021-01-31 80
Тема: «Психологические особенности дошкольников разного возраста» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прежде всего понимание

Наше общество нуждается в грамотных, гармонично развитых личностях, находящихся в состоянии душевного и физического баланса с собой и окружающими, способных создать психологически здоровую семью и работать на благо государства.

В последнее время к нам, врачам-психоневрологам, поступает множество обращений от родителей, воспитателей и учителей, суть которых сводится к одному: что делать с «трудным» ребенком? Он не слушается родителей, мешает проводить занятия в детском саду, срывает уроки в школе, конфликтует с другими детьми.

Количество «трудных» детей или детей с особенностями поведения и развития — гиперактивных, агрессивных, тревожных, замкнутых — растет день ото дня, а с ними растут и проблемы, семейные и учебно-воспитательные.

Почему таких детей становится все больше? Здесь присутствуют и факторы пренатальной патологии — неблагоприятная экология, низкий социальный уровень жизни, хронические болезни, вредные привычки, нервно-психические потрясения матери во время беременности, но в большей степени — это следствие неправильного воспитания дома, в саду и школе. В результате дети, их родители, воспитатели и учителя находятся в состоянии постоянного стресса, что отражается на успеваемости детей в школе, ухудшает качество работы учителей и и влияет на настроение родителей. Это также приводит к снижению иммунитета и росту хронических заболеваний у всех вышеперечисленных групп.

Зачастую взрослые, не справляясь с поведением детей, обращаются к медицинским специалистам с подспудным желанием, чтобы мы сняли ответственность с них, объявив виновником происходящего не родителей и педагогов, а заболевание ребенка.

Отсутствие взаимопонимания между членами семьи ведет к росту межличностных конфликтов, к увеличению числа разводов, что, в свою очередь, пагубно отражается на детях. Их поведение становится еще более неадекватным. Патологические черты характера обостряются, возникает замкнутый круг.

Неумение воспитателей и учителей находить подход к «особым» детям, отсутствие у них навыков бесконфликтного общения с такими детьми ведет к нарушению учебно-воспитательного процесса, снижению качества работы воспитателей и преподавания учителей, что влечет за собой негативные последствия не только для «трудных», но и для всех детей в целом. Вследствие этого дети выходят из школы с низким уровнем образования и массой психологических проблем, что мешает им стать хорошими специалистами, обеспечить себе и своей семье достойную жизнь и приносить пользу обществу.

К сожалению (а может, к счастью), медицинские специалисты не в состоянии только медикаментозными методами воздействовать на таких детей, изменять их поведение, делать «удобными» для взрослых. Детям агрессивным, гиперактивным, тревожным, леворуким и другим, которых родители и педагоги называют трудными (то есть непонятными для них и неуправляемыми), нужны прежде всего понимание и помощь взрослых, единое образовательное и воспитательное пространство, воспринимаемое ими как безопасное. Именно поэтому в настоящее время назрела необходимость реализации комплексного подхода к воспитанию и обучению детей. И мы, врачи, нуждающиеся в психологических знаниях, и психологи и педагоги, которым необходимы медицинские знания, и родители для оптимизации процесса воспитания и обучения, для нормализации взаимоотношений взрослый—ребенок должны объединить свои усилия.

На основе знаний о возрастных особенностях дошкольников и школьников, об основных направлениях и методах работы с разными категориями детей, полученных на семинарах в Санкт-Петербургском институте практической психологии «Иматон», был разработан проект «Психологическое сопровождение детей с особенностями поведения и развития, их родителей, воспитателей и учителей». Я опиралась на материалы одноименного семинара ИПП «Иматон», который ведет Г.Б.Монина, кандидат педагогических наук, автор книг, детский практический психолог, лауреат Национального психологического конкурса «Золотая Психея» в номинации «Проект года в психологической практике». Хочется выразить Галине Борисовне особую благодарность за то, что она вдохновила меня на эту работу, развеяла сомнения и опасения, щедро делится опытом и поддерживает во всех начинаниях. Я очень признательна также Владимиру Михайловичу Элькину, который дал очень много ценных советов в реализации программы «Арт-терапия шедеврами искусства» и подарил свои новые диски, которые первыми были применены именно в Азербайджане.

