Роль зрения при игре в баскетбол — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Роль зрения при игре в баскетбол

2021-04-19 111
Роль зрения при игре в баскетбол 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Среди большого арсенала современных средств физической культуры и спорта игра в баскетбол занимает одно из ведущих направлений и пользуется большой популярностью.

Для того чтобы добиться высоких показателей результативности, техники игры, а так же повышения мастерства - важную роль играют: деятельность мозга при игре в баскетбол, возраст и управление произвольными движениями, двигательные навыки, развитие умственной работоспособности, деятельность всех органов и систем человеческого организма. Немаловажную роль в этом играют сенсорные системы, а в частности зрительная сенсорная система. К 13-14 годам зрительная сенсорная система практически приближается к уровню взрослого человека. Занятия баскетболом способствуют, увеличению функциональных характеристик зрительного анализатора: поля зрения, остроты зрения, глубинного зрения и пропускной способности зрительного анализатора [4, 14, 16].

Они оказываются особенно резко увеличенными, когда спортсмены находятся в спортивной обстановке, после проведения разминки. Рядом авторов были проведены экспериментальные работы, доказывающие влияние игры в баскетбол на развитие периферического поля зрения у спортсменов. Однако объективных данных о взаимосвязи освоения технических приемов и тактического мышления с величиной периферического поля зрения, в литературе мы не встретили, кроме упоминаний о возможности его развития у баскетболистов. Поэтому нас заинтересовал вопрос повышения квалификации баскетболистов с развитием этого качества в процессе целенаправленной тренировочной деятельности. Актуальность проблемы обуславливает необходимость проведения научных исследований в этом направлении.

В связи с этим целью работы являлось обоснование взаимосвязи поля зрения с уровнем технико-тактической подготовленности юных баскетболистов 13-14 лет.

Объект исследования - значение развития периферического зрения у юных баскетболистов 13-14 лет в процессе занятий баскетболом.

Предмет исследования - развитие периферического зрения у баскетболистов 13-14 лет в процессе учебно-тренировочной деятельности.

Рабочая гипотеза. При постановке исследования предполагалось, что развитие поля зрения у мальчиков 13-14 лет в процессе целенаправленной тренировочной деятельности позволит улучшить технико-тактическую подготовленность занимающихся в секции баскетбола.

Практическая значимость работы. Выполненные исследования позволят повысить технико-тактическую подготовленность детей на начальном этапе подготовки, расширить арсенал технических приёмов и тактических взаимодействий, быстро оценивать правильную обстановку на площадке и выбирать наиболее рациональный способ взаимодействия с игроками в защите и нападении.

 


Глава 1. СОСОЯНИЕ ВОПРОСА

 

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования

 

Задачи исследования

 

Для решения поставленной цели исследования, предстояло решить следующие задачи:

1. Определить развитие поля зрения у юных баскетболистов в 13-14 лет

2. Определить взаимосвязь поля зрения с тактическим мышлением во время игры

Методы исследования

 

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы

2. Тестирование

3. Хронометрирование

4. Метод математической статистики

Анализ научно-методической литературы

Для изучения исследуемой проблемы в теории и практике баскетбола, было проанализировано, обобщено 27 отечественных источников. Изучение литературных данных позволило получить представление о современном состоянии вопроса по исследованной проблеме, определить цель и задачи исследования, изучить педагогический опыт ведущих баскетбольных специалистов.

Тестирование

Тестирование проводилось для выяснения взаимосвязи между объективными показателями измерения поля зрения с техникой выполнения некоторых технических приемов. Был проведен приём контрольного норматива у занимающихся. Для этого бралось 22-е цифры (11 красного цвета и 11 - синего) и развешивались на стене, расстояние между цифрами 1,5-2 метра.

