Мантра: сверкающие благословения и защита ума — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Мантра: сверкающие благословения и защита ума

2021-01-31 138
Мантра: сверкающие благословения и защита ума 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мы изучаем медитативные традиции мира уже несколько лет и в каждой из них находили использование мантр или религиозных песнопений. Буквально слово «мантра» означает «защита ума». При пении мантры ум защищен от утраты ясности и силы посреди случайных или негативных мыслей. Во многих медитативных традициях периоду формального созерцания предшествует религиозное песнопение или повторение мантр. Повторяющиеся, часто священные тексты этих песнопений оказывают на ум успокаивающее и стабилизирующее действие, ум становится собранным, сила ума и нервной системы концентрируется.

Использование «защиты ума» — древняя и очень действенная священная наука. Знатоки внутренних наук знают о том, что звук и вибрации являются инструментом для пробуждения и культивирования особых качеств ума. В традициях американских индейцев молодой человек или девушка, получившие задание отправиться за откровением, должны выучить священную песню, которой научит их Великий дух в особом состоянии, где испытуемые должны сохранять восприимчивость и бдительность. После нескольких дней поста, молитвы и других испытаний испытуемые слышат священную песню, что воспринимается как знак или дар от Великого духа. С этого момента это особое песнопение, которое испытуемый будет использовать для уравновешения и защиты ума в моменты кризиса. Если он неоднократно занимается этим песнопением на протяжении всей своей жизни в различных сложных ситуациях, к моменту смерти он подойдет с таким опытом исполнения, который позволит ему спеть священную песню сосредоточенно и с нужным настроем; когда придет пора умирать — песнопение перенесет его через порог этого мира — в бескрайние просторы Духа.

Практика пения мантр или мантра-медитация довольно проста. Вы спокойно сидите и повторяете в уме мантру или значимое словосочетание, а ум пребывает в звуках или во внутреннем резонансе вашего тела. Когда ум отвлекается, просто верните его к повторению мантры, удерживайте свое внимание на том, что вы делаете. Развитием этого метода будет визуализация волн света и добрых вибраций, изливающихся из вашего сердца на остальных людей и несущих в мир свет, счастье и любовь, растворяющие тьму, боль и страхи, заполняющие ум многих существ. Представьте себе, что, когда звук, вибрация и прочувствованное намерение, преследуемые мантрой, выходят наружу, по их волнам к вам идут волны вдохновляющей силы и благословения.

Ребе Теодоре Фалькон познакомил нас с еврейской молитвой, использовавшейся как мантра: Шившпы Адонаи Л’негди Тамид. Один из возможных переводов этой старинной формулы звучит так:

Когда я достигаю равновесия, Бог предо мной всегда.

Эта формула, произнесенная от всего сердца, может стать замечательной отправной точкой созерцания, способной помочь вам любое повседневное занятие превратить в священнодействие. Когда вы повторяете эту молитву, неважно, на каком языке, пусть ваш разум становится более спокойным, чистым и сбалансированным. Если удерживать подобное состояние духа и читать молитвы розария, молитву Господню, молитву Ш'мау петь суфийский зикр, мантру Ом Мани Падме Хум или даже просто повторять нараспев «Покой, любовь, доброта», результат, скорее всего, будет таким же. Спокойно сидя и концентрируя ум на потоке дыхания, позвольте вашей мантре погружать ум все глубже и глубже в состояние ясного покоя. Глядя наружу — из глубины, позвольте вашим глазам стать истинными окнами души и узреть мир как священное, одухотворенное место. Когда вы сидите, идете, ведете машину, разговариваете, когда вы один или с кем-то, пусть чувство внутреннего равновесия глубже и глубже вглядывается в Тайну и Священное присутствие бесконечной сияющей глубины Вселенной, которая присутствует внутри и вокруг вас.

Когда у вас есть настроение повторять мантру, это поможет успокоить и сконцентрировать сознание, пока вы заняты мирскими делами. Это очень простой и эффективный метод усиления и развития позитивных качеств ума в то время, которое обычно проходит впустую: когда вы едете с работы домой, стоите в очереди, ждете ответного звонка, идете по улице и так далее, — то есть любое обыденное занятие можно легко совместить с практикой медитации.

Эта практика защиты внутренней сущности ума — скорее, достижение определенного ментального состояния, чем пение или вокализация. В своей глубочайшей сути это состояние ума и сердца, которое распознает не двойственность и взаимозависимость отношений всех существ и вещей. В ответ на это состояние придет мудрость спонтанного желания делать добро другим. Такое желание может быть проявлено не только посредством добрых слов или добрых поступков, но и через резонанс ума и сердца, обращающегося к другим спокойно, мудро и любовно.

