Глава 1. Культурный туризм, как перспективное направление развития международного туризма — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава 1. Культурный туризм, как перспективное направление развития международного туризма

2021-04-19 94
Глава 1. Культурный туризм, как перспективное направление развития международного туризма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Культурный туризм, как перспективное направление развития международного туризма

Основные определения и особенности культурного туризма

Привнесение аутентичности в продукт культурного туризма

Способы привнесения аутентичности в культурный туризм

Культурно-образный подход

Художественная литература в страноведческом исследовании

Основные проблемы и перспективы развития культурного туризма

Выводы

Глава 2. Художественная культура Норвегии

Географический подход к исследованию искусства

Территориальность искусства и его место в культурном ландшафте

Факторы формирования территориальных общностей и комплексов искусства

Направления в норвежском искусстве XIX - XX веков

Реализм и экспрессионизм

Этапы творчества Эдварда Мунка

Образ Норвегии в картинах Э. Мунка

Глава 3. Разработка туристического маршрута «Норвегия Эдварда Мунка»

Программа туристического маршрута «Норвегия Эдварда Мунка»

Заключение

Список литературы


Введение

 

На сегодняшний день туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) к 2020 году количество международных туристических посещений составит 1,6 миллиарда единиц. Данная отрасль хозяйства является фундаментальной основой многих развитых и развивающихся стран мира. В наши дни передвижение людей в туристских целях охватило все страны земного шара, и благодаря этому контакты между людьми из разных стран стали повседневной реальностью.

Туризм - наилучший способ знакомства с другой культурой. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить - важные части восстановительной функции туризма, они несут в себе большой гуманитарный потенциал. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека.

Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры.

Усиление взаимосвязи между культурой и туризмом базируется на:

1.  Роли культуры в реализации потребностей, лежащих в основе туризма.

2. Роли туризма в удовлетворении культурных потребностей.

Культура обеспечивает туристам резкую смену впечатлений, благодаря своей насыщенной интеллектуально-информационной составляющей.

-е годы XX века - тенденция к формуле 3-х «S»: «Sea, sun, sand» («Море, солнце, песок»), т.е. предпочтение купально-пляжному, пассивному туризму.

Начиная с 70-х годов - тенденция изменилась. На смену стереотипу трех S постепенно приходит формула 3-х «L»: «Lore, Landscape, Leisure» («Национальные традиции, пейзаж, досуг»). Сегодня, туристов не устраивают «обычные», массовые туры-программы.

Сегодняшний турист требует от отдыха максимальной насыщенности, необычности и оригинальности путешествия.

Культурный туризм является одним из основных самостоятельных видов туризма, предлагает туристу истинные, подлинные (аутентичные, нестандартизированные, массовые) впечатления.

Культурный туризм сегодня составляет от 18 до 25 процентов въездного турпотока. Развитие культурного туризма базируется на использовании потенциала этнокультур и культурного наследия стран и регионов. Как отмечается в программной работе Всемирной туристской организации «Культурное наследие и развитие туризма», «одним из столпов индустрии туризма стало присущее всему человечеству желание увидеть и познать культурную самобытность различных частей света. Во внутреннем туризме культурное наследие стимулирует национальную гордость за свою историю. В международном туризме культурное наследие стимулирует уважение и понимание других культур и, как следствие, способствует миру и взаимопониманию».

В нашей работе мы предпримем попытку разработать туристский продукт на основе творчества Э. Мунка

За свою долгую жизнь норвежский художник Эдвард Мунк - живописец, рисовальщик и гравер - создал поразительно много произведений: от миниатюрных графических листов до масштабных полотен. Его наследие - это более 1000 работ маслом, более 15 000 гравюрных оттисков, почти 4500 рисунков и акварелей.

Сегодня в Осло есть музей Мунка, в честь его имени названа улица и отель, его произведения искусства можно увидеть в Национальной галерее и музее Мунка в Осло и Бергене.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что на сегодняшний день, практически не существует маршрутов на основе культурно - образного подхода; отсутствуют маршруты по местам жизни и творчества норвежского художника. В нашей работе мы предпринимаем попытку разработать туристический маршрут на данную тематику.