Расставлялось семь фишек по прямой линии, расстояние между ними два метра, а расстояние от контрольной отметки до цифр пять метров. Расстояние от начала ведения и броска, т.е. контрольной отметки 16 метров, расстояние от начала ведения и самими цифрами 20 метров. Одному из занимающихся даётся мяч, по сигналу он начинает ведение между фишками, обводя, их справа и слева (ведение правой и левой руками). Пробегая предпоследнюю фишку, называется цифра, по цвету он должен от контрольной отметки попасть в неё. Время от начала ведения и попадания в стенку или цифру фиксируется. Здесь должно учитываться одно обстоятельство, занимающийся до выполнения контрольного норматива не должен знать расположение цифр на стене, иначе смысл выполнения этого упражнения теряется, и результаты будут не объективными. Так же должны учитываться попадания в цифру, чтобы игрок наиболее быстро и успешно выполнил норматив, нужно, вести мяч без зрительного контроля, всё время, глядя на цифру, видя их не только в центре, но и по бокам (центральным периферическим зрением) [9, 12].

Хронометрирование

Хронометраж осуществлялся во время игры. При этом учитывались следующие параметры игры:

1. Потери мяча.

2. Своевременность передачи.

3. Несвоевременность передачи.

4. Выбор правильной позиции для броска.

5. Неправильная позиция для броска.

Запись игры производилась в сентябре и марте среди юношей 1993 - 1994 г.р. Данные заносились в протокол игры.

Метод математической обработки полученных результатов

Обработка полученных в ходе исследования данных была проведена с помощью методов математической статистики и применения вычислительной техники. Для упрощения расчета были использованы стандартные встроенные функции математической статистики электронных таблиц Excel, программ в среде программирования Basik, позволяющие после набора выборки результатов тестирования получать параметры статистической оценки: средние показатели, достоверность различия средних величин, рассчитанных по критерию Стьюдента.

 

Организация исследования

 

Исследование проводилось на базе ДЮСШ «Десна» по баскетболу г. Брянска с мальчиками 13-14 лет.

Исследование проходило в три этапа:

На первом этапе исследования осуществлялся анализ научно-методической литературы, уточнялись задачи исследования, подбирался, и апробировался контрольный норматив.

На втором этапе исследования проводили тестирование юных баскетболистов, составлялись упражнения, направленные на развитие поля зрения, проводили хронометраж игры.

На третьем этапе обрабатывали и анализировали полученные результаты исследования, выявляли взаимосвязь между развитием поля зрения и подготовленностью юных баскетболистов. Составляли выводы.

 


ВЫВОДЫ

 

6. Величина периферического зрения изменяется с возрастом, но незначительно (за время исследования результат контрольного норматива улучшился на 2,8 сек; количество попаданий на 8%). Индивидуальные исходные показатели контрольного норматива, характеризующего развитие периферического зрения, выше у мальчиков посещающих секционные занятия второй и третий года тренировочных занятий баскетболом.

7. Установлено, что существует прямая взаимосвязь качества выполнения некоторых технических приёмов и тактического мышления баскетболистов от величины периферического поля зрения (tpac > tKp). Наибольший прирост результатов отмечен у мальчиков имеющих самые низкие показатели при первичном тестировании.

3. Установлено, что после освоения основных технических приёмов игры необходимо очень большое внимание уделять развитию поля зрения, правильной оценки обстановки, выбору наиболее, выгодной позиции.

. Установлено, что после освоения основных технических приёмов игры необходимо очень большое внимание уделять развитию поля зрения, правильной оценки обстановки, выбору наиболее, выгодной позиции.

Правильное и своевременное выполнение того или иного технического приема тесно связано с развитой способностью точно оценивать расстояние между движущимися игроками, мячом. От своевременного и точного определения расстояния зависит правильный выход игрока к мячу; от точного определения расстояния до партнера по команде, до кольца зависят точность, направление и траектория передачи мяча. Мастерство баскетболистов во многом определяется точностью глазомера (глубинного зрения).

У баскетболистов, выполняющих различные игровые функции в команде, точность глазомера различна. У связующих она значительно выше, чем у нападающих. Точность глубинного зрения при восприятии удаляющегося мяча (т.е. в момент передачи) у них более чем в два раза выше, чем у нападающих.

