Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2021-04-19 | 130 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Рис.
- красный - уровень развития лексического строя детей контрольной группы;
синий - уровень развития лексики детей с ОНР до начала обучения;
желтый - уровень развития лексики у детей с ОНР после обучения.
Таблица 6. Сравнительные показатели сформированности лексики детей экспериментальной группы до и после обучения
Уровни выполнения заданий | Виды экспериментальных заданий | |||||||
Уровень сформированности навыков (в %) | ||||||||
Пассивный словарь | Активный словарь | Семантическая структура лексическая системность | Словообразование | |||||
До | После | До | После | До | После | До | После | |
Высокий | 13,3 | 26,5 | 6,6 | 11,8 | 20 | 31,2 | 3,3 | 8,7 |
Средний | 53,4 | 73,5 | 53,4 | 88 | 47,6 | 68,8 | 46,7 | 71,3 |
Низкий | 33,3 | - | 40 | - | 33,3 | - | 40 | - |
По полученным результатам можно увидеть, что дети экспериментальной группы успешно справились с заданиями.
Положительная тенденция наблюдалась у детей с ОНР при выполнении всех видов заданий. Особенно заметным это было при выполнении заданий на расширении словаря.
Анализируя результаты проведенного коррекционного обучения, нами было отмечено, что детей с «низким» уровнем выполнения заданий в экспериментальной группе не оказалось.
Весь процесс коррекционного обучения имел четкую коммуникативную направленность. Усвоенные элементы языковой системы включались в непосредственное общение. Мы стремились к тому, чтобы научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных и новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности.
Исследования показали, что уровень сформированности навыков общения детей повысился. В исследуемой группе уже не было детей, которые отказались бы от выполнения заданий.
|
Таким образом, под воздействием коррекционного обучения у дошкольников с ОНР происходят положительные изменения в развитии речевой деятельности и овладении знаками языка.
Это свидетельствует о том, что использованная нами методика коррекционного обучения достаточно эффективна при формировании лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Заключение
Анализ специальной литературы по проблеме исследования показал, что процесс овладения родным языком по разделу лексика определен, как один из актуальных в методике коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитие речи.
Процесс усвоения ребенком лексики очень важный. При общем недоразвитии речи формирование словообразования происходит с трудом, чем овладение словарем.
В процессе формирования лексики, осуществляется выделение (первоначально - на практическом, неосознанном уровне) морфем и соотнесение их с лексическим или грамматическим значением.
На основе этого возникают языковые обобщения: морфологические и
синтаксические.
Только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно моделирует собственные речевые высказывания.
При определении программы изучения состояния лексики и анализе полученных результатов, мы основывались на данных соответствующей психологической, психолингвистической, логопедической и специальной педагогической литературы.
Наиболее полно вопросы формирования лексических компонентов речи у детей с ОНР дошкольного возраста освещены в работах Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Т.Б.Филичевой и многих других.
Исследования этих авторов позволили получить общее представление о теоретических и практических аспектах проблемы формирования лексики детей с ОНР старшего дошкольного возраста, об общих методических подходах по содержанию коррекционно-логопедической работы соответствующего раздела.
|
Изучение и анализ специальной литературы по проблеме исследования помогли нам в составлении программы констатирующего экспериментального исследования, а также при определении содержания коррекционно-логопедической работы.
Выявление особенностей детей с ОНР III уровня речевого развития и полученные данные по констатирующим исследованиям учитывались нами при проведении коррекционного обучения.
При сравнении экспериментальное исследование показало, что у дошкольников с ОНР уровень выполнения заданий значительно ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием.
По завершению обучающего эксперимента было проведено контрольное констатирующее исследование. Данные контрольного исследования показали наличие положительной динамики в формировании у детей с ОНР лексики.
Сравнительные данные результатов экспериментального обучения, направленного на формирование лексики детей экспериментальной группы до и после обучения, отражены в таблице 6.