Цель нашей работы заключается в исследовании особенностей культурного туризма и разработка нового туристического маршрута: «Норвегия Эдварда Мунка», который дает возможность российскому туристу получить новые аутентичные впечатления и открыть для себя уникальный дух Норвегии.

Данной цели соответствуют следующие задачи:

Раскрыть понятие культурного туризма и исследовать пути привнесения аутентичности, в том числе на основе культурно-образного подхода, в туристский продукт культурного туризма;

Проанализировать основные этапы жизни и творчества Мунка на фоне (в контексте) художественной культуры Норвегии XIX-XX веков;

Разработать туристский маршрут «Образ Норвегии» на основе творчества Э. Мунка.

Для достижения поставленной цели в работе был использован метод анализа литературы, посвященной сформулированной теме, а также сравнительный анализ туристических предложений, метод анализа и систематизации литературы по теме исследования.

Основной методологической базой нашей работы были работы по культурно-образному страноведению, а также научная, периодическая и художественная литература.

Данная работа состоит из 2-х теоретических глав и туристского продукта, которые будут отвечать теоретической и исследовательской задачам работы.

Первая глава «Культурный туризм, как перспективное направление развития международного туризма» посвящена проблемам и перспективам развития культурного туризма, а также способам привнесения аутентичности в продукт культурного туризма.

Вторая глава «Художественная культура Норвегии» посвящена проблеме исследования творчества Эдварда Мунка в контексте образа культуры Норвегии XIX века.

В 3-й главе мы предпримем попытку разработать туристский продукт по местам жизни и творчества Мунка. Данный маршрут позволит туристу увидеть Норвегию глазами художника, рассмотреть объекты которые не входят в обычные экскурсионные туры.

 


Культурно-образный подход

Тема образного подхода в географии разрабатывалась многими учеными, начиная с рубежа XIX-XX вв. В последние годы на Западе интерес к вопросу о взаимодействии географии и искусства усилился, благодаря развитию «гуманистической географии».

Одним из направлений «гуманистической географии» стало изучение «образа места», а одним из методов - обращение к текстам литературных произведений. Изучение «образа места» представляет особый интерес для географического страноведения.

Образ - это символ, знак общей исследовательской установки, противоположный по значению таким символам (знакам), как «схема», «формула», «система» и т.п. Образ - категория конкретного мышления, особую роль в котором играют эмоциональные моменты и личное отношение исследователя к исследуемому предмету. Образ предполагает наличие уникального, особенного, индивидуального.

Традиция изучения образов в географии может быть условно названа культурно-образным подходом. Он позволяет включить в область рассмотрения те методы, которые не относятся к географии, но по своим целям и результатам близки ей и объективно дополняют ее.

Изучение образов в страноведении - это изучение образов мест. Внимание исследователя обращено на целостные географические объекты - ландшафты, местности, города, районы, страны. Изучение образа места тесно связано с изучением образов среды, что важно учитывать, поскольку это направление получило очень широкое распространение в науках социально-гуманитарного цикла.

Существуют две основные разновидности культурно-образного подхода: подход со стороны непосредственного восприятия среды и подход со стороны восприятия культурных артефактов.

Восприятие культурных артефактов распадается на литературно-образный, художественно-образный, архитектурно-образный и другие подходы.

В идее образа большую роль играет культурно-символическая составляющая- комплекс культурных, исторических, эстетических и иных «идеальных» значений. Поэтому под культурно-образным подходом понимается междисциплинарный или синтетический подход. Категория образа предполагает прорыв сквозь привычные междисциплинарные границы, и именно в таком контексте следует рассматривать любое исследование образов регионов и городов.

Исходя из целостного подхода основная его проблема может быть разрешена только с участием художественного или гуманитарного, начала: сторонники этой точки зрения сближают страноведение с историей, художественной литературой, искусством.

Одним из убежденных защитников «несциентистского» страноведения был английский географ Э. У. Джилберт. В статье «Идея региона» (1960) он один из первых представил развернутую программу гуманитарного страноведения. Географическое страноведение Джилберт рассматривает в широком культурном контексте.

Альтернативный сциентизму в страноведении представляется подход писателей-регионалистов. Задача географа-регионалиста определялась Джилбертом как попытка «соединить множество на первый взгляд несвязанных фактов о природе и о людях в описываемом регионе».