Развитие периферического зрения меняется в зависимости от амплуа игроков.

Наилучшим периферическим и глубинным зрением обладают разыгрывающие защитники, так как для игроков этого амплуа характерно абсолютно свободное владение мячом, большая скорость, ловкость в проходе к кольцу.

Центровой игрок обладает наименее развитым периферическим зрением, в отличие от остальных позиций, основная задача данного игрока - игра под кольцом, подбор мяча.

Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Эти особенности способствуют воспитанию настойчивости, решительности и целеустремленности.

Разнообразное чередование движений и действий, часто изменяющихся по интенсивности и продолжительности, оказывает общее комплексное воздействие на организм занимающихся. Занятия баскетболом способствуют развитию основных физических качеств, периферического и глубинного зрения.


 

Практические рекомендации

 

Для развития точности глазомера и периферического зрения в тренировках необходимо как можно больше варьировать дистанции при передачах, подачах, различных бросках, нападающих ударах и т.д.

Использовать различные передачи на разное расстояние, броски при схождении и расхождении волейболистов, подачи мяча в цель различными способами и с различного расстояния, нападающие удары по сигналу тренера в различные зоны площадки, броски теннисного мяча с различной силой и с различного расстояния в цель [28, 29].

Спортсмен должен приучать себя постоянно следить за малейшими изменениями дистанции. Необходимы и упражнения с различными приспособлениями для фиксации определенной траектории полета мяча. Для этого хорошо использовать игры в теннис, футбол, баскетбол, упражнения при приеме мяча с подачи, нападающего удара или двустороннюю игру с закрытой сеткой и т.д., а также такие упражнения, как ведение, перебрасывание и ловля мяча в парах, тройках, четверках с поочередным контролем периферического зрения то мяча, то партнера; броски или передача мяча в баскетбольное кольцо, контролируя действия только периферическим зрением; различные передачи мяча в парах, тройках в движении между расставленными на площадке в беспорядке различными предметами (скамейками, набивными мячами и т.п.).

Групповые упражнения в передачах - смотреть на одного партнера, а передачу делать другому. Во время передач или нападающих ударов контролировать мяч то центральным, то периферическим зрением. Упражнения в парах, тройках, двумя, тремя мячами со смещением вправо, влево, вперед, назад и т.п.

В тренировочном процессе должно специально отводиться время для развития вестибулярной устойчивости. Для этого необходимо использовать сложно-координированные виды упражнений, требующие при выполнении большой активности занимающихся с противодействием неприятных субъективных ощущений, различные виды акробатических и гимнастических упражнений, прыжки на батуте, прыжки в глубину (1,7-2,5 м), различные вращательные движения, всевозможные ускорения, резкие изменения направления бега, мгновенные остановки, прыжки в воду, борьбу и т.д.

Однако наибольшее воздействие оказывают упражнения, которые входят в тот или иной технический прием, например выполнение передачи, после кувырка, вращательного движения, после резкого ускорения (вперед, назад, вправо, влево) и т.п. [31, 33].

 


 

Список литературы

 

1. Анискина, С.Н. Методика обучения технике игры в баскетбол. - М.: Физкультура и спорт, 1995. - 205 с., ил.

2. Баскетбол. Учебник для институтов физической культуры / Под ред. Ю.М. Портнова. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 288 с.

3. Бубе Х., Фек Г., Шгюблек Х., Трогш Ф. Тесты в спортивной практике. - М.: Ф и С. 1988 - 211 с.

4. Гомельский, А.Я. Баскетбол. Секреты мастера - М.: Агенство «ФАИР», 1997. - 224 с.

5. Гомельский, А.Л. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 201 с.

6. Грасис. А.М. Специальные упражнения баскетболиста. - М.: Физкультура и спорт, 1995. - 112 с.

.   Данилов В.А. Повышения эффективности игровых действий в баскетболе.: Автор диссертации доктора педагогических наук-М.1996. - 43 с.