Цели и проблемы

Проект был призван решить следующие проблемы:

• непонимание между родителями и детьми, отсутствие общего языка между ними, конфликтные ситуации в семье;

• отсутствие коммуникативных навыков у «трудных» детей, а отсюда — конфликты со сверстниками, проявление агрессивности или, наоборот, замыкание в себе, тревожность, неуверенность в собственных силах, страхи;

• нарушение учебно-воспитательного процесса из-за нарушения дисциплины агрессивными и гиперактивными детьми, их нежелание и неумение подчиняться режиму садика или школьному уставу, возникновение конфликтов между ними, воспитателями и учителями — с одной стороны, непонимание проблем «трудных» детей, отсутствие правильного психологического подхода к этой категории детей со стороны воспитателей и учителей — с другой стороны;

• отсутствие комплексного подхода к воспитанию у родителей, воспитателей и учителей, отсутствие у них знаний о том, как можно взаимодействовать друг с другом;

• неумение современных детей освободиться от отрицательных эмоций путем творческого самовыражения.

Основной целью проекта была эффективная адаптация детей с особенностями поведения и развития к жизни в семье, детском садике и школе, обеспечение гармоничного и бесконфликтного взаимодействия «трудных» детей с их родителями, воспитателями, учителями и другими детьми.

Данный проект рассчитан на период с октября 2008 г. по май 2009 г. и стартовал в октябре 2008 г. в детском саду № 11 города Сумгаита.

Основной концепцией проекта является достижение комплексного подхода к воспитанию в единой команде: родители — воспитатель — психолог — врач.

Для этого необходимо провести цикл встреч с воспитателями для достижения их эффективного взаимодействия с «трудными» детьми, способствующего благоприятному протеканию учебно-воспитательного процесса. Мы провели также цикл встреч с родителями для улучшения их отношений с собственными детьми, для обучения пониманию их «неудобного» поведения, для установления «хорошей погоды в доме», для осознания своей ответственности в воспитательном процессе и значимости своей помощи воспитателям.

Предполагалось проводить регулярные встречи с воспитателями и родителями с частотой один раз в две недели.

Запросы воспитателей

Перед встречами с воспитателями было проведено анкетирование с выявлением их запросов на тренинг. По результатам анкетирования на первом месте оказалась тема «Стресс и способы борьбы с ним». У 99% воспитателей, работающих в садике, наблюдаются скрытые или явные проявления стресса. Чем это обусловлено?

Группы в саду переполнены (в каждой 30 человек и больше), воспитатели нервничают, что не могут проводить занятия в полном объеме (занятия рассчитаны на группу 10 —15 человек), не могут утихомирить «трудных» детей и «справиться» с их родителями, находятся в постоянном шуме. Кроме того, из-за маленькой зарплаты и нехватки кадров воспитатели зачастую работают по две смены, домой приходят выжатые как лимон, с мыслями, что надо «заступать в третью смену» — выполнять домашнюю работу. Их настроение отражается на домочадцах, возникают конфликты, в результате которых у воспитателей появляется еще больше негатива — возникает порочный круг. Кроме того, они постоянно недосыпают и не следят за своим здоровьем.

Зная основные причины, ведущие к стрессу, а также способы саморегуляции, релаксации и другие методы борьбы с ним, воспитатели смогли бы управлять своими негативными эмоциями, что создаст благоприятный климат в их группах и семьях.

На втором месте среди запросов воспитателей на тренинг были игры с дошкольниками разных возрастов. По нашему мнению, перед встречей на эту тему уместно провести разговор, посвященный возрастным особенностям дошкольников, чтобы рассказать, в каком возрасте какому типу игр следует отдавать предпочтение.

Знание возрастных особенностей ребенка имеет немаловажное значение для воспитателей. Так, имея представление об основных проявлениях неуправляемого поведения трехлеток, именуемого «кризисом трех лет», воспитатель сможет выработать совсем иную тактику поведения с ними. Он не будет срываться, отчаиваться, а подойдет к ребенку с большим пониманием, в результате обстановка в группе станет спокойной.

