Значение развития периферического зрения у баскетболистов — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Значение развития периферического зрения у баскетболистов

2021-04-19 153
Значение развития периферического зрения у баскетболистов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Занятия баскетболом способствуют значительному расширению границ периферического зрения, что оказывает положительное влияние на быстроту и точность зрительного восприятия. Доказано, что при постоянных занятиях баскетболом чувствительность зрительного анализатора к восприятию световых импульсов сразу после матча увеличивается в среднем на 40%.

Измерения, проводимые у баскетболистов в состоянии спортивной формы и в состоянии натренированности, показывают, что в состоянии натренированности периферическое зрение сужается. Такое сужение объема поля зрения значительно снижает поток информации. А значит, игровой потенциал баскетболиста только из-за уменьшения периферического зрения снижается на 25-30%. Иными словами, это приводит к обеднению как индивидуальных, так и командных тактических действий - спортсмен хуже ориентируется, замечает меньше выгодных положений для продолжения атаки, совершает больше ошибок и т.д. Для восстановления таких потерь необходимо 2-4 месяца систематической тренировки [15].

Опыты с выключением периферического зрения во время игровых действий показывают, что у спортсменов резко ухудшается ощущение направления движений и равновесия, нарушается координация, возникают дополнительные мышечные напряжения, значительно замедляется переход от одних действий к другим, ухудшается точность глазомера.

Технико-тактическая подготовка - это процесс овладения специальными двигательными навыками, развития тактического мышления, творческих способностей, периферического зрения.

Техника баскетбола включает в себя сложившуюся в процессе развития вида спорта совокупность приемов, способов и их разновидностей, позволяющих наиболее успешно решать конкретные задачи.

Под термином «техника» подразумевается система движений, сходных по структуре и направленных на решение примерно одной и той же игровой задачи.

Разнообразие условий, в которых применяется тот или иной приём, стимулирует формирование и совершенствование способов его выполнения. На разных этапах развития баскетбола изменялось и совершенствовалось количество приёмов, способы их выполнения, критерии оценки. На перестройку арсенала оказывали влияние изменения правил игры, обогащение её тактики, повышение уровня других видов подготовки игроков.

Техника спортсмена на каждом этапе развития - это наиболее эффективное, апробированное практикой средство, которое даёт возможность игроку в рамках правил успешно действовать в сложных ситуациях борьбы. Для того чтобы добиваться наилучших результатов в мгновенно складывающихся игровых положениях, баскетболист должен владеть всем богатством разнообразия технических приёмов, быстро и точно их выполнить [12, 13, 17].

Правильная начальная постановка техники, как и всесторонняя физическая подготовка - основа для достижения высоких спортивных результатов. Овладение техникой игры в основном заканчивается в юношеском возрасте. С переходом в команды взрослых спортсменов техника совершенствуется и расширяется на базе улучшения общей технической подготовки. Мастерство достигается путём систематического и планомерного изучения всего разнообразия техники.

В тренировочной работе с детьми 13-14 лет, необходимо придерживаться известной пословицы: «Повторение - мать учения». Все приёмы техники нужно повторять с ребятами на каждом занятии. Дело в том, что у юных баскетболистов навык непрочен. Стоит юному баскетболисту сделать перерыв в занятиях на 10-15 дней, как с ним придется начинать всё с начала.

Техника владением мячом включает в себя следующие приёмы техники: ловлю, передачу, ведение и броски мяча в кольцо.

Ловля - приём, с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия. Ловля мяча является и исходным положением для последующих передач, ведения и бросков. Поэтому структура движений должна обеспечивать чёткое и удобное выполнение последующих приёмов. Ещё не поймав мяч, игрок смотрит туда, куда и кому его потом отдавать. Это возможно благодаря периферическому зрению, так как центральное зрение должно быть направлено на мяч. Баскетболисту следует взять за правило - не ожидать мяча, стоя на месте, а обязательно выходить ему на встречу. Выбор определённого способа ловли мяча и его разновидности зависят от положения по отношению к летящему мячу, динамики передвижения игрока, высоты и скорости полёта мяча [17, 18].

Передача мяча - приём, с помощью которого игрок направляет мяч партнёру для продолжения атаки. Если игроки команды недостаточно хорошо освоят передачи мяча, то ни одна система игры, ни одна комбинация, ни одна атака не принесут им удачи. Именно в своевременной, точной и быстрой передаче мяча кроется успех баскетбольной команды. Умение правильно и точно передать мяч - основа чёткого, целенаправленного взаимодействия баскетболистов в игре. Передачи мяча, как бы объединяют партнёров, сплачивают пятерых игроков в единый ансамбль, создают командную игру.