8. Джон Р. Вуден. Современный баскетбол. - М: Физкультура и спорт, 1987. - 256 с.

9. Донченко П.И. Баскетбол юным. - Ташкент,2009.

.   Дъячков В.М. Совершенствования технического мастерства спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 35 с.

11. Ершова Е.П. Информативная ценность показателей подготовленности юных баскетболистов. - М.: Теория и практика физической культуры, 1983, № 3. - 33 с.

12. Журнал Теория и практика физической культуры, № 4, 2000; № 1 - 12, 1993 - 1999.

.   Журнал Физкультура и спорт, № 1 - 12, 1993 - 1999; № 1 - 6, 2000; № 1 - 5, 2001.

.   Журнал Физкультура и спорт. О. В. Жбанков // Развитие прыгучести у юных баскетболистов, № 3, 1995.

.   Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 520 с, ил.

.   Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2000.

.   Зельдович Т.А. Подготовка юных баскетболистов. - М.: Физкультура и спорт, 2004.

.   Зинин А.В. Детский баскетбол. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 183 с, ил.

19. Зимкин Н.В. Физиология человека. - М.: Физкультура и спорт, 2004.

20. Колос В.М. Баскетбол: теория и практика. - Минск: «Полымя», 1999. - 167 с.

.   Коузи Б., Пауэр Ф. Баскетбол: концепция и анализ. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 272 с.

22. Корженевский А.Н., Квашук П.В. Особенности адаптаций детей к физическим нагрузкам // Теория и практика физической культуры. - 1993. - №5 - 6. - с.18 - 24.

23. Клименко В.В. Психомоторные способности юного спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2005.

.   Кудряшов В.А., Мирошникова Р.В. Технические приемы игры в баскетбол. - Волгоград, 2004. - 35 с.

.   Кузин В.В., Полиевский С.А., Баскетбол. Начальный этап обучения, - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 133 с.

.   Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. - Казань, 2000. - 76 с.

27. Линберг, Ф. Баскетбол: игра и обучение. - М.: Физкультура и спорт, 2001.

28. Лысенко В.В., Михайлина Т.М., Долгова В.А., Жиленко В.А. Практикум по спортивной метрологии/ Учебное пособие - Краснодар: КГАФК, 1997. - 179 с.

29. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

.   Мирошникова Р.В., Потапова Н.М., Кудряшов В.А. Начальное обучение баскетболу. - Волгоград, 1994. - 35 с.

.   Никитушкин В.Г., Губа, В.П. Методы отбора в игровые виды спорта. - М., ИКА, 1998. - 288 с.

.   Обучение технике игры в баскетбол / Методические рекомендаций для студентов ИФК. сост. Ермаков В.А. - Тула 1992. - 25 с.

.   Портнов Ю.М., Костикова Л.В. Основы подготовки квалифицированных баскетболистов. - М., 2008.

.   Пинхолестер Г. Энциклопедия баскетбольных упражнений. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 36 с.

.       

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Динамика развития поля зрения у мальчиков 13-14 лет занимающихся баскетболом

Ф.И.О. Год рождения

Результ. Контр. Норм.

Абсолютный прирост

Фиксация попаданий

      Сент Март   Сент Март
1. Заводцов С. 1993 13,60 11,54 2,06 - +
2. Зубков Б. 1994 12,91 10,76 2,15 + +
3. Гаврилов Н. 1993 13,26 11,00 2,26 - +
4. Жмакин А. 1994 15,10 12,51 2,59 + +
5. Абашин Я. 1994 11,16 9,13 2,03 + -
6. Кардаш Е. 1994 15,02 12,24 2,78 - +
7. Селенский М. 1993 13,81 11,19 2,62 + +
8. Алексютин А. 1994 11,42 12,84 -1,42 + -
9. Богданов И. 1993 14,75 12,58 2,12 + -
10 Сорокин О. 1993 13,76 9,14 4,62 + +
11 Гапеенко Ю. 1993 14,70 12,58 2,12 + -
12 Васин О. 1993 14,44 11,28 3,16 + +
13 Азаров И. 1994 15,78 9,81 5,97 + +
14 Усубов Ю. 1993 14,33 10,38 3,95 - +t