По результатам анкетирования выяснилось, что воспитателей очень интересует информация об особенностях поведения и развития трудных детей, о том, как граммотно взаимодействовать с ними и их родителями. Мы считаем, что этой встрече должна предшествовать встреча на тему «Стили воспитания».

Зная, какой стиль воспитания применяется в семье «трудного» ребенка, воспитатель сможет провести разъяснительную беседу с его родителями, отметить нежелательные последствия их воспитания, его влияние на дальнейшее формирование личности. Вместе с родителями и психологом выработать оптимальный подход к такому ребенку.

Имея представление об особенностях поведения агрессивных, гиперактивных и тревожных детей и зная основные методы взаимодействия с ними и их родителями, воспитатель сможет грамотно скорректировать работу с ними, выработать нужную тактику поведения в группе.

Познакомившись с методами арт-терапии, ранее не применявшимися в Азербайджане, воспитатели открывают для себя возможности всестороннего творческого развития детей, благотворного влияния искусства на их психику, начинают применять элементы арт-терапии на своих занятиях, наконец, снимают собственный стресс.

Исходя из запросов на тренинг и нашего видения программы, мы проводим встречи с воспитателями в такой последовательности рассматриваемых тем:

• «Психологические особенности дошкольников разного возраста»;

• «Стили воспитания»;

• «Стресс и способы борьбы с ним»;

• «Метод арт-терапии шедеврами искусства как способ снятия стресса»;

• «Агрессивный ребенок: причины и виды агрессии, особенности поведения и развития, методы снятия агрессии, работа с родителями агрессивного ребенка»;

• «Гиперактивный ребенок: особенности поведения и развития, виды и коррекция гиперактивности, работа с родителями гиперактивного ребенка»;

• «Тревожный ребенок: особенности поведения и развития, коррекция тревожности, работа с родителями тревожного ребенка»;

• «Арт-терапия в работе с дошкольниками»;

• «Игры и сказки в работе с дошкольниками»;

• конкурс «Воспитатели-родители».

Перед началом проекта меня одолевали сомнения — как воспримут российский опыт воспитатели Азербайджана, где психологическая просвещенность населения находится еще на довольно низком уровне, а такая методика, как «Арт-терапия шедеврами искусства», вообще применяется впервые. Поверят ли они в необходимость проекта, в важность психологической работы, воспримут ли они все это всерьез? Будут ли они что-то применять из того, что предлагается на тренинге, после рабочего дня с непомерными нагрузками? Готовы ли они к переменам в своей работе? Есть ли у наших государственных работников энтузиазм и порох в пороховницах?

Но после нескольких занятий я удостоверилась, что наши воспитатели — люди, любящие свое дело, работающие над собой, с большим интересом воспринимающие новую информацию.

Встречи проходят в интерактивной форме: воспитатели сами демонстрируют новые формы работы, предлагают новые игры, делятся опытом, впитывают в себя все новое и на следующий же день реализуют новшества в своей работе. Особенно меня поразило, когда я пришла на встречу с несколькими играми для агрессивных детей, а они поразили меня своими! Я даже не поняла, я дала им что-то новое или они — мне.

На первых двух встречах мне активно помогала заведующая детсадом № 11 Надежда Павловна Пономарева, которая фактически вела занятия вместе со мной и своим присутствием доказывала важность и необходимость моей работы.

Была организована обратная связь с родителями по опыту санкт-петербургских детских садов: на детских шкафчиках цветными стикерами отмечалось, что положительного ребенок сделал за день. А родители писали, что хорошего было в поведении их чада за выходные. Дети стали соревноваться между собой, у кого больше звездочек на шкафчике, у них появился стимул.

Одна воспитательница похвасталась, что приемы саморегуляции, продемонстрированные на встрече, посвященной стрессу, она теперь постоянно применяет и научила этому своих домочадцев — помогает. О встречах наши воспитатели стали рассказывать своим коллегам из других садиков и приглашать их поучаствовать.

Запросы родителей

В садике проводится работа также с родителями. Эти встречи призваны научить их правильно общаться со своим ребенком, понимать его, знать особенности трудных детей, снизить количество конфликтных ситуаций дома, убедить родителей, что они должны работать с воспитателями в одной команде, а не быть «по разные стороны баррикад».