Когда ум загружен или направлен на выполнение действий, поддерживающих видимость, простое повторение мантры при намерении создать более позитивную атмосферу в мире вокруг вас и внутри вас может принести замечательные плоды. Когда ум становится более утонченным и спокойным, повторение мантры точно так же становится более утонченным, пока вы не выработаете самую утонченную его форму, самую его суть — безмолвную молитву, способ быть просто естественным и таким образом приносить в мир внутри и вокруг вас покой и умиротворение. На этой стадии мантра и словесная молитва сливаются в одно и становятся тишиной. Или сердечной молитвой.

Сердечные молитвы

Созерцательная молитва, при правильном понимании, есть нормальный итог дара благодати. Это — способность ума и сердца, или всего нашего существа, раскрыться перед Господом без помощи мыслей, слов или эмоций. Движимые величайшей благодатью Господней, мы открываемся сознательностью своей перед Господом, о котором, благодаря вере, мы знаем, что Он всегда внутри нас, ближе к нам, чем наше дыхание, мысли, воля к выбору, ближе, чем даже само наше сознание. Созерцательная молитва есть процесс внутренней трансформации, отношение, в котором Бог первым обращается к нам и которое, с нашего согласия, приведет к единению с Божественным.

Отец Томас Китинг

 

Мы живем в отзывчивой Вселенной. Если уронить камень в пруд, от места падения камня пойдут круги. При помощи прочувствованной сердцем, искренней молитвы мы можем распространить энергию нашей восприимчивости и нашего намерения, вызвать вибрации в глубинах нашего сознания, которые достигнут Тайны и принесут нам энергию вдохновения и благословения, что окажет помощь. Особенно в те времена, когда жизнь становится бурной и хаотичной, сосредотачивающая молитва может дать нам ощущение стабильности, осмысленности нашего пути, подсказать направление для продвижения вперед, дать вдохновение, восстановить равновесие, даровать гармонию, исцеление и веру.

Если вспомнить о том, что даже самые незначительные изменения в «уравнениях» порядка и хаоса приводят к значительным последствиям, можно представить себе, каким серьезным или даже чудесным образом скажутся тончайшие перемены в качестве наших намерений, верований, молитв, отношений и ценностей.

Когда вы видите вокруг себя красоту мира, пусть ваше сердце отзывается благодарностью и радостью и благословляет эту красоту. Когда вы встречаете жестокость, страдание, боль или слышите о них, пусть это расколет ваше сердце, чтобы оно раскрылось в сострадательной молитве об исцелении от этих страданий. Каждое мгновение воспринимать мир в свое сердце станет призывом к вам воссиять молитвой благодарности, благословения и сострадания. Мы говорим не только о словесных молитвах, но и о тех молитвах, в которых сердце безмолвствует; когда оно в глубоком молчании непосредственно задействует ту глубинную сущность, обитающую в сердце сердец нашей человечности.

Как напоминает нам наш добрый учитель лама Тхуб- тен Йеше: «Безмолвная медитация, без мыслей, в состоянии полной открытости, осознанности и пробужденности — это молитва молитв!» Очень глубокое понимание молитвы предлагает отец Томас Китинг:

Целью созерцательной молитвы является не столько свобода от мыслей или слов, сколько свобода, если не сказать пустота от «Я». В созерцательной молитве молящийся перестает множить размышления и волевые действия. Возникает иная разновидность знания, укорененная в любви, когда вместо осознания собственного бытия и глубоко укоренившейся в сознании привычки размышлять об этом бытии приходит осознание бытия Бога. Опыт познания бытия Божия постепенно освобождает верующего от привычки ставить себя или свои отношения с Богом в центр Вселенной.

Узор сознания

Следующая медитативная практика поможет вам открыть путь к прямому и глубокому переживанию природы ума и воспринимаемых явлений.

Представьте себе сияющую сферу, которая появляется в пространстве перед вами спонтанно и без усилий. Пусть ее сияющая чистота проникает в окружающее пространство, распространяя чувство ясности и «осознания знания».

Затем представьте себе похожие сияющие сферы знания, что спонтанно и естественно появляются из пространства над вами, под вами и с обеих сторон первой сферы. Таким образом, вырисовывается фигура из пяти сфер. Теперь представьте себе, что каждая из вторичных сфер стала центром такой же фигуры, а те, в свою очередь, центром своей фигуры, и так до тех пор, пока все пространство не окажется пронизанным единым полем сияющего знания.