 


 

Приложение 2

 

Оценка игровой деятельности юных баскетболистов в процессе двусторонней игры

Ф.И.О. Номер Игрока

Потери мяча

Несвоевр. Передача

Своевр. Передача

Выбор правил. Позиции для броска

Выбор не правил. Позиц для броска

      Сент Март Сент Март Сент Март Сент Март Сент Март
1. Заводцов С. 4 4 3 7 4 6 6 5 7 7 6
2. Зубков Б. 5 3 2 5 2 8 3 9 9 6 5
3. Гаврилов Н. 10 5 5 6 7 6 9 6 6 8 7
4. Абашин Я. 12 10 2 10 1 4 2 3 12 7 6
5. Селенский М. 8 7 2 7 1 3 0 8 14 6 8
6. Алексютин А. 7 4 1 6 2 5 3 10 7 7 6
7. Сорокин О. 15 7 5 7 5 4 6 5 6 6 5
8. Гапеенко Ю. 11 5 5 6 4 7 12 4 8 4 4
9. Васин О. 13 3 6 4 9 11 7 5 4 2 10
10 Азаров И. 9 4 3 5 4 5 8 4 6 5 4

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Характеристика программы тренировочных занятий с детьми исследуемого возраста.

Упражнения на развитие периферического поля зрения [2, 9, 10, 12]. Упражнения в ведении с последующей передачей мяча по зрительному сигналу.

. Упражнения типа «в парах». (рис.4-а, б, в, г).

А) (общеразвивающие упражнения - один ведет, другой выполняет общеразвивающие упражнения, затем подает сигнал и ему следует передача).

 

 

б) (занимающиеся разбиваются в четыре колонны и выполняют общеразвивающие упражнения, два игрока ведут мяч, один из занимающихся 1-ой или 2-ой колонны подает сигнал, ему следует же сразу передача, ведущие мяч должны смотреть на всех, выполняющих упражнения. Упражнения выполняются с двумя, тремя и затем с четырьмя мячами).

В) (Игрок ведёт мяч, смотрит на кольцо и на своего партнёра, как только игрок 2 войдет в зону, ему следует передача).

 

 

г) (Игрок I ведёт мяч, смотрит на кольцо, выполняет бросок, когда игрок 2 поднимает руку).

Упражнения выполняются в парах, на каждую пару мяч, игроки с мячом выполняют ведение без зрительного контроля, его партнёр произвольно двигается по площадке. Ведущий выполняет ему передачу по зрительному сигналу тренера, для этого он должен видеть партнёра и зрительный сигнал. 2. Упражнения типа «в тройках». (Рис.5-а, б).

а) (3-ий игрок ведёт мяч, смотрит на щит, передает мяч игроку I или игроку 2 - кто первым поднимет руку).

 

 

б) (Передачи мяча игроку I - он должен видеть всех троих, передаёт мяч из троих любому игроку, но не два и не три мяча сразу).

. Упражнения «в круге». (Рис.6-а, б). а) (игрок 1 водит в кругу, защитники мешают ему выйти из круга, чтобы выйти от туда, должен видеть круг, защитников).

 


 

б)

 

(Упражнение то же, но с передачей мяча из круга с сопротивление: защитников, по зрительному сигналу стоящего за кругом).

. Упражнение типа контрольного норматива (то, что применялось ранее).

. Игроки находятся в колонне, затем располагаются свободно. Ведущему мяч или получившему мяч назначают номер игрока, которому он должен передать мяч (игроки сначала стоят на месте, потом двигаются в определённой площади, по всей площади, на конце бегут в отрыв, то после подбора мяча от щита). Игрок до передачи должен оценить обстановку.

. Упражнения с атакой кольца. (Рис.7 - а).