Для этого были намечены следующие темы:

• «Что такое родительский клуб?»

• «Стили воспитания» (имея представление о стилях воспитания, родители смогут определить свой и выявить свои сильные и слабые стороны);

• «Права и обязанности родителей и детей в семье» (узнав о правах и обязанностях родителей и детей, родители часто меняют свое отношение к детям и себе, у них появляется самоуважение, они начинают относиться к ребенку как к личности);

• «Как я воспитываю своего ребенка» (получив информацию о системе поощрений и наказаний, родители пересматривают свои методы воспитания, начинают придерживаться этой системы, становятся более гибкими в решении тех или иных проблем);

• «Почему ребенок не слушается?» (зная о причинах «неудобного» поведения ребенка, родители взглянут на него другими глазами, смогут лучше понять его);

• «Надо ли показывать свои чувства и эмоции ребенку?» (рассказывая ребенку о своих эмоциях и чувствах, используя «я-высказывания», родители легче устанавливают контакт с ребенком, между ними возникают доверительные отношения);

• «Агрессивные дети» (имея представление об особенностях поведения и развития агресивных, гиперактивных и тревожных детей, родители смогут объяснить поведение своих детей, оказать им эффективную помощь, научить их применять коррекционные методики);

• «Гиперактивные дети»;

• «Тревожные дети»;

• «Как мы решаем семейные проблемы?» (информация, полученная на предыдущих встречах, позволит грамотно подойти к решению семейных проблем);

• «Стресс и способы борьбы с ним» (научившись справляться со стрессом, родители создадут спокойную обстановку дома, что благоприятно отразится на их отношениях с детьми и между собой);

• «Арт-терапия» (имея в багаже некоторые приемы арт-терапии и коррекционные игры, родители будут больше времени проводить со своими детьми, развивая их творческий потенциал);

• конкурс «Родители — воспитатели».

Ожидаемое и неожиданное

С какими проблемами я ожидала столкнуться при проведении встреч с родителями:

• убедятся ли родители в необходимости проведения таких встреч;

• задумаются ли о своих стилях и методах воспитания, о том, какие они родители;

• изменят ли свое отношение к детям;

• поймут ли свою ответственность за воспитание собственных детей и необходимость работы с воспитателями в одной команде;

• будет ли «обратная связь» на встречах, будут ли родители участвовать в коррекционных играх и упражнениях или в силу местного менталитета откажутся;

• будут ли выполнять рекомендации психолога;

• наконец, будут ли активно посещать встречи?

После проведения нескольких встреч сомнения мои полностью развеялись. Взаимопонимание было полное: участники делились своими проблемами, наболевшим, вместе старались найти выход из различных ситуаций, с удовольствием участвовали в играх и упражнениях, жадно впитывали в себя полезную информацию.

Большинство участниц (папы к нам пока не приходят) не работают. Для них эти встречи — еще и повод выйти из дому, пообщаться, рассказать о своих проблемах, убедиться в том, что они не одиноки, узнать что-то новое о методах и стилях воспитания. Ведь у нас в Азербайджане девушек очень рано выдают замуж, они не имеют понятия, как воспитывать детей, делают все так, как велят им старшие (мама или, чаще всего, свекровь), а те далеко не всегда лучшие воспитатели. Поэтому для многих наши встречи — просто открытие. Они обнаружили, сколько ошибок допустили в свое время, но пока дети — дошкольники, многое поправимо.

Одна мама рассказала, что, когда она злится, раздражена, ее рука поднимается для удара, а потом она вспоминает, о чем говорилось на встречах, и рука опускается. Она ищет возможность побеседовать с ребенком, мирно решить проблему. Другая думала, что только у нее такой ужасный ребенок (хуже не бывает), а она — самая плохая мать, не смогла воспитать его по-другому. Но на встречах увидела, что у нее есть «товарищи по несчастью», и теперь она верит, что вместе с такими же мамами решит все свои проблемы. Третья отметила, что встречи ее очень изменили, у нее повысилась самооценка, она стала увереннее в себе, своих поступках.