Значительным событием в осмыслении на Западе феномена региональной географии явилась книга англичанина Р. М. Миншула «Региональная география: теория и практика». Главной задачей региональной географии является создание яркого, действенного «регионального портрета». Особое место в книге Миншула занимает проблема техники регионального (географического) описания.

Миншул обращается к идеям американского географа Д. Уитлеси, его концепции «компажа». Компаж («компейдж») представляет собой интеллектуальную конструкцию, предназначенную для воссоздания образа региона на практике. «Компаж» - метод, позволяющий ограничиться при описании региона определенным числом региональных аспектов (характеристик), отобранных в соответствии со взглядом самого исследователя.

Проблемы развития региональной географии в англо-американском мире были освещены в работах Дж. Х. Патерсона. Паттерсон исходил из следующего понимания региональной географии: «это работа, где цель исследования состоит в прояснении специфической ситуации в определенной местности; работа, в которой, внимание сфокусировано на регионе ради него самого, а также населяющих его людей».

В 1960-1970-е годы отмечался поразительный рост исследований в области географии восприятия и исторических исследований. Появился новый регионализм, регионализм ментальной карты, как на уровне страны, так и отдельного города.

Итак, сложилась определенная традиция в понимании региональной географии (страноведения) как «несциентистской» (в противоположность систематической, отраслевой) части географии. Представители этого направления видят главную роль региональной географии в создании целостного описания, «регионального портрета», «образа».

В отборе, интерпретации, компоновке материала исследователь должен исходить не только из чисто объективных, научных соображений, но должен опираться и на интуицию, чувство стиля, художественный инстинкт. Следует быть открытым к использованию нетрадиционных материалов, неожиданных точек зрения, быть готовым идти на определенный риск (неважно, тематический или стилистический) только в этом случае можно рассчитывать на новый результат и оживление региональной географии.

 

1.2.3 Художественная литература в страноведческом исследовании

Взаимодействие страноведения (региональной географии) и художественной литературы - один из главных аспектов культурно-образного подхода в науке, а также одна из альтернативных, дополнительных возможностей ее гуманизации.

Литературно-географические исследования имеют определенную традицию в нашей стране, однако в настоящее время она, к сожалению, недостаточно проявлена. Совсем по-другому дело обстоит на Западе, где тема «география и литература» образует один из существенных разделов гуманистической географии.

В 1960 г. вышла в свет уже упоминавшаяся работа Э. У. Джилберта «Идея региона», в которой автор делает попытку соотнести изучение регионов географами с традициями английской литературы.

Принципы «гуманистической» интерпретации литературных текстов вырабатывались в 1970-е годы.

Австралийский географ Д. Н. Джинс выступает с концепцией «гуманистического описания», основанной на принципах художественной литературы. Джинс различает визуальное, техническое и гуманистическое описания в географии.

Визуальное описание - изображение внешнего облика ландшафта, его колористических, морфологических и прочих особенностей, в форме констатации, без объяснения этих феноменов.

Техническое описание географических знаний предполагает взгляд на предмет описания со стороны разных географических дисциплин.

Гуманистическое описание отличается от технического тем, что ориентировано, прежде всего, на вопросы значения места в человеческой жизни, т.е. имеет преимущественно культурный, а не специальный научный интерес.

«Создать место, - пишет Джинс, - значит окружить некую локальность человеческими значениями. Понять место - означает погрузиться мысленно в его «атмосферу», его смысл и осознать, каковы его значения для других людей, в прошлом или настоящем. «Атмосфера» места не просто присутствует в его местоположении, но имеет более широкое распространение, поскольку место известно многим людям по опыту или общему мнению. Гуманистический рассказ о месте не является, поэтому просто картиной в словах, а представляет собой попытку показать его природу, как проистекающую из погруженности в сознание».

Джинс приводит в качестве примеров отрывки из романов Э. Золя, М. Твена, фрагменты стихотворений, сообщающие читателю чувство причастности и гармонии по отношению к природному и культурному ландшафту, что должно входить в круг изучаемых географией вопросов.

По Джинсу, очень важна передача индивидуального опыта, обогащающего общую картину. Лишь индивидуально окрашенный опыт может быть разделенным (или не разделенным) другими, и к именно такой сопричастности в ощущениях и восприятии и должно стремиться гуманистическое описание.

