Осознанный диалог: практика вслушивания и осознанной речи — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Осознанный диалог: практика вслушивания и осознанной речи

2021-01-31 120
Осознанный диалог: практика вслушивания и осознанной речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Немало времени мы проводим и в разговорах с другими людьми, поэтому практика вслушивания и осознанной речи будет превосходной медитативной практикой, которой можно заниматься в повседневной жизни. Из словесного общения проистекает немало радости и немало страданий, поэтому большая осознанность и чувствительность в разговоре с другими людьми будет весьма полезным навыком. Суть этой медитации показана в следующих жестах.

Во-первых, протяните вперед обе руки и представьте себе, будто это — направленность вашего внимания вовне, что у вас вообще нет связи с самим собой.

Во-вторых, поднесите обе руки к сердцу, показывая этим жестом, что связь с самим собор! у вас есть, и вы не растрачиваете своего внимания пи на кого-либо еще, ни на остальной, окружающий мир.

Затем оставьте одну руку у сердца, показывая, что ваша осознанность и связь с собой велики (вы знаете, что для вас — правда; вы знаете, что вы воспринимаете, чувствуете, думаете, хотите или готовы сделать), а другую руку вытяните вперед, представив себе, что она показывает ваше внимание и заинтересованность в остальных людях и мире вокруг вас.

Суть в том, чтобы удерживать внутренне этот последний жест, когда вы с кем-нибудь разговариваете. Этот осознанный жест позволит вам не потерять связь с самим собой и с собеседниками и внимательно слушать как себя, так и собеседника. По мере развития разговора сохраняйте осознанность и замечайте, что происходит внутри вас: что вы чувствуете, о чем думаете, чего хотите и так далее; сохраняйте при этом полную осознанность и внимательность к собеседникам.

Медитировать таким образом можно и с людьми, которые не имеют ни малейшего представления о том, что они избраны отправной точкой вашей медитации; скорее всего, ощущения придутся им по душе, и они примут такой разговор с благодарностью. Можно специально разговаривать именно таким образом с человеком, который тоже культивирует в себе осознанные вслушивание и речь. В этом случае предложите собеседнику такое правило: любой из вас в любой момент может сказать «Стоп!», что и будет сигналом для вас обоих остановиться, перестать говорить и, если так можно выразиться, вернуть обе руки к сердцу, чтобы проанализировать и понять — осознать — как именно этот опыт влияет на вас. Сделав короткую паузу, вы можете возобновить разговор и даже, если хотите, пооткровенничать на эту тему, всесторонне рассматривая свой опыт, полученный в ходе такого разговора.

Медитация с камешками

Есть чудесная медитативная техника для детей, с которой познакомил нас Тхить Ньят Хань, или, как зовут его ученики, Тхай, написавший множество прекрасных, ясных и легких для понимания книг по медитации, и у которого есть особый дар в преподавании медитации детям.

Первым шагом в этой медитации будет прогулка на природе, с тем чтобы набрать десяток камешков. Ищите особые камешки, красивые, такие, которые «говорят» с вами, с которыми вы ощущаете особый контакт. Если сможете, сделайте небольшой изящный мешочек для хранения этих камешков.

Приступая к медитации, сядьте ровно, высыпьте камешки из мешочка, разложите их справа от себя. Когда медитируете с камешками, сосредоточьтесь на потоке дыхания, осознавайте, как происходят вдох и выдох. Когда вдыхаете, осознанно возьмите один из камешков и держите его в правой руке. Когда выдыхаете (делайте это осознанно), перекладывайте камешек из правой руки в левую, с полным пониманием того, что вы делаете, а затем положите камешек на пол, слева от себя. Совершая следующий вдох, возьмите в правую руку следующий камешек и проделайте все то же самое, сохраняя осознанность дыхания и осознанность всех действий с камешками.

Когда вы с полным осознанием всех ваших действий переместили все десять камешков, что были разложены справа от вас, на левую сторону, ощутите и осознайте радость от того, что вы только что совершили чудо осознанности. Затем, если у вас есть время, продолжайте медитировать с камешками, перекладывая один камешек за один дыхательный цикл, но теперь уже слева направо. После десяти осознанных дыхательных циклов, когда все камешки опять окажутся справа от вас, опять испытайте радость от того, что вам удалось такое чудо. Поздравьте себя! Подумайте о том, как вы научились добиваться единства ума и тела при помощи осознанности; сохраните искреннее желание перенести это чувство осознанности в максимально большее количество ваших повседневных занятий. Затем осознанно подберите с пола каждый камушек, один за другим, поблагодарите их за помощь, оказанную вам в развитии концентрации и осознанности, и сложите их обратно в мешочек. Почувствуйте каждый из этих камешков, когда будете складывать их на место. Закройте мешочек и положите туда, где вы будете его хранить до другого раза.