Все участники родительских встреч полностью поддерживают программу и не сомневаются в необходимости ее реализации.

Работа с детьми

Одновременно с октября мы начали заниматься с дошкольниками 4—6 лет с периодичностью 2 раза в неделю.

Перед началом занятий было проведено тестирование на выявление агрессивности и тревожности и медицинское обследование на предмет гиперактивности.

Группы — смешанные (присутствуют как «трудные» дети, так и «обычные»). Занятия с детьми проводятся с упором на развитие эмоциональной сферы.

Мы присоединяемся к мнению многих специалистов, работающих с детьми, что в первую очередь нужно развивать эмоциональную сферу дошкольников, на которую чаще всего обращают мало внимания. Родители стремятся сделать из ребенка вундеркинда, отдают его во всевозможные кружки, забывая о мире его чувств и эмоций. Такому ребенку приходится очень тяжело дома, в садике и во всей дальнейшей жизни. В результате вырастает бесчувственный робот, «ходячая энциклопедия», разучившийся смеяться, плакать, не умеющий выражать свои чувства. Поэтому раннее эмоциональное развитие окажет положительное влияние на формирование личности дошкольника.

В занятия включены также игры и упражнения для коррекции агрессивности, гиперактивности и тревожности из «Тренинга эффективного взаимодействия с детьми» Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной.

Трудности, с которыми мы столкнулись при проведении занятий с детьми: незнание азербайджанскими детьми многих русских народных сказок. В результате все упражнения, построенные на отрывках из этих сказок, у нас не проходят.

Кроме того, наши дети плохо знают русский язык, соответственно потешки, стишки и текстовые задания тоже не проходят. Мы по возможности заменили русские сказки азербайджанскими, отказались от стихотворной формы, тексты стараемся переводить. В силу всего вышесказанного на занятиях преобладают двигательные игры и упражнения, а также широко используются арт-техники: рисование, музыка, танцы.

Дети с удовольствием работают с плакатами из серии «Психологический инструментарий на каждый день», разработанной Г.Б. Мониной и Е.К. Лютовой-Робертс.

Мы придерживаемся плана проведения занятий, предложенного в книге «Путешествие с гномом» (Н.И. Монакова). Кое-что добавлено из книги «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник).

Ниже приводим несколько занятий с воспитателями и родителями, которые стали первыми шагами по реализации идеи комплексного подхода к воспитанию и обучению «трудных» детей, которые так ждут нашей помощи.

ВСТРЕЧИ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ

Беседа

Разговаривали о том, с какими трудностями воспитатели сталкиваются в своей работе. В основном трудности заключаются в том, что группы переполнены (30 и более в каждой), а воспитательница на каждую смену только одна, поэтому очень трудно написать что-то о каждом ребенке. Было решено писать только об отличившихся (например, сам оделся, первый собрал игрушки, первый поел и др.). Выяснилось, что это здорово подстегивает детей, каждый из них старается, чтобы у него было больше стикеров.

Вторая трудность — пассивность родителей, далеко не все принесли в понедельник стикеры со своими записями (что положительного сделал их ребенок за выходные). Тогда тренер рекомендовала повесить в каждой группе красочное объявление такого содержания:

Дорогие мамы и папы!

Не правда ли, вам приятно каждый день узнавать о новых достижениях вашего ребенка из маленьких записочек на его шкафчике?

С каждым днем количество звездочек у вашего малыша увеличивается!

Убедительная просьба: постарайтесь заметить, что хорошего сделал ваш ребенок за выходные (например, сам поел, оделся, сказал «спасибо», сложил аккуратно вещи и пр.). Напишите записочку и принесите ее в понедельник. Она также будет наклеена на шкафчик.

Спасибо!

(Это подействовало: мало кто из родителей смог пройти мимо и не прочитать. Обратная связь заработала!)

Затем ведущая познакомила всех с психологическими особенностями детей разного возраста — младшей, средней и старшей групп — и разъяснила, что при этом необходимо учитывать воспитателям.