«Место определяется как некое ограниченное пространство (площадь), имеющее отчетливую внутреннюю структуру, которому придается определенное значение и которое вызывает в человеке эмоциональную реакцию»- пишет географ Дуглас С-Д. Покок. Место важно не столько само по себе (как физическое местоположение), сколько в своих отношениях с человеком, отраженных в его сознании (образ) и запечатленных в результатах его деятельности. Покок указывает, что тема изучения места с помощью литературы может принимать множество конкретных выражений - от изображения пейзажа до воспроизведения глубин человеческого состояния - это диапазон значений, которыми может интересоваться географ, решая свою задачу.

Примером использования географом литературных текстов для характеристики условий человеческого существования в определенном месте может служить одна из работ И.Ф. Туана. Туан прибегает к обширному цитированию двух произведений, описывающих ощущения людей, ставших пациентами больниц (один из этих людей оказался в чужом городе). Главным выводом, получаемым при помощи литературных текстов), является то, что современная городская среда при всей кажущейся Отчужденности в ней человека оказывается постоянным источником поддержки для него в трудные моменты его жизни, не покушаясь при этом на индивидуально-анонимный характер существования в большом городе.

Существует и отечественная традиция исследований подобного типа - школа русского культуроведческого краеведения и работы филологов и искусствоведов начала ХХ в.

Среди последних выделяется фундаментальный труд П. П. Муратова «Образы Италии» (1912), представляющий пример синтеза непосредственных впечатлений туриста с глубоким историко-культурным исследованием, своего рода культурологический портрет Италии. Эта книга интересна для страноведения тем, что автор обращается в ней к теме образа и чувства места. Так, раздел книги о Риме начинается вводной главой «Чувство Рима», в другом месте писатель говорит о «чувстве Неаполя», противопоставляя его чувству Рима. Книга состоит из разделов, посвященных основным центрам страны. Раздел о Венеции, например, включает в себя главы о живописце Тинторетто, «Веке Маски» (ХУIII в.), Казанове, но начинается он пространным рассуждением о «двух Венециях», внешней и внутренней, глубинной, и именно вторая создает особую «ауру» образа этого города.

Школа культуроведческого краеведения или «экскурсий в культуру» представлена именами историка И. М. Гревса и Литературоведа Н. П. Анциферова. Гревс писал также об Италии, но рассматривал образ этой страны через призму творчества Тургенева; его книга так и называется «Тургенев и Италия» (1925). Гревс придавал большое значение правильному выбору точек обзора, маршрутов экскурсий и других средств получения визуального образа города, в котором нашли бы свое отражение его историко-культурные особенности, отдельные исторические слои и стили.

Н.П. Анциферов посвятил свою научную деятельность почти исключительно изучению образа Петербурга в русской литературе. Он автор книг «Душа Петербурга» (1922), «Петербург Достоевского» (1923), «Быль и миф Петербурга» (1924), а также антологии «Город, как выразитель сменяющихся культур» (1926). Анциферов использует понятие о «гении места» «genius loci», заимствованное им у английской писательницы Вернон Ли. Под ним она понимала «видимые воплощения божества местности - сам город, сама местность, как она есть в действительности; черты, речь его - это форма земли, наклон улиц, звуки колоколов или мельниц и, больше всего, быть может, особенно выразительное сочетание города и реки, а также запахи города».

В «Петербурге Достоевского» Анциферов анализирует «следы города в творчестве писателя», а в книге «Быль и миф Петербурга» он объединил два приема: экскурсионный, когда непосредственно «в поле» делается попытка разобраться в условиях возникновения города «быль»), И литературно-исторический, выражающийся в рассмотрении поэмы «Медный всадник» как оформившейся легенды о Петербурге, его «мифе».

Особое место в рамках рассматриваемой темы занимают работы современного филолога-культуролога Г. Д. Гачева. Главная цель Гачева - реконструкция образов мира различных национальных культур («национальных образов мира»), что достигается за счет длительного «вживания» в мировидение того или иного народа.

Система этих подходов постоянно развивается, расширяется, каждое оригинальное исследование способно внести в нее что-то свое.