Если вам трудно сконцентрироваться на дыхании и на перекладывании камешков, попробуйте сначала синхронизировать какие-нибудь простые высказывания с дыханием и перекладыванием камешков. Например, когда вы вдыхаете и берете камешек, говорите самому себе: «Вдыхаю». Когда перекладываете камешек из руки в руку, выдыхаете и кладете камешек, говорите: «Выдыхаю». Можно попробовать и другие слова и словосочетания, например: «Путь... домой... путь... домой» или «Получаю... отпускаю... получаю... отпускаю», «Здесь... сейчас... здесь... сейчас»... Если захотите, можете сами составить словосочетания, которые придутся вам по душе, и синхронизировать активность тела, речевую активность и ум, — все в одно время. Это будет настоящее чудо!

 

Глава 5

Этот чистый Разум, источник всех вещей, излучает вечное сияние собственного совершенства. Но большинству людей недоступно осознание, и они думают, что Разум — это просто способность, дающая возможность видеть, слышать, чувствовать и знать. Ослепленные собственным зрением, оглушенные слухом, пресыщенные чувством и переполненные знанием, они не могут воспринять сияние Источника.

Хуан-бо

 

Жизнь, непроверенная опытом,

не стоит того, чтобы ее проживать.

Сократ

Вопрошающий ум

«ОТКУДА ТЫ ЗНАЕШЬ, ЧТО ТВОЯ МАТЬ — ЭТО ТВОЯ [МАТЬ?» Нет, это не дзенский коан. Таким вопросом Джоэла ввели в курс дела об аналитической медитации, или медитации-размышлении. Джоэл вспоминает: «Это был мой первый день в школе, когда я перешел в старшие классы. Мой учитель физики, прекрасный ученый, общественный деятель, бывший монах-иезуит, дал нам задание: „Напишите сочинение, в котором бы логически доказывалось ваше собственное убеждение, что ваша мать — действительно ваша мать. Что за сила формирует ваше мышление? Что вы готовы подвергнуть сомнению, а что в своей жизни вы боитесь подвергать сомнению? Определите и поставьте под вопрос свои убеждения о реальности. Откуда вы знаете, что то, в чем вы убеждены, действительно является правдой? В чем заключается ваша вера, и почему это так?“» Вы уже, должно быть, говорите себе самому: «Секундочку! Я-то думал, медитация — это когда останавливаешь свои мысли, а не принимаешься их думать. А вы говорите, что размышление может быть упражнением в медитации. Как же так?»

Чтобы понять, как ответить на этот вопрос, вспомните, бывало ли с вами так, что, например, во время прогулки или, скажем, в ванной вас вдруг пи с того ни с сего озаряла некая идея, новая вдохновенная мысль о проекте, над которым вы давно работаете, или ответ на вопрос, мучавший вас уже долгое время? Мышление — естественное проявление творческих способностей ума. Мы все знаем о том, что значит «думать», но, как правило, мыслительному процессу недостает связности, собранности и глубины. Сознательно, а часто и бессознательно, проблемы, стоящие перед умом, и острое желание их разрешить ищут выхода и так организуют ваш мыслительный процесс, чтобы мышление и внимание было направлено на поиск ответа. Время от времени, ум озаряют гениальные идеи, и вы, осененные абсолютно новым пониманием, восклицаете: «Вот оно!» Чтобы овладеть этой творческой силой и дисциплинировать ее, мы и занимаемся медитацией-размышлением.

Однажды мы говорили с Далай-ламой, и он сказал, что главный источник всех проблем людей Запада — пренебрежение внутренней жизнью. Чтобы найти лекарсгво от этого, добавил он, надо стать «более осознанным внутренне», и, к нашему удивлению, он заявил, что интроспекция и размышление будут более действенным способом пробудить «внутреннюю осознанность», чем сами по себе молитва и медитация. Почему? Потому что спокойная медитация и молитва могут успокоить ум, но не могут привести к той трансформации, к тем изменениям в сердце, в ощущениях уверенности в себе, в вере, которых можно добиться при помощи требующей методического подхода техники интроспективной аналитической медитации (медитации-размышления).

Медитация-размышление часто ускользает от внимания исследователей практик созерцания; значимость этой практики недооценивается многими западными учителями, исследователями и критиками медитативной практики. Тем не менее, преобразующая сила, скрытая в медитации-размышлении, просто огромна; у этой практики строго научная методология, во многих отношениях более понятная большинству людей, нежели медитативные стили «спокойного сидения».