Особенно хорошо это видно при выполнении детьми заданий на расширение объема словаря, а также по навыкам словообразования.
Из таблицы 6 видно, что после проведенного обучения детей с «низким» уровнем выполнения заданий не осталось.
Анализ результатов показал, что у детей стал значительно выше показатель сформированности навыков словообразования.
При надлежащим педагогическом воздействии дети с ОНР значительно повышают свою коммуникативную активность, значительно снижается число речевых ошибок: при согласовании существительных с глаголами; согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже, словообразовании и так далее.
Предложенная нами программа обучения детей с ОНР III уровня речевого развития оказалась эффективной в работе с этими детьми.
Данные литературного обзора, результаты, полученные в ходе обучающего и контрольного эксперимента, а так же опыт работы с детьми с нарушениями речевого развития в условиях детского дошкольного учреждения комбинированного вида позволяют сделать следующие выводы:
1. Изучение специальной литературы по теме позволило сделать заключение о том, что дошкольники с ОНР с трудом усваивают нормы лексико-грамматического оформления речи.
2. Проведенный в ходе исследования констатирующий эксперимент позволил выделить уровни сформированности лексического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
|
3. В ходе проведения формирующего эксперимента в обучении детей присутствовали следующие разделы:
- развитие словарного запаса детей;
развитие лексико - грамматического строя речи;
- развитие высших психических функций, составляющих психологическую базу речи.
4. В коррекционной работе использовались методы, описанные в литературе по логопедии, психологии, нейропсихологии, что позволило добиться хорошего результата.
5. После завершения коррекционного обучения был проведен контрольный эксперимент с целью сравнения его результатов у участников контрольной и экспериментальной групп.
. Контрольный эксперимент наглядно показал успешность коррекционной работы и ее необходимость для детей с ОНР. Некоторые виды лексических трудностей в речи детей экспериментальной группы исчезли совсем, количество же других было ниже, чем у дошкольников из контрольной группы.
Список литературы
.Александрова Т.В. Практические задания по формированию речи у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей / Т.В. Александрова. СПб.: Детство-Пресс, 2004.- 48 с.
.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для детского сада / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
.Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич.- М.: 1979.-12. - С.24-27.
.Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. Монография / Н.Ю. Борякова.- М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2003.- 136 с.
.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев.- М.: Просвещение, 1987.-15. - С.21-32.
.Глухов В.П. Особенности формирования связной речи у дошкольников с общим речевым недоразвитием. / В.П. Глухов.- М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001.- 194 с.
.Глухов В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. / В.П.Глухов.- М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова,2004.- 168 с.
.Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией / О.Е. Грибова // Дефектология. - 1995. - №6.- С. 7-16.
.Гриншпун Б.М. Развитие коммуникативных умений и навыков дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью / М.Б. Гриншпун, В.И. Селиверстов // Дефектология. - 1988.- №23. - С. 32-46.
|
.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи / Л.Н. Ефименкова.- М.: Просвещение,1985.- 112 с.
.Жукова Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: Книга для логопеда / Н.С. Жукова, ЕМ. Мастюкова, ТБ. Филичева.- Екатеринбург, 2000.- 320 с.
.Жукова Н.С. Преодоление задержки речевого недоразвития у дошкольников / Н.С. Жукова, ЕМ. Мастюкова, Т.Б.Филичева- М.: Просвещение, 1973.- 222 с.
.Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. / Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 1971.- 191 с.
.Колояжная Т.П. Речевое развитие ребенка в детском саду.
.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: 2002,- 160 с.
.Кузнецова Т.Г. Формирование фразовой речи у дошкольников/ Т.Г. Кузнецова// Дефектология. - 1995.- №1.- С. 71-79.
.Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. - М.: 2003. - 304 с.
.Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2001.- 224с.
.Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. Ростов н/.Д: Феникс, СП6.: Союз, 2004.- 224 с.
.Лейтес Н.С. Возрастные особенности умственного роста / Возрастная и педагогическая психология / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. -М., 1999. -С. 195-204.