 

Выводы

 

Культурный туризм строится на основе поиска «подлинного» и представляет собой, таким образом, эмоциональные впечатления. Он является продуктом совместного производства туроператоров и потребителей, где последние используют культурный капитал при выборе, дальнейшем развитии и иногда неточном истолковании предлагаемого культурного продукта посещаемой местности.

Самореализация и наличие узнаваемых символов являются характерными чертами потребления в культурном туризме.

Существует множество форм аутентичности, представляющих собой тесно переплетающиеся типы.

Аутентичность привносится различными способами: через непосредственные впечатления, стремление к объективности, естественность, географическое положение, ассоциации с известными людьми или событиями, формирование бренда местности, национальные корни, праздники, а также через приобретенную или искусственно созданную аутентичность.

Все большее распространение получает разработка, для каждой местности своего особого бренда, которая все чаще нацеливается не на описательные функции, а на воссоздание оценочных образов. Отмечается острая необходимость в проведении исследовании эффективности подобных брендов, особенно в сравнении с изучением местности более органичными путями.

Потребитель должен понять для себя, действительно ли ему представлена историческая правда или бренд местности действует на подсознание и не соответствует реальному ходу событий.

Как общество, тесно связанное с западными странами в течение большей части XX века, Россия может использовать в своих интересах стремление к познанию как основу туристского рынка. Следует построить небольшие, частные гостиницы, свободные от сходства с сетями отелей, для того, чтобы обеспечить всеобъемлющее знакомство с местом, с русскими кулинарными традициями и местными жителями через общение с последними. В туристский пакет следует включить национальное, простонародное наряду с аристократическим, философия производителя должна быть заменена на философию, основанную на учете опыта потребителя.

 


Реализм и экспрессионизм

1.  Реализм

В конце 1870-х базой для группы молодых норвежских художников стал Мюнхен. Они внесли большой вклад как реалисты, - к ним относятся Ханс Хейердал (1857-1913), Китти Л. Кьелланд (1843-1924), Теодор Киттельсен (1857-1914) и Гехард Мунте (1849-1929). Во время 1880-х эти художники перебрались в Париж, который стал новым центром для норвежских художников. Здесь к ним присоединились еще две важные фигуры, Кристиан Крог (1852-1925) и Фриц Таулов (1847-1906), оба которые учились с Гуде в Карлсруе в 1870-е.

Некоторые из таких художников предпочли вернуться в Норвегию, где в 1882 году они создали Хёстутстиллинген («Осенняя выставка»), коллекцию современного норвежского искусства, которая финансировалась государством с 1884 года, а сегодня образует Национальную Выставку Искусств.

Кристиан Крог был предшественником и учителем Мунка. Эдвард Мунк начал писать в 1880-е под влиянием Реализма, но вскоре отошел от этого стиля, сконцентрировавшись на конкретной реальности. Мунку хотелось писать то, что он называл в высшей степени человечно, говоря: «Я буду изображать живых людей, которые дышат, и чувствуют, и страдают, и любят». Мунк полностью принял новые тенденции Европы, включая поздний импрессионизм, фовизм, Арт Нуво и Йюдженд, все в своей собственной интерпретации формы, линии и цвета. Он объездил практически всю Европу, которая вдохновила его на международный стиль упрощенного пейзажа и абстрактные особенности композиции, простую палитру и сильный контраст светотеней. Современники Мунка Арне Кавли (1878-1970) и Торвальд Эриксен (1868-1939), а также Хальвард Эгдус (1877-1899), Харальд Сольберг (1869-1935) и Николай Аструп (1880-1928) объединили тенденции 1890-х, развивая среду Реализма, предавая ему более абстрактное выражение.

После начала XX века современные норвежские художники примкнули к французским коллегам, и эта связь длилась до 1960-х.

Вторая мировая война только частично оказала влияние на творчество молодых норвежских художников политической направленности, и вскоре после войны они присоединились к международной волне абстрактной и нефигуральной живописи.

2.  Экспрессионизм

Экспрессионизм - это, с одной стороны, стилевой принцип, не привязанный к определенной эпохе, с другой - направление в немецком искусстве, под знаменем которого объединились к началу века группы «Мост», «Синий всадник» и т.д.

Экспрессионизм получил развитие в конце XIX- начале XX веков и представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, кинематограф, архитектуру и музыку.