Существует много различных способов передачи мяча. Применяют их в зависимости от той или иной игровой ситуации, расстояния, на которое нужно послать мяч, расположения или направления движения партнёра, характера и способов противодействия соперников.

Периферическое зрение, быстрота движения рук, точный расчёт и тактическое мышление - вот те качества, которые характеризуют баскетболистов, умеющих безошибочно передавать мячи.

Техника игры характеризуется отличным владением мяча, ведением мяча без зрительного контроля, различными кистевыми передачами, неожиданными бросками с точек, бросками в прыжке со средних дистанций. Все эти приёмы прочно вошли в технический арсенал наших баскетболистов. Стал применяться бросок в прыжке с отклонением туловища и скорострельный бросок в прыжке, т.е. сокращается время на подготовку к броску [6, 8, 11].

Всё чаще в современном баскетболе против активных форм защиты является применение заслонов на месте и в движении. Для борьбы с заслонами наиболее аффективными являются переключения, т.е. когда защитники обмениваются своими подопечными. Поэтому здесь от защитников требуется хорошее и полное взаимопонимание, отличная ориентировка за действиями на площадке, т.е. хорошее периферическое зрение. Часто приходится голосом предупреждать игроков о возникающей опасности. Обычно эту роль выполняет центровой игрок. Он вовремя предупреждает о том, что грозит опасность. Это предупреждение восстанавливает цельность защиты.

Разыгрывающий игрок является дирижёром команды. От него, как не от кого другого требуется особенно хорошо видеть поле. Овладеть всей современной техникой и тактикой игры в баскетбол невозможно без умения хорошо видеть площадку, правильно оценить обстановку, т.е. овладеть периферическим зрением. Баскетболисту необходимо развивать периферическое зрение. Игрок, который следит за мячом или только за своим противником, вдвое менее эффективен, чем баскетболист, в поле зрения которого одновременно два объекта. Разумеется, нужно практиковаться в выборе правильной позиции на площадке. Обучая своих воспитанников защитной стойке, тренер должен посоветовать или указывать, одной рукой на мяч, а другой - на опекаемого соперника. Нельзя отворачиваться от мяча даже при быстром прорыве противника, когда защищающиеся бегут обратно к своей корзине, они обязаны видеть, что делается позади. Поворот головы почти не замедлит бега, но зато облегчит перехват мяча. Баскетболисту в матче приходится следить и за мячом, и за партнёром, и за соперниками. Поэтому баскетболисту не достаточно обладать только центральным зрением, но и так же он должен обладать и хорошо развитым периферическим зрением [6, 11, 13].

Умение видеть поле осуществляется за счет бокового (периферического) зрения, которое в сочетании с технической подготовкой является основой тактического мастерства баскетболистов. По нашему мнению, тактически грамотный игрок должен обладать хорошо развитым периферическим зрением и высокой техникой игры: первое поможет игроку разобраться в игровой обстановке, какой бы сложной она ни была, и подскажет, что он должен делать в данный момент игры, а второе - позволит эти объективные наблюдения реализовать.

Вооружение баскетболиста большим количеством технических приёмов выдвигает важный вопрос о рациональном применении их на площадке в связи с конкретной ситуацией и игровыми функциями. Оценить правильную обстановку и выбрать наиболее рациональный способ действия при передачах и бросках мяча возможно лишь в том случае, когда в поле зрения игрока находится вся площадка и защитники. [11].

В нападении:

а) Действия игрока с мячом. Игрок с мячом, ведя атаку, должен смотреть на область штрафного броска щита соперника. Одновременно он должен периферическим зрением охватывать часть площадки по сторонам от себя. Это необходимо для правильной оценки ситуации. Исключение допустимо лиши для игрока, уже вошедшего с мячом в трёхсекундную зону. Отсюда обычно атаки завершаются, и поэтому взгляд нужно полностью сосредоточить на корзине. Вести мяч нужно без зрительного контроля, следя за действиями своих партнёров.

б) Действия игрока без мяча. Игрок без мяча должен следить за действиями партнера с мячом. При перемещениях он тоже поворачивает голову лицом в сторону, где находится мяч. Нельзя упускать из виду мяч в тот момент, когда ставятся заслоны при выходах на свободное место, или когда отрывается от соперника (защитника). Если партнёры овладеют мячом под своей корзиной, то игрок, стоявший ближе к центру площадки, должен бежать к щиту соперников спиной вперёд, чтобы не пропустить первой передачи мяча, если она будет адресована ему [20, 21].