.Лурия А.Р. Язык и сознание /А.Р. Лурия. - М.: МГУ, 1998. 336 с. М., 1994.- 344 с.
.Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика, ранний дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова. - М., 1997.- 304 с.
.Методика развития речи детей дошкольного возраста Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. - М.: Просвещение, 1984. - 240 с.
.Методы обследования речи детей: Пособие диагностики речевых нарушений / Г.В. Чиркина, Л.В. Спирова, Е.Н. Российская. - М.: АРКТИ, 2005. -240 с.
.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Г.В. Чиркина, Л.Ф. Спирова, АВ. Ястребова и др. М.: АРКТИ, 2005. - 40 с.
.Нарушения речи у дошкольников/Сост. Р.А. Белова-Давид. - Просвещение, 1972. - 32 с.
.Новые подходы: Методические рекомендации / Т.П. Колодяжная, Л.А. Колунова.- Ростов-н/Д.: ТЦ Учитель, 2002.- 32 с.
.Основы логопедической работы с детьми. / Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова и др.- М.: 2002.-240 с.
.Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. -367 с.
.Подготовка детей к школе в детском саду. / Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. - М.: Педагогика, 1977.- 160 с.
|
.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Ж.В. Антипова, Т.В. Волосовец, Л.П. Зернова и др. - М.: Просвещение, 1984. -223 с.
.Просвещение, 1974.-288 с.
.Развитие речи детей дошкольного возраста / В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др. - М.: Просвещение, 1984.- 223 с.
.Сазанова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Комплексный подход. / С.Н. Сазанова. - М.: 2003, - 144 с.
.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми./ В.И. Селиверстов. - М.:1979 - 244с.
.Специальная дошкольная педагогика. / Е.А. Сребелева. АЛ. Венгер, Е.А. Екжанова и др. - М.: 2004. - 200 с.
.Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. - М.: 2004. - 200 с.
.Тимонен Е.И. Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа): Методика планирования и содержание занятий (из опыта работы) / Е.И. Тимонен, Е.Т. Туюлайнен. - Спб., - 80 с.
.Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1981.- 159 с.
.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно: Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет Т.А. Ткаченко. - М.: 2003. - 112 с.
.Туманова Т.В. К проблеме нарушения письма у школьников с недоразвитием речи / Изучение нарушений письма и чтения: Итоги и перспективы: Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексий. - М.: 2004. - С. 263 - 268.
.Туманова Т.В. К проблеме развития процессов словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова //Дефектология.- 2004.- №5.- С. 34-41.
.Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова. - М.: 2002. -105 с.
.Ушакова О.С. Методика развитая речи детей дошкольного возраста/ О.С. Ушакова, ЕМ. Струнина. - М.: 2003. -288 с.
.Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи / Т.Н. Ушакова//Дефектология. -2004. - №5 - С. 4-15.
.Филичева Т.Б. дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: ГНОМ и Д, 2000. -350 с.
.Филичева Т.Б. Основы логопедии. / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.- 3 с.
.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. / Т.Б. Филичева.- М.: 2000.- 350 с.
.Филичева Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина //Дефектология. - 1985.- №4. - С. 72-78.
.Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М.: Айрис-пресс, 2004. - 224 с.
.Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина.- М.: АРКТИ, 2002.- 136 с.
.Фотекова Т.А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития/ Т.А. Фотекова //Дефектология. -2003. - №1. - С. 23-33.
.Цейтлин С.Н. Язык и ребенок; Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. - М.: ВЛАДОС, 2000.- 240 с.
.Чуковский К.И. От двух до пяти / К.И. Чуковский // Сочинения.
.Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А.Зимина. - М.: 2003.- 240 с.
.Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М., 1960. -287 с.
.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б.Эльконин. - М.: 1958.- 119 с.
.Яссман Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития / Л.В. Яссман //Дефектология. - 1976.- № 23.- С. 35-43.
Приложение
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!