В своих основных проявлениях экспрессионистическая живопись лирична и драматична. Ее главным предметом являются человеческие чувства в момент их наивысшего напряжения, особенно те, что связаны с болью и страданием.

В качестве непосредственного примера экспрессионистического произведения Мунка обратимся к созданной в 1893 году картине Крик. Уже в названии содержатся несомненные признаки ее принадлежности к экспрессионизму.

«Эта живопись не способна сообщить свои чувства тихим голосом или шепотом, она нуждается в абсолютно элементарной форме выражения. Ясная мысль или логичная речь не могут избавить ее от испытываемых мук. Остается только единственное освобождение, какое дает человеку инстинкт, унаследованный от первобытного бытия - освобождение в крике.

Крик заполняет собой всю картину: он рвется из глаз, через открытый рот, образующий центр композиции; фигура на переднем плане, сжимая голову руками, движется навстречу зрителю, повторяя движение бегущих линий улицы. Пейзаж по ту сторону перил изображен с помощью извивающихся линий; бесконтурные, неопределенные разводы краски символизируют неточность, и неопределенность мятущейся мысли, которая берет начало в человеческом страдании и развивается с нарастающей удушливой силой».

Историю возникновения этой картины Мунк запечатлел в нескольких строках на обороте литографии 1895 года, в которой он вновь обратился к той же теме: «Я прогуливался с двумя друзьями вдоль улицы - солнце зашло, небо окрасилось в кроваво-красный цвет - и меня охватило чувство меланхолии. Я остановился, обессиленный до смерти, и оперся на парапет; над городом и над черно-голубым фьордом, как кровь и языки огня, висят тучи: мои друзья продолжали свою дорогу, а я стоял пригвожденный к месту, дрожа от страха. Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы». Два уходящих друга, чьи фигуры различимы на заднем плане, еще более обостряют чувство одиночества, в которое устремляется испуганный человек, чтобы до конца измерить глубину своего отчаяния. Таким образом, в человеке и пейзаже соединяются воедино нравственное содержание и художественная форма, порождая большой «экспрессионистический» взрыв. В некоторых картинах Мунку было достаточно одного пейзажа, чтобы наполнить свою живопись внутренним беспокойством.


ДНЕЙ

(Осло - Осгорстранн - Тёнсберг - Крагерё - Летен - Осло)

самолет-автобус-самолет

1 День СПб-Осло

Авиаперелет СПб - Осло.

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Культурный туризм, как перспективное направление развития международного туризма

Основные определения и особенности культурного туризма

Привнесение аутентичности в продукт культурного туризма

Способы привнесения аутентичности в культурный туризм

Культурно-образный подход

Художественная литература в страноведческом исследовании

Основные проблемы и перспективы развития культурного туризма

Выводы

Глава 2. Художественная культура Норвегии

Географический подход к исследованию искусства

Территориальность искусства и его место в культурном ландшафте

Факторы формирования территориальных общностей и комплексов искусства

Направления в норвежском искусстве XIX - XX веков

Реализм и экспрессионизм

Этапы творчества Эдварда Мунка

Образ Норвегии в картинах Э. Мунка

Глава 3. Разработка туристического маршрута «Норвегия Эдварда Мунка»

Программа туристического маршрута «Норвегия Эдварда Мунка»

Заключение

Список литературы


Введение

 

На сегодняшний день туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) к 2020 году количество международных туристических посещений составит 1,6 миллиарда единиц. Данная отрасль хозяйства является фундаментальной основой многих развитых и развивающихся стран мира. В наши дни передвижение людей в туристских целях охватило все страны земного шара, и благодаря этому контакты между людьми из разных стран стали повседневной реальностью.

Туризм - наилучший способ знакомства с другой культурой. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить - важные части восстановительной функции туризма, они несут в себе большой гуманитарный потенциал. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека.

Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры.

Усиление взаимосвязи между культурой и туризмом базируется на:

1.  Роли культуры в реализации потребностей, лежащих в основе туризма.

2. Роли туризма в удовлетворении культурных потребностей.

Культура обеспечивает туристам резкую смену впечатлений, благодаря своей насыщенной интеллектуально-информационной составляющей.

-е годы XX века - тенденция к формуле 3-х «S»: «Sea, sun, sand» («Море, солнце, песок»), т.е. предпочтение купально-пляжному, пассивному туризму.