 

а) (1-ый передаёт мяч освободившемуся игроку от защитника)

 

б) (Упражнение тоже, но после передач между игроками 1 и 1 а сначала на месте, затем в движении)

. Выполняются общеразвивающие упражнения: (По зрительному сигналу догнать соседа слева или справа (по заданию). Зрительным сигналом может быть поднятая рука, мяч, действия одного игрока, действия нападающего и защитника).

. Игроки передают мяч друг другу в парах, по зрительному сигналу тренера они должны выполнить определенное задание (убежать, перейти на ведение и т.д.)

9. Упражнения на реализацию численного превосходства двое против одного, трое против двоих, четверо против троих.

10. Игра на один щит размером 2x2, 3 x 3 - проход, скидка, своевременность оценки игровой обстановки, выбор правильногоспособа действия (запись и разбор). Всё это в игровой обстановке.

Условные обозначения в схемах:

• - игрок с мячом ведение мяча

О - игрок без мяча передача мяча

X - защитник движение игрока

 


 

ДОКЛАД

 

Тема нашей дипломной работы:

«Значение периферического зрения в учебно-тренировочном процессе баскетболистов в зависимости от амплуа игроков»

Среди большого арсенала современных средств физической культуры и спорта игра в баскетбол занимает одно из ведущих направлений и пользуется большой популярностью.

Для того чтобы добиться высоких показателей результативности, техники игры, а так же повышения мастерства - важную роль играют: деятельность мозга при игре в баскетбол, возраст и управление произвольными движениями, двигательные навыки, развитие умственной работоспособности, деятельность всех органов и систем человеческого организма. Немалобаскетбол на развитие периферического поля зрения у спортсменов. Однако объективных данных о взаимосвязи освоения технических приемов и тактического мышления с величиной поля зрения, в литературе мы не встретили, кроме упоминаний о возможности его развития у баскетболистов. Поэтому нас заинтересовал вопрос повышения квалификации баскетболистов с развитием этого качества в процессе целенаправленной тренировочной деятельности. Актуальность проблемы обуславливает необходимость проведения научных исследований в этом направлении.

В связи с этим целью работы являлось обоснование взаимосвязи поля зрения с уровнем технико-тактической подготовленности юных баскетболистов 13-14 лет.

Для решения поставленной цели исследования, предстояло решить следующие задачи:

1. Определить развитие поля зрения у юных баскетболистов в 13 - 14 лет.

2. Определить взаимосвязь поля зрения с тактическим мышлением во время игры.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Тестирование.

.   Хронометрирование.

.   Метод математической статистики.

Исследование проводилось на базе ДЮСШ «Десна» по баскетболу г. Брянска с мальчиками 13-14 лет.

В ходе исследования установлено, что с предложенным контрольным нормативом справились все мальчики. Средний результат по группе испытуемых до начала эксперимента составил 13,56 сек., результативность показаний зафиксирована 72%. После изменения содержания учебно-тренировочных занятий (включения в тренировку специальных упражнений) было проведено повторное педагогическое тестирование. Установлено, что средний результат контрольного норматива улучшился на 2,8 с и составил 11,06 сек.

В результате проведенного исследования мы получили следующее:

1. Величина поля зрения изменяется с возрастом, но незначительно (за время исследования результат контрольного норматива улучшился на 2,8 секунды; количество попаданий на 8%). Индивидуальные исходные показатели контрольного норматива, характеризующего развитие периферического зрения, выше у мальчиков посещающих секционные занятия второй и третий года тренировочных занятий баскетболом.

2. Установлено, что существует прямая взаимосвязь качества выполнения некоторых технических приёмов и тактического мышления баскетболистов от величины периферического поля зрения (tpac>tKp). Наибольший прирост результатов отмечен у мальчиков имеющих самые низкие показатели при первичном тестировании.

3. Установлено, что после освоения основных технических приёмов игры необходимо очень большое внимание уделять развитию поля зрения, правильной оценки обстановки, выбору наиболее, выгодной позиции.

