Направления в норвежском искусстве XIX - XX веков — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Направления в норвежском искусстве XIX - XX веков

2021-04-19 98
Направления в норвежском искусстве XIX - XX веков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Становление норвежской национальной культурной традиции происходило на протяжении первой половины и середины XIX столетия. После отделения от Дании в 1814 году остро встаёт вопрос о норвежском искусстве и его развитии. Положение дел в культурной сфере бывшей датской провинции не могло радовать образованных людей. Многие современники, в частности, поэт-романтик Ю.С. Вельхавен, сетовали на культурную отсталость, невежество и дилетантство, отличавшие культурную ситуацию в стране. В немалой степени это касалось и живописи. Даже в столице - в Кристиании - в первой четверти столетия не было ни одного сколько-нибудь значимого собрания картин.

Получить художественное образование можно было только за границей, не случайно почти все норвежские художники XIX столетия проходят школу живописи в Германии, Италии, Франции и других, культурно развитых странах. Так происходит усвоение лучших традиций европейской живописи.

В Норвегии, как и во многих других европейских странах, господствующим направлением в искусстве эпохи становится романтизм. В страну он приходит позже, чем в Данию или в Германию, - лишь в 20-30-е гг. романтическое направление начинает складываться в литературе и в искусстве. Амальдус Нильсен (1838-1932), Олаф Исаксен (1835-1893) и Карлс Сундт-Хансен (1841-1907) являются представителями этого периода.

Приверженцы романтизма продолжали делать акцент на изображении крестьян, на картинах западной Норвегии и побережья, изображая их работающими на полях в национальных костюмах.

-50 гг. в истории норвежской культуры традиционно именуют эпохой "национального прорыва". "Национальный прорыв", как и романтизм, можно назвать универсальным явлением культуры, охватившим не только литературу, но и другие искусства. Для идеологии "прорыва" было характерно повышенное внимание к народной культуре, к мифам и преданиям, к природе Норвегии.век обозначил начало новой эпохи для живописи в Норвегии. В начале века портреты были особенно модными среди высших слоев общества, и множество норвежских портретистов зарабатывали себе на жизнь, изображая богатых и властных. Якоб Мунк (1776-1839) был известен как великий опытный портретист и пользовался строгим, правильным стилем.

«Наиболее выдающимся норвежским художником первой половины столетия был Юхан Кристиан Даль(1788-1857). Выдающийся пейзажист, учившийся и работавший в Италии, а затем в Германии, Даль стал основателем норвежской школы живописи. По его инициативе в Кристиании была создана Национальная галерея (1836) - самое крупное собрание шедевров норвежской живописи и монументального искусства, где среди экспозиций музея - находятся работы Эдварда Мунка.

Лучшие полотна Даля («Горный пейзаж с водопадом в Норвегии», «Зима в Согнефьорде») отразили суровую и первозданную красоту норвежской природы.

В картине «Поединок двух викингов» Юханнес Флинту ( 1787-1870) запечатлел героическое прошлое Скандинавии. Эта тема становится одной из важнейших в искусстве эпохи "национального прорыва". Деятели искусства середины столетия особенно подчёркивали связь настоящего и прошлого, видя в эпохе викингов источник вдохновения для развития национального самосознания.

Первое Общество Искусств (основанное Й.К. Далем в 1836) сыграло важную роль в повышения уровня общего культурного самопознания норвежцев, Общество играло центральную роль и в развитии норвежского рынка искусств».

Реализм и экспрессионизм

1.  Реализм

В конце 1870-х базой для группы молодых норвежских художников стал Мюнхен. Они внесли большой вклад как реалисты, - к ним относятся Ханс Хейердал (1857-1913), Китти Л. Кьелланд (1843-1924), Теодор Киттельсен (1857-1914) и Гехард Мунте (1849-1929). Во время 1880-х эти художники перебрались в Париж, который стал новым центром для норвежских художников. Здесь к ним присоединились еще две важные фигуры, Кристиан Крог (1852-1925) и Фриц Таулов (1847-1906), оба которые учились с Гуде в Карлсруе в 1870-е.