Для того чтобы приступить к медитации-размышлению, необходимо выбрать тему, ситуацию, вопрос, который будет предметом глубокого рассмотрения, размышления и обдумывания. Если направить поток мышления должным образом, он станет более подвижным и согласованным; он приведет к пробуждению проницательности и сшил ума. После некоторого времени, посвященного анализу, сосредоточенное размышление достигает кульминации, коща вас внезапно озаряег ответ на вопрос, который вы искали, и коща хочется воскликнуть: «Вот оно!» Коща получаешь ответ на вопрос, отношение к идее или предмету проблемы переходит на новый уровень. Теперь вы получили более тонкое знание, вы относитесь к проблеме с большей уверенностью, глубже понимаете ее природу и истинную значимость, вам видны ее составляющие, суть и отношение к действительности.

На следующем этапе медитативного процесса вы перестаете анализировать предмет медитации, но продолжаете твердо удерживать его в сознании, позволяя проявиться более глубинным уровням интуиции. На этой фазе медитация- размышление по сути идентична медитации-концентрации, только предметом концентрации является ваше собственное интуитивное прозрение.

При медитации над предметом прозрения ум достигает состояния чистоты и покоя. Естественный поток — глубокий и сильный. Безмятежно пребывая в этом спокойном, но энергетически насыщенном состоянии, вы усваиваете и перерабатываете информацию, полученную в интуитивном озарении. Если вы будете сохранять вдумчивый, ясно сфокусированный взгляд на интуитивное озарение, оно углубится и вызовет еще более совершенное озарение о предмете, над которым вы размышляли, о его природе и отношении к действительности. Когда ваши мысли и ассоциации начнут снова собираться у вас в уме, нужно либо завершить занятие медитацией, сохраняя в душе подъем, испытанный вами от посетившего вас озарения, либо начать очередное занятие созерцательной медитации, чтобы обнаружить еще более глубокое понимание проблемы.

Чередуя периоды анализа и спокойной интуитивной интроспекции, проникая, слой за слоем, сквозь глубоко укоренившиеся и порой ошибочные «умственные модели» верований и предубеждений, перепроверяя их, подвергая сомнению и развенчивая, мы открываем все более глубокие слои интуитивной мудрости. Освободившись от облаков сомнения и завес невежества, чистый небосклон разума сможет озариться ясным рассветом веры.

Если практиковать медитацию-размышление таким образом, в уме пробудится родник трансформирующей силы — силы, способной переменить курс нашей жизни. Эта сила происходит из пробужденной веры, рождающейся от рациональных рассуждений и логики, поэтому ей присущи глубокая убежденность и преданность; она дает мощнейший рычаг воздействия, посредством которого мы изменяем и нашу жизнь, и мир вокруг нас. Он дает нам силу передвигать горы, в том числе и метафорические горы нависающих над нашей жизнью предубеждений, по большей части, никогда не пересматриваемых. Такая вера вдохновляет нашу уверенность в себе; на ней строится наше доверие. Она дает нам силу оставаться верными нашим самым глубоко прочувствованным дерзаниям и всему тому, о чем в глубине сердца мы знаем, что это — истина.

Преобразующая мысль

 

Сущее не делится на разум без остатка. Даже когда о Вселенной сказано все, когда наука представила нам весь мир в виде иерархических и вечно расширяющихся структур, у нас все равно обязательно остается глубокое ощущение тайны.

Харидас Чаудхури

 

Мысли — окаменелые останки живых переживаний. Они замораживают поток непосредственного опыта. Они разбивают поток переживания, порождая иллюзорную фигуру наблюдателя, занимающего позицию, как бы отдельную от наблюдаемого. Понимание этой проблемы привело к тому, что во многих традициях техник созерцания стали развиваться методы, посредством которых люди могут освободить себя от путаницы и иллюзий, непосредственно встретившись с незамаскированной реальностью.

Мысли — это мысли. Истории — это истории. А реальность — это реальность. Медитация-размышление помогает нам распознать, каким именно образом и с использованием каких идей мы сооружаем и создаем окружающий нас мир. Большинство из нас живет в воображаемом мире, принимая свои верования, предвзятые мнения, фантазии и мысли за реальность; в то время как искушенные в искусстве медитации флиртуют с реальностью. Всматриваясь в наш ум глубже и глубже, мы раскрываем структуру наших мыслей, ставим под сомнение свои предвзятые мнения, распутываем иллюзии и путаницу. Медитация-размышление учит нас понимать относительность наших собственных мыслей и историй, которые мы сами себе рассказываем. В процессе медитации мы приходим к пониманию разницы между нашей реальностью, реальностью других людей и реальностью мира и начинаем понимать истории, сотканные нашим мыслящим умом вокруг этих реальностей.