4. По данным исследования выявлено, что на втором году обучения, тренерам необходимо больше уделять внимание ведению мяча без зрительного контроля с последующей передачей мяча по сигналу, т.к. это дальнейшая основа тактического мышления.

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Среди большого арсенала современных средств физической культуры и спорта игра в баскетбол занимает одно из ведущих направлений и пользуется большой популярностью.

Для того чтобы добиться высоких показателей результативности, техники игры, а так же повышения мастерства - важную роль играют: деятельность мозга при игре в баскетбол, возраст и управление произвольными движениями, двигательные навыки, развитие умственной работоспособности, деятельность всех органов и систем человеческого организма. Немаловажную роль в этом играют сенсорные системы, а в частности зрительная сенсорная система. К 13-14 годам зрительная сенсорная система практически приближается к уровню взрослого человека. Занятия баскетболом способствуют, увеличению функциональных характеристик зрительного анализатора: поля зрения, остроты зрения, глубинного зрения и пропускной способности зрительного анализатора [4, 14, 16].

Они оказываются особенно резко увеличенными, когда спортсмены находятся в спортивной обстановке, после проведения разминки. Рядом авторов были проведены экспериментальные работы, доказывающие влияние игры в баскетбол на развитие периферического поля зрения у спортсменов. Однако объективных данных о взаимосвязи освоения технических приемов и тактического мышления с величиной периферического поля зрения, в литературе мы не встретили, кроме упоминаний о возможности его развития у баскетболистов. Поэтому нас заинтересовал вопрос повышения квалификации баскетболистов с развитием этого качества в процессе целенаправленной тренировочной деятельности. Актуальность проблемы обуславливает необходимость проведения научных исследований в этом направлении.

В связи с этим целью работы являлось обоснование взаимосвязи поля зрения с уровнем технико-тактической подготовленности юных баскетболистов 13-14 лет.

Объект исследования - значение развития периферического зрения у юных баскетболистов 13-14 лет в процессе занятий баскетболом.

Предмет исследования - развитие периферического зрения у баскетболистов 13-14 лет в процессе учебно-тренировочной деятельности.

Рабочая гипотеза. При постановке исследования предполагалось, что развитие поля зрения у мальчиков 13-14 лет в процессе целенаправленной тренировочной деятельности позволит улучшить технико-тактическую подготовленность занимающихся в секции баскетбола.

Практическая значимость работы. Выполненные исследования позволят повысить технико-тактическую подготовленность детей на начальном этапе подготовки, расширить арсенал технических приёмов и тактических взаимодействий, быстро оценивать правильную обстановку на площадке и выбирать наиболее рациональный способ взаимодействия с игроками в защите и нападении.

 


Глава 1. СОСОЯНИЕ ВОПРОСА

 

Роль зрения при игре в баскетбол

 

Известно, что подавляющее количество информации о внешнем мире (до 80-90%) человек воспринимает благодаря зрению. При этом глаз не просто «перерисовывает» в мозгу полученное извне изображение. По зрительным каналам передаётся в высшие отделы мозга лишь самое необходимое, самое значительное для человека в данный момент. Это очень облегчает сбор информации и зрительную ориентировку в пространстве. По мере приобретения опыта мозг может воспринимать не все детали окружающего мира, а сразу целые, обобщённые образы, что ускоряет обработку зрительных впечатлений [4, 14, 15].