Некоторые из таких художников предпочли вернуться в Норвегию, где в 1882 году они создали Хёстутстиллинген («Осенняя выставка»), коллекцию современного норвежского искусства, которая финансировалась государством с 1884 года, а сегодня образует Национальную Выставку Искусств.

Кристиан Крог был предшественником и учителем Мунка. Эдвард Мунк начал писать в 1880-е под влиянием Реализма, но вскоре отошел от этого стиля, сконцентрировавшись на конкретной реальности. Мунку хотелось писать то, что он называл в высшей степени человечно, говоря: «Я буду изображать живых людей, которые дышат, и чувствуют, и страдают, и любят». Мунк полностью принял новые тенденции Европы, включая поздний импрессионизм, фовизм, Арт Нуво и Йюдженд, все в своей собственной интерпретации формы, линии и цвета. Он объездил практически всю Европу, которая вдохновила его на международный стиль упрощенного пейзажа и абстрактные особенности композиции, простую палитру и сильный контраст светотеней. Современники Мунка Арне Кавли (1878-1970) и Торвальд Эриксен (1868-1939), а также Хальвард Эгдус (1877-1899), Харальд Сольберг (1869-1935) и Николай Аструп (1880-1928) объединили тенденции 1890-х, развивая среду Реализма, предавая ему более абстрактное выражение.

После начала XX века современные норвежские художники примкнули к французским коллегам, и эта связь длилась до 1960-х.

Вторая мировая война только частично оказала влияние на творчество молодых норвежских художников политической направленности, и вскоре после войны они присоединились к международной волне абстрактной и нефигуральной живописи.

2.  Экспрессионизм

Экспрессионизм - это, с одной стороны, стилевой принцип, не привязанный к определенной эпохе, с другой - направление в немецком искусстве, под знаменем которого объединились к началу века группы «Мост», «Синий всадник» и т.д.

Экспрессионизм получил развитие в конце XIX- начале XX веков и представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, кинематограф, архитектуру и музыку.

В своих основных проявлениях экспрессионистическая живопись лирична и драматична. Ее главным предметом являются человеческие чувства в момент их наивысшего напряжения, особенно те, что связаны с болью и страданием.

В качестве непосредственного примера экспрессионистического произведения Мунка обратимся к созданной в 1893 году картине Крик. Уже в названии содержатся несомненные признаки ее принадлежности к экспрессионизму.

«Эта живопись не способна сообщить свои чувства тихим голосом или шепотом, она нуждается в абсолютно элементарной форме выражения. Ясная мысль или логичная речь не могут избавить ее от испытываемых мук. Остается только единственное освобождение, какое дает человеку инстинкт, унаследованный от первобытного бытия - освобождение в крике.

Крик заполняет собой всю картину: он рвется из глаз, через открытый рот, образующий центр композиции; фигура на переднем плане, сжимая голову руками, движется навстречу зрителю, повторяя движение бегущих линий улицы. Пейзаж по ту сторону перил изображен с помощью извивающихся линий; бесконтурные, неопределенные разводы краски символизируют неточность, и неопределенность мятущейся мысли, которая берет начало в человеческом страдании и развивается с нарастающей удушливой силой».

Историю возникновения этой картины Мунк запечатлел в нескольких строках на обороте литографии 1895 года, в которой он вновь обратился к той же теме: «Я прогуливался с двумя друзьями вдоль улицы - солнце зашло, небо окрасилось в кроваво-красный цвет - и меня охватило чувство меланхолии. Я остановился, обессиленный до смерти, и оперся на парапет; над городом и над черно-голубым фьордом, как кровь и языки огня, висят тучи: мои друзья продолжали свою дорогу, а я стоял пригвожденный к месту, дрожа от страха. Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы». Два уходящих друга, чьи фигуры различимы на заднем плане, еще более обостряют чувство одиночества, в которое устремляется испуганный человек, чтобы до конца измерить глубину своего отчаяния. Таким образом, в человеке и пейзаже соединяются воедино нравственное содержание и художественная форма, порождая большой «экспрессионистический» взрыв. В некоторых картинах Мунку было достаточно одного пейзажа, чтобы наполнить свою живопись внутренним беспокойством.



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.