Еще один способ такой медитации — представлять себе сферу из сияющего «осознания знания», спонтанно возникающую в центре вашего ума-тела. Почувствуйте и ощутите сияющее сознание, пронизывающее все пространство внутри и вокруг вас. Представьте себе поле пространства, окружающее вас похожими сферами сияющей ясности, что возникают перед вами, позади вас, слева и справа от вас, над и под вами. Все эти сферы идентичны, и все вместе они образуют фигуру из семи сфер, в которой шесть сфер собраны вокруг центральной — седьмой. Начните со сферы перед вами; вообразите, что теперь эта сфера представляет собой центр еще одной фигуры из семи сфер, с шестью сферами вокруг нее. Так, сфера за сферой, каждая из сфер вокруг вас пусть станет центром новой фигуры более высокого порядка из светящихся сфер осознания. Продолжайте так же с остальными сферами, пусть каждая из новых сфер станет центром своей фигуры, и так далее, пока все пространство вокруг вас и внутри вас не будет заполнено единым узором «знающего света».

Приступайте к медитации с умом, умеренно радостным и ненапряженным. Избегайте усилий, излишних стараний «сделать все, как надо», просто практикуйтесь снова и снова, пока вы не научитесь умножать светящиеся сферы легко и непринужденно и визуализировать узор сознания.

Растворитесь в этом всеобщем сиянии вместе со всем миром. Когда зрительные образы, звуки, цвета, другие явления начинают возникать внутри вас и вокруг вас, позвольте себе рассматривать любое новое переживание, будь то сенсорное или умственное, как спонтанную, лишенную присутствия эго творческую игру ума.

Практика этой медитации позволяет осознать ум как объединяющее начало, в тесной связи с которым находится все то, что вы испытываете. Осознайте изнутри этого узора сознания, что вы можете отпустить от себя свою потребность в «Я». И, хотя мир видимостей все так же будет представляться четко различимым и отдельным от вас, практика этой медитации позволит постепенно обнаружить, что природа ума и мира в действительности нераздельны, и одно тесно связано с другим.

Осознанность подобна лучу света, сияющему в бесконечном пространстве. Мы воспринимаем этот луч только тогда., когда он падает на какой-либо предмет, — тогда свет отражается, и возникает сознание. Осознанность — свет, посредством которого мы освещаем мир, чтобы видеть его. Мы ошибочно принимаем свет чистой осознанности за тени, которые этот свет отбрасывает в сознании. Мы забываем, что сами по себе мы — тоже свет, и начинаем полагать, что мы — нечто плотное, то, что отражает свет и возвращает его к нам.

Стивен Левин

 

Глава 7

 

 

В один прекрасный день, после того как мы овладеем ветрами,, волнами, приливами и силой тяготения, мы поставим себе на службу энергию любви. И тогда человек второй раз за свою историю откроет огонь.

Тейяр де Шарден

 

ОПИСАННЫЕ НИЖЕ ТЕХНИКИ СЕРДЕЧНОЙ МЕДИТАЦИИ сотканы из многих. В этих техниках вы узнаете элементы концентрации, осознанности, размышления, творческой медитации. Мы собрали их здесь все вместе, чтобы помочь вам добавить осознанности в пробуждение любви и сострадания, возникающих из мудрости, присутствующей в глубоких отношениях.

Медитация на благодарность

Старинные учения и современные медицинские исследования сходятся в том, что самым быстрым и прямым способом выздоровления, восстановления гармонии и баланса в нашей жизни будет пестование в себе благодарности и доброго отношения. В тот момент, когда вы сдвигаете состояние своего ума от негативизма и склонности к осуждению — в сторону доброго, всеггриемлюще- го отношения, на многих уровнях вашей жизни происхо

дят моментальные изменения. Функции мозга становятся более уравновешенными, гармоничными и гибкими; ритм сердца становится более гармоничным и скоординированным; биохимия организма запускает множество процессов, исцеляющих тело.

Люди из примитивных племен очень хорошо понимают роль благодарности в искусстве врачевания, ее исцеляющую силу. Сердце, наполненное благодарностью, действует и молится таким образом, чтобы замкнуть круг, образованный дарами, предназначенными нам, нами же самими — получателями даров и божественным источником этого дара. Молитва и благодарение будут актом радости от открытия того, сколько даров даст нам жизнь. Вот практика, которую мы часто предлагаем, чтобы жить с благодарным сердцем.