Работа в группах

Участники разделились на три группы: в одной воспитатели младшей группы, в другой — средней, в третьей — подготовительной (условно). Каждой группе называлась ситуация, часто происходящая в садике, и слушатели должны были поделиться, как они выходят из нее, учитывая возрастные особенности поведения ребенка. Потом состоялось общее обсуждение, в ходе которого были перечислены психологические особенности детей младшей, средней и старшей групп. Все было запечатлено на ватмане.

Игра на снятие напряжения

Участники рассчитались на первый-второй, и первые номера стали перебрасывать подушечки только первым, а вторые, соответственно, вторым. Всё на высокой скорости. Игра заканчивается тогда, когда подушечка упадет.

Заключение «Мячик по кругу»

Каждый делился впечатлениями, что дала ему эта встреча. Воспитатели говорили, что узнали много нового о приемах взаимодействия с дошкольниками разных возрастов. Может, теоретически они и знали об этом, но не представляли, как общаться с такими детьми на практике, теперь же опыт работы российских воспитателей обогатил их собственную деятельность новыми методами.

Тема: «Азбука общения»
(Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс «Коммуникативный тренинг»)

Цель: познакомить воспитателей с формами активного слушания, типами восприятия информации и принципами бесконфликтного взаимодействия с родителями.

Приветствие

(По материалам семинара «Дети с особенностями поведения и развития: основные направления психологической помощи».)

Участники рассчитались на первый-второй-третий. Первые номера — руки за голову, вторые — руки на пояс, третьи — наклон туловища вперед. Каждый расхаживал в указанном положении по аудитории и старался поздороваться с как можно большим количеством людей. Потом было обсуждение, во время которого участники высказывались, было ли им удобно находиться в данном положении, хотели бы они изменить свою позу или позу партнеров.

Во время упражнения около половины воспитателей — в основном те, кто должен был наклониться вперед, не захотели участвовать, объясняя отказ тем, что стесняются. Опыт проведения предыдущих встреч показал, что такие комплексы наблюдаются, как правило, у представительниц старшего поколения, воспитанных в традициях патриархата, где женщина «должна была знать свое место», молодые же более раскованны, активны, готовы к любым изменениям.

Упражнение «Вера Коркина»

Текст пришлось заменить на менее сложный, так как большая часть воспитателей с трудом понимают или вообще не говорят по-русски. Особенность этого упражнения у нас заключалась в том, что текст не просто надо было правильно понять, но и правильно перевести. В результате получился «испорченный телефон» по-азербайджански.

После обсуждения, на котором были перечислены важные компоненты, способствующие правильному восприятию и запоминанию информации, ведущая познакомила присутствующих с «фильтрами слушания», а затем прочла мини-лекцию о визуалах, аудиалах и кинестетиках.

Заключение «Мячик по кругу»

Воспитатели сказали, что узнали много нового об азбуке общения, что теперь им ясно, как взаимодействовать с родителями в различных ситуациях, и они чувствуют себя увереннее. Они будут стараться придерживаться принципов бесконфликтного взаимодействия, чтобы в итоге быть с родителями в одной команде, а не «по разные стороны баррикад».

ВСТРЕЧА С РОДИТЕЛЯМИ

После проведения нескольких встреч с родителями в садике было вывешено объявление следующего содержания:

Уважаемые папы и мамы!
В нашем садике работает
родительский клуб «Доверие».

Двери его широко распахнуты для всех, у кого есть проблемы с воспитанием ребенка, кто имеет желание поделиться своим опытом, кто хочет узнать что-то новое и интересное о взаимодействии родителей и детей, а также научиться снимать собственный стресс, повысить уверенность в себе и просто пообщаться.

Встречи в клубе проходят два раза в месяц, по четвергам в 14.00.

Встречи проводятся по российским методикам.

За дополнительной информацией обращаться к методисту садика.

Упражнение «Дерево»

Участникам раздаются картинки с изображением дерева, на ветвях которого расположены человечки в разных положениях — подвешенными вниз головой, сбрасывающими один другого с дерева и пр. Надо определить свое место и предположительное местонахождение членов семьи на этом дереве, символизирующем семью.

Во время обсуждения тренер спрашивала, устраивает ли участниц выбранная позиция, хотели бы они поменяться с кем-то местами, от чего и от кого зависит возможность изменения своего места на дереве? С помощью упражнения было продемонстрировано, какую роль отводят себе и членам своей семьи участницы, как распределяются их права и обязанности в семье. Многие свое местонахождение констатировали обреченно, но другого не могли себе реально представить.