в) Действия игрока при ловле мяча. Баскетболиста часто допускают ошибки, внимательно следя за мячом лишь до тех пор, пока он не окажется у них в руках. И после этого они, только оглядываются по сторонам. При этом требуются те доли секунд, которые как раз нужны для успешного проведения комбинаций или завершения быстрого прорыва. Игрок ещё до приёма мяча обязан оценить игровую ситуацию. Для этого в последний момент, когда мяч в воздухе и совсем рядом, он должен перевести взгляд на поле. Тогда он сможет мгновенно передать мяч партнёру, занявшему выгодную позицию или сам устремиться в атаку.

г) Действия центрового игрока. Центровой игрок, ожидая передачи, часто стоит спиной к щиту соперников и видит большую часть площадки. Получив от партнёра мяч голову поворачивает направо (в зависимости от места своего расположения) и сразу же оценивает игровую обстановку на всей площадке. Теперь успех во многом зависит от быстроты, с которой центровой примет решение о путях развития или завершения атаки.

В защите:

а) Когда опекаемый с мячом, противодействуя сопернику с мячом, обороняющийся баскетболист внимательно следит за ним. При этом нельзя смотреть, следить за мячом или, например, следить только за направлением взгляда соперника: тому легко будет поймать защитника на финте. Опекая игрока с мячом очень трудно одновременно наблюдать и за ним, и за остальными соперниками. Поэтому целесообразно всё внимание сосредоточить на опекаемом игроке. Узнать же, например, о готовящемся заслоне или перемещении игроков можно от товарищей. Они обязаны в полголоса сообщить об этом [24, 25].

б) Когда опекаемый игрок без мяча.

Если опекаемый игрок без мяча, то защитник должен постоянно поворачивать голову, наблюдая и за мячом и за личным соперником. Защитник обязан не на секунду не выпускать из поля зрения опекаемого игрока. И если невозможно уследить за мячом и за соперником одновременно, то нужно смотреть на нападающего. После того, как подопечный нападающий сделал бросок по корзине или передал мяч партнёру, защитник ни в коем случае не должен упускать опекаемого игрока из-под зрительного контроля. Именно в этих случаях у начинающих защитников часто встречаются грубейшие ошибки, они преследуют подопечного, устремляющегося к кольцу, после передачи поворачиваясь спиной к кольцу и, упускают его из поля зрения. Вот этим часто пользуются опытные нападающие, которые вслед за поворотом головы передают мяч в спину неправильно действующего защитника, он же, не видя, не в состоянии помешать передаче. После удачного завершения атаки или при перехвате мяча соперниками, нападавшие игроки вынуждены переключиться на оборону. И тут многие баскетболисты устремляются на свою сторону площадки, перевернувшись спиной к щиту соперников. Это непростительная для классного игрока ошибка - она создает соперникам возможность быстрого прорыва

При переходе от атаки к защите, баскетболисты обязаны, отступая спиной вперёд, видеть как мяч, так и соперников. Для этого необходимо развитое периферическое поле зрения [17, 18].

В заключение данной главы можно сделать следующие выводы:

Баскетбол - прекрасное средство всестороннего развития детей школьного возраста. Игровой метод позволяет осваивать элементы сложной координационной структуры, развивать быструю реакцию, расширять периферическое и глубинное пространственное зрение, оперативное мышление. В процессе игры формируется специфическое мышечное «чувство мяча», позволяющее точно дозировать мышечные усилия при бросках, передачах мяча на различные расстояния. Юные баскетболисты развивают в играх моторный интеллект, тактическое мышление, повышают скорость переработки информации, вырабатывают способность к творческому решению двигательных задач, повышают умственную работоспособность.

Техника баскетбола включает в себя сложившуюся в процессе развития вида спорта совокупность приемов, способов и их разновидностей, позволяющих наиболее успешно решать конкретные задачи.

Технико-тактическая подготовка - это процесс овладения специальными двигательными навыками, развития тактического мышления, творческих способностей, периферического зрения.

Умение видеть поле осуществляется за счет бокового (периферического) зрения, которое в сочетании с технической подготовкой является основой тактического мастерства баскетболистов. Тактически грамотный игрок должен обладать хорошо развитым периферическим зрением и высокой техникой игры. Это поможет игроку разобраться в игровой обстановке, и подскажет, что он должен делать в данный момент игры; позволит реализовать объективные наблюдения.


 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.