Осознанно распознавать реальность наших мыслей как выражение другой, более глубокой реальности бытия, сознательно участвовать в процессе мышления более последовательным и более естественным образом, сохранять в этом мышлении присутствие ума, более глубокого, нежели наши мысли, — все это составляет высокое искусство, овладеть которым мечтают немногие. Когда мы адекватно воспринимаем и правильно осознаем природу наших мыслей, когда мы приучаемся мыслить глубоко и ясно, мы открываем для себя, что мысли представляют собой собственную реальность, одновременно и похожую на воображаемую нами раньше, и отличную от нее.

Мысли образуют своего рода фильтры нашего проживания реальности, линзы, сквозь которые мы рассматриваем и испытываем мир. В первой, самой цитируемой песне «Дхаммапады» Будда говорит по этому поводу:

Мы — то, что мы думаем.

Все то, что есть мы, возникает вместе с нашими мыслями.

Нашими мыслями мы создаем мир вокруг себя.

Говори и действуй с нечистым умом —

И воспоследует беда.

Как колесо катится вслед волу, впряженному в повозку...

Говори и действуй с чистым умом —

И воспоследует счастье,

Неделимое, как и твоя тень.

Хаотичность мыслей приводит к тому, что и мир начинает восприниматься хаотически. Когда мы сообщаем нашему мышлению больше связности, мы видим и более связный, более упорядоченный, более гармоничный мир. Как результат, мы чувствуем, что наконец-то можно расслабиться. Нам не нужно напрягаться изо всех сил, чтобы вычленить смысл из натиска хаоса и непоследовательности, составляющих жизнь в обыденном восприятии. Когда мы можем довериться процессу, отпадает необходимость в отчаянной защите, составляющей, как правило, обыденное предвзятое отношение к миру. Ум становится спокойнее сам собой. Успокоив его, мы, соответственно, успокаиваем и нервио-церебраль- ную систему. В ментальном, физическом и духовном плане сами собой возникают новая упорядоченность, связность и гармония, равно как и в наших глубоких отношениях с таинственной многомерной Вселенной, в которой мы живем.

Сила интуитивного прозрения

Интуитивное прозрение можно описать как возникновение в уме значимого порядка отношений, который открывает нам глаза на более глубокие структуры ума. Такой порядок отражает более тонкие структуры более высокого порядка, взаимодействующего с энергией, перестраивающей менее тонкие структуры. Чем глубже прозрение, тем сильнее оно сказывается на трансформации тонких структур ума, и тем больше возможностей мы получаем для перестройки тонких, чувствительных структур нервной системы. Когда наше мышление и способность к рациональному суждению становятся более взаимосвязанными, мы можем пережить кульминацию, настоящий прорыв, озарение, которое по- настоящему изменит нас.

В моменты прозрения мы принимаем участие в пробуждении глубоких структур ума, более глубокой реальности, которые становятся доступны сознанию. Многие великие мистики и ученые считали, что такого рода озарения или вдохновение приходят к нам свыше, что они — результат вмешательства некоего Высшего разума в работу бодрствующего ума. Они описывают это вмешательство как силу, способную переменить материальную структуру мозга, формирующую мысли, стереть те структуры ума, в которых записана ложная, путаная, ограничивающая нашу свободу история нашей жизни; в результате ум становится способным к более чуткому восприятию реальности. Когда эти структуры обыденного мышления отстраняются от дел, а это может происходить как спонтанно, когда человек переживает опасную ситуацию, острый кризис, откровение или испытывает дар благодати, так и в результате занятий медитацией, когда можно получить информацию о мире, что называется, «без цензуры», как есть. То, что открывается нам, настолько необычайно и тонко, что даже нескольких «застывших мгновений» такого переживания бывает вполне достаточно, чтобы радикально преобразить наше отношение к жизни. Напрашивается сравнение с тем, как работают закрылки самолета: даже небольшого, но значимого сдвига в отношении к жизни или ориентации может оказаться вполне достаточно для полной перемены курса всей нашей жизни.

Многие люди затрачивают огромные усилия на организацию мыслей таким образом, чтобы поддерживать иллю-

Страница отсутствует

 

мое лицо до рождения?», «Что это?» или такая, часто неверно цитируемая, тема: «Две ладони порождают звук [Хлоп!]. Какой звук порождает одна ладонь?»

В условиях современности можно использовать медитацию-размышление при работе над самыми разными проектами — от чертежа дома до планирования презентации, посвященной поиску прорывного решения сложной проблемы. Некоторые психотерапевты используют своего рода управляемую медитацию-размышление, чтобы помочь клиенту лучше осознать работу ума и получить исцеляющее озарение, помочь ему пробудить в себе уверенность, веру, преданность, необходимые ему для того, чтобы достичь должных изменений в жизни. В нашей работе, когда мы занимаемся консультированием, в частности, корпоративных клиентов, занятых поиском решений неких сложных проблем — от продвижения товара и разработки новинок до взаимодействия с отделами, мы часто используем различные виды медитации-размышления.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.