Разминка-физзарядка

(А. Чуричков, В. Снегирев. «Копилка для тренера»)

Домашнее задание

Предложить найти свое место на картинке «Дерево» членам своей семьи.

Всем участникам розданы бланки «Психологические права ребенка».

Заключение — впечатления по кругу

Участницы признались, что и раньше задумывались о распределении прав и обязанностей между членами своей семьи, но мало кто решался обсуждать это с посторонними, а проведенные упражнения позволили им обнародовать свои переживания, узнать проблемы других мам, убедиться, что во многих вопросах они не одиноки, услышать рекомендации психолога. Они задумались о своем отношении к собственным детям, взглянули на них другими глазами, увидели в них равных членов семьи, имеющих свои права, а не только обязанности.

Встреча позволила задуматься об укладе современной азербайджанской семьи и взаимоотношениях ее членов.

Прежде всего понимание

Наше общество нуждается в грамотных, гармонично развитых личностях, находящихся в состоянии душевного и физического баланса с собой и окружающими, способных создать психологически здоровую семью и работать на благо государства.

В последнее время к нам, врачам-психоневрологам, поступает множество обращений от родителей, воспитателей и учителей, суть которых сводится к одному: что делать с «трудным» ребенком? Он не слушается родителей, мешает проводить занятия в детском саду, срывает уроки в школе, конфликтует с другими детьми.

Количество «трудных» детей или детей с особенностями поведения и развития — гиперактивных, агрессивных, тревожных, замкнутых — растет день ото дня, а с ними растут и проблемы, семейные и учебно-воспитательные.

Почему таких детей становится все больше? Здесь присутствуют и факторы пренатальной патологии — неблагоприятная экология, низкий социальный уровень жизни, хронические болезни, вредные привычки, нервно-психические потрясения матери во время беременности, но в большей степени — это следствие неправильного воспитания дома, в саду и школе. В результате дети, их родители, воспитатели и учителя находятся в состоянии постоянного стресса, что отражается на успеваемости детей в школе, ухудшает качество работы учителей и и влияет на настроение родителей. Это также приводит к снижению иммунитета и росту хронических заболеваний у всех вышеперечисленных групп.

Зачастую взрослые, не справляясь с поведением детей, обращаются к медицинским специалистам с подспудным желанием, чтобы мы сняли ответственность с них, объявив виновником происходящего не родителей и педагогов, а заболевание ребенка.

Отсутствие взаимопонимания между членами семьи ведет к росту межличностных конфликтов, к увеличению числа разводов, что, в свою очередь, пагубно отражается на детях. Их поведение становится еще более неадекватным. Патологические черты характера обостряются, возникает замкнутый круг.

Неумение воспитателей и учителей находить подход к «особым» детям, отсутствие у них навыков бесконфликтного общения с такими детьми ведет к нарушению учебно-воспитательного процесса, снижению качества работы воспитателей и преподавания учителей, что влечет за собой негативные последствия не только для «трудных», но и для всех детей в целом. Вследствие этого дети выходят из школы с низким уровнем образования и массой психологических проблем, что мешает им стать хорошими специалистами, обеспечить себе и своей семье достойную жизнь и приносить пользу обществу.

К сожалению (а может, к счастью), медицинские специалисты не в состоянии только медикаментозными методами воздействовать на таких детей, изменять их поведение, делать «удобными» для взрослых. Детям агрессивным, гиперактивным, тревожным, леворуким и другим, которых родители и педагоги называют трудными (то есть непонятными для них и неуправляемыми), нужны прежде всего понимание и помощь взрослых, единое образовательное и воспитательное пространство, воспринимаемое ими как безопасное. Именно поэтому в настоящее время назрела необходимость реализации комплексного подхода к воспитанию и обучению детей. И мы, врачи, нуждающиеся в психологических знаниях, и психологи и педагоги, которым необходимы медицинские знания, и родители для оптимизации процесса воспитания и обучения, для нормализации взаимоотношений взрослый—ребенок должны объединить свои усилия.

