Работа над расширением пассивного словаря. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Работа над расширением пассивного словаря.

2021-04-19 77
Работа над расширением пассивного словаря. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В норме морфологические элементы слов начинают опознаваться при накоплении детьми небольшого словарного запаса. Примечательно, что разряд слов - названий действий, т.е. глаголов, составляет 1/2 часть от разряда слов - названий предметов, т.е. существительных.

При нарушении развития речи глагольный словарь ничтожно мал по отношению к довольно обширному предметному словарю. В тоже время этот словарный запас всегда недостаточен для календарного возраста детей. Известно, что развитие понимания речи и расширение пассивного словаря ребенка позволит ускорить появление у него активной речи новых лексических единиц.

Предлагаемые ниже задания расположены приблизительно по возрастающей сложности их выполнения.

Предложенные задания направлены не только на расширение пассивного словаря, но и на обучение детей различать некоторые грамматические формы слов, а также различать слова близкие по звучанию или имеющие сходство с предметной ситуацией.

Существительные

Введение в пассивный словарь ребенка новых незнакомых слов.

Перед ребенком выкладываются предметные, сюжетные картинки и реальные предметы незнакомые ребенку. Логопед объясняет значение этого слова, показывает картинку или предмет. Дает время ребенку рассмотреть, потрогать, поиграть с ним.

Затем в процессе игры логопед проверяет усвоил ли ребенок новое слово. При этом проверяются не только новые слова, но и повторяются слова уже хорошо знакомые ребенку.

Игра «Покажи, где нарисовано (лежит)...?»

высокочастотная лексика

мяч дерево

палитра пирамидка

кружка блюдце

среднечастотная лексика

колено форточка

ресницы локоть

подоконник плечо

малочастотная лексика

клумба памятник

клубок табуретка

торшер мальберт

знание времен года и суток, явлений природы

осень утро облако

зима вечер молния

лето рассвет ураган

знание частей предмета

воротник карман ствол

петля рукав ветки

пояс крышка почки

знание названий жилищ

дупло будка

нора берлога

гнездо скворечник

знание частей тела

лоб колено

брови грудь

щеки подбородок

знание предметов по их назначению

Игра «Покажи то, чем ты будешь (кушать, рисовать, играть)...?», Покажи, что ты оденешь, когда пойдешь... (на прогулку, на праздник, спать)?»

Глаголы

Предлагаются сюжетные картинки.

Игра «Покажи кто...?»

с изображением действий

скачет стирает вяжет

прыгает причесывается рубит

летает подметает режет

изображением животных

воркует кудахчет квакает

чирикает крякает пищит

кукарекает каркает гогочет

изображением профессий

варит (повар) тракторист (пашет)

строит(строитель) лечит (врач)

шьет (портниха) продает (продавец)

изображением предметных картинок

Предложить ребенку запомнить и выполнить два-три действия, сформулированные в одной просьбе: «Возьми стакан, налей в него воды и дай Маше», «Возьми игрушку, поставь ее на место и сядь за стол»

Прилагательные

Работа с ребенка проводилась по инструкции: «Покажи где...?», «Покажи, что бывает …?»

Закрепляется знание ребенком:

формы, цвета, величины и веса

вкусовых, температурных, тактильных ощущений

обозначений высоты, толщины, длины, ширины

Работа над развитием активного словаря

Введение в повседневную речь новых слов и закрепление уже имеющихся.

Существительные.

Закрепление знания названий:

домашних животных и птиц, диких животных и птиц, рыб, насекомых, морских животных

фруктов, овощей, ягод, деревьев, цветов

обуви, головных уборов, мебели, посуды

времени суток, времен года, явлений природы, транспорт

одежды, частей тела человека.

Глаголы

Закрепление названий действий

кто что делает

кто как подает голос

что делают этим предметом

З. Прилагательные

Закрепление в повседневной жизни знаний признаков предмета

вес, цвет, форма, величина

тактильные ощущения, вкус, температура

высота, толщина, ширина, длина

Формирование семантической структуры слова и лексической системности

Классификация

Ребенку предлагаются сюжетные картинки с изображением мебели и животных: стол, тигр, кот, диван, корова, волк, стул, кровать.

Закрепление умений детей классифицировать предметы по различным признакам или относящихся к разным группам.

семантически далеких предметов

И: Раздели все картинки на две группы

семантически близких предметов

И: Возьми картинки с изображением животных, и разложи их на группы дикие животные - домашние животные


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.