У детей 13-14 лет заканчивается созревание зрительной системы. К этому времени высшие отделы мозга способны выделять и анализировать необходимые сведения из общего потока зрительной информации. В баскетболе, где спортсмену постоянно нужно зорко следить за передвижениями игроков и мяча, роль зрения особенно велика. В процессе многолетней тренировки именно в зрительной функции происходят наибольшие изменения. Глаз игрока видит большую часть пространства, чем глаз нетренированного человека. Это облегчает ориентировку игроков на поле, улучшает их взаимодействие, повышает эффективность технических и тактических действий. Когда изучали влияние слуха, зрения и кожной чувствительности на эффективность выполнения бросков в прыжках, то оказалось, что наибольшее ухудшение вызвало ограничение бокового зрения. При утомлении у игрока зрение ухудшается, и это снижает результативность его действий. Для точного выполнения различных приёмов, особенно бросков, очень важна способность зрения, оценивать удалённость предметов в пространстве. По этой способности, объему воспринимаемого пространства и остроте зрения баскетболисты занимают одно из первых мест среди спортсменов других видов спорта. При этом следует учесть, что чем больше в упражнениях используются зрительные сигналы, тем больше совершенствуется зрительный аппарат баскетболиста. Особенно важно влияние баскетбола на внутренние мышцы глаза, от которых зависит приспособление глаза видеть на различных расстояниях. Занятия баскетболом тренируют внутренние мышцы глаза, и поэтому являются средством предупреждения и лечения близорукости у подростков. Точность в баскетболе зависит так же от сочетания движений глаз и рук. Если движения глаз опережают движения рук, то достигается высокая точность. Перед броском, например, подросток должен сосредоточить взгляд на кольце, иначе мяч не попадёт в него. Оказалось, что если при утомлении движение глаз запаздывает и произойдёт одновременно или даже позднее движения рук, то бросок будет не точным. При рассматривании предмета, оба глаза наводятся на него. От точности этой наводки зависит четкость изображения, что обеспечивает высокую эффективность выполняемых движений. У баскетболистов такое идеальное согласие встречается гораздо чаще, чем у лиц не занимающихся систематической тренировкой. В конце соревнований или тренировочных занятий согласованность движений глаз может временно ухудшаться. Эти явления больше выражены у менее квалифицированных и более молодых баскетболистов [2, 7, 16].

Баскетбол привлекает своей зрелищностью, обилием разнообразных технико-тактических приемов, эмоциональностью, воздушностью, динамичностью, одновременно коллективизмом и индивидуализмом и к тому же является, по моему мнению, и многих специалистов, самым эффективным средством для всестороннего физического развития.

Популярность баскетбола и широкое его применение в системе физического воспитания обуславливаются, прежде всего, экономической доступностью игры, высокой эмоциональностью, большим зрелищным эффектом, комплексным воздействием на организм и воспитание молодежи.

В основе баскетбола лежат естественные движения - бег, прыжки, броски, передачи. Им легко обучать детей, подростков и взрослых. Поэтому баскетбол входит в программу воспитания и обучения детей, начиная с детских садов, а игры с мячами - с двухлетнего возраста.

Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Эти особенности способствуют воспитанию настойчивости, решительности и целеустремленности.

Разнообразное чередование движений и действий, часто изменяющихся по интенсивности и продолжительности, оказывает общее комплексное воздействие на организм занимающихся. Занятия баскетболом способствуют развитию основных физических качеств.

Формированию различных двигательных навыков и укреплению внутренних органов [1, 9].

Игровая обстановка меняется очень быстро и создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают игроков постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой ситуации. Непрерывное наблюдение за процессом игры помогает развитие способностей к широкому распределению и концентрации внимания, к пространственной и временной ориентации.

Соревновательный характер игры, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывает у спортсменов проявление разнообразных чувств и переживаний, влияющих на их деятельность. Высокий эмоциональный уровень способствует поддерживанию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности баскетбола создают благоприятные условия для воспитания у баскетболистов, умения управлять эмоциями, не терять контроля над своими действиями.

Каждый игрок на протяжении встречи, учитывая изменяющуюся игровую обстановку, не только самостоятельно определяет, какие действия ему необходимо выполнять, но и решает, когда и каким способом ему действовать. Это важно для воспитание у занимающихся творческой инициативы. В общем, не следует забывать о том, что из всех командных видов спорта баскетбол более других предрасположен к тому, чтобы выставлять на показ индивидуальные способности и дриблинг, а также, порою, в одиночку решать исход того или иного матча.

Правила игры предусматривают этичн


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.143 с.