Спокойно сидя в динамическом равновесии, посвятите некоторое время осознанному дыханию. Обратитесь умом к тому, кому вы по-настоящему благодарны. При вдохе искрение примите этого человека в свою душу. Выдыхая, позвольте вашей глубоко прочувствованной благодарности осветить его снаружи и изнутри. Продолжайте столько, сколько сочтете нужным, принимая с каждым вдохом в свое сердце кого-нибудь — возлюбленного, друга, кого-то еще, кто был добр к вам, кто научил вас терпению или прощению. Пусть каждый вдох сияет из глубины души — сквозь глубину душ этих людей, пусть их жизнь освещается вашей любовью. Примите в свою душу ваши собственные глаза, уши, руки, интеллект. Благословите их точно так же, светом глубоко прочувствованной благодарности. Кто бы или что бы ни пришло вам на ум, примите это всей душой, все сразу или по отдельности. Принимая в душу эти дары, завершите и провозгласите цикл благодарности завершенным, как бы подтверждая, таким образом, что поток благословения в вашей жизни и во Вселенной нерушим.

Медитация на прощение

Когда мы практикуем медитацию, мы естественным образом начинаем воспринимать все, что происходит у нас в уме, более осознанно. Нам становится более понятным, что мы чувствуем и почему. Мы начинаем раскрывать несоответствия в своей жизни, медленно, но верно обретаем способность увязывать между собой ее разрозненные детали и залечивать старые раны.

Медитация на прощение — прекрасный способ исцелиться от боли старых ран, блокирующих сердце и не позволяющих нам ни любить, ни доверять — ни себе, ни другим. Прощение — ключ к раскрытию сердца, к умению учиться у травм прошлого, с тем чтобы ничто более не препятствовало нам в движении вперед.

Начните с того, что присядьте в спокойном, уединенном месте, расслабьте тело и сосредоточьтесь на дыхании. Пусть воспоминания, образы, эмоции текут своим чередом; не препятствуйте и тем, что доставляют вам боль, — возможно, это что-то из того списка вами сказанного, совершенного или продумываемого, что вы не можете себе простить.

От всей души скажите себе: «Я прощаю себя за все то, что совершил(а) в прошлом — вольно или невольно, словом, делом или помыслом — и что теперь причиняет мне боль. Я достаточно страдал(а) и вынес(ла) из этих страданий свои уроки, вырос(ла) и готов(а) открыть себе свое сердце. Да, я хочу и буду счастлив (а) и свободен (свободна) от ие- разумения, и пусть я постигну, как должно по-настоящему понимать себя, других и мир. Я познаю собственную целостность и полноту и помогу другим сделать то же самое».

Теперь представьте, что перед вами находится человек, которого вы любите и хотите простить за что-то, или прощение которого вам необходимо. Отправьте из своего сердца в сердце этого человека послание: «Всем своим сердцем прощаю тебе все, что ты сделал(а), намеренно или нет, делом, словом или помышлением, причинившим мне боль.

Прощаю тебя и прошу тебя о прощении. Прости мне все го, что я совершил(а) в прошлом, намеренно или нет, словом, действием или помыслом, причинившим тебе боль. Пожалуйста, прости меня. Будь счастлив(а), свободен(на) и весел(а). Да откроемся мы друг друг)7 сердцем и разумением, чтобы нам встретиться в любви и понимании на нашем пути к собственной цельности». Представьте себе, что это послание получено и принято, почувствуйте, как началось исцеление ваших отношений. Пусть затем образ этого человека растворится в пространстве.

После этого представьте перед собой кого-нибудь, к кому вы испытываете сильную антипатию или негативные эмоции. Так искренне, насколько это для вас возможно, отправьте из своего сердца в сердце этого человека послание: «Всем своим сердцем прощаю тебе все то, что ты сделал(а), намеренно или ненамеренно, причинив мне тем самым боль. Я прощаю тебе дела, слова и помыслы, которые произошли різ твоей боли, твоего неразумения, твоей бесчувственности, твоего страха. Прощаю тебя и прошу о прощении. Прости мне то, что я намеренно или ненамеренно совершил(а) и что закрыло мое сердце от тебя. Прошу тебя простить мне причиненные тебе страдания. Да будешь ты счастлив(а). Да будешь ты свободен (свободна) от неразумения и страданий. Да откроемся мы друг другу сердцем, чтобы нам встретиться в любви и понимании на нашем пути к собственной цельности». Представьте себе, что это послание получено и принято, почувствуйте, как началось исцеление ваших отношений. Пусть затем образ этого человека растворится в пространстве.