Начиная с 70-х годов - тенденция изменилась. На смену стереотипу трех S постепенно приходит формула 3-х «L»: «Lore, Landscape, Leisure» («Национальные традиции, пейзаж, досуг»). Сегодня, туристов не устраивают «обычные», массовые туры-программы.

Сегодняшний турист требует от отдыха максимальной насыщенности, необычности и оригинальности путешествия.

Культурный туризм является одним из основных самостоятельных видов туризма, предлагает туристу истинные, подлинные (аутентичные, нестандартизированные, массовые) впечатления.

Культурный туризм сегодня составляет от 18 до 25 процентов въездного турпотока. Развитие культурного туризма базируется на использовании потенциала этнокультур и культурного наследия стран и регионов. Как отмечается в программной работе Всемирной туристской организации «Культурное наследие и развитие туризма», «одним из столпов индустрии туризма стало присущее всему человечеству желание увидеть и познать культурную самобытность различных частей света. Во внутреннем туризме культурное наследие стимулирует национальную гордость за свою историю. В международном туризме культурное наследие стимулирует уважение и понимание других культур и, как следствие, способствует миру и взаимопониманию».

В нашей работе мы предпримем попытку разработать туристский продукт на основе творчества Э. Мунка

За свою долгую жизнь норвежский художник Эдвард Мунк - живописец, рисовальщик и гравер - создал поразительно много произведений: от миниатюрных графических листов до масштабных полотен. Его наследие - это более 1000 работ маслом, более 15 000 гравюрных оттисков, почти 4500 рисунков и акварелей.

Сегодня в Осло есть музей Мунка, в честь его имени названа улица и отель, его произведения искусства можно увидеть в Национальной галерее и музее Мунка в Осло и Бергене.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что на сегодняшний день, практически не существует маршрутов на основе культурно - образного подхода; отсутствуют маршруты по местам жизни и творчества норвежского художника. В нашей работе мы предпринимаем попытку разработать туристический маршрут на данную тематику.

Цель нашей работы заключается в исследовании особенностей культурного туризма и разработка нового туристического маршрута: «Норвегия Эдварда Мунка», который дает возможность российскому туристу получить новые аутентичные впечатления и открыть для себя уникальный дух Норвегии.

Данной цели соответствуют следующие задачи:

Раскрыть понятие культурного туризма и исследовать пути привнесения аутентичности, в том числе на основе культурно-образного подхода, в туристский продукт культурного туризма;

Проанализировать основные этапы жизни и творчества Мунка на фоне (в контексте) художественной культуры Норвегии XIX-XX веков;

Разработать туристский маршрут «Образ Норвегии» на основе творчества Э. Мунка.

Для достижения поставленной цели в работе был использован метод анализа литературы, посвященной сформулированной теме, а также сравнительный анализ туристических предложений, метод анализа и систематизации литературы по теме исследования.

Основной методологической базой нашей работы были работы по культурно-образному страноведению, а также научная, периодическая и художественная литература.

Данная работа состоит из 2-х теоретических глав и туристского продукта, которые будут отвечать теоретической и исследовательской задачам работы.

Первая глава «Культурный туризм, как перспективное направление развития международного туризма» посвящена проблемам и перспективам развития культурного туризма, а также способам привнесения аутентичности в продукт культурного туризма.

Вторая глава «Художественная культура Норвегии» посвящена проблеме исследования творчества Эдварда Мунка в контексте образа культуры Норвегии XIX века.

В 3-й главе мы предпримем попытку разработать туристский продукт по местам жизни и творчества Мунка. Данный маршрут позволит туристу увидеть Норвегию глазами художника, рассмотреть объекты которые не входят в обычные экскурсионные туры.

 


Глава 1. Культурный туризм, как перспективное направление развития международного туризма

 

1.1 Основные определения и особенности культурного туризма

 

Основой культурного туризма является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:

памятники археологии

культовую и гражданскую архитектуру

памятники ландшафтной архитектуры

малые и большие исторические города

сельские поселения

музеи, театры, выставочные залы и др.

социокультурную инфраструктуру

объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства

технические комплексы и сооружения

При посещении другой страны туристы воспринимают в целом культурные комплексы, составной частью которых является природа. Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса. Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса. Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Развитие культурных факторов внутри р


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.