На основе знаний о возрастных особенностях дошкольников и школьников, об основных направлениях и методах работы с разными категориями детей, полученных на семинарах в Санкт-Петербургском институте практической психологии «Иматон», был разработан проект «Психологическое сопровождение детей с особенностями поведения и развития, их родителей, воспитателей и учителей». Я опиралась на материалы одноименного семинара ИПП «Иматон», который ведет Г.Б.Монина, кандидат педагогических наук, автор книг, детский практический психолог, лауреат Национального психологического конкурса «Золотая Психея» в номинации «Проект года в психологической практике». Хочется выразить Галине Борисовне особую благодарность за то, что она вдохновила меня на эту работу, развеяла сомнения и опасения, щедро делится опытом и поддерживает во всех начинаниях. Я очень признательна также Владимиру Михайловичу Элькину, который дал очень много ценных советов в реализации программы «Арт-терапия шедеврами искусства» и подарил свои новые диски, которые первыми были применены именно в Азербайджане.

Цели и проблемы

Проект был призван решить следующие проблемы:

• непонимание между родителями и детьми, отсутствие общего языка между ними, конфликтные ситуации в семье;

• отсутствие коммуникативных навыков у «трудных» детей, а отсюда — конфликты со сверстниками, проявление агрессивности или, наоборот, замыкание в себе, тревожность, неуверенность в собственных силах, страхи;

• нарушение учебно-воспитательного процесса из-за нарушения дисциплины агрессивными и гиперактивными детьми, их нежелание и неумение подчиняться режиму садика или школьному уставу, возникновение конфликтов между ними, воспитателями и учителями — с одной стороны, непонимание проблем «трудных» детей, отсутствие правильного психологического подхода к этой категории детей со стороны воспитателей и учителей — с другой стороны;

• отсутствие комплексного подхода к воспитанию у родителей, воспитателей и учителей, отсутствие у них знаний о том, как можно взаимодействовать друг с другом;

• неумение современных детей освободиться от отрицательных эмоций путем творческого самовыражения.

Основной целью проекта была эффективная адаптация детей с особенностями поведения и развития к жизни в семье, детском садике и школе, обеспечение гармоничного и бесконфликтного взаимодействия «трудных» детей с их родителями, воспитателями, учителями и другими детьми.

Данный проект рассчитан на период с октября 2008 г. по май 2009 г. и стартовал в октябре 2008 г. в детском саду № 11 города Сумгаита.

Основной концепцией проекта является достижение комплексного подхода к воспитанию в единой команде: родители — воспитатель — психолог — врач.

Для этого необходимо провести цикл встреч с воспитателями для достижения их эффективного взаимодействия с «трудными» детьми, способствующего благоприятному протеканию учебно-воспитательного процесса. Мы провели также цикл встреч с родителями для улучшения их отношений с собственными детьми, для обучения пониманию их «неудобного» поведения, для установления «хорошей погоды в доме», для осознания своей ответственности в воспитательном процессе и значимости своей помощи воспитателям.

Предполагалось проводить регулярные встречи с воспитателями и родителями с частотой один раз в две недели.

Запросы воспитателей

Перед встречами с воспитателями было проведено анкетирование с выявлением их запросов на тренинг. По результатам анкетирования на первом месте оказалась тема «Стресс и способы борьбы с ним». У 99% воспитателей, работающих в садике, наблюдаются скрытые или явные проявления стресса. Чем это обусловлено?

Группы в саду переполнены (в каждой 30 человек и больше), воспитатели нервничают, что не могут проводить занятия в полном объеме (занятия рассчитаны на группу 10 —15 человек), не могут утихомирить «трудных» детей и «справиться» с их родителями, находятся в постоянном шуме. Кроме того, из-за маленькой зарплаты и нехватки кадров воспитатели зачастую работают по две смены, домой приходят выжатые как лимон, с мыслями, что надо «заступать в третью смену» — выполнять домашнюю работу. Их настроение отражается на домочадцах, возникают конфликты, в результате которых у воспитателей появляется еще больше негатива — возникает порочный круг. Кроме того, они постоянно недосыпают и не следят за своим здоровьем.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.