Теперь подумайте о том множестве людей, от которых закрылось ваше сердце. Вспомните, как вы себя чувствовали и что вы делали, когда эти люди оскорбляли вас, говорили с вами грубо, заняли «ваше» место на автостоянке, столпились в очереди, не давая вам занять ваше место, и так ad infinitum...' Подумайте о том, скольким людям вы причинили боль

* «До бесконечности» — в переводе с лат.

вашими собственными сознательными или бессознательными поступками, словами, мыслями. Сколько раз вы оскорбляли, создавали толкотню, говорили грубо? Представьте себе всех этих людей стоящими перед вами. Отправьте из своего сердца в сердца этих людей послание: «Прощаю вам все, что вы сделали, намеренно или нет, что причинило мне страдание. Прощаю вас, и прошу вас о прощении. Простите мне то, что я совсршил(а) намеренно или ист, причинив вам боль. Да станем мы, я и все вы, подвижниками счастья в нашей жизни. Да перерастем мы и переменим все, что причиняет нам страдания. Да придем мы все к радости подлинного понимания и осознания наших взаимоотношений. Да откроем мы друг другу сердца и встретимся в гармонии».

Повторяйте эту рефлексивную медитацию настолько часто, насколько сочтете нужным. В завершение представьте настолько живо и искренне, насколько возможно, что вы освободили себя от всякого чувства вины и от всяких обвинений в адрес других; почувствуйте это. В настоящий момент позвольте себе чувствовать прощение и терпеливое принятие всех ваших прошлых действий.

Медитация любви и доброты

 

Любовь есть пламя, которое, стоит ему только зажечься,

сжигает все> оставляя лишь тайну и путь.

Руми

 

Есть еще одна очень простая, но довольно эффективная практика, которую можно применять в повседневной жизни, чтобы вдохнуть новую жизнь в связи с миром на глубинном уровне. Это практика любви из света. Нам особенно правится выполнять ее в начале или в конце дня, отмечая таким образом хорошо проделанную работу, какие-то счастливые моменты, чтобы волны от нашего счастья безгранично распространялись по всему сообществу живых существ, частью которого мы являемся. Суть этой рефлексивной медитации-молитвы заключается во взращивании в себе любви и доброты посредством пожелания, чтобы и мы, и все существа обрели счастье и благополучие. На санскрите любовь-доброта называется словом «маитри», что часто переводят как «безусловное дружелюбие». Вот эта практика.

Для начала улыбнитесь себе ласковой улыбкой, в которой сочетаются приятие и участие, коснитесь ею своего сердца. Удерживая искреннее желание принести себе и окружающим пользу, проделайте несколько циклов глубокого дыхания, расслабьте тело, направьте осознание на центр груди, в область сердца. Дышите естественным образом, мягко и осознанно, позвольте области вокруг сердца открыться и смягчиться от движения вашего дыхания, протекающего сквозь него. Обратите внимание на ощущение тепла или еле заметного покалывания, локализованного к конкретной области — области сосредоточения спокойной осознанности.

В этой практике, известной под названием «мета», концентрация внимания сначала сосредотачивается на себе — и мы распознаем в глубине собственного существа, несмотря на то, что мы все еще склонны к нездоровому поведению и подвержены ментальным иллюзиям и искажениям, находится чистая, незамутненная сущность. В нас содержится бездонный потенциал мудрости и сострадания, и одно только наше желание благополучия и счастья, одно только наше желание освободиться от страданий может расцениваться как проявление нашей Подлинной природы. Пусть же она раскроется и проявит свою полноту.

С этой точки зрения работайте над своими стремлениями и пожеланиями со следующей молитвой:

Да освобожусь я от ментальных искажений, от гнева, от цеп- ляния, от неразумия. Да освобожусь я от умственных и физических страданий, возникающих из этих искажений. И да смогу я узнавать и воспитывать в себе другие качества — любовь-доброту, сострадание, мудрость и терпение — все свойства целостности, сколько их ни есть во мне. Ради благополучия моего и всех остальных, пусть эти качества взойдут и расцветут. И да испытаю я чудесное чувство благости и целостности жизненного пути от глубочайшего сострадания и высочайшего прозрения. Да буду я счастлив и здоров на этом пути. Да исчезнут мои страхи и печали. Да обрету я радость, незамутненную тревогой, идущую от собственного моего сердца.

Удерживая чувство этого намерения и желание благополучия в сердце и уме, повторяйте мысленно следующие слова, сначала несколько раз — для себя, а потом — последовательно распространите радиус действия своей любви-доброты на более широкие круги. Глубоко прочувствуйте смысл этих слов и осознайте вызываемое ими в вас чувство.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.